разница и имеются ли отличия, сравнение понятий
Главная » Общество
На чтение 3 мин Просмотров 80 Опубликовано
Довольно интересной ученые считают разницу между такими понятиями, как рефлекс и инстинкт. Оба явления, так или иначе, влияют на поведение каждого человека. Чтобы понять, как происходит формирование той или иной реакции, необходимо понимать, что скрывается под этими терминами. Большое значение имеет природа существования этих явлений. Инстинкты впитываются с ДНК, рефлексы же могут быть созданными искусственно.
Определения терминов
Если говорить об инстинктах, то можно привести понятный пример. Благодаря желаниям человеческого рода продолжается жизнь на Земле. Это явление называют инстинктом самосохранения. Существуют и другие виды реакций, которые становятся откликом на внешние раздражители.
Рефлексами же называют такие реакции, которые происходят внутри человеческого организма на уровне автоматики. Безусловными рефлексами люди обладают с самого рождения. Например, новорожденный ребенок начинает поворачивать голову, повинуясь рефлексу. Он не осознает реакцию тела, но делает это, так как такое действие заложено самой природой.
По мере того, как человек взрослеет, он приобретает другие виды рефлекторных реакций. Например, если проделывать какое-то действие ежедневно, то через некоторое время оно станет повторяться на интуитивном уровне.
Как отличить их
Суть обоих понятий уже демонстрирует отличия. Если говорить об инстинктах, то речь идет о не о действиях. Это определенный сигнал для организма, в результате реакции на который активируются какие-то процессы. Происходит внутреннее напряжение сил, мобилизация ресурсов организма. Но сами действия уже строятся на рефлекторном уровне. То есть оба явления отличаются по типу активности. Инстинкты – это глубокое понятие, рефлексы — это примитивное действие.
Некоторое время назад произошла настоящая терминологическая путаница, которая породила неразбериху. То, что заложено природой, начали путать с безусловными реакциями организма на свет, звук и многое другое. Психологи постоянно разъясняют эти отличия. Так как внутри психологической науки, инстинктивное поведение становится причиной многочисленных нарушений.
Некоторые тезисы сформулировал Карл Юнг, он посчитал, что именно древние инстинкты отвечают за часть подсознания. Этот же ученый придумал, как объяснять склонность адекватных личностей к саморефлексии. Одновременно с этим психотерапевты выяснили. Что психопаты или люди с нарушениями поведенческого типа не умеют рефлексировать.
Оцените автора
как и где обучить ребенка поведению в критических ситуациях – Москва 24, 26.04.2018
26 апреля 2018, 21:47
Безопасность
Ученики, которые занимаются в спасательном отряде одной из столичных школ, знают как самостоятельно действовать в случае пожара, а также оказывать помощь другим. Именно за такой поступок ученик 10 «В» класса Александр Фомашин получил памятную медаль «За спасение жизни». Почему так важно прививать детям практические навыки и как добиться того, чтобы такой отряд появился в вашей школе, – в материале портала Москва 24.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Условно-безусловное
Надеяться на то, что ребенок сможет спасти себя в критической ситуации самостоятельно, руководствуясь лишь инстинктом самосохранения, нет никакого смысла: несмотря на то, что наличие инстинктов обусловлено генетическими механизмами, идеально работать они будут разве что у Маугли.
Если детей не воспитывать, то инстинкты у них сохранятся, однако в нашем обществе такого не бывает: мы постоянно пытаемся привить им новый опыт, иначе – рефлексы.
Александр Федорович
Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН
Что касается рефлексов, их можно разделить на два типа: условный и безусловный. Первый подразумевает эффект собаки Павлова, когда на протяжении длительного времени человека учат выполнять определенные действия. Второй выглядит проще: дотронулись до горячего, отдернули руку.
По словам врача-психотерапевта высшей категории Александра Федоровича, самоспасение любого человека, не только ребенка, лежит именно в области условных рефлексов. Это относится и к грамотным действиям в случае пожара и других катастрофических ситуаций.
Если мы тренируем ребенка, и он многократно повторяет одно и то же действие: например, вскочить, схватить ключ, открыть дверь и выбежать, либо быстро отстегнуть ремень безопасности, находясь в машине, и выскочить из нее – тогда ребенок это сделает, потому что он натренирован. И в критической ситуации спинной мозг (именно с ним согласовывается работа условных рефлексов) срабатывает гораздо быстрее, чем человеческая мысль.
Александр Федорович
Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН
Спасение утопающих
Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук
Выходит, привить детям навыки самоспасения вполне реально. Вопрос в том, насколько это возможно технически. Ответ на него не совсем однозначный, но есть.
Существует всем известный школьный предмет ОБЖ, который и призван научить детей правильно вести себя в критических ситуациях. Однако на деле он гораздо больше связан с теорией, чем с практикой.
В наше время мы обретали такие навыки: к примеру, у нас были уроки НВП (начальная военная подготовка), где мы 45 минут надевали и снимали противогазы. Доходило даже до того, что нас обучали основам химической и радиационной разведки. И эти навыки действительно вырабатывались: я даже сейчас могу взять прибор ДП-5А и провести радиационные замеры, хотя учился этому 40 лет назад. Не уверен, что современные дети смогут это сделать.
Александр Федорович
Врач-психотерапевт высшей категории, научный сотрудник центра психического здоровья РАМН
Причина, по которой так происходит, наверняка очевидна как самим детям, так и их родителям: основной упор в современных школах делается на те предметы, которые ребенку придется сдавать при поступлении в университет.
Каждая школа самостоятельно разрабатывает свой индивидуальный учебный план, но при этом выдерживает все необходимые федеральные рекомендации. Тот минимум, который есть в федеральной программе, обязательно закладывается. Но одно только количество часов не имеет решающего влияния на итоговые знания учеников по тому или иному предмету.
Надежда Перфилова
Депутат, член комиссии по образованию Мосгордумы
Кроме того, в подавляющем большинстве школ предмет преподается только в качестве теоретического, а знания проверяются с помощью тестов. Но, к сожалению, во время критической ситуации жизнь ребенка не будет зависеть от того, на сколько вопросов он ответил правильно. «Я считаю, что преподаватель ОБЖ – это в принципе человек, который должен быть непосредственно связан с этой деятельностью, но вместе с тем и иметь педагогическое образование», – добавила Перфилова.
Дожидаться стандарта?
Сейчас министерство образования РФ занято работой над новым образовательным стандартом, который коснется и методики преподавания ОБЖ. По словам заместителя председателя Высшего совета Россоюзспаса Надежды Ершовой, специалисты, участвующие в разработке, считают, что новый стандарт должен включать максимальное количество часов практики, а также обязательные олимпиады и соревнования.
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Однако ждать, пока будет принят новый образовательный стандарт, вовсе не обязательно: уже сейчас есть возможность сделать так, чтобы в каждой конкретной школе появились практические занятия по оказанию первой помощи, противопожарной безопасности и спасению на воде. Все, что для этого нужно – немного родительской инициативы.
Школа безопасности
Фотогалерея
1 из 4
В 1994 году совместными усилиями МЧС и министерства образования была создана Всероссийская детско-юношеская организация «Школа безопасности». На сегодняшний день она насчитывает более 165 тысяч участников по всей стране в возрасте от 8 до 18 лет.
Мы создавали это движение с целью вырастить поколение, которое будет знать, как оказать помощь себе, близким и другим людям.
Надежда Ершова
Заместитель председателя Высшего Совета Россоюзспаса
По всей стране в рамках «Школы безопасности» действуют мобильные отряды, где специалисты Российского союза спасателей на безвозмездной основе дают детям практические навыки, необходимые для помощи и себе, и окружающим в критической ситуации. Можно сказать, что это и есть – практическая часть ОБЖ.
Ребята, которые занимаются в таких отрядах, знают разницу между углекислотным и порошковым огнетушителем, умеют ими пользоваться, читать схемы эвакуации, самостоятельно ее организовывать в местах массового скопления людей, различать типы открытых возгораний и даже тушить их соответствующими средствами.
Еще один важный элемент на занятиях – оказание первой помощи. Детей на практике учат проведению сердечно-легочной реанимации, что делать при ушибах, переломах и кровотечениях. Плюс они изучают правила помощи пострадавшим. К примеру, на одном из недавних занятий они выясняли, как помочь попавшему в аварию байкеру.
Сейчас стоит задача создать сеть таких мобильных отрядов. Если в школе нет педагога, который готов заниматься с детьми, у нас есть волонтеры из Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Там уже подготовленные инструкторы, которые будут заниматься с детьми в любой школе, в любом районе. Управляющий совет совместно с администрацией школы могут самостоятельно обратиться к нам с заявлением о создании такого отряда.
Надежда Ершова
Заместитель председателя Высшего совета Россоюзспаса
Единственный подобный отряд в столице действует на основе школы № 883, и совсем недавно один из его участников доказал эффективность такого подхода. В декабре прошлого года ученики Александр Фомашин и Дмитрий Макаров шли в сторону метро после тренировки. Там они увидели толпу людей, собравшихся вокруг женщины, которая неподвижно лежала на земле.
На асфальте лежала женщина, ей было плохо. Когда я подошел, то сразу увидел, что она начинает задыхаться. Мы с Димой перевернули ее в восстановительное положение на бок, и она сразу начала приходить в себя. Кто-то из очевидцев вызвал скорую, и мы вместе дождались ее приезда.
Александр Фомашин
Ученик 10 «В» класса школы № 883
Ребята рассказали нам, что не растеряться в стрессовой ситуации им помогли все те навыки, которые они доводят до автоматизма во время тренировок четыре раза в неделю, причем практика чередуется с теорией.
Я вступил в отряд два года назад, когда мне было 15 лет. Он только появлялся, мне стало интересно, и я втянулся. Безусловно, я бы порекомендовал и другим школьникам заниматься в таких отрядах. Лучше уметь, но не нуждаться, чем нуждаться, но не уметь.
Александр Фомашин
Ученик 10 «В» класса школы № 883
Лучше уметь
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Мобильный отряд 883-й школы появился по инициативе учителя ОБЖ Артура Шмидта в 2010 году. Спустя восемь лет он воспитал множество детей, которые не только сами способны действовать в критических ситуациях лучше, чем большинство взрослых, но и проводят такие занятия для учеников младших классов.
За эти годы преподаватель выработал методику, благодаря которой любой ребенок может быстро получить все необходимые навыки и, в случае необходимости, применить их на практике не хуже профессионального спасателя.
По прошествии полугода занятий ребенок с легкостью может управиться с огнетушителем, самостоятельно совершить необходимые действия по эвакуации, оказать первую помощь и так далее.
Артур Шмидт
Преподаватель ОБЖ, руководитель мобильного отряда спасателей школы № 883
Так что несмотря на то что предугадать все ситуации, в которые может попасть ребенок, невозможно, повысить его шансы на выживание вполне реально.
Лесных Александр
безопасность дети образование истории
В чем разница между инстинктом и рефлексом?
инстинкт | рефлекс | В качестве существительных разница междуинстинкт и рефлексзаключается в том, что инстинкт является естественным или врожденным импульсом или поведением, в то время как рефлекс является автоматическим ответом на простой стимул, который не требует умственной обработки. Как прилагательные разница междуинстинкт и рефлексзаключается в том, что инстинкт проникается, заряжается ({{term|с}} чем-то), а рефлекс изгибается, поворачивается назад или отражается. Как глаголрефлекс естьнаклоняться, поворачиваться назад или размышлять. Другие сравнения: в чем разница?Рефлекс против инстинкта Рефлекс против инстинкта
|
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.
comПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
-
инстинктивный рефлекс автоматическая инстинктивная необученная реакция на раздражитель
инстинктивно как инстинкт
инстинктивное бездумие
цель Цель, которую предполагается достичь
врожденный рефлекс автоматическая инстинктивная невыученная реакция на раздражитель
миотактический рефлекс Рефлекторное сокращение мышцы при натяжении прикрепленного сухожилия; важно для поддержания вертикальной осанки
поучительно информативно
безусловный рефлекс автоматическая инстинктивная невыученная реакция на раздражитель
условный рефлекс приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
конструктивное нарушение нарушение договора, совершенное до момента требуемого исполнения
пробуждающий рефлекс рефлекс, состоящий из поворотов головы и сосательных движений, вызываемый у нормального младенца легким поглаживанием края рта или щеки
вздрагивающий рефлекс нормальный рефлекс младенцев раннего возраста