Харизматичный лидер: Харизматический лидер — Психологос

Содержание

10 советов для харизматичного лидера

На протяжении всей истории человечества считалось, что мир делится на тех, кто правит, и тех, кем правят. Сегодня думают иначе. Стать лидером под силу каждому, а лидерство – это лишь навык, который можно выработать. Ошибаются и те и другие. Лидерства, о котором так много говорят, не существует вовсе. Лидерство и власть – это внешний эффект более изощренных и скрытых сил, которые управляют нашей психологией и нашими поступками.

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству, автор 8 книг и 14 фильмов по лидерству и ораторскому искусству, титулованный бизнес-тренер России, единственный в стране трижды признан лучшим в профессии по результатам года.

Если проанализировать истории и биографии лидеров самого разного калибра, мы увидим, что у лидерства и власти, как правило, три основания. Первое и самое очевидное – формальный статус. Как только человека назначают топ-менеджером, командиром, премьер-министром или архиепископом, он автоматически приобретает власть над другими людьми. На бытовом уровне этого достаточно для власти: мы с детства привыкаем к тому, что властью обладают люди при должности, те, кто наделен формальными атрибутами.

Второе основание власти – компетентность. Еще в имперском Китае, почти две тысячи лет назад, многие претенденты на государственные посты должны были сдавать экзамены. Сегодня – по крайней мере, теоретически – компетентность признана во многих странах принципом госслужбы: ты растешь над собой, учишься решать все более сложные задачи и за это тебя вознаграждают повышением.

Именно поэтому возник миф, что достаточно быть компетентным человеком, получить хорошее образование, попасть в хорошее место на хорошую должность – и тебя ждет успех. На самом деле и статус, и компетентность слишком шаткие основы власти и успеха. Они оставляют власть лидера в руках других людей и внешних обстоятельств, которые могут оказаться сильнее его знаний и навыков. Но есть и третье основание власти, которое в сочетании с достаточным формальным статусом и достаточной компетентностью делает эту власть непоколебимой. Оно позволяет лидеру сохранить свои позиции, даже когда его статус оказывается под ударом, а компетентность – под сомнением. Этот третий ингредиент – харизма.

Это ключевой элемент в конструкции власти и лидерства как в политике, так и в бизнесе. Можно ли стать харизматическим лидером? Ответ очевиден: да. Врожденная харизма, харизма как дар судьбы или крови – это миф. Лидеры не особая раса и не особый подвид людей.

Харизма всегда реализуется в определенном контексте, в конкретной социальной группе. Образ харизматического лидера и модель его коммуникации должны соответствовать культуре группы, ее ценностям и стилю. Но надо помнить, что харизматический лидер – всегда разрушитель устоев, в том числе и моральных. Он предлагает новую мораль, новые ценности, новые корпоративные или общественные правила. И если эти правила удается навязать группе людей, власть лидера становится очень прочной.

1. Любите себя

Харизматики самолюбивы, относятся к себе так же, как к тем, кого очень любят. Они заботятся о себе, не забывают себя похвалить. Иногда ругают себя. Но потом обязательно прощают.

2. Определите свои цели

Цель должна обязательно быть поставлена самим харизматиком. Не секрет, что люди, которые четко выражают и записывают свои цели, намного эффективнее людей, опасающихся взять обязательства перед собой и миром, и зарабатывают они гораздо больше. Харизматический лидер фиксирует и декларирует свои цели с самого начала. Если нет сверхзадачи – не будет и харизмы.Харизматический лидер может, как Александр Македонский, быть уверен, что с рождения обречен на величие. Он может связывать свое будущее с целями своего культа, ордена, корпорации и считать, что величие организации тождественно его величию. А может просто верить в свою интуицию и в то, что поступает правильно. Но он всегда руководствуется подлинной, реальной, прочувствованной, а не вымышленной целью. Это намерение, которое он ощущает в себе.

3. Сформулируйте вашу миссию

Харизматические лидеры уходят в отрыв от большинства остальных членов общества, сотрудников компании, массы верующих уже тогда, когда формируется и формулируется их миссия. Способность иметь миссию – это своего рода фильтр, экзамен на звание харизматика. Большинство людей этот экзамен не проходят. Не хватает ресурсов для того, чтобы сформулировать, развить и сохранить миссию, чтобы жить ею.

4. Стремитесь к внутренней свободе и независимости

Харизматики не только видят мир по-своему, но и освобождают себя от многих ограничений, с которыми другие люди покорно соглашаются. Харизматический лидер позволяет себе изобретать собственные цели, образ мыслей и действий, а не принимать те, что навязывает общество. Довольно часто харизматические лидеры – это генераторы идей. Выдвигать новые идеи людям обычно мешает не недостаток интеллекта или профессионального опыта, а внутренний запрет на оспаривание статус-кво.

Харизматику, благодаря его внутренней свободе, этот запрет преодолеть проще. Поэтому харизматические личности зачастую способны предвидеть будущее. Или, по крайней мере, считают себя провидцами, чей мозг легко справляется с масштабными картинами будущего; они верят, что могут заглянуть вперед не на день-два, а на несколько лет или несколько десятилетий.

5. Игнорируйте общественную мораль

Люди, добившиеся внутренней свободы, чаще преуспевают в жизни, поскольку путь к успеху – это далеко не только преодоление внешних преград. Это часто и преодоление преград внутреннего свойства. Одна из таких преград – общественная мораль. Это не значит, что харизматический лидер лишен морали. Однако мораль харизматиков не столько навязывается обществом и окружающей средой, сколько рождается как внутреннее побуждение лидера, увязывается с его внутренними мотивами. К общепринятым принципам, заповедям харизматик относится скептически.

6. Будьте энергичными

Харизматики – люди с профицитной энергетикой: энергии у них больше, чем нужно им самим для повседневных нужд. И это производит на окружающих сильный эффект, даже побуждает их говорить об особом ореоле, сиянии, энергетических потоках, исходящих от лидера.

7. Займитесь ораторским мастерством

Хороший лидер не может быть плохим оратором. Его харизма непременно проявляется в коммуникации. На время выступления оратор получает власть над аудиторией: заставляет ее испытывать определенные чувства, даже подталкивает к нужным действиям.

Не бойтесь пробуждать негативные эмоции: харизматики могут быть жесткими, бескомпромиссными ораторами, не склонными к особой корректности. Это не вежливые презентации, в которых находится место для благодарности в адрес каждого, кто проходил мимо во время работы над слайдами.

Речь лидера бьет под дых, кружит голову, подрывает сложившиеся представления. Она может быть скандальной и для кого-то обидной. Это выступление, ставящее слушателей в ситуацию конфликта с реальностью. Но это всегда выступление, которое запоминают и повторяют.

8. Найдите особое хобби

В копилку харизмы немало добавляют увлечения лидера. Но добавляют, только если это странные, необычные увлечения, которые мало кому могут прийти в голову. Неслучайно люди с большими амбициями, приходя на новое место работы, считают своим долгом довести до всех окружающих список своих необычных хобби. Они стремятся сразу закрепить в сознании коллег, с какими необычными людьми их сводит судьба.

Среди харизматических хобби может быть увлечение необычным, уникальным видом спорта, особенно если этот спорт связан с риском.

9. Не забывайте о внешней скромности

Влияние харизматика – тонкая игра с чашами воображаемых весов. На одной чаше все то, чем лидер одарил своих поклонников или свой народ. На другой – все, что он взял для себя.

Харизматическому лидеру важно, чтобы на этих весах всегда сохранялся дисбаланс. Чтобы дающая чаша – по крайней мере, в общественном представлении – сильно перевешивала. А значит, чашу эту нужно постоянно нагружать: демонстрировать заботу о людях, предъявлять конкретные дела и поступки, направленные на их благо. А вторая чаша – брать – должна быть почти пустой.

Не стоит демонстрировать богатство и привилегии: последователей вождя смущает любой намек на то, что главное для него не миссия, а решение личных проблем.

Также избегайте повседневности: харизма рушится, когда люди узнают о том, как их лидер ругается с женой из-за грязной посуды или спорит с другим менеджером о том, в чьем распоряжении сегодня будет машина с водителем. Харизматики обычно прячут личную жизнь, дом, семью и отгораживают от последователей все аспекты своего бытия и своей личности.

10. Не стесняйтесь эпатировать публику!

Лидер должен уметь удивить своих адептов и потенциальных сторонников. Харизматическому поведению, как правило, сопутствует театральность. Лидеру не мешает быть мастером эпатажа, если только речь идет о демонстрации не богатства и испорченности, а силы духа, воли, оригинальности мышления, твердости и так далее.

Некоронованный король эпатажа – владелец бренда Virgin Ричард Брэнсон. Представляя напиток Virgin Cola в 1998 году, Брэнсон проехался по улицам Нью-Йорка на танке и подорвал логотип Coca-Cola. Это разрушает шаблоны, приводит окружающих в состояние транса, внушает им, что перед ними сверхъестественная и сверхуспешная фигура, которой дозволено практически все. За то время, что Чичваркин руководил «Евросетью», в интернете не раз оказывались его скандальные письма к сотрудникам («Конкуренты должны стать нам ниже пояса»; «Не надо ЖРАТЬ в подсобках. Салон связи не плацкартный вагон»; «Если у тебя нет продаж – ты говно!»; «Всем гордым и независимым мудакам место в джунглях»).

Кто-то думает, что Чичваркин не знал, что письма попадут в сеть? Естественно, знал. Для того и писал.


Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!

Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.

1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд

2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта

Харизматичный лидер Турции – Enlight Studies

Turkish President Recep Tayyip Erdogan addresses a meeting of provincial election officials at the headquarters of his ruling Justice and Development (AK) Party in Ankara on January 29, 2019. (Photo by Adem ALTAN / AFP) (Photo credit should read ADEM ALTAN/AFP/Getty Images)

Харизма политического деятеля как гарантия успеха

Слово харизма происходит от греческого (charisma) и означает «божественная благодать[i]». Оно особенно применимо в контексте «харизматического лидерства».

Сила харизматичного лидера заключается в редко встречающейся благодати. Существует ряд факторов, определяющих роль политического лидера в жизни общества. В частности, образ лидера, менталитет населения страны, этно-религиозный состав, тип государства и т. д. Во многих случаях успех лидера в политике обусловлен не только эффективным осуществлением его функций, но и его интуитивными эмоциями, выражаемыми уверенностью в собственной власти, созданием условий для решений ситуации: Лидеры обычно имеют особый элемент в своем стиле: внешние особенности, эпизоды прошлого, интонация голоса, манера, происхождение, а также такие детали, как оригинальное кольцо или одежда. Хотя не всегда предоставляется достаточная информация о практических и моральных качествах личности, но она часто имеет магический эффект.

Персонификация политики в Республике Турции

Одной из характерных особенностей восточных стран является присутствие харизматического лидера. И это особенно заметно на примере Турецкой Республики[ii]. После создания Республики в 1923 году кемалистская военно-бюрократическая элита Турции приняла западную модель реформ в стране, для модернизации страны. Однако в результате масштабных изменений турецкое общество лишилось основных форм солидарности, которые основывались на, так называемой, “власти традиции”. По этой причине Кемалистская элита сознательно использовала такие механизмы консолидации общества, которые являлись симулякрами “власти традиции”. Особенно важным считается симукляр харизматичного лидерства, который иногда формирует культ личности лидера[iii]. Это использовалось на протяжении всей истории републики со стороны правящей элиты Турции и продолжается до сегоднящнего дня. Явление харизматического лидерства часто ассоциируется с личностными качествами политика и выдвинутыми им идеями, тогда как сравнительное обзор турецкого примера в контексте других восточных политических систем показывает, что харизматическое лидерство всегда присутствует в турецкой политической системе, являясь важнейшим компонентом социально-культурной динамики[iv].

Институт культа личности был важным фактором в тоталитарных, авторитарных режимах, созданных в Европе в первой половине XX века.[v] Под влиянием процессов, происходящих в Европе и в результате внутриполитических событий, основатель Турецкой республики Кемаль Ататюрк вскоре стал типичным восточным авторитарным лидером.Вокруг его личности был создан культ[vi], проявления которого продолжаются до настоящего времени.

В декабре 2013 года, когда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступал в Стамбуле, некоторые его сторонники были в рубашках, на которых можно было прочитать: “Челове՛к, мы идем по твоим следам”. Эти слова напоминали знаменитый лозунг кемалистов: “Отче наш, мы идем по твоим следам”. Это и ряд других шагов свидетельствуют, что в современной Турции предпринимается попытка создать личность–культ личности вокруг Эрдогана. О нем снимаются фильмы, пишутся книги, создаются произведения искусства. Почти везде можно увидеть баннеры с его изображением, флаги, статуи, некоторые учреждения были названы в его честь[vii].

Правящая элита, возглавляемая Эрдоганом, привела новые идеи, основанные на исламском национализме, приправленные переосмыслением Османского наследия[viii].

Реджеп Тайип Эрдоганкак харизматичный правитель

В Турции образ Ататюрка, как образа харизматичного правителя, остается непревзойденным, хотя президент Эрдоган также стремится создать культвокруг своей личности.Он обладает характерными и необходимыми качествами религиозного и «уличного» лидера[ix].

Чтобы понять, как формировался Эрдоган политик, как формировались его идеи, политическая ориентация, нужно начать с его детства.Эрдоган родился в 1954 году, в Стамбуле, в квартале Касымпаша, который считался активным, полукриминальным районом. Быть родом из Касымпаша означало быть храбрым, находчивым, ассоциировалось с образами “уличного парня” и “хорошего парня”[x]. В детстве он продавал булочки и лимонад в довольно небезопасных кварталах города. Эрдоган в своих выступлениях не раз отмечал тот факт, что он из Касымпаша.

В частности, на открытии туннеля Бейоглу-Касымпаша в своем выступлении он отметил, что ему повезло, что его судьба была написана в Касымпаше[xi].Таким образом, среда оказала непосредственное влияние на формирование личности.По наблюдению Алин Озиняна, успех Эрдогана также заключается в том, что покинув “улицу’, Эрдоган не забывал о менталитете и проблемах этих людей[xii]. Необходимо обратить внимание и на образование Эрдогана.В 1973 году он окончил школу Имама Хатиба в Стамбуле, единственную религиозную школу того времени, выпускники которой в 1970-х годах воспринимались как исламисты и могли столкнуться с некоторыми трудностями[xiii]: Эрдоган хотел стать теологом, но позже решил заняться политикой. Партия “Справедливость и развитие” была как раз “флагманом политического ислама”. Эрдоган также поощряет создание религиозных школ, хорошо понимая важность образования в становлении личности. В 2017-2018гг. количество школ Имама Хатипа достигло 1453-и[xiv]. Эрдоган никогда не скрывал своих исламских взглядов и стремлений к восстановлению Османской империи.
Можно даже сказать, что исламская точка зрения взаимосвязана с желанием восстановить Османскую империю. Поводом для дебатов стал визит президента Палестины Махмуда Аббаса в 2015 году в Анкару[xv]. Эрдоган принял его в своей новой резиденции в Анкаре, куда он переехал в октябре 2014 года[xvi]. Новая резиденция должна была символизировать начало новой Турции[xvii]. Эрдоган встретил Аббаса в военной одежде и в присутствии 16 исторических воинов, вооруженных военными мечами. В социальных сетях стали подшучивать над этой встречой. В частности турецкий журналист Кадри Гурсель назвал ее «Османским цирком в дворце». Также сарказмом он отметил, что Эрдоган как “паша” встретил главу Рамалаха Аббаса, так, как будто он представлял область Палестины Османской империи[xviii]: Эти 16 солдат символизировали 16 империй в истории Турции[xix].В свою очередь эти 16 империй символизировались с 16 звездами на официальной печати турецкого президенства.

 

Эрдоган часто ссылается на дореспубликанский период Турции,в результате чего его часто обвиняют в попытках ослабить светское государство и современную структуру государства.

Эрдоган строго ответил на проект резолюции, принятой Францией в 2011 году, осуждающий отрицание Геноцида армян во Франции.Обращаясь к президенту Франции Саркози, Эрдоган прочел исторический документ, который в 1526 годуОсманский султан Сулейман Великолепный написал королю Франции Франциску I. Это был ответ на просьбу находящегося в плену Франциска. В начале письма, перечислив все страны, которыми правит османский султан, Сулейман обращается к королю Франции Франциску, говоря, что тот узнает от посла о том, что он собирается делать. В своем выступлении Эрдоган хотел подчеркнуть контраст между владыкой множества стран султаном Сулейманом и королем Франции, который находился в плену[i]. В другом своем выступлении Эрдоган говорит о том, что все они являются внуками Султана Сулеймана[ii].

11 февраля 2018 года в своей речи по случаю 100-й годовщины со дня смерти султана Абдул Хамида 2-ого[iii] Эрдоган отметил, что некоторые пытаются отсечь свои корни и считают началом своей истории 1923 год[iv]. В своей речи он отметил, что Республика Турции является преемником Османской империи и что отныне нужно отказаться от принятия Османской и республиканской периодов отдельно. Эрдоган назвал Абдул Хамида «последним всеобщим императором мира». Своим выступлением Эрдоган попытался устранить бездну, созданную кемалистами между республиканцами и турками-османами.

Важным фактором для образа харизматичного лидера Эрдогана стал экономический рост.В 2003-2015 годах среднегодовой рост ВВП в стране составил 4,6%, а к концу 2015 года ВВП на душу населения составил 20 438$[v].Это было результатом эффективной экономической политики, поскольку Турции удалось противостоять глобальному кризису и даже зафиксировать рост.Это, наряду с внешней политикой страны, помогли Турции стать ведущей страной в регионе.Этот прогресс во многом приписывается Эрдогану и ПСР.

Нетрудно увидеть, что Эрдоган получает тепло и поддержку людей во время публичных выступлений. Тембр его голоса, уверенность в себе, сила, вера привлекательны и влиятельны.

Речи Эрдогана эмоциональны, с пословицами и поговорками, османскими терминами.Секретом не является и факт большой любви президента к стихотворениям. Он выбрал путь достижения сердца народа путем убедительных и трогательных стихов. Это один из важных элементов харизматичного характера Эрдогана. “Лидер” в основном обращается к людям молитвами и стихами[vi].

Любовь к стихотворениям и в основном религиозное их содержание, однако, вызвали определенные трудности для Эрдогана. Еще будучи мэром Стамбула в своем выступлении в Сиирте (1997г.) Эрдоган прочёл поэму “Молитва солдата”, написанную Зией Гёкальпом во время Балканской войны, а в конце добавил одно четверостишье, которое носило исламисткий характер. Значение четверостишья заключалось примерно в следующем: “мечети будут нашими мечами, мусульмане — нашими солдатами, и мы достигнем наших целей”. Из-за этой речи Эрдоганбыл признан виновным в нарушении статьи 312 УК Турции “подстрекательство к насилию и религиозной или расовой ненависти”[vii] и приговорён к десятимесячному тюремному сроку.

Тот факт, что президент Эрдоган пользуется большой поддержкой в стране, также стало ясно после неудачной попытки государственного переворота в июле 2016 года.Одной из главных причин неудачи государственного переворота была быстрая мобилизация огромной массы людей, поддерживающих Эрдогана[viii].Эрдоган смог грамотно использовать весь потенциал своих лояльных сил с первых минут развития событий, призывая граждан занимать общественные территории и не позволять военным устанавливать свою власть в стране[ix].Власть выбрала девиз “встать на защиту демократии” для мобилизации людей, который имел успех.

16 апреля 2017 года в Турции состоялся Конституционный референдум, в котором за внесение поправок высказалось более 51,3% электората, а 48,3% — ответила нет[x]. Поправки предусматривали переход от парламентской республики к президентской. Уже 18 апреля Эрдоган заявил о проведении досрочных президентских выборов[xi]. Президентские и парламентские выборы[xii] прошли в Турции 24 июня 2018 года в условиях “чрезвычайного положения”[xiii] после попытки государственного переворота в 2016 году. Реджеп Тайип Эрдоган, выдвинутый партией “Справедливость и развитие” получил почти 53% голосов и был переизбран на пост президента[xiv].

Харизматическое лидерство, культ личности в Турции являются корневыми явлениями.Это также результат долгой истории турецкого народа в имперской системе.А после Ататюрка, турецкий народ постоянно ищет “отца”.

Автор: Анаит Карапетян   © Все права защищены.

Перевела: Ани Яхшибекян


Ссылки

[i] Խարիզմա բառի ստուգաբանություն/ ArmDik.com

http://www.armdict.com/dictionary/foreign-languages/%D4%BD%D4%B1%D5%90%D4%BB%D4%B6%D5%84%D4%B1

[ii] Վ. Գեղամյան, «Խարիզմատիկ առաջնորդություն»/ Բուն TV-26.10.2017

Խարիզմատիկ առաջնորդության դրսևորումներն արևելքում | Վարուժան Գեղամյան

[iii] Վ. Գեղամյան, «Սոցիալ-մշակութային դինամիկան Թուրքիայում Ի. Ինոնյուի նախագահության շրջանում», Սեղմագիր ⁄ ՀՀ Գիտությունների ազգային ակադեմիա, Արևելագիտության ինստիտուտ 2017⁄ էջ 3: http://etd. asj-oa.am/5916/4/Final-%D5%8D%D5%A5%D5%B2%D5%B4%D5%A1%D5%A3%D5%AB%D6%80.pdf

[iv] Վ. Գեղամյան, «Սոցիալ-մշակութային դինամիկան Թուրքիայում Ի. Ինոնյուի նախագահության շրջանում» Սեղմագիր ⁄ ՀՀ Գիտությունների ազգային ակադեմիա, Արևելագիտության ինստիտուտ 2017⁄ էջ 3: http://etd.asj-oa.am/5916/4/Final-%D5%8D%D5%A5%D5%B2%D5%B4%D5%A1%D5%A3%D5%AB%D6%80.pdf

[v] Վ. Գեղամյան,  ««Երկրորդ մարդը», Անձի պաշտամունքը և միջկուսակցական պայքարը Թուրքիայում, 1938-1950»:  ⁄  Արևելագիտության հարցեր, մաս 10-րդ, ԵՊՀ հրատ., 2015⁄ էջ 79:

http://publications.ysu.am/wp-content/uploads/2015/12/5Varujan_gexamyan.pdf

[vi] Վ. Գեղամյան, «Խարիզմատիկ առաջնորդություն»/Բուն TV-26.10.2017

Խարիզմատիկ առաջնորդության դրսևորումներն արևելքում | Վարուժան Գեղամյան

[vii]Վ. Գեղամյան,  ««Երկրորդ մարդը», Անձի պաշտամունքը և միջկուսակցական պայքարը Թուրքիայում», 1938-1950:  ⁄  Արևելագիտության հարցեր, մաս 10-րդ, ԵՊՀ հրատ., 2015⁄  էջ 94:

[viii] Վարուժան Գեղամյան, «Աթաթուրքի իսկական հետևորդը», Թուրքագիտական պորտալ:

[ix] Ռուբեն Մելքոնյան, «Թուրքիան ավտորիտարիզմի և սադրանքի զուգահեռականներում»:  ⁄«Անդին» գրական-մշակութային ամսագիր ⁄ 2016

http://andin. am/2016/05/19/%D5%A9%D5%B8%D6%82%D6%80%D6%84%D5%AB%D5%A1-%D5%A1%D5%BE%D5%BF%D5%B8%D6%80%D5%AB%D5%BF%D5%A1%D6%80%D5%AB%D5%A6%D5%B4%D5%AB-%D6%87-%D5%BD%D5%A1%D5%A4%D6%80%D5%A1%D5%B6%D6%84%D5%AB-%D5%A6%D5%B8%D6%82/

[x] Ռուբեն Մելքոնյան, «Թուրքիան ավտորիտարիզմի և սադրանքի զուգահեռականներում»:  ⁄«Անդին» գրական-մշակութային ամսագիր ⁄ 2016

http://andin.am/2016/05/19/%D5%A9%D5%B8%D6%82%D6%80%D6%84%D5%AB%D5%A1-%D5%A1%D5%BE%D5%BF%D5%B8%D6%80%D5%AB%D5%BF%D5%A1%D6%80%D5%AB%D5%A6%D5%B4%D5%AB-%D6%87-%D5%BD%D5%A1%D5%A4%D6%80%D5%A1%D5%B6%D6%84%D5%AB-%D5%A6%D5%B8%D6%82/

[xi] «Kasımpaşa Tüneli açılış Töreni»,« Türkie» թերթ, 27.01.2018 http://www.turkiyegazetesi.com.tr/ekonomi/539502.aspx

[xii]«Ով է Էրդողանը», «ՍիվիլՆեթ» լրատվականի «Թուրքիան ինչպես որ կա» հաղորդում, փորձագետ Ալին Օզինյանի հետ լրագրող Թաթուլ Հակոբյանի հարցազրույցը: 03.07.2014 https://www.youtube.com/watch?v=3fdQBPdGMHU&t=797s

[xiii] «Ով է Էրդողանը», «ՍիվիլՆեթ» լրատվականի «Թուրքիան ինչպես որ կա» հաղորդում, փորձագետ Ալին Օզինյանի հետ լրագրող Թաթուլ Հակոբյանի հարցազրույցը: 03. 07.2014 https://www.youtube.com/watch?v=3fdQBPdGMHU&t=797s

[xiv]«Imam Hatip okullarının sayısı arttı, öğrenci sayısı düştü», Sputnik Türkiye, 12.11.2017 https://tr.sputniknews.com/turkiye/201711121030965365-imam-hatip-okul-ogrenci-sayisi/

[xv]» Abbas welcomed at Turkish presidential palace by Erdogan and 16 warriors», The Guardian: 12.01. 2015

https://www.theguardian.com/world/2015/jan/12/abbas-erdogan-16-warriors-turkish-presidential-palace

[xvi]«Analysis: Erdogan’s «Ottoman» Ceremonial Welcome Of Abbas Reflects His Regional Ambitions»,The Tower, 01.13.15:

 http://www.thetower.org/1488-analysis-erdogans-ottoman-ceremonial-welcome-of-abbas-reflects-his-regional-ambitions/

[xvii] «Abbas welcomed at Turkish presidential palace by Erdogan and 16 warriors», The Guardian: 12.01.2015

https://www.theguardian.com/world/2015/jan/12/abbas-erdogan-16-warriors-turkish-presidential-palace

[xviii]  «Analysis: Erdogan’s «Ottoman» Ceremonial Welcome Of Abbas Reflects His Regional Ambitions»,The Tower, 01. 13.15:

http://www.thetower.org/1488-analysis-erdogans-ottoman-ceremonial-welcome-of-abbas-reflects-his-regional-ambitions/

[xix] «ekşisözlük» բառարան/16 türk devleti

https://eksisozluk.com/16-turk-devleti—1516791

[xx] Başbakan Recep Tayyip Erdoğan’dan Sarkozi’e Kanuni Sultan Süleyman’ın Mektubuyla Tavsiye/ Bilgisocialcom/https://www.youtube.com/watch?v=9ejXURM8nT4

[xxi] Başbakan Erdoğan:Biz Kanuni Sultan Süleyman’ın torunlarıyız/ Aktüel Gündem/https://www.youtube.com/watch?v=K9iI7_dmUhE

[xxii]Erdoğan’ın Kemalistleri Yerin Dibine Sokan ABDÜLHAMID konuşması/ SAVUNAN ADAM/https://www.youtube.com/watch?v=xtAobKqs0eA

[xxiii] Sabah./ CUMHURBAŞKANI ERDOĞAN:Abdulham¡d Han dünyanın son evrensel imparatordur.

https://www.sabah.com.tr/gundem/2018/02/11/cumhurbaskani-erdogan-abdulhamid-han-dunyanin-son-evrensel-imparatorudur

[xxiv] T.C. BAŞBAKANLIK YATIRIM DESTEK VE TANITIM AJANSI

http://www.invest.gov.tr/tr-TR/investmentguide/investorsguide/Pages/MacroEconomicIndicators. aspx

[xxv]Recep Tayyip Erdoğan Dua Șiiri/Koyun mu Dediniz?/ https://www.youtube.com/watch?v=FKsZGfLdWsQ

Recep Tayyip Erdoğan Șiir okudu herkes agladı/ emre bayram/https://www.youtube.com/watch?v=B2tm6k7Rez0&t=2s

RECEP TAYIIP ERDOĜAN EY OĜUL ȘIIRI/ Seçkin Reçber/  https://www.youtube.com/watch?v=M04x-h_T5ME

[xxvi] ‘’halkı din ve ırk farkı gözeterek kin ve düşmanlığa açıkça tahrik etmek’’

http://www.milliyet.com.tr/1998/04/22/siyaset/siy00.html

[xxvii] Վ. Գեղամյան, «Թուրքիայում կատարված հեղաշրջումը»/Թուրքագիտական պորտալ:

[xxviii] Վ. Գեղամյան, «Թուրքիայում կատարված հեղաշրջումը»/Թուրքագիտական պորտալ:

[xxix]Referanduma katılım oranı arttı/CNN TÜRK/16.04.2017

 https://www.cnnturk.com/turkiye/referandum-sonuclari-belli-oldu-iste-katilim-oranlari

[xxx]Erdoğan açıkladı…Erken seçim tarihi belli oldu/ Hürriyet/18.04.2018 http://www.hurriyet.com.tr/gundem/erdogandan-erken-secim-icin-son-dakika-aciklamasi-40809175

[xxxi] OHAL dün gece ilan edildi /Hürriyet/21. 07.2016

http://www.hurriyet.com.tr/gundem/son-dakika-haberi-tum-ulkede-ohal-ilan-edildi-40156536

[xxxii] Turkey election: Erdogan wins re-election as president/CNN/ 25.07.2018

https://www.bbc.com/news/world-europe-44596072

[xxxiii] Տե´ս նախորդը:


Литература

  1. Կարինե Սահակյան, «Քաղաքական հոգեբանության ուրվագծեր»:
  2. Վ. Գեղամյան, ««Երկրորդ մարդը», Անձի պաշտամունքը և միջկուսակցական պայքարը Թուրքիայում» 1938-1950, Թուրքագիտական պորտալ(վերջին այցելություն`10.08.18):
  3. Վ. Գեղամյան, «Աթաթուրքի իսկական հետևորդը», Թուրքագիտական պորտալ (վերջին այցելություն`10.08.18):
  4. Վ. Գեղամյան, «Սոցիալ-մշակութային դինամիկան Թուրքիայում Ի. Ինոնյուի նախագահության շրջանում» Սեղմագիր ⁄ ՀՀ Գիտությունների ազգային ակադեմիա, Արևելագիտության ինստիտուտ, 2017:
  1. Վ. Գեղամյան, «Խարիզմատիկ առաջնորդություն», Բուն TV:
  2. Վ. Գեղամյան, «Թուրքիայում կատարված հեղաշրջումը»/Թուրքագիտական պորտալ (վերջին այցելություն`10.08.18):
  3. http://psyfactor.org/lib/polit.htm
  4. http://andin.am/2016/05/19/%D5%A9%D5%B8%D6%82%D6%80%D6%84%D5%AB%D5%A1-%D5%A1%D5%BE%D5%BF%D5%B8%D6%80%D5%AB%D5%BF%D5%A1%D6%80%D5%AB%D5%A6%D5%B4%D5%AB-%D6%87-%D5%BD%D5%A1%D5%A4%D6%80%D5%A1%D5%B6%D6%84%D5%AB-%D5%A6%D5%B8%D6%82/
  5. http://www.turkiyegazetesi.com.tr/ekonomi/539502.aspx

10.https://www.youtube.com/watch?v=3fdQBPdGMHU&t=797s


Харизматическое лидерство: взвешивание плюсов и минусов — PON

Когда-то харизматическое лидерство считалось панацеей от всех проблем организаций. Но недавние исследования и теории указывают на потенциальные недостатки назначения харизматичного лидера во главе.

Автор Кэти Шонк — / Навыки лидерства

Джек Уэлч. Ли Якокка. Рональд Рейган. Стив Джобс. Сэм Уолтон.

Эти выдающиеся лидеры 1980-х годов олицетворяли стиль лидерства, который в то время считался весьма желательным и эффективным: харизматическое лидерство.

Тенденции лидерства растут и угасают, а харизматическое лидерство в последнее время отошло на второй план по сравнению с менее иерархическими и патерналистскими стилями лидерства, такими как лидерство с участием и фасилитативное лидерство . Но пока харизматичные лидеры, такие как Илон Маск и Дональд Трамп, продолжают удерживать власть и стремиться к ней, преимущества и недостатки харизматического лидерства заслуживают внимания.

Что такое харизматическое лидерство?

В своей книге 1947 года « Теория социальной и экономической организации » немецкий социолог Макс Вебер определил харизму как «дар», благодаря которому к человеку «относятся как к лидеру» на основании его восприятия «сверхъестественного, сверхчеловеческого или, по крайней мере, особенно исключительные способности или качества», которые «не доступны обычному человеку».

В 1970-х годах специалист по менеджменту Роберт Хаус разработал свою теорию харизматического лидерства, которая описывает лидеров, которые «в силу своих личных способностей способны оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей». Эти эффекты, писал он, включают в себя «управление верностью и преданностью» и «побуждение последователей принять и выполнить волю лидера без колебаний, вопросов или учета собственных интересов». Харизматических лидеров, как писал Хаус, часто призывают «нарушить установленный порядок» и добиться «серьезных социальных изменений».

В ранних работах о харизматическом лидерстве, как отмечал Хаус, харизматический лидер описывался как вызывающий у последователей эмоциональную реакцию, которая вдохновляет их «с энтузиазмом проявлять беспрекословное послушание, лояльность, приверженность и преданность лидеру и делу, которое этот лидер представляет». Считалось, что благодаря своей уверенности в себе харизматические лидеры мотивируют последователей более уверенно добиваться целей организации.

Обратная сторона харизматического лидерства

К 1996 году харизматическое лидерство стало «преобладающей парадигмой в теории и исследованиях организационного лидерства», — писал исследователь Алабамского университета Дж. Брайан Фуллер и его соавторы в исследовательском обзоре по этой теме для Psychological Reports . Но хотя все, кажется, узнают харизму, когда видят ее, «неоднозначность явления и сложность его измерения мешали исследователям твердо понять его», — писали они.

В результате подводные камни харизматического лидерства могли быть упущены из виду. Неофициальные данные от бизнеса, правительства и других организаций свидетельствуют о том, что харизматическое лидерство может спровоцировать как лучшее, так и худшее в человечестве. Мартин Лютер Кинг-младший, например, использовал свою харизму, чтобы побудить своих последователей добиваться необходимых социальных изменений, в то время как Адольф Гитлер использовал свою харизму, чтобы побудить своих последователей делать других козлами отпущения и совершать злодеяния.

Поскольку харизма коренится в эмоциональном манипулировании, она может привести к тому, что последователи откажутся от рационального мышления и некритически воспримут идеи, пишет организационный психолог Томас Чаморро-Премузик в статье журнала Harvard Business Review 2012 года . Кроме того, пишет он, харизматические лидеры, как правило, становятся «зависимыми» от безоговорочного одобрения своих последователей, что искажает их суждения и отвлекает их от своих целей. Последователи, в свою очередь, «подсаживаются на харизму лидера». Результатом является «взаимная зависимость», которая приводит обе стороны к «искажению реальности», по словам Чаморро-Премузика.

Эффективно ли харизматическое лидерство?

В 2017 году Жасмин Вергауве из Гентского университета и ее коллеги попытались количественно оценить общую эффективность харизматического лидерства, проведя три исследования с участием в общей сложности 800 бизнес-лидеров и примерно 7500 их начальников, коллег и подчиненных. В одном исследовании они дали руководителям оценку личности, в которой измерялись четыре показателя харизмы (а именно, насколько они были смелыми, яркими, озорными и изобретательными). Исследователи обнаружили, что те, кто показал себя более харизматичным, также воспринимались как очень харизматичные своими подчиненными.

Во втором исследовании оценивалась харизма лидеров, а их коллеги оценивали их общую эффективность по 10-балльной шкале. «По мере роста харизмы росла и воспринимаемая эффективность, но только до определенного момента», — пишут Вергауве и ее команда в Harvard Business Review . Когда лидеры набирали харизму выше 60-го процентиля (чуть выше среднего для работающего взрослого населения в целом), их эффективность начинала снижаться в глазах их подчиненных, коллег и начальников. (Возможно, неудивительно, что чем более харизматичными были лидеры, тем выше они оценивали собственную эффективность.)

В третьем исследовании исследователи обнаружили, что очень харизматичные лидеры были амбициозны в стратегическом плане, но с трудом реализовывали свое видение из-за трудностей в управлении повседневными операциями. Обратное верно для тех, кто менее харизматичен: они могут быть компетентны в исполнении, но не тратят достаточно времени на долгосрочное планирование и продвижение инноваций.

Итоги харизматического лидерства

Харизма лидера может быть связана с инновациями и прорывами. Тем не менее очень харизматичные лидеры склонны к самоуверенности; эксцентриситет; и поиск внимания, манипулятивное поведение, заключают Вергауве и его коллеги. По их мнению, коучинг, обучение и отзывы коллег могут помочь этим лидерам более точно оценить свои сильные и слабые стороны.

Тем временем

Чаморро-Премузик советует организациям избегать «ловушки харизмы», выбирая лидеров на основе беспристрастных инструментов оценки и учитывая «скрытый талант» — тех, кто не может самовыдвигать себя на руководящие роли.

Какие плюсы и/или минусы харизматического лидерства вы заметили на работе?

Похожие сообщения

Теги: харизматическое лидерство, Обратная связь, Гарвардский бизнес, организационное лидерство, лидерство с участием, патерналистское лидерство, Социальные

Харизматическое лидерство 101: преимущества, недостатки и различия

Когда вам нужно убедить людей, преодолеть сопротивление или вдохновить на действие, есть один стиль лидерства, который выделяется среди остальных: харизматическое лидерство.

Харизматичные лидеры очаровательны, влиятельны, динамичны, уверены в себе и убедительны. Они заставляют своих сотрудников, руководителей, коллег и клиентов чувствовать, что поставленная цель достижима, даже если они сталкиваются с битвой вверх.

Хотя это может и не быть вашим доминирующим стилем лидерства, каждый лидер может чему-то научиться, а иногда и использовать харизматический стиль лидерства. Вот почему в следующей статье дается определение харизматического лидерства, преимущества и недостатки этого стиля, а также краткое сравнение его с другими распространенными стилями лидерства.

 

 

Что такое харизматическое лидерство?

По определению, харизматический стиль лидерства использует вербальную и невербальную коммуникацию, чтобы очаровать, повлиять и убедить других помочь им выполнить свой мандат или увидеть вещи такими, какие они есть. Этот тип лидера заставляет окружающих верить, что они могут достичь любой цели или вехи, даже перед лицом невзгод. Они делают это, демонстрируя позитивное отношение, проявляя сочувствие, рассказывая истории, используя юмор, читая людей и работая в комнате.

 

Каковы преимущества харизматического лидерства?

Лидеру может быть очень полезно обладать харизмой, позволяющей влиять на окружающих и убеждать их. На самом деле, согласно исследованиям, вот преимущества харизматического стиля руководства:

  • Улучшение чувства принадлежности благодаря связям харизматических лидеров с другими (издательство Кембриджского университета)
  • Улучшение командной работы и сотрудничества в результате сильных коммуникативных навыков харизматичных лидеров и их чувствительности к своим сотрудникам и среде, в которой они работают (Журнал лидерства и организационного развития)
  • Заставляет людей сильнее идентифицировать себя со своей командой, что приводит к повышению вовлеченности в работу, удовлетворенности работой и производительности (International Journal of Psychology)
  •  

    Каковы недостатки харизматического лидерства?

    Если вы собираетесь использовать харизматический стиль лидерства, важно помнить о его потенциальных недостатках. Во-первых, было обнаружено, что сотрудники, возглавляемые харизматическими лидерами, иногда ведут себя неэтично, чтобы соответствовать высоким стандартам своего лидера. Во-вторых, Гарвард отмечает, что, поскольку «харизма коренится в эмоциональном манипулировании, она может привести последователей к отказу от рационального мышления и некритическому восприятию идей».

     

    Чем харизматическое лидерство отличается от других стилей лидерства?

    Учитывая, сколько существует стилей лидерства, часто возникает некоторая путаница в отношении того, чем один отличается от другого. Чтобы помочь развеять эту путаницу, вот обзор различий между харизматическим лидерством и трансформационным стилем лидерства, стилем служения, видения и подлинного лидерства.

     

    Харизматическое лидерство и трансформационное лидерство

    Разница между харизматическим и трансформационным лидерством может быть неясна на первый взгляд, учитывая, что оба полагаются на сильные коммуникативные навыки, эмпатию и способность устанавливать прочные связи с теми, с кем они работают. с. Однако принципиальное отличие состоит в том, что трансформационные лидеры используют это для продвижения видения отдела/организации, в то время как харизматичный лидер может использовать это для продвижения своей собственной повестки дня.

     

    Харизматическое лидерство против лидерства-слуги

    Как следует из названия «лидерство-слуга», этот стиль лидерства заключается в служении другим. Институт корпоративных финансов заявляет, что «[эти] лидеры стремятся служить своей команде и организации в первую очередь, а не личным целям. Это бескорыстный стиль лидерства, при котором лидер обладает естественным чувством служить во имя общего блага». В этом его отличие от харизматического лидерства. В отличие от лидера-слуги, харизматичный лидер может иногда использовать свое обаяние, убеждение и связи для продвижения своих личных целей.

     

    Харизматическое лидерство против дальновидного лидерства

    В то время как харизматический стиль лидерства полагается на свою харизму, чтобы влиять на других и убеждать их помочь им в достижении их мандата, дальновидный стиль лидерства делает это, формулируя видение.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts