Гуманистические ценности Ренессанса и современность
Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм возникает тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Сам термин «человечность» (humanitas) ввел в обращение Цицерон для обозначения качества, которое римская культура унаследовала от греческой. Затем это понятие использовали ранние Отцы христианской Церкви ( II в.), противопоставляя нарождающуюся христианскую мораль, как более человечную, деградирующим нравам Римской империи.
В узком смысле слова «гуманизм» определяется как идейное движение, начавшееся в XIV в. в Северной Италии, и в XVI в. охватившее большую часть Западной Европы. Эта эпоха получила название Ренессанса. Феномен западноевропейского гуманизма связан с процессом преобразования идей духовной культуры античного мира и христианства в гуманистические ценности практической жизни. Этот процесс имел динамический и противоборствующий характер, который проявился в широком общественном движении Реформации.
Во многом идеи и ценности Возрождения предвосхитил Данте Алигьери (1265-1321), автор бессмертной «Божественной комедии». Он дал новое изложение отношениям божественного и человеческого. Он не противопоставлял эти начала, но видел их во взаимном единстве. К блаженству, считал он, ведут философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от Святого Духа. Земное блаженство предполагает возможность достижения на земле наивысшего возможного совершенства, и не через отказ от земного, а через возведение его к совершенству посредством знания и творчества. Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение. Данте считал, что задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего, теоретического, воплощение их в практической деятельности. Он призывает человека к осуществлению добродетели в жизни не ради отвлеченного Бога, но ради божественной Любви.
Гуманизм Ренессанса в Италии в большей степени ориентировался на новое понимание философии Платона (427 — 347 г. г. до н.э.), чем Аристотеля (384 — 322 г. г. до н.э.). Идеи античной философии возродились в гуманистическом мировоззрении, основные постулаты которого были сформулированы следующим образом. Мир прекрасен в своем гармоническом единстве, в этом — его божественность. Бог («бесконечная основа») проявляется в индивидуальности и через индивидуальность каждой вещи. Отсюда делается вывод: индивидуальность обладает абсолютной значимостью. Ибо, чем больше в существе индивидуального, тем отчетливее в нем проявляется «луч Света Божества», которым оно и является. Мерой «божественного» в человеке является его способность развить и проявить в самом себе, в своем отношении к природе и миру красоту гармонии духа. В соответствии с традициями античной философии, «Красота» не мыслилась вне «Истины» и «Добра». Поэтому красота формы и тела понималась как отражение подлинной красоты духа и нравственного совершенства. «Божественное» начало проявлялось в красоте поступка, в следовании этическим идеалам.
Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения — Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375), Марсилио Фичино (1422-1495) и другие — утверждали такие гуманистические ценности, как добродетель, доблесть, достоинство, гражданственность, благородство, бессмертие души, единообразие человеческой природы и потенциальное равенство всех людей, оправдание человеческой природы против догмата первородного греха, гуманистический эпикуреизм. В жизненном проявлении этих ценностей гуманисты видели путь нравственного совершенствования человека.
Многие идеи гуманизма эпохи Ренессанса сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Они продолжают жить и развиваться в современных этических и мировоззренческих системах, ориентированных на человека, хотя и претерпели некоторую трансформацию.
Учение, которое, на наш взгляд, наиболее адекватно объясняет моральные проблемы современности, принадлежит Эриху Фромму (1900 — 1980), выдающемуся немецко-американскому философу, социологу, психологу. В своей философии Фромм показал, что нельзя понять человека вне его отношений к миру, другим людям, к природе, самому себе; что такие идеалы, как истина, справедливость и свобода могут быть подлинными стремлениями человека. Он создал учение о двух видах этики — гуманистической и авторитарной. Согласно гуманистической концепции этики, основы «добродетели» заложены в самом характере зрелой и целостной личности, а порок заключается в безразличии к своему «Я». Поэтому «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я — вот высшие ценности гуманистической этики» (Э. Фромм). В гуманистической этике человек — «мера всех вещей», и нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем, любовь к ближнему понимается Фроммом не как высшая, божественная сила, нисходящая на человека, или возложенный на него долг, а как собственная сила человека, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим. Осознание этой силы и способности любить мир связано с чувством собственного достоинства человека и понятием чести.
Достоинство и честь — понятия комплиментарные, т. е. они взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга. Например, в толковом словаре В. Даля понятие честь определяется, как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Вместе с этим, понятия чести и достоинства имеют важные смысловые различия.
Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость, и, во-вторых, общественное признание собственной ценности личности.
А понятие честь определяется приверженностью человека к определенным общественным и культурным ценностям. Исторически оно связано не только с собственной оценкой человеком своих поступков, но и с общественным признанием или порицанием его действий. Если в обществе слабо выражены моральные регуляторы, то понятие чести в общественной жизни девальвируется. Тогда единственным источником чести становится нравственное сознание человека и усвоенные им ценности культурной традиции.
Поэтому честь это, прежде всего, осознанное чувство собственной ответственности перед своей совестью и обществом за адекватность своих действий, чувств и мыслей общечеловеческим, культурным, профессиональным, корпоративным нравственным ценностям. Приоритетными среди перечисленных ценностей являются общечеловеческие ценности. Выражение — «Честь имею!» — означает, что человек ни делом, ни словом, ни помыслом не нарушил нравственных норм, принятых в качестве культурного эталона. Для того чтобы сохранить свою честь незапятнанной в условиях социального быта, надо иметь развитым врожденное нравственное чувство и быть духовно очень сильным человеком. Определяющим в этом отношении является именно нравственное чувство. Сила психической энергии личности без устойчивой опоры в нравственных ценностях и моральной оценки со стороны общества, способна увлечь человека искушением власти и свободы выбора. Ибо сила всегда проявляется во власти, а власть всегда наделяет большей свободой выбора по сравнению с другими. Истинная власть проявляется, прежде всего, в способности ее обладателя управлять самим собой в соответствии с нравственными ценностями.
Поэтому, в конечном итоге, ценности, которые мы избираем, определяют не только наше отношение к миру, к другим людям, но и к самим себе. Именно избранные ценности, которые становятся нашей целью, определяют наше счастье и несчастье в жизни, поскольку оно всегда соотносится с нашими достижениями.
Л. И. Крашкина, канд. филос. наук
Первая публикация 14.01.2009
Гуманизм — что это такое
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 97 526 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru.
«Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви». Гёте
Кратко и однозначно ответить на вопрос «что такое гуманизм» невозможно, настолько это широкое понятие. Слишком много всего намешано в значении этого термина.
В самом общем смысле, под гуманизмом подразумевается человеколюбие, человечность.
Мы говорим: «Это гуманно – помогать бездомным», — или: «Скидывать немощных стариков в пропасть негуманно», — и понимаем, что речь идет об этических вопросах. Но это лишь самая верхушка айсберга.
Докапываясь до сути гуманистических взглядов, нам придется ответить на несколько вопросов.
- Как связан гуманизм с эпохой Возрождения (что это?)?
- Что это такое?
- Если есть светский гуманизм, неужели имеется и церковный?
- Почему это учение считают высшей моральной ценностью?
Гуманизм в философии — что это такое
Как термин, слово «гуманизм» начало употребляться в начале XIX века немецким педагогом Ф. Нитхаммером. В переводе с латыни humanus – человеческий, человечный.
Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями.
Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли.
Попробуем кратко выделить основные принципы гуманизма.
- Человек – высшая ценность. Осознание мира возможно только через осознание себя.
- Человек равен человеку, а также природе, обществу, даже Богу.
- Человек – созидает себя сам, но невозможно обезличить сущность человека.
- Возможности самосовершенствования личности безграничны.
- Благо личности – цель любой деятельности.
Иммануил Кант сформулировал принцип гуманизма так:
«Относитесь к человеку всегда как к цели, но никогда – как к средству».
Конечно, гуманистические идеи пришли к нам из древности. Еще в I веке до н. э. Цицерон употреблял термин «humanitas», или человечность, подразумевая под этим воспитание человека в целях его возвышения.
Этика (что это такое?) крупнейших мировых религий во многом опирается на принципы человечности. Но все же, как культурное течение гуманизм зародился в эпоху Возрождения. Экономические и социальные изменения, расцвет городов породили совершенно новое восприятие мира и человека в нем.
Гуманизм эпохи возрождения
Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.
Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.
Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.
Гуманизм возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.
Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.
Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами.
Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.
Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования. В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.
Как связаны между собой гуманизм и Реформация
Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?
Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.
Именно гуманисты хотели церковных реформ, именно они вскрывали и подвергали критике пороки духовенства, именно они, стремясь к совершенству человека, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но по факту, подготовив почву для Реформации, гуманисты дальше пошли своей дорогой, а реформаторы — своей.
Реформаторы vs гуманисты
Реформаторы | Гуманисты |
---|---|
Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подвластно Божественному предопределению. | Идея свободы воли человека.![]() |
Хотели реанимировать первоначальную чистоту христианской веры. Завершили религиозное развитие эпохи Средних веков. | Хотели реанимировать науки и искусства античного мира. Положили начало светской культуры, которая переросла в эпоху Просвещения XVIII века. |
В центре — мысли о загробном спасении. | В центре — интересы земной жизни. |
Важно божественное начало Христа. | Важно человеческое начало Христа. |
Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.
Кризис гуманистических идей
Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).
Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.
Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.
Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.
В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:
«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».
Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.
Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.
Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.
Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.
Светский гуманизм
Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.
Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.
Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.
Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.
Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:
- Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
- Отделение церкви от государства.
- Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
- Формирование этических норм без влияния религии.
- Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
- Скептическое отношение к религии.
- Применение рациональных методов исследования.
- Научный метод познания мира – самый достоверный.
- Безоговорочное признание эволюции.
- Необходимость образования в гуманистическом ключе.
Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью
Рассмотрев основные аспекты гуманизма как философии и сделав попытку разобраться с темой «что же это такое», каждый сам для себя должен решить, почему это философское учение считается высшей моральной ценностью.
Мир неидеален, прекрасные идеи человеколюбия в каждую эпоху нещадно затаптывались и заливались реками крови. Какой уж тут гуманизм, когда до сих пор на планете ведутся войны, убиваются люди, унижается человеческое достоинство, в общем, попираются все принципы человечности.
Но все же высшая моральная ценность на то и высшая, что до нее нужно дотягиваться. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, видящий красоту этого мира, осознавший свою свободу, не станет унижать себе подобного, признает право на существование другого, такого же свободного, как и он, человека.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Определение гуманизма — Американская гуманистическая ассоциация
Гуманизм — это прогрессивная философия жизни, которая без теизма или других сверхъестественных верований подтверждает нашу способность и ответственность вести этическую жизнь, полную личного удовлетворения, стремящегося к большему благу.
– Американская гуманистическая ассоциация
Гуманизм – это рациональная философия, основанная на науке, вдохновленная искусством и мотивированная состраданием. Утверждая достоинство каждого человека, он поддерживает максимизацию индивидуальной свободы и возможностей, совместимых с социальной и планетарной ответственностью. Он выступает за расширение демократии участия и расширение открытого общества, выступая за права человека и социальную справедливость. Свободная от сверхъестественного, она признает человека частью природы и считает, что ценности — будь то религиозные, этические, социальные или политические — берут свое начало в человеческом опыте и культуре.
– The Humanist Magazine
Гуманизм – это демократическая и этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования человеческих способностей. Она не теистична и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность.
– Humanists International
Гуманизм — это подход к жизни, основанный на разуме и нашей общей человечности, признающий, что моральные ценности надлежащим образом основаны только на человеческой природе и опыте.
Гуманизм : радостная альтернатива религиям, которые верят в сверхъестественного бога и жизнь в загробной жизни. Гуманисты считают, что это единственная жизнь, о которой у нас есть определенное знание, и что мы обязаны сделать ее для себя и других лучшей возможной жизнью для себя и всех, с кем мы делим эту хрупкую планету. Вера в то, что когда люди свободны думать сами за себя, используя разум и знания в качестве инструментов, они лучше всего способны решать проблемы этого мира. Ценить искусство, литературу, музыку и ремесла, которые являются нашим наследием из прошлого, и творчество, которое, если его подпитывать, может постоянно обогащать нашу жизнь. В общем, гуманизм — это философия влюбленных в жизнь. Гуманисты берут на себя ответственность за свою жизнь и получают удовольствие от участия в новых открытиях, поиске новых знаний, изучении новых возможностей. Вместо того, чтобы находить утешение в готовых ответах на великие вопросы жизни, гуманисты наслаждаются бесконечностью поиска и свободой открытий, которые он влечет за собой.
Гуманизм – это свет моей жизни и огонь моей души. Это глубокое убеждение, проникающее каждой клеточкой моего существа в то, что человеческая любовь — это сила, далеко превосходящая безжалостный, поступательный порыв нашего во многом детерминированного космоса. Вся человеческая жизнь должна искать причину существования в пределах безразличного физического мира, и именно любовь в сочетании с сочувствием, демократией и приверженностью бескорыстному служению лежит в основе веры гуманиста.
– Бетт Чемберс, бывший президент AHA
Гуманизм – это философия, мировоззрение или образ жизни, основанный на натурализме – убеждении, что вселенная или природа – это все, что существует или реально. Для многих гуманистов гуманизм служит некоторым психологическим и социальным функциям религии, но без веры в божества, трансцендентные сущности, чудеса, жизнь после смерти и сверхъестественное. Гуманисты стремятся понять Вселенную, используя науку и ее методы критического исследования — логические рассуждения, эмпирические данные и скептическую оценку предположений и выводов — для получения надежных знаний. Гуманисты утверждают, что у людей есть свобода придавать смысл, ценность и цель своей жизни посредством собственного независимого мышления, свободного исследования и ответственной творческой деятельности. Гуманисты выступают за построение более гуманного, справедливого, сострадательного и демократического общества с использованием прагматической этики, основанной на человеческом разуме, опыте и надежных знаниях, — этики, которая судит о последствиях человеческих действий по благополучию всего живого на Земля.
Гуманизм – это философия жизни, которая считает благополучие человечества, а не благополучие предполагаемого Бога или богов, первостепенной важностью. Гуманизм утверждает, что нет никаких доказательств того, что сверхъестественная сила когда-либо нуждалась или хотела чего-либо от людей, когда-либо сообщалась им или когда-либо вмешивалась в законы природы, чтобы помогать или вредить кому-либо. Таким образом, гуманизм фокусируется на использовании человеческих усилий для удовлетворения человеческих потребностей и желаний в этом мире. История показывает, что эти усилия наиболее эффективны, когда они включают в себя как сострадание, так и научный метод, который включает в себя доверие разуму, доказательствам и свободному исследованию. Гуманизм говорит, что люди могут найти цель в жизни и максимизировать свое долгосрочное счастье, развивая свои таланты и используя эти таланты для служения человечеству. Гуманисты считают, что такой подход к жизни более продуктивен и приводит к более глубокому и продолжительному удовлетворению, чем гедонистическая погоня за материальными или чувственными удовольствиями, которые вскоре угасают. В то время как служение другим является основным направлением гуманизма, отдых и расслабление не игнорируются, поскольку они также необходимы для долговременного здоровья и счастья. Главное — умеренность во всем. Гуманизм рассматривает Вселенную как результат чрезвычайно долгой и сложной эволюции по непреложным законам природы. Гуманисты рассматривают этот природный мир как чудесный и драгоценный, предлагающий безграничные возможности для исследования, увлечения, творчества, общения и радости.

– Джозеф С. Соммер
Примечание: Эти определения гуманизма даны для образования и интереса читателей. AHA не обязательно соглашается или поддерживает какое-либо определение, кроме определения (напечатанного первым выше), официально одобренного Советом директоров AHA.
Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние
Цицерон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
- Похожие темы:
- рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения
Просмотреть весь связанный контент →
гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.
Происхождение и значение термина гуманизм
Идеал гуманизма
История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными 19-го века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классические исследования в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого
Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, доброжелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и изолированным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.
Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.
Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.
Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Другое использование
Неудивительно, что такой многозначительный термин, как гуманизм , находит множество применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.
Принимая идею о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.
Слово гуманитарных наук , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.
Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.
Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова «Классический ». Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию.