Характер в психологии определение: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Определение характера

28.09.2011

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер — это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» — что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер — это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках.

К. Корнилов характер — это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы — и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Борис Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер — это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер — это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер — это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом — это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Гордон Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер — это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

Ключевые слова: Характер

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Формирование характера. Темперамент и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Личность, характер и специфика проекций

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Взаимосвязь характера с темпераментом

Признаки проявления характера

Мазохистский тип характера

Малкина-Пых И.

Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

Пол и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Характер и факторы, его обусловливающие

Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,…

Сенсорная типология характеров

Характер. Его понимание и структура. Акцентуация черт характера.

Характер (от греч. charakter — печать, чеканка, отличительная черта, признак, примета, особенность. Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знания которых позволяют предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.

Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Любая черта характера есть:

  • Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.
  • Обобщенное отношение.
  • Черта характера отличается:
  • Устойчивостью.
  • Постоянством.
  • Переносимостью с одной ситуации на другую.
  • Выразительные признаки характера:
  • Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;
  • Особенности речи;
  • Внешний облик.
  • Классификация черт характера и структура характера.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств. Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных.

Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

  1. те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  2. черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  3. чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Два класса черт характера:

1. Первичные черты. Выстраиваются из различных психических процессов и состояний, т.е. эти черты имеют исходное функциональное начало, связанное с познавательными, эмоциональными, коммуникативными, психомоторными функциями человека. Эти черты формируются на ранних этапах онтогенеза и регулируют уровень активности и поведения.

В этот класс входят группы:

  1. Познавательных черт характера, которые заключают в себе отношение человека к познанию той или иной информации, творчеству. К ним относятся: любознательность, сообразительность, догадливость, наблюдательность, изобретательность, инициативность, предусмотрительность и др.
  2. Эмоциональных черт характера, которые выражают степень принятия или непринятия внешних или внутренних воздействий тех или иных объектов, себя или других людей. К ним относятся: тревожность, мнительность, гневливость, агрессивность, а также веселость, оптимизм, жизнерадостность, восторженность.
  3. Волевых черт характера, которые реализуют различные отношения человека к трудностям, преодоление препятствий, в завершении начатой деятельности. Они являются стержнем характера к ним относятся I подгруппа, которая обуславливает общую регуляцию поведения (организованность, пунктуальность и др) и II подгруппа, которая обеспечивает силу волевого действия и преодоление препятствий (смелость, решительность, мужество).
  4. Коммуникативных черт характера, которые выражают отношение человека к процессам межличностного взаимодействия. К ним относятся: контактность, общительность, открытость, а также аутизм, замкнутость, закрытость, застенчивость.
  5. Психомоторных черт характера, которые характеризуют человека со стороны двигательной активности. К ним относятся: быстрота, энергичность, ловкость, сила, а также неуклюжесть, неловкость и т.д.

Первичные черты тесно связаны со свойствами темперамента, т.к. они проявляются в тех же сферах, что и темперамент (в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной).

2. Вторичные черты. Этот класс составляют нравственно смысловые вторичные черты характера, они наиболее тесно связаны с общественными отношениями человека, и поэтому часто путаются с качествами личности. Эти черты формируются на поздних этапах онтогенеза, когда человек включается в более широкий диапазон выполнения различных видов деятельности и МЛО. В этот класс входят группы:

  1. Черт характера, выражающих отношение к другим людям. К ним относятся: тактичность, вежливость, чуткость, внимательность, отзывчивость, коллективизм, а также пренебрежительность, безразличие, невежество, неуважение.
  2. Черт характера, выражающих отношение к себе. К ним относят: самокритичность, скромность, самостоятельность, а также зазнайство, самолюбие, эгоцентричность, гордость.
  3. Черт характера, выражающих отношение к деятельности. К ним относятся: трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердность, а также безответственность, хаотичность, недисциплинированность.
  4. Черт характера, выражающих отношение к природе и животному миру. К ним относятся: заботливость, рачительность (по-хозяйски относится к природе).
  5. Черт характера, выражающих отношение к вещам и результатам труда. К ним относятся: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Акцентуация черт характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Выделяют акцентуированные черты характера, которые развиты до предела max нормы. Выходя за пределы нормы, черта становится жесткой, менее пластичной, что приводит к помехе успешности в адаптации к внешним условиям и жизнедеятельности, затрудняя МЛО.

В исследованиях Леонгарда и Личко выявлены типы акцентуации черт характера:

  1. Гипертимический тип. Постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности; чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за не достаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям.
  2. Застревающий тип. Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так.
  3. Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность. Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе.
  4. Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны.
  5. Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры.
  6. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность. В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. Смена настроения → смена общения с людьми.
  7. Демонстративный тип. Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Самохваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа ситуации. Контактны, стремятся к лидерству, власти, похвале. Самоуверенны, с высокими притязаниями активно защищаются, обходительны, артистичны, лицемерны.
  8. Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых яв­ляются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В со­стоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыль­чивы, плохо контролируют свое поведение.
  9. Дистимический тип (противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. До­моседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окру­жающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дру­жит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
  10. Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, слово­охотливы, влюбчивы. Часто спорят, в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Привяза­ны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство со­страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
  11. Экстравертированный тип. Высокая контактно­сть, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. Готовность вниматель­но выслушать другого, выполнить просьбу, исполнительность. Подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность по­ступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
  12. Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты, слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций:

  • типы промежуточные — результат одновременного развития нескольких типических черт;
  • типы амальгамные — напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам.

Определение психологии личности — JavaTpoint

следующий → ← предыдущая

Психология личности — это раздел психологии, который фокусируется на понимании психологических черт и характеристик, составляющих уникальную личность человека. Личность можно определить как набор устойчивых паттернов мыслей, чувств и поведения, которые отличают одного человека от другого. Он охватывает широкий спектр факторов, влияющих на то, как люди думают, чувствуют и действуют, включая темперамент, генетику, воспитание, культуру и жизненный опыт.

Психология личности направлена ​​на выявление и измерение этих индивидуальных различий личности, а также на понимание того, как они развиваются и меняются с течением времени. Он включает в себя изучение как нормальных, так и аномальных черт личности, в том числе тех, которые связаны с состояниями психического здоровья, такими как тревожные расстройства, депрессия и расстройства личности. Одной из основных целей психологии личности является выявление и измерение черт личности. Черты личности — это относительно стабильные модели мышления, эмоций и поведения, которые неизменны в разных ситуациях и во времени. Их можно измерить с помощью различных методов, включая анкеты для самоотчетов, наблюдения за поведением и физиологические измерения.

Еще одна важная цель психологии личности — понять, как личность развивается и меняется с течением времени. Исследования в этой области выявили ряд факторов, способствующих развитию личности, включая генетику, окружающую среду и жизненный опыт. Он также определил определенные этапы развития, через которые проходят люди по мере взросления и развития своей личности.

Психология личности — это разнообразная область, охватывающая широкий спектр теорий и точек зрения. Вот некоторые из ключевых теорий психологии личности:

1. Психоаналитическая теория: Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию, которая предполагает, что личность в основном управляется бессознательными силами, включая подавленные воспоминания, неразрешенные конфликты и первичные побуждения. Согласно Фрейду, личность делится на три части: ид, эго и суперэго. Ид — это примитивная и инстинктивная часть личности, которая действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению. Эго — это рациональная часть личности, стремящаяся стать посредником между Ид и требованиями реальности. Суперэго — это моралистическая часть личности, представляющая интернализированные социальные нормы и ценности.

2. Гуманистическая теория: Гуманистическая теория подчеркивает потенциал личностного роста и самореализации, предполагая, что людям присуще стремление полностью реализовать свой потенциал. Авраам Маслоу и Карл Роджерс были двумя влиятельными гуманистическими теоретиками. Маслоу предложил иерархию потребностей, предполагая, что у людей есть основные физиологические потребности и потребности в безопасности, которые необходимо удовлетворить, прежде чем они смогут сосредоточиться на потребностях более высокого порядка, таких как любовь, уважение и самореализация. Роджерс подчеркивал важность самооценки, предполагая, что у людей есть врожденная потребность в положительном отношении и что личностный рост происходит, когда самооценка соответствует реальному опыту.

3. Теория черт: Теория черт предполагает, что личность может быть описана в терминах относительно стабильных и устойчивых паттернов мышления, чувств и поведения. Модель личности «Большая пятерка» — одна из наиболее широко изучаемых моделей черт характера. Факторы «Большой пятерки» включают открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм. Теоретики черт считают, что эти широкие аспекты личности можно использовать для описания индивидуальных различий в поведении в широком диапазоне контекстов.

4. Социально-когнитивная теория: Социально-когнитивная теория подчеркивает, каким образом когнитивные процессы и социальный опыт формируют личность. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры подчеркивает роль наблюдательного обучения и самоэффективности в развитии личности. Согласно Бандуре, люди учатся, наблюдая за другими и моделируя их поведение. Самоэффективность относится к вере человека в свою способность выполнять определенную задачу или поведение и может влиять на развитие личности, формируя типы опыта, которые ищет человек, и степень усилий, которые он прикладывает для достижения своих целей.

5. Биологическая теория: Биологические теории личности предполагают, что на личность влияют генетические, гормональные и нейробиологические факторы. Например, исследования показали, что определенные черты личности, такие как экстраверсия и невротизм, имеют генетическую основу. Было показано, что гормональные факторы, такие как уровни тестостерона и кортизола, также влияют на личность. Нейробиологические теории личности предполагают, что индивидуальные различия в структуре и функциях мозга могут способствовать различиям в личности.

6. Теория бихевиоризма: Теория бихевиоризма предполагает, что личность формируется под воздействием факторов окружающей среды, включая подкрепление и наказание. Согласно бихевиоризму, люди учатся ассоциировать определенное поведение с положительными или отрицательными результатами, и эти ассоциации со временем могут формировать их личность. Б. Ф. Скиннер был одним из самых влиятельных теоретиков-бихевиористов, предполагая, что поведение формируется оперантным обусловливанием и что личность может быть описана в терминах усвоенных моделей поведения человека.

7. Эволюционная теория: Эволюционные теории личности предполагают, что индивидуальные различия в личности могли развиться как адаптивные реакции на вызовы окружающей среды. Например, некоторые теоретики предположили, что экстраверсия могла развиться как ответ на потребность в социальных связях, в то время как невротизм мог развиться как ответ на потребность в бдительности и избегании риска.

Оценка психологии личности

Оценка в психологии личности — это процесс измерения черт, поведения и характеристик человека. Это можно сделать с помощью различных методов, включая анкеты для самоотчетов, интервью, поведенческие наблюдения и проективные тесты. Оценка личности важна для понимания уникального облика человека, а также для прогнозирования его поведения в различных ситуациях.

Одним из наиболее широко используемых методов оценки личности являются анкеты самоотчетов. В этих анкетах людей просят оценить себя по различным чертам и характеристикам, таким как экстраверсия, покладистость и добросовестность. Анкеты самоотчетов просты в применении и могут быстро предоставить большой объем информации. Однако они также подвержены предубеждениям, таким как предвзятость социальной желательности (тенденция представлять себя в выгодном свете) и предвзятость ответа (тенденция отвечать определенным образом независимо от вопроса).

Еще одним методом оценки личности является интервью. Интервью могут быть структурированными или неструктурированными и могут быть сосредоточены на различных аспектах личности, таких как ценности, отношения и цели. Преимущество интервью в том, что оно позволяет оценщику задавать уточняющие вопросы и уточнять ответы. Тем не менее, интервью могут занять много времени и могут потребовать квалифицированного оценщика для точной интерпретации ответов.

Наблюдения за поведением — еще один метод оценки личности. Это включает в себя наблюдение за поведением человека в различных ситуациях и вынесение суждений о его личности на основе этого поведения. Наблюдения за поведением могут предоставить ценную информацию о чертах и ​​тенденциях человека, но они также могут быть подвержены предубеждениям и могут не отражать поведение человека в целом.

Проективные тесты — это еще один метод оценки личности, который включает в себя предъявление людям неоднозначных стимулов, таких как чернильные пятна или неполные предложения, и просьбу их интерпретировать или завершить их. Идея проективных тестов заключается в том, что люди раскрывают аспекты своей личности через свои реакции на стимулы. Однако проективные тесты вызывают споры и подвергаются критике за их недостаточную надежность и валидность.

Одна из проблем оценки личности заключается в том, что это сложная и динамичная конструкция, которая может меняться со временем и варьироваться в зависимости от ситуации. Поэтому важно использовать несколько методов оценки и учитывать контекст, в котором проводится оценка. Например, личность человека может отличаться в рабочей обстановке от социальной.

Еще одна проблема оценки личности заключается в том, что бывает сложно измерить некоторые аспекты личности, такие как эмоциональный интеллект или креативность. Хотя существуют измерения этих конструктов, они могут быть не так хорошо зарекомендовали себя, как измерения более традиционных черт личности.

Преимущества изучения психологии личности

Есть несколько преимуществ изучения психологии личности. Некоторые из наиболее значительных преимуществ:

  • Улучшение самосознания: Изучение психологии личности может помочь людям лучше понять свои личностные черты, сильные и слабые стороны и модели поведения. Это самосознание может помочь людям внести позитивные изменения в свою жизнь, например, улучшить свои навыки общения, справиться со стрессом или разработать более эффективные стратегии выживания.
  • Улучшение межличностных отношений : Психология личности также может улучшить межличностные отношения, предоставляя людям более глубокое понимание личности и моделей поведения других людей. Эти знания могут помочь людям более эффективно общаться, строить более прочные отношения и более успешно разрешать конфликты.
  • Успех в карьере: Знание психологии личности может быть особенно полезным в работе. Понимание черт личности и моделей поведения может помочь людям лучше понять своих коллег и клиентов, более эффективно общаться и создавать более сильные команды. В конечном итоге это может привести к повышению удовлетворенности работой и успеху в карьере.
  • Улучшение психического здоровья: Изучение психологии личности также может улучшить психическое здоровье, помогая людям выявлять и устранять неадекватные модели поведения, мыслительные процессы и стратегии выживания. Эти знания могут привести к более эффективному лечению психических расстройств, таких как депрессия и тревога.
  • Улучшение принятия решений: Знание психологии личности также может улучшить процесс принятия решений, помогая людям понять, как их собственные черты характера и модели поведения могут влиять на их выбор. Это может привести к более информированному и эффективному принятию решений как в личном, так и в профессиональном контексте.

Психологические расстройства личности

Расстройства личности — это группа состояний психического здоровья, которые характеризуются негибкими и неадекватными моделями мышления, чувств и поведения. Эти шаблоны глубоко укоренились и часто проявляются в самых разных ситуациях. Расстройства личности обычно диагностируются во взрослом возрасте и связаны со значительными нарушениями социального, профессионального и межличностного функционирования. Существует несколько различных типов расстройств личности, каждое из которых имеет свой набор симптомов и диагностические критерии.

Одним из видов расстройства личности является параноидальное расстройство личности. Люди с параноидальным расстройством личности чрезвычайно подозрительны к другим и часто неохотно доверяют другим или вступают в близкие отношения. Они могут интерпретировать действия других как преднамеренно угрожающие или унижающие достоинство, могут затаить обиду или отомстить. Другие симптомы параноидального расстройства личности включают чрезмерную бдительность, повышенную чувствительность к критике и склонность слишком остро реагировать на предполагаемое пренебрежение или оскорбления.

Другим типом расстройства личности является антисоциальное расстройство личности. Люди с этим расстройством обычно имеют в анамнезе расстройство поведения в детстве и часто проявляют импульсивное и безрассудное поведение во взрослом возрасте. Они могут пренебрегать безопасностью и правами других, нарушать закон или заниматься преступной деятельностью. Они также могут быть лживыми, манипулятивными, им не хватает сочувствия или раскаяния в своих действиях.

Пограничное расстройство личности характеризуется нестабильностью настроения, поведения и межличностных отношений. Люди с этим расстройством могут испытывать сильные и нестабильные эмоции, проявлять импульсивное и саморазрушительное поведение и бояться быть покинутыми или отвергнутыми. Они также могут иметь искаженное представление о себе и бороться с чувством пустоты или отсутствия идентичности.

Нарциссическое расстройство личности характеризуется грандиозным чувством собственной важности, потребностью в восхищении и отсутствием сочувствия к другим. Люди с этим расстройством могут иметь преувеличенное представление о своих способностях и достижениях и могут стремиться доминировать или манипулировать другими, чтобы поддерживать свое чувство превосходства. Они также могут иметь нереалистичные ожидания от других и бороться с критикой или отзывами, которые бросают вызов их самооценке.

Гистрионическое расстройство личности характеризуется чрезмерной эмоциональностью и поведением, направленным на поиск внимания. Люди с этим расстройством могут иметь тенденцию преувеличивать или выдумывать истории, чтобы привлечь внимание, и могут использовать свою внешность или сексуальность, чтобы привлечь других. У них также может быть поверхностная или мимолетная эмоциональная реакция на ситуации и трудности с формированием глубоких или значимых отношений. .

Избегающее расстройство личности характеризуется всепроникающим паттерном социальной подавленности, чувством неполноценности и гиперчувствительностью к негативной оценке. Люди с этим расстройством могут избегать социальных ситуаций или действий из-за боязни критики или отказа и могут бороться с инициированием или поддержанием отношений. У них также может быть страх неудачи или смущения, и они могут испытывать сильную тревогу в социальных ситуациях.

Обсессивно-компульсивное расстройство личности характеризуется стремлением к порядку, перфекционизму и контролю. Люди с этим расстройством могут быть жесткими и негибкими в своем мышлении, им может быть трудно делегировать задачи или доверять другим, чтобы они делали что-то правильно. Они также могут быть чрезмерно добросовестными и перфекционистскими, и могут испытывать трудности с выполнением задач или принятием решений.

Лечение расстройств личности

Лечение расстройств личности обычно включает психотерапию в качестве основного метода вмешательства. В зависимости от конкретного расстройства личности и потребностей человека могут использоваться различные виды психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — распространенная форма психотерапии, используемая для лечения расстройств личности. КПТ направлена ​​на то, чтобы помочь людям выявить и изменить неадекватные модели мышления и поведения. В случае расстройств личности КПТ может помочь людям распознать свои негативные модели мышления и поведения и разработать новые, более здоровые стратегии выживания.

Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — еще одна форма психотерапии, используемая для лечения расстройств личности. DBT разработан, чтобы помочь людям регулировать свои эмоции и осваивать новые навыки межличностного общения. Он фокусируется на осознанности, устойчивости к стрессу, регулировании эмоций и межличностной эффективности.

Психодинамическая терапия — это еще один тип психотерапии, используемый для лечения расстройств личности. Этот подход фокусируется на бессознательных мыслях и чувствах человека и направлен на то, чтобы помочь ему понять свои эмоциональные конфликты и прошлый опыт. Это может быть особенно полезно для лечения таких расстройств, как пограничное расстройство личности.

Лекарства также могут использоваться как часть плана лечения расстройств личности. Антидепрессанты, стабилизаторы настроения и антипсихотические препараты могут быть назначены, чтобы помочь справиться с такими симптомами, как тревога, депрессия или импульсивность. Помимо терапии и лекарств, людям с расстройствами личности могут также помочь группы поддержки или семейная терапия. Эти вмешательства могут помочь людям с расстройствами личности научиться справляться со своими симптомами и развивать более здоровые отношения с другими людьми.


Следующая темаОпределение телефона

← предыдущая следующий →

Что такое личность? | Введение в психологию

Цели обучения

  • Дать определение личности и описать ранние теории развития личности

Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа (рис. 1).

Рисунок 1 . Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?

Исторические перспективы

Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н. э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & ​​Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19). 85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастлив; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & ​​Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.

В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (рис. 2). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).

Рисунок 2 . Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал диаграмму, показывающую, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)

Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке).век) (Eysenck, 2009; Stelmack & Stalikas, 1991; Wundt, 1874/1886) (рис. 3). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).

Рисунок 3 . Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.

Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.

Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этом модуле мы подробно изучим эти различные взгляды на личность.

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео, чтобы получить краткий обзор некоторых психологических взглядов на личность.

Попробуй

Подумай

  • Как бы ты описал свой характер? Как вы думаете, друзья и семья описали бы вас примерно так же? Почему или почему нет?
  • Как бы вы описали свою личность в профиле онлайн-знакомств?
  • Каковы некоторые из ваших положительных и отрицательных качеств личности? Как вы думаете, как эти качества повлияют на ваш выбор профессии?

Глоссарий

личность:  давних черт и моделей поведения, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts