Функции психики
46
Психика (с греч. — душа) — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Мозг и нервная система – органы психической деятельности, выполняющие имплицитные функциикоординации взаимодействия организма со средой. К имплицитным (заданным изнутри) функциям относятсягностические, аффективные и реактивныеформы психической деятельности.
Психика и органы чувств – инструменты психологической деятельности, выполняющие эксплицитные(заданные извне) функции координации взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. К эксплицитным функциям относитсякоммуникативное, информационное, когнитивное, эмотивное, конативное, креативноесодержание предметно-преобразовательной деятельности человека.
Координирующая деятельность психики совершается посредством следующих имплицитных функций: гностических, аффективных, регуляторных.
Они вытекают из нервно-психической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств принимает воздействия внешнего мира и ассимилирует их в сведениях о предметах взаимодействия, тем самым, осуществляя гностические функции. В то же время мозг соотносит сведения о свойствах предмета с их полезностью или вредностью для организма и вырабатываетаффективноеотношение к предмету в целом; тем самым он определяет соответствие данного предмета потребностям организма. Одновременно мозг по проводящим путям нервной системы посылает ответные импульсы (команды) в мышечно-двигательную систему, вызывая соответствующие мышечные сокращения, которые, в свою очередь, проявляются в телесных движениях и в предметных действиях, направленных либо на овладение предметом, либо на отталкивание его (избегание), тем самым осуществляет регуляторные функции.
Таблица
Имплицитные функции психики
Гностические | Аффективные | Реактивные | ||
Познание | Переживание | |||
Знание | Оценка | Поступок | ||
Ум | Чувства | Воля |
Гностические функции психики
Гностические функции психики выполняют осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах.
Гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в познавательную деятельность, где задача получения знаний становится главным (доминирующим) мотивом психической активности человека. Знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума — важнейший компонент структуры личности.
Посредством гностических функций человек ассимилирует потоки психофизических воздействий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущения, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует с ними в своем сознании, совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате человек получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, планирует свои действия, поступки и деятельность, вырабатывает представление о мире.
Аффективные функции психики
Аффективные функции психики проистекают из нашего отношения к объектам взаимодействия. Любой психический акт представляет собой единство гностических и аффективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении — актуальная потребность нашего организма в этом объекте. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему.
Гностические функции позволяют нам определить полезность—бесполезность объекта вообще, а аффективные — нужность—ненужность в конкретной ситуации. Кроме того, аффективные функции предупреждают нас об опасности объекта для нашего организма; предупреждение приходит в виде отрицательных эмоций, которые этот объект вызывает. Положительные эмоции притягивают нас к объекту, а отрицательные — отталкивают.
Например, холодный объект в одном случае может оказаться приятным, если мы разгорячены напряженной работой. В другом случае этот же объект вызовет отрицательную эмоцию, если у нас повышенная температура тела в результате сильной простуды. В первом случае мы постараемся удержать объект в своих руках, во втором постараемся избежать соприкосновения с ним.Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями в процессах переживания и подвергаются субъективной оценке, которая переносится на объект взаимодействия. Эта оценка производится по шкале «плохой—хороший», которая связана со шкалой отношения «нравится — не нравится». При этом сначала возникает отношение и лишь потом оценка.
Оценка в результате переживания своей эмоции может перестроить наше отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов необходимого взаимодействия с ним. В этом случае происходит переосмысление значимости объекта для перспективных (отсроченных) потребностей субъекта. Оценка снимает напряжение между эмоциональной привлекательностью—непривлекательностью объекта и его практической значимостью. Она результирует процесс переживания наших отношений к объекту. В качестве примера можно напомнить сюжет басни «Лиса и виноград». Вы помните, что виноград сначала нравится (отношение) лисе, но поскольку его ей не достать, привлекательность винограда подвергается переоценке (зелен). Лиса таким способом вытесняет свою актуальную потребность через оценочное искажение образа винограда (объекта), перестраивая первичное эмоционально-психическое отношение к нему на оценочно-чувственное с противоположным знаком, чтобы сохранить свое личностное достоинство.
Переживания эмоций через оценку (аксиологическую деятельность) трансформируются в чувствах, которые являются важнейшим компонентом структурной организации личности. В чувствах ассимилируются аффективные процессы и состояния в результате интеллектуальной рефлексии. В них отражается устойчивое отношение человека к объектной реальности внешнего мира. Они предопределяют субъектные установки и позиции человека, будучи источником индивидуализации личности и субъективности в поведении и деятельности.
Аффективные функции выступают психофизиологическим источником субъективности в психической деятельности человека. Аффективная субъективность лежит в основе непроизвольных (подсознательных) отношений человека к объективной реальности, а вместе с гностическими функциями — в основе произвольных (сознательных) отношений. Эти отношения трансформируются в структуре личности в конкретные черты характера.
Регуляторные функции психики
Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми.
Координация внутренних психических процессов осуществляется на основе безусловных рефлексов, механизм которых врожден и, следовательно, обусловлен биогенетически. Он проявляется в паттернах инстинктивных реакций. Например, моргание, сужение или расширение зрачков, непроизвольное отдергивание руки и т. п.
Управление взаимодействием с предметами внешнего мира происходит по закономерностям динамики условных рефлексов и ориентировочно-исследовательской деятельности в пространстве своего бытия. Например, по запаху пищи вы определяете ее полезность или вредность для употребления, по сигналу светофора останавливаетесь или переходите улицу.
Налаживание отношений с окружающими людьми происходит по законам психологической, социально-психологической и социальной деятельности, Например, мы выбираем партнера для совместной деятельности, который подходит нам по конкретным качествам своей личности.
Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека.
Регуляторные функции психики в человеческих отношениях проявляются через поступки человека, которые всегда содержат нравственный компонент социального поведения.
Механизмы такого поведения заключены в особых правилах и символике общественной жизни (ритуалах, обычаях, традициях, законах).
Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения. Поэтому воля становится базисным процессом регуляторных функций психики. В волевых качествах происходит ассимиляция регуляторных функций психики. Воля — это стержневой компонент структурной организации личности. Например, с ее ослаблением (абулией) связан распад личности, что отмечается в клинической практике психических расстройств.
Имлицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга. Поэтому они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенностей мозга и закономерностей высшей нервной деятельности, которую мозг осуществляет. Эта зависимость психической деятельности от деятельности мозга выражена формулой «Психика есть функция мозга».
Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи
Автор: Сухомлинова Анна Олеговна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 25.12.2019 2019-12-25
Статья просмотрена: 667 раз
Скачать электронную версию
Скачать Спецвыпуск VIII Московская международная научно-практическая студенческая конференция «Болезнь и здоровый образ жизни» (pdf)
Библиографическое описание:Сухомлинова, А. О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи / А. О. Сухомлинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65656/ (дата обращения: 20.02.2023).
В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеченность в патологический процесс у детей с речевыми нарушениями психических процессов, функционально связанных с дисфункцией теменно-височно-затылочных структур по сравнению с детьми группы нормы.
Ключевые слова: гностическая функция, нарушения речи.
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей. Год от года количество детей с такими нарушениями увеличивается, а значит встает проблема своевременной диагностики, а также нахождение путей коррекции нарушений речи.
Гнозис является одной из важнейших психических функций, которая обеспечивает всю познавательную деятельность ребенка. На ранних этапах развития ребенка гнозис является той базой, на которой формируется речь. При этом формируясь, речь также качественно перестраивает гнозис, делая его произвольным и целенаправленным.
Цель исследования — изучение гностической функции у детей в норме и с речевой патологией.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности гностической функции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Сравнить сформированность гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.
Объект исследования — гностическая функция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности гностической функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.
Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, которые имеют нарушения речи.
Методики исследования.
Для обследования была применена схема нейропсихологического обследования для детей старшего дошкольного возраста(5–6 лет), разработанная: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потаниной, А. Е. Соболевой. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста 5–6 лет. Из них 13 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Группу нормы составили 13 детей без речевых нарушений.
Результаты исследования:
Анализ результатов исследования показал, что дети с речевыми нарушениями хуже справляются со следующими пробами на зрительный гнозис: узнавание реалистических (р=0,006), перечеркнутых (p=0,001), наложенных (р=0,001) изображений. Нарушения представлены в виде фрагментарности восприятия, трудностей симультанного синтеза, несформированности предметного гнозиса. Импульсивность восприятия характерна как для детей с нарушениями речи, так и для группы нормы. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в зрительном гнозисе
Детьми с нарушениями речи было допущено больше ошибок при оценке акустического гнозиса (р=0,003) в результате несформированности акустического гнозиса и слабость акустического внимания. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в акустическом гнозисе
Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов при исследовании узнавания пространственно-ориентированных простых фигур Бентона в большей степени характерны для детей с речевыми нарушениями (р=0,001). Данные представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в пространственном гнозисе
Исследование тактильного гнозиса показало наличие ошибок в виде расхождения более чем на 1 см при локализации прикосновения у детей с речевыми нарушениями (р=0,02). Не было выявлено игнорирования прикосновения ни на одной из рук. Данные представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в тактильном гнозисе
Маловыраженными являлись ошибки в пробе на идентификацию эмоций. Так не было выявлено ошибок в идентификации эмоций по знаку. У одного ребенка с нарушением речи была выявлена единичная ошибка в идентификации эмоции по качеству.
Корреляционный анализ показал, что у детей с нарушением плавности речи отмечаются: несформированность предметного гнозиса (rs=0,433, при р
Выводы:
1) Наиболее выраженными у детей с речевыми нарушениями являются трудности узнавания реалистических, перечеркнутых, наложенных изображений, возникающих в результате фрагментарности восприятия, трудности симультанного синтеза, нарушении акустического и тактильного гнозиса.
2) Для обеих групп характерны ошибки восприятия пространственных стимулов в пробе на узнавание фигур Бентона, но дети с нарушениями речи допускают значимо больше ошибок.
3) Нарушение зрительного, тактильного, акустического и пространственного гнозиса наиболее характерно при расстройстве лексико-грамматического строя речи.
4) Для детей с речевыми нарушениями характерна несформированность функций теменно-височно-затылочных структур.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, ребенок, гностическая функция, сравнительный анализ симптомов, нарушение, нормальное речевое развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ранговая корреляция, речевая патология.
Ключевые слова
нарушения речи, гностическая функциягностическая функция, нарушения речи
Похожие статьи
Аспекты изучения психолого-педагогических
нарушений речевого. ..Дошкольный возраст в этом отношении обладает наибольшей сензитивностью развития речевых функций. Как отмечает Т. Б. Филичева, к концу дошкольного периода у ребенка должны быть сформированы навыки правильного произношения всех звуков речи.
Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития…Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.
Особенности пространственных представлений у
детей…В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.
Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи…
Особенности
речевого развития детей дошкольного возраста…причины отклонений речевого развития, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений
Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…
Особенности социализации
детей с нарушенным развитием речиДети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А…
Психологические аспекты причины возникновения
нарушений…Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. У двуязычных детей отмечается большее количество и разнообразие слов
ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение…
Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития
речи…Цель исследования: выделить нейропсихологические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести программу нейрокоррекции, сравнить и проанализировать данные первичной и повторной диагностик.
Проблемы изучения и формирования
речевой готовности…Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь
Потребность детей в общении будет определять их речевое развитие.
Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в
Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая
Литература: О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в…
Похожие статьи
Аспекты изучения психолого-педагогических
нарушений речевого…Дошкольный возраст в этом отношении обладает наибольшей сензитивностью развития речевых функций. Как отмечает Т. Б. Филичева, к концу дошкольного периода у ребенка должны быть сформированы навыки правильного произношения всех звуков речи.
Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития…Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.
Особенности пространственных представлений у
детей…В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.
Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи…
Особенности
речевого развития детей дошкольного возраста…причины отклонений речевого развития, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений
Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…
Особенности социализации
детей с нарушенным развитием речиДети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А…
Психологические аспекты причины возникновения
нарушений. ..Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. У двуязычных детей отмечается большее количество и разнообразие слов
ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение…
Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития
речи…Цель исследования: выделить нейропсихологические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести программу нейрокоррекции, сравнить и проанализировать данные первичной и повторной диагностик.
Проблемы изучения и формирования
речевой готовности. ..Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь
Потребность детей в общении будет определять их речевое развитие.
Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в
Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая
Литература: О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в…
Гностицизм — Энциклопедия Всемирной Истории
Гностицизм — вера в то, что люди содержат в себе частичку Бога (высшее благо или божественную искру), которая упала из нематериального мира в тела людей. Вся физическая материя подвержена распаду, гниению и смерти. Следовательно, эти тела и материальный мир, созданные низшим существом, являются злом. Частицы Бога, пойманные в ловушку материального мира, но не знающие о своем статусе, требуют знания ( gnosis ), чтобы сообщить им об их истинном статусе. Это знание должно исходить извне материального мира, и тот, кто приносит его, является спасителем или искупителем.
В течение первых трех столетий христианства не было центральной власти до обращения римского императора Константина Великого в 312 г. н.э. Христианские общины учили многим различным взглядам. Во 2 веке н. э. некоторые группы, ныне именуемые христианами-гностиками, утверждали, что имеют доступ к «тайным знаниям» о природе вселенной, природе Христа и о том, что его появление на земле значило для верующих. В середине 2 века н.э. группа христианских лидеров, задним числом именуемых Отцами Церкви (Иустин Мученик, Ириней, Тертуллиан и другие), написала тома против этих христиан-гностиков.
Удалить рекламу
Реклама
Гностики, как и Отцы Церкви, получили образование в различных философских школах. Многие школы разделяли теории Платона (428/427 — 348/347 до н. э.) и его взгляды на вселенную. Для Платона «бог» (или «высшее благо») существовал за пределами материальной вселенной, был совершенен и поэтому не мог создать несовершенный мир. Он постулировал существование вторичной силы, «Полу-Побуждения», которая создала материю, субстанцию физического царства. Большинство гностических систем поддерживали эту точку зрения.
Гностические концепции отражают современную школу философии, известную как экзистенциализм («как и почему мы существуем?»). Гностики задавали и отвечали на такие вопросы, как: «Кто я?» «Откуда я взялся?» «В чем смысл жизни?» «Почему я здесь?» и «Каково мое истинное я?»
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Богословие
Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя близнецовые концепции ортодоксии и ереси.
Гностики продвигали концепции радикального дуализма, управляющие Вселенной. Это было поляризовано как душа/искра против плоти, свет против тьмы. Бог, который не творит, изначально эманировал архонтами (силами), подобно свету от солнца, видимому, но не физическому. Один из архонтов, София («мудрость»), в момент слабости произвел на свет Полупризыв, который затем создал физическую вселенную, включая людей. В философской мысли logos («слово») были принципом рациональности, связывающим высшего бога с материальным миром.
Некоторые системы утверждали, что существовали мифические «пре-Адам-и-Ева» до их проявления в виде людей в Эдемском саду. В гностическом понимании падение произошло в результате физического творения. В соответствии с «единством» вечного Бога гностики продвигали идею андрогинности или союза полов. После грехопадения logos , предсуществующий Христос, пришел на землю в человеческом облике, чтобы научить человечество, как вернуться к этой изначальной андрогинности и воссоединиться с Богом. По их мнению, Бог послал Христа восстановить первоначальный космос. Поскольку божественная искра внутри людей уснула, она не помнила своего происхождения. Людей нужно было пробудить к присутствию в них частички бога; концепция, отражающая дзен-буддизм. Когда это будет достигнуто, правлению архонтов придет конец.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Изобретение Православия/Ереси
Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя двойные концепции ортодоксии и ереси. Этих понятий не существовало в древнем мире. С тысячами различных местных культов в Средиземноморском бассейне не было центральной власти, которая определяла бы, во что люди должны верить. Православие («правильная вера») и ересь (от греческого слова haeresis , «школа мысли») — две стороны одной медали. Еретиками называют так тех, кто с ними не согласен, но обе стороны считают, что у них правильные убеждения.
Гностики были осуждены Отцами Церкви как еретики по следующим причинам:
Удалить рекламу
Реклама
- Гностики продвигали высшего Бога чистой сущности и любви как истинного Бога над Богом-творцом.
- Ко II веку нашей эры христианство было религией, отдельной от иудаизма, но христиане сохранили Бога Израиля и многие учения еврейских Священных Писаний. Гностики согласились с тем, что Бог-творец в Книге Бытия создал вселенную, но творение состояло из злой материи. В некоторых гностических системах Бог Израиля был не только злом, но и самим Сатаной. Таким образом, заповеди Бога Израилева были признаны недействительными.
Creation
Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-ND)
- Гностики утверждали, что их учения исходят непосредственно от Иисуса. В тех евангельских сценах, когда Иисус отводит учеников в сторону, чтобы лучше их информировать, он также обучает секретным вещам, которые им передавались. Отцы Церкви возражали этому притязанием на апостольское предание; что их учения пришли от Иисуса к первоначальным ученикам, которые передали их епископам-основателям своих общин.
- Человеческое тело, состоящее из физической материи, было злом. Для большинства гностических систем Иисус не воплощался в человеческом теле. Они проповедовали концепцию, известную как docetic или «внешность». Иисус появился в образе человека только для того, чтобы он мог общаться с человечеством. Если бы у Христа никогда не было материального тела, центральные столпы христианства, распятие и воскресение из мертвых, были бы аннулированы.
- Гностик после пробуждения изучал небеса и научился перемещаться по различным слоям. В этом смысле гностики рассматривали спасение как личное дело, а не участие остального сообщества. Другими словами, спасение не могло быть достигнуто через крест, церковную иерархию или правила.
- Как только человек успешно прошел через верхние слои атмосферы, его искра, теперь дома, соединилась с божеством; в некоторых системах человек становился Богом.
- В гностических системах существует отрицание того, что становилось стандартным христианским учением, эсхатологией или грядущим возвращением Христа, чтобы возвестить Царство Божье. Для гностиков царство находится внутри человека.
Гностические ритуалы
гностических христиан были крещены и участвовали в Евхаристии (причастии). Гностики действительно пытались продвигать женщин-служителей в евхаристическом богослужении, что приводило их к разногласиям с Отцами Церкви. Самым спорным из гностических ритуалов был «Брачный чертог», где человек достиг «христобытия». В гностическом документе Экзегеза души , язык и метафоры брака были применены в союзе со Христом.
Гностики были первыми, кто практиковал безбрачие (не заключать брачный договор), а также целомудрие (никогда не вступать в половые сношения).
Философские школы учили, что следует заботиться о душе больше, чем о теле ( apathea — «никаких страстей»), не позволяя физическим побуждениям тела управлять своей жизнью. Такие учения были истолкованы как ascesis («дисциплина»), как в спортивной дисциплине тела. Христиане-гностики буквально взяли под контроль тело. Они были первыми, кто практиковал безбрачие (не вступая в брачный контракт), а также целомудрие (никогда не вступая в половые сношения). Таким образом, традиционный жизненный цикл был нарушен; никакие божественные искры больше не будут заперты в физическом теле.
Небольшое меньшинство гностических сект могло придерживаться противоположной точки зрения. Будучи частью злого физического мира, правительства, созданные людьми законы и социальные условности больше не имели силы. Некоторые отцы церкви утверждали, что это привело к сексуальной безнравственности. Мы не можем подтвердить такую практику, но к 18 веку н.э. эти группы были названы развратниками после публикации сочинений французского философа маркиза де Сада (1740-1814 н. э.). Тем не менее, порицая гностиков, отцы церкви восприняли концепцию безбрачия для духовенства. При этом это понималось как живая жертва (отказ от нормальной жены и детей). Эта концепция возвышала духовенство над паствой с чувством святости.
Удалить рекламу
Реклама
Как и все, кто обучался философии, гностики использовали литературный прием аллегории. Аллегория — это рассказ, стихотворение или картина, которые можно интерпретировать, чтобы выявить скрытый смысл, как правило, моральный или политический. В то же время, если человек не настроен на аллегорические символы или смысл, многие гностические писания кажутся среднему читателю невероятно эзотерическими и загадочными. Читая такие тексты, создается впечатление, что они провели свою жизнь в башнях из слоновой кости, созерцая Вселенную. Но они участвовали в собраниях, к которым принадлежали. У них были исследовательские группы, но то, что они изучали, было верховьями вселенной, где обитали градиенты сил. Когда гностик умирал, его искра/душа высвобождалась из его злого тела, но затем должна была вернуться домой. По пути он должен был знать пароли, чтобы пройти через силы и обойти их, чтобы не отвлекаться. Одни системы утверждали, что небес семь, другие — 365 уровней.
Гностические сочинения — Библиотека Наг-Хаммади
Отцы Церкви были ненасытны в своей критике гностических писаний. Ученые, однако, были настроены скептически и не могли быть уверены, что цитаты были точными до 1945 г. н.э. Затем два брата копали селитру в египетской пустыне недалеко от города Наг-Хаммади в Верхнем Египте, когда их лопата наткнулась на большой кувшин, наполненный кодексами (ранними книгами). Они отнесли их к знакомому человеку, который занимался торговлей антиквариатом на черном рынке. Было 13 книг, содержащих трактаты, евангелия и гностические мифы. Они собраны в одном томе, Библиотека Наг-Хаммади . Как оказалось, отцы церкви неплохо копировали. В то время как они использовали цитаты, теперь у нас есть полные тексты для лучшего анализа каждого документа.
Гностические евангелия отличаются от канонических евангелий Нового Завета. В них часто отсутствует повествование или история, и они состоят просто из учений Иисуса, разъясняющих существование истинного Бога.
Удалить рекламу
Реклама
Евангелие Истины
Считалось, что Евангелие Истины было написано Валентином, гностическим учителем из Александрии, который впоследствии был отлучен от Рима (ок. 150 г. н. э.). Одно из самых духовных гностических евангелий, он олицетворял такие абстракции, как Заблуждение, Страх и Надежда, как живых существ. Христос описывается как проявление надежды.
Евангелие от Марии Магдалины
Этот текст неполный, и сохранившаяся копия начинается с середины. После смерти Иисуса ученики чувствуют себя без лидера и встревожены. Один из учеников просит Марию передать любую информацию, которую она может предложить, поскольку было признано, что у Иисуса были с ней особые отношения. Затем Мария сообщает, что после воскресения она получила откровение от Иисуса, который объяснил многие гностические темы, которые мы уже видели.
Мария Магдалина Донателло
Саилко (CC BY-SA)
Евангелие от Фомы
Утверждается, что Евангелие от Фомы было написано близнецом Иисуса и состоит из 114 logia , или высказываний Иисуса. Автор был знаком со многими каноническими притчами и учениями, но Евангелие также подвергает критике традиционную концепцию Иисуса как мессии, продвигая Иисуса больше как просвещенного философа. Это Иисус говорит не искать земного Царства Божьего; она обнаруживается в повороте внутреннего человека. Евангелие от Фомы стало популярным в последние десятилетия в связи с популистским христианским движением, известным как Теология освобождения, которое также учит саморефлексии каждого человека как Христа внутри вас. Густаво Гутьеррес ввел этот термин в свои 19 лет.71 CE book, Теология освобождения . Он критиковал католическую церковь в Латинской Америке за искажение первоначальных учений Иисуса.
Когда тексты Наг-Хаммади стали доступны, многие современные богословы-феминистки восхищались ими за то, что они включали женщин в свои учебные группы и за то, что они продвигали женщин-евхаристических служителей. В то же время группы Нью Эйдж восхищались тем, что они видели как возвышение божественной женственности в Софии. Однако гностики не были эквивалентом современных феминисток. Каждый текст должен быть проанализирован на наличие его понятий. Евангелие от Фомы заканчивается:
Симон Петр сказал ему: «Пусть Мария выйдет из среды нашей, ибо женщины недостойны жизни!» Иисус сказал: «Вот, Я нарисую ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы и она стала духом живым, как вы, мужчины. Ибо всякая женщина, ставшая мужчиной, войдет в Царство Небесное». 118 [114].
Для этой системы женщины будут спасены, отказавшись от своего пола, от своей традиционной роли жен и матерей. Это был способ вернуть женщине единство, концепцию андрогинности.
Евангелие от Филиппа
Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви.
Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви. Это евангелие продвигало двойную форму Христа: Христос был предсуществующей фигурой Искупителя, который обладал человеческим Иисусом из Назарета на период служения. Христос вошел в человека Иисуса, когда голубь приземлился на Иисуса во время его крещения. Во время распятия Христос оставил тело, так что был распят человеческий Иисус. Другая гностическая школа в Александрии, возглавляемая Василидом (120–140 гг. н. э.), учила, что при распятии произошла ловушка и подсказка; был распят Симон Киринеянин (в канонических евангелиях), а не Христос.
Евангелие от Филиппа также известно тем, что стало печально известным в книге Дэна Брауна Код да Винчи — отношениях между Иисусом и Марией Магдалиной. Повторяя сцену, найденную в Евангелии от Марии Магдалины, о том, что у Иисуса были особые отношения с ней, у нас есть строка «….Иисус всегда приветствовал вас поцелуем в…», за которой следует дыра в рукописи. Эта строка может иметь важное значение, а может просто относиться к тому факту, что ранние христиане (включая мужчин) приветствовали друг друга поцелуем в губы.
Евангелие от Иуды
Евангелие от Иуды состоит из бесед между Иисусом и Иудой Искариотом. Его повторное открытие и перевод были опубликованы Национальным географическим обществом в 2006 году нашей эры. До этого он был известен только из сочинений епископа Иринея II века н.э. в его « против всех ересей» .
Евангелие от Иуды
Вольфганг Ригер (общественное достояние)
В отличие от канонических евангелий, изображающих Иуду как предателя, это евангелие утверждает, что Иисус приказал Иуде предать его. Другие ученики не узнали истинного Евангелия, которому Иисус учил Иуду. Во многих сценах Иисус и Иуда обсуждают других одиннадцать учеников, которые воспринимают реальность только через физические чувства. Они продолжают приносить в жертву животных (Иисус высмеивает Евхаристию как каннибализм) и верят, что мученичество спасет их.
Концепции радикального монизма
Многие гностические тексты бросили вызов традиционному пониманию личности. В античных представлениях монизма человек состоял из физического тела и личности. Как древнеперсидская религия, зороастризм, так и школы греческой философии вводили в человека вторую субстанцию — душу (дуализм). В большинстве систем тело и душа работали в гармонии. В гностических текстах тело и душа противостоят друг другу за господство. В более эзотерических текстах гностики вернулись к монизму, единому существу, в котором существование было недифференцированным. Идя еще дальше, некоторые тексты утверждали, что материальный мир и само существование были иллюзией. Именно здесь гностицизм согласуется с древними концепциями индуистской и буддийской философии.
Наследие
В 312 году н.э. Константин I обратился в христианство отцов церкви. Любое несогласие с их учением считалось ересью, и такие тексты приказывалось уничтожать. Мы думаем, что это произошло, когда кто-то (возможно, монах?) закопал тексты в Наг-Хаммади. Теперь ересь рассматривалась как предательство. Гностики, по сути, ушли в подполье, чтобы вновь появиться в Средние века на Балканах (вальдены) и на юге Франции (альбигойцы). Их учения послужили мотивом для создания института инквизиции средневековой церковью в XII веке нашей эры.
Сегодня мы используем термин «агностик», чтобы описать кого-то, кто знает, что что-то существует в связи с божественным, но не уверен, что именно. Первоначальное слово было придумано министром CE 18-го века, который утверждал, что он был агностиком, что означает, в его первоначальном смысле, «не гностик — не один из тех людей». Олдос Хаксли (1894-1963 гг. н.э.) в своих романах придумал агностицизм на том основании, что все знания должны основываться на разуме. Психолог Карл Юнг (1875-1961 гг. н.э.) использовал гностические концепции средневековой алхимии для своей теории архетипов.
Гностические концепции теперь включены в научно-фантастические фильмы, начиная с «Бегущего по лезвию » Ридли Скотта 1982 года. Он был основан на рассказе Мечтают ли андроиды об электрических овцах? Филипа К. Дика. Сюжет касался создания совершенных андроидов, у которых тем не менее стали развиваться человеческие эмоции из-за имплантов памяти в их системах. Хит-релиз братьев Вачовски 1999 года CE, Матрица опирается на гностическое христианство и буддизм, чтобы представить фундаментальную проблему человечества и ее решение с точки зрения невежества и просветления. Из-за невежества люди принимают материальный мир за нечто реальное, но они могут из этого сна с помощью наставника, который учит их их истинной природе.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Уровни гностических функций у ведущих спортсменов каратэ — пилотное исследование
. 2022 1 апреля; 26 (2): 258-277.
doi: 10.1123/mc.2021-0127. Epub 2022 15 марта.
Татьяна Тапайчикова 1 , Давид Лишка 2 , Ладислав Баталик 3 , Клеа П Такер 4 5 , Алена Кобесова 5
Принадлежности
- 1 Кафедра физиотерапии, Факультет здравоохранения, Словацкий медицинский университет, Банска Быстрица, Словакия.
- 2 Кафедра физического воспитания и спорта, Факультет искусств, Университет Матея Бела, Банска-Бистрица, Словакия.
- 3 Кафедра общественного здравоохранения, медицинский факультет Масарикова университета, Брно, Чешская Республика.
- 4 Школа кинезиологии, питания и пищевой науки Калифорнийского государственного университета, Калифорния, США.
- 5 Кафедра реабилитации и спортивной медицины, Второй медицинский факультет и университетская клиника Мотол, Карлов университет, Прага, Чехия.
- PMID: 35290959
- DOI: 10.1123/мс.2021-0127
Бесплатная статья
Татьяна Тапайчикова и др. Блок управления двигателем. .
Бесплатная статья
. 2022 1 апреля; 26 (2): 258-277.
doi: 10.1123/mc.2021-0127. Epub 2022 15 марта.
Авторы
Татьяна Тапайчикова 1 , Давид Лишка 2 , Ладислав Баталик 3 , Клеа П Такер 4 5 , Алена Кобесова 5
Принадлежности
- 1 Кафедра физиотерапии, Факультет здравоохранения, Словацкий медицинский университет, Банска Быстрица, Словакия.
- 2 Кафедра физического воспитания и спорта, Факультет искусств, Университет Матея Бела, Банска-Бистрица, Словакия.
- 3 Кафедра общественного здравоохранения, медицинский факультет Масарикова университета, Брно, Чешская Республика.
- 4 Школа кинезиологии, питания и пищевой науки Калифорнийского государственного университета, Калифорния, США.
- 5 Кафедра реабилитации и спортивной медицины, Второй медицинский факультет и университетская клиника Мотол, Карлов университет, Прага, Чехия.
- PMID: 35290959
- DOI: 10. 1123/мс.2021-0127
Абстрактный
Качественное сенсорное восприятие и схема тела (соматогноз) являются важными аспектами спортивных результатов. В этом исследовании сравниваются стереогнозия, схема тела и кинестезия в группе из 36 соревнующихся спортсменов-карате с контрольной группой из 32 участников из общей популяции. Стереогнозный тест Петри, два теста схемы тела и три теста кинестезии служили инструментами измерения результатов. Не было обнаружено существенной разницы в тесте стереогноза Петри для доминантного (p = 0,389).) или недоминирующей (p = 0,791) руки, ни в тесте на кинестезию (доминантная, p = 0,661 и недоминантная, p = 0,051). Спортсмены-карате показали значительно лучшие результаты в тестах схемы тела, то есть оценке ширины кулака (p = 0,024) и оценке ширины плеч (p = 0,019), а также в тестах на кинестезию, характерных для карате, то есть одиночном ударе ( р = 0,010) и тройной удар (р = 0,001). Это исследование подтверждает, что спортсмены-карате имеют значительно лучший соматогноз и лучшую точность при выполнении быстрых динамических движений по сравнению с населением в целом.
Ключевые слова: схема кузова; кинестезия; проприоцепция; стереогнозия.
Похожие статьи
Тренировочный эффект стационарного предварительно запрограммированного манекена-мишени на время визуальной реакции и соревновательную производительность спортсменов-карате.
Liu YH, Chang ST, Chen SC, Lim AY, Chang CW, см. LC. Лю Ю.Х. и др. J Sports Med Phys Fitness. 2017 ноябрь;57(11):1445-1455. дои: 10.23736/S0022-4707.17.06920-1. Epub 2017 23 января. J Sports Med Phys Fitness. 2017. PMID: 28116882
[Травмы в каратэ: опрос, проведенный во время чемпионата мира 2014].
Тишер Т., Лембке Б., Элленридер М., Гласс Э., Вайгерт В., Миттельмайер В. Тишер Т. и соавт. Спортверлетц Спортшаден. 2016 декабря; 30 (4): 204-210. doi: 10.1055/s-0042-112689. Epub 2016 16 декабря. Спортверлетц Спортшаден. 2016. PMID: 27984832 Немецкий.
Физический и физиологический профиль элитных спортсменов каратэ.
Шаабен Х., Хачана Ю., Франчини Э., Мкауер Б., Чамари К. Шаабен Х. и др. Спорт Мед. 2012 1 октября; 42 (10): 829-43. дои: 10.1007/BF03262297. Спорт Мед. 2012. PMID: 221 Обзор.
Спорт может защитить динамическую остроту зрения от старения: исследование молодых и пожилых спортсменов, занимающихся дзюдо и карате.
Муиньос М., Баллестерос С.