что это такое, примеры инстинктов человека
Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).
Инстинкты человека
Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.
Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет мотивацию к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.
В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за страха за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.
Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.
Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.
Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в подсознание, запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.
Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.
Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.
Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.
Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.
Виды инстинктов
Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, клептомания, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).
Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.
Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.
Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.
Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.
Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.
Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.
Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.
Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.
Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.
Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.
Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.
Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.
Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.
Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.
В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.
Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.
Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.
Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.
Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.
Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.
В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.
Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).
Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.
Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.
Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.
Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.
Примеры инстинктов
В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.
Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.
Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.
Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.
Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.
Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.
Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.
Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Отцовский инстинкт | Будь Здорова
Я вам сразу скажу самое главное и «страшное»: никакого «отцовского инстинкта» в природе не существует.
Я вам сразу скажу самое главное и «страшное»: никакого «отцовского инстинкта» в природе не существует. И забудьте про якобы накапливающийся в мужском организме к 35-40 годам окситоцин и прочие «факторы», так хорошо описанные в женском глянце.
Врожденных инстинктов у нас только три – самосохранения, пищевой и половой. И последние два, если рассуждать логически, являются не чем иным, как проявлением первого. С пищевым всё предельно ясно: «надо есть, чтобы жить». Половой инстинкт можно рассматривать, как инстинкт продолжения рода – сохранения себя в пространстве и времени хотя бы в виде генетического материала. Ничего общего с «инстинктивным» порывом надевать памперс на визжащее в ночи дитя он не имеет.
Кстати, и «материнского инстинкта» как такового не существует. Вспомните животных: они зачинают, рожают и заботятся о потомстве, но только лишь до момента достижения детёнышами возраста самостоятельного независимого существования. Выходили, обучили необходимым для выживания навыкам – и отпустили в жизнь. Если спустя несколько лет одна особь зайдёт на территорию другой, обоим будет глубоко безразличен тот факт, что они приходятся друг другу близкими родственниками.
Но несмотря на животную природу человека, он все-таки не зверь. Он движим не только безусловными рефлексами – инстинктами, но и условными — выработанными, как в ходе истории цивилизации, так и приобретенными в семье, песочнице, школе, социуме. И в этой программе, установленной сверх базовой комплектации, четко прописано: «Мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына».
Но мы настолько социализированы, что перестали считаться с тем, что дом мужчина может построить отнюдь не один, посадить или выкорчевать целый лес и вырастить не только сына, а и парочку дочерей. Или вообще – никого. Это его биологическое, фактическое и юридическое право.
Современный мужчина, как правило, не слишком задумывается над продолжением рода. Он не так тщательно, как женщина, следит за тиканьем «биологических» часов – здоровая особь мужского пола гораздо дольше способна к зачатию. Ему, как правило, не суть важно, что все вокруг уже женаты, а он ещё так и не сходил в ЗАГС; не смотрелся миленьким в этом чудесном комбинезоне для беременных; не покормил грудью и не ступал гордо перед заклятой подружкой с последней моделью коляски, в которой пускал пузыри симпатичный пупс, принаряженный по последней моде Черкизовского рынка. Мужчины другие. Несмотря на общие для нас безусловные рефлексы, мужчины ориентированы в первую очередь на дом и дерево – во всех их ипостасях. Чтобы было, что передать. И лишь потом, милые дамы, на сына или дочь. Чтобы было, кому.
Значит ли это, что мужчина по умолчанию не хочет ребёнка? Не значит. Означает ли сие, что носитель Y-хромосомы не способен любить ребёнка? Ни в коем разе. И хочет, и способен. Особенно, если он вас любит.
Ему можно подсовывать фотографии прекрасных, как ангелы, младенцев из журнала. Растекаться умильной лужицей при виде дитяти в розовом или голубом. Можно беспрестанно говорить о том, что вы страсть как хотите ребёнка. В конце концов, можно забеременеть и родить. Вряд ли он будет против. Особенно, если он вас любит.
Мало того, он сам может хотеть ребёнка. И беспрестанно подсовывать вам фотографии прекрасных, как ангелы, младенцев из журнала. Растекаться умильной лужицей при виде дитяти в розовом или голубом. Может беспрестанно говорить о том, что он страсть как хочет ребёнка. В конце концов, может вам его сделать и вместе с вами ходить в женскую консультацию и даже отправиться в родзал. Вряд ли вы будете против. Особенно, если вы любите его.
Мужчину не обязательно раздражают перемены, связанные с изменением вашего режима, фигуры и эмоциональности. Он может совершенно спокойно – куда спокойнее вас – вставать по ночам, с удовольствием прогуливаться с трехколесным велосипедом в парке. Читать чаду книжки и вытирать сопли, учить ходить на горшок и на рыбалку, рассказывая по дороге историю Древней Греции. Или не делать всего вышеперечисленного. Он может просто любить вас обоих. Троих. Четверых. Или не любить.
Потому что все мы – очень индивидуальны. Не существует универсальной формулы отцовской любви или нелюбви. Но отцовская любовь, в отличие от отцовского инстинкта, существует. Просто эта любовь иной природы, нежели материнская.
Мужчинам свойственно относиться к детям, как к людям, а не как к собственности. Со всеми вытекающими симпатиями, антипатиями и прочими эмоциональными компонентами взаимоотношений между людьми. Отцовская любовь не так слепа, как материнская. Она может быть сурово-объективной или… равнодушной. В этом смысле в мужчине больше от животного, чем от цивилизации: зачать, выходить, заботиться, выучить необходимым для выживания навыкам – вот лучшие и высшие проявления мужской любви. И для этого им не надо денно и нощно находиться рядом с детенышем. Особенно, если он вас уже не любит.
Все, что в этом варианте развития событий можете сделать вы – не ныть, не сетовать, не жаловаться подругам и маме на то, какой он подонок – бросил вас и ребёнка. Не видит, не слышит, не звонит, не приезжает. Потому что если он действительно не подонок, то такими текстами вы сделаете все для того, чтобы он им стал. Как минимум, в глазах ребёнка. Дамы, это же мужчина. Ему легче построить новый дом, посадить новое дерево и вырастить ещё одного сына, чем постоянно уворачиваться от падающих перекрытий в старом доме, пытаться оживить засохший ствол и обнимать дитя, которое приняло на веру, что «отец его не любит». А если он и в самом деле не очень хороший отец, то что вы измените своими «активными действиями», кроме психики ребёнка? Если вы не сумели в своё время разглядеть «сволочь», то уж будьте благоразумны – не калечьте детскую душу. В вас же есть «материнский инстинкт»!
Конечно, эта тема не так проста, чтобы её можно было уложить в формат журнальной статьи. Можно, конечно, и дальше рассуждать о том, что мужчина начинает «любить» ребёнка в возрасте полутора-двух лет. Мол, до этого он его не воспринимает. Что правда, хотя этот «весомый» психологизм жизнь опровергала не раз. Существует огромное количество отцов, которые именно в раннем возрасте являлись для младенца большей матерью (читай «нянькой»), нежели родившая его женщина. Есть немало мужчин, которые, уйдя из семьи, не перестают быть отцами. Особенно, если бывшие жены не сходят с ума и не превращаются в персонаж романа Джона Ирвинга «Покуда я тебя не обрету» – Алису, девизом которой было: «Мы поставляемся в комплекте. Или вместе, или никак». И есть огромное количество самцов, напрочь забывших о существовании детей, вне зависимости от поведения их матерей. Это уже не столько юридическая, сколько психологическая проблема.
«Члены одной семьи редко рождаются под одной крышей», гласит старая тибетская пословица. Я не знаю, как там с отцовским инстинктом, а счастливые дети растут в семьях, где мама и папа любят друг друга. Даже если это не их биологический папа. А иногда – даже мама. Последнее, впрочем, бывает значительно реже. Потому что, каким бы странным вам это ни показалось, способности любить – таланта к любви, любовного инстинкта, если угодно – в обычном нормальном мужчине куда больше, чем в обычной нормальной женщине. В ней куда как более силен инстинкт собственницы. Поэтому мужчина будет любить ребёнка – если он любит вас. И ему совершенно не важно, от него ли этот ребёнок. Потому что это его ребёнок. Так что вместо того, чтобы тратить жизнь на выяснение, кто кому больше задолжал не только и не столько денег, но и чувств, эмоций, и «отцовского инстинкта», нужно просто жить. Глядишь, где-то там есть именно ваш дом, именно ваше дерево и именно ваш мужчина. И даже если у него не было и нет детей, это ещё не значит, что он не способен любить, заботиться и защищать.
У Януша Корчака не было собственных детей. Он не сохранил своё «я» во вселенском генетическом коде. Он переступил через инстинкт самосохранения. Во имя любви, которая вмещает в себя все. А не только накапливающийся к 35-40 годам в мужском организме женский гормон окситоцин, призванный сделать из обычной живой собаки, разыскивающей для своих щенков воду в жаркий солнечный день, собаку Павлова с истечением из фистулы «отцовского инстинкта» на свет загорающейся лампочки.
Инстинкт — Энциклопедия Нового Света
Инстинкт — это врожденная склонность живого организма к определенному поведению или образцу поведения, характерному для вида, и часто реакции на определенные стимулы окружающей среды. У каждого вида животных есть характерные, как правило, унаследованные паттерны ответов или реакций, которые они используют в самых разных условиях без формальных инструкций, обучения или каких-либо других воздействий окружающей среды, кроме минимального необходимого для физического выживания (Блейкмор и Дженнетт, 2001). Морские черепахи, вылупившиеся на пляже, автоматически движутся к океану, а медоносные пчелы сообщают танцем направление источника пищи, и все это без формальных инструкций.
Инстинкт — это врожденная склонность к действию, вызванная внешними стимулами, если только она не подавляется интеллектом, который является творческим и более универсальным. Примеры поведения животных, не основанного на предшествующем опыте, включают размножение и кормление среди насекомых, бои животных, ухаживание за животными, внутренние функции побега и строительство гнезд. Инстинктивное поведение может быть продемонстрировано в отношении большей части широкого спектра животных, вплоть до бактерий, которые стремятся к полезным веществам и удаляются от веществ, вызывающих отталкивание.
Нет единого мнения относительно точного определения инстинкта и того, какое поведение человека можно считать инстинктивным. Более ограничивающие определения утверждают, что для того, чтобы поведение было инстинктивным, оно должно быть автоматическим, непреодолимым, вызванным стимулами окружающей среды, проявляться у всех представителей вида, не поддаваться изменению и не требовать обучения. На основании этих строгих критериев не существует инстинктивного человеческого поведения. Точно так же некоторые социологи считают инстинкты врожденным поведением, которое присутствует у всех представителей вида и не может быть подавлено (Робертсон 19).89), но поскольку даже влечения к сексу и голоду могут быть преодолены, это определение также приводит к мнению, что у людей нет инстинктов. С другой стороны, другие люди считают некоторые виды человеческого поведения инстинктивными, например, инстинктивные рефлексы у младенцев (например, размахивание пальцами ног при поглаживании стопы), поскольку они свободны от обучения или обусловленности, а также такие черты, как альтруизм. и реакция борьбы или бегства. Эта концепция до сих пор вызывает горячие споры.
Содержание
- 1 Обзор
- 2 Эффект Болдуина
- 3 Инстинкты у людей?
- 3.1 Научное определение
- 3.2 Инстинктивные влечения, инстинктивные рефлексы и черты, рассматриваемые как инстинкты
- 4 Каталожные номера
- 5 кредитов
С религиозной точки зрения некоторые «психологические» инстинкты, приписываемые человеческим существам, такие как альтруизм, чувство «справедливости» (Flam 2000) и т. д., лучше всего отнести к «совести» или духовному разуму. ; то есть рассматривались врожденные аспекты духовной природы человека, а не чисто физические явления. Точно так же на другом уровне религиозные или философские концепции могут включать общепризнанные инстинкты как часть «физического разума» (внутреннего характера) животного или человека, а не «физического тела» (внешняя форма, такая как часть ДНК). ).
Вопрос о том, связаны ли живые существа абсолютно инстинктами, остается спорным. Хотя инстинкт — это то, что кажется естественным или, возможно, наследственным, общая обусловленность и среда, окружающая живое существо, играют важную роль. Преимущественно инстинкт доинтеллектуален, а интуиция надинтеллектуальна.
Обзор
Поведение серого гуся по катанию яиц является широко цитируемым примером модели фиксированного действия , одной из ключевых концепций, используемых этологами для объяснения поведения животных.
С технической точки зрения любое событие, инициирующее инстинктивное поведение, называется ключевым стимулом (КС). Ключевые стимулы, в свою очередь, приводят к врожденным механизмам высвобождения (IRM), которые, в свою очередь, производят модели фиксированного действия (FAP). FAP — это стереотипное поведение, которое возникает в предсказуемой, негибкой последовательности в ответ на идентифицируемый стимул из окружающей среды. Например, при виде смещенного яйца возле гнезда серый гусь (Anser anser) откатывает клювом яйцо обратно к остальным. Если яйцо удалить, животное продолжает перекатывать яйца, оттягивая голову назад, как будто воображаемое яйцо все еще маневрирует нижней стороной его клюва. Он также будет пытаться двигать другие предметы в форме яйца, такие как мяч для гольфа, дверная ручка или даже яйцо, слишком большое, чтобы его могла снести сама гусь (Tinbergen 19).91).
Келп Птенцы чайки клюют красное пятно на клюве своей матери, чтобы стимулировать рефлекс срыгивания, еще один пример фиксированного поведения.
Для запуска FAP может потребоваться более одного ключевого стимула. Сенсорные рецепторные клетки играют решающую роль в определении типа инициируемого FAP. Например, прием феромонов через назальные сенсорные рецепторные клетки может вызвать сексуальную реакцию, в то время как прием «пугающего звука» через слуховые сенсорные рецепторные клетки может вызвать реакцию «бей или беги». Нейронные сети этих различных сенсорных клеток помогают интегрировать сигнал от многих рецепторов, чтобы определить степень KS и, следовательно, произвести соответствующую степень ответа.
Некоторые из этих реакций определяются тщательно регулируемыми химическими мессенджерами, называемыми гормонами. Эндокринная система, отвечающая за выработку и транспортировку гормонов по всему телу, состоит из множества секреторных желез, которые вырабатывают гормоны и выделяют их для транспортировки к органам-мишеням. В частности, у позвоночных нервный контроль этой системы направляется через гипоталамус к передней и задней доле гипофиза.
Независимо от того, является ли поведенческая реакция на данный ключевой стимул выученной, генетической или и той и другой, это является центром исследований в области поведенческой генетики. Исследователи используют такие методы, как инбридинг и 9Нокаутные исследования 0039 , чтобы отделить обучение и окружающую среду от генетической детерминации поведенческих черт.
Хорошим примером непосредственного инстинкта у некоторых видов птиц является импринтинг. Это поведение заставляет гусей следовать за первым движущимся объектом, с которым они сталкиваются, поскольку это, как правило, их мать. Много работы над этой концепцией проделал психолог Конрад Лоренц.
Инстинкты обычно считаются внешними действиями организма, и, таким образом, не поведение, такое как непрерывное дыхание, голод, половое влечение и т. д., которые рассматриваются наравне со зрением, слухом, осязанием или восприятием вкуса.
Эффект Болдуина
В 1896 году Джеймс Марк Болдуин предложил «новый фактор эволюции», благодаря которому приобретенные характеристики могут косвенно наследоваться. Этот «новый фактор» был назван фенотипической пластичностью: способность организма приспосабливаться к окружающей среде в течение жизни. Способность к обучению является наиболее очевидным примером фенотипической пластичности, хотя другими примерами являются способность загорать под воздействием солнца, образовывать мозоль под воздействием трения или увеличивать мышечную силу с помощью физических упражнений. Со временем эта теория стала известна как эффект Болдуина.
Эффект Болдуина работает в два этапа. Во-первых, фенотипическая пластичность позволяет индивидууму приспособиться к частично успешной мутации, которая в противном случае могла бы быть совершенно бесполезной для индивидуума. Если эта мутация добавит инклюзивной приспособленности, она преуспеет и распространится в популяции. Фенотипическая пластичность обычно очень дорого обходится человеку; обучение требует времени и энергии и иногда сопряжено с опасными ошибками. Следовательно, есть второй шаг: при наличии достаточного времени эволюция может найти неумолимый механизм, который заменит пластический механизм. Согласно этому предположению, поведение, которому однажды научились (первый шаг), со временем может стать инстинктивным (второй шаг). На первый взгляд это выглядит идентично ламарковской эволюции, но здесь нет прямого изменения генотипа, основанного на опыте фенотипа.
Инстинкты у людей?
Научное определение
Термин «инстинкт» давно и разнообразно используется в психологии. В 1870-х годах В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В то время психология была прежде всего отраслью философии, но поведение все больше рассматривалось в рамках научного метода. Этот метод стал господствовать во всех областях науки.
В то время как использование научного метода привело к более строгому определению терминов, к концу девятнадцатого века наиболее повторяющееся поведение считалось инстинктивным. В обзоре литературы того времени один исследователь зафиксировал 4000 человеческих инстинктов, то есть кто-то навешивал ярлык на любое повторяющееся поведение.
По мере того, как исследования становились более строгими, а термины определялись точнее, инстинкт как объяснение человеческого поведения становился все менее распространенным. На конференции 1960 года под председательством Фрэнка Бича, пионера сравнительной психологии, и на которой присутствовали светила в этой области, применение этого термина было ограничено. В 60-х и 70-х годах учебники все еще содержали некоторое обсуждение инстинктов в связи с человеческим поведением. К 2000 году обзор 12 самых продаваемых учебников по вводной психологии выявил только одно упоминание об инстинктах, и это было в отношении ссылки Фрейда на «инстинкты Ид».
Любое повторяющееся поведение можно назвать «инстинктивным», как и любое поведение, для которого существует сильный врожденный компонент. Однако, чтобы отличить поведение, неподконтрольное организму, от поведения, имеющего повторяющийся компонент, можно обратиться к книге «Инстинкт » (1961), подготовленной на конференции 1960 года. Был установлен ряд критериев, отличающих инстинктивное поведение от других видов. Чтобы считаться инстинктивным, поведение должно: а) быть автоматическим, б) быть непреодолимым, в) возникать в какой-то момент развития, г) вызываться каким-либо событием в окружающей среде, д) проявляться у каждого представителя вида, е) быть немодифицируемым и g) управлять поведением, для которого организм не нуждается в обучении (хотя организм может извлечь пользу из опыта, и в этой степени поведение поддается изменению). Отсутствие одного или нескольких из этих критериев указывает на то, что поведение не является полностью инстинктивным.
Если эти критерии используются в строгой научной манере, применение термина «инстинкт» не может использоваться в отношении человеческого поведения. Когда такие термины, как материнство, территориальность, питание, спаривание и т. д., используются для обозначения человеческого поведения, считается, что они не соответствуют перечисленным выше критериям. По сравнению с поведением животных, таким как спячка, миграция, строительство гнезда, спаривание и т. д., которые явно инстинктивны, ни одно человеческое поведение не отвечает необходимым критериям. Другими словами, согласно этому определению, нет никаких человеческих инстинктов.
Инстинктивные влечения, инстинктивные рефлексы и черты, рассматриваемые как инстинкты
Некоторые социобиологи и этологи пытались понять социальное поведение людей и животных с точки зрения инстинктов. Психоаналитики заявили, что инстинкт относится к человеческим мотивационным силам (таким как секс и агрессия), иногда представленным как инстинкт жизни и инстинкт смерти . Это использование термина мотивационных сил в основном было заменено термином инстинктивные побуждения .
Инстинкты у людей также можно увидеть в так называемых инстинктивных рефлексах . Рефлексы, такие как рефлекс Бабинского (размахивание пальцами ног при поглаживании стопы), наблюдаются у младенцев и указывают на стадии развития. Эти рефлексы можно считать инстинктивными, поскольку они, как правило, свободны от влияния окружающей среды или обусловленности.
Дополнительные человеческие черты, которые рассматривались как инстинкты: альтруизм, отвращение, восприятие лица, овладение языком, «бей или беги» и «покоряй или будь порабощенным». Некоторые эксперименты в обществах людей и приматов также пришли к выводу, что «чувство справедливости» можно считать инстинктивным, когда люди и обезьяны готовы навредить своим интересам, протестуя против несправедливого обращения с собой или другими (Flam 2000).
Другие социологи утверждают, что у людей нет инстинктов, определяя их как «сложную модель поведения, присутствующую у каждого представителя определенного вида, которая является врожденной и не может быть преодолена». Упомянутые социологи утверждают, что такие побуждения, как секс и голод, нельзя считать инстинктами, поскольку их можно подавить. Этот решающий аргумент присутствует во многих вводных учебниках по социологии и биологии (Robertson 1989), но до сих пор вызывает горячие споры.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Барнард, К. 2004. Поведение животных: механизм, развитие, функции и эволюция . Харлоу, Англия: Пирсон/Прентис Холл. ISBN 0130899364
- Блейкмор, К. и С. Дженнетт. 2001. Оксфордский спутник тела . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 019852403X
- Immelmann, K. 1972. Половые и другие долгосрочные аспекты импринтинга у птиц и других видов. Успехи в изучении поведения 4:147–74.
- Flam, F. 2000. Исследователи задаются вопросом, заложен ли инстинкт справедливости в человеческой расе. Краткое изложение статьи Philadelphia Inquirer . Проверено 4 июля 2007 г. .
- Робертсон, И. 1989. Социология: краткое введение . Нью-Йорк: издательство Worth. ISBN 08721
- Тинберген, Н. 1991. Исследование инстинктов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0198577222
Авторы
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Инстинкт история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Инстинкта»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Инстинкт и происхождение разума и поведения
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801
- 557.001.0001/acrefore-97801
- 557-e-796
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показать информацию об резюме
- https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
- 557.013.796
- . история психологии и социальной психологии. В широком смысле инстинкт считается врожденным, шаблонным поведением живых организмов, которое не требует обучения или опыта. Почти все ранние психологи занимались изучением инстинктов, и многие пытались их классифицировать. Один из возникших споров заключался в том, существует ли простая дихотомия между инстинктом и разумом, когда животные наделены инстинктом выживания, но только люди способны полагаться на разум. Однако благодаря большему влиянию эволюционной теории Дарвина идея о том, что инстинкты поддаются изменению и являются общей чертой для людей и животных, стала общепринятой. Это также привело к идее, что человеческие инстинкты можно понять, изучая инстинкты животных и умственное развитие детей. С появлением бихевиоризма концепция инстинкта вообще стала терять популярность, и все виды поведения стали приписывать обучению или обусловленности. Совсем недавно эволюционные психологи вернули понятие инстинкта, хотя понимание этого понятия все еще различается, и его судьба в дисциплине неясна.
Keywords
- instinct–reason dichotomy
- evolution
- behaviorism
- animals
- children
- comparative psychology
- psychogenesis
- classification
- instinct debates
Subjects
- History and Systems of Psychology
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Войти
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.