Идеал это в обществознании: Идеал | Понятия и категории

Содержание

Урок по обществознанию «Идеал и ценности»


Цели урока: знакомство с содержанием понятий «идеалы» и «ценности».


Задачи урока:


Дидактические:


Обеспечить усвоение понятий «идеалы» и «ценности».


Продолжить формирование навыков самоконтроля.


Воспитательные:


Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности, обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.


Развивающие:


Развивать у учащихся умения рассуждать, анализировать, выделять главное, составлять схемы, высказывать своё мнение, наблюдать.


Использовать имеющиеся знания, делать выводы.


Оборудование:


Учебник А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание», пар. 23, стр. 151


Мультимедийный проектор, слайдовая презентация к уроку, заготовки таблицы «Верные или неверные утверждения» (9).


Основные понятия: идеал, ценности,


Тип урока: комбинированный


Методы обучения: проблемный и частично поисковый.


Ход урока:


Орг. момент


Проверка дз


На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Мораль». Для проверки её усвоения я предлагаю вам выполнить тест по этой теме. На выполнение теста даётся 10 мин. В 1 — 3 заданиях вы выбираете один правильный ответ, в 4 –закончить предложение, в 5 задании выбираете несколько (4) ответов.


Самопроверка теста.


12 – 13 баллов – отметка «5»


9 – 11 баллов – отметка «4»


7 – 8 баллов – отметка «3»


Изучение нового материала.


Объявление темы урока и постановка целей.


Сегодня мы с вами продолжаем разговор о духовной сфере общества. Тема урока «Идеал и ценности». Как вы думаете, о чём пойдёт речь, с какими понятиями мы должны познакомиться?


( Приём «Верные и неверные утверждения»)


У каждого из вас на столе лежат таблицы «Верные и неверные утверждения». Сейчас вы их прочтёте и, если вы считаете это утверждение верным, правильным, то в 3 колонке ставите +, если же вы не согласны с этим утверждением, то ставите — .


Рассказ учителя.


Ребята, мы в своём поведении сознательно или несознательно следуем каким — то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.


В толковом словаре Ожегова слово идеал означает


1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.


2. Совершенное воплощение чего — н. Я. доброты. Этот человек — мой и.


3. Наилучший вид, элитный образец чего — н. (спец. ).


Он обозначает то, что кажется достойным подражания.


Идеалы у людей могут быть разными. Одни считают идеалом бизнесмена, который разъезжает на дорогой машине (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних путешествий. Он хочет познать мир, побывать в разных странах.


Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например, роскошный особняк или машину, называют материалистами. А к идеалистам принято относить людей, которые ставят на первое место духовные ценности и идеалы (добро, честность, справедливость). Но в каждом человеке при этом присутствуют оба начала: идеальное и материальное.


От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не раз встречались (идеальное, идеализация).


Вопрос к классу:


Как вы думаете, ребята, кто может быть примером для подражания? Почему?


Героев воспевают поэты, их запечатлевают в бессмертных произведениях художники и скульпторы.


К идеалу люди стремятся всю свою жизнь. С ним сверяют свои поступки и дела.


У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает всё общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов. У нового времени и современной молодёжи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.


Вопрос к классу:


А есть ли у вас примеры для подражания?


Почему вы хотите быть на них похожими?


А сейчас мы с вами выясним, что же такое ценности?


Откройте учебник на странице 151, найдите и поднимите руку, кто нашёл. (Ценности – это те предметы и явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни)


Есть такие ценности, которые важны во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью.


Но иногда происходит конфликт ценностей. Пример из учебника на стр. 154 4 абзац.


Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.


Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Основной принцип нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.


Весь материал – смотрите документ.

Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права — Обществознание — Каталог файлов

Открытый урок обществознания в 9 классе.

Тема:  

Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права.

Цель:

Познакомить с содержанием Декларации.

Формировать навыки работы в группах,  анализа документов.

Пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности.

План урока:

  1. Исторический путь утверждения прав человека.
  2. Международные правовые документы.
  3. Всеобщая Декларация прав человека как идеал современного права.
  4. Права человека — мера его свободы.

      Раздаточный материал.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.

     Пар. 35, с. 228.

     — Что значит гражданин?

     — Что значит гражданин в Древней Греции?

     — Что значит Гражданин в Римской империи?

     — Что значит неполноправный гражданин?

     — Охарактеризуйте основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиций, на которых стояли авторы документов. Какие цели они ставили перед государством? Как понимали, что такое свобода? Докажите, что ничего общего со  вседозволенностью в таком подходе нет. Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?

     — Назовите типичные черты гражданина. (Наличие прав, свобод и обязанностей, ответственности.

      — Кого называют великим гражданином России? Почему?

      — Назовите основные черты личности Андрея Дмитриевича Сахарова.

      — Каковы основные созидательные идеи Сахарова о преобразовании 

        нашего общества?

3. Новая тема.

Вводное слово учителя.

В 1948 году был создан этот уникальный не имеющий аналогов в истории человечества документ.

Этот документ был ответом второй мировой войны, ставил целью помочь восстановлению попранных тоталитарными режимами основных прав и свобод человека, защищать достоинства личности, помочь установить дружеские отношения между народами, укрепить всеобщий мир и безопасность,

Принятие декларации стало крупнейшим переломом в мировом правовом развитии, возрождением качественно новым. Поскольку естественное право  стало обретать значение практического юридического  регулятора общественной жизни. Духовного вдохновителя демократических преобразований, войдя основной частью в содержание национальных конституций многих стран мира, в том числе и конституции нашей страны (с 1993 года).

Подобную судьбу естественного права еще в начале века предсказывали многие русские правоведы либеральной ориентации- Б.Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, Л. Петражицкий и др., придававшие естественному праву значение фундаментальной основы построения правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества.

Раздаточный материал:

Существует множество общечеловеческих документов, адресованных всему человечеству. Главный среди них:

1.«Международная хартия прав человека:

Всеобщая Декларация прав человека.

— Международный Пакт о гражданских и политических правах.

— Международный Пакт  об экономических  социальных и

   культурных правах.

— Факультативный протокол.

— декларация – заявление, провозглашение;

хартия – важный документ, грамота, петиция , послание;

— пакт – документ;

конвенция – договор, соглашение.

2.Международное гуманитарное право:(международные соглашения о защите прав человека в периоды вооруженных конфликтов)

О защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях и другие документы.

Наиболее важным среди этих документов является Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Главная мысль Декларации: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права. Они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

 Т. о. в центре внимания Декларации находится жизнь человека. Его права и свободы.

4.Работа с текстом Декларации.

Класс разделить на группы.

На столы положить тексты :Декларация,  таблицы «классификации прав»

— сколько статей в этом документе? (зо)

— какие стороны жизни он охватывает?( все стороны)

— какие разновидности прав и свобод выделено для разных сторон человека? ( гражданские, культурные. Политические, социальные, экономические)

— у вас на столах лежат таблицы «классификации прав человека», в ней 4 вида прав соответственно сферам жизнедеятельности.

-прочитайте Декларацию и впмшмте номера статей в соответствии с видом права.

— заполните вторую таблицу ( второй вариант классификации прав) опираясь на текст учебника с. 231.

—  какие права относятся к 1-ой группе, и т. д. – впишите номера статей.

5.Итог. 

Проверка и анализ таблиц.

— какой вывод вы сделали?  В чем смысл Декларации?

Т.о. права и свободы абсолютно едины и неделимы – так сказано в специальных постановлениях ООН.

  Великое историческое значение Декларации в том и состои. Что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

 Нужно твердо уяснить: если вы имеете естественные. Неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделен такими же правами.

 Поэтому каждый из нас должен признать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии с требованиями «морали. Общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», следовательно мы несем ответственность за свободу другого человека.

  Всеобщая Декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец)  права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

6 Домашнее задание.

Параграф 36. с. 233 – эссе.

Раздаточный материал.

Выберите из  предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, затем сократите перечень до трех чувств.  Объясните свой выбор.

гуманность, скромность, чувство справедливости, честность, чувство долга, чувство чести, искренность, чувство вины, стыдливость, сочувствие, милосердие, чувство ответственности

Ключевые идеи, и суть позиций, на которых стояли авторы исторических документов.

-главная мысль документов — обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав;

-человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение;

-права человека неотчуждаемы;

-цель государства – защита естественных и неотчуждаемых прав человека;

-права человека — это свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению;

-свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому человеку;

-гражданин имеет права и ответственность перед законом;

— закон – выражение общей воли граждан;

-все граждане равны перед законом;

-причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека.

Классификация прав человека.

Права человека.

Статьи Всеобщей декларации прав человека.

Личные, или гражданские

 

Политические

 

Социально-экономические

 

Культурные

 

Права человека – мера его свободы.

Мера свободы человека.

Статьи Всеобщей декларации прав человека.

Свобода от вмешательства других в частную жизнь.

 

Свобода для активных действий.

 

Свобода от унизительной жизни.

 

Декларация – заявление, провозглашение.

Хартия – важный  документ, грамота, петиция, послание.

Пакт – документ.

Конвенция – договор, соглашение.

Международная хартия прав человека.

— Всеобщая декларация прав человека.

— Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

— Международный Пакт о гражданских и политических правах.

— Факультативный протокол.

Всеобщая декларация прав человека  была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) ООН 10 декабря 1948 года.

Уроки Индивид, индивидуальность, личность. Направленность личности (3 урока) 

Loading…

Теоретичекий материал


1.Человек

   Человек является главным участником общественно-исторических отношений, он творит культуру, движет своими усилиями общемировой исторический и культурный процесс. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Это собирательное общее понятие для обозначения всех представителей человеческого рода.

Индивиды – это единичные представители человечества, отдельно взятые люди, при абстрагировании от их реальных антропологических и социальных особенностей.

Индивидуальность

Младенец уже с рождения является индивидом, но не индивидуальностью. Индивидуальность приобретается по мере формирования относительной самостоятельности и осознания своего отличия от других.

Термин индивидуальность означает тот набор качеств индивида, которые делают его уникальным, непохожим на остальных.

Личность Индивида можно представить как клетку социального организма. Если клетка здорова, то и организм не испытывает дискомфорта, отсутствуют нарушения в его функционировании. Индивид практически немыслим без общества и, соответственно, без своих социальных качеств. Социальное измерение индивида образует понятие личности, определение которой отражает динамичную, относительно устойчивую целостную систему духовно-интеллектуальных, морально-волевых, а также социально-культурных качеств человека, формами выражения которых являются индивидуальные особенности его сознания и деятельности. Каждый человек является индивидом, но стать личностью он может только в социальной среде. Индивид может обитать в любом пространстве, любой сфере и области, тогда как личность неотделима от социума. Формами проявления социальных качеств личности являются ее действия, поступки, ее отношение к миру и к другим индивидам. Они отражают внутренний мира индивида, высвечивают его духовные и нравственные качества.

 Личность и общество

Термин «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Будучи социальным субъектом, человек творит среду вокруг себя, ведь он часть и природной системы, и социальной. А это значит, что он своей деятельностью вносит изменения в функционирование и развитие обеих систем. Вместе с этим каждый из людей является не только субъектом, но и объектом деятельности, так как выполняет определенные социальные роли, подчиняется социальным институтам, нормам и общественным ценностям, имеет в своем персональном сознании отпечаток сознания общественного.Неволевые и волевые мотивированные действия

  1. Мотивация личности
  2. Направленность личности.

Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – это особая движущая сила деятельности, ее побудительная первопричина, на основе которой формируется личностный смысл каждого действия, направленного на удовлетворение конкретной потребности. Мотив реализуется в виде соответствующего эмоционального переживания, стимулируя личность к выполнению определенных операций или отказу от них. Следовательно, мотивы можно рассматривать как психические состояния, которые побуждают человека к неволевым и волевым (мотивированным) действиям.

    Неволевые и волевые мотивированные действия К неволевым относятся такие действия, которые неконтролируемо производятся человеком, не нуждаясь в осознанной регуляции. Неволевыми признаются следующие действия: автоматические и инстинктивные акты; действия, которые основаны на элементарных чувствах удовольствия или дискомфорта (вместе с последним появляется желание избавиться от источника неприятных ощущений). В неволевых актах деятельности человека существенную роль играют его влечения – исходные психические состояния, первоначально неосознанные, но впоследствии ведущие к формированию осознаваемых человеком и мотивированных (волевых) действий.

 Мотивированные действия человека всегда сознательны, построены на волевых усилиях личности. Таким образом, именно воля становится необходимой силой для достижения личностью поставленных целей. К волевым действиям относится любая активность человека, которая связана с представлениями об идеале, пониманием долга, признанием жизненно необходимых потребностей и т. п. Данный тип действий находит выражение в субъективных переживаниях человека, таких как желания и стремления. Желания характеризуются тягой к достижению поставленной цели, однако причины желаний (как и средства достижения цели) не всегда бывают в полной мере осознаваемыми.

 Стремления являются более высокой стадией в формировании мотивированных действий. С их помощью активизируются влечения и желания. Осознавая собственные стремления, человек приобретает возможность определить, посредством каких действий и с помощью каких средств возможно получение желаемого. В связи с этим деятельность человека становится более активной и целенаправленной. Совокупность мотивов, которые являются осознанными и связаны с волевыми действиями личности, формирует сложную систему – мотивацию личности.

Мотивация личности

Мотивированная личность – это личность, характеризующаяся наличием стойких побуждений, которые обусловливают содержание и направленность активности личности, характер и особенности ее поведения и поступков. Необходимо разграничивать: мотивацию достижения, при которой человек стремится к решению поставленных задач на максимально высоком уровне сложности; мотивацию избегания неудачи; при наличии такого типа мотивации человек отдает предпочтение осторожным, взвешенным решениям, которые предполагают выполнение лишь тех задач, которые можно отнести к сравнительно легким или ранее выполнявшимися. В рамках целостно-динамической теории мотивации, разработанной А. Маслоу, принято утверждение, что каждый человек обладает заложенной потребностью в самоактуализации. Развитие личности от ущербной к полноценной напрямую связано с образованием высших форм мотивации, которые заложены в самой природе человека. Мотивированные действия разворачиваются на фоне внутренних противоречий, при наличии конкурирующих, зачастую разнонаправленных влечений, то есть наблюдается либо подавление вполне актуализированных желаний, либо подчинение их другим. Данный процесс можно назвать борьбой (противодействием) мотивов. Борьба мотивов – сложный волевой акт, который осуществляется в условиях переживания различных и нередко противоречивых мотивов, когда индивид отдает предпочтение одному из них. Борьба мотивов предполагает сравнительно высокое развитие логического мышления, интересов, идеалов и характерологических черт личности. Некоторые мотивы отличаются относительной устойчивостью и, доминируя в мотивационной сфере личности, определяют ее направленность, которая во многом сказывается на судьбе конкретного человека.

 Направленность личности

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др. ). Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: влечениях, склонностях, идеалах, мировоззрении, убеждениях, установках, определенной жизненной позиции и поставленных целях. Влечение представляет собой стремление, которое недостаточно осознано человеком и фундаментом которого нередко предстают витальные потребности индивида. Склонность как одно из проявлений потребностно-мотивационной сферы человека выражается в предпочтении на эмоциональном уровне определенного вида деятельности или ценностей. Идеалы – образы, которые являются воплощениями совершенства и эталоном важнейшей цели в стремлениях личности.

 Идеальными для конкретного человека могут быть: мировоззрение или научные достижения конкретного ученого, взгляды и убеждения писателя, политика и т. д.

 Мировоззрение – структурированная система представлений личности о мире и своем месте в нем, об общественном устройстве, отношению к природным богатствам и др. Формируют мировоззрение человека его общественная жизнь, а в качестве критериев для сравнения могут быть взяты морально-нравственные взгляды и идеологические воззрения, принятые в данном обществе. Взаимодействие мышления и воли, которые проявляются в каждом действии человека и поведении в целом, способствует преобразованию структурных элементов мировоззрения в убеждения.

 Убеждения – это наивысшая форма направленности личности, которая проявляется в осознаваемой личностью потребности совершать действия на основании собственных ценностных ориентаций, разворачивающихся на «поле» эмоциональных переживаний и волевых усилий.

 Установку можно характеризовать как готовность личности к определенной деятельности, необходимость которой связана с объективно существующей потребностью и ситуацией. Установка проявляется в устоявшейся склонности к определенного рода восприятию и поведению. На основании установок личности можно судить о ее взглядах, ценностных ориентациях, относящихся к разным формам бытовой, общественной или профессиональной жизни. Нередко установки бывают неосознанными для человека.

 Кроме того, можно разделить установки на позитивные, негативные и нейтральные. Позитивная установка позволяет личности воспринимать явления, события или свойства предметов, основываясь на доверии и доброжелательности. При негативной установке, напротив, указанные признаки представляются в искаженном виде, как чуждые и не вызывающие доверия. С помощью нейтральной установки опосредуется влияние внешних воздействий, личность может находиться в равновесии со средой. Знание содержания установок позволяет с определенной точностью предсказывать поведение человека в соответствующих ситуациях.

Позиция – устойчивая система отношений человека к конкретным сторонам действительности, которая находит проявление в соответствующем поведении. Позиция личности объединяет совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель для личности – это желаемый результат ее деятельности или окружающих людей. Типология целей многообразна, выделяются: близкие, ситуационные / отдаленные цели; общественно значимые / приносящие вред обществу; альтруистические / эгоистические и др. Цель может быть поставлена конкретным человеком или группой людей; в ее основе могут преобладать потребности, интересы или возможности ее достижения. Ключевую роль в процессе целеполагания играют: информация о реальном положении дел, процессы мышления, особенности эмоционального состояния, мотивы будущей активности. Достижение цели строится с помощью системы действий, которые направлены на результат. Таким образом, направленность личности формируется в процессе онтогенеза посредством обучения и воспитания, в том числе при подготовке к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности в ходе получения высшего образования.

 

Важно!

Все эти определения будут вами использованы при написании эссе на темы:

 

  1. «Человек немыслим вне общества».                                                                                                                                                                                                             Л.Н. Толстой
  2. «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему».

                                                                                                                     А. Франс

      3.«Человек вне общества или бог или зверь».                          

                                                                                                                     Аристотель

       4.«Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение

            определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет

           каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития».

                                                                                                                   Б. Д. Парыгин

       5.«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

                                                                                                                    В.Г. Белинский

      Эссе после праздников писать придется , и не одно!

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП (общественные науки)

Идеальный тип — методологическая конструкция, разработанная немецким социологом Максом Вебером (1864-1920). Ключом к его формулировке идеальных типов является сосредоточение внимания на том, что мотивирует социальные действия. Вебер считал, что мы можем понять человеческие действия, обнаружив субъективные значения, которые акторы придают своему собственному поведению и поведению других. Для Вебера субъективные значения важны для понимания законов и закономерностей, которые создают социальные структуры и управляют ими.Эти закономерности можно обнаружить, потому что единообразие социальных действий широко распространено; действия часто повторяются одним и тем же человеком, и они соответствуют субъективному значению, которое акторы придают им.

Идеальный тип служит способом определения сходств, а также отклонений, обнаруженных в эмпирических случаях. Идеальные типы не относятся к моральным идеалам или средним статистическим данным; они описывают не индивидуальный образ действий или идеальный случай, а типичный.Они представляют собой аналитические конструкции, которые позволяют исследователю разрабатывать гипотезы, связывающие типы с условиями, вызвавшими событие, явления или социальную структуру, или с последствиями, вытекающими из их возникновения. Поскольку они представляют собой совокупность всех необходимых характеристик действия или действия, эти типы редко появляются в реальной жизни и не представляют единственную возможность для определенного образа действий. Другими словами, идеальные типы не исчерпывают и не полностью отражают конкретную реальность.Скорее, они являются аналитическими инструментами, которые позволяют исследователю находить черты, общие для всех разнообразных и уникальных социальных и исторических реальностей, для проведения сравнительного анализа. Классификация типов мотивированных действий позволяет нам проводить систематические типологические различия, например, между типами власти, а также обеспечивает основу для исследования исторических событий.

Вебер выделяет четыре основных идеальных типа для описания мотивированных социальных действий: цвекрациональных, веррациональных, эмоциональных и традиционных.Он организует эти типы действий с точки зрения их рациональности и иррациональности. Цвекрациональное действие — это социальное действие, в котором люди рационально выбирают как цели, так и средства. Веррациональное действие характеризуется стремлением к цели, которая сама по себе может не быть рациональной, но, тем не менее, достигается рационально. Аффективное социальное действие основывается на эмоциональном состоянии актера, а не на рациональном взвешивании средств и целей. Традиционные действия руководствуются привычными привычками мышления, полагаясь на то, «как это делалось всегда».»Вебер интересуется современным европейским и североамериканским обществом, где он видел, что в поведении все больше доминирует целеустремленная рациональность, тогда как раньше оно было мотивировано традициями, аффектом или ценностно-ориентированной рациональностью.

Наиболее понятный тип по Веберу — это рациональное действие, потому что оно определяет рационально организованные и управляемые структуры, такие как бюрократия. Бюрократические организации характеризуются обезличенностью, рутинизацией, предсказуемостью и рациональным расчетом затрат и выгод.Используя идеальные типы, Вебер смог доказать, что характерная форма современных институциональных организаций, таких как государство, корпорации, вооруженные силы и церковь, является бюрократической.

Социология: идеальный тип и ценности в социальных науках

Социология: Документ I: Методология
Идеальный тип представляет собой основной метод сравнительного исследования. Это относится к созданию некой модели, которая включает наиболее характерные характеристики изучаемых явлений.
В каком-то смысле это преувеличенная картина конкретной реальности. Например, если вы хотите создать идеальный тип злодея в индийском фильме, вы можете создать образ человека с маленькими злыми глазами, усами, низким голосом и зловещим смехом, одетого в яркий костюм и несущего пистолет и окруженный «

гонд »! Конечно, не все злодеи в индийских фильмах такие. Но вы абстрагировали наиболее часто встречающиеся характеристики и создали аналитическую конструкцию.Этот идеальный тип можно использовать как мерило, с помощью которого социолог может сравнивать существующую реальность.

Идеальные типы помогают строить гипотезы. Используя идеальные типы, социолог может измерить реальное развитие и прояснить важные аспекты реальности. мы уже видели, как Вебер использовал идеальные типы «протестантской этики» и «дух капитализма», показывая связь между ними. Его исследование социологии религии, с которым вы теперь знакомы, отражает «историчность», которая является важным аспектом подхода Вебера.
Ценности в социальных науках
Наука часто описывается как «объективный» поиск истины. Он должен быть беспристрастным, беспристрастным и беспристрастным. Мы видели, как Дюркгейм отстаивает объективное понимание социальных фактов и как он рекомендует социологу освободиться от предрассудков и предвзятых представлений.
Действительно ли возможна «объективная», «свободная от ценностей» наука, естественная или социальная?
Согласно Веберу, ценности играют важную роль при выборе конкретной темы обучения.

Почему вы выбрали социологию в качестве факультативного курса? Определенные ценности направляли вас или легко, а может быть, вам не нравились другие факультативные курсы. Точно так же, если ученый решает изучить, скажем, поведение атома или жизнь и обычаи сельских индейцев, он / она руководствовались определенными ценностными ориентациями.

Вебер проводит четкое различие между ценностными ориентациями и оценочными суждениями. Исследователя или ученого могут побудить провести конкретное исследование из-за определенных ценностных ориентаций, но, согласно Веберу, он / она не должны выносить моральные суждения по этому поводу.Исследователь должен соблюдать этический нейтралитет. Его работа — изучать явления, а не выносить суждения о том, являются ли они «хорошими» или «злыми». Таковы вкратце основные методологические вклады Вебера.
К настоящему времени вы получили понимание отличительных методологических ориентаций каждого из трех отцов-основателей социологии. Пришло время задать важный вопрос, а именно: как они определили роль и задачи социолога? Ответ на этот вопрос поможет вам обобщить цели и задачи, которые они имели в виду, когда проводили соответствующие исследования социальных явлений.

Перейти к основному содержанию

Поиск