Гуморальная теория гиппократа: Гуморальная теория (humoral theory) | это… Что такое Гуморальная теория (humoral theory)?

21.7.1. Гуморальные теории темперамента | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №21 — здесь

Древнейшее учение о темпераментах принадлежит «отцу медицины» Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей (гуморов), входящих в состав человеческого тела, преобладает в организме конкретного индивида.

Гиппократ развил своеобразную психофизиологическую концепцию, соответствовавшую античным воззрениям на природу человека. Каждый тип темперамента он рассматривал как душевное выражение одного из 4 основных гуморов тела: крови (лат. sanguis), желчи (chole), слизи (гр. phlegma) и черной желчи (rp. melas + chole). Гиппократ придерживался сугубо физиологического понимания темперамента и не соотносил это явление только с личностью, как психическим целым: он считал вполне допустимым говорить даже о темпераменте отдельных органов.

Первая, сугубо психологическая типология и подробное описание темпераментов принадлежат римскому врачу Клавдию Галену (II в.

до н.э.). Всё это приводится в его знаменитом трактате «De temperamentum» (дословно: «О правильной мере»).

Идеи Гиппократа и Галена со временем утратили свое значение, но данные ими характеристики различных темпераментов прочно укоренились в обыденном сознании.

Когда преобладающим элементом в организме выступает кровь, перед нами сангвиник — человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный; преобладание желчи характеризует холерика — субъекта быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Флегматик — медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и относительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, что объясняется избытком в его организме флегмы — слизи. Меланхолик признается впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах.

Причина всего перечисленного — черная желчь в чрезмерном количестве.

Гален объяснял все перечисленные особенности соотношениями артериальной и венозной крови.

Много столетий спустя аналогичной теории темпераментов придерживался И. Кант, которому принадлежат подробные и психологически точные «портреты» основных темпераментов. Вместе с тем, Кант осуществил, быть может, первую группировку известных темпераментов по сугубо психологическому основанию. Он различал:

  • темпераменты чувств (сангвиник — человек веселого нрава, меланхолик — человек мрачного нрава),
  • темпераменты деятельности (холерик — вспыльчивый, активный, легкий на подъем человек, флегматик — хладнокровный и сдержанный).

Отечественный ученый Петр Францевич Лесгафт рассматривал традиционные типы темпераментов как проявления специфических особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

Все эти теории, выводящие темперамент из отдельных «гуморов» (жидких сред организма) или их сочетаний в различных пропорциях, принято называть гуморальными (от лат. humor — жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории доказывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют существенные проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, т.е. проявления холерического темперамента.

 

Что такое гуморальная теория темперамента и кто её автор

Ты когда-нибудь слышала о гуморальной теории темперамента? Даже если это словосочетание тебе ни о чем не говорит, ты все равно кое-что об этом знаешь, потому что именно это учение стало основой для известнейшей типологии темперамента, по которой люди делятся на четыре типажа: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Читай дальше, с чего это начиналось и как развивалось.

В этой статье:

История возникновения гуморальной теорииРаспространение концепцииЧетыре типа темперамента

Новости СМИ2

История возникновения гуморальной теории

Фото автора Никита Семехин: Pexels

Средневековая медицина была сформирована на основе четырехлепестковой теории римского врача Галена.

Это гуморальное мышление основано на двух убеждениях:

  • Все созданное восходит к четырем элементам: огню, воде, воздуху и земле.
  • Таким образом, все элементы – одушевленные или неодушевленные – обладают четырьмя свойствами (темпераментами): теплым, холодным, сухим и влажным. Эти свойства кажутся чистыми или смешанными.

Теория четырех жидкостей – медицина средневековья

Как и везде в природе, четыре основных элемента и их свойства также можно найти в человеческом теле. Если компоненты находятся в сбалансированном отношении к целому, человек здоров. Каждое чрезмерное колебание в сторону темперамента, всякий избыток влаги, сухости, жары или холода вредны для тела. Результат – потеря здоровья, близость к смерти или смерть.

Поэтому дальновидный создатель предусмотрел и создал лекарства (растения, минералы, зелья) от каждого недуга, которые могут нейтрализовать вызывающий болезнь избыток и исцелить тело.

Гален и Диоскурид – отцы гуморальной теории

Истоки этого учения восходят к Галену и Диоскуриду. В своих медицинских трудах Гален установил теорию, которая оставалась авторитетной для западной медицины вплоть до 17 века. Он унаследовал богатую традицию, разрозненные части которой он собирал и систематизировал.

От натурфилософов Гален перенял теорию космоса как рационально построенного целого, в соответствии с которым человек включен в естественные явления как часть этой структуры. Эмпедокл учил его, что все эти существа состоят из четырех элементов – огня, воды, воздуха и земли. Полибий показывал, как эту элементарную схему можно передать человеческому телу и как ее можно найти в четырех жидкостях:

  • крови,
  • флегме,
  • черной желчи,
  • желтой желчи.

Их называют «хуморы», и они характеризуются четырьмя основными свойствами – теплым, холодным, сухим и влажным.

Гиппократ – все усовершенствовал

Гиппократ расширил то, что уже было: если хуморы находятся в состоянии эвкразии, сбалансированной смеси всех жидкостей тела, человек здоров. Он пытался объяснить каждый патогенный сдвиг этого баланса в сторону пропорции смешивания, которая нарушается преобладанием одного или отсутствием другого сока.

Гиппократ пошел дальше своих предшественников. Он анализировал весь мир того, что можно испытать, и приписывал элементы и качества отдельным участкам годового цикла. Холодная флегма соответствует зиме, которая, как доказывают насморк и чихание, увеличивается в организме. Весной теплая кровь умножается, желтая желчь доминирует над телом летом, осенью берет верх черная желчь, место и источник меланхолии.

Основные строительные блоки теории были готовы.

Распространение концепции

Уже почти полтора тысячелетия западное искусство врачевания зиждется на этой бесспорной основе. В средние века гуморально четырехсторонняя схема достигла своего апогея.

Характер и темперамент

Одно остается неизменным на протяжении веков. Проще говоря, все проблемы организма объясняются преобладанием сока тела и, следовательно, темперамента. Согласно концепции противодействия, сокам и темпераментам, фармакопеи указывают, как и с помощью каких веществ можно восстановить нарушенный баланс.

Сейчас теория считается устаревшей, но в Средние века это было прогрессивное объяснение процессов, происходящих на физическом и ментальном уровне.

Четыре типа темперамента

Исходя из теории одна из четырех жидкостей тела более заметна у каждого человека. Это затем отражается в его характере, то есть в его темпераменте, и, наоборот, из манеры поведения также можно понять, какая жидкость преобладает. Учение о четырех темпераментах возникло из гуморальной теории. Были разделены типы:

  • флегматика (флегма, слизь),
  • сангвиника (кровь),
  • холерика (желтая желчь),
  • меланхолика (черная желчь).

Флегматик

Люди этого типажа считаются пассивными, слабыми, неуклюжими, обеспокоенными, задумчивыми, медлительными, спокойными, стоическими и трудными для возбуждения.

Но также считаются миролюбивыми, добродушными, надежными, порядочными, дипломатичными и постоянными.

Темперамент соответствует стихии воды.

Флегматик работает медленнее своих собратьев из-за доминирования флегмы, и его можно охарактеризовать как заторможенного или ленивого. Он часто колеблется, довольно бескорыстен к своему окружению, ему наплевать на большинство вещей в жизни, это его не волнует. Его можно представить, как странника с большим камнем на пути. Флегматик избегает препятствий, не прилагая особых усилий. Он просто их обходит.

Сангвиник

Эти люди по своей природе беззаботные, спонтанные, безрассудные, поверхностные и недисциплинированные.

Положительная сторона: энергичные, живые, общительные, разговорчивые, щедрые, веселые, открытые, оптимистичные, непосредственные, активные.

Темперамент соответствует элементу воздух.

Сангвинический темперамент отличается избытком крови, поэтому временами такой человек может быть возбужденным и раздражительным. Однако он во всем видит самое прекрасное, всегда счастлив и доволен. Он переживает все эмоции, но в меру. Так он может чувствовать грусть, но не отчаяние, он наслаждается жизнью, но не отдает себя полностью. В целом сангвиник – приятный собеседник. Если продолжать сравнение с путником, встретившим камень, то он его весело перепрыгнет.

Холерик

Представители этого типа считаются вспыльчивыми, агрессивными, истеричными, легко возбудимыми, чувствительными, злыми, импульсивными, безумными, мстительными, неуравновешенными и неконтролируемыми.

Их также описывают как активных, волевых, дисциплинированных, бесстрашных и решительных.

Темперамент соответствует стихии огня.

Избыток желтой желчи гарантирует, что холерик очень легко, быстро и, прежде всего, бурно реагирует на свое окружение. Он вспыльчив. Он должен полностью выпустить из себя свою избыточную силу и агрессивно продемонстрировать ее, чтобы выразить свое недовольство и добиться своего, что бы ни случилось. В гневе такой путник ударит или отшвырнет камень.

Меланхолик

Они склонны к меланхолии, депрессии, унынию, грусти, пессимизму, интроверсии. Но при этом разумны, а также надежны. Меланхолики часто являются творческими личностями.

Темперамент соответствует элементу земли.

Обычно меланхолик – грустный товарищ благодаря избытку черной желчи. Из-за неуверенности в себе и нестабильности чувства собственного достоинства он колеблется и даже боится проблем, в результате чего не рискует. Большую часть времени он думает только о себе и своих заботах, потребностях и (пессимистических) чувствах. Если на его пути окажется камень, ему в голову придут все его грехи, он будет оплакивать судьбу, сомневаться, жалеть себя и, наконец, раскаиваться.

Конечно, в своей изначальной форме теория не соответствует современным знаниям, но типология темпераментов усовершенствована и используется до сих пор.

Гуморальная теория | Заражение — цифровые коллекции CURIOSity

Гуморальная теория была одним из центральных принципов западной медицины с античности до XIX века. «Гуморальный» происходит от слова «юмор», которое в данном контексте означает «жидкий». Считалось, что человеческое тело содержит смесь четырех юморов: черной желчи (также известной как меланхолия), желтой или красной желчи, крови и слизи. У каждого человека был определенный гуморальный состав, или «конституция», и здоровье определялось как правильный гуморальный баланс для этого человека. Дисбаланс юмора привел к болезни.

Робинсон, Виктор. Следопыты в медицине. Нью-Йорк: Медицинский обзор обзоров, 1912. ГАЛЕН И ГРЕЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. Страница: (сек. 35). Из Центра истории медицины Медицинской библиотеки Фрэнсиса А. Каунтуэя.

Юмор также использовался для обозначения четырех индивидуальных психологических темпераментов: меланхолика, сангвиника, холерика и флегматика. Это отражает гуморальную концепцию, согласно которой физическое здоровье и индивидуальная личность являются частью одного целого.

Развитие гуморальной теории первоначально связано с Гиппократом (ок. 460–370 гг. до н. э.). Во втором веке нашей эры Гален разработал эту теорию, которая была развита арабскими писателями, начиная с 9 века, и европейскими писателями, начиная с 11 века.

Хотя несколько важных публикаций — « De Humani Corporis Fabrica » Андреаса Везалия в 1543 г. и « De Motu Cordis » Уильяма Харви в 1628 г. — оспаривали аспекты гуморальной теории, она оставалась доминирующей как среди врачей, так и среди населения на протяжении всего периода 19 века.век.

Равновесие и окружающая среда

Каждый юмор был связан с одним из четырех сезонов, и каждый считался обладающим характерными качествами тепла, холода, сухости и влажности. Поскольку гуморальный баланс каждого человека был целостно связан с другими явлениями, такими как климат, диета, профессия, географическое положение, расположение планет, пол, возраст и социальный класс, то, что было здоровым для одного человека, могло не быть таковым для другого. Гуморальные методы лечения, или «режимы», были разработаны для восстановления надлежащего гуморального баланса путем кровопускания, рвоты, клизм и других очистительных процедур, и они сопровождались изменением диеты и образа жизни, а также приемом лекарств, которые основывались на гуморальном расположении человека и его взаимосвязи.

к остальной среде. Все, что нарушало это равновесие, например, смена времени года или климата, внезапная перемена погоды или начало полового созревания, было возможным кризисом здоровья.

Болезни и гуморальная теория

В гуморальной теории не существовало отдельных заболеваний в том виде, в каком мы их понимаем сегодня. Болезни не рассматривались как силы или сущности, отдельные от тела, а вместо этого понимались как состояния телесного дисбаланса. Врачи, обученные гуморальной теории, опирались не только на знание медицинских текстов, но и на личное понимание больного; на исследование крови, мочи и других жидкостей, вырабатываемых организмом; и на описании пациентом своих симптомов.

Обширные медицинские осмотры проводились редко. Прогнозирование было тонко отточенным искусством, и работы, опубликованные врачами до 20 века, часто содержат подробные наблюдения за стадиями и кризисными периодами болезни. Авторы обычно ссылаются на появление поражений на коже, движение жидкостей по телу и проблемы, вызванные любыми закупорками. Профилактическое лечение также имело центральное значение, и практика общественного здравоохранения, разработанная в начале 19 века, частично основывалась на основных гуморальных предпосылках, особенно на взаимосвязи между окружающей средой, индивидуальным образом жизни и здоровьем. Однако эти идеи часто подвергались критике, особенно после середины века.

Кровопускание

Кровопускание как метод лечения тесно связано с гуморальной теорией. Считалось, что в случаях переизбытка той или иной жидкости (называемой «полнокровие», «конгестия», «воспаление» и множество других терминов) кровопускание позволяет организму достичь более здорового баланса. Количество кровотечений и откуда в организме бралась кровь, могло меняться в зависимости от индивидуальных условий, а также от подготовки и убеждений отдельных врачей, некоторые из которых придерживались опасно экстремального подхода. Кровопускание также делалось сезонно в качестве тонизирующего средства.

После первых десятилетий 19-го века кровопускание было дискредитировано во многих частях Европы и Соединенных Штатов, хотя эта практика продолжалась и после середины века.

Другие традиции

Медицинские традиции других культур, такие как аюрведическая медицина в Индии, традиционная китайская медицина и медицина коренных американцев, также основаны на версиях гуморальной теории. Даже сегодня наше здоровье все еще часто оценивается с точки зрения анализа жидкостей, таких как моча и кровь.


Избранное Заражение Ресурсы

Это неполный список оцифрованных материалов, доступных в разделе Заражение: исторические взгляды на болезни и эпидемии . Для поиска или просмотра всех предметов, оцифрованных для экспоната Contagion , используйте строку поиска в верхнем навигационном меню или параметры «Ограничить поиск» в левом навигационном меню (доступно с домашней страницы экспоната).

Публикации

  • Кларк, Джон. Наблюдения за болезнями во время дальних путешествий в жаркие страны: и особенно за теми, которые преобладают в Ост-Индии. Лондон: Напечатано для Д. Уилсона и Г. Никола, MDCCLXXIII [1773].
  • Дрейк, Дэниел. Систематический трактат, исторический, этиологический и практический, об основных болезнях внутренней долины Северной Америки, проявляющихся у кавказских, африканских, индийских и эскимосских разновидностей ее населения.
    Филадельфия: Липпинкотт, Грамбо и Ко, 1854.
  • Жиль де Корбей. Кармина де Урина [рум] Юдициис. [Падуя: I[m]pressus [per] m[a]g[ist]r[u]m Matheu[m] Cerdonis [de] Uuindischgrecz, die 12 Iulli, anno 1483].
  • Гиппократ. Подлинные произведения Гиппократа: перевод с греческого с предварительным изложением и аннотациями. Нью-Йорк: William Wood & Co., [189-?].
  • Кетам, Джоаннес де. Fasciculus лекарство. Impressum Venetijs: per Johanne [m] & Gregoriu [m] Fratres de Forliuio, Anno D[omi]ni Millesimo Quadringe[n]tesimo Nonagesimo Primo Mensis Iulij die XXVI [1491 26 июля].
  • Сибли, Эбенезер. Ключ к физике и оккультным наукам. Открытие ментальному взгляду, системе и порядку внутренних и внешних небес; аналогия между ангелами и человеческими духами; и симпатия между небесными и земными телами… Лондон: напечатано для автора и продано Шампанте и Уитроу, Джури-Стрит, Олдгейт; и в Британской справочной службе, Аве-Мария-лейн. [1800?].

Публикации — Кровопускание

  • Almanach für Österreich auf das Jahr 1491 Нюрнберг: Каспар Хохфедер, 1495?.
  • Джонсон, Джеймс Роулинз. Трактат о медицинской пиявке: включая ее медицинскую и естественную историю, с описанием ее анатомической структуры: а также замечания о болезнях, сохранении и управлении пиявками. Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун, 1816 г.
  • Louis, P.C.A. Recherches sur les effets de la saignée dans quelques maladies inflammatoires, et sur l’action de l’ é Метеорологический и диагностический центры пневмонии. Paris: JB Baillère, Libraire de l’Académie Royale de Médecine, 1835.
  • Маньи, Пьетро Паоло. Discorsi di Pietro Paolo Magni Piacentino Intorno al Sanguinar i Corpi Humani, il Modo di Ataccare le Sanguisuche e Ventose è far Frittioni è Vesicatorii: Con Buoni et Utili Avertimenti. Рим: Апрессо Бартоломео Бонфадино и Тито Диани, MDLXXXIIII [1583].
  • Миллс, Томас. Эссе о пользе кровопускания при лихорадке: иллюстрированное многочисленными случаями: с некоторым исследованием места и природы этого расстройства. Дублин: напечатано Дж. Барлоу…: продано Гилбертом и Ходжесом…; [Лондон]: и Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун, Лондон, 1813 г.
  • .

Публикации – Другие традиции

  • Ройл, Дж. Форбс. Очерк о древности индуистской медицины: включая вводную лекцию к курсу Materia Medica и терапии, прочитанной в Королевском колледже. Лондон: WH Аллен: Дж. Черчилль, 1837.
  • .
  • Ван Бин Чжу. Чун Гуан бу Чжу Хуанди Нэй Цзин су Вэнь ;эр ши си Ууан. Китай: Gu Cong De, Ming Jiajing Geng xu т. е. 29 Nian, 1550.

Архивы и коллекции рукописей

  • Коллекция Уильяма Нортона Булларда
  • Коллекция Соломона М. Хайамса
  • Документы Бенджамина Уотерхауса, 1786–1836 гг. (включительно)
    — Уотерхаус, Бенджамин, 1754–1846 гг., Лекция: Последствия холода и катара, 1806 г.
    — Уотерхаус, Джон Фотергилл, 1791-1817 гг., Диссертация о последствиях кровопускания, 1814 г.

См. также (связанные страницы Contagion Exhibit)


Ссылки

При написании этой страницы использовались следующие источники.

  • Ариха, Нога. Страсти и нравы: история юмора. Нью-Йорк: Экко, 2007.
  • Купперман, Карен Ордал. «Страх перед жарким климатом в англо-американском колониальном опыте». The William and Mary Quarterly, Vol. 41, № 2 (апрель 1984 г.), стр. 213-240.
  • Линдеманн, Мэри. Медицина и общество в Европе раннего Нового времени. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
  • Розенберг, Чарльз. «Терапевтическая революция». В Объяснение эпидемий и других исследований в истории медицины. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.
  • Сираиси, Нэнси Г. Медицина средневековья и раннего Возрождения: введение в знания и практику. Чикаго: University of Chicago Press, 1990.

Наследие гуморальной медицины | Journal of Ethics

 

Студентам и бенефициарам западной биомедицины величайшим вкладом многовековой гуморальной модели могут показаться выражения, которые она дает для описания чьего-либо характера: он в хорошем (или плохом) настроении; или мы могли бы даже сказать, «он флегматичен». Но гуморальная теория оставила не только лингвистическое наследие. Группа врачей четвертого и третьего веков до нашей эры, известных как Гиппократики, которые сформулировали (и, что более важно, писал о ) своих теориях, были первой организованной группой, считавшей, что болезни имеют естественные, а не сверхъестественные причины. Значение этого изменения внимания невозможно переоценить по причинам, к которым я вернусь позже. Их представление о том, что четыре телесные жидкости — кровь, мокрота, желтая желчь и черная желчь — вызывают болезни, существовало на Западе более 2000 лет, пока в середине 19 века не возникла контролируемая эмпирическая наука. Тем не менее, наиболее убедительным притязанием гуморальной медицины на наше внимание является ее вера в то, что здоровье и его противоположность, болезнь, возникают из-за сложных взаимодействий между четырьмя внутренними юморами человека, его образом жизни и привычками, а также окружающей средой.

Четыре жидкости соответствуют по своей природе земле, воздуху, огню и воде — четырем элементам, из которых состоит вся материя, согласно греческому философу Эмпедоклу, современнику Гиппократа. Как видно на диаграмме выше, кровь была горячей и влажной, как воздух; мокрота была холодной и влажной, как вода; желтая желчь была горячей и сухой, как огонь; и черная желчь была холодна и суха, как земля. Здоровье заключалось в гуморальном равновесии. Болезнь возникает, когда возникает избыток или дефицит одной или нескольких дош. Нарушение может быть вызвано чрезмерным пристрастием к еде или питью, чрезмерным или недостаточным физическим напряжением или изменениями в так называемых «естественных условиях», т. е. в неконтролируемой окружающей среде и климате. Из-за сходства природных элементов и юмора некоторые юморы с большей вероятностью становились чрезмерными в определенные сезоны года. Зимой мокрота увеличивалась, вызывая бронхит и пневмонию, потому что мокрота была холодной и влажной, как в холодные средиземноморские зимы. 1 В теплую, влажную весну, горячая, влажная кровь увеличивается, вызывая дизентерию и носовые кровотечения. 2

Задача врача состояла в том, чтобы диагностировать, какой юмор нарушен; Затем лечение было сосредоточено на восстановлении равновесия с помощью диеты или на уменьшении раздражающего, неуравновешенного юмора путем его эвакуации. Лекарства не были важной частью гиппократовского лечения. (Именно Гален в первом веке нашей эры придумывал лекарственные травы и соединения и лечил их. «Полипрагмазия, — говорит ученый-историк медицины Роберт Хадсон, — была наследием Галена». 3 )

Важнейший гиппократовский прорыв, о котором я упоминал ранее, — убежденность в том, что болезни имеют естественную, а не сверхъестественную этиологию, — заставил гиппократовских врачей внимательно наблюдать за своими пациентами. Такое наблюдение за пациентом и его или ее физическим состоянием, диетическими привычками и физическими упражнениями, а также окружающей средой не имело значения, когда считалось, что болезнь имеет сверхъестественный источник. С этой точки зрения оскорбительное проклятие или одержимость не зависели от физических характеристик пострадавших и их окружения. Но для Гиппократа диагностика и лечение начинались со знания пациента.

Гиппократики вывели свои специфические теории о том, какой дисбаланс вызывает какие симптомы, наблюдая за выделениями жидкости в виде пота, мочеиспускания, кровотечения, рвоты и дефекации, которые совпадали с возвращением к здоровью. Затем они применили эту эмпирическую информацию к будущим пациентам. Афоризмы Гиппократа свидетельствуют о внимательном и внимательном наблюдении за многими, многими пациентами: «Люди, у которых были частые и сильные приступы обморока без какой-либо явной причины, умирают внезапно». Хадсон поясняет, что этот афоризм описывает синдром Стокса-Адамса, характеризующийся недостаточным мозговым кровотоком, жертвы которого часто теряют сознание и часто внезапно умирают. 4 (Сегодня Stokes-Adams лечится имплантацией кардиостимуляторов.) Другой афоризм, отмечает Хадсон, предвосхищает современные страховые актуарные таблицы: «Люди, которые от природы очень толстые, склонны умирать раньше, чем стройные. » 5

Несмотря на их «научное» наблюдение, Гиппократ ошибался во всем. Хотя они знали, что у болезней есть естественные причины, они считали, что эта причина носит общий характер и находится в жидкостях тела. История медицинской науки — это история открытия все более локализованных причин болезней. Эта история известна, начиная с новой анатомии Везалия, опубликованной в 1543 году и основанной на его многочисленных вскрытиях человеческих трупов. Хотя другие размышляли о роли анатомии в болезни, анатомическая идея о том, что функция тела связана с его структурой, прочно утвердилась после Везалия. В 1761 году итальянский врач Морганьи опубликовал результаты своих сравнений органов, обнаруженных при вскрытии, с симптомами, которые эти люди проявляли перед смертью. Его трактат О очагах и причинах болезней, пришел к выводу, что болезнь и смерть являются результатом изменений в органах.

Отсюда локализация болезни сужалась все дальше и дальше. Биша и Вирхов обнаружили заболевание в тканях и клетках в начале и середине 1800-х годов соответственно. Затем последовали открытия, начиная с Пастера, а затем и Коха, относительно внешней причины патологических изменений в клетках, тканях и органах тела — микроба. К 1900 году микробная теория бесспорно утвердилась в западной медицине.

На протяжении первой половины 20-го века в инфекционной медицине господствовала микробная теория и эффектный контроль над микробами, который все чаще давали антибиотики. В некотором смысле унизительно отмечать повторное внимание медицины к образу жизни и окружающей среде в конце 20-го и начале 21-го века. Микробы, а теперь и гены, действительно являются «основными молекулами», с которыми нужно считаться при диагностике и лечении болезней. Тем не менее, мы все больше и больше понимаем, что один и тот же микроб или ген по-разному влияет на разных людей. Подобно тому, как Гиппократ перевел свое внимание со сверхъестественного на индивидуального пациента, современный врач также знает, что ни микробы, ни гены не священны; Успешное лечение начинается с понимания индивидуальности пациента.

  • Этика/Практика,
  • Цели здравоохранения/Дополнительная и альтернативная медицина

Каталожные номера

  1. Портер Р.  Величайшая польза для человечества: медицинская история человечества .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts