Иллюзия: что это простыми словами, виды, примеры, причины возникновения
Содержание
Что же такое иллюзия?
Иллюзия – это искажение восприятия реальности.
- Так, многие травоядные – красно-зелёные дальтоники и не различают эти цвета между собой, что позволяет таким хищникам, как тигры, сливаться с растительностью джунглей и охотится на косуль и кабанов.
- Строение человеческих глаз не позволяет воспринимать ряд цветов, которые называют невозможными или запрещёнными – красновато-зелёные и желто-синие цвета.
Но иногда дело не только в самих органах чувств. Обработка информации, которую получили органы чувств, мозгом может видоизменять то, что мы увидели или услышали. Взять, к примеру, саккады – быстрые движения глазами, которые совершаются людьми во время чтения или поездки на машине.
Мозг, получая от глаз размытую и прыгающую картинку как бы выравнивает изображение, делая его статичным. Нам кажется, что во время саккад мы видели всё, но на самом деле мозг пропускает несколько миллисекунд, чтобы упростить себе работу.
Иногда пути, по которым поступает информация от органа чувств до мозга, как бы перекрещиваются и возникает синдром Шерешевского или синестезия. Раздражения в одной системе приводит к непроизвольному раздражению другой и человек вдруг начинает слышать цвета или ощущать буквы.
Что такое иллюзия?
Иногда люди ошибочно считают, что оптические явления – это тоже иллюзии. Однако оптические явления можно зафиксировать с помощью камер и других устройств и обычно причиной их становится рассеяние света. Одним из самых распространенных таких явлений является синева неба и радуга.
В силу особенностей русского языка мы можем называть иллюзиями те вещи, которые таковыми не являются. Взять, к примеру, иллюзию успеха окружающих. Это иллюзия только по названию, на деле это одна из многочисленных когнитивных ошибок.
Когнитивные ошибки или искажения возникают на основе дисфункциональных убеждений. Заметить наличие таковых у себя можно проанализировав свои автоматические мысли. Наиболее часто встречающейся когнитивной ошибкой является обобщение частных случаев.
Именно поэтому вам может казаться, что все окружающее успешнее вас. Увидев несколько примеров успеха вы переносите их на всё человечество. Однако когнитивные искажения не являются иллюзиями, поскольку это ошибки мышления, а не восприятия.
Итак, как понять что то, что вы испытываете – это иллюзия? Как правило все иллюзии кратковременны, достаточно дождаться, пока мозг целиком обработает поступившую информацию, сосредоточить своё внимание и вы скорее всего тут же поймете, что произошло.
Виды иллюзий
У психически здоровых людей могут возникать следующие иллюзии, связанные с работой органов восприятия и обработки информации:
- визуальные
- слуховые
- кинестетические и тактильные
- обонятельные
- интероцептивные;
- связанные с восприятием течения времени.
- Возникновение визуальных, слуховых и тактильных иллюзий обычно связано с тем, что поступающая информация неполная или мы отвлечены и не уделяем происходящему достаточно внимания.
Тактильные, кинестетические и интероцептивные иллюзии
Одни из самых редких (почти так же редки тактильные галлюцинации). Причиной является то, что чувство обладания телом формируется благодаря механизмам мультисенсорной интеграции. Восприятие в целом является мультисенсорным процессом, что означает, что информацию об окружающем мире мы воспринимаем в полном её объеме, а не по отдельным каналам.
Мозг постоянно комбинирует все виды информации. Однако большую роль играет временное окно между стимулами, именно поэтому информация от доминирующего органа нашего восприятия – глаз, иногда опережает остальную и мы видим иллюзии, которые быстро проходят, когда информация от остальных органов доходит до мозга.
Обонятельные иллюзии
Часто связаны с воспоминаниями. К примеру, если в детстве в детском саду вы обожали пить только какао, то в будущем, посетив детский сад уже со своим ребёнком, вы скорее всего ощутите запах какао.
Иллюзии, связанные с восприятием времени
Обычно наблюдаются в ситуациях, когда нам нечего делать и нужно длительное время чего-то ждать. Время будто замедляется, нам кажется что прошел уже целый час, а на деле – всего пять минут. Реже всего такие иллюзии испытывают люди с депрессией, как правило у них напротив развивается точное чувство течения времени.
Существуют мультисенсорные иллюзии
К примеру зрительно-тактильные и зрительно-кинестетические. Но как правило такие иллюзии не возникают сами по себе. Они могут появиться в особых условиях, обычно во время исследований восприятия используются методы, которые могут триггерить подобные ошибки восприятия.
Причины возникновения иллюзий
Строение всех живых организмов несовершенно и подверженно ошибкам. В человеке помимо ошибок физиологического характера, могут появиться ещё и ошибки когнитивного, психологического характера.
Социум
Наш мозг всегда стремится дополнить воспринятое органами чувств, создать цельную и упрощенную картину окружающего нас мира. Иногда такое дополнение реальности становится совсем уж вольным и мы начинаем видеть, к примеру, человеческие лица в разрозненных пятнах.
Мозг человека, как существа крайне социального, очень чувствителен к лицам других людей. Мы настроены замечать малейшие мимические изменения и декодировать их, чтобы узнать, что чувствует сейчас нас собеседник. Поэтому существуют социальные причины возникновения иллюзий.
Интериоризация
Интериоризация особенностей нашей культуры подразумевает, что наш мозг примет стоящего вдалеке длинноволосого человека скорее за женщину, чем за мужчину, музыка в минорных тонах обязательно покажется грустной, а избегание зрительного контакта будет воспринято как нечестность собеседника.
Прошлый опыт
Бывает, что причиной искажений восприятия является прошлый опыт. Ведь не зря говорят “обжегшись на молоке, дуют на воду”. Если мы вдруг оказались в нейтральной ситуации, схожей с прошлой негативной, мы скорее экстраполируем прошлый неудовлетворительный опыт на новую ситуацию.
Эмоциональное состояние
Наше эмоциональное состояние на данный момент определяет как мы интерпретируем увиденное. Стресс заставляет нервную систему приходить в возбужденное состояние, поэтому во время стресса людям может казаться, что они видят цвета ярче, чем обычно, их слух становится острее, мир словно замедляется и т.д. Это нормальная адаптивная реакция организма на неблагоприятные факторы окружающей среды.
Такая эмоция как страх заставляет видеть опасность даже в безобидных вещах. В буддизме существует одна известная аллегория, в которой говорится, что в темноте можно принять даже кусок верёвки за затаившуюся змею. Именно это и происходит, по причине уже возбужденного состояния нервной системы или недостатка информации, может произойти перцептивная ошибка.
Паттерны мышления
Ещё одной причиной возникновении иллюзий является то, что мозг, если можно так сказать, предпочитает привычные образы, так как это экономит энергию, необходимую на обработку информации. Поэтому неясный, размытый образ мозг интерпретирует как что-то, что мы видим часто. Так иногда нам кажется, будто мы видим вдалеке фигуру человека или животного, которые при ближайшем рассмотрении оказываются мусором, балками или любыми любыми предметами, очертания которых напомнили нам что-то иное.
Когнитивные сбои
Конечно, есть причины возникновения ошибок восприятия, связанные с различными психическими расстройствами. Но множество абсолютно здоровых как психически, так и физически и психологически людей видят иллюзии, причем как правило это иллюзии общие для всех.
Иллюзия или галлюцинация?
Галлюцинация – это образ, возникающий в человеческом сознании в отсутствии внешнего раздражителя. Псевдогаллюцинации – это так же образы, возникающие без внешнего раздражителя, однако их отличает от истинных галлюцинаций то, что испытывающий их человек воспринимает их не органами чувств, а слово “видим внутренним оком” или “слышит изнутри”.
Псевдогаллюцинации – встречаются гораздо чаще истинных галлюцинаций. Бывают кинестетические псевдогаллюцинации – ощущения, что вашим телом управляет кто-то другой. Отсюда выражения “рука будто сама потянулась” и т.д.
Обонятельные и вкусовые псевдогаллюцинации как правило неприятны для того, кто их испытывает и так же характеризуются нарочитостью, “сделанностью”. Одним из более распространенных видов являются слуховые псевдогаллюцинации, при которых человек “слышит” будто его окликают по имени.
- Усталость, алкоголь, употребление психотропных веществ – всё это причины возникновения галлюцинаций.
- Люди, страдающие мигренями, иногда испытывают зрительные, обонятельные и в редких случаях тактильные галлюцинации, предшествующие или сопровождающие эпизод.
Итак, основным различием является то, что иллюзия возникает при наличии внешнего раздражителя, а галлюцинации и псевдогаллюцинации – в его отсутствии.
Итак, иллюзии являются нормальным явлением, хотя подчас и неприятным или раздражающим.
Нервная система и органы чувств человека очень сложные структуры, которые оперируют большим количеством информации и управляют тысячами сложных процессов иногда за миллисекунды, поэтому периодические ошибки вполне ожидаемы.
Формирование иллюзий. Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления
Формирование иллюзий
Влюблённую девушку можно заставить сделать абсолютно всё, что ей хочется.
Ф. Феллини
Теперь несколько общих моментов по вопросу формирования иллюзий. О необходимости и возможности заниматься этим делом. Когда мы будем говорить об иллюзиях, то будем понимать под ними всё, что у нас в голове. Фактически, иллюзии – это в нашем понимании синоним субъективной реальности, а называем мы это иллюзиями потому, что эти внутренние образы понятия отличаются в той или иной степени от объективной реальности, действительности.
Когда ты был ребёнком, ты думал, что мир это мама, папа, бабушка, дом, двор друзья во дворе, но оказалось, что мир непостижимо больше. Подрастая, ты надеялся, что у тебя есть все основания стать выдающимся человеком. Ты верил в счастливое детство, что в жизни как в песнях и кино. Ты представлял мир справедливым, что в жизни как в сказке всегда побеждает добро. Тебе казалось, что в школе учат тому, что пригодится в жизни, что сделает тебя сильным и уверенным. Точно так же питал иллюзии, что в техникуме или институте тебя научат эффективно работать, трудиться с максимальной пользой, научат тому, что необходимо на работе. А когда ты приходил на работу, тебе говорили: «Забудь всё, чему тебя учили, и послушай меня». Ты удивлялся, но со временем понимал, что твой новый «учитель» во многом прав. Ты ему доверялся и приходил момент, когда тебе становилось больно от осознания, что тебя в очередной раз использовали в чьих-то интересах.
Лидер думает, что он лучший, но группа называет близким совсем другого человека. Радуясь, мы общаемся с одним и называем его другом, но когда становится трудно и плохо, идём к тому, о ком, было, совсем уже позабыли.
Нам показывают, как нужно управлять те, кто своей бездарностью угробили экономику и державу. Нас лечат больные доктора. Нас обувают босые сапожники и кормят голодные повара. Нам пытаются помочь трусливые психологи, нас учат те, кто не умеет учиться. Нам рассказывают про счастье убогие духом и сердцем.
Всё, что ты знаешь – правда. Всё, что ты об этом думаешь – иллюзия.
Каждый день приносит разочарование и избавление от иллюзий. Ты думал, что ты был ребёнком, но ты и сейчас всё ещё дитя. Она за цветочек на восьмое марта, а он за поздравительную открытку ко дню защитника от кандидата в депутаты готовы отдать любому право на своё будущее, и только единицы задумываются (не знают, а осознают), а откуда у них на это деньги и почему мне негде жить и нечего есть.
Многие предпочитают жить в благопристойных иллюзиях распущенности, я же предпочитаю иллюзорную распущенность благопристойности.
Прости, дружище, но вся твоя жизнь всего лишь сон. Хочешь ли ты проснуться, вдохнуть полной грудью свежий воздух мысли, без опиумного дыма реклам и уже такого привычного зловония официальной информации? Хочешь ли ты видеть, слышать, чувствовать мир таким, каким он есть, а не таким, каким его тебе рисуют? Будет ли это похоже на удивительный прекрасный сон?
У Александра Котлячкова есть цикл коротких рассказов, объединенных общей темой: мир – это его описание.
Самая большая ложь – это неверно понятая правда.
Уильям Ажеймс
Самая опасная ложь – это истины, слегка извращенные.
Георг Кристоф Лихтенберг
Молодой человек из весьма известной, состоятельной и довольно порядочной семьи поступил в одно из самых престижных учебных заведений страны.[63] Вместе с ним учились исключительно одаренные дети, а преподаватели делали все возможное, чтобы ученики максимально могли реализовать свои творческие возможности.
Однако молодой человек не особенно утруждал себя учебой. Учился он крайне нестабильно, совершенно не уделяя внимания основным дисциплинам.[64] Главным его увлечением было чтение эротической литературы, что, безусловно, наложило глубокий отпечаток на всю его последующую жизнь.[65]
Окончив учебное заведение, он, в отличие от своих одноклассников, даже не пытался найти постоянную работу и жил, в основном, за родительский счет. Он увлекся игрой в карты на деньги, а кроме того, он был неравнодушен к женщинам легкого поведения и спиртным напиткам.[66] Деньги для игры в карты он добывал случайными заработками.
Достаточно поздно он обзавелся семьей, взяв замуж женщину намного моложе себя, в результате чего испытывал к ней чувство ревности.[67] Благодаря семейным связям, ему удалось получить определенную должность, но он был ею недоволен, поскольку считал себя гораздо более достойным.[68] Возможно, этому способствовало то, что практически все его одноклассники заняли очень видные посты на государственной службе.[69] Кто-то из них стал генералом, а кто-то – даже министром.
И вполне вероятно, что это чувство послужило тому, что молодой человек чуть было не встал на путь государственной измены.[70] Спасло его только то, что он был повышенно суеверен, как, возможно, и другие люди, не имеющие твердой жизненной позиции. И именно суеверие помогло избежать ему участия в преступлении, направленном на подрыв основ государственности, что, безусловно, окончилось бы долгим тюремным заключением. [71]
Этот человек совершенно не думал о том, что его одноклассники добились своего видного положения в обществе, благодаря целеустремленности и ежечасному труду, тогда как сам он готов был трудиться, в основном, только для того, чтобы оплатить карточные долги и расходы на праздный образ жизни.
Окончилась история этого человека весьма печально. В приступе ревности он попытался убить предполагаемого любовника своей молодой жены, однако был убит сам.[72] Правоохранительные органы, изучив материалы дела, постарались этот инцидент замять, и сделали это достаточно успешно. И из этого мы видим, к чему может привести отсутствие ясных жизненных целей и четких нравственных принципов.
Поучительная история этого человека известна практически каждому в России.
И звали его… Александр Сергеевич Пушкин.
* * *
Этот человек родился в небольшом городке, в семье достаточно скромных и порядочных людей.[73] С детства он мечтал об одном – стать художником.[74] Однако его родители, к сожалению, не имели достаточных средств для того, чтобы он мог нормально учиться. И молодой человек, занимаясь живописью, вел полунищий и полуголодный образ жизни.[75]
Он был не лишен таланта живописна, но напрочь не умел торговать. И поэтому торговцы картинами, как правило, обманывали его. А надо сказать, что сейчас его картины могут позволить себе купить только очень состоятельные коллекционеры. Когда началась война, он был призван в армию,[76] где с ним случилась страшная трагедия. Во время одного из боев он потерял зрение. Конечно, для художника это было просто ужасно. И тогда, практически потеряв смысл жизни, молодой человек обратился к Богу и дал клятву, что если зрение вернется к нему, он добьется успеха как художник.
И, о чудо, зрение восстановилось! Окончилась война, и молодой человек приложил максимум усилий, чтобы полностью реализовать свой талант, но, как это часто бывает в жизни с талантливыми людьми, его обманывали вновь и вновь. И, несмотря на колоссальные усилия, он оставался все тем же нищим художником.
И тогда молодой человек дал себе обещание посвятить свою жизнь борьбе за справедливость. Благодаря своим исключительным личным качествам он сумел сплотить вокруг себя многих людей, преданных общему делу. Он проявил себя как блестящий оратор, умный и талантливый руководитель. Его полюбили многие, но те, с кем он боролся, его ненавидели. Его заслуги помогли ему встать во главе крупной организации. И возможно, если бы не трагический случай, этот человек смог бы добиться еще большего.
Во время боевых действий, участником которых он оказался, не желая сдаваться в плен, он покончил с собой, предпочтя плену смерть. Разъяренные враги так и не смогли обнаружить его тело, и поэтому многие соратники долгое время хранили веру в то, что он жив.[77] До сих пор его помнят многие.
Фамилия этого человека Шикльгрубер (в историю он вошел как Адольф Гитлер).
Самое интересное в этих историях то, что они правдивы от начала до конца. И подтверждаются документально. Однако именно определенное описание создает определенное впечатление о том или ином человеке. Точно так же можно давать характеристику не только людям, но и событиям. Любое явление амбивалентно по сути своей. Все будет зависеть от точки зрения.
В любом факте, событии в некотором контексте может быть скрыт позитивный смысл, соответствующий той или иной личностной ценности. Актуализировать этот смысл означает побудить человека принять этот факт, то есть замотивировать. Другими словами, наиболее эффективный способ побудить человека что-нибудь сделать заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых он сам захотел бы это сделать. При этом, ты наверное понимаешь, что проще нарисовать ему в голове эти условия, чем тратить ресурсы на изменение реальных условий окружающей среды. Формирование иллюзий, рисование мультиков в других головках это одна из форм манипулирования людьми. Обычно это слово несёт какую-то негативную окраску, что на наш взгляд совершенно несправедливо, как несправедливо в самом общем смысле называть нож, иглу, утюг или всё равно какое другое средство труда оружием пыток, только потому, что нам как-то об этом нарисовал в голове газетами или кино некрасивый мультик о возможности этого. Нельзя не ходить только потому, что при ходьбе можно споткнуться и разбить колено. Это с одной стороны, с другой это очень часто, я бы сказал постоянно, происходит с тобой в реальной жизни, причём далеко не с негативными впечатлениями об этом, часто воспринимаясь не просто как что-то нормальное, но и как должное. Например, когда ребёнок рисует тебе своим жалобным хныканьем свою беспомощность, зависимость от тебя, а в твоём образе подчёркивает заботливость, силу, благосклонность и доброту, или любимая милой, очаровательной, лукавой улыбкой и чистыми глазками рисует в тебе свою преданность и покорность, выделяя в твоём образе о себе самом благородство, мужество и внимательность. И ты готов вывернуться на изнанку, но осуществить миссию добродетели, оправдать веру в тебя и почесть за счастье использовать эту возможность.
Надо сказать, что люди вообще в силу особенностей восприятия склонны верить описаниям. Как говориться, свято место пусто не бывает, если в голове формируется какой-либо образ, мы сразу же должны его эмоционально окрасить, нагрузить чувствами, впечатлениями, и придать ему понятную форму, поставить на «своё» соответствующее место в мультике. И хватаемся за всё, что этому способствует. Затем спешим отреагировать его, приведя в соответствие с образом своё поведение. Т. е. к любому явлению, факту, предмету мы должны пережить эмоционально-чувственное отношение: приятно или не приятно, нравится или противен, любо или ненавистно, понять, познать его: полезный или вредный, возможный или необходимый, плохой или хороший. А затем или равнодушно проигнорировать, или избежать лишних забот, или делать всё для овладения желаемым. При этом в первую очередь мы проявляем эмоциональное отношение, эмоции быстрее возникают в голове, что совершенно естественно, затем мы нагружаем эмоционально окрашенный образ значениями и смыслами на основе этого эмоционального отношения. Когда мы узнаём о предмете больше, понимаем его лучше, мы можем изменить своё отношение к нему, но если мы знаем мало, а проверить догадки нет возможности мы склонны строить отношения опираясь на эмоции, впечатления, верить внешнему виду, а не внутреннему содержанию, или тому, что говорят, если не видел. И чем более абстрактный и обобщенный образ, тем труднее его нагрузить адекватными значениями и смыслами. С одной стороны хорошо, если содержание совпадает с формой, но бывает и наоборот как у дешёвой проститутки: губы накрашены, а задница не вытерта. Наиболее часто это используется в пропаганде и рекламе. Ведь факт не есть пропаганда, пропаганда – это интерпретация факта, то, как мы его описываем, что выделяем, на чём акцентируем внимание, что упускаем из виду, а что нагружаем эмоциями, впечатлениями. Когда к оракулу приходили за советом, жрицы бросали несколько загадочных слов, которые казались полными смысла и важности. Давно известен постулат: «Люди верят в то, чего не могут понять». Способы такого общения хорошо расписаны в, так называемой Милтон-модели нейролингвистического программирования.
Эффективная иллюзия та, которая:
– выгодная, не взывай к щедрости и милости, апеллируй к выгоде и пользе;
– правдоподобная, например, соответствующая бытующим мифам или когда твоя невербалка говорит так, будто ты сам в это веришь;
– расплывчатая, не приближай клиента к пониманию конкретного – мираж исчезает при приближении к нему.
Заметил, что «дистрибуторы» легче продают тот товар, который удобнее рекламировать, не опасаясь критического восприятия. Как правило, основой для критического отношения служит возможность сравнить с опытом. Лучший и простейший способ избежать этого – представить товар как новинку с новыми функциями. Если будут рекламировать известную Досю, её будут сравнивать с Галой, Блендамед с Колгейтом, но какой-нибудь суперновый ЭКСТРАГИПЕРГИГАДЕНТ… тоже хочется сравнить. Но для этого его остаётся только купить. Обрати внимание, сколько «новых» образцов водки уже есть и «изобретаются» снова.
Процесс формирования иллюзий имеет и обратную сторону медали, т. е. это палка о двух концах. Как-то вечером за просмотром кинофильма дочка моего знакомого нечаянно сделала ему больно. Мама ее одернула грубо, но перестаралась, перевернув коробочку малой со сладкими кукурузными хлопьями. Это получилось очень обидно и грубо. Ребенок заплакал. Он заметил это и высказал свое мнение о несогласии ее «резвостью» в воспитании. В ответ та набросилась на мужа с упреками, что он ее не поддерживает перед ребенком, мол, на ней хочет заработать себе «политический капитал», мол он – папа «добренький», а мама – «плохая», как бы, что ни случилось ребенку нужно высказать, что родители правы. Проблема не в том, что сама она об этом вспоминает только когда речь о ней. Он постарался дать понять ей, что точно так, как она будет обманывать ребенка сейчас сама, точно так же ребенка сможет обмануть кто-то в будущем, как она приучит ребенка поддаваться сформированным извне иллюзиям, так ребенок и будет потом позволять рисовать себе мультики в голове. Если родитель признает и примет свое право на ошибки перед ребенком, это нисколько не уменьшит его любви, но усилит, углубит понимание ребёнка и это хорошая гарантия от разочарований в будущем. Безгрешность родителя очень легко превращается в голове человека в святость старшего, сильнейшего, начальника, президента и в неспособность противостоять их манипулированию в будущем. Избавление от иллюзий самая большая иллюзия, поэтому учись формировать эффективные иллюзии для достижения таких же иллюзорных и столь же реальных: истины, красоты и силы.
Формирование иллюзий один из самых деликатных моментов. Одно дело, когда ты сам себе рисуешь в голове мультики, и другое дело, когда ты рисуешь мультик в голове другого. В этом случае ты берёшь на себя ответственность за качество этого мультика и за реакции клиента на то, что он увидит в своём нарисованном тобой мультике. И вопрос здесь не в морали, не в допустимости обмана. Сказать не формируйте иллюзии ибо это чревато, всё равно что сказать, не живите ибо можно умереть. Вопрос в том, насколько искусно и эффективно ты можешь нарисовать мультик другому, с одной стороны, и как ты сможешь эффективно управлять собственными иллюзиями, с другой. Ты должен понимать, что несмотря ни на какую твою гениальность в рисовании натюрмортов, трудно будет добиться от клиентов нужной реакции, если ему просто больше нравятся пейзажи, он просто не приимет или выбросит твои искусные натюрморты, так люди относятся к обману, неправде. Но совсем другое дело, если ты в его собственном, им нарисованном мультике, лишь подчеркнёшь необходимые детали, оттенишь, сделаешь ярче важные для тебя моменты. Тогда клиент будет смотреть свой дорогой ему и любимый им мультик, но как бы твоими глазами, замечать то, что ты запрограммировал, реагировать на то, что тебе нужно и с большей вероятностью, так как тебе нужно. Ибо трудно радоваться чёрному квадрату, но легко о нём задуматься, трудно не возбудиться на красивую обнаженную натуру, так же как трудно не проникнуться чем-то приятным, разглядывая чудную солнечную с цветами и бабочками полянку из своего детства.
Приправа нужна для того, чтобы обмануть организм. Приправа средство для создания иллюзии особенной привлекательности блюда. Способ эффективно, результативно продать организму пищу.
Помни: люди с трудом будут идти на то, чтобы сделать себе хуже, и на их принуждение придется тратить неэффективно много драгоценных ресурсов с твоей стороны. Гораздо легче делать так, чтобы клиенты делали то, что им хочется, но так как это было бы выгодно тебе. Предоставить человеку возможность посмотреть на ту же самую картинку по-другому – самый простой и эффективный способ изменить его поведение. Вспомни Тома Сойера, который побудил ребят красить забор, да ещё получая за это плату, вместо того, чтобы платить самому. О более тонких методах такого взаимодействия мы ещё поговорим позже. А пока для примера: советы нужно использовать только тогда, когда работник не способен прийти к своему собственному решению. Если ты задал все зондирующие вопросы, и нет ни проблеска идеи, то предлагай свои советы, но так, чтобы работник посчитал это собственным решением. Благодаря этой иллюзии работник естественным образом, с желанием даже, примет ответственность за решение вопроса на себя, и старание его будет эффективнее.
? Формирование иллюзий часто заключается в том, чтобы не мешать человеку самому формировать себе иллюзии, и уметь использовать это в своих интересах. Главная цель при этом обойти сознательный контроль человека. Часто он сам по себе без нашей помощи не контролирует себя и ситуацию, когда эмоционально увлечён внутренним миром иллюзий. Мой друг как-то пошутил надо мной. Когда я увлечённо начал ему о чём-то своём рассказывать по дороге домой, он попросил меня подержать его дипломат. Только уже подойдя к дому, я очнулся, мол, чего это я твой дипломат несу. Он улыбнулся и высказал надежду, что я извлеку пользу из этого урока.
Я никогда (почти) никого не обманывал, но, как правило, не мешал людям обманываться, особенно если они были настойчиво упорны в стараниях обмануть себя. Склонность формировать самому себе вредные иллюзии лежит в основе нашего неэффективного поведения, когда мы хотим одно, а получаем другое, намерения у нас одни, а поведение приводит к обратному результату. В этом контексте хорошо поработали нелперы, разводя понятия реальные ценности и навязанные цели и гармонизируя (связывая) их на практике.[78]
Свою точку зрения просто берегут, чужую – отстаивают.
А. Котлячков
Парадоксально, но люди не любят просто помогать друг другу, отзываясь на просьбу или предложение. Зато с удовольствием ведутся на обман. Этакие любители-мазохисты. И для экономии сил и времени, приходится им часто потакать в их слабости. Некрасиво? Может, но над этим полезнее всего задуматься тому, кто привык, чтобы его обманывали. Так что задумайся. Большинство иллюзий опираются на несовершенства психики, одним из которых является страх потерять: материальные средства, ориентировочную информацию, самооценку. Создавая иллюзию угрозы потери тех или иных ресурсов легко заставить человека делать то, что ты хочешь. Муж грозится уйти – отвернись как будто ты собираешься сама его бросить. Хочешь привлечь внимание девушки, сделай вид, что она тебя совершенно не задевает, потом малейшему вниманию она будет рада безмерно. Утрировано, но принцип такой.
Страсть привязать к себе привязывает человека ко всему, что не привязывается. Чувствуя это женщины стараются «показывать одно колено», а мужчины спекулируют независимостью. Однако на самом деле частое пользование этим похоже на недокармливание собаки с целью укрепления её преданности, любви. Думая о своей жизни о своей любви, всегда помни, что голодный всегда возьмёт там, где легче взять.
Ниже предлагаются некоторые примеры создания определённых эффективных иллюзий в общении, описанные и предложенные известным мастером человеческих отношений Дейлом Карнеги.
Как создать иллюзию того, что ты нравишься людям.
1. Проявляй к ним искренний интерес.
2. Улыбайся.
3. Помни, что имя для человека – приятнейшее из всего лексического запаса.
4. Умей внимательно слушать и поощрять собеседника к разговору.
5. Начинай разговор с того, что интересует твоего собеседника, а не тебя.
6. Старайся дать человеку возможность ощутить своё превосходство над тобой, делай это искренне и естественно.
Как создать иллюзию того, что твои идеи соответствуют интересам человека.
1. Нельзя достичь победы в споре – единственный способ победить – избежать его.
2. Уважай идеи другого человека, твоего собеседника. Никогда не говори ему, что он не прав.
3. Если знаешь, что кто-то думает или хочет сказать о тебе что-то негативное, обезоружь его, сказав это раньше. Если ты не прав, признай это быстро и в категорической форме.
4. Начинай разговор в дружественном тоне, ведь капля мёда привлекает пчёл больше чем целая бочка желчи.
5. Разговаривая с кем-нибудь, не начинай с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, а начинай и продолжай разговор о тех проблемах, мнения по которым совпадают. Заставляй человека говорить «Да» сразу, то есть старайся получить позитивный ответ в начале разговора.
6. Дай собеседнику возможность больше говорить, а сам старайся говорить меньше, чем слушать. Если не согласен не перебивай, это опасно; дай ему высказаться, подкидывая вопросы. Старайся его понять.
7. Дай человеку ощутить, что классная идея, которую ты высказал, принадлежит ему, а не тебе.
8. У любого человека есть причины вести себя так, а не иначе. Найди эту причину и ты получишь ключ, с помощью которого разгадаешь поступки человека и даже его личностные качества. Старайся смотреть на вещи глазами своего собеседника.
9. Относись с сочувствием к желаниям другого человека.
10. Обращайся к благородным, а не истинным мотивам.
11. Используй принцип наглядности для доказательств своей правоты.
12. Если хочешь заставить волевого, с сильным характером человека принять твою идею, кинь ей вызов таким образом, чтобы взять под сомнение его возможности и способности что-то сделать, или наоборот, публично заяви о том, что он не может этого сделать.
Способы создания иллюзии самостоятельного желаемого изменения мнения.
1. начинай беседу с похвалы собеседнику и увлечения им.
2. Не говори человеку прямо в глаза о его ошибках.
3. Прежде чем критиковать других, укажи на свои недостатки.
4. Задавай вопросы вместо того, чтобы давать приказы.
5. Дай возможность человеку сохранить свою репутацию.
6. Хвали собеседника за малейшие его достижения, будь откровенным хваля, и щедрым на похвалу.
7. Создай человеку добрую репутацию, которую он бы мог оправдать, приписывай ему добрые качества, доказывая наличие которых, он будет совершать достойные поступки.
8. Используй поощрения; старайся показать человеку, что то, что ты хочешь от него получить или достичь, легко может быть достигнуто им и только им.
9. Поступай так, чтоб человек был счастлив сделать то, что ты ему предлагаешь.
Как прекрасен мир. Бывало выйдешь в поле, глотнёшь душистый букет ароматов. Какое восхищение вызывает естественная красота буйного разнотравья. Как огонь завораживает колыхание волн изумрудной зелени. Чудо, красота, совершенство гармонии, умиротворённость и ласковое спокойствие. А приглядишься внутрь, наклонившись пониже – ё-моё! Какая война. Каждая травинка в смертельной драке вынуждена отвоёвывать себе каждый миллиметр места под солнцем. Шабаш силы, наглости и хитрости. Выжил – поторопись порадоваться. И так везде. Реальность это что-то одно, а иллюзия совсем другое.
Но иллюзии – это и что-то вроде рабочих рукавиц, не дающих почувствовать реально горячее или острое, но позволяющие это брать в руки и использовать. Именно благодаря иллюзиям человек может изменять реальность. Какими бы противоречиями не разрывался, внешне выгляди достойно и красиво. Что бы в семье ни творилось пусть и родные и друзья искренне радуются за ваши улыбки. Как бы трудно ни было вашей команде, конкуренты и партнёры должны равняться на ваш оптимизм.
Таким образом, иллюзии с одной стороны нас ограничивают сами по себе и помогают другим ограничивать нас, но с другой, что более ценно, иллюзии можно легко изменять и уже через их изменение изменить мир вокруг себя. Одной из таких замечательных иллюзий является уверенность.
Вывод: иллюзии – это средство, и главное не переживать о неизбежности иллюзорного, а научиться конструировать эффективные иллюзии и при этом отдавать себе отчет, чтобы видеть возможности повышения эффективности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое иллюзия? Определение, типы и 12 примеров
Содержание страницы
Что такое иллюзия?
Иллюзия — это неправильное восприятие или неверное толкование индивидуума, происходящее от реального объекта. Например. восприятие мотка веревки в темноте как змеи. Это происходит из-за спутанности сознания, движения глаз, эмоций, контрастного восприятия, привычек, дефектов органов чувств и склонности к целому.
Восприятие дает ясную и осмысленную картину окружающего мира и формирует наш перцептивный опыт. Однако иногда попытки мозга организовать ощущения в связные и точные восприятия терпят неудачу. Это является причиной перцептивных иллюзий, при которых нормальные перцептивные процессы приводят к перцептивным неверным интерпретациям. Иллюзия восприятия — это ложное восприятие. Это происходит из-за неправильной интерпретации или неправильного восприятия раздражителей, которые не соответствуют ощущениям, получаемым глазом или другими органами чувств.
Например, трава выглядит зеленее по ту сторону забора. Потому что, когда мы смотрим прямо на траву собственного двора, мы видим и зеленую траву, и темно-коричневую почву, на которой она растет. Однако, когда мы смотрим на траву по ту сторону забора, мы не смотрим прямо вниз и, следовательно, не видим коричневой почвы. Эти цвета смешиваются. Следовательно, трава по другую сторону забора воспринимается более зеленой и сочной, чем по нашу сторону.
Точно так же, как мы упоминали, восприятие мотка веревки в темноте как змеи является еще одним примером иллюзии. Стимул точно такой же, как у змеи, и он вполне реален и объективен. Наш прошлый опыт, наш страх и темнота помогают воспринимать веревку как змею, потому что веревка и змея имеют сходство в структуре, за исключением живых и неживых стимулов.
Типы иллюзий
Существуют в основном два типа иллюзий: один связан с физическими процессами, а другой связан с когнитивными процессами.
Иллюзия, вызванная физическими процессами
Эти иллюзии воспринимаются без существования стимула. То есть, вещей на самом деле нет.
Миражи, например, представляют собой оптический обман, при котором изображение удаленного объекта в виде корабля, оазиса или воды на сухой дороге впереди или вблизи появляется. Если оно вызвано преломлением световых лучей от объекта через слои воздуха, имеющие разную плотность в результате неравномерного распределения температуры. Эти иллюзии представляют собой то, что ложно кажется реальным.
Иллюзия, вызванная когнитивными процессами
Когнитивные иллюзии возникают в присутствии стимула, но человек просто неверно истолковывает ситуацию или стимул. Существует бесчисленное множество иллюзий, связанных с когнитивными процессами, которые можно условно разделить на две категории:
- Иллюзия размера
- Иллюзия формы или площади
Иллюзия размера
Иллюзия размера возникает из-за того, что мы перцептивно искажаем длину различных линий. Теория неправильно применяемого постоянства предполагает, что мы воспринимаем одни части тела дальше, чем другие. Есть несколько примеров иллюзии размера. Они,
Иллюзия Мюллера Лайера : Наконечники стрел и линии с перьями имеют одинаковую длину. Но тот, что с пером, выглядит длиннее или больше. Символы создают иллюзию.
Вертикальная линия ошибочно кажется выше горизонтальной. Но обе линии на самом деле равны. Горизонтально-вертикальные иллюзии возникают из-за нашей склонности воспринимать объекты, расположенные выше в нашем поле зрения, как более удаленные.
На другом рисунке отрезки из двух линий равны, но прямая линия вне круга кажется больше, чем прямая линия внутри круга.
Иллюзия Эббингауза или иллюзия контраста. Центральные круги одинакового размера, но один слева выглядит больше из-за своего фона.
Иллюзия Вундта на основе пересекающихся линий. Горизонтальные линии параллельны. Мы видим параллельные линии изогнутыми.
Иллюзия Геринга. Горизонтальные линии параллельны.
Иллюзия Эхеренштайна и Орбисона. Вписанные фигуры в g и h абсолютно симметричны. Фоны в иллюзиях можно рассматривать как трехмерные (вогнутые или выпуклые), тем самым искажая наложенные на них квадрат и круг.
Иллюзия Понцо. Две горизонтальные линии имеют одинаковую длину, верхняя кажется длиннее. Это иллюзия, основанная на намеках на линейную перспективу, когда параллельные линии перекрываются, удаляясь вдаль.
Иллюзии формы или площади
Иллюзии формы или площади позволяют предположить, что геометрический стимул является еще одной причиной искажения восприятия. Он включает в себя:
Иллюзия луны — Луна выглядит больше на горизонте (примерно на 30 процентов больше), чем в самой высокой точке неба. Это потому, что когда луна находится близко к горизонту, мы можем видеть, что она дальше, чем деревья, дома и другие объекты. Когда он находится над головой в зените, такие сигналы отсутствуют.
Таким образом, луна кажется больше вблизи горизонта, потому что есть доступные сигналы, которые заставляют нас воспринимать, что она очень далеко. Другая причина заключается в том, что вертикальные расстояния воспринимаются как очень большие. Луна в зените стоит вертикально, в результате воспринимается меньше, из-за ориентиров расстояния.
Иллюзия Сандера или параллелограмма : Диагональ АС выглядит примерно такой же длины, как ВС, но на 16 процентов короче.
Иллюзия Поггендорфа : рисунок на рисунке (см. ниже) все три кажутся прямыми линиями, но это не так. Какая линия справа является конформацией диагональной линии слева?
Комната Эймса : Эта искаженная комната, спроектированная Адельбертом Эймсом, имеет обычную прямоугольную форму, если смотреть через глазок. Девушка в ближнем углу кажется непропорционально большой, потому что мы судим о ее размерах, основываясь на допущении сказки, что комната Аме представляет собой комнату правильной формы с нормальной высотой потолка, и тогда человек в правом углу кажется намного длиннее, чем она.
Нравится:
Нравится Загрузка…
РЕКЛАМА
- Что такое реализация стратегии и как ее реализовать?
- Что такое стратегия бизнес-уровня? Определение, типы и способы реализации
- 4 типа стратегии корпоративного уровня [+ плюсы/минусы]
- Что такое стратегия сокращения? Определение, типы, причины принятия и плюсы/минусы
- Что такое стратегия роста? Определение, типы, причины и плюсы/минусы
РЕКЛАМА
- Бухгалтерский учет
- Приключения на английском Том I
- Приключения на английском, том II
- Блог
- Бизнес и предпринимательство
- Компьютерное и ИТ-приложение
- Электронный бизнес
- Финансы
- Макроэкономика
- Менеджмент
- Маркетинг
- Психология
- Социология
- Стратегический менеджмент
- Без категории
РЕКЛАМА
ИЛЛЮЗИИ
Иллюзии относятся к «сенсорным искажениям», которые могут обмануть чувства человека. Это может быть связано с любым из органов чувств, но наука может лучше понять зрительные иллюзии. Оптические иллюзии указывают на то, что это может произойти, когда глаза и мозг человека пытаются общаться друг с другом на простом языке. Когда у человека искажается способность восприятия движения, возникают иллюзии.
Иллюзии — это конфликт между фактами, которые можно понять, и фактами. Это также «ложное восприятие». Иллюзии — это «искажение» сенсорного стимула, который является реальным. При неправильном восприятии это может создать ложное впечатление. Иллюзии возникают при искажении ощущения, и это «психологическое искажение».
Примеры иллюзий
Когда человек наблюдает за карандашом, находящимся в стакане с водой, он может подумать, что карандаш погнут или сломан, но на самом деле он не сломан. Кроме того, когда изображение состоит из круга другого цвета, а также есть круг большего размера, хотя он и неподвижен, его можно рассматривать как вращающийся круг, который образует круги или отверстия. Это примеры иллюзий. Приводя примеры иллюзий, можно ясно понять чудеса иллюзий.
Иллюзии в психологии: интересная штука, чтобы возиться с вашим разумом
Иллюзии — это психологический фактор, указывающий на «ошибочное восприятие в присутствии стимула». Существует конфликт между реальным фактом и умом, который создает неправильное восприятие. Иллюзии могут возникать, потому что «воздействие света» на любой объект, такой как радуга, является причиной преломления света. Это иллюзия, которая происходит в атмосфере. Фокусники показывают волшебство, создавая иллюзии, но зрители интерпретируют это как что-то реальное. Для развлечения можно использовать различные примеры иллюзий. В научном парке может быть секция, где иллюзия является главной достопримечательностью, и люди наблюдают за ней с разных точек зрения. Иллюзии в психологии широко используются для обозначения неточных восприятий, возникающих при сенсорных искажениях. Иллюзии относятся к мощным подсказкам, с помощью которых можно понять, как мозг обрабатывает информацию. Иллюзия в психологии указывает на то, что многие люди могут быть обмануты оптическим обманом. Иллюзии могут стать серьезной проблемой для пациента. Пациент, страдающий мигренью, может демонстрировать иллюзии, такие как аура или движение цветов.
Какие виды иллюзий существуют в психологии?
В психологии существуют различные виды иллюзий, такие как:
«Оптические иллюзии»
Оптическая иллюзия возникает, когда изображение создано таким образом, что может ввести человека в заблуждение, чтобы увидеть его по-другому. Это конфликт между мозгом и реальным фактом. Об этом можно рассказать на примерах иллюзий, то есть, когда два человека разного роста стоят над наклонным полом, а пол покрыт галочками. Люди могут видеть их в том же размере и на ровном полу.
Слуховая иллюзия возникает, когда люди могут слышать ненастоящие звуки. Например, люди могут слышать пастушьи тоны разной высоты, но ничего подобного.
Эти иллюзии отличаются от других, и это происходит, когда один пахнет иначе, чем другие.