Имидж это в психологии: Психология имиджа как направление социально-психологической науки //Психологическая газета

Содержание

Психология имиджа как направление социально-психологической науки //Психологическая газета

Забота об имидже, знание основ имиджирования, умение выстраивать профессиональные отношения с людьми, находить подход к ним, правильно расположить их к себе, управлять собственной профессиональной судьбой в целом необходимы любому профессионалу. Эти умения и составляют основу жизненного и профессионального успеха. А вначале выделим основные особенности и направления нового научного направления и учебной дисциплины.

Область научно-психологического исследования «имиджа» стала складываться в России с начала 1990-х годов. К ее источникам следует отнести работы 1960–1970-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев и его последователи). Этот подход рассматривает психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком, специфику формирования феномена первого впечатления, социально-психологические эффекты и механизмы межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессы массовой коммуникации и многое другое.

Это и подготовило базу для содержательного обращения к проблемам психологии имиджа.

Категория «психология имиджа» была введена в научный оборот президентом Академии имиджелогии Е.А. Петровой в 2002 году, год спустя вышла в свет ее монография «Психология имиджа: наука или искусство?». Психология имиджа рассматривает имидж как социально-психологический феномен.

Родоначальники этого научного направления так определяют предмет психологического подхода к имиджу: изучение его как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп.

Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем.

Психология имиджа как раздел социальной психологии и имиджелогии (науке об имидже) призвана изучать различные особенности имиджа в целом: формирование, функционирование, коррекция, степень яркости, изменчивости и др., а также психологические проблемы принятия и самоуправления персональным (профессиональным) имиджем и многое другое.

Изучение имиджа является предметом не только социальной психологии, но и многих других наук, среди них: педагогика, социология, история, экономика, культурология.

Изучение феномена имиджа сопряжено с проникновением этой проблематики в изучение социальных явлений. Прежде всего это касается изучения имиджа как феномена социальной перцепции в контексте категории социальных явлений. Социально-психологические исследования имиджа показали, что он является механизмом регуляции поведения, идентификации, индивидуального преломления социальных требований, профессиональной адаптации и оптимизации профессиональной социализации.

Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, слухов и пр., которые передаются по коммуникативным каналам.

Итак, психология имиджа изучает социально-психологические закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара, услуги, территории и др. В основе психологии имиджа лежит важный психологический процесс — социальное восприятие, которое является определяющим в контексте изучения имиджа.

Психология имиджа имеет ярко выраженные практикоориентированные направления:

  • имидж-диагностику,
  • имидж-консультирование,
  • имиджмейкинг,
  • имиджирование,
  • имидж-прогностику.

Психология имиджа применяет различные научные методы исследования, среди них:

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • беседа,
  • интервью,
  • тестирование,
  • контент-анализ,
  • сравнение,
  • моделирование,
  • дедукция,
  • индукция,
  • анализ,
  • синтез.

Объект изучения психологии имиджа — имидж как социально-психологическая единица, предмет — методы формирования, а также процесс функционирования и коррекции разных видов (типов) имиджа. В рамках психологии имиджа сложился общепринятый понятийный аппарат. Рассмотрим основные понятия (категории) этого научного направления.

Имиджирование — это процесс работы над созданием имиджа, а также искусство и технологии «подачи» востребованного (необходимого, идеального и пр. ) аудиторией имиджа с помощью специалистов (имиджмейкеров, имиджеологов, имидж-консультантов и др.), также профессиональная деятельность по коррекции уже существующего имиджа для достижения поставленных целей и задач.

Имиджмейкинг — совокупность технологий построения, управления и корректировки имиджа.

Предметом имиджирования и имиджмейкинга являются имидж объекта (человека, товара, организации и пр.) в виде впечатления, мнения, репутации и проч.; различные механизмы восприятия.

Аудитория имиджа — отдельная персона или социальная группа, воспринимающая имидж. Объектами имиджирования и имиджмейкинга являются сам носитель имиджа (персона, группа людей и др.) и аудитория имиджа, в сознании которой создается определенное впечатление, представление, мнение и т.п.

Имидж-технология — набор «инструментов» создания и поддержания имиджа, обеспечивающий достижение стратегических и тактических целей.

Учебно-методическое пособие «Психология имиджа» участвовало в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Книга года по психологии».

§ 1. Что такое имидж?

Имидж – это искусство управлять впечатлением.

Э. Гофман

Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих.

Имидж – это некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся дать информацию окружающим, с другой – преследуем какие-то свои определенные цели, т.е. имидж нужен нам.

Обретение профессионального имиджа не самоцель, однако обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

«Имидж» – английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже – это запечатление его в сознании людей.

Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания – имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания.

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип в другие обстоятельства.

Но имидж не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от ситуации. Очень важно понимать мотивы своего поведения, зачем вам это нужно, что вы хотите получить в результате. Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фотомоделями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса.

Среди элитарных красавиц – американка Синди Кроуфорд.

Где бы она ни появлялась – везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатляет в памяти образы привлекательных людей.

Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более, когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным – своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой.

Бывают и поражения, но их следует переносить достойно.

Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности «. Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния.

Ведь обаяние – это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

К сожалению, в жизни нередко бывает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на обаятельность. Кроме того, человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию),рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям».

Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую- группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо – вседозволенность.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование, прежде всего духовное. Его внимание должно привлекать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний. Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии.

О верности этого наблюдения писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского – 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания, с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

К примеру, в корпорации «Дженерал моторе» первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру, – требование компетентности. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом. Хотя и в своей манере. Эти знания могут быть получены, если менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, достаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта, и достаточно восприимчив,- чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

Менеджер должен быть талантливой личностью.

Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А. Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит».

Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:

  • искусство улыбаться;
  • постановку голоса;
  • технику жестов, мимики и поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры – специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему.

Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они и так наделены харизмой

. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий.

Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении.

Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому – правильного выбора своей модели поведения.

Психология визуальных образов, как изображения влияют на принятие решений

Вернуться к полному выпуску

Среда, 5 февраля 2020 г.

Психология визуальных образов, как изображения влияют на принятие решений

Большее воздействие визуальных образов притупляет чувства: Имеются убедительные доказательства того, что мультимедийная эпоха, в которой мы живем, изобилующая цифровыми изображениями и визуальными эффектами, начинает притуплять наши чувства. Упражнение, проведенное профессором психологии Университета Райдера Джоном Сулером, включало показ слайд-шоу из 200 быстро движущихся изображений студентам бакалавриата, которых затем попросили вспомнить, какие изображения выделялись больше всего.

На протяжении всего слайд-шоу количество изображений, выделявшихся студентами, уменьшалось. «Это говорит о том, что, когда нас наводняют изображения в СМИ, мы становимся немного невосприимчивыми ко всему этому», — сказал Сулер.

Изображения могут сильно влиять на то, как мы действуем. Поскольку мы обрабатываем зрительную стимуляцию молниеносно, изображения, скорее всего, вызовут сильные эмоции, которые, в свою очередь, могут привести к действию. Так называемая «зрительная кора», отвечающая за обработку изображений, гораздо мощнее, чем считалось ранее, обнаружили исследователи из Мичиганского государственного университета в недавнем исследовании. Хотя ранее считалось, что она управляет только процессами «нижнего уровня», оказалось, что на самом деле она работает аналогично «ассоциативной коре», которая наблюдает за более сложными умственными функциями, такими как распознавание объектов, и что она напрямую влияет на нашу работу. процессы принятия решений.

Сила изображений распространяется на потребление новостей. Новости и медиа, потребляемые в Интернете, особенно подвержены «эффекту превосходства изображения», что означает, что мы склонны запоминать изображения больше, чем слова (возможно, потому, что в Интернете так много информации). Среднестатистический человек, скорее всего, запомнит только 10% истории через три дня после того, как услышал ее, если она была рассказана словами — независимо от носителя. Однако, если история сопровождается картинкой, согласно Brain Rules, «вы запомните 65%».

Это связано с тем, что чтение относительно неэффективно. Оказывается, наш мозг воспринимает слова как крошечные картинки и должен собирать их вместе, чтобы понять смысл информации.

Ирония написания этого не ускользнула от нас.

Enterprise — это ежедневное издание Enterprise Ventures LLC, египетской компании с ограниченной ответственностью (коммерческий регистр 83594) и дочерней компании Inktank Communications. Резюме предназначены только для ознакомления и предоставляются на основе «как есть»; пожалуйста, обратитесь к исходной статье на языке оригинала, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Ни Enterprise Ventures, ни ее сотрудники не несут никакой ответственности за точность информации, содержащейся в этой публикации, будь то в форме резюме или анализа. © 2022 ООО «Энтерпрайз Венчурс».

Предприятие доступно бесплатно благодаря щедрой поддержке HSBC Egypt (ИНН: 204-901-715), ведущего корпоративного и розничного кредитора в Египте; EFG Hermes (ИНН: 200-178-385), ведущая корпорация финансовых услуг на передовых развивающихся рынках; SODIC (ИНН: 212-168-002), ведущий египетский застройщик; SomaBay (ИНН: 204-903-300), наш партнер по отдыху на Красном море; Бесконечность (ИНН: 474-939-359), окончательный способ снабжать энергией города, предприятия и дома непосредственно от природы прямо здесь, в Египте; CIRA (ИНН: 200-069-608), ведущие поставщики образования K-12 и выше в Египте; Orascom Construction (ИНН: 229-988-806), ведущая строительная и инженерная компания, строящая инфраструктуру в Египте и за рубежом; Moharram & Partners (ИНН: 616-112-459), ведущий партнер по вопросам государственной политики и правительства; Palm Hills Developments (ИНН: 432-737-014), ведущий застройщик коммерческой и жилой недвижимости; Mashreq (ИНН: 204-898-862), ведущий в регионе Ближнего Востока и Северной Африки персональный и цифровой банк; Группа промышленного развития (IDG) (ИНН: 266-965-253), ведущий строитель индустриальных парков в Египте; Hassan Allam Properties (ИНН: 553-096-567), один из самых известных и ведущих застройщиков Египта; и Saleh, Barsoum & Abdel Aziz (ИНН: 220-002-827), ведущая аудиторская, налоговая и бухгалтерская фирма в Египте.

Что такое образы

Образы — это поток мыслей, которые вы можете видеть, слышать, чувствовать, обонять или пробовать на вкус. На протяжении всей этой программы вы встретите эти три термина: образы; управляемые образы; и интерактивные управляемые изображенияSM. Важно понимать разницу между этими тремя:

Образы

Образы — это естественный, но особый способ мышления, который задействует наши чувства. Образы — это мысли, которые вы можете видеть, слышать, обонять, ощущать на вкус или ощущать, и они включают в себя воспоминания, мечты и мечты, планы, видения и фантазии. Образы — это тип мышления, который оказывает особенно сильное влияние на наши эмоции (представьте лицо того, кого вы любите, и обратите внимание на чувства, связанные с изображением) и на нашу физиологию (закройте глаза и представьте, что вы сосете очень кислый лимон).

Управляемое изображение

Управляемое изображение описывает процесс, при котором вас просят сосредоточиться на изображениях, выбранных для достижения определенных целей. Общие применения включают релаксацию, облегчение боли и других физических симптомов, уменьшение стресса от хирургических и других медицинских процедур, повышение креативности, повышение уверенности в себе, стимулирование целебных реакций в организме, а также улучшение памяти и обучения.

Интерактивная управляемая визуализация

Интерактивная управляемая визуализация — это особый способ использования воображения с определенными приложениями в медицине разума/тела. Он особенно эффективен, помогая вам обнаружить и улучшить свое отношение к своему здоровью, узнать, какую роль вы можете сыграть в своем выздоровлении, и помочь вам наиболее эффективно использовать свои ресурсы. В этой форме образов обученный проводник помогает вам обнаруживать и работать с вашими личными образами вашей болезни и вашего исцеления, прояснять любые вопросы, которые могут быть связаны, и учиться использовать свой разум для поддержки собственного исцеления.

Воображение, используемое в образах, недостаточно ценится в нашей культуре. Воображаемое приравнивается к фантастическому, нереальному и непрактичному. В школе нас учат трем «Р», в то время как креативность, уникальность и навыки межличностного общения либо едва переносятся, либо откровенно не поощряются. Нам, взрослым, обычно платят за выполнение задач, а не за творческое мышление. Премия отдается практическому, полезному, реальному, как и должно быть, но воображение следует признать ценным компонентом человеческого мышления.

Без воображения человечество давно бы вымерло. Требовалось воображение — способность представлять новые возможности — чтобы разводить огонь, создавать оружие и выращивать урожай; строить здания, изобретать автомобили, самолеты, космические челноки, телевидение и компьютеры.

Как это ни парадоксально, наше коллективное воображение, которое позволило нам преодолеть так много природных угроз, сыграло важную роль в создании основных проблем выживания, с которыми мы сталкиваемся сегодня на Земле — загрязнение, истощение природных ресурсов и угроза ядерного уничтожения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts