Идеал в психологии: Понятие идеала — Отрасли психологии

Стремиться к идеалу | PSYCHOLOGIES

Можно ли сказать, что идеалы делают нашу жизнь лучше? Конечно, нам нравится думать, что у нас есть представления об идеальном мире, идеальном обществе, идеальных отношениях, к которым мы в глубине души стремимся. Словом, идеал украшает жизнь и придает ей направление, но он же накладывает на нас ответственность. Если есть идеал, надо работать над тем, чтобы он реализовался. Но велик соблазн требовать, чтобы наши идеалы воплотили для нас другие. Мы знаем по опыту, что многие из нас не готовы ни за что отвечать, рассчитывая, что им «сделают хорошо». «Избалованный ребенок безусловно счастлив, но его счастье неустойчиво, потому что он не знает, что сделать, чтобы быть счастливым. Он своим счастьем обязан обстоятельствам», — поясняет Дмитрий Леонтьев. Вот, значит, в чем польза идеала: «если мы будем отвечать за свою жизнь, наше счастье будет больше зависеть от нас самих». Так продолжился наш диалог, в котором мы задали простые вопросы и получили на них неочевидные ответы. ..

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Psychologies: Что такое идеал?

Дмитрий Леонтьев Модель должного. Необязательно цель, скорее критерий сравнения. Мы сравниваем сущее с должным, реальное с желаемым и в зависимости от этого корректируем свои действия. Кроме того, идеал — это то, что, по нашему глубокому убеждению, могут оценить, поддержать и разделить с нами другие люди.

Идеал — это нечто недосягаемое?

Это вектор, направление. Идеалы задают направление, но не конечную точку. Как горизонт: мы идем к нему, а он отодвигается.

Как возникают идеалы?

Идеалы формируются сами по себе просто потому, что мы живем в обществе. Любая социальная группа вырабатывает коллективное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как надо и как не надо. Это и есть идеалы, именно их мы берем из разных групп. Сначала в семье, затем в других референтных группах, маленьких и больших, вплоть до человечества в целом.

Как понять, что у меня есть идеал?

Идеалы есть у всех, но не все в этом признаются и не все их осознают. Некоторые идеалы предполагают отрицание идеалов, к примеру, «я настоящий мужик, твердо стою на земле, и все эти глупости не для меня». Или желание иметь очень много денег — тоже идеал, а не потребность, как можно было бы подумать.

Если я чувствую, что у меня есть идеалы, что мне дает это ощущение?

Точку опоры. Возможность не плыть по течению, меньше зависеть от ситуации, не подчиняться внешним стимулам. Однако кроме идеала нужны еще и «нравственные мускулы», как называл их философ Мераб Мамардашвили.

Идеалы меняются в течение жизни?

Идеалы довольно устойчивы, и, если они рушатся, это ощутимый и болезненный процесс. Такие кризисы, конечно, случаются, но не каждый месяц. К примеру, кто-то верит в вечную любовь, но с течением времени убеждается, что ее нет. В результате кризиса идеалы могут поменяться. Но надо понимать, что диалог между людьми, у которых разные жизненные ценности, труден. С другой стороны, все международные отношения на этом строятся, дипломаты и политики ищут способы договариваться.

А в личных отношениях? Можем ли мы быть близки с теми, у кого другие идеалы?

«Идеал — это точка опоры, он дает мне возможность быть независимым от внешней ситуации, не плыть по течению, не подчиняться обстоятельствам»

У близких людей не может быть разных идеалов. Именно сходство идеалов объединяет нас в группы и противопоставляет другим общностям. Другие ценности могут возникать по мере того, как человек выходит из рамок группы. Например, дети, взрослея, начинают включаться в другие социальные группы, и их идеалы трансформируются: они пытаются самоопределиться, противопоставляют и сравнивают другие ценности с теми, которые имеют вес в семье, ищут свой путь. В результате они могут обрести что-то свое, предпочесть родительские ценности, найти компромисс.

В чем опасность идеалов?

Есть риск, что ради идеала мы откажемся от реальности. Зачастую она представляется настолько тоскливой и отталкивающей, что мы отворачиваемся от нее и попадаем в серьезную ловушку идеализации, рискуя своим душевным здоровьем. Здоровое развитие личности — это реализация реального «Я». Но может реализоваться и невротическое «Я»: не то, что мы есть на самом деле, а то, чем мы бы хотели быть. Уход в пространство идеалов делает невозможным самое важное — проложить путь от нынешней несовершенной реальности к тому, что хотелось бы получить.

То есть задача в том, чтобы соединить идеал и реальность?

Безусловно. Многие проблемы нашего общества, культуры связаны с противопоставлением идеала и реальности. Мы сильны в формировании идеалов, но слабы в прокладывании пути к ним. Вот знакомый говорит о своем настоящем, о том, как все плохо, уныло, беспросветно, но вдруг лицо его проясняется, в глазах зажигается огонь — «Но как подумаю, что будет лет через десять, так сразу жить хочется!» Вроде бы у него есть идеал, но он никак не связан с тем, что есть у него на данный момент. Его идеал — это другая, отдельная жизнь. Но нельзя исходить из того, что идеалы реализуются сами по себе. Необходим путь к желаемому. Идея «по щучьему велению» казалась очень мощным элементом нашего менталитета, как и установка «сидеть на печи тридцать лет и три года». В 1960-х годах ученые изучали, как фольклор различных стран соотносится с их экономическими успехами. Выяснилось, что связь очень четкая: в тех странах, где дети читали книжки, мотивирующие к достижениям, через 10–20 лет начинался экономический подъем. Это не обязательно сказки: книга «Властелин колец», к примеру, тоже очень полезна для развития ребенка. В ней много потрясающих экзистенциальных открытий и прозрений. Одно из главных заключается в том, что нет прямой связи между добрыми намерениями и добрыми поступками, и между злыми намерениями и злыми поступками. Добрые намерения необязательно приводят к добру и наоборот. Вы же помните, что кольцо всевластия уничтожил вовсе не Фродо…

Как проложить путь к идеалу?

Изменить отношение к реальности, перестать противопоставлять ее идеалу. Осознать, что, только трансформируя реальность, можно приблизиться к идеалу. Каждый человек может выбраться из среды, в которой преобладают неблизкие ему ценности. Попадая в разные социальные группы с разными идеалами, он может подобрать себе то, что ему нравится. Начать, к примеру, хорошо учиться вопреки тому, что в семье или близком кругу сверстников это не принято…

Не начинает ли раздражать со временем, что идеал неосуществим?

Надо учиться получать удовольствие от процесса. Жизнь — это процесс, и вся прелесть в процессе, а не в конечной точке, потому что эта точка у всех одна и та же. Даже лучше, чтобы она отодвигалась подольше.

Текст:Елена Шевченко

Новое на сайте

Как надо жить: мысли вслух — факты, сомнения и иллюзии

Тест: Что скажет о вас выбор автомобиля

«Подруга все наши разговоры передает своей матери. Как это прекратить, не обидев ее?»

«Мужчина бесится, когда я прошу его совета по работе»

«Как я выгляжу во время секса?» Оказывается, этот вопрос заботит не только женщин

Выбраться из пучины отчаяния: 3 главных шага

«Или мы с дочерью, или она»: история одного ультиматума

Сухой кашель: психосоматика и лечение

Идеалы.

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чём испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознаётся как независимое от него — общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлечённо знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно-значимое становится вместе с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщённое абстрактное выражение в нормах поведения, своё наглядное выражение они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал иногда может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нём может быть особенно подчёркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостаёт. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы, очевидно, неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, что он желает: то, что человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищённое воплощение того, чем он может стать.

Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.

Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «её настоящий идеал — это аскетический, но ростовщический скряга и аскетический, но производящий раб».208 Наша эпоха в нашей стране создала свой идеал, выдвинув в идеальном человеческом образе черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению.

Иногда идеалом служит обобщённый образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает определённая конкретная историческая личность, в которой эти черты особенно полно и ярко воплотились. Так, Сталин выдвигает Ленина в качестве идеала, который должен направлять поведение советских людей, служить им мерилом и образцом, и точно так же образ самого Сталина тоже служит сейчас для трудящихся всего мира таким же идеалом-образцом. Наличие определённого идеала вносит чёткость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. У наших детей, широко включённых в общественную жизнь, значительно чаще, чем у детей, живущих в замкнутой атмосфере буржуазной семьи, уже в раннем возрасте идеалом служит историческая личность, вожди и

герои Советского Союза.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

* * *

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться вдруг серьёзной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным нашим интересам, и забота об интересах, судьба которых только что ещё так волновала, теряет всякую актуальность. Они перестают почти для нас существовать. Непонятным, почти диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается — как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничего не угрожает — значит нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определённой последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется бОльшая или меньшая значительность либо убогость её внутреннего содержания. У одних людей всё сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчинённую роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг её потребностей, интересов, идеалов. Объём или широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством и содержательностью жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об её уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь идёт о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но сам-то интерес этот, эта мысль и страсть так значительны, что с их высоты перед личностью, даже и сосредоточенной на них одних, открываются всё же широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, для её строения и облика существенное значение имеет и их распределение. Жизнь одного человека целиком сосредоточена на чём-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; всё развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значительному — руслу. В других случаях в жизни и строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь личности. Наконец, бывает так, — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и многогранна и едина; её потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны, и тем не менее во всём своём содержательном многообразии сосредоточены вокруг единого центра, который и является подлинным средоточием духовной жизни данной личности.

В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная со всеми основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности даёт ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встаёт другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одарённости.

Что такое Я-идеал? Почему важно стремиться к своему идеальному Я?

Я притворялся тем, кем хотел быть, пока, наконец, не стал этим человеком. Или он стал мной. – Кэри Грант

Эта статья является частью серии из 8 статей, которые помогут вам стать более уверенными в достижении своих целей. Вот список всех статей этой серии:

  1. Повышение самооценки
  2. Преобразование вашей самооценки
  3. Повышение уверенности в себе
  4. Развитие самооценки
  5. Формирование здоровой самооценки
  6. Стремление к идеальному себе
  7. Притворяйся, пока не получится!
  8. Развитие мужества супергероя

Что такое самоидеал?

Я-идеал — это идеальная будущая версия «вас», которая включает в себя вашу личность, убеждения, ценности и поведение в различных условиях. Это можно обобщить следующим образом:

Мое идеальное «я» — это то, кем я хочу стать…

Мое идеальное «я» — это лучшая версия меня в любой ситуации…

«Идеальный ты» — это, следовательно, «ты», однако это не тот человек, которым ты являешься сегодня, а скорее тот, кем ты стремишься стать завтра, на следующей неделе, в следующем месяце, в следующем году и так далее. И все же это идеальное я не является состоянием совершенства; это не фиксированный пункт назначения или готовый продукт. На самом деле, это далеко не так. Это идеальное «я» постоянно развивается и изменяется, и поэтому оно имеет своего рода неуловимую природу.

Ваше идеальное я всегда должно быть на несколько шагов впереди вас. Фактически, даже если вы станете этой идеальной версией себя в какой-то момент в будущем, к этому моменту эта идеальная версия «вас» изменится, и поэтому вы все равно будете стремиться к этому идеальному себе. Это, конечно, важный прогресс, потому что он естественным образом ведет к здоровому росту и развитию.

Если однажды вы догоните свой идеал себя, то, возможно, это будет день, когда жизнь потеряет всякий смысл. Не имея ничего большего, к чему нужно стремиться, и без новых вызовов на горизонте, вы, естественно, окажетесь в состоянии вечного застоя. Не было бы мотивации расти или совершенствоваться, и в результате жизнь стала бы идеальной. Звучит, конечно, не так уж и плохо, правда? Но это тоже не очень хорошо. Это нехорошо, потому что достижение состояния совершенства ведет к скуке, беспокойству и неудовлетворительной жизни.

Все это, конечно, звучит довольно нелогично. Стать всем, кем вы когда-либо хотели быть, звучит как блаженство. И да, вы были бы правы. Как будто все твои мечты вдруг сбылись. Но это потому, что сегодня вы не тот человек, и именно путь к тому, чтобы стать таким человеком, принесет вам удовлетворение. Таким образом, не пункт назначения, а шаги, которые вы предпринимаете, чтобы добраться до пункта назначения, делают жизнь невероятно насыщенной, приятной и веселой. Более того, именно процесс обучения, роста и развития на этом пути делает жизнь действительно стоящей.

Учитывая все это, становится совершенно ясно, почему наш я-идеал должен быть неуловим по своей природе. Обычно это меняется со временем, потому что вы эффективно воссоздаете себя ежедневно через свой выбор, решения и действия. Каждая мысль, которой вы предаетесь, приводит к решению, которое ведет к действию. Эти действия формируют привычки и правила, по которым вы живете, которые формируют вашу будущую жизнь и поведение. На самом деле каждый опыт, который у вас есть, каким-то образом меняет вас. Эти изменения могут быть незначительными, однако они всегда влияют на то, каким человеком вы стремитесь стать (ваш я-идеал). И множество небольших изменений с течением времени приведут к большим изменениям в вашем видении себя в будущем.

Ваш идеал себя, конечно же, включает в себя множество ролей, которые вы играете. Например, вы можете быть матерью, отцом, сестрой или братом. Вы можете быть родителем, учителем, тренером, руководителем, сотрудником или работодателем. В каждой из этих ролей существует «идеальный ты». Например, вы можете стремиться стать лучшим отцом. В результате вы работаете над этой идеальной версией отца, которой вы хотели бы однажды стать, и это помогает вам расти и развиваться в роли отца. И то же самое верно для любой другой роли, которую вы играете.

Ваш рост и развитие в каждой роли — это топливо, которое подталкивает вас вперед в каждом принимаемом вами решении и каждом действии. И пока эти идеальные версии вас недосягаемы, вы будете продолжать стремиться и двигаться вперед. Поэтому именно эта идеальная версия вас эффективно подпитывает вашу мотивацию.

Все это хорошо, однако иногда мы идем по ложному пути, потому что поддаемся ожиданиям других людей. Эти люди формируют то, какими, по их мнению, мы должны быть в определенных ролях, которые мы играем. Это, конечно, может быть не так уж и плохо. Иногда нам просто не хватает ясности, чтобы понять, как мы можем расти и развиваться в рамках конкретной роли. Однако в других случаях уступка ожиданиям других людей может привести нас к далеко не оптимальному пути.

Суть в том, чтобы принять на вооружение то, что полезно, и позволить этому сформировать ваш идеал. Однако все, что вы берете на борт, вы должны сделать своим. Только так вы полностью примете то, что вам нужно сделать, чтобы преодолеть разрыв между тем, где вы находитесь, и тем, где вы хотите быть.

Найдите минутку, чтобы признать:

Я точно знаю, кто я…

Я принимаю то, кто я есть прямо сейчас…

Я стремлюсь стать лучшей версией себя…

Я посвящаю себя росту и развитию…

Когда вы знаете, кто вы есть сегодня (свое представление о себе), и когда вы полностью принимаете этого человека, тогда вы можете посвятить себя тому, чтобы стать лучшей версией себя, что, конечно же, происходит в процессе роста и разработка.

Вот, вкратце, что такое идеал себя. Речь идет о стремлении стать самой лучшей версией себя в каждой роли, которую вы играете. Но что, если вы не уверены? Что, если у вас недостаточно ясности, необходимой для воплощения этого идеала в жизнь? Что ж, это то, что мы рассмотрим дальше, разбив четырехэтапный процесс, который поможет вам сознательно начать формировать свой идеал себя, начиная с сегодняшнего дня.


Четыре шага к формированию вашего Я-идеала

Часто мы хотим быть лучше в определенных ролях и/или областях нашей жизни, однако мы никогда не уделяем достаточно времени прояснению того, что на самом деле означает «быть лучше». значит для нас. И поскольку мы несколько «слабы» в отношении того, что хотели бы улучшить, мы никогда не создаем достаточного импульса, чтобы двигаться вперед к желаемой цели.

Давайте не попадемся в эту ловушку, выполнив четырехэтапный процесс, который поможет вам сформировать свой идеал с целеустремленным намерением. Эти шаги предназначены для того, чтобы помочь вам проложить путь от того, где вы находитесь (ваше настоящее «я»), к тому, где вы хотите быть (ваше идеальное «я»), тем самым эффективно преодолев разрыв между ними.

Шаг 1: Анализ вашего настоящего и идеального «я»

Ваша первая задача – узнать себя на более глубоком уровне. Да, это означает бородавки и все такое. Это означает признавать те части себя, которыми вы довольны, и быть честными в отношении тех частей себя, которые, как правило, не соответствуют вашим личным стандартам и/или ожиданиям. Задайте себе следующие вопросы:

Что я больше всего ценю в себе?

Что бы я хотел оставить без изменений в будущем?

Что мне не нравится в моем нынешнем поведении?

Какие аспекты себя я хотел бы изменить в идеале?

Естественно, будут части вас самих, которыми вы вполне довольны и которые не хотели бы менять, однако будут и другие части, в которых вы увидите возможности для роста и совершенствования.

Например, подумайте о конкретных ситуациях, когда вы сталкиваетесь с невзгодами, конфликтами, совершаете ошибки и сталкиваетесь с трудными эмоциями. Это, без сомнения, сложные ситуации, которые могут выявить или не выявить лучшее в вас. Рассмотрите эти ситуации и спросите себя:

Как я обычно справляюсь с невзгодами?

Что мне делать, если я допускаю ошибки?

Как мне обычно разрешать конфликты?

Как справиться со сложными эмоциями?

Подумайте о том, «как вы себя чувствуете» в этих ситуациях, и подумайте, как вы могли бы улучшить свои навыки в этих областях. Ваши ответы на эти вопросы эффективно заложат основу вашего идеала себя.

Теперь давайте взглянем на этот я-идеал, исследуя, каким человеком вы хотели бы стать в идеале. Примите во внимание все свои ответы на предыдущие вопросы и спросите себя:

Каким человеком я хотел бы быть в идеале?

Какие стандарты я хотел бы соблюдать?

Во что я хотел бы верить о себе?

Здесь вы строите картину «себя». Это не тот, кто вы есть сейчас, а тот, кем вы в идеале хотели бы стать в будущем.

Теперь попробуйте разбить это еще дальше, заполнив следующие утверждения:

Я хочу быть человеком, который…

Я хочу быть человеком, который держит…

Я хочу быть человеком, который живет…

Я хочу быть человеком, который не…

Я хочу быть человеком, который решает… более четкое представление о том, каким человеком вы представляете себе стать в будущем. Теперь ваша задача состоит в том, чтобы просто выполнить эти позитивные изменения, однако это может быть не так просто, как кажется.

По большей части вполне возможно, что вы давно хотели внести эти изменения. Если это так, то что вас остановило? Что удерживало вас все это время? Выявление того, что сдерживало вас, может помочь вам лучше определить, что вам нужно сделать сейчас, чтобы двигаться вперед.

Однако одного ингредиента не хватает. У этого ингредиента есть «почему». Спросите себя:

Почему важно внести эти изменения?

Для того, чтобы внести изменения, у вас должна быть «причина» для внесения этих изменений в первую очередь. У вас должна быть достаточная мотивация, чтобы измениться, иначе ваши усилия будут мимолетными.

Чтобы это произошло, вы должны хорошо понимать, как использовать принципы боли и удовольствия. И боль, и удовольствие являются естественными мотиваторами, которые вы должны привнести в этот процесс, чтобы положительные долгосрочные изменения закрепились.

Шаг 2. Определите положительные образцы для подражания

Если вам все еще не хватает ясности относительно того, кем вы хотели бы стать, давайте кратко рассмотрим некоторые из ваших образцов для подражания. Это люди, которые вдохновляют вас своим поведением, словами и действиями. Ваша задача здесь состоит в том, чтобы использовать эти образцы для подражания в качестве катализатора, помогающего определить свое идеальное «я». Спросите себя:

Кем я восхищаюсь?

Почему я восхищаюсь именно этим человеком?

Что в них меня больше всего восхищает?

Какие качества, поведение, привычки и действия я хотел бы принять как свои собственные?

Речь, конечно же, идет не о том, чтобы стать другим человеком. Скорее, речь идет о моделировании того, чем вы больше всего восхищаетесь в этом человеке, чтобы помочь сформировать свое идеальное «я». Вы уже делаете это неосознанно каждый день. Когда вы общаетесь со своими друзьями или коллегами, у вас постепенно вырабатываются определенные привычки, которые у них есть, и которые вы воспринимаете как свои – к лучшему или к худшему. Так почему бы не выбрать сознательно те качества и привычки, которые вы хотели бы развить, вместо того, чтобы позволить им бессознательно стать частью вас?

Важно, чтобы выбранные вами качества, поведение и привычки помогали вам бросить вызов и вдохновляли вас становиться лучше. В этом заключается ключ к успешным долгосрочным изменениям.

Шаг 3. Опишите свой идеальный образ в конкретных ситуациях

Давайте теперь немного разберем эту идеальную версию себя, которую вы построили в течение первых двух шагов. Ваша задача здесь — создать подробную картину/описание «идеального себя». Это включает в себя ваши убеждения, качества и поведение. Это также включает в себя личные стандарты, которых вы будете придерживаться, и ценности, которыми вы будете жить. Кроме того, это также включает в себя конкретные действия, которые вы предпримете в определенных ситуациях.

Например, вы можете перечислить терпение как качество, которое вы хотели бы развить. Перечислить этот атрибут — хорошая отправная точка, однако сделать его частью вашей жизни — это то, что потребует от вас много работы и усилий. Поэтому вы можете начать этот процесс со списка:

Я терпеливый человек…

Однако теперь вам нужно расширить это утверждение следующим образом:

Терпеливый человек верит…

Терпеливый человек ценит…

Терпеливый человек проявляет терпение, когда… (конкретные ситуации)

Терпеливый человек реагирует на ошибки…

Терпеливый человек справляется с невзгодами…

Терпеливый человек справляется с конфликтами…

Терпеливый человек реагирует на сложные эмоции…

Терпеливый человек никогда не позволяет себе…

Потратив время на выполнение этих утверждений, вы начнете формировать более четкое представление о том, какого человека вам нужно стать для того, чтобы развить терпение. Здесь ничего не оставлено на волю случая. Вы тщательно изучаете, что действительно нужно, чтобы жить с терпением каждый день. И вы, конечно же, можете промыть и повторить этот процесс для мужества, решимости, любви, честности, смирения, спокойствия, амбиций и многих других атрибутов и качеств, в которые вы хотели бы вырасти. Путь, который вы выберете, конечно, полностью зависит от вас.

Шаг 4: Действовать как если бы…

Последний шаг этого процесса — ДЕЙСТВОВАТЬ КАК ЕСЛИ . Действуйте так, как будто вы уже являетесь идеальной версией себя в определенных ситуациях. Действуйте так, как будто вы уже воплощаете свои идеальные качества, убеждения и поведение, пока все эти вещи не станут частью того, кто вы есть.

Ключевым моментом здесь, конечно же, является последовательность. «Действуйте так, как если бы» последовательно в течение долгого времени, и вы в конечном итоге выработаете привычки, которые будут продвигать вас в направлении вашего идеального «я». Вы постепенно преодолеете этот разрыв и будете двигаться вперед оптимальным образом.


Получение дополнительной ясности относительно вашего идеального Я

Четырехэтапный процесс, описанный выше, дает нам хорошую отправную точку для создания вдохновляющего Я-идеала. Тем не менее, я хотел бы добавить пару дополнительных занятий, которые вы, возможно, тоже захотите попробовать. Эти занятия предназначены для того, чтобы дать вам более глубокое представление о том, каким человеком вы в идеале хотели бы стать. Используйте их, чтобы создать более четкое представление о своем идеальном «я».

Идеальный день

Идеальный день — это простой процесс визуализации, который побуждает вас представить идеальный день в какой-то момент в будущем.

Найдите минутку, чтобы сесть в тихом месте, где вы можете побыть в одиночестве в течение 15–20 минут, не отвлекаясь. Оказавшись там, начните визуализировать свой идеальный день, начиная с того момента, когда вы просыпаетесь первым делом утром. Спросите себя:

Где я?

Кто со мной?

Каково мое окружение?

Что конкретно делать в этот день?

Над какими целями я работаю?

С какими людьми я общаюсь?

Какой я человек в этот день?

Что особенно бросается в глаза в том, «как я себя чувствую» в этот день?

Как вести себя в различных ситуациях?

Визуализация ответов на эти вопросы поможет вам лучше понять, кем вы видите себя в какой-то момент в будущем. Это тогда по существу становится вашим самоидеалом, или, другими словами, человеком, которым вы стремитесь стать.

Вы, конечно, можете расширить эту визуализацию, спроецировав вперед и представив вашу идеальную неделю, месяц и/или год. Чем больше областей вашей жизни вы охватите этой деятельностью, тем лучше вы поймете, каким человеком вы видите себя в будущем.

Упражнение по прогнозированию будущего

Еще одно занятие, которое стоит пройти, побуждает вас проецировать себя вперед в очень конкретные ситуации в вашем будущем, когда вы имеете дело с невзгодами и неудачами; работа с ошибками и конфликтами; и/или пытаясь справиться со сложными эмоциями, такими как стресс, беспокойство, подавленность, тревога, страх и т. д. Постановка таких сценариев и представление себя в будущем, успешно справляющегося с ними, даст вам более глубокое понимание того, как выглядит ваше идеальное я.

Вот несколько вопросов, которые помогут стимулировать ваше мышление:

Как будущий я справляется с самыми трудными жизненными проблемами?

Как бороться с ошибками?

Что делать в случае неудачи?

Как мне справляться со сложными эмоциями? (уточните)

Как мне разрешить конфликт?

Как вести себя в стрессовых ситуациях?

Теперь примите во внимание все свои ответы и определите, каковы вы как личность во всех этих сценариях. Спросите себя:

Какой я человек во всех этих сценариях?

Какие конкретные качества и/или привычки проявляются?

Какие сильные стороны очевидны?

Какие ценные знания у меня есть?

Какие навыки я предпочитаю применять на практике?

В качестве последнего шага потратьте некоторое время на то, чтобы сопоставить всю информацию, которую вы собрали об этом «будущем вас». Вы можете сделать это, перечислив на листе бумаги все, что резонирует с вами на глубоком уровне. Все, что вы решите перечислить на этой странице, фактически станет вашим самоидеалом; кем вы в идеале хотели бы быть в какой-то момент времени. Ваша цель, конечно же, сейчас состоит в том, чтобы преодолеть этот разрыв между вашим нынешним «я» и вашим идеальным «я». Этот разрыв, конечно, редко, если вообще когда-либо, будет полностью преодолен, однако суть здесь в том, что он побуждает вас расти и развиваться с годами в позитивном ключе. Затем это фактически становится вашим путем к самореализации.


Путь к самореализации

Идея самоактуализации исходит от Абрахама Маслоу и его Иерархии Потребностей . В этой иерархии Маслоу перечисляет различные человеческие потребности, которые мы стремимся удовлетворить. Снизу вверх потребности следующие: физиологические, безопасность, принадлежность, уважение и самоактуализация. Каждая более низкая потребность должна быть удовлетворена, прежде чем мы сможем перейти к удовлетворению потребности более высокого уровня. И, конечно же, на вершине пирамиды находится акт самореализации.

Для целей этого обсуждения давайте поговорим о самореализации и о том, что это на самом деле означает. Однако вся эта концепция Иерархии Потребностей — очень увлекательная тема, которую я подробно исследовал в статье «Шесть человеческих потребностей». Настоятельно рекомендуется к прочтению, если вы хотите больше узнать о человеческих потребностях и о том, как вы можете использовать их для оптимизации своей жизни.

Что такое самоактуализация?

Самоактуализация в простейшей форме — это стремление к самореализации. Это внутреннее стремление, при котором вы стремитесь полностью раскрыть свой человеческий потенциал. Другими словами, это желание стать всем, на что вы, возможно, способны стать в течение жизни.

Фактическое состояние , когда вы «самореализуетесь», — это тот момент, когда ваш идеал себя очень сильно соответствует вашему образу самого себя; или, другими словами, в соответствии с вашим реальным поведением. Поэтому это момент, когда ваше нынешнее «я» во многом находится на том же уровне, что и ваше идеальное «я». Поэтому все, что вы визуализировали о своем будущем «я», очень сильно проявилось в вашей жизни; или это уже на пути к осуществлению.

Чуть ранее мы обсуждали, что ваше идеальное «я» очень неуловимо и что достижение состояния, в котором ваше настоящее и идеальное «я» совпадают, опасно, поскольку ведет к застою. Это по-прежнему верно, и очень верно, когда дело доходит до самореализации.

Самореализация означает, что вы достигли вершины своего путешествия. Это конец, и за этой вершиной больше ничего нет. Таким образом, в тот момент, когда вы достигаете этой вершины, вы ощущаете эту великолепную и эйфорическую энергию, проходящую через ваше тело. Однако это длится очень короткое время, а затем постепенно исчезает. Оно исчезает, когда вы начинаете понимать, что «вот оно», что «больше ничего нет за этой точкой». Вы полностью реализовали свой потенциал, и теперь, если вы не сделаете еще один шаг после этой точки, ваш уровень реализации начнет стремительно падать вниз с горы.

Несомненно, есть люди, которые действительно реализуют себя. Они достигают вершины своего пути, и поскольку их представление о себе теперь полностью соответствует (или около того) их я-идеалу, им больше некуда идти… кроме как вниз. Итак, вопрос в том, достигли ли они своего полного потенциала? И короткий ответ на этот вопрос, конечно, «нет»; конечно нет. Это только кажется, что они есть.

Полное раскрытие нашего потенциала путем самореализации невозможно, по крайней мере, в нашей человеческой форме. Всегда есть куда расти, совершенствоваться, приобретать больше знаний, идей и навыков. Поэтому самореализация — это не пункт назначения, а скорее путешествие, по которому мы путешествуем.

Да, эйфория вырвется наружу, когда в какой-то момент в будущем вы поймете, что ваше реальное поведение (представление о себе) очень тесно переплетено с вашим идеалом себя. Это невероятное место, но и опасное. Это опасно, если вы не поддерживаете процесс самореализации. И для этого вы не можете рассматривать самореализацию как пункт назначения, а скорее как путешествие, состоящее из прогрессивных вех.

Да, мы все хотим достичь уровня счастья и удовлетворения. Это прекрасное место, но это чувство длится очень короткое время, потому что счастье и удовлетворение приходят от путешествия перемещения из одного места в другое; перехода из более низкого состояния в более высокое состояние. Вот почему вы должны продолжать двигаться вперед, и именно поэтому крайне важно, чтобы ваш идеал оставался неуловимым и оставался на несколько шагов впереди того, где вы находитесь в своей жизни.

Да, конечно, работайте над преодолением этого разрыва, но по мере того, как вы начнете преодолевать этот разрыв, продолжайте его продвигать. Убедитесь, что ваш идеал самого себя находится в пределах досягаемости, но достаточно сложен, чтобы сделать ваше путешествие стоящим и интересным.

Путь к самореализации

Так что же нужно, чтобы успешно продвинуться на этом пути к самореализации? Что нужно, чтобы постепенно вносить постепенные улучшения, чтобы начать преодолевать разрыв между вашим представлением о себе и идеалом себя?

Прежде всего, это требует реалистичной оценки себя и своих способностей. Разрыв между вашим текущим «я» и вашим желаемым «я» в конечном итоге должен существовать, однако важно не тянуться к луне, когда вы еще не начали ползти. Ваш я-идеал должен быть сложным и в чем-то недостижимым, но не слишком сложным и не слишком далеко за пределами возможного. Нереалистичные ожидания часто сбивают вас с пути и приводят к большому разочарованию. В таких сценариях разрыв будет слишком значительным для вашего разума, и в результате у вас будет мало мотивации следовать этой идеальной версии себя.

Да, у вас вполне могут быть все эти высокие цели того, как вы видите себя в будущем, однако важно смягчить эти цели и построить более мелкие вехи на своем пути. Затем, когда вы достигаете одной из своих вех, вы устанавливаете перед ней еще одну веху и так далее. Это будет держать вас сосредоточенными, мотивированными и двигаться вперед к чему-то, что кажется достижимым и достижимым.

Во-вторых, путь к самореализации требует желания решать проблемы. А для решения задач вам понадобится чувство чуда и любопытство. Жизнь полна проблем, и человек на пути к самореализации преуспевает в решении проблем, которые помогут ему открыть возможности для продвижения вперед. Однако, чтобы решить проблему, вы должны сначала взять на себя ответственность за нее. Поэтому в этом путешествии нет оправданий. Вы должны взять на себя полную ответственность за свою жизнь, выбор, решения и действия и использовать свои трудности как возможность проявить себя творчески.

Да, вы, несомненно, столкнетесь с препятствиями на своем пути. Каждый путь, на котором вы движетесь от одного состояния бытия к другому, сопряжен с трудностями. Тем не менее, эти задачи призваны помочь вам стать сильнее и смелее. Поэтому вы должны учиться на каждом опыте, с которым сталкиваетесь в процессе самоанализа, а затем использовать это, чтобы двигаться вперед более оптимальным образом.


Ваш Я-идеал и достижение цели

Одна вещь, которая еще не была упомянута, это то, что путь к становлению «идеальным собой» — это единственный ключ, который вам нужен, чтобы помочь вам достичь целей, которые вы перед собой поставили.

Так много людей стремятся к достижению конкретных и конкретных целей, однако они слишком часто не достигают своей цели, потому что для достижения цели нам нужно топливо. И это топливо исходит от человека, которым вы становитесь на пути к этой цели. И, конечно же, то, кем вы становитесь, связано с «идеальным вами».

Учитывая все это, при постановке целей не просто учитывайте шаги, которые вам нужно будет предпринять для достижения цели. Подумайте также о том, кем вам нужно стать, чтобы заслужить эту цель.

На этом пути к цели вам нужно будет выработать определенные привычки, приобрести определенные качества, а также мыслить и действовать определенным образом. Все это в совокупности поможет вам стать тем, кем вам нужно быть, чтобы успешно достичь своей цели.

Принятие этой идеи как данности, к сожалению, приведет вас к заблуждению, потому что вы можете «иметь» только после того, как «станете».

Сначала СТАНЬТЕ , затем СДЕЛАЙТЕ , затем ПОЛУЧИТЕ … потом вы ДОСТИГНЕТЕ!  Наоборот никогда не бывает.


Пора усвоить эти понятия

Принесла ли вам эта статья пользу? Важно ли вам знать и понимать эту тему?   Хотите оптимизировать свое отношение к этой теме? Хотели бы вы найти метод применения этих идей в своей жизни?

Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, то я уверен, что вы получите огромную пользу от использования прилагаемой матрицы IQ в целях коучинга или самокоучинга. Эта интеллект-карта дает вам краткий визуальный обзор статьи, которую вы только что прочитали. Ветви, связывающие идеи и образы, моделируют то, как мозг думает и обрабатывает информацию. Это похоже на имплантацию мысли в ваш мозг — своего рода обновление, которое оптимизирует то, как вы думаете об этих концепциях и идеях. 🙂


Рекомендуемые пакеты IQ Matrix Набор из 10 карт «Уверенность в себе» включает в себя подборку карт, подобранных вручную, которые призваны помочь вам повысить уверенность в себе, когда вы сталкиваетесь с дискомфортом и неуверенностью. В набор Optimist 10 Map Bundle входит подборка карт, подобранных вручную, которые помогут вам развить позитивный психологический настрой, преодолевая личные трудности и невзгоды. Набор из 10 карт Self-Sabotage включает в себя подборку карт, специально подобранных для того, чтобы помочь вам устранить саморазрушительное поведение, мешающее вам достичь своих целей.

Если вас заинтриговала идея использования интеллект-карт для самосовершенствования , то я хотел бы пригласить вас стать участником IQ Matrix.

Если вы новичок в майндмэппинге или просто хотите попробовать, зарегистрируйтесь в программе бесплатного 12-месячного членства . Там вы получите доступ к более чем 90 интеллектуальным картам, визуальным инструментам и ресурсам на сумму более 500 долларов.

Если, с другой стороны, вы хотите получить доступ к постоянно растущей библиотеке из сотен визуальных инструментов и ресурсов, ознакомьтесь с нашими пакетами премиум-членства. Эти пакеты предоставляют вам полную визуальную справочную библиотеку для всех ваших личных потребностей в области развития.


Получите больше знаний…

Вот несколько дополнительных ссылок и ресурсов, которые помогут вам узнать больше по этой теме:

  • 4 шага к самореализации и становлению лучшей версией себя @ Huffington Post
  • Аватар и ваше идеальное Я @ Psych Central
  • Мечта Аватара об идеальном Я @ Psychology Today
  • Как стать тем, кем вы должны были быть @ Mind Body Green
  • Встретьтесь со своим идеальным будущим «Я» @ Psychology Today
  • Перестаньте пытаться быть счастливым и начните работать над своим самоидеалом @ Lifehacker
  • Мы играем в видеоигры, чтобы В погоне за нашими идеалами @ Time
  • Кем вы хотите быть? Создайте исследование характера для вашего идеального «я» @ Pick the Brain
  • Почему наше идеальное «я» кажется дальше от нас, чем другие @ PsyBlog

Эго-идеал | Энциклопедия.

com

Понятие идеала эго впервые появилось в книге Зигмунда Фрейда «О нарциссизме: введение» (1914c). Эго-идеал занимает место утраченного в детстве нарциссизма и обещает возможную реализацию нарциссизма в будущем. Концепция Фрейда об идеале Эго поддержала другие, более ранние концепции, такие как моральное сознание, цензура и самооценка, и сделала возможным оригинальное понимание формирования массового движения и его отношения к лидеру (19).21с).

Эго-идеальное и Супер-Эго вместе с идеальным Эго образуют группу агентов, которые следует четко различать, хотя Фрейд иногда использовал первые два взаимозаменяемо. Фрейд представил суперэго в Эго и Ид (1923b). Это позволило ему отличить нормативный аспект психики (Супер-Эго) от мотивационного аспекта, направленного на достижение цели (Эго-идеал). Однако первоначально оба аспекта присутствовали в Я-идеале, который также не отличался от идеального Я. Это отсутствие дифференциации вновь появилось в Новые вводные лекции по психоанализу (1933a [1932]), где идеал эго стал функцией суперэго.

Эго-идеал формируется, когда ребенок под решающим влиянием родителей, воспитателей и других окружающих вынужден отказаться от своего инфантильного нарциссизма. Это становится возможным благодаря формированию этого заменителя, Я-идеала, который оставляет открытой возможность того, что в будущем ребенок сможет воссоединиться с Я и идеалом. Это развитие Я-идеала ребенка, здесь объединенного с Супер-Эго, происходит через идентификацию ребенка с родителями или, точнее, с родительским Супер-Эго. В Эго и Оно (1923b), Фрейд указывает на то, что суперэго развивается из идентификации с отцовской моделью. Чтобы произошла идентификация, эротический компонент должен быть сублимирован. В результате уже не в силах связывать деструктивную составляющую психики. Все это создает либидинозный раскол. Следовательно, суперэго становится суровым, даже саморазрушительным. Отсюда возникает чувство бессознательной вины, и при меланхолии ребенок находит то же Я-идеал, оторванное от Я, бушующее против него.

Эго-идеал требует, чтобы субъект внес изменения для достижения идеала, но существование эго-идеала не означает, что субъект преуспел в достижении этой цели. «Человек, обменявший свой нарциссизм на дань уважения высокому идеалу Эго, не обязательно благодаря этому преуспел в сублимации своих либидинозных инстинктов» (1914с, с. 94). Таким образом, идеалист может отказаться видеть реальность, в том числе и реальность собственного либидинозного опыта, даже если он ничего не сублимировал в смысле изменения цели и объекта влечения.

В той мере, в какой Эго-идеал объединяется с Супер-Эго, оно включает моральную совесть, которая постоянно сравнивает актуальное Эго с Эго-идеалом. Точно так же цензура и подавление сновидения могут быть связаны с идеалом эго. На самом деле идеал Эго включает в себя все ограничения, которым эго должно подчиняться, чтобы соответствовать образу, оторванному от собственного нарциссизма и спроецированному перед ним. Эго-идеал — это не только критик; когда что-то в Эго совпадает с идеалом Эго, это также может вызвать ощущение триумфа, при котором повышается самооценка.

Когда идеал эго заменяется идеализированным объектом, идеал эго может быть замкнут на возбуждение эго. «Во многих формах любовного выбора даже очевидно, — писал Фрейд, — что объект служит заменой какого-то нашего собственного недостигнутого эго-идеала» (1921с, с. 112). Эта идея привела Пьеру Оланье (1979) к разработке концепции отчуждения, где отношения носят либидинальный характер, поскольку в них вовлечен другой субъект, объект (например, азартные игры или наркотики) или даже деятельность (спорт, работа).

С концепцией эго-идеала Фрейд значительно обогатил понимание групповой психологии. Начав с анализа отношений между гипнотизером и гипнотизером, он определил группу как «множество индивидуумов, которые поставили один и тот же объект на место своего Я-идеала и, следовательно, отождествили себя друг с другом в своем Я». 1921с, стр. 116). Тогда все в группе коллективно способны подвергаться тому, что представляет этот теперь уже коллективный эго-идеал. Последствия хорошо известны. «Критика, осуществляемая этой инстанцией [эго-идеалом], молчит; все, что объект делает и о чем просит, правильно и безупречно. Совесть неприменима ни к чему, что делается ради объекта; в слепоте любви безжалостность доводится до уровня преступления. Вся ситуация может быть полностью сведена к формуле: объект поставлен на место Я-идеала» (19).21с, с. 113).

Даниэль Лагаш (1961), обсуждая структуру личности, выделил понятие «героической идентификации», нарциссического идеала всемогущества, что позволило ему объяснить некоторые аспекты преступного поведения. Джанин Шассеге-Смиргель (1985) определила различные возможные результаты для идеала эго, как извращенные, так и творческие.

Софи де Мийолла-Меллор

См. также: Отчуждение; невроз характера; коллективная психология; Героическое Я; Эго идеальное/идеальное эго; Нарциссический перенос; образ самого себя; Стыд.

Библиография

Оланье, Пьера. (1979). Судьбы удовольствия: Отчуждение, любовь, страсть . Париж: Presses Universitaires de France.

Шассеге-Смиржель, Жанин. (1985). Идеал эго: психоаналитическое эссе о болезни идеала (Пол Бэрроуз, пер.). Лондон: Книги бесплатных ассоциаций. (Оригинальная работа опубликована в 1975 г.)

Фрейд, Зигмунд. (1914с). О нарциссизме: введение. СЭ , 14: 67-102.

——. (1921с). Групповая психология и анализ эго. СЭ , 18: 65-143.

——. (1923б). Эго и Ид. СЭ , 19: 1-66.

——. (1933а [1932]). Новые вводные лекции по психоанализу. СЭ , 22: 1-182.

Лагаш, Даниэль. (1961). Психологический анализ и структура личности. Психологический анализ , 6 , 5-54.

Дополнительная литература

Блос, Питер. (1974). Генеалогия эго-идеала. Психоаналитическое исследование ребенка , 29 , 43-88.

Дойч, Элен. (1964). Некоторые клинические соображения об идеале Эго. Журнал Американской психоаналитической ассоциации , 12 , 512-516.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts