Идеалы личности — ZuboLom.ru
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.
Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал — это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб». Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.
В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, — значит, нечего о них и думать.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.
В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значительному — руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.
Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.
5. Эволюция представлений об идеале человека в различных культурах (исторических эпохах)
В различные времена людей всегда интересовала проблема идеала человека. С одной стороны, очевидно, что абсолютно совершенного человека быть не может. С другой стороны, человечество нуждается в образе совершенного человека как аксиологического идеала, который бы позволил направлять саморазвитие индивида. Образ совершенного человека не может быть универсальным на все времена. Он формируется под влиянием своей эпохи, трансформируется вместе с общественными отношениями. Поэтому проблему идеала человека можно рассматривать только в контексте той или иной исторической эпохи, ее системы ценности.
Представления той или иной эпохи о совершенном человеке получают закрепление во всех видах духовной жизни человека этой эпохи – морали, искусстве. Образы героев художественных картин, литературных произведений, кино (когда оно появилось) несут на себе отпечаток исканий общества идеала человека.В странах Древнего Востока, где, как уже отмечалось, царствовала достаточно жесткая власть, человек был неотрывен от коллектива и подчинялся ему, не могли культивироваться такие качества, как самостоятельность, решительность. Очень интересный образец идеального человека был предложен Конфуцием. Образ благородного мужа предполагал обладание двумя важнейшими достоинствами – гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность» трактовалось необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и т. д. В понятие «чувство долга» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
В буддизме идеальному человеку свойственен душевный поиск. Нирвана, к которой стремится буддист, это прежде всего отношение к окружающему миру, достижение душевного спокойствия. Достичь ее, как и просветления, может абсолютно каждый.
В Древней Греции представления о совершенном человеке были связаны с космоцентрическими идеями древних греков. Понятие «космос» рассматривалось как мера гармонии в отношении человека с окружающим миром. Одним из путей достижения этой гармонии считалась атараксия, т. е. душевное спокойствие. Учение о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности развивали древнегреческие атомисты, представители стоицизма, скептицизма. Однако общественный строй древнегреческих полисов подразумевал более активную жизненную позицию человека, чем в странах Древнего Востока. Поэтому в представление о совершенном человеке входили такие качества, как физическое совершенство, участие в общественной жизни полиса. Особенности жизни древнего грека – необходимость часто воевать, защищая свой полис, работать физически на земле – не могли не возвышать физическое совершенство человека. Неслучайно античные скульптуры изображали человека обнаженным – физической красотой тела восхищались. В то же время активная политическая жизнь не делала лишним развитый ум, владение ораторским мастерством. Ярким образом идеального человека древнегреческого общества может быть назван герой античной литературы Геракл, который совершает самые различные подвиги, демонстрируя как физическое совершенство, так и практическую смекалку.
В Средние века основополагающей чертой духовной жизни был теоцентризм. Как уже отмечалось, слабое развитие государственного аппарата делало церковь важнейшим инструментом управления общества. Поэтому церковь оказывает колоссальное воздействие на все стороны жизни людей. Естественно, образ совершенного человека был подчинен своей эпохе – идеалом считался человек, посвятивший себя служению Богу, смиренный и набожный. Монах, возможно, отшельник, отошедший от суеты мира, нередко смиряющий свою плоть различными ограничениями или даже истязаниями – вот идеал человека в Средние века.
В эпоху Возрождения существенно меняются экономические и политические условия жизни. Появляются первые ростки капиталистических отношений, в то же время укрепляется государственный аппарат, начинается преодоление феодальной раздробленности. Это ослабляет влияние церкви, зато повышает значение самого Человека с его знаниями и способностями. Соответственно, меняются представления об идеале человека. Подчинение человека Богу отходит на второй план, а в центре оказывается Человек с его телесной красотой и устремленностью к прекрасному и совершенному, но связываемый с Богом. Неслучайно живопись и скульптура эпохи Возрождения нередко показывают именно обнаженного человека. Однако одной физической красоты мало. Для эпохи Возрождения характерно стремление к универсальности. Совершенный человек – это человек не только красивый физически, но и духовно развитый, интересующийся разными отраслями научных знаний. Неслучайно выдающиеся деятели этого периода на новом витке общественных изменений соединили в себе разносторонние дарования и устремления, были художниками, скульптурами, инженерами. Например, Леонардо да Винчи не только писал картины, которыми восхищаются по сей день, но еще и проводил работы по оптике, анатомии, ботанике, палеонтологии, конструированию летательных аппаратов. Галилео Галилей (1564—1642), время творчества которого завершает Возрождение и открывает период Нового времени, не только был выдающимся математиком, физиком, астрономом, но и сочинял пьесы.
Новое время отмечено стремительным развитием капиталистических отношений. Становление производства нового типа делает актуальным распространение научных знаний, в то же время важным становится наличие таких качеств в человеке, как инициативность, ответственность, организованность. Неслучайно педагогическая мысль XVII—XVIII вв. совершает прорыв. В педагогических трудах формируется представление о многогранном развитии ребенка: физическом, интеллектуальном, нравственном. При этом зарождается мысль о необходимости уважать личность ребенка, поощрять его самостоятельность. В Англии эпохи Просвещения заметной становится фигура нового типа – дворянина, занявшегося предпринимательством. Практически полученное в семье родителей традиционное дворянское воспитание должно было дополняться деятельностью по обеспечению своего места под солнцем. Такой новый тип активного коммерческого деятеля с утонченными и традиционными дворянскими навыками вежливости получил название джентльмена.
В завершающую стадию Нового времени – XIX в. – происходит стремительное развитие капиталистических отношений, что неотрывно связано с развитием науки, ростом уровня образованности людей и в то же время расширением возможности для их активности и самостоятельности. В этих условиях образ идеального человека, который стремится к знаниям, инициативен, предприимчив, только укрепляется. Причем особой «модой» пользуются именно естественно-научные знания. Неслучайно в XIX в. большой популярностью пользуется научная фантастика, в частности творчество Жюля Верна. Его роман «Таинственный остров» (1874 г.) – это гимн человеческому разуму, отражение веры во всесилие науки. В романе несколько смельчаков бегут из плена на воздушном шаре. Каприз погоды заносит их на необитаемый небольшой остров. У беглецов не остается практически никаких вещей. Однако, обладая знаниями всего человечества, незаурядными личными качествами, они сумели не просто выжить, но и создать себе приемлемые условия, получив из окружающей природы все, что им нужно.
В XIX в. жизнь формирует еще один идеал – человека-борца. XIX век – это время оформления колониальных империй, обострения социальных противоречий, возникновения рабочего движения. Поэтому для многих стран было характерно нарастание рабочего или освободительного движения. В художественной литературе закрепляется образ героя-борца. В качестве наиболее ярких примеров можно привести роман Войнич «Овод» или героя нескольких романов Жюля Верна (прежде всего, роман «Двадцать тысяч лье под водой») капитана Немо. Немо – капитан подводной лодки «Наутилус», которая поддерживает абсолютно автономное существование, все необходимое команда получает из моря. Немо – человек без гражданства или подданства. В романе делается только прозрачный намек, что это сбежавший из своей страны борец за независимость государства. Страна не называется прямым текстом – это может быть Индия, Польша. Немо сосредотачивается в себе владение всеми научными знаниями (его лодка – сложнейшее техническое сооружение), в то же время принципиальность и решимость борца против любого угнетения.
Во многом такой образ совершенного человека был актуален и в ХХ в., особенно в нашей стране. Советский Союз оказывается в сложном положении. Единственная страна, провозгласившая курс на строительство социализма, находился в изоляции от других стран. Стояла задача осуществить индустриализацию, поднять собственную промышленность. Был выбран наиболее радикальный форсированный вариант осуществления этой задачи. При отсутствии иностранных инвестиций это требовало максимального сосредоточения усилий всего общества, поиска внутренних ресурсов. Чтобы заставить всех работать с максимальной отдачей, использовали не методы принуждения. Одним из важнейших инструментов строительства нового индустриального государства становится идеология. Образ совершенного человека становится очень важным элементом советской пропаганды. Он находит отражение в книгах, кино, плакатах. Советский человек – это человек труда. Причем он работает не ради собственного благополучия, а ради процветания своей страны, сам при этом довольствуясь малым, не требуя за свой ударный труд большой зарплаты. Это ярко прослеживается во многих фильмах этой эпохи, например «Доярка и пастух», «Светлый путь», «Добровольцы». При этом бесспорно положительным и значимым было то, что в черты совершенного советского человека включалось стремление к знаниям, интеллектуальному досугу. Совершенный советский человек – это человек, который много работает, но и много читает, стремится к знаниям. Также активно пропагандировался здоровый образ жизни, занятие физкультурой. В то же время культивировались многие общечеловеческие моральные качества – скромность, готовность помочь, поделиться последним с товарищем. Эти качества стремились сформировать в детском саду, школе. Детская советская литература придавала героям детских произведений именно такие качества. Герои повести замечательного советского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» помогают старшим и одиноким. Героев произведений другого советского писателя Николая Носова также, прежде всего, отличает активная жизненная позиция и преданная дружба, чувство ответственности друг за друга. В годы гражданской войны в Испании, в годы Великой Отечественной войны и после нее в образ совершенного человека включается готовность пожертвовать собственной жизнью ради Родины, счастья других людей. Подвиги советских людей в годы войны не просто получали большое освещение в прессе, они становились материалом для художественных фильмов и книг. Например, роман А. Фадеева «Молодая гвардия» написан на историческом материале – о создании юношами и девушками небольшого шахтерского городка Краснодона, оккупированного фашистами, небольшого партизанского отряда. Повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывает о подвиге летчика А. Мересьева, который лишился обеих ног, но при этом смог опять встать в строй. В Советском Союзе большой популярностью пользовались книги, рассказывающие о жизненном пути известных людей – ученых, героев труда и войны. Они становились образцами для подражания. Бесспорно, такой образ совершенного человека и сегодня не может быть оценен негативно, хотя нельзя не выделить и некоторые его отрицательные стороны —индивидуальность нивелировалась. В реальной жизни это приводило к тому, что личные устремления человека порой подавлялись, его интересы не учитывались. Так, осуждаться могли простые человеческие желания и устремления, например, хорошо зарабатывать, жить в комфортных условиях, носить красивую одежду. Особенно было легко эксплуатировать образ героя-борца нерадивым руководителям, которые, вместо создания своим работникам нормальных бытовых условий, просто ссылались на то, что в годы войны было еще труднее.
В современные дни образ совершенного человека претерпел существенные трансформации. Формирование капиталистических отношений, возвышение личности, свобода и индивидуализм – все это не могло не повлиять на представление о совершенном человеке. Жертвовать собой ради других стало не в моде. Более того, можно отметить существенный духовный кризис общества, который выразился и в потере идеала человека. В общественном сознании стало цениться прежде всего умение добиться высокого положения, заработать много денег, необязательно честным образом. Черты человека-борца сохраняются в образе совершенного человека в совсем другом аспекте. Человек борется не ради благополучия общества или страны, а ради спасения кого-либо из близких, причем борется со всеми: преступниками, государством в лице коррумпированных сотрудников правоохранительных органов, чиновников. Под эти черты подстроилось и массовое искусство. Для молодежи 90-х, начала 2000-х гг. образцом для подражания стали герои сериала «Бригада», фильмов «Брат», «Брат 2». Сейчас увлечение криминальной романтикой несколько снизилось, но проблема нехватки идеалов остается острой и по сей день.
Идеал человека — Философия свободы Штайнер
Мудрецы на протяжении всей истории давали человечеству картину человеческого идеала, к которому мы должны стремиться. Нам даются примеры совершенных людей, такие как религиозные святые, или Иисус в Евангелиях, или героический индивидуалист Айн Рэнд.
Рудольф Штайнер представляет миру новый Человеческий Идеал, Этический Индивидуалист. Этический Индивидуалист стоит на высшей точке человеческой эволюции как тот, кто действует в соответствии со своими высшими этическими идеалами.
«Этический индивидуализм, таким образом, является венцом здания, воздвигнутого Дарвином и Геккелем для естествознания. Это теория эволюции, примененная к нравственной жизни». TPOF Глава 12.8
Этический Индивидуалист основан на реальности и действует на основе знаний как свободный мыслитель. Он свободно выбирает этический принцип для применения в каждой жизненной ситуации, не обращая внимания на то, что сделали бы другие.
| ||||
| | | | |
1. Сознательное человеческое действие | | Готов | | 14. Индивидуум |
2. Почему Желание | | Чувство | | 13. Ценность жизни |
3. Мысль как | | Думать | | 12. Моральное воображение |
4. Мир как восприятие | | Восприятие | | 11. Цель мира и цель жизни |
5. Наши знания о мире | | Концепция | | 10. Монизм и философия свободы |
6. Индивидуальность человека | | Идея | | 9. Идея свободы |
7. Есть ли пределы знаниям? | | Познание | | 8. Факторы жизни |
Как мы можем поладить? ГАРМОНИЯ НАМЕРЕНИЙ Нравственное недоразумение, столкновение целей невозможно между теми, кто свободен. |
Проверьте настройки браузера или обратитесь к системному администратору.
Каков идеал человеческого существования? | Нара Петрович
Основа хорошей жизни одинакова для всех нас на планете. Шесть предметов первой необходимости:
- чистый воздух
- чистая вода
- здоровая пища
- безопасное жилье
- гармоничные отношения
- целеустремленная деятельность
Улучшение этих шести факторов благоприятно скажется на жизни любого человека. Социальный прогресс за счет необходимых элементов не только рискован, но и глуп. Качество на элементарном уровне является основой личной самореализации, целостности и удовлетворения на всех других уровнях, таких как работа, искусство, наука, отдых и т. д.
Photo by Elizabeth Gottwald on UnsplashФрэнк Ллойд Райт так хорошо сказал: «Дайте мне роскошь жизни, и я охотно обойдусь без самого необходимого».
Дайте людям выбор между очень простой жизнью с гарантированными шестью основными условиями и простой перспективой богатой жизни без вышеупомянутых гарантий, и большинство выберет последнее. Но многие ли на самом деле достигают роскоши? А разве роскошь — это счастье?
Миллионы бедняков бросают простую жизнь и устремляются к обещаниям в городе, заканчивая напряженной работой с минимальной заработной платой, снимая заплесневелую квартиру рядом с шоссе, или, что еще хуже, заканчивая бездомными.
Демократическая конституция обещает гражданам безопасную и здоровую среду обитания. Итак, теоретически ваша конституция гарантирует вам шесть основных условий хорошей жизни. Но так ли это на самом деле? Насколько чист городской воздух? Какая еда? И насколько доступным является приличное жилье?
Поездка в большой город — это азартная игра. Лишь немногие становятся миллионерами, часто подвергая себя огромным физическим, умственным и моральным страданиям. Им приходится играть грязно, маневрируя в серых водах финансовых спекуляций, накапливая больше, чем они заслуживают.
Остальные вынуждены много работать. Если им немного повезет с их начальным положением (этническая принадлежность, вероисповедание, семейное происхождение, связи, остроумие и т. д.), они обеспечат себе место в среднем классе. В противном случае они будут работать еще усерднее, чтобы просто выжить. Те, кто родился в городе, унаследуют свое семейное положение и могут продвинуться на несколько ступеней вверх или вниз по социальной лестнице, но резкие сдвиги остаются редкостью.
В городе много обещаний, но как только вы купите лотерейный билет на это обещание, вам придется покупать больше билетов — независимо от того, выигрываете вы или проигрываете. Как только вы привыкнете к неотъемлемым затратам на участие в системе, вы примете ее как свой единственный выбор. Нет выхода.
Я рисую эту картинку, чтобы проиллюстрировать силу социального контекста, поскольку он ограничивает ваш выбор. Социальный контекст в нашем современном цивилизованном образе жизни является огромной силой. Пытаясь найти решения глобальных проблем, мы не можем мыслить нестандартно.
Чтобы понять почему, давайте рассмотрим последний из шести основных элементов: целенаправленную деятельность.
Какова ваша цель в жизни? Для чего ты живешь? То, что вас волнует? Каковы ваши идеалы, увлечения и стремления?
Пожалуйста, подумайте над этими вопросами, прежде чем читать дальше.
Держу пари, вы не думали об оптимизации того, как вы удовлетворяете свои основные потребности. Или у вас есть?
Думали ли вы о воздухе, воде, еде, жилье и т. д.? Или вы думаете, что они не относятся к области цели жизни? Может быть, вы даже думаете, что ничего не можете с ними поделать?
Держу пари, ты думаешь о своей цели в рамках своей социальной структуры. Вы не можете избежать своего контекста; даже когда вы отправляетесь в самый отдаленный уголок Земли, цивилизация все равно с вами, вокруг вас и в вы. Будущим поколениям придется мириться с еще более ограничивающим контекстом перед лицом разрушения экосистем и, возможно, социальных структур.
Но какое отношение социальные ограничения имеют к вашей индивидуальной цели? Разве вы не можете просто выразить это так, как хотите?
Ну нельзя.
Давление, чтобы соответствовать нормам, ужасно. Ваше общество не дает вам другого выбора, кроме как быть частью целей, которые являются внешними по отношению к вам и вашему естественному окружению. Цель общества экстернализирована, а значит, и ваша собственная.
Сегодня глагол «выносить на внешний рынок» используется в основном в экономике, означая: «Неудача или выбор не включать (затраты) как часть структуры ценообразования, особенно социальные и экологические затраты, возникающие в результате производства и использования продукта. (цитата из Википедии)» Такова норма в экономике, и в этом контексте у этичного бизнеса нет шансов.
В том же духе, экстернализовать цель означает потерпеть неудачу или решить не согласовывать цели с насущными потребностями за счет отчуждения от себя, своего сообщества и естественной среды.
Внешняя цель — объединяющая черта всех крупных цивилизаций. Вы жертвуете своей жизнью в погоне за «высшей целью», что бы это ни значило в вашей культурной среде. Вы можете буквально отдать свою жизнь в войне за свой народ или в евангельской миссии по обращению неверных в вашу религию. Или вы можете отдать свою жизнь образно, посвятив ее науке, искусству, спорту, здоровью, карьере или простым добрым делам. Пока вы делаете это внутри цивилизации, цель которой экстернализована, ваша собственная цель тоже будет экстернализована.
Коренные жители не отчуждены от своего племени и ближайшего природного окружения. Они не стремятся к вечному блаженству и не боятся вечного осуждения. Их божества являются олицетворениями природных сил. После смерти их тела возвращаются в природу, а живые провожают свой дух в загробную жизнь: воссоединение с предками, с великим духом природы, перевоплощение и т. д. Цель их настоящей жизни — укрепление связей с племенем и народом. среде, не спастись от страданий мира сего и вознестись к блаженной божественной вечности.
Я понимаю, что это упрощение. Я не идеализирую жизнь коренного населения. У него есть свои агонии, для которых цивилизация нашла решение. Моя точка зрения не «или-или», а скорее «рука об руку».
Кстати, чтобы оценить, насколько отчуждена ваша культура, посмотрите, что она делает с мертвецами. Навсегда ли тела и души удаляются из природы или они возвращаются в природу после смерти?
Какая основная история о вашей судьбе после смерти? Влияет ли история загробной жизни на вашу цель в этой жизни?
А теперь простите меня за мою неспособность устоять перед искушением процитировать Энтони Де Мелло. Это один из моих любимых отрывков, и он так актуален здесь:
«Многие думают, что самый важный вопрос в мире: «Существует ли Бог?» Неправильно!
«Многие думают: «Есть ли жизнь после смерти?» Неверно!
«Кажется, никто не решает проблему: существует ли жизнь до смерти?
«Однако мой опыт показывает, что именно те, кто не знает, что делать с этой жизнью, озабочены тем, что им делать в другой жизни. Одним из признаков того, что вы проснулись, является то, что вам наплевать на то, что произойдет в следующей жизни. Вас это не беспокоит; тебе все равно. Тебе не интересно, и точка.
А теперь вернемся к коренным. По большей части их цель интернализуется. После смерти они возвращают свои тела и души природе. Пока они живы, они движутся в соответствии со сменой времен года, с ритмами природы. Они берут максимум из того, что необходимо для жизни. Это очень простая и очень богатая жизнь.
Цивилизованные люди, напротив, живут ради чего-то внешнего по отношению к себе и своему окружению. Они отчуждены от своих племен и своей естественной среды. Их цель основана на социальных конструктах. Они могут выбрать путь к счастью, стремясь к богатству, успеху, власти, досугу, мастерству в каком-то навыке, знанию, благотворительности, вечной загробной жизни… Внешне их жизнь кажется очень изобильной, но внутри они часто чувствуют себя несчастными.
Photo by Nicholas Bui on UnsplashЖить хорошей, простой жизнью только ради того, чтобы жить, в западной культуре не считается особой целью. Вас легко могут обвинить в том, что вы безответственный халявщик!
Вы можете сказать: «Хорошо, тогда выпустите меня из цивилизации! Я не хочу, чтобы меня считали паразитом. Все, что я хочу, это простая жизнь в коттедже в лесу. Я беру на себя полную ответственность за свою жизнь и смерть».
Так нельзя!
Есть налог на землю, которую вы занимаете, дождь, который вы собираете, обмен товарами с вашими соседями. Вам не разрешено быть просто человеком, не будучи при этом юридическим лицом со свидетельством о рождении и налоговым номером.
Невозможно встать на пути такой гигантской цивилизации, как наша. Никто не может это остановить.
Цивилизация укрощает и покоряет природу, чтобы служить достижению внешних целей. Природа не имеет ценности сама по себе. Человеческая личность не имеет ценности сама по себе.
Вы сами по себе ничего не стоите!
Угнетение институционализировано и регулирование угнетения тоже.
Если вы хотите урезонить великана в его безумных действиях, вы должны обратиться к нему на его языке. В этом языке нет слов для того, что он должен услышать. Даже если бы они были, он не способен их понять. Это все равно, что просить члена догматического культа руководствоваться здравым смыслом.
Все цивилизации были инициированы культами, воплощающими цель. Глобальная цивилизация 21-го века — самая ужасная фаза любого культа. Нет ничего более отчужденного, чем культ потребительства.
Вы можете что-нибудь сделать?
Фото Джейми Стрит на UnsplashВы можете улучшить свою жизнь, убедившись, что самое необходимое никогда не ставится под угрозу. Вы можете сопротивляться блестящим игрушкам и стремлению к большему. Вы можете отбросить все ненужное и сосредоточить свое внимание на внутренней цели и настроиться на природу. Вы можете вернуть свою душу от нагнетающих страх духовных тиранов.
Вы можете открыться простой радости жизни. Вам не нужно ничего делать, чтобы быть счастливым. Когда радость отсутствует, это признак вмешательства или препятствия. Ощутимые помехи в виде нехватки воды, еды, здоровья, прикосновений, свободы, любви и т. д. вызывают дистресс и страдание, но решить их относительно легко.
Гораздо хуже мнимые недостатки. Если вы привыкли зарабатывать 10 миллионов долларов в год, вы почувствуете нехватку, когда заработаете «всего» 1 миллион.
Позаботьтесь о главном! Отправляйтесь на прогулку, и радость должна быть с вами, богаты вы или бедны. Чтобы стать богаче, вам не нужно больше вещей. Вместо того, чтобы тратить энергию на накопление большего, направьте ее на повышение способности получать удовольствие и на снижение порога удовлетворения. Когда вы сделаете это, даже крошечные переживания будут в изобилии.
Мелкие люди сильно обуславливают свою радость, поэтому их «базовые потребности» включают в себя гораздо больше, чем им действительно нужно. Самый простой способ увеличить радость — упростить удовлетворение своих потребностей. Это должно быть ключевой функцией науки и техники, а не всеми усложнениями, которые вам навязывают.
Душко Радович очень хорошо выразился: «Чтобы жить, нужно немногое. Чтобы иметь несчастную жизнь, вам нужно гораздо больше».
Идеал человеческого существования на самом деле настолько прост, что его трудно описать на языке великана, который я использую здесь, в этом тексте, потому что это норма, от которой мы все зависим. Ключевым элементом является усвоение цели, и я могу только надеяться, что вы понимаете, что я имею в виду. Если бы все так делали, это решило бы все мировые проблемы.
Мы нейтрализуем иллюзию потребительства без боя. Нет необходимости разрушать и мстить за причиненный до сих пор вред.