Характеристика эмоционально волевой сферы: Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Шкуркина Ольга Игоревна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018 2018-07-08

Статья просмотрена: 16155 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51933/ (дата обращения: 03.03.2023).



В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, дошкольники, общее недоразвитие речи.

В последнее время выявлен значительный рост дошкольников, имеющих нарушения речи, в частности, общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР — это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе.

Для дошкольников с ОНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи.

Основным признаком является задержка речевого развития ребенка: лишь к 3 годам появляются первые слова, а в некоторых случаях и к 5 годам. Речь фонетически недостаточно оформлена и имеет аграмматизмы. Так же отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден. Понимание обиходно-разговорной речи, у детей с ОНР, развивается в нормальные сроки, так же как и потребность к игровой, предметной деятельности и эмоционально избирательное отношение к окружающему миру [1].

Характерным признаком является недостаточное развитие экспрессивной речи и низкая речевая активность. Дети критично относятся к своему дефекту, данные нарушения оказывают значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено связью между дефектами речи и другими сторонами психического развития.

Главной закономерностью нарушенного развития является изменение развития личности аномального ребенка в целом. К особенностям развития личности можно отнести: тревожность, низкую самооценку, пониженный фон настроения, ипохондричность, страхи [4]. Данные нарушения возникают вследствие неправильно вида воспитания ребенка и в случаях несоответствующего обучения. Происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника: раздражительность, неусидчивость, повышенная возбудимость, отмечается агрессивность, неуверенность в себе, обидчивость, замкнутость, нестойкость в интересах и трудности в налаживании контакта с окружающими его людьми.

Наблюдается быстрая переключаемость переживаний, несамостоятельность, неадекватное выражение собственных эмоций и чувств.

Ученые в области логопедии, отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи существуют особенности личностного развития [2]. По мнению Р. Е. Левиной, тяжелые речевые нарушения влияют на формирование личности ребенка. Задержка речевого развития и нарушения других компонентов речевой системы влияют на самооценку и самосознание ребенка.

Значительно влияют, на взаимоотношения ребенка с окружающей средой, его личностные и эмоциональные особенности. По причине несформированности средств общения, у дошкольника, возникают неблагоприятные отношения в группе своих сверстников.

Под руководством Г. В. Чиркиной были выполнены исследовательские работы, направленные на изучение особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с ОНР. Результаты этих исследований показали, что особенности речевого развития сочетались с нарушениями коммуникативной функции, которые выразились в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникаций и особенностях поведения [4].

Речевая неполноценность выделяет ребенка из детского коллектива, в дальнейшем психика ребенка будет травмирована, а это влечет к отсутствию потребности в контактах, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму.

Для дошкольников с ОНР характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: органический инфантилизм, импульсивность, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, аффектные вспышки, тревожность и страх.

Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей отмечается личностные особенности и своеобразие формирования поведения. Дошкольники испытываю значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Затруднено социальное развитие ребенка, личностное становление — формирование самосознания и системы «Я» [7].

Большое значение для ребенка с общим недоразвитием речи играют эмоции, они являются важной составляющей процесса познавательной деятельности. Настроение и общее эмоциональное состояние влияют на восприятие окружающего мира ребенка.

Дошкольнику сложно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. В старшем дошкольном возрасте ребенок не будет проявлять инициативу, его эмоции будут невыразительными. В преддошкольном возрасте ребенку сложно регулировать свои эмоции, он зависим от внешних эмоциональных впечатлений и самопроизвольновозникших чувств. Характерны так же эмоциональные реакции на происходящее, эмоции имеют неустойчивый характер.

Нарушения речи влекут за собой нарушения всех сторон процесса общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, вследствие чего, происходит нарушение формирования личности [5].

Дошкольники с ОНР комплексуют и фиксируются на своем дефекте речи. Это проявляется в неуверенности в себе, низкой речевой активности, взаимоотношении с социумом.Кпричинам возникновения этих особенностей можно отнести ближайшее окружение ребенка: взрослые заостряют внимание на речевом нарушении, тем самым, усиливают его переживание и способствуют к возникновению страха вступать в диалог. Для детей с речевыми дефектами характерна устойчивость и интенсивность переживания, а так же эмоциональная фиксация на своих страхах, что отличает от детей с нормальным психофизиологическим развитием.

Главными составляющими самооценки является оценка личностью своих качеств, возможностей и места в социуме. Отношение человека с окружающими его людьми, отношения к неудачам и успехам, его критичность и требовательность к себе, влияет именно самооценка.

Нарушения речи имеют негативное влияние на формирование самооценки у детей. Наблюдается неуверенность в себе и своих возможностях. Уровень самооценки дошкольника с ОНР ниже, в отличие от их сверстников, не имеющих дефектов речи [1].

Отмечается трудность в передаче мимических средств основных эмоций: удивления, страха, гнева, радости, печали. Дети не способны правильно предать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Тесная взаимосвязь между собой у эмоционально-волевой сферы и процесса обучения. Если ребенок регулярно находится в сильном напряжении, не проявляет активность, имеет низкую самооценку, испытывает чувство тревоги, то процесс обучения будет на низком уровне. Если не будет оказана своевременная коррекционная помощь, то ребенок психологически не будет готов к школе.

Дошкольники с ОНР, характеризуются специфическими особенностями развития эмоционально-волевой сферы. При успешной коррекции, дошкольники будут использовать свои эмоции как средство общения с окружающими, а это будет способствовать гармоничному развитию личности и наиболее эффективному преодолению нарушений речи.

Литература:

  1. Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.2017. — № 1.
  2. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 1968.
  3. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева.,Т. В.Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада / [Текст] Т. Б. Филичева., Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993.
  5. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов / [Текст] В. М. Шкловский. — М.: Феникс, 2001.
  6. Юрчук, Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / [Текст] Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Юсупова, Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / [Текст] Г. Х. Юсупова. — М.: БИРО,2005.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, общее недоразвитие речи, ребенок, дошкольник, нарушение, эмоция, дефект речи, речевая активность, речевая система, речевое развитие.

Ключевые слова

общее недоразвитие речи, дошкольники, эмоционально-волевая сфера

эмоционально-волевая сфера, дошкольники, общее недоразвитие речи

Похожие статьи

Особенности

развитии эмоциональной сферы детей старшего. ..

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная…

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей

деятельности шестилетних…

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение, деятельность

Особенности

волевой сферы у детей с дизартрией

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возрастаРазвитию личности детей с различными дефектами речи посвящён

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией.

Особенности страхов у

детей дошкольного возраста с общим

общее недоразвитие речи, ребенок, воображение, задание, речевое развитие, нормальное речевое развитие, дошкольный возраст, практический опыт, высокий уровень, речевой дефект.

Проблема отграничения

речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Нейропсихологическая диагностика

общего недоразвития речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Формирование

эмоциональной сферы старших дошкольников

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная деятельность. ..

Особенности

развития связной речи детей с тяжелыми…

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др.

Похожие статьи

Особенности

развитии эмоциональной сферы детей старшего…

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная…

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей

деятельности шестилетних…

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение, деятельность

Особенности

волевой сферы у детей с дизартрией

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возрастаРазвитию личности детей с различными дефектами речи посвящён

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией.

Особенности страхов у

детей дошкольного возраста с общим

общее недоразвитие речи, ребенок, воображение, задание, речевое развитие, нормальное речевое развитие, дошкольный возраст, практический опыт, высокий уровень, речевой дефект.

Проблема отграничения

речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Нейропсихологическая диагностика

общего недоразвития речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Формирование

эмоциональной сферы старших дошкольников

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный возраст, самостоятельная творческая деятельность, ребенок, конструктивная деятельность. ..

Особенности

развития связной речи детей с тяжелыми…

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др.

Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие эмоционально-волевой сферы, но наряду с развитием присутствуют и ее искажения, нарушения. Г. М. Бреслав относит к эмоциональным нарушениям дошкольников:

1) отсутствие эмоциональной децентрации — ребенок не может сочувствовать ни в реальных жизненных ситуациях, ни при знакомстве с литературными произведениями;

2) отсутствие эмоциональной синтонии — дошкольник не способен отзываться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;

3)отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции — ребенок не испытывает чувства вины, которое связано с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционального возвращения в прошлое.

Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и другие авторы говорят о наличии у детей-неврастеников дошкольного возраста такого эмоционального нарушения, как повышенная эмоциональная возбудимость. У ребенка быстро возникает состояние гнева по незначительным поводам, после аффективной разрядки он может плакать, испытывать чувство вины.

Ю. М. Миланич делит детей с нарушениями эмоций на 3 группы.

К первой относятся дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих детей замечены тревожность, безосновательные страхи, частые изменения настроения.

Вторая группа — дети с межличностными конфликтами. Они отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессией.

Третью группу составляют дети с наличием внутриличностного и межличностного конфликтов. Этим детям присущи эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессия, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи — с другой стороны. В первой группе преобладают девочки, во второй и третьей — мальчики. С возрастом (от 4,5 до 6-7 лет) количество детей, которые относятся к первой и третьей группам, увеличивается, а относящихся ко второй группе — снижается.

Из всего перечня обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М. Миланич выделяет три группы: 1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды; 2) напряженные эмоциональные состояния — более стабильные во времени над-ситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость; 3) нарушения динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот).

Особенностью данного возраста является психологическое новообразование, а именно начало произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Комплекс школьных нагрузок служит своего рода «толчком» к проявлению скрытых в дошкольном возрасте психоэмоциональных отклонений. Чаще всего данные отклонения из-за своей незначительности, не выявляются ни родителями, ни воспитателями, ни врачами. При этом их скрытая форма развития в дошкольном детстве приобретает открытую форму в период обучения ребенка в школе. Это объясняет необходимость изучения тех особенностей эмоциональной сферы дошкольника, которые чаще всего становятся причинами поведенческих нарушений ребенка на начальном этапе обучения в школе.

Как уже отмечалось нами, с течением времени у дошкольников эмоции и чувства становятся более дифференцированными, то есть эмоциональное поведение ребенка становится более адекватным. Но в то же время дифференцированность эмоций может стать и причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.

Для того чтобы определить наиболее уязвимые точки эмоционально-волевой сферы дошкольников, необходимо изучить те моменты, которые больше всего тревожат в поведении младших школьников, а также представляют максимальную трудность для реализации процесса обучения. Практика говорит о том, что наибольшее беспокойство педагогам и родителям приносит чрезмерная двигательная расторможенность детей. Чуть менее родители и учителя обеспокоены тревожностью и страхами, возникающими у детей младшего школьного возраста, наряду с вредными привычками («сосание пальца»», «грызение ногтей» и т.д.).

Рассмотрим все выделенные моменты более подробно.

  1. 1. Самыми распространёнными вредными привычками ребенка младшего дошкольного возраста являются «сосание пальца» и «грызение ногтей». Такое явление связано с материнской депривацией, неправильной или несостоятельной организацией форм общения ребенка с взрослыми, бедностью чувственного опыта детей, а также с пренатальными и перинатальными факторами развития.
  2. 2. Гиперактивность и невнимательность. По мнению многих исследователей, синдром гиперактивности способствует ухудшению социального статуса ребенка и создает вероятность высокого риска для развития асоциального поведения уже в период подросткового возраста.
  3. 3. Тревожность и страхи дошкольников. Присутствует высокий уровень тревожности в этом возрасте, причем у ав большем количестве у тех детей, которые имеют семью. Наиболее распространенные страхи детей младшего дошкольного возраста: страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок боится спать один в комнате, требует присутствия 35 взрослого, просит чтобы в комнате горел свет всю ночь. Если эти условия не будут выполняться, ребенок долго не сможет уснуть и будет проявлять беспокойство. Ведущий страх старшего дошкольного возраста (5-7 лет) — страх смерти. Дети, как правило, самостоятельно справляются с подобными переживаниями, но при условии нормальных, доброжелательных, эмоционально теплых отношений, как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Страх смерти является характерным для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и тесно связан со страхами страшных снов. В определенных ситуациях страх смерти может быть трансформирован в страх опоздания, основе которого лежит неопределенное и тревожное ожидание ребенком несчастья. Порой данный страх приобретает невротически-навязчивый характер.

Отрицательное эмоциональное состояние ребенка может быть обусловлено проявлением повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В словаре Г. М. Коджаспировой тревожность определяется, как повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в том числе и таких как общественные характеристики которые к этому не предполагают. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. В большинстве своем это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Часто испытываемое ими чувство страха перед неизвестным ведет к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Являясь очень послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, точно выполняют требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их дисциплинированность и примерность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная сензитивность. Но всё же не каждый ребенок с высокой чувствительностью становиться тревожным. Большую роль здесь играют способы общения ребенка с родителями – в некоторых случаях родители способствуют развитию тревожной личности. К примеру, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперопеки (чрезмерная забота, постоянный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). Усилению в ребенке тревожности также могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Ребенок, сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, испытывает беспокойство, которое легко может перерасти в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности — частые упреки, которые вызывают чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. При усилении тревожности у ребенка появляются страхи, они являются непременным спутником тревожности, в таком случае у дошкольника могут развиться невротические черты. Примером такой черты может быть неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок с опасением относится к другим, постоянно ждет нападения, насмешки, обиды, испытывает большие трудности с тем, чтобы справиться с игровой или деловой задачей. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на окружающих. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественными являются такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Стоит отметить, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при реализации соответствующих психолого-педагогических мероприятий, соблюдении педагогами и родителями нужных рекомендаций.

Как было отмечено раньше, дети дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессией. Леонард Берковиц даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Р.А. Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Э. Фромм определяет агрессию более широко — как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету.

Существует определенная закономерность в развитии детской агрессии. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессия для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Таким образом, нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Определенные поведенческие характеристики могут быть ранним проявлением эмоциональных расстройств. Особенностью данного возраста является психологическое новообразование, а именно начало произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Комплекс школьных нагрузок является своего рода «толчком» к проявлению скрытых в дошкольном возрасте психоэмоциональных отклонений. К наиболее выраженным проблемам в эмоционально-волевой сфере мы можем отнести агрессию и тревожность дошкольников.

Необходимо именно в дошкольном возрасте обратить внимание на уязвимые точки эмоционально-волевой сферы, которые больше всего тревожат в поведении дошкольников, иначе в младшем школьном возрасте они будут представлять наибольшую трудность для осуществления процесса обучения.

Мотивационная сфера и способность к саморегуляции обвиняемых с расстройствами личности — Психология и право — 2019. Том. 9, нет. 2

Психология и право
2019. Том. 9, нет. 2, 208–221
doi:10.17759/psylaw.2019090214
ISSN: 2222-5196 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

412

Реферат

Статья посвящена изучению особенностей мотивационной сферы и саморегуляции обвиняемых с расстройствами личности. Материал эмпирического исследования 47 мужчин (средний возраст — 33,2 года) с установленным диагнозом расстройства личности и поведения (F60, F61). В методический комплекс вошли тесты, направленные на оценку мотивационной, эмоционально-волевой сферы, способности к эмоциональной регуляции, когнитивных характеристик личности, структуры и особенностей организации деятельности. Выявлено, что для лиц с расстройствами личности характерно доминирование мотивов, связанных с текущей судебно-следственной обстановкой и удовлетворением актуальных потребностей. Установлено, что регулятивные нарушения отражаются на структуре мотивационной сферы личности, а именно на ее разнообразии, степени иерархической организации и представленности социальных мотивов. Также на способность к саморегуляции подсудимых с расстройствами личности влияют переменные «нетерпимость к неопределенности в ситуациях межличностного взаимодействия», «ригидность», «трудности восприятия и анализа ситуации выбора», «трудности самостоятельного анализа». альтернатив», «трудности поиска информации», «особенности реагирования на ситуации фрустрации.

Ключевые слова: мотивационная сфера, способность к саморегуляции, расстройство личности.

Рубрика журнала: Судебная и клиническая психология в правовом контексте

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psylaw.2019090214

Для цитирования: Горинов В., Корзун Д.Н., Шеховцова Е.С. Мотивационная сфера и способность к саморегуляции обвиняемых с расстройствами личности [Электронный ресурс]. Психология и право = Психология и право, 2019. Том. 9, нет. 2, стр. 208–221. DOI: 10.17759/psylaw.2019090214. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В., Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В. Криминальная мотивация. Москва: Наука, 1986. 304 с. п.

  2. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Э.С. Саморегуляция в норме и патологии. болезнь]. Психологический журнал. 1989. Т. 10. №2. стр. 122-132.

  3. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология Психология личности: норма и патология. Воронеж: НПО «МОДЕХК». 1998. 352 п.

  4. Кононенко О.Ю. Клинико-психопатологические особенности расстройства личности по неустойчивому типу (возрастной аспект). психопатологические особенности расстройства личности нестабильного типа (возрастной аспект. Кандидатская психологическая дисс.). Пенза, 2008. 168 с. 9.0006

  5. Кудрявцев И.А., Лапшина Е.Н. Психологические механизмы и эффекты влияния патологии характера на саморегуляцию общественно Психологические механизмы и эффекты влияния патологии характера на саморегуляцию общественно опасных действий] // Российский психиатрический журнал [Российский психиатрический журнал] . 2008. №3. С. 29—35.

  6. Лапшина Е.Н. Саморегуляция лиц с пограничной психической патологии, совершивших правонарушение и признанных ограниченно вменяемыми. психическими патологиями, совершившими правонарушение и признанными ограничено здравомыслием] // Социальная и клиническая психиатрия. Клиническая психиатрия. 2006. Т.16. №4. С. 47—54.

  7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и Динамика смысловой реальности. динамика смысловой реальности]. 2-е, испр. изд. Москва: Смысл, 2003. 487 с. п.

  8. Макушкин Е.В., Мохонько А.Р., Муганцева Л.А. Судебно-психиатрическая экспертная служба Российской Федерации в 2016 г. (по материалам отраслевых статистических отчетов Минздрава России) [Forensic Психиатрической экспертной службой Российской Федерации в 2016 г. (по данным отраслевых статистическая отчетность Минздрава России)] // // Российский психиатрический журнал [Российский психиатрический журнал] . 2017. №5. стр. 4-15.

  9. Савина О.Ф., Макушкин Е.В., Морозова М.В. Алгоритм экспертного исследования дизрегуляции деятельности в криминальной ситуации у лик с психическими расстройствами. нарушение регуляции деятельности в криминальной ситуации у лиц с психическими расстройства] // Российский психиатрический журнал. журнал] . 2018. №1. стр. 31-42.

  10. Сафуанов Ф.С. Виды криминальной агрессии (по материалам Судебной психолого-психиатрической экспертизы. (по материалам судебной психолого-психиатрической экспертизы). В Антонян Ю.М. (ред.)// Механизмы человеческой агрессии [ Механизмы человеческой агрессия ]. Москва: ВНИИ МВД России, 2000. С. 131-149.

  11. Анупама В., Пурнима Б., Джагадиша Т., Урвахш М.М. Паттерн дефицита социального познания у людей с пограничной личностью расстройство // Азиатский журнал психиатрии. 2018. Том. 33. С. 105-112.

  12. Диксон-Гордон К.Л., Тернер Б.Дж., Розенталь М.З., Чепмен А. Л. Регуляция эмоций при пограничном расстройстве личности: экспериментальный Исследование эффектов проинструктированного принятия и подавления // Поведенческая терапия. 2017. Том 48. Вып. 6. С. 750-764.

  13. Гарофало К., Велотти П., Каллеа А., Пополо Р., Сальваторе Г., Кавалло Ф., Димаджио Г. Дисрегуляция эмоций, импульсивность и личность черты расстройства: выборочное исследование сообщества // Psychiatry Research. 2018. Том. 266. С. 186-19.2.

  14. Мур К.Э., Гобин Р.Л., Макколи Х.Л., Као Ч.-В., Энтони С.М., Кубяк С., Злотник С., Джонсон Дж.Э. Отношение пограничного состояния расстройство личности к агрессии, виктимизации и институциональному неправомерному поведению среди заключенных // Комплексная психиатрия. 2018. Том. 84. С. 15-21.

  15. Куинтон Т.С., Брантон Дж.А. неявные процессы, Саморегуляция и вмешательства для изменения поведения // Front Psychol. 2017; 8: 346.

  16. Уилсон К.М., Десмаре С.Л., Николлс Т.Л. и другие. Прогностическая валидность динамических факторов: оценка риска насилия в криминалистике психиатрических стационаров. Закон Хам Бихав. 2013; Том. 37: 377-388.

Горинов Виктор Викторович, д.м.н., профессор, заведующий отделением отделения психогенных расстройств и расстройств личности ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. Сербского» Минздрава России , Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Корзун Дмитрий Николаевич, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела психогенных расстройств и расстройств личности ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. Сербского» Минздрава России , Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Шеховцова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник отдела психогенных расстройств и расстройств личности ФГБУ, Москва, Россия, эл. -почта: [email protected]

Развитие волевых качеств у подростков / июнь / 2022 / Диссертации / CNAA


Статус

Диссертация защищена 27 июня 2022 г.
Утверждена NCAA 25 ноября 2022 г.

Тезисы

– 0,86 Мб / на румынском
– 0,86 Мб / на английском

Диссертация

ЧЗУ 159. 922.7+159.947(043.3)

4,29 Мб/ на румынском
249 страниц


Ключевые слова

воля, настойчивость, волевые качества, черты личности, программа психологических воздействий, предподростковый возраст

Резюме

Структура диссертации: Диссертация состоит из: аннотации, списка сокращений, введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций; библиография, включающая 227 библиографических источников; 6 приложений, 137 страниц основного текста, 63 рисунка и 16 таблиц. Результаты исследования опубликованы в 10 научных статьях.

Область исследования: Психология развития, Психология подросткового возраста

Целью данного исследования было изучение особенностей воли и волевых качеств в предподростковом возрасте, а также разработка и внедрение новой модели психологического вмешательства, направленного на развитие воли и волевых качеств и тем самым на содействие развитию личности. черты.

Задачи исследования: Анализ литературы по психологии в отношении воли, волевых качеств, предподросткового возраста, способов изучения воли, а также методов, приемов и способов развития волевых качеств; Выявление и выделение половых и возрастных различий в проявлении воли и волевых качеств в предподростковом возрасте; Выделение личностных черт подростков предподросткового возраста с разным уровнем развития воли; Разработка, реализация и оценка эффективности программы психологического воздействия, направленной на развитие воли и волевых качеств в предподростковом возрасте.

Полученные результаты, способствующие решению этой важной научной проблемы, состоят в комплексной концептуализации воли, выводимой из гендерно-возрастного подхода, в выявлении особенностей волевых качеств, зависящих от пола и возраста, а также в условиях выявление проявления личностных черт у подростков с разным уровнем развития воли, что легло в основу разработки и реализации модели психологического вмешательства, способствующей развитию воли и волевых качеств (умение достигать цели, смелость и способность принимать решения, настойчивость и твердость, инициатива и самостоятельность, выдержка и выдержка).

Научная новизна и оригинальность. Впервые на национальном уровне проводится теоретическое и экспериментальное исследование воли и волевых качеств у подростков. Нами разработана психодиагностическая модель, направленная на исследование воли, волевых качеств и связанных с ними личностных черт у подростков. Мы сделали акцент на эволюции воли и волевых качеств в предподростковом возрасте. Нами установлены особенности воли и волевых качеств у мальчиков и девочек предподросткового возраста. Мы рассмотрели черты личности, характерные для подростков предподросткового возраста, имеющих разный уровень развития воли. Нами выделен психологический портрет подростка с высоким уровнем волевого развития. Нами разработана модель психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств у подростков предподросткового возраста.

Теоретическое значение диссертации . Результаты теоретико-экспериментального подхода обогащают область психологии развития и педагогической психологии новыми и обширными знаниями, касающимися развития воли и волевых качеств в предподростковом возрасте, половых и возрастных различий в проявлении волевых и волевых качеств у предподростков, а также особенностей личности и закономерностей развития предподростков с разным уровнем волевой активности. Результаты исследования и сделанные выводы имеют важное значение для теоретической разработки проблемы воли, эмоционально-волевой сферы и личности в контексте направления «Познавательное и психосоциальное развитие в предподростковом возрасте».

Прикладное значение диссертации. Представленные в данном исследовании идеи и закономерности развития воли и волевых качеств, взаимосвязей с чертами личности могут быть использованы в процессе развития и формирования уравновешенной и гармоничной личности. Предложенные нами средства психодиагностики для исследования воли, волевых качеств и черт личности могут быть использованы школьными психологами, клиническими психологами и психотерапевтами, учителями и т. д. Программа психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств, может быть используется школьными психологами, психотерапевтами, работающими с группами личностного развития, учителями, родителями и подростками, и может служить основой руководства по методологии надлежащей практики.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts