Идеал в психологии: Идеал — Психологос

ИДЕАЛ — Pro-Psixology.ru

— образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы, класса.

В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Мораль первобытнообщинного и раннего рабовладельческого общества еще не содержит представления о нравственном идеале в полном смысле этого слова. Впервые оно приобретает значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда фантастический образ морально совершенной личности — Иисуса Христа, человека-бога, противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». Характерно, что этот идеал обращен не в будущее, а в прошлое, и идеальный персонаж рисуется не в виде активного борца за переустройство жизни, а в виде великомученика, искупающего своими страданиями грех человечества.

В христианской морали идеал представляется, как правило, недостижимым для людей. Несмотря на отвлеченность нравственных идеалов прошлого, они всегда воплощали в себе определенные исторические устремления людей, выражали их неудовлетворенность моральными нормами, бытующими в обществе социальной несправедливости.

Кроме нравственного идеала, есть общественный идеал. Это образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей

справедливости и наилучшем общественном устройстве.

Общественные идеалы всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.

Что включалось всегда в общественный идеал как понятие нравственности?

  1. Осуществление конечного назначения человека,
  2. наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми,
  3. соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением, между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья.

В истории духовной жизни общества складывались прогрессивные идеалы, которые в какой-то мере предугадывали ход дальнейшего общественного развития, были идейным знаменем революционных движений. Были идеалы реакционные, обращенные в прошлое, отражающие интересы классов, уходящих с исторической арены. Идеалы могут ориентировать народные массы на практическое переустройство, совершенствование общества или быть иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний. Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», которое должно якобы наступить как результат божественной милости, независимо от действий людей. Но все идеалы прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости, они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов. Таковы были учения социалистов-утопистов (Т.

Кампанелла, Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), которые предугадывали некоторые черты будущего социалистического и коммунистического общества, но не могли указать действительные пути его осуществления. Марксистско-ленинское учение о построении коммунистического общества представляет собой не просто нравственное требование или пожелание, а научную теорию, опирающуюся на объективный анализ исторических законов.

При оценке поступков человека с точки зрения коммунистической нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни, к которому мы стремимся.

Поэтому коммунистическая нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами.

Особенность коммунистического идеала состоит в том, что он выражает не абстрактную идею морального праведника, а конкретное представление о всесторонне развитой личности; он ставит задачу воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Этот идеал связывается с вполне реальными интересами и потребностями дальнейшего развития человека. Его осуществление мыслится не как результат простого нравственного самосовершенствования, аскетического самоотречения, а как итог коллективной деятельности людей, строящих самое гуманное и справедливое общество — коммунистическое.

Тот, кто имеет нравственный идеал, кто следует этому идеалу, тот уже осуществляет строительство нашего справедливого общества. Особенно важно иметь идеал молодым людям. Их идеал может быть неточно обозначен, даже невыразим, но одно наличие светлого,доброго, сильного идеала уже заставляет человека жить с повышенными требованиями к себе.

В детские годы понятие идеала закладывается через сказки, через героев, олицетворяющих добро и зло. В отрочестве человек иногда встречает в жизни идеального человека, чаще находит его на страницах книг. Для кого-то это Дон Кихот или князь Мышкин, для кого-то Павел Корчагин, Татьяна Ларина. При этом положительный герой и идеальный образ совсем не обязательно совпадают.

Юноши, обдумывающие житье, решающие делать жизнь с кого, ищут своего героя на страницах книг серии «Жизнь замечательных людей». Подлинные герои, жившие и живущие на земле, — убедительное свидетельство реальности идеала.

Впрочем, разговор на эту тему сейчас будет продолжен в следующей статье.

Идеалы и мораль общества — Психология PRO

В статьях я часто говорю о явлениях, которые мы без тени сомнения наивно проглатываем «с закрытыми глазами» – принимаем их как должное, за чистую монету, без критического анализа, словно божественные аксиомы, не требующие никаких доказательств. С таким восприятием жизнь кажется неоправданно простой и понятной, все разложено по полочкам: здесь у нас «плохие», там «хорошие», здесь «правые», там «левые», здесь «нормальные», там «патологичные». Источником таких вот несомненных, идеальных «истин» для нас выступают любые авторитетные органы – будь то новостные передачи, мнение отдельного человека, религиозные постулаты, или общественная мораль. Авторитетные источники настолько облегчают жизнь, что фактически лишают необходимости самостоятельно думать и принимать решения.

Нет, сегодняшняя статья не о политике. Я понимаю, что тема в «тренде» – нынче модно обличать политиков и сомневаться в чистосердечности СМИ, но в этих материях я не разбираюсь, и не вижу в этом особого смысла, когда реальная «проблема» сидит глубже – в самом стиле общественного мышления. Как и прежде, считаю, что все внешние проблемы – лишь прикрытие внутренних, индивидуальных.

Изначально, вообще, планировал продолжить тему прошлой статьи об отношениях. Но как это часто бывает, унесло меня совсем в другое русло. Так происходит, когда для понятного выражения главных идей требуется несколько предварительных теоретических абзацев. Иначе эти главные идеи звучат голословно и безосновательно.

Стражи поведения

Если немного округлить, все мы мыслим готовыми, шаблонными формами, где «плохое» и «хорошее» прописаны по умолчанию. К примеру, верность в отношениях мы рассматриваем как несомненное благо, а измену как «грешное» зло. Хранишь верность – молодец. Изменяешь – предатель и грешник. Этот традиционный взгляд принимается как несомненный идеал. Всем априори ясно, что изменник – «плохой», ему положено испытывать угрызения совести, а блюститель верности – «хороший», ему собой можно гордиться. Но психолог – не психолог, если принимается на общий лад судить и оценивать. Для психолога хорошего и плохого нет. Есть лишь целесообразное (выгодное, продуктивное) и нецелесообразное. Психолог – не бунтарь, идущий наперекор нравственности, а исследователь, подвергающий идеалы трезвому анализу.

Я не говорю, что общественные идеалы и мораль – это что-то «плохое». Чтобы выносить такие суждения, нужно самому быть морализатором, и слепо верить в «хорошее» и «плохое», не разобравшись в сути явления. Я даже не могу сказать, что мораль бесполезна и невыгодна. Она просто искусственна – как суррогат или подделка чего-то реального. И, в зависимости от обстоятельств, может приносить свою выгоду и свои убытки.

В обществе, где граждане сами не понимают, для чего им воздерживаться от воровства, вандализма и хулиганства, общественная и духовная мораль становится стражем поведения. За легкую провинность получай чувство вины и угрызения совести. За тяжелую – то же самое, плюс заключение под стражу, чтоб неповадно было. За небольшое отличие – гордость , за серьезное – грамоту и общественное признание.

Такая мораль вполне оправдана. Как родителям трудно доходчиво объяснить ребенку, почему их надо слушаться, также и обществу донести целесообразность нравственного поведения до граждан не представляется возможным, поэтому, чтобы «синтетические» законы государства казались натуральными, их сдабривают духовной и общественной моралью. Поэтому у всех по умолчанию в голове прошито, что добропорядочным быть «хорошо», а нарушать мир и порядок – «плохо». Такое положение вещей в философии называют категорическим императивом – принудительным, безусловным требованием без всяких возражений.

Ну, согласитесь, ведь буквально каждый «знает», что лживость, жадность, трусость, агрессивность и зависть – это плохо! А честность, щедрость, смелость, любовь и доброта – хорошо! Хотел к «хорошему» добавить скромность, но в наше время этот идеал уже не так прочен. В наше время «правильно» и модно быть в меру наглым и «раскованным».

Слепая морализация

Мы воспринимаем идеалы общества как законы вселенной, а между тем, все они – искусственны, и закреплены в нашем сознании при помощи условных рефлексов. Нас попросту обучили испытывать муки при совершении неугодных поступков и гордиться угодными. Обучили родители, поэтому и рефлексы у всех разные в зависимости от родительских прихотей.

Вот и получается, что стыдимся мы порой совершенно противоположных вещей. Посмотрите и подумайте, чего вы боитесь? За что привыкли себя мучить угрызениями совести? На какие манипуляции ведетесь? Что доказываете окружающим? Есть ли в вас демонстративная доброта, щедрость, благородство, смелость, воздержанность?

На каком-то этапе личного развития от искусственных идеалов, видимо, никак не отвертеться. Но по итогу все они приводят к такому алогичному стилю мышления, который в психологии называют «мистическим», пропитанным иррациональными требованиями к себе и к жизни. Под мороком идеалов мы не принимаем жизнь, как есть, а начинаем требовать от себя и окружающих невозможного, несвойственного реальной природе вещей. На этой почве и формируются практически все неврозы. В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями.

«Не можешь быть добрым? Все равно должен! Никак не можешь? Тогда стыдись, ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм и возлюбить ближнего? Значит, виноват!» Следуя такой нелогичной логике, человек вынужден врать себе и окружающим, принуждая себя к неестественной «доброте», когда внутри все кипит от злости.

А если человеку таки удалось себя переломить и накачать идеалы силой, подавляющей естественные желания, его жизнь неизбежно становится клеткой тех самых категорических императивов – безусловных принудительных требований к себе и окружающим. А кто этим требованиям не следует, тот вызывает раздражение, кажется неправильным и дурным.

Этим переживанием руководит засевшее в глубине души идеалиста чувство несправедливости. Внутренний голос как бы вопрошает: «Как же так? Ведь я мучаюсь! Соблюдаю правила! Значит и другие должны мучиться! Иначе, выходит, что я зря страдаю. Я должен как-то свои страдания оправдать. Иначе, выходит, что я лопух и страдал все это время напрасно. Иначе выходит, что кругом нормальные люди, а я со своими идеалами – желчный зануда!».

Чем крепче и выше идеалы, тем реалистичней мираж, в котором наша жизнь представляется преисподней несправедливости, где единицы достойных людей находятся под вечным гнетом богомерзких мерзавцев. Следуя идеалам, мы даем себе «пряник» веры в собственный героизм и превосходство над порочным социумом. Нарушая идеалы, мы себя же отделываем психическим хлыстом ненависти к себе, проявленной в стыде и чувстве вины.

Иррациональные идеалы

На каком-то этапе принудительная, искусственная мораль становится очевидно невыгодной. Задача психолога в этом случае – показать клиенту, где и как он себя своими же идеалами обвел вокруг пальца, помочь увидеть происходящее и взвесить целесообразность собственных требований к себе и окружающим.

Именно там, где идеалы начинают прижимать и требовать непомерных жертв, приходит пора их изобличения. Нет ничего плохого и хорошего, нет правильных и ложных путей. Человек рядом с нами не может стать добрым, умным и святым не потому, что он плохой, а потому, что таков его текущий жизненный опыт. Никто не может иначе. Каждый руководствуется собственным внутренним кнутом и пряником.

Но идеалы, как выше уже говорилось, иррациональны. Они обходят истину стороной, и слепо требуют свое, несмотря на полную безосновательность и бесполезность притязаний. И там, где планка идеалов, очевидно, завышена, надо бы уметь признавать правду. Ну не может простой смертный стать святым! Механизм, рассчитанный на 200 вольт не может выдать 400, а если выдаст, то сгорит и сломается.

Разумеется, я, к примеру, не утверждаю, будто ложь хороша и лучше идеала правды. Действительно именно от вранья у всех нас возникает куча проблем. Но, порой, взгляды на ложь обходятся слишком дорого. Если идеалы – сродни вере в первородный грех, который даже понимать не надо, потому что это как бы само собой разумеется, что он ужасен, то можно смело говорить о наличии невроза.

Идеалист может считать, будто он чище и лучше других, на его стороне истина и справедливость, и он вправе судить, как должны жить другие. А дает ли приверженность идеалам право судить других? Уж не самим ли Богом мнит себя такой судья?

В первой книге и ранних статьях на progressman.ru я и сам говорил о важности устремления к светлому, пока не заметил, во что обращаются подобные цели. Они могут быть чем-то вроде путеводных маяков. И прекрасно, когда новичок может подойти к профессионалу, и получить дельный совет. Но если новичок принимается идеализировать, он не учится, не раскрывает собственный потенциал, а лишь копирует внешние черты профессионала – его манеры, повадки, стиль общения, надеясь таким образом к своему идеалу приблизиться.

На идеалы можно взглянуть с другой стороны и сказать, что безусловная вера в их истинность ни при чем. Каждый идеал, каждая моральная ценность может быть подкреплена адекватной философией – каким-то оправдательным пояснением. В таком случае речь идет уже не о плохом и хорошем, а как раз о выгодном и невыгодном. И говорить здесь уже особо не о чем – это действительно здравый подход. Но в статье речь о том, как по большей части происходит на практике. А происходит так, что мы своими идеалами себя крепко дурачим: не исследуем их, не пытаемся постичь, а наивно проглатываем, будто нечто надежное и окончательно ясное.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Раскрепощение и социопатия
  • Грехи, карма и общественная мораль
  • Социальная система ценностей и заблуждений
  • Стереотипы общества и свобода личности
  • Сделка с дьяволом

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.

ru!

Эго Идеал/Идеал Эго | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено

Два понятия идеального эго и идеального эго могут показаться Фрейду взаимозаменяемыми. Однако их первое появление в «О нарциссизме» (1914c) показало, что они отличаются в той мере, в какой идеальное эго считается получателем любви к себе, которой эго наслаждалось в младенчестве. Различие между реальностью и идеализацией этой реальности, усиленное тем фактом, что с младенчества эта реальность кажется навсегда утраченной. Эго-идеал, с другой стороны, представляет собой динамическое понятие: личность, как писал Фрейд, стремится вновь обрести нарциссическое совершенство своего младенчества в новой форме эго-идеала, которая откладывается как цель, которую нужно достичь в будущем. будущее. Таким образом, идеальное эго можно рассматривать как ностальгический пережиток утраченного нарциссизма, в то время как идеальное эго представляется динамическим образованием, поддерживающим стремление к прогрессу.

Идеальное эго — это модификация инфантильного нарциссизма и сопровождающего его всемогущества. Что отличает его от идеала Эго, так это то, что в случае последнего Эго получает ту самооценку, к которой оно стремится, только подчиняясь предписаниям, вытекающим из того, что Фрейд позже назвал Супер-Эго. С другой стороны, идеальное Эго не полностью эквивалентно Эго, поскольку всемогущество утрачивается при инфантильном нарциссизме. Такое всемогущество лишь частично восстанавливается в мечтах и ​​фантазиях, которые делают человека героем и победителем. Отличие здесь в том, что Эго-идеал, тесно связанный с Супер-Эго, формируется не на основе иллюзорного всемогущества, а по образцу родительского, а точнее по Супер-Эго и его идеалам. Таким образом, идеальное эго представляется способом сократить работу, которую требует идеал эго, предполагая, что его цели или любые другие, которые могут быть еще более высокими, уже достигнуты.

Герман Нунберг определил идеальное Эго как сочетание Эго и Оно. Эта деятельность является результатом всемогущего нарциссизма и проявляется как патология. Даниэль Лагаш (1961) развил последствия этого понятия идеального эго, особенно с точки зрения правонарушений. Идеальное Эго возникает в отличие от Супер-Эго и связано с первичной идентификацией с другим существом, наделенным всемогуществом, как в случае с идентификацией младенца с фаллической матерью. Лагаш подчеркивает, что в подростковом возрасте «идеальное Эго реинвестируется или усиливается, часто за счет новых идентификаций с выдающимися людьми. Подросток заново идентифицирует себя с идеальным Эго и стремится таким образом отделиться от Супер-Эго и Эго. идеал» (Лагаш, стр. 227-228).

Лакан продолжил анализ этого понятия, сделанный Лагашем, в следующих терминах: «В отношении субъекта к другому как к авторитету эго-идеал, повинующийся закону, чтобы угодить, приводит субъекта к неудовольствию самого себя в качестве платы за повиновение заповеди. «Идеальное эго», рискуя не понравиться, торжествует, только вызывая неудовольствие вопреки заповеди» (1966, с. 671). Для Лакана идеальное эго — это нарциссическое образование, связанное со стадией зеркала.

Софи де Мийолла-Меллор

См. также: График желания; Идентификация; Воображаемый; Воображаемая идентификация/символическая идентификация; схемы L и R; Закон отца; Оптическая схема; образ самого себя; Унарный признак.

Фрейд, Зигмунд. (1914с). О нарциссизме: введение. ЮВ, 14 : 67-102.

Лакан, Жак. (1966). Écrits . Париж: Сеуй.

——. (2004). Écrits: Подборка (Брюс Финк, пер.). Нью-Йорк: WW Norton.

Лагаш, Даниэль. (1961). Психологический анализ и структура личности. In Oeuvres IV, 1956-1962 . Париж: Presses Universitaires de France, 1982.

Нунберг, Герман. Принципы психоанализа . New York: International Universities Press, 1955.

Международный словарь психоанализа

Еще из encyclopedia.com

perfect , perfect •beau ideal, perfect, real, surreal •лабиальный • микробный • супружеский •наречный, пословичный •прандиальный • радиальный • медиальный • мондиальный • сердечный, экзорди… Идеализм , Идеализм как онтологическая или эпистемологическая доктрина утверждает, что реальность или то, что может считаться реальностью для людей, определяется разумом. Под… Грандиозностью, манией величия принято понимать психическое поведение, характеризующееся чрезмерным стремлением к власти и славе и иллюзорным чувством всевластия… Идеальный тип , Идеальный тип — методологическая конструкция, разработанная немецким социологом Максом Вебером (1864–1819).20). Ключом к его формулировке идеальных типов является фокус на… Суперэго. Суперэго является одним из трех факторов, составляющих психический аппарат во второй топографии Фрейда, структурной теории (1923b). Это приводит к тому, что… Универсализм С конца девятнадцатого века дебаты вокруг вопросов, касающихся универсализма и универсализируемости, усилились. Против претензий на ун…

Об этой статье

Обновлено О Содержание encyclopedia.com Распечатать статью

Вам также могут понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Эго Идеал

Эго Функции

Эго Чувства

Границы Эго

Эго Автономия

Эго и механизмы защиты,

Эго и Ид,

Эгнот, Лесли (1963–)

Эгмонт, Маунт

Эгмонт, Джон Персиваль, 1-й граф

Эгмонт

Эгмонд, Макс (Рудольф) фургон

9000 2 Эгмонд (Эгмонт), аббатство

EGmbH

EGM

Эглон

Эглинтон, Уильям (1858-1933)

Эглин, Джон 1962–

Эглин, Энтони

90 002 Эгли, Иоганн Генрих

Эгли, Ида Раэ

Эглевски, Андре

Эглтон, Клайв 1927–2006

Эглтон, Клайв (Фредерик) 1927- (Патрик Блейк, Джон Таррант)

Эглтон, Клайв

Эго Идеал/Идеал Эго

Эго Личность

Эго Интересы

Эго-психология

Эго-психология и проблема адаптации

Эго-состояния

Эго-путешествие

Эго, изменение

Эго, повреждение, нанесенное

9000 2 Эго-Инстинкты

Эго-Либидо/Объект-Либидо

Эго-психология и психозы

Эго-синтонизм

Эго-отключение

Эгоцентризм

Эгоцентризм

Егофф, Шейла А.

9000 2 Эгофф, Шейла А. 1918-2005

Эгоизм и альтруизм

эгоистический

эгоистический суицид

эгоистический

программирование без эго

Эгольф, Тристан

Эго lf, Тристан 1971-

Эгольф, Тристан 1971–2005

Эго Идеал | Encyclopedia.com

Концепция эго-идеала впервые появилась в книге Зигмунда Фрейда «О нарциссизме: введение» (1914c). Эго-идеал занимает место утраченного в детстве нарциссизма и обещает возможную реализацию нарциссизма в будущем. Концепция Фрейда об идеале Эго поддержала другие, более ранние концепции, такие как моральное сознание, цензура и самооценка, и сделала возможным оригинальное понимание формирования массового движения и его отношения к лидеру (19).21с).

Эго-идеальное и Супер-Эго вместе с идеальным Эго образуют группу агентов, которые следует четко различать, хотя Фрейд иногда использовал первые два взаимозаменяемо. Фрейд представил суперэго в Эго и Ид (1923b). Это позволило ему отличить нормативный аспект психики (Супер-Эго) от мотивационного аспекта, направленного на достижение цели (Эго-идеал). Однако первоначально оба аспекта присутствовали в Я-идеале, который также не отличался от идеального Я. Это отсутствие дифференциации вновь появилось в

Новые вводные лекции по психоанализу (1933a [1932]), где идеал эго стал функцией суперэго.

Эго-идеал формируется, когда ребенок под решающим влиянием родителей, воспитателей и других окружающих вынужден отказаться от своего инфантильного нарциссизма. Это становится возможным благодаря формированию этого заменителя, Я-идеала, который оставляет открытой возможность того, что в будущем ребенок сможет воссоединиться с Я и идеалом. Это развитие Я-идеала ребенка, здесь объединенного с Супер-Эго, происходит через идентификацию ребенка с родителями или, точнее, с родительским Супер-Эго. В Эго и Ид (1923b), Фрейд указывает на то, что суперэго развивается из идентификации с отцовской моделью. Чтобы произошла идентификация, эротический компонент должен быть сублимирован. В результате уже не в силах связывать деструктивную составляющую психики. Все это создает либидинозный раскол. Следовательно, суперэго становится суровым, даже саморазрушительным. Отсюда возникает чувство бессознательной вины, и при меланхолии ребенок находит то же Я-идеал, оторванное от Я, бушующее против него.

Эго-идеал требует, чтобы субъект внес изменения для достижения идеала, но существование эго-идеала не означает, что субъект преуспел в достижении этой цели. «Человек, обменявший свой нарциссизм на дань уважения высокому идеалу Эго, не обязательно благодаря этому преуспел в сублимации своих либидинозных инстинктов» (1914с, с. 94). Таким образом, идеалист может отказаться видеть реальность, в том числе и реальность собственного либидинозного опыта, даже если он ничего не сублимировал в смысле изменения цели и объекта влечения.

В той мере, в какой Эго-идеал объединяется с Супер-Эго, оно включает моральную совесть, которая постоянно сравнивает актуальное Эго с Эго-идеалом. Точно так же цензура и подавление сновидения могут быть связаны с идеалом эго. На самом деле идеал Эго включает в себя все ограничения, которым эго должно подчиняться, чтобы соответствовать образу, оторванному от собственного нарциссизма и спроецированному перед ним. Эго-идеал — это не только критик; когда что-то в Эго совпадает с идеалом Эго, это также может вызвать ощущение триумфа, при котором повышается самооценка.

Когда идеал эго заменяется идеализированным объектом, идеал эго может быть замкнут на возбуждение эго. «Во многих формах любовного выбора даже очевидно, — писал Фрейд, — что объект служит заменой какого-то нашего собственного недостигнутого эго-идеала» (1921с, с. 112). Эта идея привела Пьеру Оланье (1979) к разработке концепции отчуждения, где отношения носят либидинальный характер, поскольку в них вовлечен другой субъект, объект (например, азартные игры или наркотики) или даже деятельность (спорт, работа).

С концепцией эго-идеала Фрейд значительно обогатил понимание групповой психологии. Начав с анализа отношений между гипнотизером и гипнотизером, он определил группу как «множество индивидуумов, которые поставили один и тот же объект на место своего Я-идеала и, следовательно, отождествили себя друг с другом в своем Я». 1921с, стр. 116). Тогда все в группе коллективно способны подвергаться тому, что представляет этот теперь уже коллективный эго-идеал. Последствия хорошо известны. «Критика, осуществляемая этой инстанцией [эго-идеалом], молчит; все, что объект делает и о чем просит, правильно и безупречно. Совесть неприменима ни к чему, что делается ради объекта; в слепоте любви безжалостность доводится до уровня преступления. Вся ситуация может быть полностью сведена к формуле: объект поставлен на место Я-идеала» (19).21с, с. 113).

Даниэль Лагаш (1961), обсуждая структуру личности, выделил понятие «героической идентификации», нарциссического идеала всемогущества, что позволило ему объяснить некоторые аспекты преступного поведения. Джанин Шассеге-Смиргель (1985) определила различные возможные результаты для идеала эго, как извращенные, так и творческие.

Софи де Мийолла-Меллор

См. также: Отчуждение; невроз характера; коллективная психология; Героическое Я; Эго идеальное/идеальное эго; Нарциссический перенос; образ самого себя; Стыд.

Библиография

Оланье, Пьера. (1979). Судьбы удовольствия: Отчуждение, любовь, страсть . Париж: Presses Universitaires de France.

Шассеге-Смиргель, Жанин. (1985). Идеал эго: психоаналитическое эссе о болезни идеала (Пол Бэрроуз, пер.). Лондон: Книги бесплатных ассоциаций. (Оригинальная работа опубликована в 1975 г.)

Фрейд, Зигмунд. (1914с). О нарциссизме: введение. СЭ , 14: 67-102.

——. (1921с). Групповая психология и анализ эго. СЭ , 18: 65-143.

——. (1923б). Эго и Ид. СЭ , 19: 1-66.

——. (1933а [1932]). Новые вводные лекции по психоанализу. СЭ , 22: 1-182.

Лагаш, Даниэль. (1961). Психологический анализ и структура личности. Психологический анализ , 6 , 5-54.

Дополнительная литература

Блос, Питер. (1974). Генеалогия эго-идеала. Психоаналитическое исследование ребенка , 29 , 43-88.

Дойч, Элен. (1964). Некоторые клинические соображения об идеале Эго.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts