Индивидуального сознания примеры: Приведи примеры влияния индивидуального сознания на общественное и общественного на индивидуальное.

Содержание

Индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

1. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель­ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу­ющей системы взглядов. Главное в этом процессе — не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви­дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер­минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание — сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует                                                             промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомненияю

Общественное и индивидуальное сознание.

План учебного занятия № 37

Тема: Общественное и индивидуальное сознание.

Вид учебного занятия: лекция

Цель занятия: познакомиться с особенностями сознания.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть сущность, структуру и формы общественного сознания, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки. Формировать непримиримое отношение к наркомании и алкоголизму.

Методы: проблемного обучения, работа с презентацией и видеофрагментом.

Межпредметные связи:

История.

Обеспечение занятия:

Презентация «Общественное и индивидуальное сознание», видео «Опасность наркомании, алкоголизма».

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: отличительные особенности человека от животного, определения «человек, индивид, личность».

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации представленной в разных знаковых системах, характеризовать основные социальные объекты.

Содержательный аспект занятия:

Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

Мотивация:

Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

Целеполагание: определить особенности сознания человека.

Актуализация: (устный опрос)

  • Сформулируйте определение понятиям: «человек», «индивид», «личность»;

  • Определите отличительные черты человека от животного.

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

  1. Общественное и индивидуальное сознание.

  2. Социализация индивида.

  3. Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.

1. Общественное и индивидуальное сознание.

Объяснение материала с использованием презентации (лекция-визуализация с элементами беседы).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос — 5 минут.

Конспект материала слайдов.

2. Социализация индивида.

Объяснение материала с использованием презентации (лекция-визуализация с элементами беседы).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос — 5 минут.

Конспект материала слайдов.

3. Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.

Эвристическая беседа о роли и значении правомерного поведения в жизни общества; и главной ценностью и жизненным ориентиром всего человечества.

Просмотр видео о вреде алкоголизма и наркомании.

Беседа обучающихся.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Вопросы по видео. Внеаудиторная работа: «Ценности и нормы» (1) таблица.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Общественное и индивидуальное сознание.

Сущность и особенности общественного сознания

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди учёных нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия – сознание.

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Всё, что мы знаем, — это сознание, и всё, что осознаём, — знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не всё, что относится к знанию, осознаётся. Знания – это не только то, что я знаю, но о чём в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего знания, например, припомнить моё знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определённый объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчёта. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка (1632-1704) о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познаёт. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Ещё одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей – индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс (1818-1883), говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определённых качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой – необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на всё общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Учёные признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определённого времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идёт либо о так называемых пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи – новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

Структура общественного сознания

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет своё общественное назначение и свои функции.

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения (которые сформировались в том числе под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство формирует в обществе эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его.

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами и т. д.

Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на общественную мораль.

Общественная психология и идеология

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например, комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с её историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Идеология в широком смысле слова – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в ещё одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая её коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» представителей данной социальной группы – её идеологов.

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из неё синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденное сознание и массовое сознание. Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании – когда говорят о степени его распространённости в обществе.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, чётко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно также существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило своё ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй ещё не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.

Индивидуальное и общественное сознание

Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности.

И общественное, и личное сознание – продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определённых условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берёт, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в её творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде – по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей её человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определённые стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому философу и социологу Ж. Бурдо (1848-1928), называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение – это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нём есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживлённые дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)

Коллективное сознание (определение и 12 примеров)

Дюркгеймовская концепция коллективного сознания относится к феномену больших групп людей, демонстрирующих поразительное единообразие мнений.

Иногда этот коллективный договор сохраняется через годы, поколения и даже века.

Примеры коллективного сознания включают национализм, гендерные нормы, религиозные ценности, классовое сознание и групповое мышление.

Определение коллективного сознания

Дюркгейм определял коллективное сознание как «совокупность верований и чувств, общих для средних граждан одного и того же общества» (Durkheim, 1893).

Обществом в этом определении может быть сельская община, племя, этническая группа, нация, транснациональное сообщество и т.д.

Концепция была разработана французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Дюркгейм рассматривал коллективное сознание как социальный факт, или, говоря более конкретно, как нематериальный социальный факт. Социальный факт есть то, что является достоянием не отдельного человека, а всего общества. Нематериальный социальный факт — это то, что не имеет физического, осязаемого существования, но существует в основном в уме или сознании обществ.

1. Национализм

Национализм – это представление о том, что члены сообщества, разделяющие общий набор верований, общую культуру, общую историю, некую общую историю происхождения и общие стремления к будущему, составляют нацию.

Члены нации могут либо находиться в пределах границ определенного национального государства (например, мексиканцы, немцы, иранцы), либо могут быть разбросаны по границам национального государства со стремлением объединиться, чтобы сформировать нацию ( например курды).

Национализм и, в частности, представление о том, что географически ограниченное национальное государство является естественной кульминацией процесса национализма, является относительно недавним явлением в истории человеческих обществ, часто восходящим к Вестфальскому договору, подписанному в 1648 г.

Типы национализма включают врожденный (или изначальный национализм) и сконструированный (часто называемый воображаемыми сообществами). В любом случае его распространение опирается на постоянное утверждение коллективного сознания, которое рассматривает членов национального сообщества как образующих единое общество.

Например, когда поют национальные гимны или поднимают национальные флаги на общественных мероприятиях, публика коллективно поднимается в знак уважения или подпевает, демонстрируя чувство коллективного осознания того, что они связаны национальным символом – гимн или песня.

2. Гендерные нормы

На протяжении большей части истории человечества преобладали общепринятые гендерные нормы, которые отводили мужчинам роль кормильцев (и доминирующего пола), а женщин ограничивали домашней сферой.

Это разделение гендерных ролей не было записано ни в одном сверхтексте, который действовал как руководство для всего человечества, но было достигнуто отдельными обществами, прокладывающими свой собственный курс в истории.

Со временем эти нормы были закодированы и записаны большинством обществ, а их нарушение либо высмеивалось, либо даже наказывалось в акте коллективного сознания, наблюдаемом во всех человеческих обществах.

За последние 50–100 лет новая волна коллективного сознания прокатилась по человеческим обществам, на этот раз сосредоточившись на женщинах как на своих основных агентах, которые бросили вызов доминированию традиционных гендерных ролей и стремились исправить дисбаланс власти между полами. . Эта волна коллективного сознания получила название феминистского движения.

Читайте также: 18 Гендерные стереотипы

3. Законы

Почти все человеческие общества имеют законы. В большинстве современных обществ есть законы, записанные в виде кодексов, соблюдение которых обеспечивается государственной властью.

Законы конкретного общества являются окном в его коллективное сознание.

Например, несколько обществ отменили смертную казнь. Это говорит нам о том, что коллективно такое общество считает смертную казнь несправедливой и неэтичной. Или несколько других обществ легализовали использование ТГК. Это говорит нам о том, что коллективное сознание в этих обществах не рассматривает его использование как аморальный поступок.

4. Ритуалы

Ритуал – это церемония, состоящая из ряда действий, выполняемых в установленном порядке в соответствии с историческим прецедентом или давней традицией. Ритуалы являются важной частью большинства религий.

Часто древние ритуалы, которые незаинтересованному наблюдателю могут показаться малоценными. Но для сообщества, которое их выполняет, его ценность проистекает из коллективного сознания, которое считает выполнение ритуала важной частью принадлежности к сообществу.

Например, Роберт Орси в своей книге Мадонна со 115-й улицы: вера и община в итальянском Гарлеме , 1880 – 1950 описывает, как итальянская община нью-йоркского района упорно исполняет католический ритуал, заключающийся в выносе процессия с гигантской статуей Мадонны и страстные публичные демонстрации пылкой религиозности.

Большинству жителей современного мегаполиса, такого как Нью-Йорк, ритуал кажется анахроничным зрелищем. Но для итальянской общины в конкретном районе выполнение ритуала является неотъемлемой частью подтверждения их идентичности как итальянцев и католиков. (Орси, 2010 г.)

5. ЛГБТ-сообщество

Глобальное ЛГБТК-сообщество рассредоточено по всему географическому пространству и разделено по классам, расам, национальностям, этническим группам, языкам и полу.

Несмотря на это, среди членов сообщества существует чувство коллективного сознания, которое объединяет их для коллективного решения общих задач, стоящих перед сообществом.

Это коллективное сознание находит выражение в коллективных символах, таких как радужный флаг, посредством которого сообщество выражает солидарность со своими членами.

6. Спортивные болельщики

Болельщики спортивных команд и клубов из разных стран. Например, английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» — одна из самых популярных спортивных франшиз в мире, фанаты которой разбросаны по всему миру.

Фанаты таких клубов воображают себя частью глобального сообщества и выражают свою лояльность, собираясь вместе на стадионах, в барах, пабах и онлайн-пространствах, чтобы поддержать свою команду.

Они одеваются в футболки своих любимых команд и носят раскраску тела, татуировки или другие аксессуары, которые публично подтверждают их поддержку любимой команды.

7. Сторонники политических партий

Сторонники политических партий верят в идеологию партии, которую они поддерживают, и часто передают свою преданность той или иной партии из поколения в поколение.

Политические партии действуют как агенты коллективного сознания, объединяя членов по всему географическому региону для общего дела.

Исторически сложилось так, что поддержка политических партий была связана с классовым сознанием. Люди из рабочего класса будут поддерживать рабочие партии (такие как социалисты во Франции, лейбористы в Великобритании и новые демократы в Канаде). Люди капиталистического класса будут поддерживать неолиберально-консервативные партии (такие как республиканцы в США и Франции и консерваторы в Великобритании и Канаде).

В наши дни традиционные линии поддержки политических партий были подорваны новыми культурными разломами, отражающими разрыв между националистами и глобалистами.

8. Антиколониальная борьба

В первой половине 20-го века почти одновременно распространились антиколониальные настроения в большей части Азии и Африки.

В таких далеких и разных странах, как Гана, Индия, Египет и Индонезия, антиколониальное движение имело сходные идеологические контуры.

Как будто волна коллективного сознания захлестнула массы колонизированных наций на разных континентах, прививая им националистический и антиколониальный пыл.

Что примечательно в антиколониальном движении, так это то, что оно возникло задолго до Интернета, телевидения и современных средств массовой информации.

Единственными средствами массовой коммуникации, доступными в начале 20-го века, были радио и печать, и даже их охват был сильно ограничен в большей части Азии и Африки из-за широко распространенной неграмотности и бедности.

9. Арабская весна

Арабская весна — это серия продемократических протестов, вспыхнувших в арабском мире в период с 2010 по 2012 год.

Протесты были направлены против авторитарных правителей в ряде стран Западной Азии и Америка. Начиная с Туниса, протесты распространились на несколько других арабских стран, включая Сирию, Ливию, Египет и Бахрейн, что привело к свержению деспотических режимов посредством демонстраций или вооруженных восстаний.

Протесты стали результатом почти одновременного расцвета коллективного сознания граждан этих стран против злоупотребления властью и неправомерного использования власти деспотическими правителями.

10. Классовое сознание

Классовое сознание является фундаментальной опорой марксистской теории. Он утверждает, что представителям рабочего класса необходимо осознать, что их угнетенное положение в обществе обусловлено фундаментальной структурой капитализма.

Согласно этой философии, единственный способ улучшить жизнь рабочего класса — установить диктатуру пролетариата, которая может быть достигнута только через классовую солидарность.

Таким образом, марксизм выступает за коллективное сознание среди представителей рабочего класса, чтобы объединиться против общего противника.

На протяжении 19-го и 20-го веков это коллективное сознание класса демонстрировало свою эффективность в различных видах борьбы и революций, таких как русская революция и продолжительная борьба рабочих за лучшую заработную плату и улучшение условий труда в различных странах.

11. Глобальные движения солидарности

С глобальным проникновением социальных сетей солидарность за дело в одной части мира вскоре находит поддержку за пределами национальных границ.

Например, глобальное движение #metoo началось в Америке после разоблачения сексуальных домогательств в отношении кинопродюсера Харви Вайнштейна в 2017 году, но вскоре распространилось по всему миру, и женщины повсюду выходили и описывали свою травму от сексуальных домогательств.

Точно так же движение Black Lives Matter зародилось в США, чтобы продемонстрировать солидарность против жестокости полиции в отношении афроамериканцев, но нашло отклик во всем мире.

В 2022 году поддержка Украины в ее войне против России нашла сторонников во всех уголках мира, которые были тронуты несправедливостью применения Россией подавляющей силы против мирных жителей Украины.

В каждом случае большое количество людей за пределами национальных границ обнаруживали, что коллективно побуждаются к действию определенными ценностями и нормами, которые объединяли их.

12. Групповое мышление

Коллективное сознание не всегда приводит к позитивным, демократичным, морально и этически правильным результатам.

Иногда это может быть и отрицательная сила, как в случае группового мышления. Групповое мышление — это ситуация, в которой стремление к единообразию в группе приводит к подавлению критики, что приводит к иррациональному групповому поведению.

Например, неудавшееся американское вторжение на Кубу в 1961 году, названное вторжением в залив Свиней, было спровоцировано групповым мышлением в администрации Кеннеди, когда члены правительства находились под таким влиянием в пользу плана, что эффективно подавляли любую критику в его адрес. (Янис, 19 лет71).

Точно так же американское вторжение в Ирак в 2003 году было основано на утверждении, что Ирак обладает смертоносным оружием массового уничтожения (ОМП), что побудило не только Конгресс США санкционировать вторжение, но даже привело к тому, что другие страны, такие как Великобритания присоединиться к коалиции.

В конце концов выяснилось, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, и вторжение сделало Ирак политически уязвимым и, возможно, в худшем положении, чем раньше. Коллективная вера сторонников вторжения в Америку была настолько сильна, что они игнорировали все доказательства обратного.

Коллективное Сознание против Коллективного Бессознательного

Коллективное Бессознательное — это психологическая концепция, разработанная швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом для объяснения того, почему схожие темы встречаются в различных мировых религиях и мифологиях.

Коллективное бессознательное работает аналогично коллективному сознанию, за исключением того, что первое связано с бессознательной частью человеческого мозга, а второе — с сознательным разумом.

Юнг считал, что, хотя то, что происходит в нашем бессознательном, является глубоко личным, существуют определенные аспекты, общие для нас как людей, и именно эти элементы находят выражение в общих мифологических темах, встречающихся в разных культурах (Corbett, 2012). .

Заключение

Эмиль Дюркгейм родился в глубоко религиозной еврейской семье, что сильно повлияло на его взгляды на общество. Его отец и дед были раввинами, а сам Дюркгейм получил раннее образование в ешиве или в школе, дающей раввинское образование.

В результате главным интересом Дюркгейма на протяжении всей его карьеры было то, как социальные группы сохраняют сплоченность и действуют коллективно. Его теория коллективного сознания подводит итог всей его работе в этой области.

Вклад Дюркгейма был настолько важным, что сегодня фраза «коллективное сознание» вошла в повседневный язык. Однако во времена Дюркгейма эта концепция была малоизвестна, и только благодаря его работам у нас сегодня есть ясное понимание того, как общества думают и действуют коллективно.

Ссылки

Корбетт, Л. (2012) Психика и священное: духовность за пределами религии . Лос-Анджелес: Книги весеннего журнала.

Дюркгейм, Э. (1997) Разделение труда в обществе . Лондон: Свободная пресса.

Янис И.Л. (1971) Групповое мышление. Психология сегодня . 5 (6), 43–46.

Орси, Р. А. (2010). Мадонна со 115-й улицы: вера и община в итальянском Гарлеме, 1880-1950 гг. . Массачусетс: Издательство Йельского университета.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + постов

Доктор Крис Дрю — основатель Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Полное руководство по использованию коллективного сознания 2022

Представьте себе это.

Группа голодных, истощенных людей, которые находятся в состоянии сильного стресса. Какие чувства вы испытываете, когда думаете о них?

Предположительно, вы также будете испытывать чувство горя и печали.

Вы когда-нибудь задумывались, почему это происходит?

Почему вы чувствуете связь с уязвимой группой незнакомцев?

В следующей статье мы собираемся исследовать феномен под названием коллективное сознание. Мы также собираемся исследовать, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем, а позже, как мы можем использовать коллективное сознание, чтобы принести больше пользы в нашем бизнесе и мире.

Содержание

  1. Что такое коллективная совесть?
  2. Коллективная совесть — глубокое погружение
  3. Каковы некоторые примеры Коллективного Сознания?
  4. Как использовать коллективное сознание в своих интересах?
  5. Часто задаваемые вопросы
  6. Заключение

Во время кризиса мы видели, как отдельные лица и организации собирались вместе, чтобы помочь и обратить кризис вспять и извлечь из него что-то позитивное. Что заставляет нас так себя чувствовать?

Мы все разделяем чувство единства внутри себя. Откуда берется этот естественный инстинкт единения? Ответы на все эти вопросы может дать необычное явление, называемое коллективным сознанием.

Коллективное сознание управляет человеческими действиями с точки зрения общества, а не индивидуальности. Это общая, иногда дремлющая эмоция, глубоко укоренившаяся в коллективном благе, а не в индивидуальной выгоде.

Давайте теперь поймем, что такое коллективная совесть или общее сознание.


Что такое коллективное сознание?

Коллективное сознание (также называемое коллективным сознанием) — это термин, популяризировавшийся в 19 веке и введенный французским социологом Эмилем Дюркгеймом на основе его наблюдений за современным обществом.

Коллективное сознание можно обобщить как комбинацию общих убеждений, идей и стремлений, присущих группе людей, которые управляют своими мыслями и действиями.

Согласно Дюркгейму, коллективное сознание определяется как «совокупность верований и чувств, общих для средних членов общества».

  • Коллективное сознание — это то, что заставляет нас, людей, чувствовать себя принадлежащими друг другу в этом обществе. Это чувство также может быть описано как социальная совесть. Это скрытое или, скорее, бессознательное чувство, которое живет во всех нас, заставляет нас чувствовать себя связанными каким-то образом.
  • Коллективное сознание также не разовое действие, а передается из поколения в поколение через ритуалы, такие как браки и похороны, ценности, такие как право голоса и уважение, убеждения, такие как религия, взгляды, такие как дресс-код и разные языки .

Дюркгейм утверждал, что люди в данном обществе связаны общей культурой, и он обнаружил, что это связано с существованием норм, правил и ролей, которые по сути являются коллективным сознанием.

Это относится к тому, как мы мыслим синхронно в нашей общей культуре и к нашему участию в ритуалах и мероприятиях, которые подтверждают это коллективное сознание. Эти мероприятия также служат напоминанием о наших общих интересах и наших общих ценностях.


Коллективная совесть – глубокое погружение

  1. Прошлое и настоящее

    В обществах прошлых веков социальная совесть была намного сильнее, и люди были связаны чувствами религии и других традиций. В последующие века, как и в наши дни, общества были более органичными, то есть люди предпочитали ставить себя перед коллективным сознанием.

    Общество заключает в себе либо механическую, либо органическую солидарность. Этот переход от механической солидарности к солидарности органической, вероятно, был связан с эволюцией от ограничительных систем управления к более демократическому подходу.

  2. Организации и общественные учреждения

    Коллективное сознание сообщает, что организации и социальные институты, такие как образование, закон, полиция, государство и системы правосудия, произошли от нашего коллективного сознания. Современное общество состоит из различных коллективных групп, таких как семья, организации, сообщества, нации.

    Это указывает на то, что все эти индивидуальные коллективные группы также разделяют между собой коллективное сознание, которое думает, судит и действует сходным образом.

  3. Репрессивные и реститутивные нормы

    Пытаясь объяснить коллективное сознание, Дюркгейм также говорит о репрессивных и реститутивных нормах. В прошлом (и до сих пор в некоторых местах) в районах, где преобладают репрессивные нормы, в случае совершения преступления к преступнику относились как к угрозе для общества.

    Затем преступнику вменяется наказание, соответствующее попытке нарушить общественный порядок без учета вреда, причиненного жертве. Здесь коллективное сознание работает как единое целое.

    По реститутивным нормам преступление, совершенное преступником против потерпевшего, учитывается исключительно при назначении наказания. Сегодня в большинстве стран эта норма соблюдается, поскольку преступления против личности имеют больший вес в глазах судебной системы, чем влияние преступления на общество.

  4. Расширенный диапазон коллективного или общего сознания

    В прошлом, если общесоциальное коллективное сознание существовало в едином обществе, сегодня возникло много дифференцированных обществ с коллективным сознанием, эволюционирующим из оккупации и других социальных институтов.

    Например, когда происходит стихийное бедствие и о нем рассказывают в новостях, те, кто его смотрит, тоже испытывают такую ​​же печаль, запустение и нищету. Это побуждает нас предлагать пожертвования и помощь в любой форме тем, кто страдает.

    Все это часть нашего общественного сознания и благополучия.

Хотите создать базу знаний для своего бизнеса?

CloudTutorial — это передовая платформа базы знаний, позволяющая создавать KM, практические руководства, статьи и руководства.


Каковы некоторые примеры коллективного сознания?

Теперь, когда мы поняли, что такое коллективное сознание, давайте посмотрим на некоторые сценарии из реальной жизни, в которых коллективное сознание глубоко укоренилось внутри нас.

  1. Ритуалы и праздники

    Чтобы признать коллективное сознание внутри каждого из нас, существуют ритуалы и празднования. Это могут быть социальные условия, такие как свадьбы, спортивные мероприятия, праздничные парады, особые дни, такие как День святого Валентина, когда мы покупаем подарки, и даже такие действия, как покупки или стояние в очереди, чтобы получить новый продукт в день выпуска.

  2. Образцы мышления

    В обществе существуют негативные и позитивные образы мышления, и оба могут оказывать влияние на людей, представляющих это общество. Последствия таких мыслей зависят от образа мышления большинства людей в обществе.

    Разнообразная мысль или действие одного человека, следовательно, может вызвать небольшое изменение в мышлении всего общества.

  3. Коллективное сознание муравьев

    Если вы видели муравьиные колонии в действии, значит, вы видели коллективное сознание в лучшем виде. В природе синергия и коллективная организация муравьев — один из лучших примеров, демонстрирующих наличие и эффект общего сознания.

    Каждый знает, что несет ответственность за благо и благополучие всей колонии, поэтому люди, обладающие этим знанием, прилагают максимум усилий.

  4. Инновации и разработки

    Один из самых захватывающих способов, которыми коллективное сознание продемонстрировало свое присутствие, — это научные прорывы, которые произошли в разных топографических областях в одно и то же время в истории.

    Так много технологических новшеств возникло на протяжении всей истории в одно и то же время благодаря схожим моделям мышления.

    Например, некоторые из случайных открытий включают

    • Десятичные числа в математике были созданы тремя разными людьми.
    • Теория эволюции была открыта Чарльзом Дарвином и Расселом Уоллесом.
    • Законы сохранения энергии были предложены четырьмя разными людьми примерно в одно и то же время.

Как использовать коллективное сознание на благо?

Это век Интернета. Сегодня нет ничего выше возможностей человечества благодаря инновациям в образовании, технологиях, медицине. В наши дни мы более связаны, чем когда-либо, что означает, что наш социальный коллектив также развился.

В отличие от предыдущих эпох, люди меньше заботятся о скудной работе или доме, а больше озабочены своей единственной миссией в жизни. Они больше заботятся о заветных деталях, таких как их цель, как они могут стать лучше. Таким образом, коллективное сознание привело нас к тому, чтобы заглянуть глубже в наши души.

  • Благодаря глобализации и всемирной паутине все больше и больше идей распространяются быстрее, а затем тысячи людей просматривают их через твиты и посты, которые затем делятся ими с тысячами своих подписчиков.
    Открывая различные каналы для идей, наше индивидуальное коллективное сознание больше подвержено влиянию перспективы чужого опыта. Наше индивидуальное и коллективное сознание продолжает стремительно расти.
  • Бизнес-организации сегодня могут управлять капитализмом с помощью коллективного сознания. Когда организация хочет представить миру продукт или услугу, она может оценить их жизнеспособность, используя «стадное поведение» или индивидуальное и коллективное сознание.
  • Общее сознание даже выдвигает на передний план медицинские и неотложные инновации . Сегодня наше коллективное сознание оказывается более полезным, например, в форме открытия новых лекарств и прививок во время натиска эпидемии.

Или предоставление денежной и чрезвычайной помощи во время стихийного бедствия или стихийного бедствия, распространение общей идеи о соблюдении социальной дистанции во избежание распространения болезней.

Знаете, как программное обеспечение CloudTutorial помогает вашему бизнесу?

CloudTutorial — это программное обеспечение базы знаний, в котором есть все функции, помогающие вашим клиентам или сотрудникам быстро находить ответы на свои вопросы.

Часто задаваемые вопросы

Коллективное сознание помогает поддерживать социальный порядок, существующий в нашем обществе. Эта психика, которая есть у всех нас, то есть общее сознание, оказывает положительное влияние на сегодняшний мир. Мы все находимся под влиянием этого общего коллектива, к которому сознательно или неосознанно подключаемся каждый день.

Общее сознание, также известное как коллективное сознание, представляет собой систему, в которой бессознательное сходство является общим для всех индивидуумов одного и того же вида. Это означает общее понимание и, в частности, означает моральную совесть.

В организации индивидуальные усилия каждого работника складываются в положительный результат организации. Организация, в которой есть люди, чьи коллективные мысли в основном позитивны, сможет достичь более высоких высот благодаря общему сознанию.

Традиции, такие как свадьбы, похороны, религиозные праздники, судебная система, закон, образовательные нормы, ценности правды и уважения, являются некоторыми примерами коллективного сознания, которое развивалось и сохранялось на протяжении поколений человечества.

Заключение

Коллективное или разделяемое сознание является результатом социальных побуждений, которые существуют вне личности, и того же побуждения, которое толкает наше общество вперед. Это создает сотрудничество общих ценностей, наших систем убеждений и идей, которым мы подвергаемся.

Как личности, мы чувствуем внутреннюю ответственность за это и через коллективное сознание в себе совершаем действия, отражающие мысли большинства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts