Говорят ты матом в садике ругаешься: — Дочка, говорят ты в садике материшься?! — Пиздяяят!

Содержание

Это плохие слова! Что делать, если ребёнок ругается

Вот это новости: за обедом ваш воспитанный ребёнок вдруг сказанул та-акое слово, что все за столом поперхнулись. Где он научился так ругаться? И что теперь делать? О такой деликатной ситуации психолог Наталия Преслер рассказывает в книге «Как объяснить ребёнку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми», а мы публикуем отрывок из неё.

Наталия Преслер, психолог, психотерапевт, автор блога о детско-родительских отношениях @lozhka.meda

Если ребёнок «принес» неприличное слово

Не устраивайте из­-за «плохих» слов спектакля, не нужно заламывать руки, делать круглые глаза, допрашивать ребенка, откуда он это принес, идти разбираться в детский сад или с соседями: «Это вы мою Машу научили ругаться матом?!»
• Во­-первых, слишком сильная реакция — это интересно, и ребёнок захочет повторить свои словесные упражнения лишь для того, чтобы еще раз посмотреть, как ваше лицо вытягивается, а глаза становятся похожи на глаза персонажей аниме.
• А во-­вторых, эти слова — часть нашей жизни, от них не спрятаться. Но важно научить, что не во всех ситуациях они возможны. Просто скажите: «То слово, которое ты сейчас сказал, — бранное, это сильное ругательство. У нас в семье так не принято выражаться».


Если ребёнок использует «туалетные» слова

Часто дети 3−4 лет используют горшочную терминологию («ты — какашка» и пр.) Это связано с большой актуальностью темы. Говорите об этом дома. Родители иногда, напротив, стараются избегать этих тем, чтобы, не дай бог, у ребёнка не закрепились «плохие» слова, а эффект обратный. Малышу хочется поговорить об этом, а нельзя, поэтому слова вылетают сами собой.

Читайте книги о том, как устроено тело, выделительная система человека, как происходит переваривание пищи, обучайте ребенка называть свои органы правильно. Если эти темы не будут запретными, ему не нужно будет обсуждать их с кем-­то еще. Запрет на произнесение таких слов часто приводит к противоположному эффекту — их становится больше.

Лучше ограничить места, где можно ругаться: «Ты хочешь произносить эти слова? Хорошо. Но туалетные слова — только в туалете. Ты можешь зайти в туалет, закрыть дверь и сколько угодно ругаться», «Мусорные слова — у мусорки». Через несколько недель, а может, дней, у ребенка пропадет желание регулярно эпатировать публику своей бранью.

Если ребёнок ругается в общественном месте?

Иногда нужно просто уйти оттуда вместе, сказав: «Ты ругаешься, говоришь неприличные слова. Здесь так не принято, поэтому нам придется уйти». Можно попробовать договориться, предложив выплеснуть эмоции вместе с бранью позже: «Ты не можешь говорить это слово в ресторане, но ты можешь повторять его, сколько захочешь, дома в ванной, когда мы вернемся».

Ругнулся на кого-то или при ком-то знакомом? Извинитесь за него и смените тему. Это сложно — обычно хочется показать себя «правильным родителем» и как следует отчитать ребенка. Желательно еще добавить с возмущением, чтобы окружающие не сомневались в вашей невиновности: «Кто тебя такому научил? Где ты такое услышал?» Но это лишь унизит малыша, что приведет к истерике или ухудшению поведения, и вам придется применить меры жестче, за которые вам может стать стыдно и которые вообще против ваших правил.

Если ребёнок спрашивает: «Почему нельзя ругаться, ведь взрослые ругаются?» Скажите так: «Взрослые произносят сильные ругательства, когда очень злятся. Это слова для взрослых. И большинству из них очень не нравится, когда так говорят дети. Давай придумаем, как бы ты мог ругаться, когда очень злишься».

Ребёнку тоже нужны способы для выражения своего раздражения, но важно, чтобы они были приемлемыми. Поощряйте, если он придумывает собственные ругательства, которые не будут звучать так грубо, как взрослые.


Личный пример — основа воспитания

Обращайте внимание на свое поведение, реакции и слова, которые вы используете. Дети постоянно копируют взрослых

, потому что родители для них — авторитет: дети любят своих родителей и хотят быть на них похожими.
Если вы учите ребенка экологично выражать свой гнев, объяснять, что его разозлило, а сами при этом в пылу ссоры кидаетесь оскорблениями направо и налево, то вряд ли он усвоит «приличное» поведение.

Бывает, за рулем мы не контролируем себя и отпускаем ругательства в адрес других водителей. Иногда так случается дома между супругами и родственниками. Порой мама может крепко выразиться про разбросанные вещи или сломавшийся не вовремя миксер. Все это ребёнок впитывает и берет на вооружение. Он замечает, как мы относимся к людям, благодарим ли мы их, что говорим за спиной, считаем ли мы всех «идиотами» или ищем в каждом нечто хорошее — все это ребенок считывает с родителей без специальных объяснений и затем копирует.

Не рассчитывайте, что все вышеописанные меры сразу приведут поведение ребёнка в порядок.

Пройдёт ещё несколько лет, прежде чем он научится контролировать свою речь и поступки. Иногда обозвать лучше, чем ударить в ответ. Имейте терпение, спокойно обучайте ребёнка правилам поведения, пробуйте разные варианты и вместе старайтесь помочь ему найти свое место в обществе.

Полезно почитать. Наталия Преслер: «Как объяснить ребенку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми»

«Отстань, ты всё равно не поймёшь! Маленький ещё!» — современные родители так с детьми не разговаривают, они стараются отвечать на вопросы, готовы объяснять, аргументировать. Правда, есть немало деликатных ситуаций, в которых бывает довольно трудно подобрать слова. Как говорить с малышом о разводе, о сексуальности, об опасных людях, о смерти и старости? В книге собраны очень практичные советы и подсказки, с чего можно начать разговор и как выстроить диалог.

Читайте также:

Игры, которые помогут успокоить ребёнка

«Это у него комплексы!» Что важно знать родителям про детскую уязвимость

Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?

Фото: Yuliya Evstratenko, Eugene Partyzan, Luis Molinero, Olexander Kozak/Shutterstock. ru.com; PR-служба Издательства «Питер»

советыпсихология

Консультация для родителей «Если ребенок ругается» | Консультация:

                          Если ребенок ругается

Подготовила педагог – психолог:Рябинская Надежда Кимовна                                                   Рано или поздно из детских уст вдруг вылетают слова и предложения, совсем не детские. Запоминают такие обороты дети очень быстро, и тому есть целый ряд причин. Во-первых, это совершенно новые для него слова, а свежие впечатления в этом возрасте  оказывают очень сильное воздействие на детскую психику.                                       Во-вторых, малыш прекрасно замечает реакции окружающих – мам и воспитателей на тех детей, которые эти слова произносят: их замечают, им уделяют внимание (пусть и в негативном ключе).                                                                                                                          И третья причина популярности детского мата заключается в том, что знание таких выражений очень выгодно, с точки зрения малыша, отличает его от сверстников, которые такими сакральными знаниями не обладают. В общем, мат в глазах ребенка – вещь весьма полезная. Дома же малыш может сказать подобное выражение для того чтобы подчеркнуть свою «взрослость», продемонстрировать семье свою значимость и просто из любопытства, чтобы сравнить реакцию родителей с реакцией воспитателей и остальных детей.                                                                                         Как же повести себя, услышав  неподобающие выражения из уст своего чада?   Если ребенок маленький (до 4 лет). И плохие слова от него слышно очень редко, или впервые лучший способ сделать так, чтобы эти слова не прижились – проигнорировать их. Ребенок не знает смысла этого слова и произнес его только для того, чтобы проверить вашу реакцию. Если мама среагирует очень бурно, ребенку это понравится, и он будет снова его повторять, чтобы опять увидеть эту реакцию. А если мама отреагировала спокойно, то нет причины снова повторять это слово.                            Если же ребенок старшего возраста, то можно с уверенностью говорить, что ребенок матерится, зная, что этого делать нельзя и делает это специально. Если игнорировать ребенка в этом случае, то он поймет, что ничего ему за это не будет, и продолжит ругаться. Поэтому действовать нужно по-другому.                                         Давайте разберем причины, почему ребенок ругается?                                            1. Бранная речь у ребенка постоянно на слуху (негативная речевая среда – брань дома, в детском саду, в песочнице на улице, по телевидению).Он использует бранную речь, потому что все вокруг так делают. И ребенку будет очень сложно понять, почему это всем можно, а мне нельзя.                                                                                2. Ребенку не хватает внимания взрослых, поэтому он старается привлечь его к себе всеми доступными способами, пусть даже такими плохими.                                       3. Возрастные психологические кризисы. В периоды кризиса 3 и 7 лет ребенок может ругаться только потому, что это ему запрещают (особенность кризиса).                           4. Не умеет выражать гнев приемлемым способом. Ребенок ругается только когда очень зол, с кем-то поссорился.                                                                      5. Ребенок невоспитанный, «испорченный» — использует брань специально, чтобы оскорбить, унизить. Плохое поведение это и причина детского мата и следствие различных факторов.

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение. Сюда относится собственно мат, грубые слова. Но кроме этого к речевой агрессии относится грубый тон и угрозы, грубые требования, грубые отказы. Ребенок по какой-то причине выражает неуважение ко взрослому и это недопустимо, особенно, если ребенок оскорбляет собственных родственников. Что же делать? Исходить нужно из причин, почему ребенок ругается.

Если причиной является негативное речевое окружение (кто-то в доме постоянно ругается, ребенок смотрит телепередачи не по возрасту, то соответственно, нужно исключить мат из окружения ребенка, чтобы он его больше не слышал. И постепенно отучать ребенка от мата, в том числе своим примером, если такая привычка у него уже сложилась. Конечно невозможно организовать совершенно стерильную речевую среду для ребенка, но главные авторитеты малыша – его родители, должны быть настоящим образцом для подражания. Также необходимо учить ребенка речевому этикету, обогащать его речь «правильными словами».

Если ребенку не хватает внимания – уделите ему это внимание, проводите больше времени, играя в игры. Причина ругани ребенка в этом случае – желание привлечь внимание. Если внимания ему и так достаточно, не будет необходимости привлекать его таким плохим, но действенным способом. При этом, реагировать на мат нужно максимально спокойно, чтобы ребенок видел, что таким образом он не выведет вас из себя и перестал это делать. Не нужно совсем игнорировать брань, говорите спокойным голосом, что вам не нравятся такие слова, они неприятны. Если ругань продолжается, так же спокойно накажите ребенка (например, лишив сладкого или телевизора).

Если у ребенка возрастной кризис, также нужно максимально спокойно относиться к его истерикам и ругани. Но при этом систематически продолжать объяснять, как вам неприятно слушать такое, объяснять, почему нельзя ругаться и при необходимости наказывать ребенка. Так же кризис подразумевает стремление ребенка перейти на новую ступеньку развития и взаимоотношений. Он вырос и хочет, чтобы к нему не относились как к маленькому, поэтому подумайте и перестройте общение с ребенком, давайте ему больше самостоятельности. Это сложный период и для ребенка и для родителей, но его можно пережить и переждать.

Если малыш оскорбляет родственников, родителей, посылает их, часто впадает в истерики, особенно во время кризиса. Объясните ребенку, что это неприемлемо, и покажите как вам это неприятно. Будьте строги, но не доходите до рукоприкладства и ругани в ответ. Здесь не обойтись без наказания. Возможно, объявить ему бойкот. Вы тоже имеете право обидеться.

Если ребенок матерится, когда очень зол, вероятно, он не знает, как можно выразить свою злость другим способом. Гнев – естественная и нормальная эмоция. Невозможно не злиться и нельзя требовать этого от ребенка. Говоря ему «Не злись!», «Ты не должен быть таким злым!», вы серьезно можете травмировать ребенка. Злиться нормально и естественно. Ненормально при этом материться. Зато можно побить подушку или разрисовать листок или покричать в подушку. В крайнем случае, можно поругаться и покричать в специальный мешочек для криков, главное не говорить такие слова человеку лично, оскорбляя его. Объясните это ребенку и научите его, что делать, если очень зол, а ругаться и драться нельзя.

Чего нельзя делать: 

Ругаясь, ругать за ругань. Родительская речь должна быть примером для ребенка. Дети не поймут, почему взрослым можно ругаться, а детям — нет. И вообще, вместо постоянных выражений запрета: «Так нельзя!», «Да ты что!», «Прекрати немедленно!», «Опять ты за свое!», «Плохой мальчик!», лучше использовать намеки или другие, более мягкие формулировки: «Зачем же ругаться?», «Что-то мне не нравятся эти слова», «Прозвучало грубо», «Ты же у меня добрый и вежливый. Не нужно таких слов», «Знаю, что это ты сказал случайно. Я верю, что в следующий раз ты подберешь правильные слова».

Стыдить на глазах у других. Это унижает ребенка. Лучше сделать ему замечание, а уже позже, наедине поговорить с ним.

Ругать ребенка за любопытство. Если ребенок спрашивает у вас о значении нового неприличного слова не ругайте его за это. Спокойно объясните, что это за слово или скажите, что оно такое неприятное, что вы сами не хотите даже говорить о нем и надеетесь, что малыш его использовать не будет. Лучше, если ребенок узнает значение некоторых слов от вас, чем у кого-то еще.

Запрещать без объяснений. Объясните ребенку, почему же нельзя выражаться. Помните, объяснение «Ты еще маленький» — не подходит, ребенок считает, что чем больше он ведет себя как взрослый, тем скорее повзрослеет.

Давайте вместе выделим и запишем причины, по которым нельзя материться, особенно ребенку. Что вы будете говорить малышу?

Родители делают предположения, формируют ответы.

Пример:

1. Грубые слова очень неприятны, они могут сильно обидеть. Поэтому люди договорились, что материться это неприлично. А тех, кто ругается, никто не уважает. Их даже могут посадить в тюрьму.

2. Грубые слова обычно говорят только плохие ребята, грубияны и забияки, а среди взрослых матерятся обычно бандиты. Ты хороший и приличный мальчик/девочка, поэтом все ждут, что ты будешь разговаривать красиво и без мата.

3. Если ты ругаешься матом, значит, ты не уважаешь окружающих тебя людей. Поэтому и они тебя уважать не будут. Окружающие посмеются над тобой и подумают, что ты очень плохой. Они не захотят с тобой общаться и дружить.

как растить ребенка, который ничего не хочет

Психолог Катерина Мурашова о распространенной родительской проблеме. К Катерине постоянно приходят с одним и тем же вопросом: почему наш ребенок ничего не хочет и ничем не интересуется, если мы готовы дать ему все необходимое?

Молодая, ухоженная, симпатичная женщина, очень взволнованная.

— Мне очень нужен ваш совет. Насчет нашего сына. Нам и в садике сказали, да мы и сами видим. Может быть, мы делаем что-то не то?

— Может быть, — пожимаю плечами я. — Но это я смогу сказать только тогда, когда в подробностях узнаю, что вы делаете и что именно все видят.

— В том-то и дело, что у нас все вроде бы в порядке. Полная семья, хороший достаток, я не работаю, занимаюсь детьми — у меня еще дочка двух лет. Бабушка тоже участвует. Если надо, приходит няня. Муж, конечно, работает, но с детьми тоже проводит время — по вечерам и в выходные. И мы регулярно куда-то ходим всей семьей: в музеи, в кафе, в развлекательные центры или на какие-то специальные мероприятия, где есть детская программа. Вот недавно были в Русском музее, там был интерактив про традиционное детство — нам показалось очень интересно. Еще мы много путешествуем, два месяца назад были в Испании, до этого в Стокгольме…

— Да, все вроде бы нормально, — согласилась я. — А по медицинской части?

— Мы в районную поликлинику почти не ходили, но наблюдались у частного невропатолога. Он нам ничего такого не говорил, прописывал массаж и еще глицин. Еще Вовочка до года плохо спал, приходилось его на руках укачивать, но потом все наладилось, и сейчас он спит хорошо. Пошел, заговорил и все прочее по возрасту, даже немного раньше, потому что я всегда с ним очень много занималась — мы и рисовали, и лепили, и поделки всякие делали, и тонкую моторику развивали. Я действительно интересуюсь развитием детей, много читала, в том числе и ваши статьи, лекции слушала, на форумах, если вижу что-то интересное, обязательно пробую со своими. Понимаете, мне это и самой нравится…

И здесь все нормально. Бывают ведь матери, которые честно делают для своих маленьких детей «что положено» и даже больше, но самим им это буквально поперек горла. И тут ей самой важно, нужно и интересно.

— Вовочка ходит в садик?

— Да. Это очень хороший частный садик, небольшие группы, прекрасная атмосфера, много развивающих занятий и совершенно изумительные педагоги. Мы ходим туда четыре дня в неделю, и еще два раза — на музыкальные занятия в Детскую школу искусств. Это не музыкальная школа — там более свободная атмосфера, они там рисуют, поют, слушают и разбирают музыку, сами играют на разных музыкальных инструментах…

— Ага. Ну и что же в результате всего этого происходит с Вовочкой? — спросила я, уже имея некоторые предположения. — В чем проблема?

Женщина вздохнула и зажмурилась, как будто перед прыжком в холодную воду.

— Понимаете, он как будто ничего не хочет, и ему ничего неинтересно. У него все в порядке с головой, поверьте, я это точно знаю. И с концентрацией внимания все в порядке, мы проверяли. Но даже на самых интересных занятиях он часто ведет себя как, простите, умственно отсталый: смотрит в сторону, ковыряет в носу, что-то мычит себе под нос, толкает других детей, пытается достать из моей из сумки телефон… Я его потом спрашиваю: «Ты понимаешь, что преподавательница рассказывает?» — «Да». — «Тебе совсем неинтересно?!» А он так равнодушно отвечает: «Ага, совсем». — «А что тебе интересно?» — «Ничего».

И дома то же самое. Любое занятие — через силу, через «да ну-у-у-у…», и я вижу: он не притворяется и не капризничает, ему действительно неохота.

Мне от этого просто страшно становится. Ему ведь шесть лет, меньше чем через год в школу. А там-то все будет, как ни крути, не так интересно. Как же он там будет? Мы с мужем давно присмотрели хорошую государственную гимназию, но теперь уже думаем о частной школе: кто его будет в этой гимназии терпеть, если ему все неинтересно и он, вместо того чтобы слушать, козявки по столу размазывает?

И вот я к вам пришла спросить. Может быть, мы тут сами в чем-то виноваты? Может быть, мы что-то не так делаем? Может быть, он все-таки чем-то болен, невропатолог когда-то проглядел, и его теперь обследовать и лечить надо? Или иногда говорят, что вот, ребенок перегружен кружками и всякими занятиями, ему, дескать, вздохнуть некогда, его везде таскают, он просто ужасно устает и поэтому… Так ведь у нас не так! У нас всего один кружок два раза в неделю, и в один из этих двух дней он и в садик не ходит. От чего ему уставать? А уж какие там у них в садике занятия неутомительные! Например, раз в неделю приходит чудесный увлеченный своим делом биолог со всякими настоящими животными — кроликами, мышками, улитками, пауками — и все про них рассказывает. И всех их можно рассматривать, трогать… Если бы мне такое в шесть лет показывали, я бы от восторга визжала!

— А он там, в этом саду, один такой? — спрашиваю я. — Ну, вот чтобы рассказывают однозначно интересное, а ему все равно?

— Нет, не один, — вздыхает моя посетительница. — Об этом и воспитатели говорят, и я сама вижу… Но что мне до других-то? Меня же мой собственный сын и его судьба интересуют.

— Видите ли, загвоздка в том, что другие дети в некотором смысле разделяют судьбу вашего сына.

— Как это? — удивилась женщина.

— Дети, конечно, растут каждый в своей семье, но есть все-таки и некоторые характеристики поколения. Вы согласитесь?

Она с готовностью кивнула.

— Когда были маленькими я и мое поколение, взрослые практически обращали на нас внимание только в тот момент, когда с нами что-то происходило: мы заболевали, разбивали коленки, влезали в драку,  ревели и так далее. В остальное время они жили своей жизнью, а мы находились как бы ниже уровня их взгляда. Никому не приходило в голову нас развлекать или развивать. Из массовых традиций было только чтение детям вслух, но с началом школьного обучения и оно прекращалось. Мы воспринимали все это как норму и очень рано научались развлекать себя сами. Некоторые наши развлечения были сомнительны и небезобидны, но до этого до поры до времени опять же никому не было никакого дела. Однако впечатлений нам, конечно, очень не хватало. Наша речь была очень бедна, мы носили в карманах кучки всякого мусора и часто его перебирали, мы делали в земле «секретики» из осколков чашек с узором и потом совместно ими любовались, мы видели лица и зверей в рисунках на обоях и часто смотрели на небо. Если кто-то из взрослых вдруг обращал свой неформальный интерес в нашу сторону и соглашался с нами поиграть или по-человечески поговорить, мы радовались несказанно, и все сказанное и сделанное им отпечатывалось в наших мозгах как записанное на скрижалях. От ярких руководителей хороших ленинградских кружков фанатели поколениями и помнят их всю взрослую жизнь. Уже будучи студентами, мы читали почти все выходящие в «Академкниге» новинки, независимо от нашей собственной специализации. Все это по науке называется «сенсорная депривация», а если попросту — недокормленные мозги.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Дети оказались в центре родительского внимания и никак не могут пожаловаться на недостаточность окружающего их информационного поля. Они больше не носят гаечек в карманах и не ищут красоты в закопанных в землю и прикрытых стеклом листочках и огрызках. У них нет в этом необходимости. Но, как вы знаете, маятник редко останавливается в нижней точке…

— И как называется этот теперешний синдром? — подумав, спросила Вовочкина мама. Мне показалось, что она продумывает свой вечерний пост на какой-нибудь мамский форум. — Перекормленные мозги?

— Ага, — усмехнулась я. — Или «синдром перепривации». Слишком много всего. Ничего больше не хочу, ничего не интересно. А в какой-то момент мозги начинает просто тошнить…

— И что же нам теперь делать?

— У вас действительно скоро школа, поэтому терапия должна быть интенсивной. Поможет или нет, я, честно, не знаю, но попробовать, на мой взгляд, стоит. На некоторое время вы станете родителями моего поколения, и посмотрим, как Вовочка на это отреагирует.

* * *

Спустя месяца четыре.

— А-а-а-а… а что же нам теперь-то делать?

— Не помогло?

— Помогло, в том-то и дело. Мы с мужем тогда все обсудили, решили, что дело действительно серьезное и надо пытаться. А потом полностью прекратили его развлекать. На выходные ездили только с мужем или с дочкой, а Вовочку оставляли с няней или с бабушкой, и сказали им, чтобы только книжки читали, и то, если он попросит. В школу искусств водить перестали. В садике сослались на рекомендации психолога и попросили не привлекать его к занятиям — только если сам подойдет и попросит.

Некоторое время он был совсем тихий, понял, что что-то произошло, и испугался. Сидел, играл с сестрой или в лего, мультики смотрел, рисовать начал — до этого сам почти не рисовал. Потом начал ко всем приставать: «Что мне поделать?» Я отвечала: «Что сам захочешь. Я тебя везде таскала, все время предлагала разное, и в результате получилось, что тебе ничего не интересно. Теперь я хочу, чтобы ты сам нашел, что интересно, и мне сказал». Он некоторое время капризничал, стал совсем несносный, бабушка ему даже валерьянку потихоньку давала и на меня ругалась, что я из-за каких-то своих дурацких идей ребенка мучаю. Но муж был на моей стороне, и мы выдержали.

Потом мне в садике сказали: он почти во всех занятиях участвует. Они ему, как я просила, каждый раз говорят: тебе действительно это нужно и интересно? Если нет, то можешь не делать, не слушать, не смотреть, пойди вон в уголок, поиграй, или еще куда-нибудь. И он стал четко отвечать: нет, я хочу, мне интересно. И участвует.

Но дома все по-прежнему. Потом он один раз спросил:

— А почему мы в школу искусств больше не ходим?

Я ответила: потому что ты говорил, что тебе там неинтересно.

— А, — сказал он и больше ничего.

Но я, знаете, только когда перестала все это, вдруг поняла, что я же действительно никогда не ждала, чтобы он ко мне с чем-то обратился, а всегда сама предлагала: давай сейчас вот это, вот это, вот это…

Сейчас он сам на разговор часто выходит, и это вдруг тоже интересно оказалось.

И с младшей я стала себя по-другому вести, отстала от нее немного, и она стала меньше капризничать.

Но с Вовой-то что нам делать?! Он в садике теперь всем вроде как с удовольствием занимается, а дома как будто сбоку. Может, все-таки спросить его: может, он хочет в школу искусств вернуться? Или съездить с нами куда-нибудь?

— Как хотите, — сказала я. — Можете опять начать внедряться, а можете еще подождать. Ваш выбор.

* * *

Я не знаю, какое решение приняла Вовина семья. Я знаю, что качающийся маятник очень трудно остановить посередине, если вообще возможно. И материал этот написала для того, чтобы многочисленные современные внимательные и благополучные родители, у которых любимый, умный и получающий много позитивного внимания ребенок вдруг «ничего не хочет и ничего ему не интересно», имели еще один вариант объяснения, почему это может происходить.

Автор — Катерина Мурашова

Матерные слова из детского сада: «Ну ты Аслочь»

Когда ребенок идет в детский сад, он быстро знакомится с другими детьми – и новыми выражениями. Внезапно из уст ребенка вылетают термины, которые вы точно никогда не употребляли в своих четырех стенах. Вы можете прочитать здесь, почему матерные слова так интересны и важны для детей и как правильно с ними обращаться.

1. Ген ругательств дремлет в геноме человека

Почему так упрямо цепляются слова, без которых мы могли бы обойтись? Возможно, есть человеческий ген, который хранит все слова, которые мы знаем, но не должны класть в рот? У так называемых маледиктологов есть несколько более научное объяснение. Вы имеете дело с ругательством и обнаружили, что худшее оскорбление позволяет сделать выводы о самых сильных табу в обществе. Мы, немцы, как и североамериканцы, сформированы протестантами, говорят они, и поэтому довольно скованны и чопорны. Если перейти к предметным областям, из которых происходят наши матерные слова, то ничего не изменилось и по сей день – при всей кажущейся незаторможенности.

Но почему мы все равно ругаемся? Потому что вам нужно дать выход, когда вы злитесь. Тот, кто въедает в себя все подряд, рано или поздно пострадает от этого и морально, и физически — в этом одинаково убеждены врачи и психологи. Тем не менее, конечно, здоровье не является бесплатным пропуском для злоупотреблений ниже пояса. В конце концов, люди хотят достаточно мирно ладить друг с другом. Таким образом, взрослые держат свое чувство недовольства под контролем – если только они не отчаянно ищут место для парковки, не сломался компьютер или не сгорел праздничный торт. Когда что-то идет не так, может быть чертовски трудно сохранять спокойствие.

И именно в таких случаях ваши собственные дети подхватывают такие слова, как «дерьмо», «идиот» или «саубар», если не считать сравнительно безобидных. Но даже если бы мамы и папы были ангелами, что просто невозможно в суматохе семейных будней, наши дети выучили бы литанию матерных словечек, ведь они крутятся в каждом детском саду, гремят из радио и телевизоров. Большинство родителей не хотят точно знать, что улавливают малыши. Чем меньше ругательств, тем лучше, считают они. Это не обязательно так.

2. Матерные слова — вотум доверия

Иногда между родителями и детьми возникают недопонимания. Одним из первых попадает в фазу неповиновения. Когда маленький сверток катается по полу и не знает, что делать со своим отчаянием по поводу мира, мы ошибочно чувствуем, что за ним стоит намерение досадить нам. Мы чувствуем это позже, когда четырехлетний ребенок в супермаркете бросает нам в лицо «Аслох», потому что он не может достать мармеладных мишек. Особенно на публике мы чувствуем себя разоблаченными из-за такого неподчинения. Особенно, когда самозваные соучителя говорят: «Эти современные родители больше не контролируют своих детей!» Как бы вам хотелось высказать свое мнение таким людям, но как? Например, говоря им, что ругательства в этом возрасте совершенно нормальны. Что психологи даже говорят о дефиците развития и нарушении поведения привязанности, когда дети никогда не заходят слишком далеко со своей речью. В двух словах это означает: четырехлетняя девочка, которая говорит папе: «Ты идиот», знает, что папа ее очень любит. Это единственная причина, по которой она осмелилась так возбудить его. И зачем она вообще это делает? Потому что она хочет проверить пределы и изучить силу слов. Это часть повседневных дел малышей, и это важно для взросления.

3. Матерные слова поощряют вежливость и сочувствие

Эта мысль только на первый взгляд кажется абсурдной. В конце концов, каждое ругательство — это возможность практиковать социальные правила. Потому что нет никаких сомнений в том, что удовольствие ребенка от провокации нужно направлять в терпимое русло. Репертуар правильной реакции варьируется от подслушивания до резких выговоров. Решающую роль играет возраст ребенка: чем младше ребенок, тем легче родителям предположить, что они не знают значения бранного слова. Трехлетние дети используют определенную лексику, потому что им нравится, как люди реагируют.

Короткое «Ты идиот», и все слушают: учитель выглядит смертельно серьезным, соседский здоровяк закатывает глаза, папа отвечает глубоким вздохом, а бабушка с раздражением отворачивается. Бессловесный вариант хорош, пока он остается с редкими нецензурными словами. Но многие дети старшего возраста становятся рецидивистами. Вы больше не бросаете слова в разговор как пробные шарики, а как провокацию. Теперь детям нужно объяснение, что матерные слова обижают и ранят человека. Что ты можешь потерять своего лучшего друга из-за того, что он злится на тебя. Но также и то, что все, даже если они вам не очень нравятся, заслуживают уважения. И тогда вы говорите не только о матерных словах, но и о вежливости и сострадании. Это хорошая вещь. Потому что только совсем маленьким детям прощается, когда они здороваются с бабушкой и говорят: «Здравствуй, вонючка!»

4. Матерные слова выявляют скрытые чувства

Маленькая Марейль вне себя: она сидит в своем стульчике, цепляется за него руками и кричит на двух совершенно незнакомых людей, которые подходят к ней дружелюбно: «Ваша придурки не займут мое место!» Угадаете фон? Стульчик вот-вот должны были продать, и Марейль этого совершенно не одобряла. Проветрила и хотя бы отогнала в тот вечер заинтересованных лиц. Для ее родителей это было четким указанием на то, что трехлетнюю дочь нельзя просто обойти стороной — ведь это еще и ее стульчик. Матерные слова не всегда так быстро выводят на верный путь, как в этом случае.

Но они заставляют нас читать следы. Это особенно верно, когда дети внезапно становятся заметно расстроенными, а языковые ошибки становятся постоянными. Потому что, как и мы, взрослые, дети тоже ищут клапаны, когда что-то происходит. Тогда за словесным подхватом действительно стоит крик о помощи. Возможная реакция: «Скажи мне, ты на самом деле не имеешь в виду то, что говоришь мне. Но я думаю, что ты злишься и злишься. Что не так?» Важно дождаться ответа. Если потребуется время, можно терпеливо спросить: «Если ты скажешь мне, что с тобой не так, я постараюсь тебе помочь». Таким образом вы можете обнаружить, что у нового воспитателя есть другие правила, которые выводят вашего ребенка из равновесия. Или что есть маленький хулиган, который всегда дразнит. Матерные слова внезапно перестали быть проблемой. Вместо того, чтобы критиковать, вы можете помочь. Вместо того, чтобы ссориться со своим ребенком, станьте ближе к нему.

5. Нецензурные слова являются ключевыми словами для первого объяснения. С терминами, которые нацелены ниже черты жестокости, также возникает смущение. «Ты так не говори» или «Это ругательство», — шепчем мы ребенку на ухо, прекрасно понимая, что это не очень хорошее объяснение. Но если мы хотим внести ясность, мы должны поговорить о теме, о которой никто не говорит так легко, как о погоде: о сексуальности. Кроме того, мы считаем, что импульс для первоначальных воспитательных дискуссий должен исходить от детей. Но это верно лишь отчасти, потому что дети дают волю своему сексуальному любопытству и осмеливаются задавать вопросы только в том случае, если знают, что дома все можно сказать и подумать.

Вместо безмолвия, когда дело доходит до секса, было бы полезно больше открытости. Но как начать? В качестве ключевых слов очень хороши сексуализированные ругательства: «Ты, Фихсе», например, маленький из моих двоюродных братьев ругался на свою сестру. — Я не дура, — выла она. — Ты тоже, — утешил я ее. К сожалению, я упустил возможность объяснить, что стоит за этими «грязными» словами. Например, я мог бы сказать, что два человека, которые любят друг друга, очень хорошо чувствуют друг друга. И что некоторые слова портят эти великие чувства. Большего бы и не потребовалось. Потому что все дело в преодолении безмолвия, которое до сих пор беспокоит нас, когда дело доходит до просветления. Таким же образом мы обезвреживаем подавляющие бранные слова. Более того, мы используем их положительно для нашего воспитания. И это лучшее, что мы можем сделать, потому что — я совершенно уверен — они никогда не исчезнут.

Первоначально эта статья появилась на Eltern.de.

Клаудия Грайнер-Цварг
#Subjects

Ругань в классе: как должны реагировать учителя?

В нашей группе HELPLINE WeAreTeachers High School на Facebook учителя говорили о ругани в классе. Кто-то считает, что это не так уж и важно, а кто-то просто этого не потерпит. Взгляните на их мысли и идеи, чтобы понять, как справиться с этой извечной проблемой учителей.

Решите, действительно ли сквернословие в классе имеет для вас значение.

Подумайте, почему ругань в классе беспокоит вас как учителя. Определите свои личные ограничения и будьте готовы объяснить своим ученикам, почему вы просите их изменить язык.

«Я преподаю эмоциональную поддержку в городской средней школе, поэтому ко многому у меня иммунитет, но действительно ли это гора, на которой вы хотите умереть?» — спрашивает Кира Ф. — Кого-то действительно обидели или задели ругательства? Есть ли что-то более пагубное для их образования, на что вы могли бы перенаправить эту энергию и просто игнорировать проклятия? Я понимаю, что во многих рабочих ситуациях вам нужно уметь общаться без ругани, но если они отказываются видеть возможность того, что вы пытаетесь помочь им избавиться от этой привычки, это их вина».

Аманда Б. не наказывает сквернословие, но пытается помочь своим детям понять, что это не всегда уместно. «Проблема, которую я вижу в наказании их за это, заключается в том, что у них это привычка», — говорит она. «Они часто даже не замечают, что ругаются, пока их об этом не окликают. Я полагаю, что готовлю их к будущей жизни где-нибудь в рабочей силе. Им нужен кто-то, кто обратил бы на это их внимание и был бы добр, но тверд в этом. Обязательно напомню им, что не ругаюсь матом на работе. И я напоминаю им, что это их РАБОТА — помнить об этом в моем классе. Они хорошо реагируют».

Помните, что многие дети слышат нецензурную брань так часто, что не понимают, что это неправильно. «Они скажут вам, что их родители и их друзья все время ругаются на них и рядом с ними, — отмечает Аманда Б. ”

Подумайте о том, как используются слова, и научите детей ценить уважение.

Источник: Леланд Майкл/Facebook

Для некоторых учителей случайные ругательства не являются проблемой, если только они не используются ненавистным образом. Анджела С. объясняет: «Если они не ругают меня или другого ученика, я игнорирую это. Если это оскорбительные выражения, такие как «отсталый», «гей» и т. д., я принимаю это. Обычно останавливается.

«Я полагаю, что пока они не ругаются на кого-то или о ком-то и не извиняются, когда я переадресовываю их, я позволяю этому уйти, — говорит Анджела Б. — Если они назовут меня или кого-то еще ругательством, я сразу пишите направление. Я не выгоняю их из класса только за это, но я объясняю, что им нужно остановиться, иначе последствия обострятся. Если нет, то у меня есть ассист. Директор или сотрудник службы безопасности приходят за ними».

Открыто поговорите со своими учениками о языке и о том, как они его используют. Помогите им увидеть, что слова действительно могут причинить боль, и что они должны обдумывать то, что они говорят и как они это говорят.

Повысить их осведомленность о том, как часто они ругаются в классе.

Дети часто бывают шокированы, когда осознают, как часто они используют слова, которые могут оскорбить других. «В прошлом году я вел подсчет на доске, — поделился Лу Х. . «Класс вел бы счета и выписывал бы отметки, а к концу урока я просил бы преступника подсчитать, сколько ругательств он произнес, и больше ничего. Я был поражен, когда они сказали мне, что даже не осознавали, как много они матерились. Я сказал им, что они звучат так, будто им не хватает слов, чтобы выразить себя, и что они мало чему научились за все эти школьные годы. К тому же я сказал им, что в реальном мире, в зависимости от начальника, на них могут написать и уволить за непрофессионализм. Это действительно сработало для меня!»

Мэри С. использует аналогичный метод. «У меня были дети, которые сами следили за своими ругательствами в классе, а также за своими случайными комментариями не по теме с решетками на каталожных карточках. С другой стороны, они давали себе баллы за комментарии по теме. Казалось, это повысило их самосознание и резко уменьшило ненормативную лексику в классе. Они были искренне шокированы тем, сколько непристойных/нецензурных комментариев они сделали. Я связал это с будущими перспективами работы».

«Ученики написали панегирик своим любимым бранным словам, — делится Эйнсли Э.. Они прочитали их вслух всему классу, а потом мы их похоронили. Звучит глупо, но они действительно увлеклись, и потом каждый раз, когда кто-то оговаривался, другой одноклассник говорил: «Мы уже похоронили это слово!»

Помогите им понять, почему сквернословие неприемлемо в школе.

Дети с большей вероятностью изменят свое поведение, если поймут преимущества этого. Многие учителя подчеркивают тот факт, что нецензурная брань неуместна на многих рабочих местах, как, например, Джина Х. «Мое правило: если вы не можете сказать это на собеседовании и получить работу, вы не можете говорить это в моем классе».

Иниднан В. преподает в городской школе, где часто ругаются в классе. «Если у всего моего класса с этим проблемы, у нас есть урок о том, как использовать правильную лексику и каковы последствия использования нецензурной лексики на рабочем месте. Они ненавидят эти уроки, потому что в глубине души знают, как действовать, и меньше всего им хочется тратить время на изучение того, что они уже знают».

В реальном мире люди часто судят о других по языку, который они используют. Напомните своим ученикам, что независимо от того, справедливо это или нет, то, как они представляют себя, имеет большое значение. «У студентов, которых я преподавал, достаточно проблем, — говорит Иниднан. «Им действительно не нужно, чтобы кто-то осуждал их за их поведение».

Напомните им, что класс — это место для хорошего поведения.

Поощряйте учащихся думать о своем классе как о месте, где они могут проявить себя с лучшей стороны. Бэйли К. говорит: «Мне было полезно подтвердить, сказав: «Я знаю, что вы можете использовать этот язык дома или вне школы, но давайте используем более подходящее для школы слово и продемонстрируем наше самообладание».

«Я предлагаю им выйти на улицу и поставить свой «языковой фильтр», воображаемый фильтр, который блокирует плохие слова и пропускает хорошие», — отмечает Сара С. «Я обнаружила, что это заставляет их лучше осознавать, что они выпускают».

Попросите детей подумать, использовали бы они этот язык в других ситуациях. «Мне приходилось звонить домой и цитировать самих себя, — говорит Стивен В.. Если они не будут использовать эти слова со своими родителями, они не должны использовать их в классе.

Попробуйте придумать альтернативу ругательствам.

Иногда ругательства просто выскальзывают. Вместо этого научите своих детей придумывать творческие альтернативы. Вот некоторые из них, которые учителя могут попробовать. (Нужно больше идей? Попробуйте этот список из более чем 50 вариантов ругательств, которые ваши коллеги-учителя уже используют!)

  • «Когда мои дети ругаются, я останавливаю их и заставляю сказать три разных слова, которые они могли бы использовать вместо этого». (Либби Р.)
  • «Научите их ругаться на необычном и малопонятном языке (например, на датском) или придумайте язык всем классом. Разрешите им ругаться на альтернативном языке без последствий. Мои ученики перестали ругаться и никогда не могли вспомнить разрешенные альтернативы!» (Риина Х.
    )
  • «Сразу поправлю дурацким созвучным словом. Например, если я слышу F-слово, я смотрю ему в глаза и говорю: «Пух!» Обычно они смеются и повторяют свое предложение с заменяющим словом вместо ругательства. Теперь большинство студентов просто используют мои слова-заменители в моем классе, когда хотят выругаться. Это немного комично, но до сих пор мне это удавалось». (Карен Ф.)
  • «Когда мои используют слово на букву «Ф», я говорю им, что если они собираются говорить о пожарных машинах, пожалуйста, используйте все буквы. Теперь мой седьмой период говорит: «Пожарная машина!» Я смеюсь каждый раз!» (Дасти Р.)
  • «Я даю им всем список ругательств Шекспира, и это все, что им разрешено использовать в классе. Я должен сообщить об этом другим сотрудникам, потому что это обычно распространяется на всю школу, но это делает учеников гораздо более осведомленными о выборе слов». (Мишель П.)

Установите старую добрую банку ругательств, чтобы ловить ругательства в классе.

Некоторые учителя собирают настоящие деньги каждый раз, когда слышат ругательства в классе, и жертвуют их на благотворительность в конце учебного года. «У меня в комнате стоит известный кувшин для ругательств. Если я это слышу, это им дорого обходится», — объясняет Мишель Э. Составьте список неуместных слов и определите, сколько «стоит» учащемуся их использование.

Если вы не хотите использовать настоящие деньги, принесите другие жертвы, такие как сокращение экранного времени или потеря баллов за участие в классе. «Я сделал это еженедельной оценкой словарного запаса на своих занятиях ELA: они получают десять баллов в неделю и теряют один, когда их поймают на ругани в классе, с направлением за неподчинение, если они теряют все свои еженедельные баллы. С другой стороны, дети, которые набирают количество недель без ругани, получают дополнительные кредитные баллы за каждую неделю, в которой они остаются на десять баллов».

Хотите больше поговорить о ругательствах в классе или на другие темы для учителей? Присоединяйтесь к группам HELPLINE WeAreTeachers или WeAreTeachers High School HELPLINE на Facebook.

Чувствуете вызов? Узнайте, как сохранять хладнокровие, когда поведение ученика становится жестким.

 

Что делать, когда ваш малыш произносит слово на букву «Ф»

Нет ничего более захватывающего, чем слышать, как наши дети произносят свои первые слова… выбор).

Когда это произойдет — и это произойдет — часть вас захочет смеяться, часть вас захочет плакать, и все вы будете удивляться, как, черт возьми, это произошло. Я имею в виду, что вы, , сказали слово , но вы также сказали миллион других слов вместе с ним. Серьезно, малыш? После всех этих безуспешных уроков, чтобы заставить вас говорить «пожалуйста» и «спасибо», вы пришли к этому? Ради Бога, почему?

Для начала, говорит семейный консультант из Торонто Элисон Шафер , автор книги Дорогая, я разбила детей , вы, вероятно, сказали это с удовольствием, поэтому это прозвучало драматично. Вы также, возможно, зажали рот ладонями или как-то иначе отреагировали на то, что

сделало его более интригующим для вашего ребенка. Но, вероятно, есть еще более приземленное объяснение: дети имитируют все, что мы говорим и делаем, но это бросается в глаза из-за присущей этому слову шокирующей ценности.

Я научила своего ребенка каждому ругательству, которое знаю. Более важной частью этого, по словам Шафера, является то, что вы делаете после того, как это судьбоносное слово сорвалось с губ вашего ребенка. «В первый раз, когда ребенок ругается, он не понимает, что говорит, — говорит она, — но если на него сильно реагируют, он такой: Вау, я не знаю, что это за слово, но, боже, это когда-нибудь поднимало настроение моей маме или папе . ” И, конечно же, это может привести к тому, что они будут повторять это снова и снова (и снова), поскольку они проверяют свои границы , пытаются проявлять свою независимость и обладать некоторой властью.

Кстати, это тоже связано с тем, что они могут не говорить тех вежливых слов, на которых вы настаивали. «Если вы постоянно говорите: «Скажи , пожалуйста, , скажи , спасибо» , ребенок воспринимает вас как контролирующего человека, — объясняет Шафер, — поэтому его эго обязано бросить вам вызов, не используя эти слова, чтобы сохранить свою автономию и доказать вам: Вы не можете заставить меня .

Тонкие обучающие моменты более эффективны. Смоделируйте хорошее поведение сами — будь то разговор со своими детьми, другими взрослыми или даже с плюшевыми животными во время творческой игры — и отметьте, как мило, когда они соблюдают хорошие манеры.

А чтобы ваш ребенок не начал регулярно ругаться, как матрос, попробуйте следующие тактики:

Игнорировать

Это особенно хорошо работает для малышей, которые, возможно, пытались сказать « утка » или « вилка », а вместо этого получалось что-то другое. Не стесняйтесь исправлять произношение слова, которое они пытались сказать, так же, как и любого другого слова, не придавая этому большого значения.

Используйте это как обучающий момент

Объясните, почему определенные слова могут быть неуместными или обидными, и как ни в чем не бывало изложите правила того, что приемлемо, а что нет. В конце концов, как они узнают, если ты им не скажешь?

Если такое поведение продолжится, «плюньте им в суп»

Шафер говорит, что это психологическая беседа для того, чтобы вызвать у детей причину, по которой они делают что-то непослушное, что может сделать его намного менее интересным. «Вы можете сказать: «Тебе действительно нравится шокировать взрослых» или «Ты действительно хочешь, чтобы мы знали, что ты знаешь громкие слова, и ты хочешь произвести на нас впечатление своим плохим словарным запасом», — говорит она. «Иногда достаточно просто сказать, какую гадость они замышляют, чтобы они не захотели делать такую ​​шалость снова».

Дайте малышам силу, в которой они так отчаянно нуждаются

Это действительно ключ ко всему, говорит Шафер, и он проявляется в форме, казалось бы, не связанных между собой вещей, таких как предоставление им возможности выбирать себе одежду или позволять им сидеть на их колени за столом вместо того, чтобы использовать высокий стульчик, когда они будут готовы. «Наши дети действительно хотят стать взрослыми, и чем больше мы пытаемся сделать их маленькими, тем больше они будут находить альтернативные способы показать нам, насколько они большие», — говорит Шафер. «Как только ваши дети смогут стать независимыми и автономными, позвольте им быть такими, чтобы им не приходилось делать эти ставки, чтобы казаться большими».

По сути, вы участвовали в борьбе за власть, о которой даже не подозревали. Теперь, когда вы знаете, вы можете более эффективно справляться с ситуацией и иметь больше шансов пережить детство с полусохраненным рассудком… или, по крайней мере, без унизительного момента перед свекровью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts