«Знакомство с понятиями Инь-Ян» – Школа Мастера Ши Янбина
Статьи о здоровье
«Знакомство с понятиями Инь-Ян»
Несколько тысяч лет назад люди в Китае не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения, и тем не менее им удалось создать уникальную и феноменальную модель, объясняющую по сути все мироздание.
Можно предположить, как она зарождалась: мудрый человек, сидя на горе, наблюдал за сменой дня и ночи, прислушивался к собственным ощущениям. Ночью – луна и ощущения холода, днем – солнце и ощущение тепла, проголодался – ощущение пустоты (недостаток), переел – ощущение полноты (избыток), и то что происходит внутри – ощущения внутренние, снаружи – внешние. Специфические ощущения, возникающие в теле при определенном состоянии сознания, были определены мудрецом, как жизненная сила – «Ци». Людям, практикующим оздоровительную гимнастику цигун и тайцзицюань, хорошо знакомы эти ощущения. Ци – это нематериальная, чувственная субстанция, основа всех жизненных процессов, происходящих в организме человека.
Позднее, с развитием философских школ были созданы три основные теории: теория Инь-Ян, теория Пяти Элементов и теория Ци.
Концепция Инь-Ян является самым важным, определяющим элементом китайской философии и медицины. Разработана она была Школой Инь-Ян, главным мыслителем которой был Чжоу Ян (около 350–270 гг. до н. э.) в эпоху Воюющих царств.
Теория Пяти Элементов (У-Син) датируется эпохой правления династии Чжоу (1000–770 гг. до н. э.). Она использовалась в медицине, астрологии, естественных науках, в календарной системе, музыке, политике, проявлялась во многих аспектах, как например, 5 патологических цветов лица, 5 вкусов трав, 5 органов Инь и др.
Концепция Ци является ядром китайской философии. То, что природа Ци изменчива и может относиться и к материальному и духовному, обуславливает понимание того, что тело и дух нечто единое.
Концепция Инь-Ян
Концепция Инь-Ян, наряду с учениями о Ци пронизывает все Китайскую философию и радикально отличается от какой-либо философской идеи Запада. Теория чрезвычайно проста, но очень глубока, поняв её можно во всем находить ее проявления. Инь-Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь содержит в себе семя Ян и наоборот; Инь может трансформироваться в Ян и наоборот.
Бесконечное чередование двух циклически меняющихся стадий в природе любого явления, в которых один всегда сменяется другим, как смена дня и ночи. С одной стороны – свет, Солнце, яркость, деятельность, движение, время, Небеса, Восток, Юг, левый, красный, огонь – это Ян. С другой стороны – тьма, Луна, тень, отдых, пространство, Земля ,Запад, Север, правый, белый, вода – это Инь.
В сущности, Инь и Ян являются проявлениями чередующихся во времени противоположных по качеству стадий, и это является движущей силой изменения и развития всего. День сменяется ночью, лето – зимой, рост – упадком и наоборот. И каждое явление содержит внутри себя оба аспекта. День относится к Ян, но как только он достигает пика в полдень, Инь внутри него постепенно начинает отвоевывать своё.
То же самое происходит в годовом цикле, в цикле дня:
весна – рассвет, лето – полдень, осень – сумерки, зима – полночь.
Весна = Ян, внутри Инь = рост ЯнВесна/рассвет – Ян
Лето = Ян, внутри Ян = максимум Ян
Осень = Инь, внутри Ян = рост ИньОсень/сумерки – Инь
Вода при нагревании превращается в пар. Пар при охлаждении конденсируется и превращается обратно в воду. Вода в своем жидком состоянии – Инь, а пар, образующийся под воздействием жара, принадлежит к Ян.
Деревянный стол состоит из плотного вещества, но если его поджечь, он превратиться в жар и свет. Дерево, из которого сделан стол – Инь, а тепло и свет образующиеся при сгорании – Ян.
«Небо – это скопление Ян, а Земля – это скопление Инь» («Вопросы о простейшем» глава 2).
Важно понимать, что испарения и скопления не являются независимыми, скорее перетекают друг в друга.
В своей наиболее разреженной форме Ян нематериален и относится к чистой Энергии, тогда как Инь в своей грубой и плотной форме относится к Материи. И с этой точки зрения энергия и материя являются двумя состояниями непрерывности, бесконечной смене агрегатных состояний.
Ян относиться к творению и деятельности, его суть соответствует расширению и восхождению. Инь относится к конденсации и материализации, его природа – это сжатие и спуск.
Ян | Инь |
---|---|
Нематериальное | Материальное |
Производит энергию | Производит форму |
Рождает | Растит |
Не вещественный | Вещественный |
Энергия | Материя |
Расширение | Сжатие |
Огонь | Вода |
- Несмотря на противоположность Инь-Ян формируют единство и дополняют друг друга.
- Ян содержит в себе Инь, и наоборот; это отражено белой точкой на черном поле, и наоборот, черной на белом поле.
- Ничто не бывает полностью Инь или полностью Ян.
- Ян превращается в Инь и наоборот.
О теории «Пяти элементов» / У-Син
Теорию Пяти элементов развивала та же философская школа, в которой была разработана теория Инь-Ян. Её главным представителем был Цзоу Ян (350–270 гг. до н. э.)Из книги «Шан-Шу» (1000–771 гг. до н. э.):
«Пять Элементов – это Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля. Вода увлажняет и стремиться вниз, Огонь вспыхивает вверх, Дерево может гнуться и выпрямляться, Металл может плавиться и затвердевать, Земля позволяет сеять, взращивать и собирать урожай. То, что смачивает и стремиться вниз (Вода), является соленым. То, что вспыхивает вверх (Огонь), является горьким, то, что способно сгибаться и выпрямиться (Дерево), является кислым, то, что может расплавиться и затвердеть (Металл), является острым, то, что позволяет сеять, растить и жать(Земля), является сладким».
- Пять элементов – это не пять типов материи, а пять типов процессов:
- Дерево: «может сгибаться и выпрямляться», это твердость, пригодность к обработке; распространение; весна; ветер; запах-прогорклый; звук – крик; цвет – зеленый; эмоция – гнев; вкус – кислый; ткани – сухожилия; глаза.
- Огонь: «вспыхивает вверх» – жар, ожог; стремление вверх; лето; жара; запах – горелый; звук – смех; эмоции – радость; вкус – горький; ткани – сосуды; язык.
- Металл: «можно ковать и твердеет» – твердость, пригодность к ковке; сжатие; осень; сухость; запах – тухлый; звук – всхлипывания; тревога, грусть, тоска; вкус – острый; ткани – кожа; нос.
- Вода: «смачивает, стремиться вниз» – жидкость, текучесть, растворение; стекание вниз; зима; холод; запах – гнилой; звук – стон; страх; вкус – соленый; ткани – кости; уши.
- Земля: «позволяет сеять, растить и жать» – питание; центр, стабильность; нет сезона; сырость; запах – сладковатый; звук – пение; задумчивость; вкус – сладкий; ткани – мышцы; рот и губы.
Каждый из вкусов обладает определенным действием на организм:
- кислый вкус порождает жидкости и Инь. Это вяжущие вещества, они могут контролировать потоотделение и диарею;
- горький вкус очищает Жар, успокаивает и укрепляет. Он очищает Сырость-Жар и подавляет повышение Ци;
- сладкий вкус тонизирует, балансирует и смягчает. Он поддерживает организм, если он находится в состоянии недостатка, и останавливает боль;
- острый вкус рассеивает, и его используют для изгнания патогенных факторов из организма;
- соленый вкус течет вниз, смягчает уплотнения и используется для лечения запоров и припухлостей.
При чрезмерном потреблении продукта или лекарственного растения определенного вкуса можно оказать негативное воздействие на определенную часть тела.
Кислый вкус достигает нервов, вредит Печени, и должен приниматься ограниченно.
Горький вкус достигает костей.
Сладкий вкус достигает мышц и при избытке его ведет к ослаблению их.
Острый – рассеивает Ци и должен быть исключен при недостатке Ци.
Соленый – высушивает Кровь и должен быть исключен при недостатке Крови.
Таким образом, если заболевает орган, следует исключить продукты, вкусы которых принадлежат Элементу, контролирующими этот орган.
Например, соленый вкус принадлежит Элементу Вода. Вода угнетает Огонь, поэтому избыток соли вредит Сердцу. Так избыток кислого будет вредить Элементу Земля, то есть Селезенке.
И наоборот, каждый орган питается вкусом Элемента, который он контролирует. Например, Дерево (Печень) контролирует Землю, сладкий вкус соответствует Земле, отсюда сладкий вкус приносит пользу Печени. Но – переедание сладкого, наносит вред Печени.
Я познакомила вас с материалом из учебников Традиционной Китайской Медицины. Конечно, это не такой простой материал, не все я подробно описала, не так легко сразу вникнуть в суть, но уже понятно, что есть необходимость задуматься о многом.
В дальнейшем, я расскажу, как эти теории работают в подборе сбалансированного питания, как понимать какие свойства у продуктов и как изменять их в кулинарии.
Литература:
Основы китайской медицины, Джованни Мачоча, Рид Элсивер, 2-е издание, 2011.
Шарофат Богачёва
врач аллерголог-иммунолог, гомеопат,
специалист по питанию в «Клинике доктора Загера»
Философия инь-ян и учение о пяти элементах
«Инь и ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной. »
И Цзин
Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.
Система двух начал и пяти стихий
Фу Си, легендарный первый император Китая
Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.
Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.
Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.
В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации инь в ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека
«И цзин»
Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.
Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.
Впервые учение инь-ян было представлено в трактате «И цзин» («Книга перемен»), написанном в VIII–IV веках до н. э. Китайские мудрецы, стремясь понять и систематизировать все огромное многообразие Вселенной, объяснили его при помощи инь и ян. В книге изображены 64 гексаграммы — сочетания шести целых и прерывистых линий. Прерывистая линия — это инь, целая — ян. 64 гексаграммы изображают все возможные сочетания инь и ян и, таким образом, отображают все жизненные ситуации. При этом последовательность линий показывает развитие данной ситуации. Каждая гексаграмма сопровождается разъясняющими афоризмами и комментариями.
«Книга перемен» традиционно используется для гаданий. При помощи монет или веточек тысячелистника гадающий определяет гексаграмму, которая должна ответить на его вопрос, после чего читает и трактует афоризмы и комментарии.
«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга»
Дао дэ цзин
Поделиться ссылкой
Лао-цзы написал всего одно предложение об Инь и Ян, но оно навсегда изменило философию
Эта статья была впервые опубликована на Big Think в сентябре 2021 года. Она была обновлена в ноябре 2022 года. В самом добром человеке, которого вы знаете, есть крошечная нотка жестокости. У самого счастливого человека, которого вы когда-либо встречали, бывают депрессивные моменты. Самый мягкий человек, о котором вы только можете подумать, может прийти в ярость из-за одной конкретной вещи. Нет никакой чистоты; жизнь — это беспорядочный коктейль из вещей.
Это правда, стоящая за одним из самых известных символов (и татуировок) в мире: Инь и Ян.
Ну даосская мудрость
Для такой хорошо известной идеи Инь и Ян появляются только в одной строке центральной даосской книги, Даодэцзин . И все же это важно для даосизма и во многих отношениях взаимозаменяемо с самим Дао.
Лао-цзы — полумифический основатель даосизма (или даосизма — для некитайского уха звук находится на полпути между Т и Д). Его имя означает «Старый мастер», и неясно, был ли он отдельным историческим лицом или титулом, данным собранием мудрецов и их трудов. Но что имеет значение, так это влияние Лао-цзы, не в последнюю очередь для 20 миллионов даосов по всему миру.
Дао переводится как «Путь» и часто сравнивается с течением реки. Подобно реке, Дао движет и направляет все сущее, и мы подобны лодкам, плывущим по его пути. Быть счастливым значит позволить Дао вести нас дальше. Грести против течения трудно, а даосизм — это простой призыв «плыть по течению» Вселенной.
Даосизм — найти гармонию в жизни. Это значит позволить себе приспособиться к миру, подобно тому, как вода наполняет чашку. Это значит приспосабливаться, идти на компромисс и принимать жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой она есть.0011 вы хотите заставить его. Если ваша жизнь — лес, Дао — это широкий, вымощенный и легкий путь. Это не значит, что нет других путей (типа «человеческого пути»), но зачем продираться через тернии и чащи, когда жизнь могла бы быть счастливой и легкой? Daodejing — это плотное чудо из пословиц, советов, мудрости и басен, которые помогут даосу найти этот путь.
Жизнь подобна батарейке
Итак, Инь-Ян является проводником на этом пути. Это подсказка и указатель того, как выглядит Дао. Фактически, в большей части даосизма Инь-Ян и Дао взаимозаменяемы. Одна строка в Daodejing , в котором прямо упоминается идея, гласит: «Инь (с) ян называется дао».
Инь-Ян — это идея о дуальности всего. Но это не какой-то оппозиционный или разрушительный конфликт между двумя соперниками, Инь-Ян утверждает, что в контрасте между вещами можно найти великую гармонию. Символ не имеет полностью черной стороны, расположенной напротив полностью белой стороны. В белом есть немного черного, а в черном немного белого. Контраст, но гармония.
Инь ассоциируется с тьмой, женственностью, тайной, пассивностью, ночным небом или старостью. Ян ассоциируется с легкостью, энергией, активностью, ясностью, солнцем или молодостью.
Но ни Инь, ни Ян ни в чем не превосходят . Они оба совершенно аморальны в том смысле, что ни один из них не является «правильным» или «неправильным». Хотя Инь ассоциируется с негативом, он не связан с оценочным суждением, но, возможно, его лучше рассматривать как отрицательный полюс батареи. Правильная жизнь приходит не от того, чтобы быть тем или иным, а от нахождения этого баланса — Дао не только для нашей жизни, но и для всего существования. Это ощущение, что мы нашли правильный путь.
И для этого необходимы Инь и Ян. Символ выражает идею о том, что баланс и гармония необходимы для всего сущего. В боевых искусствах, например, важно быть твердым, сильным и подтянутым (Ян), но это ничто без спокойствия, сосредоточенности и гибкости (Инь). В отношениях мы можем веселиться и смеяться (Ян), но мы также должны плакать и делиться секретами (Инь).
Жизненный канат
Иногда что-то кажется неправильным. Это могут быть отношения, карьера или даже новая книга или телешоу. Это как если бы все было утомительно, где вы должны приложить чрезмерное количество усилий, чтобы просто продолжать двигаться. Может показаться, что препятствия постоянно появляются, чтобы заблокировать вас.
Именно такое чувство обретает даосизм. Такая борьба — верный признак того, что вы сошли с Пути. Жизнь не должна быть такой. Это означает, что что-то не так.
Даосизм в целом и Инь-Ян в частности — это гармония и равновесие. Все идет не так, как надо, когда мы склоняем чашу весов слишком далеко в одну сторону. Даосы не являются ни аскетами, ни распутными обжорами, поскольку и то, и другое связано с отклонением от срединного пути. Мудрость Инь-Ян состоит в том, чтобы увидеть, что мир без света был бы адским, но таким же был бы и мир постоянного дня. Этот символ оказался настолько мощным, потому что он постоянно напоминает нам, что жизнь состоит в том, чтобы найти эту гармонию вне противоречий. Когда что-то кажется неправильным, нам, вероятно, нужно снова найти баланс или центр.
Джонни Томсон преподает философию в Оксфорде. Он ведет популярный аккаунт под названием «Мини-философия», а его первая книга – «Мини-философия: маленькая книга больших идей» .
Инь и Ян — Энциклопедия всемирной истории
Определение
Инь и Ян
Дэн Картер (CC BY-NC-SA)
Принцип Инь и Ян из китайской философии заключается в том, что все вещи существуют как неразделимые и противоречивые противоположности. Примерами противоположных сил Инь-Ян являются женщина-мужчина, темный-светлый и старый-молодой. Пары равных противоположностей одновременно притягиваются и дополняют друг друга. Принцип Инь и Ян восходит к 3 веку до нашей эры или даже раньше.
Инь и Ян — фундаментальное понятие китайской философии, медицины и культуры в целом. Как показывает символ черно-белого круга Инь и Ян, каждая сторона имеет в своей основе элемент другой (представленный маленькими точками). Ни один из полюсов не превосходит другой, и, поскольку увеличение одного влечет за собой соответствующее уменьшение другого, для достижения гармонии необходимо достичь правильного баланса между двумя полюсами.
Происхождение Инь и Ян
Концепция Инь и Ян и идея взаимодополняющих сил стали популярными благодаря работам китайской школы Иньян, изучавшей философию и космологию в 3 веке до н. э. Основным сторонником этой теории был космолог Цзоу Янь (или Цзоу Янь), который считал, что жизнь проходит через пять фаз ( усин ) — огонь, вода, металл, дерево, земля — которые непрерывно чередуются по принципу Инь и Ян.
YouTube Следите за нами на YouTube!Каковы примеры Инь?
Инь это:
- женственность/женская сила/женская энергия
- черный
- темный
- север
- вода (трансформация)
- пассивный
- луна (слабость и богиня Чанси)
- земля
- холодный
- старый
- четные числа
- долины
- бедный
- мягкий
- и придает дух всем вещам.
Инь достигает своего пика влияния с зимним солнцестоянием. Инь также может быть представлен тигром, оранжевым цветом и прерывистой линией в триграммах 9 числа.0011 И Цзин (или Книга Перемен ).
Какие примеры Ян?
Ян это:
- мужское начало/мужская сила/мужская энергия
- белый
- светлый
- юг
- огонь (творчество)
- активный
- солнце (сила и бог Сихэ)
- небо
- теплый
- молодой
- нечетные числа
- горы
- богатый
- жесткий
- и придает форму всем вещам.
Ян достигает своего пика влияния с летним солнцестоянием. Ян также может быть представлен драконом, синим цветом и триграммой со сплошной линией.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Инь-Ян в китайской мифологии и религии
В китайской мифологии инь и ян родились из хаоса, когда была сотворена вселенная.
В китайской мифологии Инь и Ян родились из хаоса, когда вселенная была впервые создана, и считается, что они существуют в гармонии в центре Земли. Во время создания их достижение баланса в космическом яйце позволило родить Пангу (или Пань ку), первого человека. Кроме того, от Инь и Ян родились первые боги Фуси, Нува и Шэньнун. В китайской религии даосы отдают предпочтение Инь, в то время как конфуцианцы отдают предпочтение Ян, что соответствует основной направленности их соответствующих философий. Даосы подчеркивают важность уединения, в то время как конфуцианцы верят в важность участия в жизни.
Как сказано в И Цзин , постоянно меняющиеся отношения между двумя полюсами ответственны за постоянное движение вселенной и жизни в целом. Когда существует слишком большой дисбаланс между Инь и Ян, могут произойти катастрофы, такие как наводнения, засухи и эпидемии.
Вам понравилось это определение?
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Библиография
- Доусон, Р. Китайский опыт. Феникс, Лондон, 2000
- Хакин, Дж. Азиатская мифология, 1932. Kessinger Publishing, LLC, 2005.
- National Geographic. National Geographic Essential Visual History of World Mythology. National Geographic, 2008.
- инььян (восточная философия) — Britannica Online Encyclopedia, доступ 1 декабря 2016 г.
Об авторе
Марк Картрайт
Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.
Переводы
БоснийскийФранцузскийНемецкийПортугальскийИспанскийТурецкийМы хотим, чтобы люди во всем мире узнавали об истории. Помогите нам и переведите это определение на другой язык!
Вопросы и ответы
Инь положительный или отрицательный?
- В китайской философии инь не является явно отрицательным, но некоторые его проявления интерпретируются как таковые. Например, инь темен (для света ян), холоден (для тепла ян) и беден (для ян богат)
Инь черный или белый?
- В соответствии с принципом Инь и Ян китайской философии Инь — это черный цвет.
Означают ли Инь и Ян равновесие?
- Инь и Ян означают равновесие, поскольку две противоположные силы дополняют друг друга и притягиваются друг к другу. Слишком много Инь или Ян приносит дисбаланс.
Инь мужского или женского рода?
- В соответствии с принципом Инь и Ян китайской философии Инь — это женское начало, женская сила и женская энергия.
Бесплатно для всего мира, поддерживается вами
Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей к культурному наследию и улучшению исторического образования во всем мире.
Стать участником ПожертвоватьРекомендуемые книги
Лицензия и авторское право
Представлено Марком Картрайтом, опубликовано 16 мая 2018 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях.