кто такой графоман? — T&P
Прозвище «графоман» — это всегда обидно. Создателей некачественных текстов терпеть не могут редакторы и читатели, журналисты и коллеги по писательскому делу. Что же такое графомания? Что делать, если вам приписывают этот недостаток? T&P попытались выяснить, как из графомана превратиться в автора книги.
Для человека книга всегда несла в себе сакральный смысл: ее хранили бережно и долго, читали аккуратно, — и гордились своим авторством, если что-нибудь удавалось написать самостоятельно. Вот почему стремление излагать свои мысли на бумаге присуще множеству, если не большинству людей. Тех, кто пишет обильно и плохо, сегодня называют графоманами.
Словари определяют графоманию как «болезненное пристрастие к сочинительству у бездарного в литературном отношении человека». Однако в современной культуре этот термин давно стал намного шире и превратился в своего рода клеймо, обидное слово, которое то и дело бросают пользователи в социальных сетях, авторы на различных библиотечных ресурсах, редакторы в СМИ, издатели и другие люди, так или иначе соприкасающиеся с текстом.
Простое желание писать у человека, который не занимается этим профессионально, конечно, еще не означает графоманию. Такая оценка применима, только если он пишет по-настоящему дурно, — и все же, даже она может стать толчком к развитию способности создавать хорошие тексты вместо плохих. Проще говоря, если у вас есть привычка учиться и адекватная самооценка, вы можете постепенно перестать быть графоманом и, в конце концов, издать свою книгу, которая многим понравится.
© Burnt Toast Creative
В современном мире писатель — это уже не элитарная роль, которой недостоин простой смертный. Между двумя полюсами: «графоман» и «хороший писатель» — сегодня существует третья точка: «хороший автор». Это человек, который не зарабатывает на жизнь писательским трудом, но при этом успел «издаться». Зачастую его работы — это не романы и не проза, а произведения в жанре non-fiction. Для создания таких текстов нужно хорошо разбираться в своей профессии, быть способным рассказать что-то новое и сделать это хорошо. Иногда самостоятельно, иногда — с помощью редактора.
Чтобы обнаружить у себя графоманию, необходимо прислушиваться к словам других людей, в особенности профессионалов. Если вам отказали четвертый раз подряд, вероятно, что-то не так с главой, которую вы присылали издателям. В такой ситуации имеет смысл попросить редактора объяснить причину отказа и попытаться (хотя бы просто ради эксперимента) исправить в тексте все, что он посчитает неправильным.
Важно понимать и то, что если, получив обидное прозвище графомана, вы всерьез задумались, хорошо ли написан ваш текст, вы уже имеете шансы перестать им быть. В таком случае можно обнаружить, что вы слишком многословный, чересчур зацикленный на себе или не очень умелый, но при этом готовый учиться автор. А это повод просто поработать над собой и сделать все как следует.
«Человек словно пишет для себя, а не для других»
Юлия Потемкина
ведущий редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер»
На практике графомания в «МИФе» отсеивается по очень простому критерию (рецепт Анастасии Креневой, руководителя направления развивающих книг для детей; тот же принцип работает и со взрослыми книгами): при ознакомлении с рукописью читается выборочно несколько абзацев или страниц. Если читать дальше не хочется, если нет ни свежих идей, ни оригинального взгляда на привычные вещи, ни даже хорошего образного языка, никакой изюминки, то рукопись к изданию не принимается. А таких рукописей 90%.
Что до меня лично, то я в отборе книг «МИФа» не участвую, но, как всякий редактор, нередко сталкиваюсь с просьбами «оценить книжку». Обычные ощущения от графоманских текстов таковы:
— человек пишет словно для себя, а не для других: не оставляет чувство, что он любуется собой в роли писателя;
— в тексте нет внутреннего стержня, это просто нагромождение слов и мыслей;
— все написанное как-то безлико и вторично;
— попытки «написать красиво» выглядят натужными, потому что в лучшем случае совсем не затрагивают читательских эмоций, а в худшем просто не читаются;
— наконец, бывают вещи, написанные просто психически нездоровыми людьми.
Писательство — это разновидность коммуникации, причем в идеале коммуникации между целыми поколениями. Но чтобы вас издавали и читали, нужно писать интересно.
«Главный критерий — способность рефлексировать»
Ольга Соломатина
журналист и автор учебных программ по писательскому мастерству
— Я думаю, что графоманы читать этот материал не будут. Ведь если брать классическое определение графомании — это получение удовольствия от самого процесса писанины, вне зависимости от результата. Графоману даже все равно, опубликуют его или не опубликуют. Бывают, конечно, случаи, когда человек претендует на то, чтобы его публиковали разные издательства, но это клинические проявления.
Еще одно важное различие — если графоман получает удовольствие от письма, то профессиональные авторы или те, кто может ими стать, обычно мучаются над текстами. Кроме того, графоман не воспринимает критику, никогда не спросит, что можно улучшить.
Люди, склонные рефлексировать, могут себя постоянно спрашивать: «А могу ли я, а есть ли у меня талант, а не графоман ли я?». Но если человек задает себе такой вопрос, он уже не графоман. Для меня главные критерии — адекватность человека и его обучаемость, способность развиваться.
Графоман всегда пишет только про себя, весь сюжет книги или поста фокусируется только на нем. Есть еще такая примета, как незаконченная логика. Каждое последующее предложение опровергает предыдущее, например. Но для меня вообще писательство начинается с того момента, когда человек снимает фокус внимания с себя, и обращает его на окружающих.
Над материалом работали: Дарья Варламова, Наталия Киеня
Кто такой графоман: основные признаки
Раз и навсегда разберемся, что значит этот термин. В конце статьи тест для писателей «Графоман ли я?»
Слова «графоман» и «графомания» стали для автора неприятным клеймом. Этими терминами часто пользуются как оскорблениями, заменяют ими конструктивную критику. Если вы много пишете, то обязательно кто-то скажет, что вы «бумагомаратель». Но так ли все на самом деле? Разбираемся, кто такие графоманы, при чем тут Лев Толстой и почему много не значит плохо.
Что такое графомания?
Самое распространенное и лаконичное определение можно найти в Большом энциклопедическом словаре:
Графомания (дословно «одержимость писанием») — патологическая страсть к сочинительству.
Иными словами, графоман — человек, который буквально одержим текстом. Многих авторов называли графоманами. Но если человек любит писать и пишет много, это не значит, что его тексты обязательно плохие. У мастеров количество написанного не исключает качества. Лев Толстой, допустим, сам называл себя графоманом. Да и навряд ли «Войну и мир» получилось бы написать человеку, не испытывающему страсть к сочинительству. Процитируем дневники автора: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать».
К этому списку плодовитых писателей можно отнести, например, Дюма, Бальзака и Жюля Верна. Даже Кир Булычев говорил, что он — графоман! Он был доктором исторических наук, а литература своего рода хобби — хотелось сочинять. Генри Лайон Олди, дуэт авторов, тоже говорят — да, мы графоманы! Они поясняют: «Любим писать, работаем продуктивно, но выверяем каждую новую книгу». Так что если какой-то комментатор причислит вас к графоманам, учтите, что подбирается хорошая компания.
Получается, в самой «страсти к сочинительству» нет ничего плохого. Главное, чтобы она не становилась патологической. Одержимость часто приводит к косности — неспособности воспринимать критику. Наглядное определение термину графоман дает писательница и преподавательница литературных курсов Марина Степнова:
«Что такое графомания? Чем отличается графоман от настоящего писателя?
Графоман любит писать, хотя некоторые настоящие писатели — тоже. Графоман не способен критически оценивать свои тексты и считает их идеальными.
Настоящий писатель бесконечно сомневается, хорошо ли он пишет. Если вы абсолютно довольны, это означает, что-либо вы уже умерли и стали бронзовым, либо вы превращаетесь в графомана».
Марина Степнова
Писатель
Признаки того, что вы не графоман
Давайте представим: вы прочитали под своей книгой комментарий «автор — жалкий графоман!» Эта характеристика заронила в вашей душе зерно сомнения: может, с моим текстом действительно что-то не так? Не нужно терзать себя. Вот несколько пунктов, по которым просто понять, что вы дорожите качеством текста и вы совершенно точно не графоман.
Вы способны воспринимать конструктивную критику и не считаете всех вокруг врагами вашего таланта.
Вы сомневаетесь в своих текстах, стараетесь из улучшить. Вы вовсе не уверены, что каждый раз пишете очередной шедевр или мировой бестселлер.
Вы ставите на первое место качество текста, а не количество написанного.
Вы стараетесь избегать вторичности и безликости текста, вкладываете в него частичку себя.
В вашем тексте есть «стержень»: важная тема, или вы хотите дать читателю прочувствовать новый для него опыт. То есть ваша книга это не просто нагромождение абзацев и предложений.
Итак, само по себе слово «графоман» не клеймо и не оскорбление. Оно лишь обозначает человека, который железобетонно не готов воспринимать критику по отношению к своему творчеству. А вот в увлечении сочинительством и желании писать много ничего стыдного нет. Главное, хотеть совершенствоваться и видеть свои ошибки.
Поэтому, если в комментариях кто-то обозвал вас графоманом без причины, смело отвечайте: «Да, я действительно люблю писать. И готов работать над своим текстом. С интересом выслушаю вашу критику. Что вам не понравилось в моем романе?»
Тест
Графоман ли я?
Всего 5 вопросов помогут вам раз и навсегда избавиться от лишних сомнений
Начать тест |
Ответ прост: обожаю рассказывать истории!
Люблю собирать из слов красивые образы.
У меня есть мысли, которыми хочется поделиться с читателем.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Не больше 5 тыс. знаков, времени нет.
Моя норма — 10−12 тыс. знаков.
25 тыс. знаков в день — как нечего делать!
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Стараюсь исправить все, что советуют, — читателю виднее!
Избирательно: к чему-то прислушиваюсь, к чему-то нет.
Для меня важна критика только от близких и мастеров своего дела.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Я новичок! Мой первый роман только на подходе!
Два в год — лучший вариант.
Три-четыре, но я посвящаю этому все свое время.
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Чтобы люди не могли остановиться, читая мои истории. Пусть всем будет интересно!
Хочу изменить мир, как смогу. Хотя бы текстом.
Хочу доказать себе, что могу быть писателем. И денег заработать — есть-то надо…
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
Поздравляем! Вы не графоман!
Любите писать, жить без литературы не можете, но не забывайте о качестве текста. Всегда работаете над собой. Самосовершенствование — путь к успеху!
Пройти еще раз |
«ВКонтакте»: den_look
Телеграм-канал: https://t.me/denosavor
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/denis-lukyanov-19290132/
Денис Лукьянов,
автор блога ЛитРес, журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Опубликовать свою книгу |
Была ли данная статья полезна для Вас?
Как победить в литературном конкурсе ЛитРес?
Издательство или самиздат — что выбрать?
Оформляем профиль автора на ЛитРес
Графомания Определение и значение | Мерриам-Вебстер Медикал
графомания ˌgraf-ō-ˈmā-nē-ə, -nyə
: навязчивое желание писать
графоман
-не-чак
существительное
Словарные статьи Около
графоманияграфология
графомания
графомотор
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Графомания».
Merriam-Webster.com Медицинский словарь , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/medical/graphomania. По состоянию на 7 марта 2023 г.Copy Citation
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите еще тысячи определений и расширенный поиск — без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
похвальный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные стандартизированные тестовые слова
- Несмотря на какофонию , студент пытался учиться.
- Сложный предмет Поздний час
- Низкое освещение Громкие звуки
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Спросите у редакторов
Странные множественные числа
Один гусь, два гуся. Один лось, два… лось. Чт…
На самом деле это настоящее слово (но это не значит…
Принести или взять
Оба слова означают движение, но разница может быть…
Дефенестрация
Увлекательная история любимых многими людей…
Игра слов
Погодные слова
Можете ли вы справиться с (барометрическим) давлением?
Пройди тест
Назови это животное: Том 3
Кто есть кто в команде зоопарка
Пройди тест
Назови это
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить…
пройти тест
Орфографическая викторина
Сможете ли вы превзойти прошлых победителей конкурса National Spelli…
Примите участие в викторине
Пишущие вещи | Psychology Today
«Жизнь — это череда зависимостей, и без них мы умрем»
Эта вступительная цитата — моя любимая цитата из литературы о зависимостях, сделанная профессором Исааком Марксом в 1990 выпуск British Journal of Addiction. Верно это утверждение или нет, зависит от определения зависимости. Это также цитата, которая заставляет меня задуматься о своей жизни и о том, в какой степени у меня есть какие-либо зависимости. Большинство людей, хорошо меня знающих, сказали бы, что моя страсть к прослушиванию музыки граничит с одержимостью. Другие называли меня «трудоголиком» (что опять же зависит от определения трудоголизма).
Большинство определений типомании похожи, но имеют небольшие различия в акцентах. Например, я столкнулся с шестью определениями, указывающими, что это либо (i) помешательство видеть свои сочинения или имя в печати, (ii) мания писать для публикации, (iii) навязчивая идея с ожиданием публикации, ( iv) одержимость печатью или издательским делом, (v) нездоровая страсть к письму, (vi) навязчивый импульс к письму и (vii) пристрастие к письму (когда люди пишут ради того, чтобы писать, не заботясь о качество написанного слова).
Эти последние вариации определений (т. е. навязчивое влечение или нездоровая страсть к письму) наблюдались в психиатрическом сообществе, поскольку в дополнение к типомании их также называли «графоманией» и «скрибоманией» (хотя некоторые из этих других определений утверждают, что состояние касается навязчивой идеи писать книги). Термин «графомания» использовался с начала 19 века как французским психиатром доктором Жаном-Этьеном Эскиролем, так и швейцарским психиатром доктором Ойгеном Блейлером (человеком, который первым ввел термин «шизофрения»). Ряд независимых источников (например, Светлана Бойм в ее 1995 книга Общие места. Мифологии в повседневной жизни России
В выпуске журнала Neurocase за 2004 год два французских ученых (И. Барьер и М. Лорх) написали статью под названием «Преждевременные мысли о расстройствах письма». Они отметили (основываясь на некоторых более ранних работах Артьера), что расстройства письма были одной из «отличительных черт» медицинского мира 19 века. Газета сообщила:
«Выявление болезни, которой заразились дети, чье зрение и общее состояние здоровья, как считалось, пострадали от слишком большого количества надписей с пометкой «графомания». Что еще более важно для исследуемой темы, письмо воспринималось клиницистами как привилегированное средство для получения доступа к психическим состояниям нетипичных людей, включая гениев (см., например, исследование почерка Леонардо де Винчи), преступников и пострадавших по состоянию здоровья. Это привело к многочисленным исследованиям по письму пациентов, страдающих различными патологиями, включая деменцию, эпилепсию и болезнь Паркинсона» 9.0003
«Выявление болезни, которой заразились дети, чье зрение и общее состояние здоровья, как считалось, пострадало от слишком большого количества написания с пометкой «графомания». Что еще более важно для исследуемой темы, письмо воспринималось клиницистами как привилегированное средство для получения доступа к психическим состояниям нетипичных людей, включая гениев (см., например, исследование почерка Леонардо де Винчи), преступников и пострадавших по состоянию здоровья. Это привело к многочисленным исследованиям по письму пациентов, страдающих различными патологиями, включая деменцию, эпилепсию и болезнь Паркинсона» 9. 0003
Одно из первых употреблений слова «графомания» в более широком публичном контексте было в
«Привычка к чрезмерному письму, объяснению, усилению и повторению, составлению писем и брошюрам образует болезненный симптом, известный как «графомания». Некоторые мужчины могут перегружать свою естественную склонность к письму, но определенный класс сумасшедших использует почти всю свою умственную деятельность для этого занятия, к бесконечному неудовольствию своих друзей, родственников и врачей» 9.0016
В психиатрическом контексте графомания относится к болезненному психическому состоянию, которое проявляется в письменных бессвязных высказываниях и путаных утверждениях. Большая часть письменного контента представляет собой бессмысленную чепуху и также упоминается как графорея.
Графомания в непсихиатрическом контексте связана с желанием или потребностью писать чрезмерно (и не обязательно в профессиональном контексте). Это, безусловно, то, к чему я могу относиться.В своей 1979 году Книга смеха и забвения, чешский писатель Милан Кундера отметил, что:
«Графомания (одержимость написанием книг) принимает масштабы массовой эпидемии всякий раз, когда общество развивается до точки, когда оно может обеспечить три основных условия: (1) достаточно высокий уровень общего благополучия, чтобы люди могли посвятить себя энергии на бесполезную деятельность; (2) продвинутое состояние социальной атомизации и вытекающее из этого общее ощущение изоляции личности; (3) радикальное отсутствие существенных социальных изменений во внутреннем развитии нации. (В этой связи я нахожу симптоматичным, что во Франции, стране, где ничего толком не происходит, процент писателей в двадцать один раз выше, чем в Израиле)… Непреодолимое распространение графомании среди политиков, таксистов, детородных, любовников, убийц , воры, проститутки, чиновники, врачи и больные показывает мне, что каждый без исключения носит в себе потенциального писателя, так что у всего человеческого рода есть все основания идти по улицам и кричать: «Мы все писатели!»»
По-видимому, не так много академических или клинических исследований графомании, хотя существуют документы, относящиеся к началу двадцатого века. Например, в 1921 г. доктор Ф.Т. Хантер написал о графомании, рецензируя французскую книгу 1920 года La Graphomanie (Essai de Psychologie Morbide) Оссипа-Лури. Графомания была описана как «психопатическая склонность к письму». Чтобы различить, было ли письмо нормальным или ненормальным, было замечено, что:
«Все сочинения, не передающие положительный факт, результат наблюдения или опыта, не несущие идеи, не материализующие образ — личное художественное произведение, — не отражающие внутреннюю жизнь и личность автора, находятся в области графомании».
Графомания считалась «психосоциально приобретенной» и была приобретена в результате образовательных методов того времени, которые учили детей копировать, а не писать творчески. Доктор Хантер сказал, что психиатры не воспримут всерьез книгу Осип-Лури. Совсем недавно 19В статье 88 во французском журнале по неврологии д-р Дж. Камблер и его коллеги описали случай «компульсивной графической активности» как следствие лобно-мозолистой глиомы (разновидность опухоли головного мозга). Они сообщили, что спонтанное и графоманское письмо «было многочисленным и непреодолимым». Они отметили, что поведение было сравнимо с компульсивной активностью, которая может быть результатом других типов поражения головного мозга (например, паллидных поражений или двусторонних лобных поражений).
Итак, страдаю ли я типоманией и/или графоманией? Судя по тому, что я читал, абсолютно нет. Жизнь вполне может быть чередой пристрастий, но пока что я не думаю, что у меня есть какие-то пристрастия.
Ссылки и дополнительная литература
Artières, P. (1998). Clinique de l’écriture: история медицинских исследований в области литературы. Institut Synthélabo pour le progrès de la connaissance. Ле Плесси-Робинсон.
Барьер, И. и Лорч, М. (2004). Преждевременные мысли о нарушениях письма. Нейрокейс, 10, 91-108.
Бойм, С. (1995), Общие места. Мифологии в повседневной жизни России . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т.