Инсайт в психологии это: Что такое инсайт и как его достичь — Look At Me

Озарение, или инсайт . Что такое «Озарение, или инсайт «? Понятие и определение термина «Озарение, или инсайт » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Озарение, или инсайт (англ. insight — внезапная догадка, прозрение) – сложное психологическое явление, представляющее собой внезапное нахождение способа решения проблемы. Понятие широко распространено: «озарение» характерно для разговорной речи, в то время как «инсайт» часто встречается в терминологии психологических дисциплин, в особенности в гештальтпсихологии.

Помимо разницы в сфере применения терминов, иногда различают и их взаимосвязь: инсайт нередко изучают как особый вид озарения, который возможен благодаря воспоминаниям. Впервые понятие инсайта употребил немецкий психолог Вольфганг Кёлер, который проводил опыты с человекообразными обезьянами. Животным давали сложные задачи, однако после нескольких безуспешных попыток они прекращали активную деятельность и отвлекались на изучение окружающих предметов. Через некоторое время они возвращались к брошенной ранее задаче и на этот с ней справлялись без посторонней помощи.

Психоаналитики рассматривают инсайт как возможность личности изменять мотивы своего поведения, осознавать принципы символического поведения. В психиатрии инсайт – это осознание пациентом наличия у него проблем, которые стали причиной развития его болезни. Если инсайт отсутствует, то у человека, как правило, диагностируют психоз.

Стоит отметить, что некоторые специалисты отрицают существование озарения: так, например, бихевиористы утверждают, что если его невозможно измерить и провести какие-либо конкретные подсчеты, то и сам инсайт – не больше, чем игра воображения.

< Одиночество

Опознание >

Популярные термины

    Озарение, или инсайт

    Любить жизнь так, как она этого заслуживает

    Все настоящие озарения, если услышать о них со стороны, звучат как избитые истины. Инсайт – большая удача, и не во всякой терапии он случается, по крайней мере такой, который меняет картину мира. Но маленькие радости встречаются довольно часто.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я постоянно переедаю. Как научиться вовремя останавливаться?»
    • «Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз, которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни
    • Идеальный партнер: в чем опасность мифа о единственном подходящем человеке — ответ ученых
    • Бывший муж не хочет общаться с ребенком после развода: как быть?
    • К чему снится бывший: сомнолог дала ответ, который вам не понравится
    • «Пытаюсь простить мужчину после разрыва, но мы снова поругались. Как отпустить обиды?»
    • Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира
    • «Это сильнее меня» и еще 2 любимых оправдания нарцисса
    Сегодня читают

    • Как стать всеобщим любимчиком: ученые обнаружили проверенный способ
    • «Мне 49, матери 73 — и она до сих пор командует мной, унижает и учит жизни. Как вести себя с ней?»
    • Арт-квартал «Патефонка» в Коломне: куда пойти, что посмотреть и чем заняться
    • Дарья Беглова: «Хочется, чтобы в Переделкино оставался медлительный ритм»
    • «Ненавижу людей, когда они чем-то пахнут или шумят. А от их лиц вообще тошнит»
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    ИНСАЙТ | это… Что такое ИНСАЙТ?

    ТолкованиеПеревод

    ИНСАЙТ

            Понятие И. (англ. insight — постижение, озарение) отражает психологический феномен — внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (Кёлер (Kohler W.)) и противопоставляется бихевиористскому понятию «пробы и ошибки». В первом случае решение проблемы осуществляется мгновенно, а во втором — постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И. означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций.
            И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в условиях «здесь и теперь» с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа. В рационально-эмоциональной и когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

            В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, — к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И. взаимосвязан с интерпретациями, с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами, эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И. приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.
            При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина И.
    может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй уровень — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными конфликтами, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

    Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

    Игры ⚽ Поможем написать реферат

    Синонимы:

    догадка

    • ИНИЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПО ДЮРКХАЙМУ
    • ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

    Полезное


    Всегда ли хорошее понимание — это хорошо?

    «Пациенту не хватает понимания». «У пациента хорошая интуиция». «Суждение: удовлетворительно, Проницательность: плохо». Комментарии такого типа обычно можно увидеть в отчетах об исследованиях психического статуса, проводимых психиатрами и психологами, и они знакомы большинству специалистов в области психического здоровья. Они комментируют прозрение как нечто, что можно рассматривать как «присутствующее» или «отсутствующее», и поясняют, что большее его количество — «хорошо», а меньшее — «плохо». Но что значит прозрение? Для большинства специалистов в области психического здоровья понимание относится к степени, в которой клиент или пациент принимает свой диагноз и признает необходимость лечения. Конечно, кажется очевидным, что эффект от более глубокого понимания будет «хорошим», не так ли?

    Хотя это все еще является общепринятым мнением среди большинства профессионалов, исследования, проведенные мной, моими коллегами и другими в течение последнего десятилетия, показывают, что эффекты озарения более сложны. В частности, в исследовании, которое мы опубликовали в 2007 году, мы обнаружили, что «хорошее» понимание связано с более плохими результатами для людей с диагнозом расстройства шизофренического спектра, когда оно совпадает с одобрением самостигматизации.

    Самостигматизация касается степени, в которой члены стигматизированной группы верят в то, что отрицательные стереотипы, поддерживаемые обычными членами сообщества в отношении их группы, верны. Для людей с диагнозом тяжелых психических заболеваний повышенная самостигматизация соответствует убеждению, что люди с психическими заболеваниями опасны, некомпетентны и неспособны функционировать в обществе.

    Наше исследование показало, что когда «хорошее» понимание наличия психического заболевания совпадает с повышенной самостигматизацией, это связано с усилением безнадежности, снижением самооценки, снижением участия в общественной жизни и даже усилением симптомов. Во многих отношениях люди, которым не хватало интуиции, на самом деле добивались большего успеха, чем люди с «высокой» интуицией, которые также поддерживали повышенную самооценку. Обратите внимание, что другие, более поздние исследования в значительной степени повторили эти результаты.

    С другой стороны, конечно, озарение также может иметь очень хорошие последствия, и мы обнаружили, что оно было связано с целым рядом положительных результатов, когда люди не одобряли самостигматизацию. Это привело нас к мысли, что эффекты инсайта сильно зависят от значений, связанных с ярлыком «психически больной». Если это связано с образами жизни, прожитой в учреждениях, без возможности достижения своих целей, его последствия могут быть токсичными. Но если его рассматривать как связанное с чем-то сложным, но не изнурительным и даже, возможно, положительным, это будет иметь совершенно другое влияние на людей. Фактически, для этих людей высокое понимание может быть связано с положительными результатами и минимальным влиянием психического заболевания на жизнь.

    Почему это открытие должно быть важным? По большому счету, система охраны психического здоровья сосредотачивает свою энергию на том, чтобы побудить людей с психическими заболеваниями принять необходимость лечения, независимо от того, что это согласие означает для человека. Но снова и снова мы обнаруживаем, что люди отказываются от лечения после того, как оно было первоначально предложено, отчасти потому, что оно ассоциируется у них с принятием «безнадежной судьбы».

    В то время как некоторые выдвигают идею о том, что принуждение людей с психическими заболеваниями к лечению является решением этой проблемы (о чем свидетельствует нынешняя популярность программ принудительного амбулаторного лечения в США), я считаю, что вместо этого мы должны работать над тем, чтобы наша система что-то, от чего люди будут чувствовать себя хорошо, получая услуги. То есть мы должны убедиться, что система продвигает подтверждающие сообщения и явно противодействует образам безнадежности, которые появляются в популярных СМИ и продвигаются другими членами сообщества. Пока нам не удастся последовательно делать это, многие люди, нуждающиеся в психиатрической помощи, будут продолжать избегать их, и, к сожалению, эффект хорошего «понимания» будет по-прежнему неоднозначным.

    С Новым годом и добро пожаловать в блог «Списано». В этом блоге я буду обсуждать вопросы, связанные с влиянием стигмы на людей с диагнозом тяжелые психические заболевания (тема, которая обсуждается далее в моей одноименной книге). Я буду писать о способах преодоления воздействия стигмы и время от времени обсуждать текущие события и результаты недавно опубликованных исследований, касающихся этой проблемы. Я надеюсь, что вы найдете это информативным, и спасибо за чтение.

    10 примеров, определение, тематические исследования (2023)

    Инсайтное обучение — это внезапное осознание решения проблемы. Это результат того, что мы увидели связь между переменными в ситуации, которая ранее не была распознана.

    Сегодня это обычно называют моментом «А-ха», который часто обозначается смайликами или изображениями в виде лампочки, появляющейся над головой.

    Примеры обучения прозрением включают осознание во время прогулки по лесу, внезапное озарение во время эксперимента или преодоление порогового понятия в математике.

    Определение и свойства обучения прозрению

    Вольфганг Кёлер (1925; 1959) — первый современный ученый, который определил обучение прозрению во время своих исследований с шимпанзе.

    Он был заинтересован в изучении их способности решать проблемы и, таким образом, представил им различные сценарии и наблюдал за их попытками решения.

    По данным Vonk et al. (2021),

    «Келер (1925/2019) определил понимание как осознание функциональных отношений в данной ситуации и его быстрое применение для формулирования решения текущей ситуации» (стр. 9).).

    Согласно Shettleworth (2012), интуитивное обучение имеет три основных свойства:

    • Тупик: решение возникает после тупика неудачных попыток и не является результатом методических проб и ошибок.
    • Реструктуризация: решение включает реструктуризацию проблемы новым способом.
    • Момент А-Ха: решение появляется внезапно, в сочетании с субъективным переживанием «А-Ха».

    Примеры обучения Insight

    • Невозможность разработать проектное решение в течение нескольких дней, а затем реализовать его во время прогулки по лесу.
    • Застрял в сочинении оригинальной партитуры, а затем услышал пропущенные ноты, мечтая в автобусе.
    • Не знать, какое из двух предложений о работе принять, пока друг не скажет что-то, что сделает наилучший вариант кристально ясным.
    • Пробуем разные рецепты, но все они, похоже, не работают. Затем сделайте перерыв на несколько дней, прежде чем осознать недостающий ингредиент.
    • Неспособность понять, как сделать сюжет в вашем сценарии правдоподобным, пока вы не увидите решение во время мытья головы в душе.
    • Работа над бюджетом сложного проекта, а затем неожиданное определение нескольких способов повышения рентабельности.
    • Не осознавать, что ваш партнер изменил, пока слова вашего лучшего друга не порождают внезапный момент ясности.
    • Пытаюсь создать новую строку кода, но застреваю на ошибке, пока она не доходит до вас, когда несколько дней спустя вы стреляете в обруч с друзьями.
    • Члены команды проводят разочаровывающий сеанс мозгового штурма, пока, наконец, кто-то не говорит что-то неправильное, но не подкидывает другую идею, которая сработает.
    • Возможность создать 9 уникальных примеров обучения на основе прозрения, но застрять на #10, пока не выключит компьютер и не отправится на прогулку под дождем.

    Практические примеры и исследовательская база

    1. Менталитет обезьян (Келер, 1913)

    В 1913 г. Вольфганг Келер стал директором исследовательской станции на Канарских островах. В то время в науке велись серьезные споры о том, способны ли животные к разумному решению задач, или они просто способны решать задачи бессистемно или в результате обусловленности.  

    Келер ставил перед разными животными ряд задач (добыча плода), которые можно было решить, только преодолев препятствие.

    Снова и снова Кёлер ссылался на временную задержку между ранними неудачными попытками решить проблему и найденным окончательным решением.

    «После многих неудач [Чего] наконец спокойно садится. Но взгляд ее блуждает и вскоре останавливается на деревце, которое она оставила лежать немного позади себя, и вдруг, быстро и уверенно хватает его, ломает ветку и тотчас же тянет к себе предмет с ней. ».

    (Köhler, 1925, стр. 111–112)

    Временная задержка считается ключевым свойством интуитивного обучения.

    2. Путь мышления Дарвина (Дарвин, 1859 г.)

    Дарвин считается одним из величайших теоретиков в истории. Он развил понимание эволюции человека, которое до сих пор влияет на наше мышление. Дарвин был заядлым путешественником и развил многие аспекты своих величайших открытий, идя по его следу.

    Как объясняет Джереми ДеСильва:

    «Однако лучшие мысли Дарвина не были сделаны в его исследовании. Это было сделано снаружи, на строчной d –образной дорожке на краю его владения. Дарвин назвал его Песчаной дорожкой. Сегодня он известен как путь мышления Дарвина».

    Ходьба очищает разум… позволяет ему свободно блуждать… и часто приводит к озарениям, которые никогда бы не произошли, если бы мы сидели за столом при свете флуоресцентных ламп.

    Дарвин часто неправильно понимает выживание наиболее приспособленных иллюстрирует эта цитата:

    «… те индивидуумы, чьи функции больше всего не уравновешены измененной совокупностью внешних сил, умрут; и что выживут те, чьи функции наиболее близки к равновесию с измененной совокупностью внешних сил».

    (Darwin, 1859, p. 444)

    3. Animal Insights (Goodall, 1990)

    Прежде чем обижаться, рассмотрим проблему, представленную воронам в приведенном выше видео. Как вы думаете, вы могли бы решить это? Конечно, вы могли бы, и, вероятно, намного быстрее, чем ворона. Однако цель этого мысленного эксперимента — осветить вопрос о том, что отличает людей от животных.

    Чем больше исследований проводится в области сравнительной психологии, тем труднее становится определить человека таким образом, чтобы полностью исключить животных.

    За прошедшие годы было предложено множество концепций, позволяющих отличить людей от животных: социальная динамика, коммуникация, совместное решение проблем, использование инструментов и… инсайтное обучение.

    Ни одно из отличий до сих пор не выдержало испытания временем.

    Как утверждает Джейн Гудолл (1990), a

    «последовательность экспериментов, которые, взятые вместе, ясно доказывают, что многие интеллектуальные способности, считавшиеся уникальными для людей, на самом деле присутствовали, хотя и в менее развитой форме, у других, нечеловеческих существ» (стр. 18).

    Бихевиористы увидели момент «А-га», наблюдаемый при решении задач у животных как результат накопленных ассоциаций стимул-реакция.

    Однако эксперименты Вольфганга Келера привели его к выводу, что шимпанзе и человекообразные обезьяны в его исследованиях занимались когнитивной обработкой. Фактически, его характеристики их способности решать проблемы соответствовали бы нашему сегодняшнему определению обучения прозрением.

    4. Insight Discovery (Пирс и др., 2022)

    По мере того, как мир становится все более взаимосвязанным, межкультурная динамика и общие проблемы становятся все более распространенными. Таким образом, традиционные подходы и образ мышления к многогранным вопросам и решению проблем становятся менее применимыми.

    Пирс и др. (2022) предполагают, что «необходим особый опыт, который может выявить новые связи между различными областями знаний, чтобы объединить различные точки зрения… и разработать новые решения» (стр. 1).

    «Традиционно высшие учебные заведения были организованы вокруг предоставления студентам компетенций для достижения успеха в отдельных дисциплинах, а не способности решать проблемы в реальном мире» (стр. 8).

    Авторы вводят «процесс открытия понимания» (IDP) как путь разрушения традиционных взглядов и интеграции более разнообразных точек зрения.

    За 4 года была создана Трансдисциплинарная лаборатория (TdLab) для решения экологических проблем. Программа проходила в Висликофене, Швейцария, и в ней приняли участие магистранты, доктора философии. кандидатов и докторантов из 13 стран.

    Исследователи пришли к выводу, что IDP может играть роль в решении проблемы устойчивости и изменения климата, предоставляя средства для «преобразующего обучения» и облегчая междисциплинарное сотрудничество.

    Заключение

    Интуитивное обучение происходит после задержки неудачных попыток решения проблемы. Решение появляется внезапно, и его часто называют моментом «Ага».

    Хотя существуют определенные условия, при которых решение можно квалифицировать как проницательное обучение, значение этого термина иногда определяется более гибко.

    Исследователи из незападных стран могут иметь несколько иное определение этого термина. Другие разработали уникальные образовательные программы с целью формирования междисциплинарных взглядов на самые насущные проблемы современности.

    Инсайтное обучение также имеет интересную историю споров среди исследователей сравнительной психологии.

    Некоторые из величайших умов в этой области, в том числе Эдвард Торндайк, Джейн Гудолл и Вольфганг Келер, проводили эксперименты и наблюдения, чтобы лучше понять нюансы решения задач как животными, так и людьми.

    Ссылки

    Данек А. Х., Фрапс Т., фон Мюллер А., Гроте Б. и Оллингер М. (2014). Это своего рода волшебство: что самоотчеты могут рассказать о феноменологии решения проблем инсайта. Frontiers in Psychology, 5 , 1408. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01408

    Darwin, C. (1859). О происхождении видов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Гудолл, Дж. (1990). Через окно . Бостон: Хоутон Миффлин.

    Келер, В. (1925/1959). Менталитет обезьян. (Э. Винтер, пер.). Нью-Йорк, США: Винтажные книги.

    Пирс, Б.Дж., Дойч, Л., Фрай, П., Марафатто, Ф.Ф., и Лью, Дж. (2022) . Выход за пределы AHA! момент: открытие понимания для трансдисциплинарных исследований и обучения. Humanities & Social Sciences Communications, 9, 123. https://doi.org/10.1057/s41599-022-01129-0

    Повинелли, Д., и Беринг, Дж. (2002). Пересмотренный менталитет обезьян. Текущие направления в психологии, 11 , 115-119. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00181

    Сахриана Н., Суминар Т. и Праното Ю. К. С. (2020). Разработка инструментов изучения морской среды для грамотности детей в возрасте 5-6 лет. Журнал начального образования , 9 (5), 536-545.

    Shettleworth, SJ (2012). Есть ли у животных интуиция, и что вообще такое интуиция? Канадский журнал экспериментальной психологии / Канадское ревю экспериментальной психологии, 66 (4), 217–226.

    Thorpe, WH (1943). Тип интуитивного обучения у птиц. British Birds , 37 , 29-31.

    Вонк, Дж., Винсент, Дж., и О’Коннор, В. (2021). Трудно быть социальным в одиночку: когнитивная сложность как передача внутри и между доменами. Сравнительные обзоры познания и поведения, 16 , 1–35. https://doi.org/10.3819/CCBR.2021.160003

    Дэйв Корнелл (доктор философии)

    + сообщения

    Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

    Крис Дрю (доктор философии)

    + сообщения

    Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts