Характеристики восприятия в психологии: 2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия

2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия

Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. Для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Но разница, конечно, есть. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.

п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Таким образом, восприятие это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют:

  1. зрительное;

  2. слуховое;

  3. осязательное;

  4. кинестетическое;

  5. обонятельное;

  6. вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

  1. восприятие пространства;

  2. восприятие времени;

  3. восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

К основным свойствам восприятия относят:

  1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует.

  2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей. При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

  3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных.

  4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

  5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

  6. Апперцепция (лат. apperceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность, целостность и структурность восприятия.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качестве; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Б. Г. Ананьев (1907—1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света.

На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как I предмет и обозначить его свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.

Предметность

как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств,

восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Апперцепция.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего суоъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, «стремления, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как

бы видит на основе предшествующего опыта.

Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, что бы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется

Рис. 12.

поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74 процента воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73 процента воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверждено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной. В ситуации этого рода перцептивная система должна сделать выбор при наличии противоречивой информации. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т. е. перекошенной.

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знании, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.

Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывает, что восприятие активный процесс, которым можно управлять.

Классификация восприятий.

В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Определение, характеристики и факторы, влияющие на восприятие

 

Нравится большинство понятий в рамках социальных дисциплин, восприятие (или что-то еще) ученые называют социальным восприятием) определяется по-разному. с момента первого использования. С точки зрения неспециалиста восприятие определяется как акт осознания «окружающей среды через физическое ощущение, которое обозначает способность человека понимать». Однако многие соц. психологи склонны развивать эту концепцию вокруг одного из ее наиболее существенных особенности того, что окружающий мир не является психологически однородным для всех лица. Именно этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется разница во мнениях и действиях отдельных лиц/групп, подвергающихся воздействию одному и тому же социальному явлению.

В здесь важно, чтобы вы взглянули на некоторые из этих определений чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь:

Социальное восприятие процесс интерпретации информации о другом человеке. Что ясно подчеркивает это определение обратите внимание на то, что мнение, которое вы формируете о другом человеке, зависит от объема доступной вам информации и степени, в которой вы способны правильно интерпретировать полученную информацию. Другими словами, вы можете владеть тем же набором информации, что и другие люди на конкретную ситуацию, человека или группу, но все же приходят к разным выводы из-за индивидуальных различий в способности интерпретировать информация, которой вы все владеете.

Очевидно разделяют основные характеристики приведенного выше определения. Однако они подчеркивают что восприятие входит в число «важных когнитивных факторов человеческого поведения». или психологический механизм, который позволяет людям понять окружающую их среду. По их собственным словам, «восприятие — это процесс, посредством которого люди выбирают, организуют, и интерпретировать сенсорные стимуляции в значимую информацию о своей работе среда.» Они утверждают, что восприятие является самым важным детерминанта человеческого поведения, утверждая далее, что «не может быть никакого поведения без восприятия». Сосредоточившись на менеджерах в рабочих условиях, Рао и Нараян обращают внимание на то, что поскольку конкретных стратегий нет для понимания восприятия других, кажется, что каждый «остается с его собственная изобретательность, новаторские способности, чувствительность и интроспективность навыки работы с восприятием». С третьей точки зрения «социальное восприятие относится к построению понимания социального мира на основе данных, которые мы получить через наши чувства». Таким образом, восприятие «относится к процессу, посредством которого мы формировать впечатления о чертах и ​​личностях других людей». Ты можешь иметь заметил, что, ссылаясь на «наши чувства» как на средство сбора данных, авторы, возможно, уделили слишком много внимания компоненту восприятия, который первые два определения явно избегаются.

В другое, чтобы пролить больше света на эту концепцию, важно, чтобы вы заплатили Обратите внимание на следующие элементы приведенных выше определений восприятия:

1. На наше внимание, чувства и то, как мы действуем, влияет окружающая среда.

2. Восприятие помогает вам собирать данные из вашего окружения, обрабатывать данные и смысл в этом.

3. В восприятии иногда бывает трудно отделить информацию от действие.

4. По сути, это процесс обретения ментального понимания.

5. Восприятие направляет воспринимающего в использовании, обработке и направлении релевантную информацию для удовлетворения требований воспринимающего.

 

Краткое объяснение трех основных характеристик, которые влияние на наше восприятие других людей выглядит следующим образом:

1. Специфические характеристики воспринимающих: Один из специфических факторов воспринимающих, влияющих на восприятие знакомство с объектом восприятия. Знакомство подразумевает, что по сравнению другим, у нас больше возможностей делать наблюдения, ведущие к лучшему относительная способность принимать высшие решения в конкретной ситуации. Однако вы должны помнить, что для того, чтобы правильно воспринимать кого-либо, вы должны получили точные данные об этом человеке на этапе наблюдения. Это связано с тем, что связь между знакомством и точностью не всегда прямой. «Иногда, когда мы хорошо знаем человека, мы склонны отсеивать информацию, которая несовместима с тем, что, по нашему мнению, представляет собой человек», который представляет большую опасность при оценке эффективности. Еще один фактор, который Влияет на социальное восприятие отношение воспринимающего. Например, поскольку ни одна женщина не управляла Нигерией с момента обретения ею независимости в 1960, вы, вероятно, сформировать отношение, согласно которому женщины неспособны справиться с трудностями ведущая эту страну, которая не имеет эмпирического основания. Наше настроение другое важный фактор, влияющий на то, как мы воспринимаем других. Как правило, разница в нашей реакции на ситуации есть функция состояния счастье или печаль, в которых мы находимся (т. е. наше настроение). Таким образом, мы склонны легче запоминать информацию, связанную с нашим настроением, чем те, которые этого не делают. Соответственно, всякий раз, когда мы находимся в плохом настроении, мы обычно склонны формировать негативное впечатление о других.

Я-концепция воспринимающего также является важным определяющим фактором восприятия. В основном люди с позитивной самооценкой склонны воспринимают положительные качества других людей, а те, у кого отрицательные Я-концепции склонны воспринимать негативные качества в других. Поэтому, лучшее понимание себя позволяет нам иметь более точное восприятие другие.

Когнитивная структура, то есть образ мышления человека мышление в равной степени определяет его/ее восприятие существенными способами. В то время как некоторые люди склонны воспринимать физические характеристики, такие как рост, вес и внешний вид, другие больше внимания уделяют центральным чертам или личности распоряжения. Однако есть люди, способные воспринимать все эти черты одновременно, вместо того, чтобы сосредоточиться только на одном аспекте.

2. Целевые характеристики: Социальное восприятие также зависит от определенных характеристик которые специфичны для воспринимаемого человека (то есть цели). Один из наиболее важными целевыми характеристиками является внешний вид воспринимаемый. Некоторые из этих характеристик включают рост, вес, предполагаемое возраста, расы и пола. Кроме того, то, как вы одеваетесь, говорит о вас. как вас воспринимают. Что еще более важно, воспринимающим легче выделить те черты внешности, которые являются необычными или новыми. Типичные примеры необычных черты личности включают очень высокий человек, энергичный ребенок, а также новички в сообществе. Вербальные коммуникации, из которых воспринимающие оценить тон голоса цели, акцент и связанные с ними факторы также влияют на его/ее восприятие. Кроме того, невербальное общение содержит много информации. через которые воспринимается личность. Зрительный контакт, мимика, тело движения и поза — это особенности, которые определяют у воспринимающего впечатление от происходящего. цель. Но, в то время как впечатления от лица, как правило, передают общие значения, невербальная коммуникация представляет собой проблему наличия различных значений в разные культуры.

Необходимо также упомянуть о роли намерений цель, предполагаемая воспринимающим. Чаще всего мы быстро делаем вывод, что наши кредиторы пришли требовать оплаты долгов, которые мы им должны, всякий раз, когда они появляются у нас на пороге.

Однако это не всегда так, поскольку он пришел попросить вас дать ему совет в области вашей профессиональной компетенции.

3. Ситуационные характеристики: Это очень важный фактор, влияющий на впечатление, что формируется о ком-либо индивидуумом. Другими словами, социальный контекст взаимодействие оказывает большое влияние. Например, любой, кто взаимодействует с Руководитель банка на политическом митинге непременно ушел бы с другое впечатление о нем/ней по сравнению со встречей с ним в его/ее банке офис. «В Японии очень важен социальный контекст. Деловые переговоры после рабочее время или в обед табу. Если вы пытаетесь говорить о делах во время в это время вас могут счесть грубым». Сила ситуационных сигналов часто дает четкие указания на поведение, приемлемое в определенных пределах. экологические контексты. Таким образом, существуют определенные ситуации, влияющие на поведение индивидуума, которое не обязательно влияет на диспозицию этого человека. Это так называемый принцип дисконтирования. социальное восприятие.

Иллюстрацией этого принципа является то, что вы вступаете в контакт с общительный сотрудник банка по маркетингу, который идет вперед, чтобы узнать о вашем времяпрепровождение и знание предоставления услуг в нигерийской банковской отрасли. Тогда было бы правильно отнести такое поведение на счет сотрудника отдела маркетинга. личность? Вы не можете приписать это его/ее личности «из-за влияние ситуации».

По сути, в этом контексте этот человек ищет клиентов, которым он намерен представить услуги своего банка.

Характеристики приемника

• Знакомство с целью

• Отношение/настроение

• Я-концепция

• Когнитивная структура

Характеристики цели

• Внешность

• Вербальная связь

• Невербальные сигналы

• Намерения

Барьеры

Избирательные восприятие

Стереотипы

Первое впечатление ошибка

Неявный теория личности

Самореализующийся пророчество

Характеристики ситуации

• Контекст взаимодействия

• Сила ситуации

 

Как правило, качество входных данных, которые привлекает процесс, определяет качество выходных данных. что процесс выдает. Соответственно, «перцептивные входы являются первыми полученный, а затем обработанный воспринимающим, и результирующий вывод становится аренда поведения».

Процесс восприятия

ВХОДЫ

Информация

Объекты

События

Люди,

Организация

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поведение

Действия

Отношения

Убеждения

Чувство, и т.д.

Переменные в процессе восприятия:

Входы: Воспринимаемые входные данные — это объекты, события, люди и т. д., которые получает воспринимающий.

Процесс: Полученные входные данные обрабатываются посредством отбора, организации и интерпретация.

Выходы: Через механизм обработки вывод (чувства, действия, отношения, и др.) является производным.

Поведение: Поведение зависит от этих воспринимаемых результатов. Поведение воспринимающего, в свою очередь, порождает реакции от воспринимаемого, и эти реакции порождают новый набор входы.

Процесс восприятия регулярно действует «между нами и реальность» через три хорошо установленных механизма восприятия. Эти механизмы называются процессами отбора, организации и интерпретации.

1 . Перцептивный выбор: Этот процесс происходит потому, что воспринимающий не может аннулировать все, что он / она наблюдает о человеке или группа людей. Учитывая, что воспринимающий подвергается многочисленным стимулов, его/ее первый основной подход к процессу восприятия состоит в том, чтобы выбрать те стимулы, которые он/она считает релевантными. Вы должны отметить, что Процесс отбора стимулируется тем фактом, что ни один индивидуум не способен усваивая все его наблюдения, скорее, предпочитают пользоваться только теми, детали, которые они считают важными, чтобы избежать перегрузки восприятия.

В основном процесс выбора соответствующей информации формируется такими факторами, как «интересы, происхождение, опыт и установки воспринимающего». Хотя этот процесс «избирательного восприятие» позволяет нам «быстро читать» других людей, однако это сопряжено с риском формирование неправильных представлений. Хотя есть тенденция к тому, что люди воспринимать других предопределенным образом, яркие и необычные вещи склонны восприниматься легче, чем те вещи, которые скучны и привычны. Для Например, родители нередко выделяют своих детей из множество «прежде, чем другие войдут в их поле восприятия».

В исследовании, проведенном Дирборном и Саймоном, они наблюдали что менеджеры различных отделов в организации склонны подчеркивать проблемы своих ведомств как наиболее центральные. Поэтому люди склонны ставит собственные проблемы как наиболее важные при любых обстоятельствах. «Люди выбирают информацию, которая поддерживает и удовлетворяет» или информацию, которую они оценивают как наиболее важную. Задействованы два основных принципа в избирательных восприятиях:

2. Принцип группы рисунков: Это Принцип позволяет воспринимающему различать факторы, важные для дальнейшее изучение от тех факторов, которые незначительны и соответственно заброшенный. В то время как значимые/существенные детали упоминаются как «цифра», кажущиеся бессмысленными/незначащие части классифицируются как земля. Но что более важно, Рао и Нараяна утверждают, что «то, что становится группа или то, что становится фигурой, во многом зависит от наших потребностей и ожидания.

3. Релевантность: Как правило, воспринимающие склонны воспринимать те вещи, которые не только удовлетворяют их «потребности и желаний» они меньше обращают внимания или полностью игнорируют те, которые угрожают эти потребности и желания. События, которые затрагивают тех людей, которые рядом с нами кажутся интересными для нас, в отличие от событий, которые не представляют интереса.

4. Организация восприятия: Это относится к способу, которым воспринимающий организует информацию, которую он получает, в «значимые для воспринимающего образы». Организация информация, поступающая в осмысленное целое, называемое организацией. Этот процесс также называется гештальт». (т. е. организационный) процесс». Чтобы чтобы завершить процесс организации, воспринимающий должен приступить к группировка, замыкание и упрощение, которые раскрываются ниже:

а. Группировка: В рамках этого процесса люди и события «сгруппированы на основе сходства или близости». Таким образом, подобные события классифицируются и воспринимаются как группа. Точно так же «объекты, имеющие близкие близости также сгруппированы под одним заголовком, однако они не связаны. Но искажение восприятия может произойти, когда люди, которые общаются только определенным образом, сгруппированы.

б. Закрытие: Склонность людей «заполнять недостающие пробелы», в стимулах, чтобы сделать его более значимым, называется закрытие. Это просто означает организацию постоянных стимулов для формирования полного сообщение

в. Упрощение: Всякий раз, когда воспринимающие получают информационная перегрузка, они стремятся упростить ее для лучшего понимания. Это делается для того, чтобы воспринимаемый мир не оставался в дальнейшем бессмысленный. «Упрощение — важный шаг, потому что в его отсутствие полученные стимулы остаются сложными для воспринимающего.

5. Интерпретация восприятия: Возможно, это самый важный компонент восприятия. процесс механизма. Этот процесс предпринимается для создания смысла из воспринимаемый мир. «Интерпретация — это субъективный и субъективный процесс». На интерпретацию влияют следующие факторы:

а. Эффект ореола: Это процесс достижения общий вывод из анализа отдельной черты личности. Это потому что; считается, что одна черта «преобладает над характеристиками человека». Эффект ореола — это моментальный подход к быстрому восприятию. По вполне понятным причинам, этот процесс обычно чаще бывает ошибочным, чем правильным».

б. Стереотипы: Когда делаешь выводы о человек на основе его/ее принадлежности к группе, вы просто стереотипируете. То есть вы делите людей на категории по этническому, род занятий или характеристики. Стереотипы распространены в Нигерии, где мы ассоциируют лиц определенного этнического происхождения с определенным поведением или чертами. Стереотипы помогают воспринимающему быстро упростить сложную мир информации. Но at мешает воспринимающему дать выход возможности личности. Не всегда могут быть определены фактические факты, которые дает основу для суждения о других.

в. Атрибуция: Это вложение причинно-следственные связи с характером человека. Таким образом, «чем больше конкретное действие связано с поведением, чем больше интенсивность перцептивное суждение менеджера» (т. е. воспринимающего. Атрибуция уникальна в восприятие, потому что оно дает место для поведения, похожего на наблюдаемое иначе. Например, два человека, виновные в одном и том же преступлении. соответственно могут указывать на бедность и влияние группы сверстников в своих действиях. Статус людей — еще один фактор, влияющий на атрибуцию. Например, в то время как сверхурочная работа старшего управленческого персонала в организации для подготовка бюджета на следующий год может получить положительную оценку, у младшего персонала можно объяснить денежной мотивацией.

д. Впечатлений: Ежедневно люди формируют впечатления о других людях, с которыми они, вероятно, встречаются впервые время в их жизни. Часто эти впечатления формируются с небольшим или почти отсутствие знания характера воспринимаемого, что иногда приводит к неточности восприятия. Например, сотрудник, ищущий след, может быть связано с низкой производительностью, тогда как может иметь место и обратное. И наоборот, хорошо сложенный персонал, который ассоциируется с высоким результатом Ориентация может быть слабым звеном в производственном процессе. Известный Дело в том, что первые впечатления дольше остаются в памяти до тех пор, пока не появятся новые факты, противодействующие им впоследствии.

эл. Вывод: Это касается общих тенденций воспринимающих делать выводы о других без достаточной информации. Для Например, человек, целый день работающий за компьютером, может быть признан сосредоточенным. член персонала менеджером, который соответствует издалека. Но этот же человек может болтать в интернете.

 

На механизм восприятия в основном влияют два факторов, а именно внутренних и внешних.

И. Внутренние факторы : К внутренним факторам относятся:

а. Потребности и желания : В основном восприятие относительно удовлетворенные люди существенно отличаются от таковых у разочарованных лица. По словам Рао и Нараяны, «люди с разным уровнем потребностей и желания воспринимают одно и то же по-разному». Кроме того, ожидания, мотивы и желания людей также формируют их восприятие другие и ситуации вокруг них.

б. Личность: Индивидуальная характеристика поведения другое сильное влияние на то, что вы воспринимаете об этом человеке. «Это банально говорят, что оптимистичные люди воспринимают вещи в благоприятном свете, пессимистические существа в негативных терминах». По Маслоу между оптимистом и пессимист существуют категория людей, способных воспринимать другие «точно и объективно». Они суммируют этот вопрос этот вопрос в следующий план:

— Безопасные люди склонны воспринимать других как теплые, а не холодный.

— Вдумчивые люди не разоблачают, выражая крайности осуждение других.

— Лица, которые принимают себя и верят в свои индивидуальность воспринимает вещи благосклонно.

— Самопринятые люди считают себя любимыми, востребованы и приняты другими.

в. Опыт : В сочетании со знаниями опыт имеет постоянное воздействие на восприятие человека. «Успешный опыт улучшить и повысить способность восприятия и привести к точности в восприятии человека, тогда как неудача подрывает уверенность в себе».

 

II. Внешние факторы:  В этом подзаголовке перечислены:

a. Размер: Перцептивные стимулы большего размера имеют больше шансов быть замеченным. Это связано с тем, что фактор размер обычно ассоциируется с доминированием, а другие — с выделением выбор. Прямой пример — это полный. Реклама на странице привлекает больше внимания внимание, чем те, которые меньше страницы.

б. Интенсивность: Этот фактор связан с продвижением вероятность выбора стимула. Например, некоторые из стратегий, которые способствовать интенсивности подчеркивания или выделения жирным шрифтом или курсивом слов в письменном текст. «Чем больше интенсивность раздражителя, тем больше вероятность того, что он будет заметил.»

в. Частота: Обращает внимание, которое накапливается от постоянного повторения определенного стимула. То есть искусство повторение просто привлекает нашу бдительность и пробуждает нашу чувствительность к сообщение пересылается. Стимул, который повторяется с большей интенсивностью скорее всего, будет претендовать на отбор, как это было.

д. Статус: Статус воспринимаемого лица оказывает большое влияние на восприятие. Внутри организации очень должностные лица ожидаемо влияют на сотрудников, чем лица, занимающие более низкие должности. кольца иерархии организаций

эл. Контраст: Стимул, который имеет общие черты с окружающая среда с меньшей вероятностью будет качественной для выбора воспринимающим по сравнению с теми, которые резко контрастируют с окружающей средой. Например, человек, который замечает буйные цвета или одевается как Дед Мороз в июне, конечно привлекают больше внимания, чем те, которые выставляют обычный внешний вид.

Из того, что мы изучили на этой странице, вы можете видеть, что социальное восприятие представляет собой сложное явление, происходящее от характеристик окружающей среды, воспринимающего и воспринимаемого. Процесс восприятия (состоящий из входов, процесса и вывода) также обсуждался, прежде чем он завершился внутренними и внешними факторами, влияющими на восприятие.

Значение, определение, природа и важность

время_доступа 18 ноября 2022 г.

perm_identity Сообщение от Администратор

Определение и значение

Разные люди имеют разные стили мышления, убеждения, чувства и цели и т. д., и почти каждый ведет себя соответственно. Именно из-за этих факторов разные люди понимают одни и те же вещи по-разному. Для кого-то что-то правильно, а для кого-то совершенно неправильно. Это все из-за того, как вы воспринимаете вещи, какова ваша точка зрения, как вы смотрите на вещи. Это восприятие.

Восприятие определяется как процесс, посредством которого человек выбирает, организует и интерпретирует стимулы в значимую и связную картину мира.

Это когнитивный процесс, посредством которого люди обращают внимание на поступающие стимулы, организуют и интерпретируют такие стимулы в поведении.

Стимул — любая единица ввода любого из органов чувств; примеры стимулов (т. е. сенсорных входов) включают продукты, упаковки, торговые марки; рекламы и рекламных роликов. Сенсорные рецепторы — это органы человека (глаза, уши, нос, рот и кожа), которые получают сенсорные входы. Эти сенсорные функции должны видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и чувствовать соответственно.

Изучение восприятия в значительной степени является изучением того, что мы подсознательно добавляем или вычитаем из необработанных сенсорных входных данных, чтобы создать частную картину мира.

Ощущение — немедленная и прямая реакция органов чувств на простые раздражители и рекламу, упаковку, торговую марку. Человеческая чувствительность относится к переживаниям ощущений.

У разных людей разные стили мышления, убеждения, чувства, мотивы и т. д., и почти каждый ведет себя соответственно. Только из-за этих факторов разные люди понимают одно и то же по-разному. Для кого-то что-то одно правильно, а для кого-то совершенно неправильно. Это все из-за того, как вы воспринимаете вещи, какова ваша точка зрения, как вы смотрите на вещи. Это восприятие.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ
  • СТИВЕН П. РОББИНС: – «Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению».
  • ДЖОЗЕФ РЕЙЦ: – «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние».
  • ФРЕД ЛУТАНС: – «Восприятие — это важный медитативный когнитивный процесс, посредством которого люди интерпретируют стимулы или ситуации, с которыми они сталкиваются»

ВОСПРИЯТИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ

Восприятие просто определяется как то, как человек воспринимает окружающий мир и интерпретирует эту информацию. Это подсознательная вещь, которую разум делает и зависит от вашей способности обращать внимание на свое окружение и ваши существующие знания.

В организационном поведении и бизнесе восприятие часто помогает сформировать личность человека и то, как он действует в определенных ситуациях. Это может повлиять на то, как они реагируют на определенные вещи, такие как их производительность в стрессовых ситуациях, задачи и даже их творчество.

Чтобы эффективно работать с подчиненными, менеджеры должны правильно понимать их восприятие. Восприятие может быть важным, потому что оно предлагает больше, чем объективный результат; он усваивает наблюдение и создает измененную реальность, обогащенную предыдущим опытом.

Для руководства внимание к личностным качествам сотрудников может помочь им определить трудовую этику и сильные стороны человека. т. е. если восприятие менеджера каким-либо образом не нарушено. Просто потому, что поведение людей основано не на реальности, а на их восприятии того, что такое реальность. Мир, как он воспринимается, является миром, который имеет практическое значение.

Например, при оценке эффективности менеджеры используют свои предположения о поведении сотрудника в качестве основы для оценки. Одной из рабочих позиций, которая подчеркивает важность восприятия, является отборочное собеседование. Восприятие также определяется культурой. В зависимости от нашего культурного происхождения мы видим вещи определенным образом.

ПРИРОДА ВОСПРИЯТИЯ:

«Восприятие относится к интерпретации сенсорных данных. Другими словами, ощущение включает в себя обнаружение присутствия стимула, тогда как восприятие включает в себя понимание того, что означает стимул. Например , когда мы что-то видим, зрительным стимулом является световая энергия, отраженная от внешнего мира, а глаз становится сенсором. Этот визуальный образ внешнего предмета становится восприятием, когда он интерпретируется в зрительной коре головного мозга. Таким образом, под зрительным восприятием понимается интерпретация образа внешнего мира, проецируемого на сетчатку глаза, и построение модели трехмерного мира».

Из приведенного объяснения становится ясно, что восприятие — это нечто большее, чем ощущение. Он соотносит, интегрирует и осмысливает разнообразные ощущения и информацию от многих органов тела, с помощью которых человек идентифицирует вещи и объекты, к которым относятся ощущения.

Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение мыслится только с помощью физиологических особенностей. Таким образом, восприятие — это не только то, что человек видит глазами, это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или усваивает стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринятую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы сделать оценка происходящего в окружающем мире.

Восприятие является субъективным процессом, поэтому разные люди могут по-разному воспринимать одну и ту же среду в зависимости от того, какие конкретные аспекты ситуации они выбирают для выборочного восприятия, как они организуют эту информацию и как они интерпретируют ее, чтобы получить представление о ней. ситуация.

ВАЖНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ:
  1. Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно совпадает с тем, что есть на самом деле. Это потому, что мы слышим не то, что действительно сказано, а то, что мы воспринимаем как сказанное. Когда мы что-то покупаем, это происходит не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим. Таким образом, именно благодаря восприятию мы можем выяснить, почему один человек находит работу удовлетворительной, а другой может ею не удовлетворяться.
  2. Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, поняв их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, как их видит другой наблюдатель.
  3. С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности. Подобно зеркалам в парке развлечений, они искажают мир в зависимости от своего напряжения.
  4. Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при работе с людьми и событиями в рабочей обстановке. Эта проблема усложняется тем, что разные люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному. Чтобы эффективно взаимодействовать с подчиненными, менеджеры должны правильно понимать их восприятие.

Таким образом, для понимания поведения людей очень важно понять их восприятие, то есть то, как они воспринимают различные ситуации. Поведение людей основано на их восприятии реальности, а не на самой реальности. Мир, как он воспринимается, является миром, который важен для понимания человеческого поведения.

Часто задаваемые вопросы
  1. Можете ли вы объяснить разницу между ощущением и восприятием?
    Ощущение относится к немедленной и прямой реакции органов чувств на раздражители, такие как зрение, слух, обоняние, вкус и ощущение чего-либо. Это процесс обнаружения раздражителей и передачи их в мозг. Восприятие, с другой стороны, представляет собой когнитивный процесс интерпретации и осмысления полученной сенсорной информации. Это процесс отбора, организации и интерпретации сенсорных стимулов в осмысленную и связную картину мира. Восприятие включает в себя высшие психические процессы познания, такие как память, внимание и рассуждение, и на него влияет прошлый опыт, убеждения и отношения человека. Таким образом, ощущение — это физическая реакция на раздражители, а восприятие — это мысленная интерпретация этой реакции.
  2. Что такое восприятие в организационном поведении?
    Восприятие организационного поведения относится к тому, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий их мир и как эта интерпретация формирует их поведение и действия на рабочем месте. Восприятие — это подсознательный процесс, на который влияют сенсорные входы человека, прошлый опыт, убеждения и ценности. Восприятие может влиять на личность человека, его творчество и реакцию на стрессовые ситуации, и важно, чтобы менеджеры понимали его, чтобы эффективно справляться с подчиненными. Восприятие также играет роль в оценке эффективности и отборочных собеседованиях. Восприятие определяется культурой и варьируется в зависимости от происхождения и опыта человека.
  3. Что такое важность восприятия?
    Восприятие относится к процессу интерпретации и организации сенсорной информации для создания значимого опыта окружающего мира. Он играет решающую роль в формировании наших мыслей, поведения и взглядов и имеет важные последствия для нашей личной и профессиональной жизни. Одно из ключевых значений восприятия заключается в том, что оно формирует наше понимание реальности. Наше восприятие влияет на то, как мы интерпретируем события, людей и ситуации, и может оказывать значительное влияние на наше отношение и поведение. Например, если мы воспринимаем человека как недружелюбного или неприступного, мы с меньшей вероятностью будем взаимодействовать с ним или обращаться к нему за помощью в будущем. Точно так же, если мы воспринимаем ситуацию как угрожающую, мы можем реагировать страхом или беспокойством, даже если угроза не является реальной или непосредственной.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts