Игры для развития навыков общения. | Материал на тему:
Игры для развития навыков общения.
1.« Кто к нам пришел?»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,
со словами ведущего — взрослого:
« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша
пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).
Дети вместе отвечают да или нет.
2.« Назови свое имя»
Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.
Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.
А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».
3. «Мяч по кругу»
Цели: Развитие коммуникативных способностей.
Развитие внимания и общей координации.
Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.
4.« Паровозик дружбы»
Цель: Объединение детей в группу.
Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» — это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по
кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.
5.«Прокати мяч и назови»
Цели: Развитие тонкой и общей координации.
Развитие зрительного внимания и памяти
Выражение эмоционального отношения через имя.
Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………
как хотят……………………………………………
6 « Да-да и нет-нет».
Цель: Определение своего места в окружающем мире.
Развитие согласованности детей в группе.
Развитие речевой интонации.
Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.
Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче
и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.
Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:
Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)
А теперь погромче вы котята?
А теперь еще громче Вы котята
А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.
Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?
7.«Доброе животное»
Цели: Объединение детей в группу.
Развитие слухового внимания.
Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.
Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как
Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».
8.« Птицы»
Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.
Активизаций мимических мышц.
Научить приветствовать друг друга
Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.
« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они
Птицы глазки все открыли , крылышки свои встряхнули,
Полетели, понесли весточку с родной земли»
Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями
и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».
9.« Котята»
Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.
Стимулирование речевой активности.
Активизация моторной и мышечной деятельности.
Описание игры:
Ведущий произносит слова, а дети — «котята» повторяют движения за словами:
«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и
улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.
Нет у кошки-мамы рыбки для котят.
Загрустили котята. Обнялись котята.
Вдруг веселый мячик, прыг — скок, прыг-скок.
Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.
А потом устали, на пол упали и уснули.
А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».
10.«Найди себе пару»
Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.
Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.
Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).
11.« Поздоровайся !»
Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.
Описание игры: Детям предлагается поздороваться ( улыбнуться, глядя в глаза , используя жесты. Затем предлагается попрощаться .
12. «Нужно делать так!».
Цели игр: Развитие пантомимических движений.
Активизация речи. Сплочения детей в группе.
Описание игры : Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.
Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. ( « Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).
13. « Рыбки в аквариуме»
Цели : Развитие пантомимических движений.
Развитие ориентировки в пространстве.
Описание игры.
В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку , складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.
14. « Дружная ракета»
Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.
Описание игры:
В игре « Дружная ракета» — дети передают следующему ведущему шлем космонавта , ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами , а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.
15.« Катаемся на лыжах»
Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.
Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.
16.« Клубок».
Цель: Формирование неречевых средств общения
Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.
Описание игры:
Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.
17.« Подари улыбку другу»
Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.
Развитие положительного отношения друг к другу.
Описание игры:
1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.
2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».
18.« Узнай по голосу»
Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.
Описание игры:
Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.
Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.
19.«Веселый клоун»
Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.
Формирование умения управлять своими эмоциями.
Описание игры:
В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.
Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.
Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.
Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.
Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка , петух.
20.« Шепоток»
Цель: Развитие речевой интонации.
Описание игры:
Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.
По кругу дети передают слово ведущему.
Коммуникативные игры
Коммуникативные игры: 25 интересных коммуникативных игр для развития общения для детей и взрослых.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!
Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами.
Коммуникативная игра 1. «Здравствуйте»Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
Коммуникативная игра 2. «Путанка»В этой коммуникативной игре может быть два варианта.
Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.
Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!
Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю. Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются ( первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.
Коммуникативная игра 3. «Паровозик»Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.
Коммуникативная игра 4. «Кенгуру и кенгуренок»Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б. В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.
Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.
Коммуникативная игра 5. «Зеркало».Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
Коммуникативная игра 6. «Держи мяч»В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.
Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.
Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.
Коммуникативная игра 7. «Любимая игрушка»Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
Коммуникативная игра 8. «Приветствие» («Хлопушка»).Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!
Мы с детьми делаем при встрече «хлопушку». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».
Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.
Коммуникативная игра 9. «Иголочка и ниточка» (народная игра).Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.
Коммуникативная игра 10. «Что изменилось?»Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.
Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).
Коммуникативная игра 11. «Комплименты».Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.
Это очень приятная игра – попробуйте.
Коммуникативная игра 12. «Угадай»Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке).
Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».
Коммуникативная игра 13. «Найди своего ребенка»Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игра любимая, замечательная, веселая, уже много раз сыгранная нами. Очень ее люблю!
Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.
Игра замечательная, всегда играем с удовольствием. Поиграйте с друзьями!
Коммуникативная игра 14. «Хромая уточка»Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.
Коммуникативная игра 15. «Ищу друга».В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.
Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.
Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.
Коммуникативная игра 16. «Поймай взгляд»Эта игра развивает взаимопонимание. Ведет игру взрослый.
Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот, на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры.
Затем , когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять друг друга.
В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.
Коммуникативная игра 17. «Поменяйтесь местами»Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).
Маленький секрет этой коммуникативной игры: в эту игру можно играть и со взрослыми, причем с весьма серьезными целями. Например, в группе педагогов моего курса повышения квалификации мы знакомились друг с другом именно в этой игре. Задания были такого типа: «Поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Истоки». А теперь поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Из детства – в отрочество». А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя молодым педагогом. А теперь поменяйтесь те, кто считает себя опытным педагогом в этой теме и готов поделиться своим опытом и находками с коллегами» и другие. Так, во время игры за несколько минут я получаю важный для меня «портрет группы». И всем интересно! И мне тоже!
Коммуникативная игра 18. «Я хочу с тобой дружить»Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.
Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.
Очень приятная и доброжелательная игра.
Коммуникативная игра 19. «Коробка с секретом»Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.
Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.
Коммуникативная игра 20. «Шарики»Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).
Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.
Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!
Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).
Коммуникативная игра 21. «Звериное пианино».Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой гире.
Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)
Коммуникативная игра 23. «Рассмеши Несмеяну».Один игрок – это Несмеяна. Все другие пытаются рассмешить Несмеяну. Тот, кому это удается – становится Несмеяной в следующей игре.
Коммуникативная игра 24. «Конспиратор»Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего. Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается. Задача водящего – узнать на ощупь игроков. Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры. Задача – стать лучшим конспиратором, то есть сделать так, чтобы тебя совсем не узнали или узнали последним.
Очень веселая и занимательная игра. Что только не делают дети – встают на стул или ползут на четвереньках, маскируют свою прическу под кепкой и перевязывают бант платья наоборот (со спины, где он был, на живот). Попробуйте – Вам понравится!
Коммуникативная игра 25. «Уши – нос – глаза».Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
В эту игру с равным восторгом играют и малыши, и подростки. Она подходит также для изучения иностранных языков. Словарь игры (называемые части тела) зависит от возраста играющих детей. Самым маленьким достаточно назвать известные им части тела – нос, уши и другие. Для более старших – можно использовать более сложные слова – подбородок, локти, лоб, брови и другие.
Коммуникативная игра 26. «Дорисуй рисунок».Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.
Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.
Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.
Коммуникативная игра 27. «Разговор через стекло».Играют парой. Один игрок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.
Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано. Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.
Игра интересна как детям, так и взрослым. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».
Коммуникативная игра 28. Скульптор и глина.Для это коммуникативной игры с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в Интернете и распечатать.
Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.
С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться ролями.
Коммуникативная игра 29. Слепой и поводырь.В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец. Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.
Коммуникативная игра 30. «Конкурс хвастунов».Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.
Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка)!
Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе. Мы играли, и все были очень довольны! Так приятно похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.
Коммуникативные игры – это тот «инструмент», который у Вас всегда под рукой и доступен везде – дома, на прогулке, в детском саду, в отпуске. Желаю Вам успехов!
Еще интересные и полезные материалы об общении с детьми – на нашем сайте:
— Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения
— Дети ссорятся: что делать?
— Старший ребенок ревнует к младшему: советы детского психолога.
— Игры на свежем воздухе
— Игры во дворе
— Мирилки: 22 мирилки для детей. Картотека мирилок для родителей и педагогов.
— Считалки: заумные считалки, считалки — жеребьевки, считалки — заменки, считалки — числовки.
Автор публикации: Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка», ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», кандидат педагогических наук, специалист в области дошкольной педагогики и методики развития речи детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
10 веселых коммуникативных игр для малышей
Мы склонны думать, что играть можно только с игрушками, но когда речь идет о детях постарше и малышах, игры с людьми — это то, что нужно! Эти типы игр очень ориентированы на связь, и они почти всегда включают элемент общения. Они веселые, интерактивные и даже образовательные — они помогают вашему малышу практиковать базовые навыки, которые необходимы детям, прежде чем они смогут начать говорить. Это делает их очень ценными для малышей, которые вот-вот заговорят!
Если вы ищете веселые, простые и не требующие предварительной подготовки способы поощрения общения и разговоров у вашего малыша, эти 10 коммуникативных игр — то, что вам нужно.
Как играть в коммуникативные игры с малышами
Каждая из этих игр и занятий предоставляет множество возможностей для связи и общения между вами и вашим ребенком. Во-первых, они забавные, так что ваш малыш будет любить , играя в них с вами! (Никакой интенсивной учебной программы или чего-то в этом роде.) Но в глубине души вы можете чувствовать себя прекрасно, зная, что они так много делают, чтобы помочь вашему ребенку учиться и расти.
Если вы играете в эти игры с малышом, который еще не говорит или говорит всего несколько слов то здесь, то там, ничего страшного, если вы обнаружите, что много говорите. Просто убедитесь, что вы делаете паузу и ищете их невербальные сигналы. Если они не заинтересованы в одном, попробуйте другой. Вот почему я перечислил 10 здесь для вас. Кроме того, вы и ваша семья можете составить свой собственный!
Связанный: Помогите! Мой 18-месячный ребенок еще не говорит!
Если ваш ребенок говорит, рецептивные фразы, используемые во многих из этих игр, облегчают ему присоединение и участие.
Но ключевой момент в том, чтобы играть в эти игры так, чтобы они поощряли к общению, — убедиться, что вы делаете ПАУЗУ и даете ребенку возможность ответить вам или по очереди. Они могут не произносить слова или фразы, и это нормально! Это может быть так же просто, как дать им время попробовать подписать, использовать жест или сказать забавные слова, такие как:
Подробнее
Ура!
Weeeee!
Связанный: Что считается словом?
Получайте удовольствие!
Мы никогда не хотим, чтобы язык и общение воспринимались как испытание. Наш совет — пусть это будет в основном связано с весельем и общением. Настройте игру и не забудьте дать ребенку возможность пообщаться с вами, но помимо этого просто наслаждайтесь моментом вместе!
10 Легких коммуникативных игр для совместной игры
#1 Копируй кота
Просто по очереди повторяйте движения или жесты и копируйте друг друга. Вы можете разыгрывать такие вещи, как животные или автомобили. Если вы не привыкли быть глупым, просто попробуйте и посмотрите, как отреагирует ваш ребенок. Во многих случаях это может мотивировать и привлекать их, но мы знаем, что это не всегда естественно для семей, с которыми мы работаем. Попробуйте использовать такие слова, как:
. Гоняйтесь друг за другом по дому или в парке и намеренно создавайте возможности для языка вокруг таких слов, как: 9.0005
Понял!
А вот и я!
Быстро
Беги
#3 Peek-A-Boo
Это классика! Играйте вместе в ку-ку и работайте над такими словами, как:
Бу!
Я вижу тебя!
Где ты?
#4 Глупые лица вперед-назад
По очереди корчите глупые лица и смешите друг друга. Дополнительные слова, такие как:
Глаза
Язык
Рот
Открыть
Закрыть
29000!
Ваш ход
#5 Катание по кругу
Это так весело! Мгновенный смех и улыбки. Вы можете работать над языком вокруг таких слов, как:
#6 Подъем вверх и вниз
Развлечение для них и тренировка для вас! Попробуйте сделать паузу и подождать, пока ваш ребенок покажет, что хочет подняться. Помните, это может быть жест, знак или слово!
#7 Верховая езда
Верховая езда полна возможностей для языка, например:
Up
Bumpy
Уииии!
Down
Fast
#8 Экшн-песни
Экшн-песни (например, «Wheels On The Bus») великолепны, потому что в них встроена языковая часть!
Колеса в автобусе: пусть ваш ребенок произносит или подписывает такие слова, как «открыть», «закрыть», «вокруг», «вверх» и «вниз»
Голова и плечи: Попробуйте спеть «Голова и плечи, колени и. ..» и пусть ваш ребенок добавит «пальчики» по-своему
Прыжки #9
Прыжки на кровати, коврике , трава на улице или создание небольшой полосы препятствий добавляет массу возможностей для языка!
#10 Rough & Tumble Play
Любая совместная игра в драку — это отличный повод для общения! Вы можете добавить или создать возможности для таких вещей, как:
Нравится помогать им учиться?
Получите наш бесплатный контрольный список языковых вех! Поймите, где они сейчас и что будет дальше, чтобы вы могли продолжать поощрять их коммуникативные навыки!
Бесплатная загрузка вех
ToddlersWee Talkers Комментарий
0 лайковКоммуникативные навыки для детей: важность, занятия и игры
Владение набором надлежащих навыков устной речи можно назвать жизненно важным навыком в наши дни. Родители должны начать обучать своих детей основным навыкам общения в раннем возрасте и работать над оттачиванием этих навыков по мере их взросления. Предположение, что дети могут освоить подходящие коммуникативные навыки без родительского руководства, может быть огромной ошибкой. В настоящее время родители учат своих детей не только эффективно общаться, но и вежливо.
Почему навыки общения важны для развития ребенка?
Навыки общения важны для развития ребенка по следующим причинам:
- Обучение детей навыкам эффективного общения помогает им ясно выражать свои мысли и лучше выражать свои чувства.
- Навыки общения могут способствовать обучению и осмысленному обмену информацией с другими.
- Хорошее общение может повысить социальный IQ вашего ребенка, помогая ему строить здоровые отношения во время общения с другими людьми.
- Ребенку, который может хорошо общаться в устной форме, может быть комфортно общаться и в письменной форме, что, вероятно, поможет ему лучше учиться.
- У детей с проблемами общения могут развиться поведенческие расстройства, такие как депрессия, социальная изоляция и низкая самооценка.
Основные навыки общения, которыми должен обладать ребенок
Вот некоторые основные навыки общения, которыми должен владеть ребенок:
- Дети должны уметь устанавливать зрительный контакт с собеседником. Это просто знак интереса и уважения. Отведение взгляда во время разговора является признаком незаинтересованности и считается дурным тоном.
- Дети должны научиться говорить правильно и четко. Научите их говорить, используя правильное произношение и правильную грамматику. Им следует внушить, чтобы они не говорили торопливо.
- Родители должны проинструктировать своих детей не прерывать текущий разговор и не начинать разговор, потому что они этого хотят. Очень важно контролировать такое поведение и поощрять самоконтроль.
- Родителям необходимо формировать правильное поведение при слушании, чтобы дети могли научиться внимательно слушать и адекватно реагировать.
- Родители также могут продемонстрировать своим детям искусство вежливого вступления в разговор и правильное поведение, когда кто-то вступает в оживленную беседу, в том числе приветствует человека ободряющей улыбкой и кивает.
Что делать, если ребенок не может эффективно общаться
Полезными советами по развитию навыков общения у детей могут быть:
- Создайте открытую линию общения, чтобы ваш ребенок мог легко подойти к вам и выразить свое мнение без колебаний .
- Дайте ребенку достаточно времени, чтобы обдумать то, что он хочет сказать, и дайте ему закончить, чтобы предотвратить заикание. Не перебивайте и не перебивайте его, пока он пытается ответить.
- Избегайте чрезмерных исправлений и излишней критики при обучении ребенка хорошей речи. Это только обескуражит его.
- Обычно дети лучше всего учатся, подражая взрослым. Поэтому родители должны представить своим детям хорошую модель речи, чтобы помочь им правильно общаться.
- При общении с ребенком следите за тем, чтобы вы по очереди устанавливали зрительный контакт и выражали признательность за его активное участие.
Коммуникативные занятия и игры для детей
Некоторые интересные коммуникативные занятия и игры для детей могут быть следующими:
1. Игра в телефон
Эта популярная и веселая игра помогает улучшить навыки слушания у детей, и в нее могут играть дети всех возрастов. группы. Вы также можете включить других членов семьи. Посадите всех в круг, достаточно близко, чтобы можно было легко шептаться. Начните с одного ребенка, который будет шептать сообщение на ухо игроку, сидящему справа, который затем шепчет его на ухо своему соседу, и так далее, пока все в кругу не сделают свой ход. Игрок в конце громко произносит сообщение. Как только это будет сделано, последний человек, получивший сообщение, может раскрыть его. Очень вероятно, что исходное сообщение и окончательное полученное сообщение будут отличаться! Вы можете начать с простого сообщения и постепенно переходить к более сложным предложениям.
2. Указание направлений
Невербальная коммуникативная деятельность для детей может включать в себя эту простую игру. Попросите ребенка написать, как добраться до его любимого магазина или парка поблизости. Затем отправляйтесь в путешествие вместе со своим ребенком, следуя этим письменным указаниям, чтобы добраться до места. По пути помогите ему понять, как он может сделать их лучше, или что он может упомянуть, чтобы лучше общаться.
3. «Покажи и расскажи»
Упражнение «покажи и расскажи» может стать восхитительной игрой для вербального общения для детей. Дайте вашему ребенку тему, например, его любимый фрукт, любимую книгу или путешествие с семьей. Предложите ему показать предмет, связанный с этой темой, и попросите его произнести по нему пять строк. Это занятие может помочь вашему ребенку развить уверенность, словарный запас и красноречие.
4. Рассказывание историй по картинкам
Рассказывание историй по картинкам может быть увлекательным занятием, так как дети любят рассказывать истории. Подарите малышу набор картинок. Попросите его расположить их в логической последовательности и сплести из этого историю. В качестве альтернативы вы можете предложить ему только одну картинку и попросить его описать то, что он видит на картинке, например, пейзажи, людей, цвета и другие детали.
5. Презентация
Это увлекательное занятие не только улучшит навыки устной речи вашего ребенка, но и поможет ему привыкнуть к публичным выступлениям. Вы можете предлагать различные темы, начиная от декламации любимого стихотворения и заканчивая выражением своего мнения на актуальные темы, такие как экономия воды, переработка отходов, использование гаджетов и т. д. Попросите его подготовить короткую презентацию для семейного собрания, мероприятия в местном парке или любого другого места, где он чувствует себя комфортно.
6. Импровизированная речь
Импровизированная или спонтанная речь является неотъемлемой частью устного общения и может использоваться для расширения коммуникативных навыков. Extempore помогает вашему ребенку думать на ходу и правильно формулировать свои идеи. Эта деятельность подготовит его и к будущим карьерным перспективам. Делайте заметки на интересные темы, и пусть ваш ребенок выбирает записку и говорит на выбранную тему импровизировано в течение нескольких минут.
7. Эмоциональные шарады
Это веселое занятие отлично подходит для того, чтобы помочь детям понять различные выражения лица, сигналы и позы тела при общении. Это невербальные коммуникативные сигналы, которые дополняют вербальное общение. Раздайте ребенку несколько карточек, каждая из которых изображает определенную эмоцию или чувство, например гнев, печаль, скуку, усталость или счастье, и попросите его разыграть их. Ваши дети также могут рисовать различные эмоции, которые он может испытывать в обычных ситуациях.
8. 20 вопросов
«20 вопросов» — замечательная игра, которая развивает у вашего ребенка способность формулировать и задавать прямые вопросы. Попросите детей встать в круг. Пусть один ребенок стоит в центре, и он должен думать о известном месте или известной личности. Другие дети в группе должны определить его, задав набор из 20 вопросов. Ребенок может ответить, сказав только да или нет. Если группа не угадает, победителем объявляется ребенок в центре!
9. Определите объект
Для игры вам может понадобиться 4-5 детей. Завяжите глаза одному ребенку, в то время как остальные игроки выбирают объект, который можно подробно описать для облегчения идентификации. Каждый игрок по очереди описывает одну особенность выбранного объекта. Ребенок с завязанными глазами может задавать дополнительные вопросы в качестве подсказки.
10. Смена лидера
Эта игра может стать отличным учебным пособием для обучения детей распознаванию признаков языка тела. Выберите одного ребенка в качестве лидера, который будет выполнять определенные действия, например, топать ногами или хлопать в ладоши. Остальные дети должны подражать его действиям.