Почему сейчас дети начинают ходить и говорить всё позже | 60.ru
У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка
Фото: Александра Мамонтова / 76.RU
Поделиться
Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни, рассказывает «Доктор Питер».
Но в то же время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.
Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена
— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении. Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.
Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.
Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:
- прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни;
- рассматривать лица и различные объекты;
- взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи;
- ощущать ласковые прикосновения;
- много двигаться.
Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).
— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.
У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.
— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:
- непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела;
- детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу;
- манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.
— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда всё происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.
Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4–5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.
То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно, он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать всё вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.
— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.
Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.
— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.
Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:
- снижается двигательная активность;
- ребенок меньше взаимодействует с другими людьми.
И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.
— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт. — Сначала эти движения рефлекторные, но, начиная с 3–4 месяцев, ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.
Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?
— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учиться писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.
Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.
— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30–40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.
Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.
— Ребенку до 3 лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15–30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.
Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.
— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.
Почему сейчас дети начинают ходить и говорить всё позже | 51.ru
У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка
Фото: Александра Мамонтова / 76. RU
Поделиться
Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни, рассказывает «Доктор Питер».
Но в то же время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.
Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена
— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении. Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.
Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.
Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:
- прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни;
- рассматривать лица и различные объекты;
- взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи;
- ощущать ласковые прикосновения;
- много двигаться.
Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).
— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.
У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.
— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:
- непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела;
- детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу;
- манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.
— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда всё происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.
Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4–5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.
То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно, он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать всё вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.
— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.
Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.
— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.
Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:
- снижается двигательная активность;
- ребенок меньше взаимодействует с другими людьми.
И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.
— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт. — Сначала эти движения рефлекторные, но, начиная с 3–4 месяцев, ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.
Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?
— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учиться писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.
Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.
— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30–40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.
Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.
— Ребенку до 3 лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15–30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.
Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.
— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.
Общение и разговор: младенцы и малыши
Общение и разговор: чего ожидать в раннем возрасте
Младенцы рождаются готовыми к общению с вами.
Новорожденные общаются плачем. Так они сообщают вам, что голодны, чувствуют себя некомфортно, испытывают боль или нуждаются в утешении. Иногда дети плачут без видимой причины.
В течение первых 3 месяцев младенцы начинают использовать свой голос и тело для общения. Например, они будут улыбаться, смеяться, издавать воркующие звуки и двигать руками и ногами, когда они заинтересованы или взволнованы.
Примерно через 3 месяца вы увидите и услышите, как начинает развиваться детский язык. Это происходит, когда вы и ваш ребенок устанавливаете зрительный контакт, взаимодействуете и по очереди, как если бы вы разговаривали.
Примерно через 9 месяцев ваш ребенок даст вам понять, что он чем-то интересуется, глядя, указывая, касаясь и хватая.
Примерно к 12 месяцам ваш ребенок, вероятно, поймет названия вещей, которые он видит или часто использует, например, «чашка», «кукла» или «пальчик».
По мере развития речи вашего малыша в возрасте от 1 до 2 лет вы и ваш ребенок можете начать простые разговоры. Например, они могут обратить ваше внимание на что-то и сказать: «Это?» («Что это?»)
В процессе развития речи в 2-3 года дети начинают использовать слова, чтобы просить о знакомых вещах, таких как еда и игрушки. Они также используют слова, чтобы комментировать вещи, которые их интересуют. Примерно к 3 годам дети могут задавать простые вопросы и отвечать на них, а также следовать простым инструкциям. Они могут начать соединять предложения, используя такие слова, как «и».
Вы можете реагировать на общение вашего ребенка по-разному: мягко говоря и напевая, болтая в чате в течение дня и получая удовольствие от общения друг с другом о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Когда вы отвечаете таким образом, вы побуждаете ребенка продолжать общение, что помогает ему выучить язык. Вы также укрепляете свои отношения с ребенком, что хорошо для его общего обучения, развития и уверенности в себе.
Как разговаривать и общаться с младенцами и детьми младшего возраста
Много разговаривайте с ребенком
Дети учатся говорить, когда родители и опекуны много с ними разговаривают. Вам не нужно выделять специальное время для разговора. Любые разговоры полезны для вашего ребенка. Это включает в себя разговоры, когда вы одеваете или купаете своего ребенка, разговоры во время игры, пение песен и детских стишков, а также чтение.
Когда дети слышат много разных слов, они, скорее всего, сами выучат, поймут и используют множество разных слов.
Настройтесь и ответьте
То, как вы разговариваете с ребенком, важно для того, чтобы помочь ему выучить язык.
Все дело в том, что отвечает вашему ребенку , когда он проявляет интерес к чему-либо. Это начинается с того, что вы настраиваетесь на то, что интересует вашего ребенка или что он пытается вам сказать, а затем говорите ему что-то об этом. Хорошо оставить паузу после того, как вы ответили своему ребенку. Это даст ребенку время обдумать то, что вы сказали, и отреагировать по-своему.
Например, если ваш ребенок указывает на дерево, вы можете сказать: «Это очень большое, огромное дерево, не так ли?» Затем подождите. Ваш ребенок может показывать пальцем, лепетать, визжать или говорить слова. Затем вы можете снова ответить, сказав что-то вроде: «Интересно, какие животные живут на этом дереве? Может быть, опоссумы?»
Замечая и реагируя, ожидая, а затем снова реагируя, вы поддерживаете взаимодействие и помогаете вашему ребенку научиться разговаривать.
Обращайте внимание на сигналы вашего ребенка
Иногда вы можете обнаружить, что ваш ребенок не отвечает, даже когда вы оставляете паузу после того, как что-то сказали. Это нормально, потому что младенцы и малыши тоже любят тихие времена.
Если вы обращаете внимание на своего ребенка, интерес и ответы вашего ребенка будут направлять ваше общение. Например, если ваш ребенок начинает выглядеть уставшим, беспокойным или сварливым, прекратите болтать. Вы можете попробовать еще раз в другой раз.
Темперамент вашего ребенка также может влиять на то, как много и как часто он хочет общаться с вами. Некоторые дети от природы более общительны, а другие более тихие.
Напевный голос, который некоторые взрослые используют при общении с младенцами, называется «речью, обращенной к ребенку» или «парентезом». Это звучит примерно так: «Helloooo babbeeeee, who is liddle baaabeeee?» Это может также включать «детские слова», такие как «bikkie» или «birdie». Этот вид разговора помогает вашему ребенку обращать внимание на ваше лицо и голос, а также слушать звуки, из которых состоит речь.
Советы по общению и разговору с малышами
Вы можете разговаривать с детьми с рождения.
Вот идеи на говорить и общаться с вашим ребенком даже до того, как он сможет ответить:
- Ищите моменты, когда ваш ребенок бодрствует, потому что именно в это время он будет наиболее заинтересован в общении.
- Реагируйте на попытки вашего ребенка общаться. Например, если ваш ребенок устанавливает с вами зрительный контакт, улыбается или тянется к вам, вы можете отреагировать на него энтузиазмом, теплотой и ободрением.
- Если ваш ребенок показывает пальцем или машет рукой, расскажите о том, на что он указывает или машет рукой. Хвалите ребенка, если он машет рукой, а затем машет в ответ.
- Используйте свой тон голоса, чтобы сделать ваш разговор интересным и увлекательным. Много выражений лица тоже хорошо.
- Пойте песни и стишки в машине, в ванне, перед сном — даже если это фальшиво. Пение на втором языке — это весело и помогает вашему ребенку учиться.
- Читайте книги и рассказывайте истории каждый день, если можете. Вы можете говорить о картинках в книгах, вслух размышлять о том, что может произойти дальше, или придумывать свои собственные истории, связанные с картинками. Если ваш ребенок проявляет интерес к чему-то на странице, можно говорить об этом столько, сколько он хочет.
По мере того, как ваш ребенок учится говорить, эти идеи могут развивать его язык и уверенность в качестве собеседника:
- Дайте вашему ребенку время, чтобы найти слова для своих идей, и действительно слушайте, когда он говорит. Например, позвольте ребенку закончить то, что он говорит, прежде чем вы начнете говорить. Это посылает сигнал о том, что то, что говорит ваш ребенок, имеет значение.
- Если вы используете сложные слова, объясните и дополните их, используя описательные слова. Например: «Мы идем к педиатру — это особый врач, который знает все о младенцах и детях».
- Поговорите с ребенком о том, что ему интересно, например, что дедушка может делать сегодня, историю, которую вы прочитали вместе, или что-то, что происходит на улице.
- Расскажите о своем опыте, например: «Сегодня солнечно. Но помните, как мы промокли вчера по дороге домой? Твои носки промокли!»
- Играйте в игры и выполняйте задания, которые помогут вашему ребенку выучить новые слова в увлекательной игровой форме. Например, вы можете играть в «Угадай животное» или искать слова, когда идете в парк или в магазины.
Главное, создать теплые и любящие чувства между вами и вашим малышом. Вы можете использовать простые, приятные взаимодействия, а также игровые идеи, чтобы побудить ребенка говорить, и игровые идеи, чтобы поощрить разговор малыша.
Разговор и коммуникация: когда нужно беспокоиться в раннем возрасте
У детей навыки общения развиваются в разное время.
Например, многие младенцы рано устанавливают зрительный контакт и издают звуки, а другие могут начать говорить только в возрасте около 3 месяцев. Если ваш ребенок не делает что-то в том же возрасте, что и другие, это не обязательно означает, что вам нужно беспокоиться.
Но иногда задержки в коммуникативных навыках могут быть признаками задержки развития, задержки речи или нарушений развития, включая глухоту и потерю слуха, умственную отсталость и аутизм.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы беспокоитесь, поговорите со своим ребенком и медсестрой семейного здравоохранения, вашим врачом общей практики или другим специалистом по детскому здоровью. Если ваш медицинский работник не беспокоится о вашем ребенке, но вы все равно беспокоитесь о нем, вы можете запросить другое мнение.
4 способа помочь вашему ребенку начать говорить
Мы все сталкивались с этим. Вы просматриваете социальные сети и видите видео, на котором 18-месячный ребенок вашего друга из колледжа говорит больше, чем ваш двухлетний ребенок. Вы начинаете паниковать, что что-то не так. Сделайте глубокий вдох. Все в порядке! Ваш ребенок, вероятно, находится именно там, где ему нужно развиваться, но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку начать говорить.
Все дети развивают речь в своем собственном темпе. Я знаю, что вы уже слышали это 500 раз, но я скажу вам снова. Не сравнивайте детей. «Нормальный» — это широкий диапазон. Важно сначала понять как детей осваивают языковые навыки.
Дети как губки. Они впитывают все, что видят и слышат вокруг себя, пока не наполнятся информацией. Чем больше они испытывают, тем большему они учатся. Отличные новости? Существует множество простых концепций, которые вы можете включить в свою повседневную жизнь, чтобы помочь вашему ребенку начать говорить.
1. Моделирование
Когда мы хотим, чтобы наши дети что-то сказали, мы обычно говорим им «скажи, пожалуйста» или «скажи еще». Им нужна модель, а не команда. Мы не хотим, чтобы они чувствовали разочарование или стресс, если они не могут сделать то, что мы просим. Вместо этого попробуйте сказать именно то, что вы хотите, чтобы они сказали, чтобы у них была возможность подражать вам. Если они это сделают, отлично! Если их нет, то все в порядке! Мы не собираемся отказываться от печенья. Мы просто собираемся предоставить модель и двигаться дальше. Снимите давление и дайте им возможность слушать и учиться.
- Вместо «Скажи, пожалуйста», попробуйте: «Можно мне, пожалуйста, печенье?»
- Вместо: «Скажи спасибо» попробуйте: «Спасибо, мама!»
- Вместо: «Помогите» попробуйте: «Помогите мне, пожалуйста!»
2. Расширение
Расширение — отличный способ расширить словарный запас вашего ребенка и познакомить его с различными языковыми понятиями. Помните, дети изучают язык через опыт, поэтому чем больше они слышат, тем больше усваивают. Возьмите слова, которые ваш ребенок произносит во время игры, и используйте их, чтобы создать больше возможностей для изучения языка.
- Ваш ребенок говорит: «машина». Вы скажете: «Это машина! Это большая синяя машина с маленькими черными колесами. Что говорит машина? Бип! Бип!»
- Ваш ребенок говорит: «свинья». Вы говорите: «Маленькая розовая свинка на крыше амбара! Хрю хрю!»
- Ваш ребенок говорит: «автобус». Вы скажете: «Правильно! Желтый школьный автобус!» (Вставьте возможность спеть The Wheels On The Bus)
3. Рассказчик
Вы знаете маленького рассказчика, который живет у вас в голове и думает, что вы звезда фильма Hallmark? Выведите этого рассказчика и поговорите обо всем. Мы делаем так много повседневных дел с нашими детьми в тишине, что можем легко выделить время для изучения языка. Вот несколько сценариев для рассмотрения:
Перекусить:
Вместо того, чтобы в тишине перекусить для вашего малыша, попробуйте следующее: «Мама откроет шкафчик и доставит вам фруктовые закуски! Давайте откроем сумку и посмотрим, сколько их у нас есть. Открытым! Давайте посчитаем (приступим к подсчету фруктовых закусок), ВАУ! Есть десять фруктовых закусок! Я вижу красную клубнику, фиолетовый виноград, зеленую грушу и желтый ананас!
Пока ваш ребенок играет:
Ваш ребенок играет с игровой кухней в одиночестве, пока вы в тишине берете столь необходимую чашку горячего кофе (или бокал вина). Вам даже не нужно двигаться! Просто говорите между глотками этого спасительного добра. «Что ты там делаешь? Можешь принести мне кусок пиццы и яблоко? Большое спасибо! Это так вкусно. Можешь отнести это на кухню и принести мне желтый банан?» В этом сценарии мы не только ориентируемся на использование языка, но и следуем указаниям, что является важной частью рецептивного языка (понимание).
Во время прогулки:
Все мы любим слушать наши подкасты во время прогулок, но попробуйте отключить их на время и поговорить о том, что вас окружает. «Какого цвета сегодня небо? Синий! Какого цвета облака? Белый! Посмотрите на тот большой дом и маленький дом рядом с ним. Сколько деревьев вы видите? Я вижу одно, два, три, четыре дерева! Какого цвета листья? Зеленый! Давайте возьмем один и посмотрим, на что он похож. Этот лист гладкий». Теперь вы можете снова включить подкаст и позволить ребенку держать лист до конца прогулки. Вы можете чувствовать себя хорошо в момент изучения языка, который вы только что имели перед домом вашего соседа!
4.
ЧтениеСовместное чтение книг — один из самых важных способов научить вашего малыша языку. Вы, вероятно, уже часто читаете вместе, если не каждый день, но есть несколько вещей, которые вы можете делать во время рассказа, чтобы сделать его еще лучше.
Сядьте лицом к лицу
Во время рассказа попробуйте сидеть лицом к ребенку, а не сидеть у вас на коленях. Я знаю, что мы все любим прижиматься к сказкам, но для них очень важно иметь возможность наблюдать, как двигается ваш рот, когда вы читаете.
Притормози
Не листай страницы так быстро, как только можешь. Проведите некоторое время на каждой странице и поговорите об иллюстрациях. Есть много возможностей назвать цвета, формы, животных, эмоции и т. д. Это также отличное время для работы над рецептивным языком (понимание). Могут ли они указать на конкретные изображения или цвета, которые вы называете?
Предложите тактильный опыт
Понятия печати — важный навык, который пригодится позже, когда они начнут работать над навыками грамотности, когда учатся читать.