Индивидуально психологические качества личности: 2.1.2. Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в системе управления

Индивидуально-психологические особенности личности

Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра психологии и педагогики

Реферат

по дисциплине: психология и педагогика

на тему: «Индивидуально-психологические особенности личности».

Выполнила: Япрынцева Е.О.

группа ГМУ – 212

Проверила: Зайнина О. В.

Уфа – 2003г.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко термин «индивид», «индивидуальность». В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Характеристику личности можно дать, если раскрыть её индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем не выгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения чрезвычайно быстро овладевает навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Такое определение дал наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если не видеть его работ. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятелности.

Необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и ряд других), основанные на пользовании речью и логикой.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

К числу индивидуально-психологических особенностей человека можно отнести свойства темперамента (являются врожденными), которые оказывают существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяют его поступки, его индивидуальность. Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. В современной психологии используют классификацию темпераментов, принадлежащую немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же “можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический”.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает оттого, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент определённо влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают: активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать своё внимание, воображение, память и мышление на определённом объекте или его аспекте. Один человек запоминает, припоминает, рассматривает, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определённого отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удаётся больше увидеть, услышать, запомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому.

Например, одним людям требуется больше, чем другим, время для того, чтобы включится в умственную работу или переключится с размышлением над одной темой над другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные движения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависит такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становится свойством личности, зависит от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакций, возбудимость и тормозимость. В первую очередь эти способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

В буквальном переводе с греческого характер означает отпечаток.. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

Акцентуация характера, по Личко, это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям. Классификацию акцентуаций характеров у подростков предложил А.Е.Личко. Она выглядит следующим образом:

  1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Любят неспокойные компании сверстников, настроение у них всегда хорошее, приподнятое; подростки такого типа нередко переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя.

  2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

  3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих.

  4. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает. Эти подростки не любят больших компаний, они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отличаются послушанием, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми.

  5. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и интеллектуальным ранним развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностю.

  6. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям.

  7. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной основе других детей или на страхе.

  8. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто0то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.

  9. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своём будущем.

  10. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо -«быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища. Но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причём нередко даже не одно.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер каждого человека определяется его общественным бытием и индивидуальным. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты,

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике Э.Фромм (был врачом психиатором) вывел следующие их основные типы:

  1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач не в складывающихся ситуациях, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идёт о нём самом, то его агрессивные действия направляются на себя.

  2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию(эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством крушения надежд в достижении желаемой цели).

  3. «Конформист-автомат». Такой индивид беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, он фактически утрачивает собственное «Я».

Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Различают волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 г.

11

Индивидуально-психологические особенности личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Общее и индивидуальное в психике человека
  • 2 Темперамент
    • 2. 1 Типы темперамента по Гиппократу
    • 2.2 Темперамент в современной психологии
    • 2.3 Свойства темперамента
  • 3 Характер
    • 3.1 Характер как биосоциальный склад личности
    • 3.2 Теория черт
    • 3.3 Структура характера
  • 4 Способности
    • 4.1 Способности и задатки
    • 4.2 Виды способностей

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.

Характер как биосоциальный склад личности

Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.

Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.

Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.

Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.

Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.

Теория черт

Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.

Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.

Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.

Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты. Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером. Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность.

Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.

На основе теории черт Г. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д.

Структура характера

В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:

  • Эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.
  • Волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.
  • Моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.
  • Интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.

Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Что это? Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности. Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере. Таких людей и называют слабохарактерными.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Черты личности и типы личности: что такое личность?

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Типы личности определяются пятью основными чертами. (Изображение предоставлено: Getty Images/10 000 часов)

Какие черты характера делают человека таким, какой он есть? У каждого человека есть представление о своем типе личности — игривый он или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, пытающиеся открыть науку о том, кто мы есть, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.

В Интернете можно найти множество викторин и тестов, которые утверждают, что определяют тип вашей личности. Большинство из них подтверждается очень небольшим количеством доказательств, и если вы столкнетесь с системой, которая претендует на то, чтобы разбить все человечество всего на несколько категорий, можно с уверенностью сказать, что она, вероятно, чрезмерно упрощена. Вместо того, чтобы пытаться разделить людей на «типы», психологи сосредотачиваются на личностных чертах. Каждая черта проявляется в спектре, и черты не зависят друг от друга, создавая бесконечное созвездие человеческой личности.

. Черты с самым сильным исследованием, поддерживающим их, — это Большая Пятерка:

  • Открытость
  • Совместимость
  • Extreversion
  • . Согласно
  • Neuroticism

Удобно, вы можете запомнить эти тенденции с хэдофейным океаном. вы предпочитаете, CANOE тоже работает).

Большая пятерка была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. Эти команды возглавляли Пол Коста и Роберт Р. Маккрей из Национальных институтов здравоохранения, а также Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Мичиганского университета в Анн-Арборе и Орегонского университета, согласно журналу Scientific American .

Насколько универсальна Большая пятерка? Данные свидетельствуют о том, что эти черты хорошо транслируются в разных культурах. Исследование, проведенное в 2005 году под руководством МакКрея и опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что структура «большой пятерки» одинакова в 50 странах, а исследование 2017 года, опубликованное в журнале PLOS ONE . ) обнаружил, что среди 22 стран разбивка личностных черт была очень похожей. На самом деле национальность человека повлияла на его личность только на 2%. А исследование взрослых мексиканского происхождения, проведенное в 2021 году, «показало мало ассоциаций с социально-демографическими факторами (пол, уровень образования и IQ) и культурными факторами», говорится в реферате исследования Национальной медицинской библиотеки.

Тем не менее, могут быть некоторые культуры, которые не воспринимают человеческие качества с точки зрения Большой пятерки. Например, исследование 2013 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что в племени собирателей-садоводов цимане в Боливии личность воспринималась только по двум чертам: просоциальность и трудолюбие. Это говорит о том, что личностные черты Большой пятерки могут быть побочным продуктом жизни в большом и сложном обществе, в то время как люди в небольших традиционных обществах различаются по другим наборам черт. Одна из возможностей состоит в том, что общества, которые предлагают больше социальных ниш для людей, позволяют возникать большему количеству типов личностных черт, предположили в своем исследовании 2019 года психолог Мерседа из Калифорнийского университета Пол Смальдино и антрополог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Майкл Гурвен.исследование (откроется в новой вкладке).

Если вы живете в большом промышленно развитом обществе, есть вероятность, что «большая пятерка» довольно хорошо справится с вашей задачей. У вас может быть немного открытости, много добросовестности, средняя степень экстраверсии, много приятности и почти полное отсутствие невротизма. Или вы можете быть очень добросовестным, немного замкнутым, неприятным, невротичным и едва открытым. Вот что влечет за собой каждая черта.

Открытость

Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высоким уровнем открытости любят приключения. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девизом открытого человека могло бы быть: «Разнообразие — приправа к жизни».

Люди с низкой открытостью как раз наоборот: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегают новых впечатлений и, вероятно, не самые предприимчивые едоки.

Открытость может коррелировать с вербальным интеллектом и приобретением знаний на протяжении всей жизни, согласно исследованию 2021 года, проведенному Американской психологической ассоциацией . Люди с высоким уровнем открытости наслаждаются новизной и «предсказуемыми способностями к созданию юмора выше и выше интеллекта», пишет команда в своем исследовании.

Другими словами, они более забавны, чем просто умные люди.

Открытость описывает, насколько человек открыт новому опыту. (Изображение предоставлено: Getty Images/Ippei Naoi)

Добросовестность

Добросовестные люди организованы и обладают сильным чувством долга. Они надежны, дисциплинированы и ориентированы на достижения. Вы не найдете добросовестных людей, отправляющихся в кругосветное путешествие без маршрута; они планировщики.

Люди с низкой совестливостью более спонтанны и свободны. В крайнем случае они могут быть склонны к небрежности. Исследователи сообщили в 2019 году, что добросовестность — это полезная черта, поскольку она связана с достижениями в школе и на работе.в исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Экстраверсия

Экстраверсия против интроверсии, пожалуй, самая узнаваемая черта характера Большой пятерки. Чем больше кто-то экстраверт, тем больше он похож на социальную бабочку. Экстраверты болтливы, общительны и черпают энергию из толпы. Они, как правило, напористы и веселы в своих социальных взаимодействиях.

Интровертам, напротив, нужно много времени в одиночестве. Интроверсию часто путают с застенчивостью, но это не одно и то же. Застенчивость подразумевает боязнь социальных взаимодействий или неспособность функционировать в обществе. Интроверты могут быть совершенно очаровательны на вечеринках — они просто предпочитают занятия в одиночку или в небольшой группе.

Приятие

Приятие измеряет степень теплоты и доброты человека. Чем приятнее человек, тем больше вероятность того, что он будет доверчивым, полезным и сострадательным. Неприятные люди холодны и подозрительны по отношению к другим, и они менее склонны к сотрудничеству.

Как вы понимаете, приятность имеет свои преимущества. В 25-летнем исследовании, опубликованном в журнале Developmental Psychology в 2002 году, у покладистых детей было меньше поведенческих проблем, чем у детей с низким уровнем покладистости, а у покладистых взрослых было меньше депрессии и больше стабильности на работе, чем у взрослых с низким уровнем покладистости.

Но покладистость не всегда вознаграждается. В статье 2018 года в Harvard Business Review Мириам Генсовски, доцента экономического факультета Копенгагенского университета, говорится, что «более приятные мужчины, которые склонны быть дружелюбными и помогать другим, значительно меньший заработок, чем у менее приятных мужчин. Очень приятный мужчина (входит в 20% лучших) заработает примерно на 270 000 долларов меньше за всю жизнь, чем средний мужчина».

Исследование 2018 года, опубликованное в журнале «Психология персонала» , показало, что неприятные мужчины могут меньше заниматься дома, что позволяет им посвящать больше времени и энергии своей работе и, таким образом, становиться более чем приятными парнями.

Нейротизм

Чтобы понять невротизм, достаточно вспомнить Джорджа Костанцу из популярного ситкома «Сайнфелд». Джордж известен своими неврозами, в которых в сериале обвиняют его неблагополучных родителей. Он беспокоится обо всем, одержим микробами и болезнями и однажды увольняется с работы, потому что его беспокойство о том, что у него нет доступа к личной ванной комнате, слишком велико.

Люди с высоким невротизмом часто беспокоятся и легко впадают в тревогу и депрессию. Если все идет хорошо, невротики склонны находить поводы для беспокойства. Исследование 2021 года (откроется в новой вкладке) обнаружило отрицательную связь с невротизмом и доходами. Хотя, даже когда невротики с хорошей зарплатой получали прибавку, дополнительный доход на самом деле делал их менее счастливыми . Согласно статье, опубликованной в Clinical Psychological Science, поскольку люди с высоким уровнем невротизма склонны испытывать много негативных эмоций, невротизм играет роль в развитии эмоциональных расстройств.

Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, эмоционально стабильны и уравновешены.

Можно ли изменить личность?

Когда-то считалось, что изменить личность очень сложно, но накапливаются доказательства того, что личность может измениться во взрослом возрасте. В исследовании 2011 года люди, которые принимали псилоцибин, или галлюциногенные «волшебные грибы», после этого опыта становились более открытыми. Совсем недавно и в статье, опубликованной в Журнале психофармакологии в 2017 году, было обнаружено, что галлюциноген МДМА повышает открытость при терапевтическом использовании, что может быть полезно для лечения посттравматического стресса.

Псилоцибиновые грибы обладают галлюциногенными свойствами. (Изображение предоставлено Джахи Чиквендиу/The Washington Post через Getty Images)

И вам не обязательно отправляться в галлюциногенное путешествие, чтобы добиться реальных изменений. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Bulletin за январь 2017 года, обобщило 207 опубликованных научных статей и показало, что личность может быть изменена с помощью терапии, сообщала ранее Live Science. «Для людей, которые хотят изменить своего супруга завтра, что многие люди хотят сделать, я не возлагаю на них особых надежд», — сказал исследователь Брент Робертс, социальный и личностный психолог из Университета Иллинойса. Тем не менее, продолжил он, «если вы готовы сосредоточиться на одном аспекте себя, и вы готовы заниматься этим систематически, теперь появляется повышенный оптимизм в отношении того, что вы можете повлиять на изменения в этой области».

Поскольку невротизм связан с проблемами психического здоровья, исследователи недавно заинтересовались попытками уменьшить невротизм с помощью терапии. Надежда исследования, опубликованного в Национальной медицинской библиотеке , заключается в том, что борьба с невротизмом предотвратит развитие таких расстройств, как депрессия.

Личность тоже меняется — медленно, но естественно — в течение жизни человека. Как сообщает Live Science, с возрастом люди становятся более экстравертными, менее невротичными, более покладистыми и более добросовестными.

Какой я тип личности?

Несмотря на то, что «Большая пятерка» на сегодняшний день является наиболее подтвержденной исследованиями и научно обоснованными личностными чертами, существуют и другие схемы измерения личности. Они не всегда имеют тенденцию коррелировать с жизненными результатами, как это делает Большая пятерка, но люди находят их интересными, а иногда и полезными для размышлений о своих собственных качествах и целях. (Совет: если система утверждает, что описывает вашу личность на основе вашего знака зодиака, группы крови или факультета Хогвартса, это просто для удовольствия).

Одним из самых популярных является индикатор типа Майерс-Бриггс, который разбивает людей на 16 «типов» в зависимости от их уровня интроверсии или экстраверсии, их стиля сбора информации (чувствование для тех, кто придерживается голых фактов или интуиция для те, кто предпочитает находить закономерности), их предпочтения в принятии решений (мышление для тех, кто любит объективность и факты, или чувство для тех, кто предпочитает взвешивать личные интересы) и их терпимость к двусмысленности в отношениях с внешним миром (судя для тех, кто предпочитает уладить дела, восприятие для тех, кто открыт для новой информации).

Вы, вероятно, столкнетесь с вариантами Майерс-Бриггс в Интернете или на рабочих встречах — они очень популярны в корпоративной Америке. Но исследование Майерс-Бриггс показало, что он не очень надежен (это означает, что люди получают разные ответы, если они проходят тест несколько раз) и что он не особенно валиден (это означает, что ответы людей не соответствуют их реальному поведению или работе). результаты очень хорошие), Live Science сообщила в 2019 году.

Еще один популярный тест личности — это индикатор типа эннеаграммы, который делит людей на девять типов личности с дополнительными типами «крыльев», которые охватывают другие черты, которые иногда могут проявляться люди. Тем не менее, за эннеаграммой не стоит много научной теории, и очень мало исследований, показывающих, что она действительна или надежна, согласно Inverse .

Наконец, вы, вероятно, столкнетесь с онлайн-тестом 16Personalities (откроется в новой вкладке). Этот тест основан на Майерс-Бриггс, но вместо того, чтобы идентифицировать людей по строкам из четырех букв, он делит людей на 16 удобных для социальных сетей категорий, таких как «дипломаты» и «исследователи».

Если вы хотите углубиться в инвентаризацию личности за пределами Большой пятерки, вам может повезти больше с инвентаризацией личности HEXACO (открывается в новой вкладке), которая стремится быть более актуальной на международном уровне, чем Большая пятерка. В исследованиях личности исследователи обнаружили, что за пределами Соединенных Штатов постоянно проявлялась шестая черта. Эта черта находится в диапазоне честность-смирение. Люди с высоким уровнем честности-смирения скромны, справедливы и искренни; люди, у которых низкая черта, как хвастливые, жадные и напыщенные. Инвентаризация HEXACO в остальном совпадает с Большой пятеркой, измеряя открытость, добросовестность, приятность, экстраверсию и эмоциональность (что похоже на невротизм).

Другим личностным опросником, основанным на научной теории, является личностный опросник Хогана (открывается в новой вкладке), который основан на Большой пятерке, но фокусируется конкретно на межличностных взаимодействиях. Этот опросник измеряет людей по таким качествам, как честолюбие, общительность, чувствительность и благоразумие.

Дополнительные ресурсы

  • Business Insider: Большая пятерка черт личности и их значение  
  • Национальная медицинская библиотека США: Долгосрочная стабильность в Большой пятерке черт личности во взрослом возрасте
  • Британская энциклопедия: исследования культуры и личности

Бен Биггс — увлеченный и опытный писатель в области науки и техники, автор опубликованных книг и редактор отмеченного наградами журнала How It Works. Он также много лет писал и редактировал материалы для изданий, посвященных технологиям и видеоиграм, позже стал редактором журнала All About Space, а затем журнала Real Crime.

Черты личности и типы личности: что такое личность?

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Типы личности определяются пятью основными чертами. (Изображение предоставлено: Getty Images/10 000 часов)

Какие черты характера делают человека таким, какой он есть? У каждого человека есть представление о своем типе личности — игривый он или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, пытающиеся открыть науку о том, кто мы есть, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.

В Интернете можно найти множество викторин и тестов, которые утверждают, что определяют тип вашей личности. Большинство из них подтверждается очень небольшим количеством доказательств, и если вы столкнетесь с системой, которая претендует на то, чтобы разбить все человечество всего на несколько категорий, можно с уверенностью сказать, что она, вероятно, чрезмерно упрощена. Вместо того, чтобы пытаться разделить людей на «типы», психологи сосредотачиваются на личностных чертах. Каждая черта проявляется в спектре, и черты не зависят друг от друга, создавая бесконечное созвездие человеческой личности.

. Черты с самым сильным исследованием, поддерживающим их, — это Большая Пятерка:

  • Открытость
  • Совместимость
  • Extreversion
  • . Согласно
  • Neuroticism

Удобно, вы можете запомнить эти тенденции с хэдофейным океаном. вы предпочитаете, CANOE тоже работает).

Большая пятерка была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. Эти команды возглавляли Пол Коста и Роберт Р. Маккрей из Национальных институтов здравоохранения, а также Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Мичиганского университета в Анн-Арборе и Орегонского университета, согласно журналу Scientific American .

Насколько универсальна Большая пятерка? Данные свидетельствуют о том, что эти черты хорошо транслируются в разных культурах. Исследование, проведенное в 2005 году под руководством МакКрея и опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что структура «большой пятерки» одинакова в 50 странах, а исследование 2017 года, опубликованное в журнале PLOS ONE . ) обнаружил, что среди 22 стран разбивка личностных черт была очень похожей. На самом деле национальность человека повлияла на его личность только на 2%. А исследование взрослых мексиканского происхождения, проведенное в 2021 году, «показало мало ассоциаций с социально-демографическими факторами (пол, уровень образования и IQ) и культурными факторами», говорится в реферате исследования Национальной медицинской библиотеки.

Тем не менее, могут быть некоторые культуры, которые не воспринимают человеческие качества с точки зрения Большой пятерки. Например, исследование 2013 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что в племени собирателей-садоводов цимане в Боливии личность воспринималась только по двум чертам: просоциальность и трудолюбие. Это говорит о том, что личностные черты Большой пятерки могут быть побочным продуктом жизни в большом и сложном обществе, в то время как люди в небольших традиционных обществах различаются по другим наборам черт. Одна из возможностей состоит в том, что общества, которые предлагают больше социальных ниш для людей, позволяют возникать большему количеству типов личностных черт, предположили в своем исследовании 2019 года психолог Мерседа из Калифорнийского университета Пол Смальдино и антрополог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Майкл Гурвен.исследование (откроется в новой вкладке).

Если вы живете в большом промышленно развитом обществе, есть вероятность, что «большая пятерка» довольно хорошо справится с вашей задачей. У вас может быть немного открытости, много добросовестности, средняя степень экстраверсии, много приятности и почти полное отсутствие невротизма. Или вы можете быть очень добросовестным, немного замкнутым, неприятным, невротичным и едва открытым. Вот что влечет за собой каждая черта.

Открытость

Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высоким уровнем открытости любят приключения. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девизом открытого человека могло бы быть: «Разнообразие — приправа к жизни».

Люди с низкой открытостью как раз наоборот: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегают новых впечатлений и, вероятно, не самые предприимчивые едоки.

Открытость может коррелировать с вербальным интеллектом и приобретением знаний на протяжении всей жизни, согласно исследованию 2021 года, проведенному Американской психологической ассоциацией . Люди с высоким уровнем открытости наслаждаются новизной и «предсказуемыми способностями к созданию юмора выше и выше интеллекта», пишет команда в своем исследовании.

Другими словами, они более забавны, чем просто умные люди.

Открытость описывает, насколько человек открыт новому опыту. (Изображение предоставлено: Getty Images/Ippei Naoi)

Добросовестность

Добросовестные люди организованы и обладают сильным чувством долга. Они надежны, дисциплинированы и ориентированы на достижения. Вы не найдете добросовестных людей, отправляющихся в кругосветное путешествие без маршрута; они планировщики.

Люди с низкой совестливостью более спонтанны и свободны. В крайнем случае они могут быть склонны к небрежности. Исследователи сообщили в 2019 году, что добросовестность — это полезная черта, поскольку она связана с достижениями в школе и на работе.в исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Экстраверсия

Экстраверсия против интроверсии, пожалуй, самая узнаваемая черта характера Большой пятерки. Чем больше кто-то экстраверт, тем больше он похож на социальную бабочку. Экстраверты болтливы, общительны и черпают энергию из толпы. Они, как правило, напористы и веселы в своих социальных взаимодействиях.

Интровертам, напротив, нужно много времени в одиночестве. Интроверсию часто путают с застенчивостью, но это не одно и то же. Застенчивость подразумевает боязнь социальных взаимодействий или неспособность функционировать в обществе. Интроверты могут быть совершенно очаровательны на вечеринках — они просто предпочитают занятия в одиночку или в небольшой группе.

Приятие

Приятие измеряет степень теплоты и доброты человека. Чем приятнее человек, тем больше вероятность того, что он будет доверчивым, полезным и сострадательным. Неприятные люди холодны и подозрительны по отношению к другим, и они менее склонны к сотрудничеству.

Как вы понимаете, приятность имеет свои преимущества. В 25-летнем исследовании, опубликованном в журнале Developmental Psychology в 2002 году, у покладистых детей было меньше поведенческих проблем, чем у детей с низким уровнем покладистости, а у покладистых взрослых было меньше депрессии и больше стабильности на работе, чем у взрослых с низким уровнем покладистости.

Но покладистость не всегда вознаграждается. В статье 2018 года в Harvard Business Review Мириам Генсовски, доцента экономического факультета Копенгагенского университета, говорится, что «более приятные мужчины, которые склонны быть дружелюбными и помогать другим, значительно меньший заработок, чем у менее приятных мужчин. Очень приятный мужчина (входит в 20% лучших) заработает примерно на 270 000 долларов меньше за всю жизнь, чем средний мужчина».

Исследование 2018 года, опубликованное в журнале «Психология персонала» , показало, что неприятные мужчины могут меньше заниматься дома, что позволяет им посвящать больше времени и энергии своей работе и, таким образом, становиться более чем приятными парнями.

Нейротизм

Чтобы понять невротизм, достаточно вспомнить Джорджа Костанцу из популярного ситкома «Сайнфелд». Джордж известен своими неврозами, в которых в сериале обвиняют его неблагополучных родителей. Он беспокоится обо всем, одержим микробами и болезнями и однажды увольняется с работы, потому что его беспокойство о том, что у него нет доступа к личной ванной комнате, слишком велико.

Люди с высоким невротизмом часто беспокоятся и легко впадают в тревогу и депрессию. Если все идет хорошо, невротики склонны находить поводы для беспокойства. Исследование 2021 года (откроется в новой вкладке) обнаружило отрицательную связь с невротизмом и доходами. Хотя, даже когда невротики с хорошей зарплатой получали прибавку, дополнительный доход на самом деле делал их менее счастливыми . Согласно статье, опубликованной в Clinical Psychological Science, поскольку люди с высоким уровнем невротизма склонны испытывать много негативных эмоций, невротизм играет роль в развитии эмоциональных расстройств.

Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, эмоционально стабильны и уравновешены.

Можно ли изменить личность?

Когда-то считалось, что изменить личность очень сложно, но накапливаются доказательства того, что личность может измениться во взрослом возрасте. В исследовании 2011 года люди, которые принимали псилоцибин, или галлюциногенные «волшебные грибы», после этого опыта становились более открытыми. Совсем недавно и в статье, опубликованной в Журнале психофармакологии в 2017 году, было обнаружено, что галлюциноген МДМА повышает открытость при терапевтическом использовании, что может быть полезно для лечения посттравматического стресса.

Псилоцибиновые грибы обладают галлюциногенными свойствами. (Изображение предоставлено Джахи Чиквендиу/The Washington Post через Getty Images)

И вам не обязательно отправляться в галлюциногенное путешествие, чтобы добиться реальных изменений. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Bulletin за январь 2017 года, обобщило 207 опубликованных научных статей и показало, что личность может быть изменена с помощью терапии, сообщала ранее Live Science. «Для людей, которые хотят изменить своего супруга завтра, что многие люди хотят сделать, я не возлагаю на них особых надежд», — сказал исследователь Брент Робертс, социальный и личностный психолог из Университета Иллинойса. Тем не менее, продолжил он, «если вы готовы сосредоточиться на одном аспекте себя, и вы готовы заниматься этим систематически, теперь появляется повышенный оптимизм в отношении того, что вы можете повлиять на изменения в этой области».

Поскольку невротизм связан с проблемами психического здоровья, исследователи недавно заинтересовались попытками уменьшить невротизм с помощью терапии. Надежда исследования, опубликованного в Национальной медицинской библиотеке , заключается в том, что борьба с невротизмом предотвратит развитие таких расстройств, как депрессия.

Личность тоже меняется — медленно, но естественно — в течение жизни человека. Как сообщает Live Science, с возрастом люди становятся более экстравертными, менее невротичными, более покладистыми и более добросовестными.

Какой я тип личности?

Несмотря на то, что «Большая пятерка» на сегодняшний день является наиболее подтвержденной исследованиями и научно обоснованными личностными чертами, существуют и другие схемы измерения личности. Они не всегда имеют тенденцию коррелировать с жизненными результатами, как это делает Большая пятерка, но люди находят их интересными, а иногда и полезными для размышлений о своих собственных качествах и целях. (Совет: если система утверждает, что описывает вашу личность на основе вашего знака зодиака, группы крови или факультета Хогвартса, это просто для удовольствия).

Одним из самых популярных является индикатор типа Майерс-Бриггс, который разбивает людей на 16 «типов» в зависимости от их уровня интроверсии или экстраверсии, их стиля сбора информации (чувствование для тех, кто придерживается голых фактов или интуиция для те, кто предпочитает находить закономерности), их предпочтения в принятии решений (мышление для тех, кто любит объективность и факты, или чувство для тех, кто предпочитает взвешивать личные интересы) и их терпимость к двусмысленности в отношениях с внешним миром (судя для тех, кто предпочитает уладить дела, восприятие для тех, кто открыт для новой информации).

Вы, вероятно, столкнетесь с вариантами Майерс-Бриггс в Интернете или на рабочих встречах — они очень популярны в корпоративной Америке. Но исследование Майерс-Бриггс показало, что он не очень надежен (это означает, что люди получают разные ответы, если они проходят тест несколько раз) и что он не особенно валиден (это означает, что ответы людей не соответствуют их реальному поведению или работе). результаты очень хорошие), Live Science сообщила в 2019 году.

Еще один популярный тест личности — это индикатор типа эннеаграммы, который делит людей на девять типов личности с дополнительными типами «крыльев», которые охватывают другие черты, которые иногда могут проявляться люди. Тем не менее, за эннеаграммой не стоит много научной теории, и очень мало исследований, показывающих, что она действительна или надежна, согласно Inverse .

Наконец, вы, вероятно, столкнетесь с онлайн-тестом 16Personalities (откроется в новой вкладке). Этот тест основан на Майерс-Бриггс, но вместо того, чтобы идентифицировать людей по строкам из четырех букв, он делит людей на 16 удобных для социальных сетей категорий, таких как «дипломаты» и «исследователи».

Если вы хотите углубиться в инвентаризацию личности за пределами Большой пятерки, вам может повезти больше с инвентаризацией личности HEXACO (открывается в новой вкладке), которая стремится быть более актуальной на международном уровне, чем Большая пятерка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts