Хорни карен социокультурная теория личности: Карен Хорни: Социокультурная теория личности

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер
Теории личности

Основные положения, исследования и применение
(Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)

Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии.

Содержание
Предисловие к русскому изданию

Об авторах

Предисловие

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Теории личности

Компоненты теории личности

Критерии оценки теории личности

Основные положения, касающиеся природы человека

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Метод анамнеза

Корреляционный метод

Экспериментальный метод

Оценка личности

Типы методов оценки

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности

Биографический очерк

Психоанализ: основные концепции и принципы

Инстинкты — движущая сила поведения

Развитие личности: психосексуальные стадии

Природа тревоги

Основные положения Фрейда относительно природы человека

Эмпирическая валидизация психодинамических концепций

Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности

Биографический очерк

Основные тезисы индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

Основные положения Адлера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии

Приложение: невроз и его лечение

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Биографический очерк

Аналитическая психология: основные концепции и принципы

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Эрик Эриксон: эго — теория личности

Биографический очерк

Эго-психология: результат развития психоанализа

Эпигенетический принцип

Развитие личности: психосоциальные стадии

Основные положения Эриксона относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории

Применение: американские подростки, или «кто я такой?»

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Биографический очерк

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Биографический очерк

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности

Биографический очерк

Что такое личность

Концепция черты личности

Проприум: развитие самости

Функциональная автономия: прошлое — это прошлое

Зрелая личность

Основные положения Олпорта относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности

Применение: изучение ценностей

Подход к личности с позиции факторного анализа

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности

Биографический очерк

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Ганс Айзенк: теория типов личности

Биографический очерк

Основные концепции и принципы теории типов личности

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения

Биографический очерк

Подход Скиннера к психологии

Респондентное и оперантное поведение

Основные положения Скиннера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения

Применение: лечение, основанное на оперантном научении

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

Биографический очерк

Основные принципы социально-когнитивной теории

Научение через моделирование

Подкрепление в научении через наблюдение

Основные положения Бандуры относительно природы человека

Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории

Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение

Джулиан Роттер: теория социального научения

Биографический очерк

Теория социального научения: основные концепции и принципы

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли

Джордж Келли: когнитивная теория личности

Биографический очерк

Основы когнитивной теории

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы

Основной постулат и некоторые выводы из него

Основные положения Келли относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Биографический очерк

Основные принципы гуманистической психологии

Мотивация: иерархия потребностей

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Основные положения Маслоу относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории

Применение: характеристики самоактуализирующихся людей

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

Биографический очерк

Точка зрения Роджерса на природу человека

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Феноменологическая позиция Роджерса

Я-концепция: «все-таки кто я?»

Полноценно функционирующий человек

Основные положения Роджерса относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории

Применение: терапия, центрированная на человеке

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 12. Психология личности: новые направления

Основные положения в ретроспективе

Оценка теорий личности

Наступление эры персонологии

Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13.

00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Скачать 4,34 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Социокультурная теория личности Карен Хорни

  1. Файлы
  2. org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Академическая и специальная литература
  3. Психологические дисциплины
  4. Общая психология

Общая психология

  • Классика общей психологии

  • Общая психология (теория)

  • Основы психологии и педагогики

  • Популярно об общей психологии

  • Практикум по общей психологии

  • Психические процессы

  • Психические свойства

  • Психические состояния

  • Психологическая танатология

  • Психология времени (хронопсихология)

  • Психология юмора и смеха

  • Самосознание

  • Сознание и подсознание

  • Хрестоматии по общей психологии

  • Эволюционная психология

Психологические дисциплины

  • Акмеология

  • Введение в профессию «Психолог»

  • Военная психология и педагогика

  • Гендерная психология

  • Гуманистическая психология

  • Дифференциальная психология

  • Зоопсихология и сравнительная психология

  • История психологии

  • Клиническая психология

  • Когнитивная психология

  • Матметоды и моделирование в психологии

  • Методология и методы психологического исследования

  • Нейролингвистическое программирование (НЛП)

  • Нейропсихология

  • Общая психология

  • Парапсихология

  • Педагогическая психология

  • Перинатальная психология

  • Периодика по психологии

  • Позитивная психология

  • Политическая психология

  • Поп-психология

  • Практическая психология

  • Психогенетика

  • Психодиагностика

  • Психокоррекция

  • Психологическое консультирование

  • Психология агрессии

  • Психология адаптации

  • Психология влияния и манипулирования

  • Психология девиантного поведения

  • Психология здоровья

  • Психология лидерства

  • Психология личности

  • Психология мышления и интеллекта

  • Психология общения

  • Психология развития и возрастная психология

  • Психология рекламы

  • Психология религии

  • Психология спорта

  • Психология стресса

  • Психология суицида

  • Психология творчества

  • Психология труда

  • Психология управления

  • Психосемантика

  • Психосоматика

  • Психотерапия

  • Психофизиология

  • Сексология и сексопатология

  • Семейная психология

  • Социальная психология

  • Специальная психология

  • Трансперсональная психология

  • Характерология

  • Экзистенциальная психология

  • Экологическая психология

  • Экономическая психология

  • Экспериментальная психология

  • Экстремальная психология

  • Энциклопедии, словари, справочники

  • Этническая психология

  • Юридическая психология

Реферат

  • формат doc
  • размер 30,93 КБ
  • добавлен 11 января 2013 г.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. NB: Психология и психотехника
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Актуальные проблемы психологического знания
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Белорусский психологический журнал / Психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Петербургский психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми загальної та педагогічної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми сучасної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психологический журнал (РАН)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Российский психологический журнал

Глава 9, часть 1: Карен Хорни – PSY321 Текст курса: Теории личности

Карен Хорни стоит особняком как единственная женщина, признанная достойной отдельной главы во многих учебниках по личности, и значение ее работы, безусловно, заслуживает этой чести. Однако она не сосредоточила всю свою карьеру на женской психологии. Хорни пришел к выводу, что культура важнее пола в определении различий между мужчинами и женщинами. После опровержения некоторых теорий Фрейда о женщинах Хорни переключила свое внимание на развитие базовой тревожности у детей, стили межличностных отношений на протяжении всей жизни и интрапсихические конфликты, которые определяют нашу личность и нашу личную приспособленность.

Источник изображения: Исмаил0747. (2016, 3 апреля). Фрейдхорни. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Freudhorney.jpg. Лицензия CC-BY-SA-4.0.

На личном уровне Хорни была сложной женщиной. Джек Рубинс, знавший Хорни в последние несколько лет ее жизни, взял интервью у многих людей, знавших ее, и пришел к противоречивым мнениям:

Ее по-разному описывали как хрупкую и могущественную, как открытую, так и сдержанную, как теплую, так и сдержанную, как близкую, так и отстраненную, как лидера, так и нуждающегося в руководстве, как робкую и грозную, как простую, так и глубокую. Из этих характеристик складывается впечатление, что она была личностью не только сложной, но и изменчивой и постоянно меняющейся. Она смогла охватить и объединить, хотя и с трудом, множество различных взглядов и черт… (стр. 13; Рубинс, 1972)

Карен Клементина Теодор Даниэльссен родился 16 сентября 1885 года в Гамбурге, Германия. Ее отец был норвежцем по происхождению, но стал гражданином Германии. Успешный моряк, он стал капитаном собственного корабля, и его семья сопровождала его в нескольких плаваниях, включая поездки вокруг мыса Горн, вдоль западного побережья Южной Америки и на север до Сан-Диего в Соединенных Штатах. Состояния. Эти поездки пробудили в молодой Карен Хорни пожизненный интерес к путешествиям, иностранным обычаям и разнообразию. Хотя ее отец был суровым и репрессивным человеком, ее мать, которая была голландкой и была на 17 лет моложе отца Хорни, была динамичной, умной и красивой женщиной, которая содержала очень счастливый дом для детей (Келман, 19 лет). 71; Рубинс, 1972, 1978).

С раннего детства Хорни любил читать, учиться и ходить в школу. Ее особенно интересовали романы Карла Мэя, который часто писал о коренных американцах, и Хорни играла во многие игры, в которых она изображала из себя индейца (обычно вождя Виннету, вымышленного персонажа из романов Мэя). Ее отец считал, что образование предназначено только для мужчин, но ее мать поощряла обучение Хорни и тем самым подавала пример независимости, который сильно повлиял на жизнь и карьеру Хорни. Хорни следовал традиционному образованию того времени, охватывающему естественные науки, математику, французский, латынь, английский и гуманитарные науки. Она также брала специальные уроки речи и какое-то время очень интересовалась танцами, драмой и театром. Несмотря на сложную учебную программу, она была отличницей и часто занимала первое место в классе. Под впечатлением от дружелюбного сельского врача, когда ей было 12 лет, она решила продолжить карьеру в медицине. Когда в возрасте двадцати лет она поступила в колледж Фрайбургского университета в Брайсгау, ее мать устроила ее и позаботилась о ней. Вскоре Хорни подружился с Идой Гроте, которая переехала к Хорни и ее матери, чтобы компенсировать расходы на обучение в колледже. В 1906 октября Хорни также познакомилась со своим будущим мужем Оскаром Хорни (Келман, 1971; Рубинс, 1972, 1978).

В течение следующих нескольких лет Хорни начала свое медицинское образование в Геттингенском университете, а затем перевелась в Берлинский университет, где в 1911 году получила медицинскую степень. В 1909 году она вышла замуж за Оскара Хорни, которого описывали как высокий, стройный, красивый мужчина, блестящий мыслитель, одаренный организатор, обладающий большой физической и эмоциональной силой. Он также учился в Берлинском университете, где в конечном итоге получил докторскую степень в области права, экономики и политических наук. Вскоре у них родились три дочери: Бригитта, Марианна и Рената (в возрасте 19 лет).11 и 1915). И Карен, и Оскар Хорни добились успеха в карьере в начале своего брака. Он работал юристом в военной компании, и у него было очень хорошее финансовое положение. Она активно развивала свою медицинскую карьеру, но ей приходилось работать гораздо усерднее из-за сохраняющейся в то время дискриминации женщин. Тем не менее, семья проводила время вместе по выходным, когда семья ее брата часто приезжала в гости, и во время семейных каникул. Тем не менее за эти годы Хорни разошлись. В 1923 года, во время беспорядков, последовавших за Первой мировой войной, инвестиции Оскара рухнули, и в конце концов он обанкротился. Год спустя он заболел тяжелым менингоэнцефалитом и провел 8 месяцев в критическом состоянии. Эти события коренным образом изменили его личность, он стал сломленным и подавленным человеком. В 1926 году Карен и Оскар расстались и больше никогда не сошлись. Однако только в 1939 году Карен Хорни официально развелась со своим мужем (Kelman, 1971; Rubins, 1972, 1978).

Для карьеры Карен Хорни годы в Берлине были важными и продуктивными. Она начала заниматься психоанализом у Карла Абрахама, а позже ее на короткое время также проанализировал Ганс Сакс. Авраам назначил ее инструктором Берлинской психоаналитической поликлиники в 1919 г.19, и привлек к ней внимание Зигмунда Фрейда (с высокой похвалой). Она познакомилась со многими кандидатами на психоаналитическое обучение, а также подружилась со многими из них, включая Мелани Кляйн, Вильгельма Райха и Эриха Фромма. У нее также было много друзей за пределами психоаналитических кругов, в том числе экзистенциальный теолог Пол Тиллих и невролог Курт Гольдштейн (который ввел термин самоактуализация). Психоаналитическая сцена в Берлине была активной и динамичной, и Хорни была в центре всего этого, никогда не стесняясь выражать свои собственные идеи и различные мнения. Одним из таких вопросов была подготовка непрофессиональных аналитиков (психологов, а не психиатров). Она выступала за то, чтобы обучение проводилось в исследовательских целях, но явно выступала за медицинское обучение для тех, кто действительно будет практиковать терапевтический психоанализ. В конечном итоге это привело к конфликту между Хорни и ее близким другом Эрихом Фроммом. Несмотря на многие благоприятные обстоятельства в Берлине того времени, в начале 1930-х годов был избран Гитлер и начался нацистский режим. Хотя Хорни не был евреем, психоанализ считался «еврейской» наукой. Поэтому, когда Франц Александер, которого попросили приехать в Чикаго, чтобы основать новый институт психоаналитической подготовки, предложил ей стать заместителем директора только что созданного Чикагского института психоанализа, она согласилась (Kelman, 1971; Rubins, 1972, 1978). ). Однако этот драматический поворот событий в ее жизни произошел не случайно. Сначала Александер попросил Элен Дойч, одну из первых женщин, присоединившихся к психоаналитической группе Фрейда (см. Sayers, 19).91), но в то время Дойча это не интересовало. Таким образом, Хорни была вторым кандидатом на должность, которая привела ее в Америку на всю оставшуюся жизнь (Kelman, 1971; Rubins, 1972, 1978).

Однако однажды в Чикаго ее теоретические разногласия с Александром стали явным источником разногласий. Александер, в отличие от Хорни, не хотел отбрасывать важные элементы первоначальных теорий Фрейда. Итак, всего два года спустя, в 1934 году, Хорни переехал в Нью-Йорк и поступил на работу в Нью-Йоркский психоаналитический институт. В Нью-Йорк также приехало несколько ее друзей из Берлина, в том числе Эрих Фромм, Пауль Тиллих и Вильгельм Райх. Вскоре она познакомилась с Гарри Стэком Салливаном и Кларой Томпсон, когда они открывали свой новый учебный институт в Нью-Йорке. Она также начала преподавать в Новой школе социальных исследований и Американском институте психоанализа. Ее частная практика неуклонно росла, и Элвин Джонсон, президент Новой школы (как ее обычно называют), познакомил ее с У. В. Нортоном, который основал известное издательство, выпускавшее все книги Хорни. Ее первая книга называлась «Невротическая личность нашего времени» (1937), за которой последовали, пожалуй, две ее самые радикальные книги: «Новые пути в психоанализе» (1939) и «Самоанализ» (1942). Хорни использовала новые методы психоанализа и самоанализа отчасти из-за своей неудовлетворенности собственными результатами как пациента, так и психоаналитика. Позже она опубликовала «Наши внутренние конфликты» (1945), «Вы думаете о психоанализе» (1946) и «Невроз и человеческий рост: борьба за самореализацию» (1950). После ее смерти Гарольд Кельман (который был и другом, и коллегой) собрал воедино ряд ее ранних работ по женской психологии (Кельман, 19 лет).67), и в качестве особой дани Дуглас Ингрэм опубликовал стенограммы ее заключительных лекций, прочитанных во время класса, который она читала осенью 1952 года (Ingram, 1987).

В течение 1930-х и 1940-х годов личная жизнь Хорни была бурной общественной жизнью. Она часто принимала гостей, часто сама готовила, а когда в ее собственном доме царил беспорядок, она устраивала вечеринку в доме подруги. Она часто покупала и продавала загородные дома, в том числе тот, где какое-то время останавливался Оскар Хорни, и часто путешествовала. Ей нравилось играть в карты, и она так хотела выиграть, что иногда жульничала. Когда ее ловили, она открыто признавалась в этом, смеялась и говорила, что ее противники должны были остановить ее раньше. Иногда она собирала друзей и громко пела немецкие песни в память об их родине (Кельман, 19 лет).71; Рубинс, 1972, 1978).

Однако на работе в психоаналитических обществах существовала постоянная напряженность в отношении теоретических и политических вопросов. В 1941 году Нью-Йоркский психоаналитический институт проголосовал за то, чтобы дисквалифицировать Хорни как обучающего аналитика из-за ее, казалось бы, радикальных идей о психоаналитических методах. Однако половина общества не голосовала, и вскоре они ушли, чтобы сформировать новый институт. Сразу после голосования Хорни ушла, а за ней последовала группа аналитиков во главе с Кларой Томпсон. В том же месяце двадцать аналитиков присоединились к Хорни в создании Ассоциации развития психоанализа, и Хорни попросили стать деканом их вскоре созданного Американского института психоанализа. Когда Томпсон предложил предоставить Салливану почетное членство, а Хорни рекомендовал то же самое для Фромма, Фромм отказался, потому что он не собирался быть признанным клиническим психоаналитиком. Возникшие разногласия привели к пересмотру комитетом, который проголосовал против членства Фромма. Среди прочих общество покинули Фромм, Томпсон и Салливан. Были и другие политические битвы, и Хорни постоянно разрывалась между своими профессиональными убеждениями, потребностью контролировать направление общества и института и своей личной дружбой с вовлеченными людьми. Хотя у нее были твердые убеждения (например, противодействие терапевтическому психоанализу со стороны непрофессиональных аналитиков, таких как Фромм), она, тем не менее, поощряла оспаривание оригинальных теорий, разработанных Фрейдом, а также своих собственных теорий.

К 1950 году Хорни, казалось, чувствовал себя одиноким и изолированным. Возможно, сказались политические и теоретические баталии, или, возможно, это были ее натянутые отношения с дочерьми (они никогда не были по-настоящему близки), или, возможно, это было начало рака, который в конце концов унесет ее жизнь. Хотя Хорни не советовалась со своим врачом по поводу болей в животе, которые она испытывала (таким образом, она не знала, что у нее рак), у нее действительно начали развиваться сильные духовные интересы. Время от времени она посещала проповеди Тиллиха в церкви св. Иоанна Богослова, хотя, казалось, больше интересовалась философскими и этическими аспектами религии, чем духовными аспектами. У нее была копия «Вечной философии» Олдоса Хаксли (1945/2004) у ее постели более года, ежедневно читая интерпретации Хаксли восточных и западных мистиков. Несколькими годами ранее она познакомилась с Д. Т. Судзуки и особенно заинтересовалась дзэн. В 1951 году Сузуки возглавил Хорни в поездке в Японию, где она посетила ряд дзенских храмов и провела длительные беседы с дзенскими монахами. Хотя она казалась более заинтересованной в практических аспектах изучения дзэн, она, тем не менее, пыталась поместить принципы дзэн в понятный ей контекст (например, приравнивая просветление к самореализации; Рубинс, 19).72, 1978). В конце 1952 года ее рак стал настолько запущенным, что она, наконец, обратилась за медицинской помощью. Однако было слишком поздно. 4 декабря 1952 года она мирно скончалась в окружении дочерей.

Карьера Карен Хорни пересекалась со многими областями психологии, относящимися как к прошлому, так и к будущему. Одна из первых женщин, обученных психоанализу, она первой бросила вызов взглядам Фрейда на женщин. Однако она не пыталась отвергнуть его влияние, а скорее чувствовала, что чтит его, опираясь на его достижения. Самым значительным изменением, которое, по ее мнению, необходимо было сделать, был переход от биологической/медицинской модели Фрейда к модели, в которой культурные факторы рассматривались как минимум столь же важные. Действительно, она бросила вызов фундаментальному убеждению Фрейда о том, что тревога следует за биологическими импульсами, и вместо этого предположила, что наше поведение адаптируется к фундаментальной тревоге, связанной с простым стремлением к выживанию, и к культурным детерминантам ненормальных, провоцирующих тревогу ситуаций.

Хорни также сыграл важную роль в развитии психодинамической теории и психоанализа в Америке. Она помогла основать психоаналитические общества и учебные заведения в Чикаго и Нью-Йорке. Она была другом и коллегой многих влиятельных психоаналитиков, в том числе Гарри Стэка Салливана и Эриха Фромма. Она поощряла кросс-культурные исследования и практику собственным примером, не только цитируя работы антропологов и социологов, но и своим личным интересом и поддержкой изучения дзен-буддизма.

Хотя сама Хорни отказалась от изучения женской психологии, предположив вместо этого, что она отражает культурный эффект женщин как угнетенной группы меньшинства, ее последующий акцент на важности отношений и межличностных психодинамических процессов заложил основу для более поздних теорий женской психологии. (например, реляционно-культурная модель). Таким образом, ее влияние ощущается достаточно сильно и сегодня.

Дополнительные материалы

Психоаналитическая женская психология Карен Хорни

В этом видео [3:52] доктор Энн-Мари Нил, профессор консультирования и психологии Высшей теологической организации, представляет краткий обзор работы Карен Хорни.

Источник: https://youtu.be/EjkXkzsZAHw

Ссылки

Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Выпускник теологического фонда. (2013, 3 декабря). Психоаналитическая женская психология Карен Хорни. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/EjkXkzsZAHw. Стандартная лицензия YouTube.

Karen Horney Concepts In Psychology

Карен Хорни

 

Карен Хорни, урожденная Даниэльсен (16 сентября 1885 — 4 декабря 1952), немецко-американский психоаналитик. Ее теории подвергли сомнению некоторые традиционные взгляды Фрейда, особенно его теорию сексуальности, а также инстинктивную ориентацию психоанализа и его генетическую психологию. Таким образом, ее часто называют неофрейдисткой.

 

Карьера и работа

В 1920 году Хорни заняла должность в Институте психоанализа в Берлине, где несколько лет читала лекции по психоанализу. Она также преподавала в Новой школе в Нью-Йорке. Карл Абрахам, корреспондент Зигмунда Фрейда, считал Карен Хорни широко одаренным аналитиком и учителем психоанализа.

К 1923 году фирма Оскара Хорни стала неплатежеспособной, и вскоре после этого у Оскара развился менингит. Оскар быстро стал озлобленным, угрюмым и спорщиком. Тоже было в 1923, что брат Карен умер от легочной инфекции. Оба эти события способствовали ухудшению психического здоровья Карен. Она вошла во второе состояние глубокой депрессии; она уплыла в море во время отпуска и подумывала о самоубийстве. В 1926 году Карен и три ее дочери переехали из дома Оскара. Четыре года спустя они иммигрировали в Соединенные Штаты, в конце концов обосновавшись в Бруклине. Бруклин был домом для большого интеллектуального сообщества; отчасти это было связано с большим притоком еврейских беженцев из Европы, особенно из Германии. Именно в Бруклине Карен подружилась с такими учеными, как Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан, в какой-то момент завязав с первым интимные отношения, которые закончились горько.

Хорни быстро взялась за дело. Ее первая карьера в Соединенных Штатах была заместителем директора Чикагского института психоанализа. Живя в Бруклине, Хорни разработала и развила свои сложные теории о неврозах и личности, основанные на опыте, полученном в результате работы в психотерапии. В 1937 г. она опубликовала книгу «Невротическая личность нашего времени», которая имела широкий круг читателей. К 1941 году Хорни был деканом Американского института психоанализа, учебного заведения для тех, кто интересовался собственной организацией Хорни, Ассоциацией развития психоанализа. Хорни основал эту организацию, будучи неудовлетворенным в целом строгим, ортодоксальным характером психоаналитического сообщества.

Отклонение Хорни от фрейдистской психологии привело к тому, что она уволилась со своего поста, и вскоре она начала преподавать в Нью-Йоркском медицинском колледже. Она также основала журнал под названием «Американский журнал психоанализа». Она преподавала в Нью-Йоркском медицинском колледже и продолжала работать психиатром до своей смерти в 1952 году. Ее обширный интерес к этому предмету привел ее к составлению подробной теории невроза с данными ее пациентов. Хорни считал, что невроз — это непрерывный процесс, при этом неврозы обычно возникают спорадически в течение жизни. Это противоречило мнению ее современников, которые считали невроз, как и более тяжелые психические состояния, негативным нарушением психики в ответ на внешние раздражители, такие как тяжелая утрата, развод или негативные переживания в детстве и подростковом возрасте.

Хорни считал эти предположения менее важными, за исключением влияний в детстве. Скорее, она делала значительный акцент на безразличии родителей к ребенку, считая, что детское восприятие событий, в отличие от намерений родителя, является ключом к пониманию невроза человека. Например, ребенку может не хватать тепла и привязанности, если родитель высмеивает его чувства. Родитель также может небрежно пренебрегать выполнением обещаний, что, в свою очередь, может пагубно сказаться на психическом состоянии ребенка.

Исходя из своего опыта работы психиатром, Хорни назвала десять паттернов невротических потребностей. Эти десять потребностей основаны на вещах, которые, по ее мнению, необходимы всем людям для достижения успеха в жизни. Хорни несколько модифицировала эти потребности, чтобы они соответствовали тому, что, по ее мнению, было неврозом индивидуума. Невротик теоретически может демонстрировать все эти потребности, хотя на практике их должно быть гораздо меньше, чем приведенные здесь десять, чтобы человека можно было считать невротиком. Хорни выделила десять потребностей (классифицированных в соответствии с ее так называемыми копинг-стратегиями):0003

 

Движение к людям

  • Потребность в привязанности и одобрении; радовать других и нравиться им.
  • Потребность в партнере; тот, кого они могут любить и кто решит все проблемы.

Движение против людей

  • Потребность во власти; способность подавлять волю и добиваться контроля над другими — в то время как большинство людей стремятся к силе, невротик может в ней отчаянно нуждаться.
  • Потребность эксплуатировать других; чтобы получить лучшее из них. Стать манипулятором, укрепляя веру в то, что люди существуют просто для того, чтобы их использовали.
  • Потребность в общественном признании; престиж и известность.
  • Потребность в личном восхищении; как внутренние, так и внешние качества — должны быть оценены.
  • Потребность в личных достижениях; хотя практически все люди хотят добиться достижений, как в случае № 3, невротик может отчаянно стремиться к достижениям.

Уход от людей

  • Потребность в самодостаточности и независимости; в то время как большинство желает некоторой автономии, невротик может просто захотеть полностью отбросить других людей.
  • Потребность в совершенстве; в то время как многие стремятся совершенствовать свою жизнь в форме благополучия, невротик может проявлять страх перед небольшими недостатками.
  • Наконец, необходимость ограничить жизненные практики узкими рамками; жить как можно незаметнее.

После дальнейшего изучения десяти потребностей Хорни обнаружила, что смогла объединить их в три широкие категории:

  1. Потребности в соблюдении требований Первая и вторая были объединены в категорию «подчинение». Эта категория рассматривается как процесс «движения к людям», или самоуничижения. Согласно теории Хорни, дети, столкнувшиеся с трудностями в общении с родителями, часто используют эту стратегию. Возникает страх беспомощности и покинутости — явления, которые Хорни называет «базовой тревогой». Те, кто относится к категории уступчивости, как правило, нуждаются в привязанности и одобрении со стороны своих сверстников. Они также могут искать партнера, кого-то, кому можно довериться, укрепляя веру в то, что, в свою очередь, все жизненные проблемы будут решены новой когортой. У этих людей одновременно наблюдается отсутствие требований и стремление к незаметности.
  2. Потребности в агрессии с третьего по седьмой были объединены в категорию «агрессии», также называемой «движение против людей» или «экспансивное» решение. Невротические дети или взрослые из этой категории часто проявляют гнев или враждебность по отношению к окружающим. То есть есть потребность во власти, потребность в контроле и эксплуатации, а также в поддержании фасада всемогущества. Помимо манипулятивных качеств, согласно утверждениям Хорни, агрессивный человек может также желать общественного признания, не обязательно с точки зрения внимания, а просто с точки зрения того, чтобы его знали (возможно, боялись) как подчиненные, так и сверстники. Кроме того, у человека есть потребность в определенной степени личного восхищения со стороны тех, кто входит в его социальный круг, и, наконец, в личных достижениях. Эти характеристики составляют «агрессивный» невротический тип. Агрессивные типы также имеют тенденцию держать людей подальше от них. С другой стороны, они заботятся только о своих желаниях и потребностях. Они сделают все возможное, чтобы быть счастливыми, и не откажутся от того, чтобы причинить кому-либо боль.
  3. Потребности в непривязанности с восьми по десятую были отнесены к категории «отстраненности», также называемой решением «отстранения» или «ухода в отставку» или отстраненной личностью. Поскольку ни агрессия, ни уступчивость не решают проблему безразличия родителей, Хорни понимал, что дети могут просто пытаться стать самодостаточными. Замкнутый невротик может игнорировать других в неагрессивной манере, рассматривая уединение и независимость как путь вперед. Настоятельная потребность в совершенстве составляет другую часть этой категории; те, кто уходит, могут стремиться к совершенству превыше всего, вплоть до того, что недостатки совершенно неприемлемы. Все, что делает «отстраненный» тип, должно быть неопровержимым и утонченным. Они подавляют или отрицают все чувства по отношению к другим, особенно любовь и ненависть.

 

Нарциссизм

Хорни рассматривала нарциссизм совершенно иначе, чем Фрейд, Кохут и другие основные психоаналитические теоретики, поскольку она не постулировала первичный нарциссизм, а рассматривала нарциссическую личность как продукт определенного рода раннего среда, воздействующая на определенный тип темперамента. Для нее нарциссические потребности и склонности не присущи человеческой природе.

Нарциссизм отличается от других основных защитных стратегий или решений Хорни тем, что он не компенсаторный. Самоидеализация носит компенсаторный характер в ее теории, но отличается от нарциссизма. Все защитные стратегии включают самоидеализацию, но в случае нарциссического решения она, как правило, является продуктом снисходительности, а не лишений. Однако самооценка нарцисса не сильна, потому что она не основана на подлинных достижениях.

 

Зрелая теория

Ближе к концу своей карьеры Карен Хорни обобщила свои идеи в своей основной работе «Невроз и рост человека: борьба за самореализацию», опубликованной в 1950 году. ее идеи о неврозах, проясняя ее три невротических «решения» жизненных стрессов. Экспансивное решение стало тройственной комбинацией нарциссического, перфекционистского и высокомерно-мстительного подходов к жизни. (Ранее Хорни сосредоточился на психиатрической концепции нарциссизма в книге, опубликованной в 1919 г. 39, Новые пути в психоанализе). Два других ее невротических «решения» также были уточнением ее прежних взглядов: самоуничижение, или подчинение другим, и покорность, или отстранение от других. Она описала тематические исследования симбиотических отношений между высокомерно-мстительными и скромными людьми, назвав такие отношения, граничащие с садомазохизмом, болезненной зависимостью. Она полагала, что люди с невротическими категориями нарциссизма и покорности гораздо менее восприимчивы к таким отношениям созависимости с высокомерно-мстительным невротиком.

В то время как не-невротики могут стремиться к этим потребностям, невротики проявляют гораздо более глубокое, более умышленное и концентрированное желание удовлетворить указанные потребности.

 

Неофрейдизм

Хорни вместе с коллегой-психоаналитиком Альфредом Адлером сформировали неофрейдистскую дисциплину.

Хотя Хорни признавала и соглашалась с Фрейдом по многим вопросам, она также критиковала его по нескольким ключевым убеждениям. Понятие Фрейда о «зависти к пенису», в частности, подверглось генитальной критике со стороны Хорни. Она думала, что Фрейд просто наткнулся на зависть женщин к общей власти мужчин в мире. Хорни признал, что зависть к пенису может иногда возникать у невротических женщин, но заявил, что «зависть к матке» встречается и у мужчин: Хорни чувствовал, что мужчины завидуют способности женщины рожать детей. Степень, в которой мужчины стремятся к успеху, может быть просто заменой того факта, что они не могут вынашивать, воспитывать и рожать детей.

Хорни был сбит с толку склонностью психиатров придавать такое большое значение мужскому половому органу. Хорни также переработал фрейдовский эдипальный комплекс сексуальных элементов, утверждая, что цепляние за одного родителя и ревность к другому были просто результатом беспокойства, вызванного нарушением отношений между родителями и детьми.

Несмотря на эти расхождения с преобладающей фрейдистской точкой зрения, Хорни стремился переформулировать фрейдистскую мысль, представляя целостный, гуманистический взгляд на индивидуальную психику, в котором большое внимание уделялось культурным и социальным различиям во всем мире.

 

Теория личности

Хорни также разделял мнение Абрахама Маслоу о том, что самоактуализация — это то, к чему стремятся все люди. Под «я» она понимала суть собственного бытия и потенциала. Хорни считал, что если у нас есть точное представление о себе, то мы можем реализовать свой потенциал и достичь того, чего хотим, в разумных пределах. Таким образом, она считала, что самореализация является целью жизни здорового человека, в отличие от цепляния невротика за набор ключевых потребностей.

Согласно Хорни, у нас может быть два представления о себе: «реальное я» и «идеальное я». Настоящее «я» — это то, кто и что мы есть на самом деле. Идеальное «я» — это тип человека, которым, по нашему мнению, мы должны быть. Настоящее «я» обладает потенциалом роста, счастья, силы воли, реализации даров и т. д., но оно также имеет недостатки. Идеальное «я» используется в качестве модели, чтобы помочь реальному «я» развить свой потенциал и достичь самореализации. (Engler 125) Но важно знать разницу между нашим идеальным и реальным я.

Я невротика расколото между идеализированным я и реальным я. В результате невротические люди чувствуют, что они каким-то образом не соответствуют идеалу себя. Они чувствуют, что где-то есть изъян по сравнению с тем, чем они «должны» быть. Цели, поставленные невротиком, нереалистичны или даже невозможны. Реальное Я затем вырождается в «презираемое Я», и невротик предполагает, что это и есть «истинное» Я. Таким образом, невротик подобен маятнику часов, колеблющемуся между ложным «совершенством» и проявлением ненависти к себе. Хорни назвал это явление «тиранией должного» и безнадежным «поиском славы» невротика. Она пришла к выводу, что эти укоренившиеся черты психики навсегда препятствуют актуализации потенциала человека, если цикл невроза каким-либо образом не разорван с помощью лечения или иным образом.

 

Женская психология

Хорни также была пионером в области женской психиатрии. Как одна из первых женщин-психиатров, она была первой представительницей своего пола, представившей доклад о женской психиатрии. Четырнадцать статей, которые она написала между 1922 и 1937 годами, были объединены в один том под названием «Женская психология». Как женщина, она чувствовала, что выявление тенденций в женском поведении игнорируется. В своем эссе под названием «Проблема женского мазохизма» Хорни считает, что она доказала, что культуры и общества во всем мире поощряют женщин зависеть от мужчин в их любви, престиже, богатстве, заботе и защите. Она указывала, что в обществе появилась воля угождать, насыщать и переоценивать мужчин. Женщины считались объектами обаяния и красоты, что противоречило конечной цели каждого человека — самореализации.

Женщины, по словам Хорни, традиционно приобретают ценность только благодаря своим детям и более широкой семье. Далее она коснулась этой темы в своем эссе «Недоверие между полами», в котором она сравнила отношения между мужем и женой с отношениями между родителями и детьми — отношениями непонимания, порождающими пагубные неврозы. В частности, ее работа «Проблема моногамного идеала» была посвящена браку, как и шесть других работ Хорни. В ее эссе «Материнские конфликты» была предпринята попытка пролить новый свет на проблемы, с которыми сталкиваются женщины при воспитании подростков.

Хорни считал, что и мужчины, и женщины стремятся быть изобретательными и продуктивными. Женщины способны удовлетворять эту потребность нормально и внутренне — для этого они беременеют и рожают. Мужчины удовлетворяют эту потребность только внешними путями; Хорни предположил, что поразительные достижения мужчин в работе или какой-либо другой области можно рассматривать как компенсацию за их неспособность рожать детей.

Хорни развила свои идеи до такой степени, что выпустила одну из первых книг по «самопомощи» в 1946, озаглавленный «Вы рассматриваете психоанализ?». В книге утверждалось, что как мужчины, так и женщины с относительно незначительными невротическими проблемами могут, по сути, быть сами себе психиатрами. Она постоянно подчеркивала, что самосознание является частью того, чтобы стать лучше, сильнее и богаче.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts