Иллюзии | Мир Психологии
Иллюзии
Иллюзии восприятия (англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) — искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения.
Можно выделить следующие их виды.
- Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне — см. рис. 3а). (Ср. Ауберта феномен)
- Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве.
- Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).
- Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. 3д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).
- Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера; рис. 3з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 3ж): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).
- Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис.
Рис. 3. Примеры зрительных иллюзий
Причины, вызывающие иллюзии восприятия, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), др. — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.
иллюзии восприятия можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия. В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2. Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д.Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное Восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений (см. рис. 1).
К другому классу Иллюзии относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.
Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д.Н. Узнадзе и его учениками (см.
Установка). Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п.Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т.д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития.
В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. Отраженная субъектность).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Иллюзии (греч. illusio — ошибка, заблуждение) — искаженное Восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и физические, патогенетически не связанные с нарушениями мышления или сознания. Пример физической иллюзии: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная; физиологическая иллюзия: из двух равных линий, снабженных на концах острыми углами, направленными внутрь или кнаружи, первая кажется более короткой.
- Иллюзии аффективные — возникают под влиянием аффекта — страха, тревоги, при депрессии.
- Иллюзии вербальные — содержат отдельные слова или фразы.
- Иллюзии органические — см. Дисморфопсии, Метаморфопсии.
- Иллюзии Пика — входят в Пика синдром (см.).
- Иллюзии сознаваемости [K. Jaspers, 1923] — ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти И. являются признаком формирования галлюцинаций и бреда. Син.: И. воплощенной сознаваемости.
- Иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] — форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару — одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы И.у. объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. И.у. используются как один из методических приемов для исследования установки.
- Иллюзии функциональные — см. Парейдолии.
- Иллюзии эпилептические — нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают И.э. перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот, «никогда не виденного», «никогда не слышанного», «никогда не пережитого»). К этой группе относятся И.э. бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Иллюзия — в основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как «ошибочное Восприятие», обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются «ошибочными восприятиями». Скорее это Восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется «ошибка», то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.
Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.
предметная область термина
ИЛЛЮЗИЯ КОНТРАСТНАЯ — искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при нарушении привычных стереотипов. Проявляется в переоценке признаков, противоположных привычным, особенно часто — в ощущениях температурных и вкусовых. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладости.
ЗЕЛНЕРА, ИЛЛЮЗИЯ — все вертикальные линии на рисунке параллельны.
ШАРПАНТЬЕ ИЛЛЮЗИЯ — См. иллюзия тяжести
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Психология ощущений и восприятия
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
Иллюзия в психологии: виды восприятия
Иллюзия в психологии — искажение реальности, которое человек воспринимает как настоящее. Некоторые считают, что иллюзии и галлюцинации — одно явление, но это ошибочное мнение. Первые возникают на фоне особенностей работы мозга, а вторые вызывают психические нарушения.
Понятие и суть
Иллюзия — искаженное восприятие действительности, которое строится на обмане чувств. Человек начинает воспринимать мнимое за настоящее. Термин «искаженное» обозначает, что объект, который видит индивид, не соответствует окружающей реальности. Искажение можно легко устранить, разобравшись в причинах его появления или же проведя ряд измерений. Иногда иллюзии связаны с тем, во что человек не верит.
Типы искажения:
- Иллюзии, которые связаны водой, воздействием призмы, — миражи, искажения воздуха из-за горячего пара. Основаны на физических явлениях.
- Иллюзии, связанные с особенностями восприятия. Искажения строятся на психологии, физиологии.
Самыми изученными являются визуальные иллюзии. В интернете или специальных учебниках можно найти изображения, которые по восприятию двигаются, но одновременно с этим остаются на месте.
История открытия
Внимание восприятие реальности начало получать с 1899 года. Иллюзии были знакомы людям и раньше, но воспринимались как что-то мистическое и пугающее.
Первые исследователи в этом направлении проводили эксперименты для доказательства того, что иллюзии строятся на ожидании людей. Эти опыты касались поднятия тяжестей в слепую. В ведрах было одинаковое количество песка, но людям говорили, что сейчас им дадут поднять ведро еще тяжелее. Участники эксперимента поверили, что одинаковые по весу ведра тяжелее друг друга.
Первым ученым, который проводил такие эксперименты, был Р. Мюллер. Он предлагал людям оценивать одинаковый вес в разных по размеру емкостях.
После проведения экспериментов Мюллер представил личные доводы относительно подобных искажений в вюрцбургской школе. Ученые из других европейских психологических школ начали развитие, изучение данного понятия в первой половине XX века. Они называли иллюзией аномальные явления, которые происходят в природе —миражи, зрительные искажения из-за преломления света. Такого мнения придерживались психологи из школы Гештальта.
Причины
Причины:
- Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотических средств, которые искажают восприятие реальности.
- Природные физические процессы в природе — миражи, радуга, преломление света через капли воды.
- Искажение, навязанное мнением других людей.
- Психические отклонения, заболевания.
- Физические патологии. Например, при сильном жаре индивид может бредить, видеть вымышленные объекты.
- Сильные переживания, стрессы, нервные срывы, депрессии.
Интересная причина появления иллюзий — синестезия. Это процесс смешивания чувств. Синестезия очень часто встречается у творческих людей:
- Многие музыканты сообщают, что могут видеть особые цвета в моменты звучания мелодий.
- Поэты рассказывают, что рассматривая разные изображения они слышат звуки, которых на самом деле нет.
Виды
Существует разные виды иллюзий. Каждый тип отличается затрагиваемыми областями восприятия, ощущениями, общим воздействием на психику.
Физические
Самыми явными физическими иллюзиями являются оптические искажения. Они вызваны разными проявлениями психики, которые втесняются между человеком и воспринимаемым им объектом, предметом или явлением. Примеры:
- Луна высоко в небе кажется гораздо меньше, чем у горизонта.
- Если погрузить ровную палку наполовину в воду, погруженный конец будет казаться меньше.
- После длительного взгляда на что-то яркое, отпечаток этого объекта останется перед глазами на несколько секунд, но в реальности его не будет.
- Кажется, что горы находятся ближе в ясную погоду при низкой влажности воздуха, чем они есть на самом деле.
Когнитивные
Когнитивные искажения возникают, когда индивид взаимодействует не с самим окружающим миром, а с предположениями о нем. Это приводит к формированию бессознательных умозаключений, которые искажают реальность. Виды:
- Неоднозначные — Куб Неккера, ваза Рубина.
- Искажающие — геометрические оптические иллюзии. Характеризуются искажением длины, размеров, кривизны, расположения геометрических объектов.
- Парадокс искажения — представляются объектами, которые невозможны или парадоксальны.
Отдельны вид когнитивных иллюзий — вымыслы.
Физиологические
Возникают под воздействием усталости, напряжения, эмоциональных всплесков. Искажения физического, физиологического характера временные. Они исчезают самостоятельно через определенный промежуток времени.
Физиологические отклонения создаются на фоне расхождения между реальными объектами и ошибочными явлениями. К этой группе относится ложное восприятие уменьшенных визуально размеров крупного предмета.
Аффективные
Проявляются у здоровых людей физически и психологически. Они связаны с усталостью, психическим напряжением, сильными эмоциями. Аффективные иллюзии проявляются в незнакомых для человека местах, когда он ожидает плохого.
Если человек находится на территории незнакомого частного дома, а в детстве его испугала собака, он будет ожидать нападения животного. Он может слышать несуществующие звуки.
Патологические
Связаны с психическими отклонениями, психологическими заболеваниями. В данном состоянии человеку сложно отличить реальность от мнимой иллюзии. Искажения проходят самостоятельно, но без должного лечения возвращаются.
Вербальные
Искаженное восприятие звуковых раздражителей. Нейтральная речь другого человека воспринимается как угроза, а враждебные упреки, ругательства, оскорбления не доходят до человека. Если работает радио или телевизор, человек может ощущать, что разговоры дикторов обращены к нему.
Органические
Проявляются искаженным зрительным восприятием объектов, явлений, форм. Неправильно воспринимается сама форма, размеры, цвет, расположение в пространстве.
Осознаваемости
Проявляются возникновением навязчивого ощущения того, что рядом кто-то присутствует. Если не начать лечение, будут развиваться галлюцинации, бред.
Восприятия
Ложное восприятие действительности. При их проявлении человек испытывает чувственные впечатления, которые идут наперекор действительности. Иллюзии могут склонять человека к неверным суждениям, мнениям.
Парейдолические
Изменяется восприятие узоров. При их рассмотрении в сознании человека развиваются сложные образы, которые выстраиваются в фантастические картины.
Как перестать жить в вымышленном мире?
Часто люди живут в вымышленном мире и не осознают этого. Иногда искажения человек навязывает себе сам, чтобы отгородиться от опасностей окружающего мира, закрыться от других. Подобные действия могут привести к развитию психических отклонений, психологических заболеваний. Чтобы исправить ситуацию, нужно:
- Научиться жить по распорядку. Составить его на каждый день. Выделить время для отдыха, работы, увлечений, общения с друзьями, родными. Придерживаться порядка во всем. Это касается графика, рациона, порядка на столе, в шкафах.
- Ежедневно анализировать пережитые ситуации, продумывать способы решения проблем.
- Сменить круг общения, сферу деятельности. Если не хочется терять работу, нужно попроситься в отпуск, чтобы отдохнуть.
Также нужно уделить внимание внутренним страхам, ложным убеждениям, барьерам. Чтобы справиться с ними, нужно обратиться к психологу.
В психологии существуют разные трактовки термина «иллюзия». Каждый из них толерантен к другому. Иллюзия — искажение реальности под воздействием внешних факторов. Они могут быть безвредными или навязчивыми. В последнем случае понадобится помощь опытного психолога.
иллюзий | GCSE Психология Wikia
Посмотреть источникВам необходимо знать:
- Типы иллюзий
- Примеры этих иллюзий
- Как они объясняются
- Какими теориями они могут быть объяснены
Типы иллюзий
Зрительная иллюзия: конфликт между реальностью и тем, что мы воспринимаем
Вымысел: иллюзия, возникающая при восприятии фигуры, даже если она не присутствует в стимуле.
Неоднозначная цифра: стимул с двумя возможными интерпретациями, каждый раз можно увидеть только одну
Иллюзия искажения: когда наше восприятие обманывается каким-либо аспектом стимула, влияющим на форму/размер объекта.
Иллюзорный контур: граница, воспринимаемая на фигуре, но не присутствующая
Пост-эффект движения : иллюзия, возникающая в результате уделения большего внимания движению в одном направлении и восприятия движения в противоположном направлении сразу после этого
Цветовое последействие: иллюзия, вызванная фокусировкой на цветном стимуле и сразу же после этого восприятием противоположных цветов.
Все иллюзии из темы A
НАЗВАНИЕ: ИЛЛЮЗИЯ HERING
ТИП: ИСКАЖЕНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ: В иллюзии Геринга расходящиеся линии выглядят как линейная перспектива. Люди в иллюзии напротив кажутся больше в глубине сцены. Но на самом деле все они одного роста. Если расходящиеся линии действуют как сигналы линейной перспективы, тогда мы будем использовать постоянное масштабирование, как если бы сцена действительно имела глубину. Согласно Теория Грегори , Человек, который кажется «дальше всех», будет увеличен, чтобы он выглядел больше. Человек, который кажется самым близким, будет уменьшен и будет выглядеть меньше. Это именно то, что мы воспринимаем.
НАЗВАНИЕ: КУБ НЕКЕРА
ТИП ИЛЛЮЗИИ: неоднозначная
ОБЪЯСНЕНИЕ: Вы можете увидеть этот куб двумя разными способами. Вы можете увидеть его как прозрачную коробку с красной точкой сзади или сплошную коробку с красной точкой спереди. Согласно Теория Грегори , Вы думаете, что сторона, «ближняя» к вам, ближе к вам, потому что мы уменьшаем то, что находится рядом с нами. Это означает, что вертикальная линия снаружи квадрата будет уменьшена, чтобы он выглядел меньше.
ИМЯ: ЛЕДИ ЛИПЕРА
ТИП ИЛЛЮЗИИ: Неоднозначный
ОБЪЯСНЕНИЕ: На картинке вы видите и девушку, и старуху. Он использует бинокулярные сигналы глубины. Сетчатка глаза воспринимает стимул, а мозг выдвигает гипотезу и угадывает, что это за картинка.
НАЗВАНИЕ: Иллюзия Понцо
ТИП ИЛЛЮЗИИ: Искажение
ОБЪЯСНЕНИЕ: Верхняя панель выглядит больше, чем нижняя. Следуя теории Грегори , если железнодорожные пути используются как ориентиры для линейной перспективы, верхняя полоса будет казаться дальше. Поскольку он воспринимается как более далекий, он увеличен и кажется больше, чем нижний столбец. На самом деле все они находятся на одном расстоянии от вас.
НАЗВАНИЕ: Иллюзия Мюллера Лайера
ТИП ИЛЛЮЗИИ: Искажение
Признаком глубины линий, которые кажутся встречающимися, является линейная перспектива. Это дает нам представление о расстоянии. Согласно теории Грегори , мы признаем, что одна линия ближе, мы уменьшаем ее и воспринимаем как меньшую. На самом деле они все одинаковой длины.
НАЗВАНИЕ: Треугольник Канижа
ТИП ИЛЛЮЗИИ: Художественная литература
Когда вы посмотрите на это изображение, вы увидите белый треугольник в центре.
Согласно Гештальт-теории , когда мы видим незавершенную фигуру, наше восприятие создает «целостную» форму, используя замыкание. Дорисовываем края, чтобы получилась правильная или привычная форма. Это «фигура» отношения фигура-фон. Наконечники стрел и пространство вокруг них становятся землей.
НАЗВАНИЕ: Ваза Рубина
ТИП ИЛЛЮЗИИ: Неоднозначная фигура
Вы могли видеть это как 2 головы или вазу.
Это иллюзия, потому что мы не можем сказать, черная или белая область является фигурой. Оба являются значимыми объектами.
Согласно Гештальт-теории , когда мы идентифицируем объект, это «фигура», и мы отделяем его от «фона». Это ситуация, когда что-то может быть либо фигурой, либо фоном, поэтому оно становится иллюзией.
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Иллюзии | Введение в психологию |
Цели обучения
- Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии
Почему иллюзии?
Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы к изучению этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.
Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.
Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.
Иллюзии глубины
Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте рассмотрим несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?
Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.
Большинству людей кажется, что верхняя линия шире. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.
Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.
Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.
Иллюзии света и размера
Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?
Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?
Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.
Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.
Рисунок 5 . Benary Cross
Наши зрительные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?
Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?
Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.
Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.
Эта иллюзия, называемая иллюзией Эббингауза, была создана Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии. Он снова показан ниже.
В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.
Ссылка на обучение
Если вы хотите изучить больше визуальных иллюзий, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.
Как вы думаете, как психолог может использовать иллюзию Эббингауза , чтобы узнать о психических процессах или поведении (показано снова ниже)? Читайте дальше, чтобы увидеть реальный пример от психолога из Университета штата Колорадо.
Эббингауз в реальном мире
Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы играете против кого-то с таким же опытом и навыками, как у вас. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.
Рисунок 7 . Подозреваете ли вы, что воспринимаемый 90 207 размер лунки для гольфа 90 208 повлияет на эффективность паттинга?
Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на 10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?
Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.
Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.
Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется противовес . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (приводящих к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но — для всех участников — практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).
Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Таким образом, непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он или она нарисовали круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.
Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.
Обзор методов
Повторите шаги, о которых вы читали до сих пор:
- Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
- Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
- Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
- В этом состоянии участник делает 10 ударов.
- Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
- Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга.
- В этом состоянии участник делает 10 ударов.
Попробуйте
Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Нажмите на вариант, который вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.
Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?
- Количество успешных ударов является зависимой переменной.