Идентичность личностная это: Личностная идентичность — Психологос

Содержание

Личностная идентичность в супружеских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СУПРУЖЕСКИХ

ОТНОШЕНИЯХ

З . И. Рябикина, А . Р. Тиводар1

В субъектно-бытийном подходе к личности акцентируется направленность человека на создание таких отношений с другим человеком, в которых личность получает подтверждение своей личностной идентичности. Семья — одно из важных бытийных пространств личности, в котором человек рассчитывает получить подтверждение своей идентичности от брачного партнера. В предлагаемой статье с этой позиции интерпретируются супружеские отношения.

Ключевые слова: субъектно-бытийный подход, личностная идентичность, супружеские отношения.

In the subject-being approach to personality emphasizes the orientation of a person to create such a relationship with another person, in which the person receives confirmation of his personality identity. Family — one of the most important spaces in which a person expects to receive confirmation of their identity from a mate. In the present paper are interpreted from this perspective marriage.

Key words: subject-being approach, personality identity, marital relationship.

В объяснении фамилистической феноменологии выделяется основание, к которому часто обращаются исследователи семьи. В соответствии с этим основанием теории базируются на двух основных подходах. В первом случае единицей анализа является индивид как субъект семейного поведения, реализующий в пространстве семейного бытия свойственные ему потребности (подход условно может быть назван персонологическим). Во втором случае единицей анализа является внутрисемейная интеракция, паттерн семейного поведения, т. е. в качестве приоритетной выступает групповая феноменология (социально-психологический подход).

1 Рябикина Зинаида Ивановна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected].

Тиводар Антонина Романовна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected].

Происходящие в культуре изменения знаменуют возрастание внимания к единичному, приоритетность личного, индивидуального, ценность каждого человека во всем его своеобразии. Все это, декларируемое современной культурой, не может не сказаться во взглядах на семью и ее ценности. Семья изменяется в соответствии с общими изменениями в культуре. Социальные, социокультурные процессы в обществе обусловливают возрастающую субъектность отдельного индивида в семье, возрастающую личностную обусловленность, индивидуализированность принимаемых решений и соответственно инди-видуализированность поведенческих стратегий в пространстве семейных интеракций. Вследствие этого особую значимость представляют субъективные аспекты фамилистических феноменов: почему сегодня человек создает семью, что он переживает в семье, какие психологические механизмы обусловливают его поведение в семье?

Проблема личностной идентичности в контексте субъектно-бытийного подхода к личности

Теория личностной идентичности получила широкое распространение в современной психологии личности прежде всего благодаря работам Э. Эриксона, давшим толчок множеству исследований в возрастной, педагогической и социальной психологии [16]. Личностную идентичность Эриксон определял как эмоционально наполненное переживание человеком своей целостности и тождественности, восприятие и осмысление своей отдельности от мира и в то же время причастности к определенным его частям. Переживание это связано также с осознанием и пониманием того, что называется «смысл жизни» или «предначертание», т. е. с осознанием будущих целей, которые человек ставит перед собой, и с их оправданием. Оно связано также с пониманием себя, что может быть интерпретировано как осознание человеком своей определенности в этом мире. Гейл Шихи, например, обозначает период, связанный с поиском и определением идентичности, как достижение подлинности, «того внутреннего состояния, в котором мы узнаем обо всех наших потенциальных возможностях и обретаем силу, позволяющую полностью их реализовывать» [14, с. 46].

Таким образом, идентичность — это и понимание личностью своей позиции в пространствах ее бытия, и переживание себя как субъекта этих бытийных пространств. Оформление субъектно-бытийного подхода к изучению личности в психологии предполагает рассмотрение личности как субъекта бытия, ось «личность — бытие» выступает как организующий принцип в анализе закономерностей и феноменологии личности [6; 9-13 и др.]. Складываются основания для расширения принципа единства сознания и деятельности в новой формуле — единства личности и ее бытия.

В отечественной психологии С. Л. Рубинштейн одним из первых ввёл понятие «субъект» в рассмотрение бытия личности [7]. Предложенная ученым концепция субъекта содержала идею индивидуально активного человека, т. е. человека, строящего условия своей жизни и своё отношение к ней. В идее изменения жизни человеком как ее субъектом, в понимании условий жизни как задач, требующих от человека определённых решений, — в этом состояла новизна предлагаемого С. Л. Рубинштейном подхода [1]. Введённое им понятие «субъект жизни» создало возможности для раскрытия деятельной сущности личности, её активной позиции в целостном жизненном процессе. Идея субъекта является единым логическим основанием философско-антропологиче-ской концепции С. Л. Рубинштейна. Высказав положение о включении человека в состав бытия, он считал субъектность наиглавнейшим механизмом этой включённости.

Развивая идеи С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинский существенно расширил представления о содержании активности как фактора детерминации психики [3]. Целостность человека как субъекта — это онтологическое основание для системности, интегральности всех его психических качеств. Целостность субъекта и неправомерность понимания Я как «текущих процессов», как «отдельных актов» постулировал в своих текстах-размышлениях еще Э. Шпрангер [15]. Чтобы понять образ действий духовного субъекта, «субъекта, идентичного во времени», он полагал необходимым введение в научный психологический анализ метафоричного понятия «субстанциональность». Субстанциональность индивидуального духовного субъекта (личности) мыслилась им как связанная со своеобразием такого субъекта, не могущего оставаться неизменным, развивающегося, но в процессе развития «его «сущность» закономерно сохраняется через известные изменения состояний, необходимо следующих одно из другого». Это «осадок закономерного от всего накопленного опыта», и он схватывает «идентичное в меняющемся во времени» [15, с. 287].

Личность организуется как согласованное единение психических процессов, принадлежащих единой живой субстанции — индивиду. Это процессуально претворяющая свое бытие в психических явлениях субстанция. Ее целостность и непрерывность переживается человеком как чувство идентичности или самотождественности.

Как социальный субъект личность — череда сменяющих друг друга социальных ролей. Каждая роль — это процесс со своей динамикой, включающий принятие роли, ее освоение, возможные спады-подъемы, предписанные социумом временные границы исполнения роли и прочие характеристики. Каждая роль может быть рассмотрена как относительно отдельное пространство бытия личности. Возникает проблема синхронизации ролей, их непротиворечивой интеграции. При неблагоприятном разрешении этой проблемы возможен конфликт ролей, иногда попытки их последовательного расположения во вре-

мени («сначала я встану на ноги как профессионал, а потом женюсь» и пр. ). Именно личность, ориентированная своими внутренними побуждениями к чувству личностной идентичности, стремится гармонизировать ансамбль исполняемых ею ролей.

Таким образом, идентичность можно определить как базовый процесс личности, организующий в единый ансамбль различные ситуационно-личностные образования (социальные роли, субличности, представления о себе и др.).

Содержание роли определяется прежде всего той функцией, которая реализуется личностью в конкретной группе. Ролевой ассортимент, которым личность должна овладеть, предусмотрен правилами жизни в социуме, теми ожиданиями, которые социум адресует личности, включая ее в различные социальные образования, институты и тем самым регулируя ее социальную активность. Функция личности — сохранение целостности в последовательности тех неизбежных преобразований ее содержания, которые возникают при ее включении в различные групповые композиции как социального субъекта, исполняющего в этих композициях определенную, возложенную на индивида социальную роль. Здесь возникает пересечение социальной идентичности (чувство своей принадлежности к определенной социальной группе) и личностной идентичности (чувство самотождественности, не прерывающееся во времени и не исчезающее в разных социальных контекстах).

Социум ориентирован на поддержку личности в отдельных ролевых нишах и активно побуждает человека функционировать как полноценный социальный субъект, готовый принять к исполнению весь спектр необходимых для общества социальных ролей. По мысли М. Фуко, посредством многоликих социальных институтов, в том числе и института семьи, реализуется власть общества над личностью. Общество как наделяет личность ролью, включая ее в определенные социальные образования, так и вызывает (провоцирует) у нее переживание неполноценности, если она оказывается неспособной реализовать должное [4]. Каждый проходит предначертанный ему семейный путь. Все попытки свернуть с него заканчиваются тем, что властный дискурс настигает отступников и клеймит их маргинальными ярлыками: холостяк, старая дева, сирота, разведенная/разведенный. Все мы несем бремя семейного означивания. И маргинальные ярлыки расцениваются как признак неполной реали-зованности личности, ее неполноценности, незавершенности, как то, что она не состоялась. Личность жаждет пройти через обретение тех социальных ролей, присовокупить к своему Образу Я те социальные идентичности, без которых не мыслится ее полноценность.

Таким образом, личностная идентичность отражает два аспекта связи человека с миром: его причастность к социуму, различным группам и их социально значимым деятельностям, а также к продуктам этой деятельности;

отдельность, особость личности, заявляющей о своей уникальности и своем пространстве бытия.

Овладение личностью пространствами бытия того мира, в котором она живет, переструктурирование мира в соответствии с собственными потребностями и импульсами развития можно представить как основной способ достижения согласованности между внутренним и внешним мирами человека и, таким образом, достижение им личностной идентичности. Человек преобразует мир и тем самым преобразует себя, стремясь к определенности и гармонии в отношениях с миром, который подтверждает реальность его (человека) субъективности.

Идентичность как психологический феномен близка таким хорошо описанным моделям психологических явлений как Я-концепция, самоуважение, Образ Я, социальные роли, направленность и т. п. Вместе с тем было бы неточно непосредственно отождествлять процесс постоянной дифференциации и становления индивидуальности человека с указанными явлениями. Они входят в содержание идентичности человека, во многом определяют, но не исчерпывают его. Это стороны или проявления сложного взаимодействия индивидуальной судьбы с многогранными силами культурных и социальных влияний, результатом которых становится определенность отношений человека с миром в текущий момент.

Особая важность личностной идентичности состоит в ее роли в личностной регуляции социальной активности человека. Осмысленное совершение выборов, которые жизнь предлагает человеку, постановка целей, которых стоит добиваться, налаживание отношений с друзьями и близкими предполагают отчетливое и дифференцированное переживание человеком себя как особого существа, обладающего самодостаточной ценностью, собственными интересами, устремлениями и проживающего собственную жизнь.

Становление личностной идентичности в современной социокультурной ситуации: факторы и проблемы

Для большого числа наших современников задача построения или становления личностной идентичности оказывается осложненной обстоятельствами их жизни. Потеря обществом четкой структуры привела к размыванию представлений людей о существующих в обществе позициях и о нормативном пути их достижения. Исчезли из общественного сознания те группы людей, которые воплощали собой иерархическое устройство классового общества. На их место пришло хаотическое движение реконструируемого общества, когда ни одна из элитных групп, во-первых, не вызывает доверия, во-вторых, не гарантирует устойчивости связанного с ней социального бытия. Для того чтобы пережить собственную определенность, человеку необходимо иметь некоторые устойчивые ориентиры: стабильные социальные институты, неоспоримые жизненные

ценности, признанные критерии успешности жизни, наконец, ясно различимые социальные группы, к которым можно было бы отнестись как к «своим» или «чужим». Отсутствие, подвижность или двусмысленность таких ориентиров затрудняют процесс становления личностной идентичности.

Фундаментальной потребностью личности является стремление получить у других людей подтверждение тем преобразованиям, которые она осуществляет в своих бытийных пространствах ( [8; 9]. Феномен подтвержденной/неподтвержденной личности теоретически осмыслен и получил эмпирическое подтверждение во многих работах (К. Роджерс, В. А. Лабунская, У. Леинг, Е. В. Абаева и др.). Человек испытывает естественную потребность в поддержании целостности, в сохранении Self (гомеостатическая модель мотивации), а для этого ему необходимо такое бытийное пространство межличностных отношений, где его Self находило бы подтверждение. Прежде всего это люди со сходным опытом переживаний, те, чей опыт оформлялся в сходных жизненных коллизиях, те, кто ценностно сориентирован на похожие жизненные принципы и образцы. Чувство идентичности, овладение собой достигается через прояснение содержания Self в процессе подтверждающего поведения значимых Других. Человек приближает к себе, углубляя отношения, интенсифицируя их с теми, чьи структуры личностных смыслов более конгруэнтны его структуре смыслов. Личность испытывает потребность быть подтвержденной внешним, тем, через что объективировано ее субъективно-внутреннее. Внешнее по отношению к внутреннему миру личности — это и организация предметно-пространственного мира, в котором живет личность, и согласующийся с ее смысловой организацией, поведением, реакциями на происходящее образ поведения, смысловая организация, реакции на происходящее значимых для нее других людей, посредством и при участии которых она реализует свое бытие.

Семья — одно из существенных бытийных пространств личности, выполняющее функцию подтверждения и поддержки. Это пространство бытия личности включает в себя: а) структуру межличностных отношений, обусловленных принадлежностью личности к семье; б) организацию со-бытийности членов семьи во времени; в) определенным образом организованную предметно-пространственную среду дома (квартиры) и др.

Особая роль принадлежит семье в подтверждении гендерной идентичности личности. Мы обретаем (сохраняем) определенность в отношениях с противоположным. Мужская, женская идентичность подтверждается прежде всего в структуре семейных отношений. Именно социальные роли «муж», «жена», «отец», «мать» с наибольшей очевидностью проявляют различия между мужчиной и женщиной.

Современная семья как психологическое убежище

Один из лидеров психологического рассмотрения проблем семьи Э. Берджесс определяет современную семью как «единство взаимодействующих личностей». Ученый связывает крах традиционной семьи с усилением эмоциональных опор брака и с институтом супружества как относительно автономного от семьи социального образования [2, с. 63]. Семья ослабевает как сдерживаемое нормами родства образование и упрочивается как психологическое убежище. По-новому переживаемая субъектом семейных отношений личностная идентичность порождает множество проблем, требующих научной рефлексии, новых инструментов диагностики и новых практик поддержки личности в ее стремлении к полноценному развитию, реализации всех своих потенциалов, плодотворности и благополучию в семейных отношениях.

Жизнь человека приобретает все более частный характер. К этому процессу (или тенденции) можно относиться по-разному. Но для психолога он означает, что ближайшие пространства бытия, такие как пространство отношений в семье, физическое пространство жилища, позиции человека в нескольких самых близких кругах его общения, начинают играть определяющую роль в становлении и обретении его личностной идентичности. Соответственно удачно или менее удачно складывающиеся в этих пространствах конфигурации взаимодействий, разыгрывающиеся здесь конфликты и их решения становятся особо важными событиями субъективного мира личности. Наличие благоприятной идентичности является необходимым условием для полноценной жизни человека. «Индивид ощущает себя свободным тогда, когда он может свободно идентифицироваться со своей собственной «эго-идентично-стью» и когда он научается использовать данность для достижения стоящих перед ним целей» [16, с. 84]. Таким образом, он уходит от мучительной борьбы за преодоление несоответствия своей идентичности и исторически складывающегося определения его внешним миром как социального человека либо осознанно может направить свои силы на овладение социальным миром, ограничивающим и сковывающим его идентичность, с тем чтобы преобразовать его в соответствии со своим внутренним миром.

Итак, роль семьи как пространства бытия, где оформляется и поддерживается чувство личностной идентичности, резко возрастает в связи с тем, что жизнь человека приобретает все более и более частный характер. Он изолируется от решения более крупных общественных вопросов и сосредотачивается на небольшом относительно автономном мире семьи. Это своего рода психологическая защита от происходящих в «большом» социуме изменении. Этим объясняется и рост влияния семьи как фактора формирования и становления личностной идентичности человека.

Брачные отношения как фактор обретения и поддержки личностной идентичности

Играют ли существенную роль соображения обретения и поддержки идентичности для формирования семейной пары? Семья создается на основе многообразных мотивов. В некоторых случаях человек, находящийся в состоянии поиска устойчивой личностной и социальной идентичности, может использовать вступление в брачные отношения (иногда это формальные рамки брака) для обретения статуса, чтобы закончить период внутриличностного разлада, связанного со слишком большим числом путей, которые оказываются открытыми.

Естественное стремление личности к упрочиванию идентичности реализуется в предположении, что в новом статусе, обретаемом при вступлении в брак, будет достигнута ее определенность, чувство самотождественности или идентичность:

— окрепнет и уточнится свобода от родителей, освобождение от их подавления и регламентаций в организации бытийных пространств;

— расширится за счет приобретения предметов, пространств, времени любящего человека, который будет поддерживать ценности и смыслы, а значит, будет подтверждатся идентичность;

— поведенческие модели станут более органичными, «прорастут внутрь» [5];

— добавится поведение, в котором будут реализованы доселе дремавшие глубинные потребности личности, т. е. реализуются ее свернутые потенциалы.

Таким образом, стремление найти поддержку своей идентичности в отношениях с любящим и любимым человеком — естественное побуждение личности, реализуемое в поиске партнера и последующем возможном заключении брака. Рассмотрение претендентов с точки зрения их соответствия статусным ожиданиям, оценка их финансовых возможностей и пр. — все эти рациональные аспекты, обусловливающие принятие решения о вступлении в брак, также демонстрируют процесс «простраивания» идентичности, самоопределения в социальной структуре сообщества, выбор такого Мы, к которому готово присоединиться в перспективах своего развития Я.

Резюмируя, можно сказать, что потребность в браке и потребность в брачном партнере различаются. Доминирование последней над первой означает снижение ценности брака, супружества, и в наше время это не редкость. Повышение требований к качествам супруга, недовольство супругом и легко оформляющаяся готовность к разводу — свидетельства снижающейся ценности брака.

Брак — это только один из способов жить с Другим (могут восприниматься как более предпочтительные другие способы). Другой — это фактор, конкретизирующий характеристики состояния брака. Другой может быть заме-

нен, Другой «подбирается», чтобы со-бытие в браке обрело желаемые черты. Манипулирование Другими как партнерами в браке (каждый из которых входит в брачный союз со своей субъективной и объективной бытийной реальностью) также может служить иллюстрацией того поиска, который предпринимает личность, определяясь с образом своего Я, со своей идентичностью. Все сказанное раскрывает действенность поиска идентичности как мотива вступления в брак.

Библиографический список

1. Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

2. Антонов А. И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.

4. Грицанов А. А., Можейко М. А. Фуко Мишель // Большая философская энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.

5. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.

6. Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис…. д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.

7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

8. Рябикина З. И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф./под ред. З. И. Рябикиной и В. В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.

9. Рябикина З. И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия/под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005.

10. Рябикина З. И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2.

11. Рябикина З. И., Танасов Г. Г. Субъектно-бытийный подход к личности и анализу ее со-бытия с другими (конструктивная версия постмодернистских настроений) // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2.

12. Тиводар А. Р. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях: автореф. дис. . д-ра психол. наук. Краснодар, 2008.

13. Фоменко Г. Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.

14. Шихи Г. Возрастные кризисы. Проблемы личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.

15. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Идентичность как предмет психологического исследования

Библиографическое описание:

Канаева, Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2354/ (дата обращения: 06.03.2023).

Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время всё чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности[3, с.3].

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) ощущается потребность в воспитании у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции.

Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требует от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности, творчества в решении профессиональных задач. Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности», фундаментальным основанием которой будет стремление к личностному росту и самосовершенствованию[2, с.3].

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания, самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я»[3, с.9].

Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого как в плане реализации жизненной сущности человека, так и в плане профессиональной подготовки и профессионализации личности[1, с.3].

Проблематикой природы идентичности занимались такие психологи как Л.Б.Шнейдер, Д.В.Колесов, который соотнёс представление об идентичности в логике и психологии.

По его мнению, в логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – это переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к чему-либо, идее, принципу, «делу».

В логике идентичность – это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность – это особая форма отношений. Поэтому, говоря об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из её сторон является индивид, а другой – другие существа или какие-либо иные объекты, процессы, явления. Но тогда возникает вполне правомерный вопрос: как возможна идентичность, если одинаковых (не различающихся) индивидов нет по определению? Само понятие «индивид» как раз означает «отличающийся от любого другого». И психологи справедливо декларируют «неповторимость» каждого человеческого существа.

Таким образом, идентичность в логике – это следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность же в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [2, с. 12].

Проблема становления идентичности в процессе личностного и профессионального развития и её влияние на качество жизни человека имеет междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах.

В психологии понятие «личностная идентичность» связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А.Антонова, А.Б.Орлов, К.Хорни) и проблемой формирования «Я – концепции» личности (И.С.Кон, В.В.Столин, З.Фрейд, Э.Эриксон). Идентифицирование как базовый процесс и механизм самопознания освещён в трудах Е.З.Басиной, Р.Л.Кричевского, В.Г.Маралова, В.А.Петровского, В.С.Мухиной[2, с.3].

Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида определиться в самопринадлежности, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации усложнения, умножающегося экономического, политического, информационного и социально-психологического многообразия.

Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Человек становится вполне человеком, когда осознаёт свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций.

Если истолковывать понятие «идентичность» как явление уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в различных трудах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами[5, с.5].

Идентичность употребляется как познание чего-либо, кого-либо или как отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом случае понимается процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства. Во втором значении идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентичность рассматривается и как осознание своего тождества с другими и самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложный интегративный феномен.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70 годы XX столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Идентичность можно рассматривать также как элемент единства и многообразия защитной функции «Я», собственно динамики.

Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности ведётся в рамках понятий «Я-концепция», «Образ-Я» [1, с.9]. Так Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на себя, которые включают следующие составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую. А.Ватерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения[4, с.9].

Понятие личностной идентичности также активно разрабатывается в современной зарубежной психологии.

Особенно широко представлены две линии теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности. Первую можно отнести к современному психоаналитическому направлению, так как авторы, работающие в данной парадигме, опираются на теорию идентичности Э.Эриксона. Вторая линия исследований опирается на «концепцию – Я» Дж.Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

Подробный анализ исследований, сделанных зарубежными психологами, приведён в работах Н.А.Антоновой и Н.И.Ивановой.

Общей для социальных наук является точка зрения, опирающаяся на теорию Э.Эриксона, чьи работы можно считать классическими в области проблемы идентичности. Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоотождествлённость личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека[2, с.16].

В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность персональных качеств и характеристик индивида, обеспечивающая целостность и тождественность личности, её позитивное самопринятие.

Термин «профессиональная идентичность» употребляется сравнительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в трудах М.Р. Битяновой, Е.Г. Ефремова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной[2, с.9].

По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е.П.Ермолаева подчёркивает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией[4, с.10].

Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта[3, с.3].

Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу. Ключевыми составляющими профидентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомлённость. Свою роль в становлении профидентичности играют определённые ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека[5, с.113].

Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, обусловленная уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающая устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющая самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающая в себя профессиональную направленность, профессиональный «образ-Я», позитивный профессиональный идеал и «Я-концепцию»[1, с.7].

Профессиональное и личностное развитие неотделимы, поэтому в основе процесса становления профессиональной и личностной идентичности находятся фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.

 

Литература:

1.    Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.

2.    Скибо Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис…канд.псих.наук. Воронеж, 2004.

3.    Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Курск, 2007. – 23с.

4.    Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2006. – 23с.

5.    Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, личностная идентичность, профессиональная идентичность, профессиональное развитие, личностный рост, проблема идентичности, профессиональное самосознание, психология.

Персональные данные | Определение, теории и факты

Томас Рид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Локк Дерек Парфит Нэнси Фрайдей
Похожие темы:
самореализация гендерная идентичность самооценка формирование негативной идентичности просопон

Просмотреть весь связанный контент →

Послушайте, как через философию определяется личная идентичность человека

Посмотреть все видео по этой статье

личностная идентичность , в метафизике проблема природы идентичности людей и их постоянства во времени.

Понятие личной идентичности

О личной идентичности судят всякий раз, когда говорят, что человек, существовавший в одно время, идентичен человеку, существовавшему в другое время: например, что президент Соединенных Штатов в 1802 году, а именно , Томас Джефферсон — был человеком, который в 1776 году был основным автором Декларации независимости. От истинности таких суждений часто зависят очень важные дела. Должен ли кто-то быть наказан за преступление, например, зависит от того, является ли он лицом, совершившим его, а является ли кто-либо владельцем чего-либо сейчас, может зависеть от того, является ли он лицом, купившим это в какое-то время в прошлом. Существует ли личное бессмертие или выживание после смерти, зависит от того, может ли человек, который умирает, быть идентичным человеку, существующему после смерти этого человека.

Еще из Britannica

философия разума: душа и личность

Тема личного тождества связана с тем, из чего состоит истина суждений о личном тождестве и как ее можно познать. В равной степени это связано с характером постоянства людей во времени и их осознанием такого постоянства. Некоторые ученые, такие как американский философ 20-го века Родерик Чизхолм, отрицали, что на такие вопросы может быть содержательный ответ; они думают, что личная идентичность «проста и не поддается анализу». Но кажется правдоподобным, что можно сказать что-то о том, в чем состоит тождество автомобилей, рек и городов во времени, и поэтому естественно думать, что то же самое должно быть верно и в отношении тождества людей во времени.

Теории телесной и нематериальной субстанции

При вынесении суждений о личной идентичности в повседневной жизни обычно полагаются на факты о человеческих телах — сходство внешности, сходство отпечатков пальцев, сходство ДНК и так далее. Этот факт говорит о том, что тождество лиц состоит в тождестве человеческих тел. Это предположение, конечно, ставит вопрос о том, в чем состоит тождество человеческих тел. Оно не может заключаться просто в сходстве телесных характеристик: разные тела могут быть похожи внешне и могут быть похожи по отпечаткам пальцев и ДНК. Лучшим ответом было бы то, что оно состоит из пространственно-временной непрерывности и непрерывности телесных характеристик. Карьера отдельного тела прослеживает непрерывный путь в пространстве-времени, в котором свойства тела изменяются лишь постепенно и определенным образом. Такое объяснение было бы неприемлемо для таких, как французский философ 17-го века Рене Декарт, который считал людей нематериальными субстанциями или душами, которые лишь условно связаны с телами. Эти философы сказали бы, что постоянство человека состоит из постоянства такой нематериальной субстанции. Что касается того, в чем это состоит, то самый распространенный ответ состоит в том, что идентичность таких веществ проста и не поддается анализу.

Психологическая точка зрения

Оба эти подхода к личностной идентичности — телесная теория и теория нематериальной субстанции — были отвергнуты английским философом XVII века Джоном Локком в его «Очерке о человеческом понимании» (1689), который содержал первое расширенное рассмотрение темы в западной философии. Книга II, глава 27, Эссе , «Об идентичности и разнообразии», представляет известный пример, в котором душа принца, неся с собой сознание прошлой жизни принца, переносится в тело сапожника. Локк утверждал, что человек с телом сапожника после передачи будет тем же человеком, что и принц, несмотря на то, что у него нет прежнего тела принца. (Обновленные версии этого примера включают пересадку мозга, а не перемещение души.) Он также считал, что сознание может быть перенесено из одной нематериальной субстанции в другую, так что нематериальная субстанция, которая изначально была разумом одного человека, могла стать разумом другого. человек.

Локк сказал, что тождество людей состоит из тождества сознания. Обычно это интерпретируется как означающее, что идентичность состоит из фактов о памяти: кто-то, кто существует сейчас, такой же, как кто-то, кто существовал вчера, потому что он помнит мысли, опыт или действия предыдущего человека.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Традиционная критика

Шотландский философ 18-го века Томас Рейд возражал против этой точки зрения, приведя пример, известный как «храбрый офицер». Маленького мальчика пороли за кражу яблока; потом, молодым офицером, вспоминает порку; еще позже, будучи старым генералом, он помнит, как храбро вел себя молодым офицером, но не помнит, как его пороли в детстве. Согласно теории Локка, думал Рид, молодой офицер — это тот же человек, что и маленький мальчик, а старый генерал — это тот же человек, что и молодой офицер, но старый генерал — это не тот же человек, что и маленький мальчик — противоречие. потому что тождество логически транзитивно (если A = B и B = C, то A = C). Английский епископ и философ XVIII века Джозеф Батлер выдвинул другое возражение: теория Локка носит замкнутый характер, поскольку используемое в ней понятие памяти предполагает понятие личной идентичности.

Несмотря на эти возражения, взгляды, вдохновленные Локком — называемые неолокковскими, или психологическими, взглядами — доминировали в дискуссиях о личной идентичности с его времени, и большая часть последующей истории темы была сосредоточена на дебатах о том, являются ли возражения Рида и Батлера обоснованными. можно встретить. Первый ответ на пример храброго офицера Рида, основанный на известном заявлении британского философа 20-го века Пола Грайса, заключался в том, что личная идентичность состоит из непрерывности памяти. Жизнь человека можно представить как состоящую из серии мгновенных «этапов личности». Для того чтобы старый генерал был идентичен маленькому мальчику, не требуется, чтобы генерал помнил переживания и действия мальчика, а требуется лишь, чтобы старая общая личность-стадия была связана с личностью-стадией маленького мальчика посредством серия личностей-стадий, каждый член которой содержит воспоминания о чем-то, что происходило на непосредственно предшествующей стадии.

В последующей разработке этого ответа непрерывность памяти была заменена психологической непрерывностью, которая включает непрерывность памяти как частный случай. Психологическая преемственность заключается в поддержании ряда психологических отношений между стадиями личности — например, отношений, которые сохраняются, когда убеждения и желания порождают посредством рассуждений новые убеждения, желания, намерения или решения, — а также в поддержании отношений, которые участвует в сохранении с течением времени черт личности и характера. Переход от простой теории памяти к теории психологической преемственности в какой-то мере помогает ответить на возражение Батлера о цикличности, поскольку можно узнать, имеют ли место соответствующие психологические отношения, не зная заранее, являются ли рассматриваемые стадии личности стадиями одной и той же личности. .

Другой ответ на возражение Батлера, выдвинутое современным американским философом Сиднеем Шумейкером, состоит в том, чтобы заменить понятие памяти понятием «квазипамяти». Человек квази-помнит прошлый опыт или действие, если у него есть воспоминание, которое определенным образом вызвано этим прошлым действием или опытом. Теоретически возможно, что человек может квази-вспоминать прошлый опыт или действия, т. е. иметь опыт запоминания их как своих собственных, даже если они на самом деле не являются его собственными (9).0043 см. ниже Деление и особые опасения). Но воспоминание будет частным случаем — и, возможно, единственным фактическим случаем — квази-воспоминания. И никакого циклизма не будет, если использовать понятие квази-памяти вместо понятия памяти при описании психологической преемственности, конституирующей личную идентичность. Конечно, теория психологической непрерывности, основанная на квазипамяти, будет удовлетворительной только в том случае, если она содержит положения, определяющие, является ли случай квазивоспоминания случаем подлинного воспоминания.

Разделение и особая забота

Большинство современных версий психологического взгляда на личностную идентичность предполагают, что люди физичны по своей природе. Как уже упоминалось, пример Локка с переносом души был заменен в 20-м веке примерами с трансплантацией мозга. Идея состоит в том, что у реципиента трансплантата мозга можно ожидать воспоминания, соответствующие прошлой жизни донора, а также психологическая история, в целом совпадающая с историей донора до трансплантации. Реципиент будет думать, что он донор — и, согласно психологической точке зрения, другие должны думать так же. В дополнение к возможности трансплантации мозга некоторые психологи-теоретики предусмотрели устройства «телетранспорта», которые перемещают людей, передавая информацию об их нервных состояниях из одного места в другое.

Вариант примера с трансплантацией мозга, придуманный британским философом Дэвидом Виггинсом, в котором два полушария мозга пересаживаются в два разных тела, широко обсуждается с 1970-х годов. Здесь предполагается, что после трансплантации есть два человека, которые психологически продолжают существовавшего до этого человека. Поскольку эти два человека не идентичны друг другу, невозможно, чтобы оба были идентичны первоначальному человеку. Тем не менее, ни один из них, кажется, не обладает какой-либо характеристикой, которая делала бы первоначальную личность идентичной ему, а не другому. Поскольку такие случаи «разделения», по-видимому, представляют собой примеры психологической преемственности без личностной идентичности, они рассматривались как вызов психологической точке зрения. Они также, кажется, дают примеры квази-памяти, которая не является памятью: продукты деления квази-помнят прошлое исходного человека, но, возможно, не помнят его, если ни один из них не идентичен исходному человеку.

Некоторые сторонники психологической точки зрения ответили, что личная идентичность состоит не из самой психологической непрерывности, а из «неветвящейся» психологической непрерывности, причем случаи деления являются примерами «ветвящейся» психологической непрерывности. Однако теоретики расходятся во мнениях относительно того, насколько убедительным они считают это предложение.

Случаи деления также вызывают вопросы об особой заботе людей о своем будущем благополучии. Кажется правдоподобным, что человек, ожидающий деления, будет особенно заботиться о благополучии обоих продуктов деления, даже если, строго говоря, он не будет идентичен ни одному из них.

Идея особой заботы занимает видное место в работах современного английского философа Дерека Парфита. В « Reasons and Persons » (1984) и других работах он утверждал, что особую заботу человека вызывает не личная идентичность как таковая, а психологическая преемственность и связанность, которых обычно достаточно для личностной идентичности, но недостаточно в случаях разделения. Если под «выживанием» подразумевается наличие того, что ценно или имеет значение, в перспективе продолжения существования достойной жизни, то, согласно Парфиту, в случаях деления имеет место выживание без идентичности. Трактовка Парфитом случаев деления породила новый критерий адекватности любого описания личной идентичности: он должен объяснять, почему личная идентичность имеет такое значение.

Еще одно возражение против психологической точки зрения связано с возможностью амнезии: эта точка зрения, по-видимому, подразумевает, что жертва полной амнезии — это не тот человек, каким он был до того, как был поражен. С другой стороны, психолог-теоретик мог бы утверждать, что, несмотря на видимость, амнезия на самом деле невозможна. Защитники психологической точки зрения отвечают, что тот вид амнезии, который действительно имеет место, совместим с психологической точкой зрения, потому что люди могут оправиться от обычной амнезии, что означает, что их воспоминания продолжают существовать в латентном состоянии, и в любом случае есть еще кое-что, что нужно сделать. психологическая непрерывность, чем непрерывность памяти. Для того чтобы случай амнезии был явно несовместим с психологической точкой зрения, он должен был бы представлять собой «мозговой разряд», который уничтожает не только все воспоминания субъекта, но и все прошлые особенности его психологии. Нет оснований думать, что человек смог бы пережить это.

Психологическая точка зрения против анимализма

Совпадающие сущности

В конце 20-го века возник мощный ряд критических замечаний, связанных с интуитивно правдоподобным предположением, что люди — это люди-животные. Хотя (как упоминалось ранее) большинство версий психологической точки зрения предполагают, что люди являются физическими сущностями, они привержены утверждению, что личность не тождественна своему телу, потому что отношения, составляющие личную идентичность, отличаются от тех, которые составляют телесную идентичность. По тем же причинам психологическая точка зрения также привержена утверждению, что человек не идентичен определенному человеческому животному (индивидуум 9).0043 Homo sapiens ), что точно совпадает с физическим пространством его тела. Однако если это верно, то теоретик-психолог должен признать существование «совпадающих сущностей»: численно различных вещей (человек и животное), которые занимают одно и то же пространство и состоят из одной и той же материи. Для некоторых философов этого достаточно, чтобы отвергнуть психологическую точку зрения. Другие утверждали, что, даже если совпадающие сущности возможны, психологическая точка зрения подразумевает контринтуитивное утверждение, что люди не являются животными.

Слишком много умов

Кроме того, эта точка зрения также кажется уязвимой для того, что было названо возражением со стороны «слишком много умов» (или «слишком много мыслителей»). Учитывая, что человек и совпадающее с ним человеческое животное физически совершенно одинаковы, может показаться (согласно физикалистскому взгляду на ментальность), что человеческое животное должно иметь те же ментальные состояния, что и человек, и поэтому само должно быть ментальным субъектом и личностью. вопреки тому, что утверждает психологическая точка зрения. Может показаться, что единственный способ избежать этого вывода — предположить, что животные не могут мыслить, что также сильно противоречит здравому смыслу. (Утверждение, что психологическая точка зрения подразумевает, что животные не могут думать, часто называют возражением «мыслящих животных».

Соображения, подобные этим, были выдвинуты сторонниками «анимализма», теории, которая в 1990-х годах стала главным конкурентом психологического взгляда. Согласно американскому философу Эрику Олсону и другим, люди — это биологически индивидуализированные животные, чье постоянство во времени состоит из биологической непрерывности, состоящей из биологических процессов, составляющих жизнь организма. Анимализм подкрепляется еще и тем, что в реальных случаях (не связанных с трансплантацией мозга и т. п.) тождество человека и тождество человека-животного всегда идут рука об руку.

Защитники психологических воззрений, включая Шумейкера, отрицают, что они привержены слишком многим разумам. Хотя люди и совпадающие с ними биологические животные обладают одними и теми же физическими свойствами, результатом является не воплощение ментальности в двух разных вещах, человеке и животном, а его воплощение только в одном, в человеке. Только в жизни существа, имеющего условия постоянства ментальных субъектов — например, людей — воплощения физических свойств внедряются таким образом, чтобы реализовать ментальные свойства. Защитники также утверждают, что в хорошем смысле люди являются животными, хотя и не биологически индивидуализированными животными, и что животные в этом смысле могут мыслить. То, что они выдвигают против анимализма, совпадает с тем, что Локк выступал против аналогичной точки зрения, телесной теории: анимализм стремится отвергнуть весьма правдоподобную интуицию, согласно которой при пересадке мозга (или при локковской пересадке души) человек уходит вместе с мозгом. или душа).

Другие темы, затронутые в современных дискуссиях о личности, включают, может ли быть переживание смерти, могут ли люди существовать в бестелесной форме и могут ли быть люди, не состоящие из организмов, включая, возможно, компьютеры и организованные группы. организмов.

Sydney Shoemaker

65 примеров индивидуальной идентичности (2023)

Личная идентичность относится к ощущению себя, которое человек развивает в течение своей жизни. Ваша личная идентичность представляет собой смесь того, как вы видите себя и как вас воспринимают другие.

Ключевые примеры личной идентичности включают вашу личность, достижения, пол, этническую принадлежность, социальный статус, социальный класс, убеждения, ценности и культуру. В совокупности эти черты (наряду с другими — см. ниже) делают всех нас уникальными личностями.

Примеры идентификации личности

  • Дееспособность и инвалидность
  • Достигнутый статус
  • Способности
  • Приписанный статус (функции статуса при рождении)
  • Стремления
  • Награды и признание общества (см. также: Достигнутый статус)
  • Убеждения
  • Орден рождения
  • Карьера и профессия
  • Статус гражданства
  • Харизма
  • Детские впечатления
  • Культурная практика
  • Культурные ценности
  • Текущая профессия
  • Уровень образования
  • Эмоциональный интеллект
  • Этническая принадлежность
  • Семейная роль
  • Семейные традиции
  • Группы друзей
  • Пол
  • Географическая идентификация (сельская местность, океан, город и т. д.)
  • голов
  • Членство в группе
  • Привычки
  • Состояние здоровья
  • Наследие
  • Хобби
  • Надежды и мечты
  • Идеология
  • Статус иммигранта
  • Статус коренных народов
  • Интеллект
  • Знание языков
  • Образ жизни
  • Национальность
  • Оптимизм (или песимизм)
  • Родительский статус
  • Страсти
  • Прошлые занятия
  • Личные достижения
  • Личные настройки
  • Личность
  • Философские убеждения
  • Физические характеристики (внешний вид)
  • Политика
  • Профессиональные достижения
  • Гонка
  • Статус отношений
  • Религия
  • Устойчивость
  • Набор навыков
  • Общительность (например, интроверт против экстраверта)
  • Социальный класс
  • Социальные ожидания
  • Социальные роли
  • Социальный статус
  • Духовность
  • Спортивные навыки и интересы
  • Субкультурная идентификация
  • Таланты
  • Личные ценности
  • Трудовая этика

Получить PDF-файл этой статьи для класса

Доступ к этой статье в формате pdf только для подписчиков

Реальный анализ личности: королева Елизавета II

характер запомнился через учебники истории на многие сотни лет.

Есть несколько интересных аспектов личности королевы, которые делают ее хорошим примером для изучения. Никто не похож на нее.

У нее есть некоторые черты, которые совпадают со многими другими людьми. Но у нее есть некоторые, которые удивительно уникальны.

Давайте начнем с наиболее распространенных черт личности Королевы

Личная идентичность Королевы

1. Пол

Королеве при рождении был присвоен женский пол, и она принимала это как свою гендерную идентичность на протяжении всей своей жизни.

Пол сильно повлиял на ее жизнь. Во-первых, она смогла бы стать королевой только потому, что у нее не было братьев, которые в то время отвергли бы ее претензии на трон, потому что они были мужчинами.

В меньшей степени ее пол повлиял на ее личность. Например, то, как она одевалась, было нормальным только для женщин, а не для мужчин (например, она носила много знаменитых струящихся платьев).

2. Раса/этническая принадлежность

Королева принадлежит к белой западноевропейской национальности. У нее германская, английская, шотландская, венгерская, французская и ирландская кровь.

Очевидно, королева имела привилегированный социальный статус. Раса ее семьи в истории была бы предпосылкой для их правления Англией. Сегодня белая европейская британская этническая принадлежность остается привилегированной этнической принадлежностью в Европе.

3. Социальный класс

Королева находилась на самом верху иерархии социальных классов. Рожденная в богатстве и высоком социальном статусе, она считалась представителем высшего класса.

Это повлияло на ее личность с самого раннего возраста. Шикарный акцент королевы, например, развился из ее культурного окружения. Точно так же она никогда не испытывала финансовых затруднений или необходимости искать работу (хотя, что интересно, она работала механиком в 19-м веке).40с).

4. Семейное положение

Королева была замужем за принцем Филиппом. Ее семейное положение, вероятно, было бы центральным для ее самоощущения.

Королева считала себя не только женой, но и матерью. Как и у большинства женатых родителей, эти две черты идентичности, вероятно, лежали в основе ее самоощущения.

Статус большинства людей как мужа, жены или родителя может влиять на то, как они думают (всегда думая о своих близких, когда принимают решения) и действуют (например, многие люди настаивают на том, что они не могут бросить работу, потому что у них есть семья, которая на них рассчитывает!).

5. Приписанный статус

Приписанный статус относится к социальному статусу, который вы получили при рождении. Конечно, для королевы Елизаветы ей был приписан ее королевский статус по праву рождения.

На самом деле ферзь почти должен был стать ферзем. Она могла бы отказаться от своего права, как это сделал ее дядя, но это очень осуждается в королевских кругах. Ее дядя покинул Великобританию и переехал в Соединенные Штаты, чтобы избавиться от приписываемого ему статуса!

6.
Достигнутый статус

Достигнутый статус относится к вашим личным достижениям в жизни.

Для королевы это означает, что она является самым продолжительным правящим британским монархом в истории. Она не родилась с этим статусом, она достигла его через свою жизнь.

Точно так же королева может заявить о своей способности объединить Англию, Уэльс и Шотландию под своим началом более 70 лет как своего рода достижение.

Нормальные люди часто считают такие вещи, как университетская степень или профессия, своими личными достижениями.

7. Семейная роль

У королевы также есть очень интересная семейная роль, которая подкрепляет ее индивидуальность.

В Западной Европе женщины традиционно не брали на себя семейную роль лица, принимающего решения и руководящего деятеля. Но уникальный статус королевы как королевы означал, что она стала матриархом своей семьи.

Как известно, все семейные решения должны были приниматься через нее, и она даже имела право решать, какие члены семьи могут (и не могут) использовать королевский титул и получать деньги из ее личного трастового фонда.

Определение личной идентичности

Личная идентичность — это совокупность уникальных идентифицирующих факторов, которые человек вырабатывает с течением времени и которые составляют его сущность.

Ваша личность уникальна для вас, потому что ни у кого нет такого сочетания черт, воспоминаний, привычек, эмоциональных склонностей и знаний, которое есть у вас.

Личная идентичность аналогична социальной идентичности, но личная идентичность касается всех ваших уникальных особенностей, тогда как ваша социальная идентичность обычно учитывает только ваши социологические категории (примеры социальной идентичности включают: пол, расу, социальный класс).

Как мы развиваем личность

Ваша личность начинает формироваться еще до вашего рождения.

Каждый рождается с предысторией: кем являются его родители, генетическими факторами и социально предписываемыми статусными характеристиками, которые присваиваются при рождении (например, пол).

Когда мы вступаем в среднее детство , наше самоощущение проявляется в полной мере. Мы начинаем узнавать о наших личных вкусах, предпочтениях и увлечениях.

В детстве мы также получаем обратную связь от нашего окружения (реакция других детей на нас, наши родители дисциплинируют нас), которые также формируют нас. Некоторые дети преодолевают эти трудности с самоидентификацией и развивают уверенность в себе и независимость, в то время как другие могут быть травмированы своими ранними упреками и неудачами.

В подростковом возрасте мы начинаем развивать аспекты нашей личности, такие как мышление, идеология, философия и романтические отношения, которые будут лежать в основе нашего будущего. Подростки часто исследуют различные субкультурные и контркультурные идентичности, чтобы «примерить» способы поведения.

Черты идентичности, которые резонируют с любым человеком, могут стать чертами идентичности на всю жизнь (например, «любитель рэпа» или «бегун на длинные дистанции»).

В взрослом возрасте наша личная идентичность вращается вокруг карьеры и семейного положения. Мы начинаем заботиться о том, чтобы создать наследие и обеспечить устойчивую и счастливую жизнь для себя и своих близких.

Почему важна личность?

Развитие чувства того, кто мы есть, необходимо для развития самоэффективности, нравственности и счастья.

Самоэффективность относится к вере в себя. Люди, которые вырастают компетентными, оптимистичными и самостоятельными, обладают высокой самоэффективностью. Эти люди могут преодолевать трудности и препятствия, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Это настраивает их на успех, повышает устойчивость и предотвращает выгорание или социальную изоляцию.

Наша мораль относится к нашему чувству правильного и неправильного. Когда вы знаете, кто вы и каковы ваши личные стандарты, вы можете установить границы того, что вы будете и чего не будете делать. Мораль частично исходит из нашей семьи и культуры, но она также развивается благодаря нашим собственным мыслительным процессам по мере того, как мы движемся от подросткового возраста к взрослому.

Счастье часто приходит от четкого понимания того, кто мы есть, чего мы хотим от жизни и достигли ли мы этого. Люди, которые не знают, кто они, и не имеют цели в жизни, часто будут несчастны. Это потому, что у них нет четкого морального ядра. Напротив, люди с четким представлением о своей личности часто могут обрести счастье, занимаясь делами, которые удовлетворяют их целеустремленность.

Заключение

Существует множество факторов, влияющих на нашу личность. Выше я обрисовал некоторые из наиболее важных элементов, на которые люди могут указать, пытаясь определить, что в них уникально.

Развитие личности может сделать вас уверенным в себе. Когда вы знаете, кто вы есть, и вам комфортно с этим, вы можете начать развивать счастье и удовлетворенность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts