14. Гуманистическое направление в психологии (а. Маслоу, к. Роджерс). Основные понятия и идеи. Практическое применение идей гуманистической психологии.
Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесеныА. Маслоу,К. Роджерс,В. Франкли другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм.
Маслоу был одним из первых, кто стал
изучать положительные стороны
человеческого поведения. Его исследования
самоактуализирующихсяличностей позволили сформулировать
позитивный, гуманистический взгляд на
человеческую природу. Если прежде
психология, особеннопсихоанализ,
изучала людей с различными психическими
отклонениями и на основе этого и были
сформулированы теории личности, то
Маслоу взял в качестве образцов здоровых
и реализованных людей, как следствие,
он получил новые данные о природе
человека.
Бихевиоризмипсихоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[4]Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на моделииерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность всамоактуализации.
[7]Карл Рэ́нсом Ро́джерс.Фундаментальным компонентом структурыличностиРоджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающейсоциальнойсредой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе «я» — концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную иповеденческуюсоставляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных науки доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963г. первый президентАссоциации гуманистической психологии,Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:
Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Гуманистическое направление в психологии: основоположник и представители, методы
Содержание:- Гуманистическая психология — что это за направление
- Особенности, какие задачи стоят
- Методики консультирования и терапии
-
Постулаты учения
- Теория самоактуализации А. Маслоу.
- Теория личностных черт Г. Олпорта
- Теория личности К. Роджерса
- Развитие науки в настоящее время
Содержание
- Гуманистическая психология — что это за направление
- Особенности, какие задачи стоят
- Методики консультирования и терапии
-
Постулаты учения
- Теория самоактуализации А. Маслоу.
- Теория личностных черт Г. Олпорта
- Теория личности К. Роджерса
- Развитие науки в настоящее время
Гуманистическая психология — что это за направление
Гуманистическое направление в психологии ориентировано на изучение смысловых структур человека. Оно зародилось в США в начале 60-х гг. Гуманистическая психология сформировала свою собственную систему взглядов на личность, ее развитие, и стала альтернативной бихевиоризму и психоанализу. Это направление не имеет четких формулировок и основывается на философских рассуждениях. В ее основе лежит экзистенциализм. Предметом изучения являются:
- психическое здоровье;
- межличностное общение;
- ответственность;
- любовь;
- самоактуализация;
- свобода;
- автономия.
Лидирующие места в основании этого направления занимают А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт.
Особенности, какие задачи стоят
Эта наука уделяет много внимания контролю за собственным психическим здоровьем, наблюдению за его состоянием, подчеркивает важность мыслей, желаний. Помогает человеку анализировать свои способности и собственный потенциал. Оказывает положительное влияние на здравоохранение, развитие образования.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
К задачам гуманистической психологии относятся:
- изучение стадий деградации личности;
- осознание собственных достижений и достоинств;
- поиск смысла существования и жизни;
- поиск самого себя.
Методики консультирования и терапии
Гуманистическое направление ориентируется на постоянный рост клиента. Задача психолога состоит в том, чтобы понять его мир и поддержать во время принятия каких-либо решений. При этом требуется соблюдать некоторые условия:
- психолог должен сохранять позитивное отношение к чувствам клиента;
- необходимо быть эмпатом, то есть понимать и видеть мир глазами клиента;
- терапевт должен быть аутентичным;
- специалисту необходимо воздерживаться от подсказки решения проблем клиента. Надо выполнять функции зеркала, которое отражает мысли пациента. Такое отражение помогает клиенту понять и изучить свои внутренние эмоции и приводит к пониманию того, как его воспринимают окружающие.
В этом направлении психологии особое место занимает метод гештальттерапия, который отличается разнообразием техник воздействия на клиента. Вот некоторые приемы этого метода:
- восприятие «здесь и сейчас»;
- речевые изменения;
- директивность;
- фиксированное ощущение;
- работа со снами.
Практическая работа психолога — это работа с индивидуальностью человека. Он не должен предвзято относиться к тому, как должен быть устроен мир его клиента. К тому же специалисту необходимо постоянно изучать свои профессиональные и личностные возможности, во избежание ригидности в развитии личных понятий.
Постулаты учения
Рассмотрим теории основоположников гуманистической психологии.
Теория самоактуализации А. Маслоу.
Маслоу изучал здоровых, творчески развитых людей, которые достигли высшей степени самоактуализации. Самоактуализация по его понятию — это использование способностей, талантов, возможностей.
Признаки самоактуализирующихся людей:
- эффективное восприятие реальности и комфортные отношения с ней;
- принятие себя, окружающих, природы;
- естественность, простота;
- центрированность на задаче;
- потребности в уединении;
- независимость от среды и культуры;
- постоянная свежесть оценки;
- глубокие межличностные отношения;
- демократическая структура характера;
- умение различать средства и цели, добро и зло;
- философское чувство юмора;
- самоактуализирующееся творчество;
- сопротивление аккультурации.
По Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре и нравственности. Однако они удовлетворяются лишь после удовлетворения физиологических потребностей.
Согласно Маслоу, иерархия потребностей включает:
- физиологические — потребности в пище, воде, активности, сне;
- потребности в безопасности — в отсутствии страха, болезни;
- потребности в любви и привязанности;
- потребности в признании и оценке;
- потребности в самоактуализации — реализации талантов.
Теория личностных черт Г. Олпорта
Его теорию часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому каждый человек является уникальной личностью и психически не похож на других людей; люди обладают широким набором черт личности для реакции на различные жизненные ситуации. Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.
С его точки зрения, личность подвержена и психологическому, и биологическому влиянию. Олпорт считал, что личность формируется из физических данных, темперамента и интеллекта. А темперамент, по его мнению, является врожденным биологическим фундаментом личности и ограничивает развитие индивидуальных качеств. Также, Олпорт считал важным для развития личности наследственность и среду.
Теория личности К. Роджерса
Теория личности Роджерса разворачивает такую концепцию, при которой люди могут создавать и менять представления о себе и о своих близких. Идея ценности и уникальности человека является основной для К. Роджерса. Он считал, что опыт, который человек получает в процессе жизни, уникален и индивидуален. Уход от своей индивидуальности приводит к невротизации и отклонениям в развитии личности.
По теории личности Роджерса, внутренняя сущность человека выражается в его самооценке. Именно она является отражением сути личности. Если поведение выстраивается исходя из самооценки, то оно выражает истинную суть личности и его способности, а значит приносит наибольший успех. При этом Роджерс считал, что самооценка должна быть гибкой и меняться в зависимости от окружения.
Открытия Роджерса связаны не только со своим собственным новым взглядом на самооценку и самоактуализацию, но и его методом психокоррекции. По его мнению, психотерапевт должен избегать навязывания своего мнения клиенту, а медленно подводить его к самостоятельному правильному решению. В терапии пациент учится доверять себе и своей интуиции.
Развитие науки в настоящее время
У А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса в настоящее время много последователей, благодаря которым гуманистическое направление психологии развивается в разных аспектах. Оно стало важной частью в сферах психотерапии, педагогики, психологии и заняло прочное положении в психологической науке в целом.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
гуманистических и экзистенциальных моделей | Аномальная психология
Цели обучения
- Описать ключевые понятия и приложения гуманистического подхода к психопатологии
Гуманизм и гуманистические подходы
Как и многие психогенные модели и связанные с ними подходы к лечению, гуманистический подход частично возник как реакция как на психоанализ/психодинамический подход, так и на поведенческий подход (будет обсуждаться следующий). Гуманисты считали поведенческие модели механическими и чрезмерно ориентированными на объективную перспективу, им не хватало понимания и заботы о глубине человеческого опыта, сознания и развития личности. Они также рассматривали психодинамический и аналитический подходы как холодные, отстраненные и чрезмерно детерминистские в отношении человеческого развития, особенно концепцию о том, что негативный опыт раннего детства порождает «фиксации» или неспособность человека прогрессировать в своей жизни. Они также считали, что эти подходы были сосредоточены в первую очередь на патологии, на том, что с кем-то не так, а не на признании человеческого творчества, роста и адаптации. Абрахам Маслоу, одна из главных фигур гуманистического движения, сказал: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, а теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной». [1]
Гуманистическая перспектива в психологии подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (рис. 1). Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал.
Рисунок 1. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс стремился обеспечить, чтобы процессы человеческого развития приводили к более здоровому и даже более творческому функционированию личности. Термин актуализирующая тенденция также был придуман Роджерсом и представлял собой концепцию, которая в конечном итоге привела Абрахама Маслоу к изучению самоактуализации как одной из потребностей людей.
Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бьюгенталом в 1964 году и адаптированной Томом Гринингом, психологом и давним редактором Journal of Гуманистическая психология . Пять основных принципов гуманистической психологии:
- Человеческие существа, как люди, заменяют собой сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
- Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
- Люди осознают и осознают, что они осознают, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
- Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
- Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.
Экзистенциальные подходы и лечение
Еще одним элементом гуманизма был экзистенциализм , философский подход, подчеркивающий целостный взгляд на людей, подтверждающий природу человеческих эмоций, мыслей, поведения и выбора. Экзистенциализм фокусируется на способности и потребности людей определять и находить свое собственное чувство смысла или цели в «абсурдном» мире, который не имеет никакого врожденного смысла. Во многом это перекликается с основными принципами гуманизма и отказом от психодинамического детерминизма и объективности бихевиоризма. Экзистенциальные подходы отличаются от гуманизма еще более сильным упором на свободу воли, выбор, самоопределение, поиск смысла и цели.
Важным понятием в экзистенциализме является тоска или тревога, вызванная в основном ответственностью, которая приходит со свободой; свобода воли передает чувство ответственности за выбор, который мы делаем, и его будущие последствия. Ангст также связан с необходимостью принять неизбежность собственной смертности и будущей смерти, чтобы жить полноценной жизнью. Другие важные понятия включают в себя подлинность, то есть человека, живущего жизнью, которую он намеренно выбрал, в максимально возможной степени, и отчаяние, которое немного отличается от обычного использования этого термина для обозначения эмоционального переживания разочарования или неспособности жить. жизнь, которую человек намеревался создать. Например, студентка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, может испытать отчаяние, если ее не примут ни в один медицинский вуз. Экзистенциализм обычно связывают с философскими сочинениями и идеями Жана-Поля Сартра, хотя он был сформирован многими другими, в том числе Сёреном Кьеркегором, Симоной де Бовуар, Морисом Марло-Понти и Альбером Камю. Несмотря на это описание некоторых основных концепций экзистенциализма, не существовало целостной или единой школы или дисциплины экзистенциализма, а было множество различных вариаций и форм этого философского и психологического подхода.
Этот экзистенциально-философский подход был применен к психотерапии, в частности, Полом Тиллихом и Ирвином Ялом. Тиллих утверждал, что экзистенциальная психотерапия сосредоточена на решении основных жизненных проблем, включая одиночество, страдание и бессмысленность жизни; Ялом считал, что универсальные темы, переживаемые всеми людьми, включают смерть, изоляцию, свободу и пустоту (связанные с концепцией отчаяния). [2] Таким образом, экзистенциальные терапевты не рассматривают тревогу или отчаяние как симптом расстройства, но рассматривают их как нормальную часть опыта, когда люди сталкиваются с этими критическими аспектами жизни. Акцентируя внимание на эмпатии и поддержке клиента, они могут поощрять клиентов принимать тревогу и использовать ее энергию, чтобы помочь им сделать подлинный или подлинный выбор в отношении своей жизни и взять на себя ответственность за свой будущий опыт, а не просто реагировать на обстоятельства. Поскольку люди существуют по отношению к другим, Ялом, в частности, подчеркивал ценность групповой терапии как эффективного подхода к тому, чтобы помочь людям жить более значимой и подлинной жизнью. [3]
Попробуйте
Гуманистическая или личностно-ориентированная терапия
Рисунок 2 . Качество отношений между терапевтом и пациентом имеет большое значение в личностно-центрированной терапии.
Поскольку гуманистическая психология фокусируется на целостном взгляде на людей и считает, что люди по своей природе хороши и стремятся к самореализации и самореализации, гуманистическая психотерапия направлена на достижение этих целей. В отличие от психоанализа, гуманистические терапевты сосредотачиваются на сознательных, а не на бессознательных мыслях. Они также подчеркивают настоящее и будущее пациента, а не исследуют его прошлое. Симптомы рассматриваются как результат несоответствия между поведением или действиями человека и его представлением о себе и о том, чего он хочет достичь. Таким образом, цель личностно-центрированной терапии (ПКТ), созданной Карлом Роджерсом, состоит в том, чтобы создать условия, при которых клиенты могут раскрыть свою самооценку, чувствовать себя комфортно, исследуя свою собственную идентичность, и изменять свое поведение, чтобы лучше отражать эту идентичность.
В отличие от психоаналитического/психодинамического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, ПКТ предполагает, что пациент играет ведущую роль в сеансе терапии. Роджерс, в частности, считал, что у всех людей есть потенциал измениться и стать лучше, и что роль терапевтов состоит в том, чтобы способствовать самопониманию в среде, где наиболее вероятны адаптивные изменения (Rogers, 1951). Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, без каких-либо условий. Терапевт никогда не критикует и не высказывает отрицательного мнения о действиях или замечаниях клиента, а выражает теплоту и сопереживание. Это создает среду, свободную от одобрения или неодобрения, в которой пациенты начинают ценить свою ценность и вести себя так, как это соответствует их собственной идентичности. Роджерс считал, что при наличии этих условий люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005). В общих чертах этот вид терапии часто называют недирективная терапия , потому что терапевт не дает советов и не интерпретирует, а помогает человеку выявить конфликты и понять чувства, чтобы он мог взять на себя ответственность за собственное направление в жизни и за свой выбор. Терапевт склонен только задавать вопросы и использовать активное слушание, чтобы клиент чувствовал себя услышанным и понятым.
Одним из ключевых преимуществ личностно-центрированной терапии является то, что она очень приемлема для пациентов. Другими словами, люди, как правило, находят благоприятную и гибкую среду такого подхода очень полезной. Из-за этого фундаментальные аспекты ПКТ в настоящее время широко интегрированы в большинство других форм психотерапии. Например, большинство терапевтов любой ориентации считают, что клиенты хорошо реагируют на непредвзятое сочувствие и активное слушание. Они обычно считаются основными навыками эффективной терапии и консультирования, на которых строятся другие конкретные методы и приемы. Однако основным недостатком ПКТ является неоднозначность выводов о ее эффективности. Одной из возможностей для этого может быть то, что лечение в основном основано на неспецифические лечебные факторы . То есть вместо использования терапевтических методов, специфичных для пациента и его психической проблемы (т.е. конкретных лечебных факторов ), терапия фокусируется на методах, которые можно применить к любому человеку (например, установление хороших отношений с пациентом). (Cuijpers et al., 2012; Friedli, King, Lloyd, & Horder, 1997). Подобно тому, как «один размер подходит всем» на самом деле не подходит каждому человеку, PCT использует одни и те же методы для всех, которые могут работать для некоторых людей, но не для других. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы оценить его полезность в качестве терапевтического подхода.
Попробуйте
Смотреть IT
Посмотрите это видео, в котором Карл Роджерс объясняет свой непредвзятый и принимающий подход к личностно-центрированной терапии.
Вы можете просмотреть стенограмму «Видео о личностно-ориентированной терапии Карла Роджерса» здесь (откроется в новом окне).
Глоссарий
активное слушание : набор навыков, направленных на эффективное использование перефразирования, размышления и обобщения, направленных на точное улавливание мыслей и эмоций клиента
экзистенциализм : философский подход, делающий упор на целостном взгляде на человека, подтверждающий природу человеческих эмоций, мыслей, поведения и выбора
гуманистическая терапия: самих себя
внимательность: процесс, который пытается развить непредвзятое, но внимательное состояние ума. Это терапия, которая фокусируется на осознании телесных ощущений, мыслей и внешней среды 9.0014
недирективная терапия: терапевтический подход, при котором терапевт не дает советов и не интерпретирует, а помогает человеку выявить конфликты и понять чувства Карл Роджерс, который подчеркивает безусловное положительное отношение и самопринятие
безусловное положительное отношение: фундаментальное принятие человека независимо от того, что он говорит или делает; термин, связанный с гуманистической психологией
- Маслоу, Абрахам (1968). К психологии бытия . п. 3. ↵
- https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/existential-therapy ↵
- Psychology Today. Экзистенциальная терапия. https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/existential-therapy. ↵
Гуманистическая ориентация в обучении – infed.org:
Гуманистическая ориентация в обучении. В этой структуре основное внимание уделяется человеческому росту. Мы рассматриваем работы Маслоу и Роджерса как выражение этого подхода.
Большая часть теоретических работ об образовании взрослых в 1970-х и 1980-х годах основывалась на гуманистической психологии. В этой ориентации основное внимание уделяется человеческому потенциалу роста. Как отмечает Марк Теннант, забота о «я» является «отличительной чертой гуманистической психологии» (1997: 12). Была реакция против «научного» редукционизма — обращения с людьми как с объектами и рационализма. Вместо этого аффективный и субъективный мир должен был быть подтвержден. Личная свобода, выбор, мотивы и чувства должны были занять свое место.
Возможно, самым известным примером является иерархия мотивации Абрахама Маслоу. На низшем уровне находятся физиологические потребности, на высшем — самоактуализация. Только при удовлетворении низших потребностей возможен полноценный переход на следующий уровень. Мотив низшего уровня всегда сильнее мотива более высокого уровня. Tennant (1997) резюмирует их следующим образом:
Первый уровень: Физиологические потребности , такие как голод, жажда, секс, сон, расслабление и телесная неприкосновенность, должны быть удовлетворены, прежде чем вступит в действие следующий уровень.
Второй уровень: Требования безопасности требуют предсказуемого и упорядоченного мира. Если они не будут удовлетворены, люди будут стремиться организовать свой мир так, чтобы обеспечить максимальную степень безопасности и защищенности. Если удовлетворены, люди придут под силу третьего уровня.
Третий уровень: Потребность в любви и принадлежности заставляет людей стремиться к теплым и дружеским отношениям.
Четвертый уровень: Потребности в самоуважении включают стремление к силе, достижениям, адекватности, мастерству и компетентности. Они также включают уверенность, независимость, репутацию и престиж.
Пятый уровень: Самоактуализация — это полное использование и выражение талантов, способностей и потенциальных возможностей.
Самоактуализаторы способны подчиняться социальному регулированию, не теряя собственной целостности или личной независимости; то есть они могут следовать социальной норме без ограничения своего кругозора в том смысле, что они не видят или не учитывают другие возможности. Иногда они могут выходить за рамки предписанных обществом способов действия. Достижение этого уровня может означать развитие до полного роста, на который они способны. (Теннант 1997: 13)
Обучение можно, таким образом, рассматривать как форму самоактуализации, оно способствует психологическому здоровью (Саакян 1984 в Merriam and Caffarella 1991: 133). Тем не менее, хотя самоактуализация может рассматриваться как основная цель, другие цели (связанные с другими стадиями) также существуют. К ним относятся чувство выполненного долга и контроль импульсов (Maslow 1970: 439)
Эта модель подверглась значительной критике. Например,
- Действительно ли должны быть удовлетворены более низкие потребности, прежде чем вступят в игру более высокие? Люди вполне могут отложить физиологические потребности в сторону, например, для удовлетворения потребности в любви.
- Все ли мы стремимся к качествам, которые Маслоу отождествляет с «самоактуализацией»? В какой степени эти качества культурно специфичны?
Идея иерархии потребностей, определение различных потребностей и понятие самоактуализации, однако, оказали сильное влияние на таких авторов, занимающихся образованием взрослых, как Малкольм Ноулз. Положительный взгляд гуманистической психологии на людей и их способность распоряжаться своей судьбой, кажущиеся неограниченными возможности индивидуального развития вселяли некоторую надежду в педагогов.
Возможно, самое убедительное исследование гуманистической ориентации на обучение было сделано Карлом Роджерсом . Его страсть к образованию, связанному со всем человеком и его опытом; для обучения, сочетающего логику и интуицию, интеллект и чувства; нашел готовую аудиторию. «Когда мы учимся таким образом, — сказал он, — мы становимся целыми , используя все свои мужские и женские способности» (1983 20). Он видел следующие элементы как вовлеченные в значимое или основанное на опыте обучение.
- Это качество личного участия — весь человек как в чувственном, так и в когнитивном аспектах, являющийся в обучающим событием.
- Это самоинициация. Даже когда побуждение или стимул исходит извне, чувство открытия, достижения, схватывания и понимания исходит изнутри.
- Он вездесущ. Это меняет поведение, отношение и, возможно, даже личность учащегося.
- Оценивается учащимся. Она знает, удовлетворяет ли это ее потребность, ведет ли она к тому, что она хочет, чтобы знала, освещает ли это темную область невежества, которую она испытывает. Мы могли бы сказать, что место оценивания определенно находится в учащемся.
- Его суть — смысл. Когда происходит такое обучение, элемент смысла для учащегося встраивается во весь опыт. (Роджерс (1983:20)
См. также: обучение · бихевиористская ориентация на обучение · когнитивная ориентация на обучение · гуманистическая ориентация на обучение · социальная/ситуативная ориентация на обучение Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Маслоу, А. (1968) К психологии бытия 2e, Нью-Йорк: Ван Ностранд. См. также А. Маслоу (1970) Мотивация и личность 2e, Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Мерриам, С. и Каффарелла (1991, 1998) Обучение во взрослой жизни. Подробный справочник , Сан-Франциско: Jossey-Bass.
Роджерс, К. и Фрейберг, Х.