ИДЕАЛЫ ЛАКАНА. Введение в Лакана
ИДЕАЛЫ ЛАКАНА. Введение в ЛаканаВикиЧтение
Введение в Лакана
Мазин Виктор Аронович
Содержание
ИДЕАЛЫ ЛАКАНА
С символическим и воображаемым порядками структуры субъекта связаны еще две инстанции, два идеала: я-идеал и идеал-я. Фрейд вводит эти понятия и пользуется ими как синонимичными. Понятия идеалов – идеал-я [Idealich] и я-идеал [Ichideal] – впервые появляются в небольшой, но принципиальной статье 1914 года «К введению в нарциссизм». Идеализация другого – способ сохранения нарциссической идеализации себя, форма самосохранения. Фрейд пишет: идеал человека – лишь замена утраченного нарциссизма детства, когда ребенок видел идеал в себе самом. В книгах начала 1920-х годов «Массовая психология и анализ человеческого я», «Я и Оно» Фрейд, используя понятие идеала, развивает психоаналитическую теорию субъекта, рождающегося в результате двустороннего процесса идеализации/ идентификации.
Эти различия проводит Лакан. Уже в своих ранних работах он различает я-идеал и сверх-я. Несмотря на то, что обе инстанции появляются в результате заката эдиповых отношений, в результате идентификаций с отцом, они несут с собой разные проявления двойственной роли отца. В работе 1938 года «Семейные комплексы в формировании индивида» Лакан пишет: сверх-я – бессознательная инстанция, чья функция – подавление сексуального желания, направленного на мать, в то время как я-идеал сознательно подталкивает к сублимации и устанавливает координаты, позволяющие субъекту занять мужскую или женскую сексуальную позицию.
На семинарских занятиях весной 1954 года Лакан обращается к теме нарциссизма, вычерчивает знаменитую оптическую схему с двумя зеркалами и выстраивает теорию двух нарциссизмов.
Один нарциссизм, первичный, связан со стадией зеркала, с идентификацией с другим, с идеализацией формы. Он относится к телесному образу. Формальная идеализация образа, впрочем, не просто служит источником всех вторичных идеализации, но исходно обнаруживает в себе вторичный нарциссизм – символическую идентификацию с другим. Именно символическая нарциссическая идентификация позволяет человеку определить свое воображаемое и свое отношение к миру. Именно эта идентификация определяет положение субъекта в мире и позволяет ему увидеть себя, структурировать свой мир и свое в нем место.Происхождение идеал-я связано с оптическими иллюзиями, с образом себя, выстроенным по образу и подобию другого. Образ этого идеального я действует как форма, дающая надежду на будущий синтез, к которому стремится я. Этот образ – иллюзия единства, на основании которой строится я. Идеал-я – вечно удаляющийся спутник я. Идеал этот – вектор обретения былого, предшествующего эдиповым отношениям, всемогущества. Хотя идеал-я сформирован первичной идентификацией, он навсегда остается источником идентификаций вторичных.
Важно то, что идеал-я не является законом, определяющим способ бытия субъекта в мире. Эту инстанцию можно понять как структурное требование, вписывающее в мир само событие субъективности подобно тому, как онтологическое доказательство не обосновывает существование бога, но вписывает в мир необходимость его бытия, как требование, которому мир должен соответствовать. Так просто надлежит быть!
Если идеал-я это источник воображаемой зеркальной проекции, то я-идеал – плод символической интроекции. Я-идеал – инстанция, возникающая благодаря эдиповым идентификациям. Я-идеал действует как интроецированное идеальное означающее. Это – усвоенный порядок закона, путеводная звезда, направляющая субъект на обретение своей позиции в символическом порядке. Я-идеал, указывает Лакан, – это другой в той мере, в какой он говорит; другой в той мере, в какой его связывает со мной символическое сублимированное отношение. Я-идеал структурирует отношения с другими в символической сети. Вслед за Гегелем Лакан повторяет: символ порождает мыслящих существ.
Именно слово позволяет идентифицировать субъекта. Именно слово – единица символического обмена между людьми. Таким образом, различие между идеалом-я и я-идеалом соответствует оппозиции другого с маленькой буквы и Большого Другого.Говорящий я-идеал попадает в мир объектов на уровне идеала-я. Понятия идеала-я и я-идеала выражают двойственное отношение субъекта к миру. Во-первых, субъект соотнесен с миром в символическом измерении и, во-вторых, его активность ограничена возможностями идеализации только определенного вида объектов, соответствующих нарциссическо-му интересу к собственному я. Фрейд приводит три примера, в которых внешний объект занимает место идеала в той точке, в которую субъект проецирует свой я-идеал.
Эти три примера – фантазм, гипноз, влюбленность. В каждом из этих случаев поглощение идеала объектом приводит и к утрате действенности инстанции я. Тотальная идеализация ведет к потере себя. Парадокс же заключается в том, что к этой потере ведет нарциссическая влюбленность: влюбленный, напоминает Лакан, любит свое собственное я; в другом он любит себя. Он обретает себя в другом. Такая, вполне психотическая идеализация, при которой субъект растворяется в объекте, резко отличается от отношений с другим, с объектом в рамках переноса.
Идеалы
Идеалы В одном месте в одно время жили как-то четыре мечтателя, и все они считали себя несчастными. Один был король. Власть, богатство, слава пресытили его, и он мечтал быть простым садовником, чтобы выращивать цветы. Другой был принц, который грезил троном и хотел быть
18. Мировоззрение и идеалы личности
18. Мировоззрение и идеалы личности Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова – это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное
Глава 2 Идеалы и пути к ним
Глава 2 Идеалы и пути к ним Снова проблема: могут ли быть определены такие идеалы и ценности, под которыми готовы будут подписаться все граждане страны, представители разных национальностей, конфессий, культур?В течение последнего десятилетия нами разработано и
Идеалы
Идеалы Основываясь на переживании радостных эмоций в отношениях с матерью или отцом, когда ребенок чувствует, что его хвалят, одобряют, поощряют и любят, он формирует разнообразные идеалы, одновременно стремясь продлевать и повторять такие отношения. Эти психические
ИДЕАЛЫ И МЕЧТЫ
ИДЕАЛЫ И МЕЧТЫ Мир принадлежит мечтателям. Так же как видимый мир, то есть то, что лежит на поверхности, не может существовать без невидимого мира — всего, что скрыто от наших глаз, — мы с нашими грехами, искушениями и отвратительными загулами получаем своеобразную
Идеалы
Идеалы Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только
Структурный психоанализ Жака Лакана
Структурный психоанализ Жака Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. Его идейным принципом является девиз «назад к Фрейду». При этом под
Ваши педагогические идеалы
Ваши педагогические идеалы Перед вами десять совсем обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним
ПАРАДОКСЫ ЖЕЛАНИЯ ЛАКАНА
ПАРАДОКСЫ ЖЕЛАНИЯ ЛАКАНА Уже у Фрейда мир не является ни миром вещей, ни миром бытия, но миром желания. Именно желание стало той тайной, которая открылась ему в 1895 году в ходе толкования сновидений. В том же, 1895 году, в «Наброске научной психологии» Фрейд показывает, что
ПЕРЕНОС ЛАКАНА
ПЕРЕНОС ЛАКАНА Перенос предполагает смещение бессознательных представлений с одного объекта на другой, перемещение из далекого прошлого в настоящее. Обнаружение Фрейдом этого эфемерного явления оказалось основополагающим для психоанализа. Психоанализ становится
Слишком идеальные идеалы
Слишком идеальные идеалы Представьте себе человека, цель которого – заработать миллион долларов. Так он видит свой идеал – хотя бы потому, что на протяжении всей жизни его бомбардируют бесчисленными месседжами, утверждающими, что богатство – это главный символ успеха,
Женские идеалы
Женские идеалы Две вещи преследуют женщину на протяжении практически всей ее жизни – вес и возраст. Ну, еще, пожалуй, желание выйти замуж, но с этим, видимо, уже ничего не поделать. А вот две первые величины мы с переменным успехом стараемся изменить, уменьшить или хотя бы
ИДЕАЛЫ
ИДЕАЛЫ Моя знакомая рассказывает: У меня в руках была твоя третья книжка, я ее читала.
Идеалы
Идеалы В одном месте в одно время жили как-то четыре мечтателя, и все они считали себя несчастными. Один был король. Власть, богатство, слава пресытили его, и он мечтал быть простым садовником, чтобы выращивать цветы. Другой был принц, который грезил троном и хотел быть
Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале — Понятие об идеале | |||||
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | |||||
Страница 3 из 3 Понятие об идеалеИдеал (от греч. ίδέα) – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека. Нравственный идеал ‒ представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе добродетельной личности, воплотившей в своей жизни такие качества, как милосердие, любовь, смирение, целомудрие (характерные для традиционной культуры России), которые могут служить нравственным образцом для подражания. Возможно большее приближение к нравственному идеалу ‒ цель нравственного воспитания. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Идеал обладает глубоким социальным значением. Литература << Предыдущая — Следующая |
Мазохизм, идеал эго и женская психология
. 1976; 24 (5 Дополнение): 157–91.
ХП Блюм
- PMID: 803142
л. с. Блюм. J Am Psychoanal Assoc. 1976.
. 1976; 24 (5 Дополнение): 157–91.
Автор
HP Блюм
- PMID: 803142
Абстрактный
Психоаналитические достижения привели к уточнению и переформулировке ранних моделей развития женской личности. Мазохизм был взят за отправную точку для изучения женской психологии и более ранних гипотез о мазохистской и неполноценной женской психической структуре. Мазохизм является остатком неразрешенного инфантильного конфликта и не является ни по существу женским, ни ценным компонентом зрелой женской функции и характера. Хотя женщины могут быть более предрасположены к мазохизму, нет никаких свидетельств особого женского удовольствия от боли. Важно различать мазохистское страдание как самоцель и терпимость к дискомфорту или лишениям в служении эго или идеалу эго. Первоначальные гипотезы о сниженном женском либидо, тенденциях Эго к остановке и ригидности, относительной неспособности к сублимации и недостаточности Супер-Эго являются неполными и устаревшими теоретическими положениями. Женское эго и суперэго отличаются от мужского, но не уступают ему. Женское развитие нельзя описать простым редукционизмом и сверхобобщением. Женственность не может быть преимущественно получена из первичной мужественности, разочарованной мужественности, мазохистской покорности воображаемой неполноценности или компенсации воображаемой кастрации и нарциссической травмы. Реакции на кастрацию и зависть к пенису вносят свой вклад в женский характер, но зависть к пенису не является основным фактором, определяющим женственность. Зависть к пенису по-разному препятствует и способствует женственности, но зависть к пенису более тесно связана с бисексуальной мужественностью девушки. Женский Эдипов комплекс занимает центральное место в женском развитии, но имеет важные нормативные корни в первичных и позитивных женских идентификациях и индивидуациях. Современные вклады в психологию женщин подчеркивают концепции пола и сексуальной идентичности, образа тела и саморепрезентации, психосексуальной реакции и эмпатического материнства и т. Д. Женское супер-эго включает в себя идеал эго с женскими идеалами и ценностями и регулирует женские интересы. Идеал материнского эго консолидирует сверхдетерминированные материнские установки, направляет формирование и интеграцию материнских установок и направляет развитие «обычной преданной матери». Конфликты между материнским Эго-идеалом и инфантицидными импульсами повсеместны и клинически значимы. Текущие теоретические поправки концептуализируют зрелую женскую автономию, гордость и чувство собственного достоинства. Женское творчество может проявляться во многих новых формах помимо материнства. Способность сублимировать и воспитывать сублимацию у детей является предпосылкой нормального материнства. Женственность развивается под влиянием родителей и культуры, с уникальными проблемами развития и трансформациями, а также с универсальным психобиологическим ядром, связанным с функциями и ролями, которые не следует ни идеализировать, ни обесценивать.
Похожие статьи
Нарциссизм и женская гендерная идентичность: переформулировка.
Лахманн FM. Лахманн FM. Psychoanal Rev. Весна 1982 г .; 69 (1): 43–61. Психоанальная версия, 1982. PMID: 6806841
О перипетиях женской сексуальности: трудный путь от «анатомической судьбы» к психической репрезентации.
Монгрейн Н. Монгрейн Н. Int J Психоанал. 1983; 64 (часть 2): 169–86. Int J Психоанал. 1983. PMID: 6874234
Первичная женственность.
Столлер Р.Дж. Столлер Р.Дж. J Am Psychoanal Assoc. 1976; 24 (5 Дополнение): 59–78. J Am Psychoanal Assoc. 1976 год. PMID: 803151
Психология женщин: психоаналитический обзор.
Малый КЭ. Малый ФЭ. Can J Психиатрия. 1989 декабрь; 34 (9): 872-8. дои: 10.1177/070674378903400906. Can J Психиатрия. 1989. PMID: 2692805 Обзор.
Депрессия у женщин. Психоаналитические концепции.
Нотман МТ. Нотман МТ. Психиатр Clin North Am. 1989 март; 12(1):221-30. Психиатр Clin North Am. 1989. PMID: 2652110 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Настройка психологии вашего идеального клиента
Узнайте, как психология вписывается в бизнес и как использовать потребительскую психологию, чтобы успешно понять своего идеального клиента.
Может быть не сразу понятно, какое место психология занимает в вашем бизнесе. Часто это связано с разумом и психиатрией, но на самом деле психология играет роль во всем, что мы делаем. По сути, это исследование человеческого поведения, которое фокусируется на том, как мы думаем, учимся и ведем себя. Понимание человеческого поведения на самом деле является неотъемлемой частью любого бизнеса.
Как психология вписывается в бизнес?Если у вас есть клиенты, нам необходимо понять их мотивы, чувства, желания и мотивы. Это должно лежать в основе всего, что мы делаем как владелец бизнеса. Без понимания того, чего хотят и в чем нуждаются наши клиенты, мы не можем знать, как лучше их обслуживать.
Психология потребленияПсихология потребления в основном изучает то, что заставляет людей покупать вещи. Психолог-потребитель будет участвовать в исследованиях, чтобы определить основные когнитивные процессы, связанные с потребительским выбором, и то, как люди реагируют на маркетинг, социальное влияние и рекламу.
Короче говоря, мы все можем применить потребительскую психологию к нашему бизнесу, не будучи психологом. Все дело в понимании того, как конвертировать потенциальных клиентов в клиентов, и есть несколько принципов, которые нужно понять.
Понимание людей-водителейПроще говоря, что побуждает нас делать то, что мы делаем? В случае потребительской психологии, что побуждает людей покупать товар или услугу? Понимание этого является ключом к пониманию того, что мотивирует наших клиентов и что привлечет их внимание. Если мы сможем использовать их, мы сможем обратиться к определенной стороне нашего покупателя и помочь им удовлетворить одну из их потребностей.
Почему мы покупаем?Все, что мы делаем, сводится к удовлетворению потребности. Пожалуй, самым известным на сегодняшний день исследованием человеческих потребностей является «Иерархия человеческих потребностей» Маслоу, которую можно применить к поведению потребителей. Маслоу считает, что человеческое поведение определяется нашей потребностью удовлетворить либо базовую, психологическую потребность, либо потребность в самореализации. Наши потребности следующие:
- (Основные) Физиологические потребности. Это наши самые основные потребности, необходимые для выживания, такие как пища, вода и сон. Для предприятий это может быть еда, напитки, одежда, кровати и т. д.
- (Базовый) Потребности в безопасности. Это такие вещи, как безопасность, безопасность, снижающая риск. Это может быть в виде дома, систем безопасности, коммунальных услуг, страховки и лекарств.
- (Психологический) Принадлежность и любовь. Эти потребности включают в себя наше желание соответствовать и чувствовать себя любимыми. С точки зрения вещей, которые мы покупаем, это может быть идентификация с определенным брендом, группой или увлечением, например, группой. Это может быть одежда, журналы, фотографии, вступление в клубы
- (Психологические) Потребности в уважении и достижениях. Этого можно добиться через искусство, моду, музыку, курсы и занятия.
- (Самореализация) Самореализация и раскрытие потенциала. Это может быть связано с созданием уникальной идентичности или с социальным статусом, и может быть нацелено на такие продукты, как одежда, автомобили, украшения, отдых, курсы и путешествия.
Понимание того, что заставляет людей тикать и какие потребности мы удовлетворяем, когда собираемся что-то купить, — это одно, но как мы можем перевести это в фактическое побуждение людей расстаться со своими деньгами? Согласно Аристотелю, есть 7 вещей, которые заставляют людей действовать. Когда дело доходит до продажи продукта, убедитесь, что мы используем их, это поможет нам закрыть сделку.
ШансУбедитесь, что ваши клиенты точно знают, что вы от них хотите. С точки зрения маркетинга это был бы сильный призыв к действию. Не выражайтесь двусмысленно. Расскажите им о своем замечательном продукте, а затем дайте им знать, что вы хотите, чтобы они его купили.
ПриродаВажно, чтобы люди чувствовали свою привязанность к продукту или бренду. Выберите нишу и убедитесь, что ваши продукты, брендинг и ценности соответствуют человеку, на которого вы ориентируетесь. Если они не чувствуют, что ваш продукт или услуга представляют их интересы, они не будут покупать их.
ПринуждениеХотя мы, люди, можем быть очень расчетливыми в том, что ищем, мы также очень импульсивны. Импульсивные покупки — отличный способ увеличить продажи. Посмотрите, как вы позиционируете вещи и оцениваете их, чтобы клиенты были открыты для покупки у вас по прихоти.
ПривычкаМы существа привычки. Создайте бренд, к которому люди захотят вернуться. Дайте стимулы и заставьте потребителей чувствовать себя особенными и ценными. Взамен они будут верны.
ПричинаПотребителям нужна причина для покупки. Это возвращается к тому, что мы сказали выше. Обратитесь к одной из их потребностей и дайте им причину выбрать ваш продукт.
СтрастьВ своей нише вы будете знать, что зажигает ваших клиентов. Взывайте к их страсти, какой бы она ни была. Если они увлечены делом, жертвуйте на него с каждой продажей, если они увлечены окружающей средой, убедитесь, что продукты пригодны для вторичной переработки.
Желание Использование желания клиента ’ связано не столько с продуктом, сколько с созданием истории и чувства. Как ваш продукт или услуга заставит их чувствовать себя? Какую цель это поможет им достичь?
Если психология для вас в новинку и все это звучит слишком, подумайте обо всем этом с точки зрения понимания потребностей и желаний ваших клиентов. Мы можем сделать это очень просто, реализуя следующее:
1.
Говорите и слушайте своих клиентовЭто может осуществляться с помощью различных платформ и средств. Вы можете использовать что-то формальное, например, фокус-группу, исследования рынка, анкеты обратной связи или менее структурированные средства, такие как ответы на вопросы в социальных сетях, лично или путем анализа и ответов на запросы в службу поддержки.
Как бы вы это ни делали, важно выяснить, что этот продукт для них значит, для чего они его используют, что им нравится и что не нравится, какие чувства он у них вызывает, что для них значит ваш бренд.
2.
Наблюдайте за клиентамиЭто не так страшно, как кажется. Многие крупные бренды платят потребителям за то, чтобы они проводили с ними время, пока они используют их продукты, или снимали себя, используя их. Например, инженеры Ford платят потребителям за то, что они проводят с ними день, пока они ведут машину и занимаются своими повседневными делами. Они смотрят, как они разгружают машину, как справляются в час пик, как паркуются и т. д. Это дает отличное представление о том, что используется, ценится и какие трудности.
3.
Бета-тестированиеНовые продукты или услуги могут быть протестированы на небольшой группе людей, известных как бета-тестеры. Бета-тестирование обычно означает предложение вашего продукта небольшому количеству людей бесплатно или по сниженной цене в обмен на обратную связь. Этот начальный этап позволяет вам определить, что клиенты думают о вашем продукте, нравится ли он вашему целевому покупателю и есть ли какие-либо предложения по улучшению. Эту группу можно использовать для проверки идей и будущих инноваций в разрезе вашего рынка.
4.
Обратная связьНа протяжении всего вашего делового путешествия всегда запрашивайте и анализируйте отзывы. Простой сбор отзывов ничего не значит, если вы не используете его, чтобы узнать, актуальны ли ваши услуги и продукты для ваших клиентов.