Гуманистическое направление в психологии: 6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

Содержание

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами.

Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сказкотерапия как направление современной практической психологии

Сказкотерапия как направление современной практической психологии Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

1.

1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации «Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Гуманистическое направление

Гуманистическое направление Данное направление изначально формировалось как закономерная реакция на психодинамические и поведенческие виды психотерапии. В последних человек представал либо как объект неких бессознательных, во многом безличностных сил; либо как

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –

Гуманистическое ⚠️ направление в психологии: основоположник и представители, методы

Содержание:

  • Гуманистическая психология — что это за направление
  • Особенности, какие задачи стоят
  • Методики консультирования и терапии
  • Постулаты учения
    • Теория самоактуализации А. Маслоу.
    • Теория личностных черт Г. Олпорта
    • Теория личности К. Роджерса
  • Развитие науки в настоящее время

Содержание

  • Гуманистическая психология — что это за направление
  • Особенности, какие задачи стоят
  • Методики консультирования и терапии
  • Постулаты учения
    • Теория самоактуализации А. Маслоу.
    • Теория личностных черт Г. Олпорта
    • Теория личности К. Роджерса
  • Развитие науки в настоящее время

Гуманистическая психология — что это за направление

Гуманистическое направление в психологии ориентировано на изучение смысловых структур человека. Оно зародилось в США в начале 60-х гг. Гуманистическая психология сформировала свою собственную систему взглядов на личность, ее развитие, и стала альтернативной бихевиоризму и психоанализу. Это направление не имеет четких формулировок и основывается на философских рассуждениях. В ее основе лежит экзистенциализм.

Предметом изучения являются:

  • психическое здоровье;
  • межличностное общение;
  • ответственность;
  • любовь;
  • самоактуализация;
  • свобода;
  • автономия.

Лидирующие места в основании этого направления занимают А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт.

Особенности, какие задачи стоят

Эта наука уделяет много внимания контролю за собственным психическим здоровьем, наблюдению за его состоянием, подчеркивает важность мыслей, желаний. Помогает человеку анализировать свои способности и собственный потенциал. Оказывает положительное влияние на здравоохранение, развитие образования.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

К задачам гуманистической психологии относятся:

  • изучение стадий деградации личности;
  • осознание собственных достижений и достоинств;
  • поиск смысла существования и жизни;
  • поиск самого себя.

Методики консультирования и терапии

Гуманистическое направление ориентируется на постоянный рост клиента. Задача психолога состоит в том, чтобы понять его мир и поддержать во время принятия каких-либо решений. При этом требуется соблюдать некоторые условия:

  • психолог должен сохранять позитивное отношение к чувствам клиента;
  • необходимо быть эмпатом, то есть понимать и видеть мир глазами клиента;
  • терапевт должен быть аутентичным;
  • специалисту необходимо воздерживаться от подсказки решения проблем клиента. Надо выполнять функции зеркала, которое отражает мысли пациента. Такое отражение помогает клиенту понять и изучить свои внутренние эмоции и приводит к пониманию того, как его воспринимают окружающие.

В этом направлении психологии особое место занимает метод гештальттерапия, который отличается разнообразием техник воздействия на клиента. Вот некоторые приемы этого метода:

  • восприятие «здесь и сейчас»;
  • речевые изменения;
  • директивность;
  • фиксированное ощущение;
  • работа со снами.

Практическая работа психолога — это работа с индивидуальностью человека. Он не должен предвзято относиться к тому, как должен быть устроен мир его клиента. К тому же специалисту необходимо постоянно изучать свои профессиональные и личностные возможности, во избежание ригидности в развитии личных понятий. 

Постулаты учения

Рассмотрим теории основоположников гуманистической психологии.

Теория самоактуализации А. Маслоу.

Маслоу изучал здоровых, творчески развитых людей, которые достигли высшей степени самоактуализации. Самоактуализация по его понятию — это использование способностей, талантов, возможностей.

Признаки самоактуализирующихся людей:

  • эффективное восприятие реальности и комфортные отношения с ней;
  • принятие себя, окружающих, природы;
  • естественность, простота;
  • центрированность на задаче;
  • потребности в уединении;
  • независимость от среды и культуры;
  • постоянная свежесть оценки;
  • глубокие межличностные отношения;
  • демократическая структура характера;
  • умение различать средства и цели, добро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • самоактуализирующееся творчество;
  • сопротивление аккультурации.

По Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре и нравственности. Однако они удовлетворяются лишь после удовлетворения физиологических потребностей. 

Согласно Маслоу, иерархия потребностей включает:

  • физиологические — потребности в пище, воде, активности, сне;
  • потребности в безопасности — в отсутствии страха, болезни;
  • потребности в любви и привязанности;
  • потребности в признании и оценке;
  • потребности в самоактуализации — реализации талантов.

Теория личностных черт Г. Олпорта

Его теорию часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому каждый человек является уникальной личностью и психически не похож на других людей; люди обладают широким набором черт личности для реакции на различные жизненные ситуации. Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.

С его точки зрения, личность подвержена и психологическому, и биологическому влиянию. Олпорт считал, что личность формируется из физических данных, темперамента и интеллекта. А темперамент, по его мнению, является врожденным биологическим фундаментом личности и ограничивает развитие индивидуальных качеств. Также, Олпорт считал важным для развития личности наследственность и среду.

Теория личности К. Роджерса

Теория личности Роджерса разворачивает такую концепцию, при которой люди могут создавать и менять представления о себе и о своих близких. Идея ценности и уникальности человека является основной для К. Роджерса. Он считал, что опыт, который человек получает в процессе жизни, уникален и индивидуален. Уход от своей индивидуальности приводит к невротизации и отклонениям в развитии личности.

По теории личности Роджерса, внутренняя сущность человека выражается в его самооценке. Именно она является отражением сути личности. Если поведение выстраивается исходя из самооценки, то оно выражает истинную суть личности и его способности, а значит приносит наибольший успех. При этом Роджерс считал, что самооценка должна быть гибкой и меняться в зависимости от окружения. 

Открытия Роджерса связаны не только со своим собственным новым взглядом на самооценку и самоактуализацию, но и его методом психокоррекции. По его мнению, психотерапевт должен избегать навязывания своего мнения клиенту, а медленно подводить его к самостоятельному правильному решению. В терапии пациент учится доверять себе и своей интуиции.

Развитие науки в настоящее время

У А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса в настоящее время много последователей, благодаря которым гуманистическое направление психологии развивается в разных аспектах. Оно стало важной частью в сферах психотерапии, педагогики, психологии и заняло прочное положении в психологической науке в целом.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Humanistic Perspective: AP Psychology Study Resource

Каждый через что-то прошел.

Будь то маленький или большой, положительный или отрицательный, опыт, который мы получаем в детстве, формирует то, кем мы являемся во взрослом возрасте.

Мозг состоит из множества слоев воспоминаний.

Некоторые из этих воспоминаний мы подавляем, в то время как другие возвращаются, чтобы преследовать нас время от времени.

Некоторые из них выведены на улицу для удовольствия.

Как люди, мы сложны.

Наши потребности и желания были в центре многих психологических дебатов за последние несколько десятилетий. То, что движет нашим поведением и реакциями, — это увлекательная тема, которая открыла множество возможных теорий.

Давайте рассмотрим одну из этих теорий.

Так что же такое гуманистическая перспектива?

Гуманистическая перспектива, также известная как гуманистическая психология, делает акцент на способности человека реализовать свои творческие способности и способности.

Википедия объясняет, что гуманистическая точка зрения стала популярной в 20 веке. Это был ответ на ограничения, наложенные теорией психоанализа Фрейда и моделью бихевиоризма Скиннера.

Гуманистическая точка зрения помогает клиенту сделать вывод, что все люди по своей природе хороши. Благодаря этому он продвигает целостный подход к человеческому существованию и фокусируется на таких областях, как свобода воли, творчество и положительный человеческий потенциал.

Гуманистическая точка зрения побуждает нас, людей, видеть себя как временное существо, а не просто сумму наших частей. Это помогает нам исследовать себя, а не сосредотачиваться на поведении других.

Другим интересным аспектом гуманистической психологии является признание духовного устремления. Эта психологическая теория считает, что наши духовные надежды заложены в нашей психике.

Основная цель этой теории в терапии клиентов состоит в том, чтобы побудить клиента изменить негативное поведение, заменив его позитивным. Клиент делает это, становясь более самосознательным и практикуя внимательность.

По сути, этот терапевтический подход сочетает в себе концепцию внимательности с поведенческой терапией.

Краткая история гуманистической точки зрения

Откуда же тогда взялась гуманистическая точка зрения?

Несколько ключевых теоретиков участвовали в разработке этой теории.

Среди них были Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Very Well Mind также упоминает Эриха Фромма и Ролло Мэя как влиятельных теоретиков, стоящих за этой концепцией.

В 1943 году Маслоу опубликовал письменную статью в журнале Psychological Review . Эта статья называлась «Теория мотивации человека» и в ней конкретно описывалась иерархия потребностей, которую он продвигал с помощью этой теории.

После того, как эта статья была опубликована, Маслоу встретился с другими психологами-единомышленниками, чтобы обсудить возможность создания организации, занимающейся этой новой теорией. Основная цель организации состояла в том, чтобы стать пионером более гуманистического подхода к терапии и психологии.

Все эти психологи-единомышленники согласились с тремя фундаментальными принципами гуманистической точки зрения. Это самореализация, индивидуальность и творчество.

Карл Роджерс вслед за опубликованной статьей Маслоу опубликовал свою собственную в 1951, которую он назвал «клиент-центрированной терапией». В 1961 году эта группа психологов учредила Журнал гуманистической психологии.

Вскоре после создания этого журнала Маслоу опубликовал еще одну статью, в которой подробно описывались три силы психологии. Он считал, что это бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.

Основные принципы гуманистической точки зрения

Каковы основные принципы гуманистической точки зрения?

Исследование напоминает нам, что эта революционная теория противоречила бихевиористскому подходу, который считал, что люди не полностью осознают причины и мотивы своего собственного поведения.

  • Холистический: Как уже упоминалось, один из основных принципов гуманистической точки зрения состоит в том, что человек представляет собой целое, а не сумму частей.
  • Окружающая среда: Гуманистическая точка зрения считает, что окружающая среда напрямую влияет на поведение человека. Побочным принципом этого является то, что социальные взаимодействия неотъемлемы от человеческого развития.
  • Осведомленность: Люди осознают, что они существуют, а это означает, что они полностью осознают себя и свое окружение. Они ценят прошлое и используют прошлый опыт, чтобы влиять на настоящее и будущее поведение.
  • Свобода воли: У людей есть свобода воли. Это означает, что они полностью несут ответственность за сознательный выбор, который они делают. В отличие от бихевиоризма, они действуют не импульсивно или инстинктивно.
  • Намерение: Человеческие существа преднамеренны в своем поведении. Это проявляется в их мотивации работать над достижением жизненных целей и привносить в свою жизнь уникальный смысл.

Аспекты личности с гуманистической точки зрения

Идеальное Я против Реального Я

Известный психолог Карл Роджерс, эксперт гуманистической психологии, разделил каждого человека на две отдельные категории. Эти двое — идеальное «я» и настоящее «я». Идеальное я — это человек, которым вы хотели бы быть в идеальном мире; настоящее я — это человек, которым вы являетесь в этом. Карл Роджерс предложил идею о том, что нам необходимо достичь единства между этими двумя «я».

Мы испытываем гармонию в принятии себя, когда наши убеждения о своем истинном я и идеальном я совпадают, то есть наша я-концепция верна. Высокая конгруэнтность (гармония) ведет нас к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. С другой стороны, когда существует значительное несоответствие между нашим идеальным и реальным «я», мы сталкиваемся с ситуацией, которую Карл Роджерс назвал несоответствием, что может привести к неспособности справиться с реальностью как в социальном, так и в личном плане.

Безусловное положительное отношение и условное положительное отношение

При построении я-концепции Карл Роджерс поднял ценность безусловного положительного отношения, также известного как безусловная любовь к себе. Люди, выросшие в среде, которая предлагает им безоговорочное положительное отношение (где их ценность не подвергается сомнению), имеют возможность полностью реализовать себя. Когда люди растут в атмосфере условного положительного отношения, в реальности, где ценность и любовь предлагаются только при выполнении определенных условий, они должны достичь этих условий, чтобы обрести любовь или положительное отношение, которые они желают иметь.

Это условия, в которых лучшего никогда не бывает достаточно. Иногда эти стандарты устанавливаются родителями, учителями или другими руководителями и авторитетами. Другие, воздействуя на них, определяют свое идеальное Я исходя из этих условий, и они вынуждены развиваться помимо своей личной и подлинной актуализирующей склонности; это усугубляет несоответствие и увеличивает разрыв между реальным «я» и идеальным «я».

Достижение идеальной жизни

Карл Роджерс описал жизнь, иллюстрируя принципы, а не этапы развития, которых нужно достичь или достичь; он сформировал (или выразил словами) принципы, которыми мы живем как люди. Этот известный психолог утверждал, что здоровый человек будет неуклонно стремиться реализовать свой потенциал, используя эти принципы, которые обеспечивают ему наилучшее и самое здоровое состояние бытия. Эти люди позволили бы личности и самооценке возникнуть из опыта, который они имеют в повседневной жизни, что позволило бы им достичь своей идеальной жизни и себя.

Критическая оценка гуманистической точки зрения

Хотя это звучит как шаг в правильном направлении для психологии и терапии, у гуманистической точки зрения есть свои критики.

Simply Psychology объясняет, что, поскольку гуманистический подход применялся в очень немногих областях психологии, его вклад в такие области, как ненормальность и терапия, несколько ограничен.

Одно из возможных объяснений этого лежит в гуманистической стороне этой теории. Гуманистическая точка зрения намеренно использует ненаучный подход к изучению человека. Психологи, которые верят в эту теорию, хотели изучить человеческий разум, не дегуманизируя его полностью.

Психологи-гуманисты считают, что строгое научное исследование сознательного разума лишает опыт в целом богатства и не учитывает органический поток человеческого сознания.

Как мы упоминали ранее, гуманистическая точка зрения во многом является ответом на доминирование бихевиористского подхода в психологии до середины 20-го века.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются психологи-гуманисты, заключается в том простом факте, что такие области, как эмоции и сознание, могут быть трудны для изучения. Ограниченный результат научных экспериментов с подобными частями человеческого мозга означает отсутствие доказательств в поддержку предлагаемых теорий.

Терапия гуманистической перспективы

Мы рассмотрели определение гуманистической точки зрения и ее ограничения как отрасли психологии. Как он применяется в терапевтических условиях?

Американская психологическая ассоциация объясняет, что в настоящее время существует три различных типа гуманистической терапии:

  • Клиент-центрированная: Клиент-центрированная терапия является особенно популярным методом, применяемым в рамках гуманистической перспективы. Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на отказ от идеи, что терапевт является окончательным авторитетом в отношении внутренних эмоций и переживаний своих клиентов. Вместо этого терапевты помогают своим клиентам измениться через понимание и сопереживание.
  • Гештальт-терапия: Второй подход к гуманистической перспективе терапии — это гештальт-терапия. Этот подход делает сильный акцент на «организме холизма», то есть важно осознавать себя в настоящем. Это также побуждает клиента брать на себя ответственность за свой выбор и поведение, основываясь на теории о том, что у него есть свобода воли.
  • Экзистенциальная терапия: Этот тип гуманистической терапии фокусируется главным образом на концепции свободы воли и общем поиске клиентом смысла жизни. Экзистенциальное лечение также обращается к важности самоопределения при преодолении негативного поведения и моделей мышления.

Гуманистическая перспектива: социальное применение

Как гуманистическая перспектива применима к обществу?

Википедия продолжает обсуждение важности социальной работы в связи с этой теорией. Сразу за психотерапией в иерархии методологии гуманистической точки зрения следует социальная работа.

На самом деле, эта теория проложила путь к революционному изменению самого определения социальной работы и того, как эта роль влияет на общественный уровень. Ценности и принципы, которых придерживаются гуманистические социальные работники, включают человеческое творчество, развитие личности и своей духовности, обретение устойчивости и безопасности, гибкость и подотчетность.

Гуманистическая точка зрения распространилась и на корпоративный мир. Его акцент на целостности и творчестве побудил корпоративные организации использовать более творческий подход к рабочей среде.

Наличие гуманистической точки зрения в корпоративной среде также способствует более эмоциональному взаимодействию.

Раньше в рабочей ситуации идея творчества предназначалась исключительно для художников. Однако с увеличением числа людей, работающих в культурной экономике за последние несколько десятилетий, компании стали рассматривать креативность как способ выделиться и стать заметными, особенно когда речь идет о брендинге.

Этот сдвиг в офисной среде и отношениях привел к развитию корпоративного обучения творчеству, проводимому в офисе с особым акцентом на сотрудников.

Взгляд с гуманистической точки зрения

Психология прошла долгий путь со времен психоаналитической теории Фрейда и бихевиористского подхода Скиннера.

Постепенно психологи начали исследовать различные подходы к изучению человеческого поведения. Размышляя нестандартно и задаваясь вопросом, откуда еще могут браться наши рассуждения о поведении, они наткнулись на концепцию гуманистической психологии.

Хотя у этого подхода, как и у всех других теорий, есть свои ограничения, его преимущества перевешивают недостатки.

Смотреть на человека с гуманистической точки зрения означает побуждать его брать на себя ответственность за свое поведение.

Мы больше, чем просто сумма наших частей — на самом деле мы являемся целым.

Мы — единое целое со свободной волей, которое отвечает за то, как мы ведем себя и реагируем на раздражители. Это позволяет использовать гораздо более чуткий подход в современной терапии, мотивируя человека участвовать в собственном лечении для достижения положительного результата.

Гуманистические и экзистенциальные модели | Аномальная психология

Цели обучения

  • Описать ключевые понятия и приложения гуманистического подхода к психопатологии

Гуманизм и гуманистические подходы

Как и многие психогенные модели и связанные с ними подходы к лечению, гуманистический подход частично возник как реакция как на психоанализ/психодинамический подход, так и на поведенческий подход (будет обсуждаться следующий). Гуманисты считали поведенческие модели механическими и чрезмерно ориентированными на объективную перспективу, им не хватало понимания и заботы о глубине человеческого опыта, сознания и развития личности. Они также рассматривали психодинамический и аналитический подходы как холодные, отстраненные и чрезмерно детерминистские в отношении человеческого развития, особенно концепцию о том, что негативный опыт раннего детства порождает «фиксации» или неспособность человека прогрессировать в своей жизни. Они также считали, что эти подходы были сосредоточены в первую очередь на патологии, на том, что с кем-то не так, а не на признании человеческого творчества, роста и адаптации. Абрахам Маслоу, одна из главных фигур гуманистического движения, сказал: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, а теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной». [1]

Гуманистическая перспектива в психологии подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (рис. 1). Маслоу утверждал, что до тех пор, пока основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), удовлетворяются, потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал.

Рисунок 1. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс стремился обеспечить, чтобы процессы человеческого развития приводили к более здоровому и даже более творческому функционированию личности. Термин актуализирующая тенденция  также был придуман Роджерсом и представлял собой концепцию, которая в конечном итоге привела Абрахама Маслоу к изучению самоактуализации как одной из потребностей людей.

Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бьюгенталом в 1964 году и адаптированной Томом Гринингом, психологом и давним редактором Journal of Гуманистическая психология . Пять основных принципов гуманистической психологии:

  1. Человеческие существа, как люди, заменяют собой сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
  2. Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Люди осознают и осознают, что они осознают, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
  4. Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
  5. Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.

Экзистенциальные подходы и лечение

Еще одним элементом гуманизма был экзистенциализм , философский подход, подчеркивающий целостный взгляд на людей, подтверждающий природу человеческих эмоций, мыслей, поведения и выбора. Экзистенциализм фокусируется на способности и потребности людей определять и находить свое собственное чувство смысла или цели в «абсурдном» мире, который не имеет никакого врожденного смысла. Во многом это перекликается с основными принципами гуманизма и отказом от психодинамического детерминизма и объективности бихевиоризма. Экзистенциальные подходы отличаются от гуманизма еще более сильным упором на свободу воли, выбор, самоопределение, поиск смысла и цели.

Важным понятием в экзистенциализме является тоска или тревога, порожденная в основном ответственностью, которая приходит со свободой; свобода воли передает чувство ответственности за выбор, который мы делаем, и его будущие последствия. Ангст также связан с необходимостью принять неизбежность собственной смертности и будущей смерти, чтобы жить полноценной жизнью. Другие важные понятия включают в себя подлинность, то есть человека, живущего жизнью, которую он намеренно выбрал, в максимально возможной степени, и отчаяние, которое немного отличается от обычного использования этого термина для обозначения эмоционального переживания разочарования или неспособности жить. жизнь, которую человек намеревался создать. Например, студентка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, может испытать отчаяние, если ее не примут ни в один медицинский вуз. Экзистенциализм обычно связывают с философскими сочинениями и идеями Жана-Поля Сартра, хотя он был сформирован многими другими, в том числе Сёреном Кьеркегором, Симоной де Бовуар, Морисом Марло-Понти и Альбером Камю. Несмотря на это описание некоторых основных концепций экзистенциализма, не существовало целостной или единой школы или дисциплины экзистенциализма, а было множество различных вариаций и форм этого философского и психологического подхода.

Этот экзистенциально-философский подход был применен к психотерапии, в частности, Полом Тиллихом и Ирвином Ялом. Тиллих утверждал, что экзистенциальная психотерапия сосредоточена на решении основных жизненных проблем, включая одиночество, страдание и бессмысленность жизни; Ялом считал, что универсальные темы, переживаемые всеми людьми, включают смерть, изоляцию, свободу и пустоту (связанные с концепцией отчаяния). [2] Таким образом, экзистенциальные терапевты не рассматривают тревогу или отчаяние как симптом расстройства, но рассматривают их как нормальную часть опыта, когда люди сталкиваются с этими критическими аспектами жизни. Акцентируя внимание на эмпатии и поддержке клиента, они могут поощрять клиентов принимать тревогу и использовать ее энергию, чтобы помочь им сделать подлинный или подлинный выбор в отношении своей жизни и взять на себя ответственность за свой будущий опыт, а не просто реагировать на обстоятельства. Поскольку люди существуют по отношению к другим, Ялом, в частности, подчеркивал ценность групповой терапии как эффективного подхода к тому, чтобы помочь людям жить более значимой и подлинной жизнью. [3]

Попробуйте

Гуманистическая или личностно-ориентированная терапия

Рисунок 2 . Качество отношений между терапевтом и пациентом имеет большое значение в личностно-центрированной терапии.

Поскольку гуманистическая психология фокусируется на целостном взгляде на людей и считает, что люди по своей природе хороши и стремятся к самореализации и самореализации, гуманистическая психотерапия направлена ​​на достижение этих целей. В отличие от психоанализа, гуманистические терапевты сосредотачиваются на сознательных, а не на бессознательных мыслях. Они также подчеркивают настоящее и будущее пациента, а не исследуют его прошлое. Симптомы рассматриваются как результат несоответствия между поведением или действиями человека и его представлением о себе и о том, чего он хочет достичь. Таким образом, цель личностно-центрированной терапии (ПКТ), созданной Карлом Роджерсом, состоит в том, чтобы создать условия, при которых клиенты могут раскрыть свою самооценку, чувствовать себя комфортно, исследуя свою собственную идентичность, и изменять свое поведение, чтобы лучше отражать эту идентичность.

В отличие от психоаналитического/психодинамического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, ПКТ предполагает, что пациент играет ведущую роль в сеансе терапии. Роджерс, в частности, считал, что у всех людей есть потенциал измениться и стать лучше, и что роль терапевтов состоит в том, чтобы способствовать самопониманию в среде, где наиболее вероятны адаптивные изменения (Rogers, 1951). Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, без каких-либо условий. Терапевт никогда не критикует и не высказывает отрицательного мнения о действиях или замечаниях клиента, а выражает теплоту и сопереживание. Это создает среду, свободную от одобрения или неодобрения, в которой пациенты начинают ценить свою ценность и вести себя так, как это соответствует их собственной идентичности. Роджерс считал, что при наличии этих условий люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005). В общих чертах этот вид терапии часто называют недирективная терапия , потому что терапевт не дает советов и не интерпретирует, а помогает человеку выявить конфликты и понять чувства, чтобы он мог взять на себя ответственность за собственное направление в жизни и за свой выбор. Терапевт склонен только задавать вопросы и использовать активное слушание, чтобы клиент чувствовал себя услышанным и понятым.

Одним из ключевых преимуществ личностно-центрированной терапии является то, что она очень приемлема для пациентов. Другими словами, люди, как правило, находят благоприятную и гибкую среду такого подхода очень полезной. Из-за этого фундаментальные аспекты ПКТ в настоящее время широко интегрированы в большинство других форм психотерапии. Например, большинство терапевтов любой ориентации считают, что клиенты хорошо реагируют на непредвзятое сочувствие и активное слушание. Они обычно считаются основными навыками эффективной терапии и консультирования, на которых строятся другие конкретные методы и приемы. Однако основным недостатком ПКТ является неоднозначность выводов о ее эффективности. Одной из возможностей для этого может быть то, что лечение в основном основано на неспецифические лечебные факторы . То есть вместо использования терапевтических методов, специфичных для пациента и его психической проблемы (т. е. конкретных факторов лечения ), терапия фокусируется на методах, которые могут быть применены к любому (например, установление хороших отношений с пациентом). (Cuijpers et al., 2012; Friedli, King, Lloyd, & Horder, 1997). Подобно тому, как «один размер подходит всем» на самом деле не подходит каждому человеку, PCT использует одни и те же методы для всех, которые могут работать для некоторых людей, но не для других. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы оценить его полезность в качестве терапевтического подхода.

Попробуйте

Смотреть IT

Посмотрите это видео, в котором Карл Роджерс объясняет свой непредвзятый и принимающий подход к личностно-центрированной терапии.

Вы можете просмотреть расшифровку видео «Карл Роджерс о личностно-ориентированной терапии» здесь (откроется в новом окне).

Глоссарий

активное слушание : набор навыков, направленных на эффективное использование перефразирования, размышления и обобщения, направленных на точное улавливание мыслей и эмоций клиента

экзистенциализм : философский подход, подчеркивающий целостный взгляд на человека, подтверждающий природу человеческих эмоций, мыслей, поведения и выбора самих себя

внимательность:  процесс, который пытается развить непредвзятое, но внимательное состояние ума.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts