Инстинкты и рефлексы: Рефлекс и инстинкт — Психологос

Об инстинктах, рефлексах и человеческой природе.: with_astronotus — LiveJournal

Я публикую этот пост в качестве программного (в том смысле, что впоследствии буду просто давать ссылку на него, вместо того, чтобы в пятисотый раз разжёвывать очевидные вещи). Этот пост прежде всего задуман как ответ на рассуждения об «инстинктах у человека», которые якобы заставляют большие массы людей и отдельных представителей человеческого рода вести себя так-то и так-то, а не иначе, и так, следовательно, будет всегда, пока сама человеческая природа не подвергнется кардинальному изменению.

Терминология

Начнём с терминов.

Инстинкт — это сложная программа, задающая автоматическое поведение живого существа в определённых ситуациях. Инстинкт часто путают с рефлексом — бессознательным ответом на возникший внешний раздражитель. На самом деле, это совсем разные вещи: рефлекс нельзя осмыслить или рационализировать в момент его исполнения. Рефлексы бывают безусловные (природные) и условные (воспитанные, привнесённые), но и в том, и в другом случае они остаются бессознательным и коротким действием. Рефлекторно можно издать крик, но нельзя выругаться; замена возгласа ругательством — акт осознанный, к природным рефлексам отношения не имеющий. Большинство рефлексов (пищеварительный, глотательный, сосательный, защитный и т.д.) срабатывает под действием внешних или внутренних стимулов — сигналов возбуждения нервной системы. Сигналы опасности, вызывающие отвращение или страх, относятся к стимулам; поэтому реакция на эти сигналы — рефлекторная, а не инстинктивная.

Инстинктивная деятельность, в отличие от рефлекторной, всегда продолжительна и состоит из нескольких фаз, причём способ исполнения каждой из этих фаз преодолевает личный опыт и результаты наблюдений конкретного разумного существа, вовлечённого в эту деятельность. Так, гнездо рыбы макропода (Macropodus opercularis) можно уничтожить на глазах у самца, но инстинкт заставит его всё равно продолжать все действия, связанные с ухаживанием и заботой о потомстве. Инстинкт передаётся чисто генетически и не зависит от опыта или обучения (те же макроподы, отобранные у отца и выращенные искусственно, всё равно будут демонстрировать заботу о потомстве в рамках точно той же заданной программы, что и их предки).

Чем выше развита нервная деятельность и функции передачи индивидуального опыта, тем ниже значение инстинктов для жизни существа. У рыб цихлид, относящихся, как и макроподы, к окунеобразным, интеллект и влияние личного опыта значительно более выражены в этологических наблюдениях, чем у макроподов. Поэтому, если уничтожить гнездо цихлид во время ухода родителей за кладкой, то родители (предварительно подравшись!) прервут программу выращивания потомства и через неделю-две приступят к строительству нового гнезда. Приёмам и методам ухода за потомством молодые цихловые рыбы научаются у родителей. Если молодь цихлид выращивать отдельно от родителей в инкубаторе, большинство видов цихлид будет поедать или уничтожать иным способом свои кладки, и во всяком случае не будет охранять икру и мальков, как их не охраняли собственные предки.

Для разбирающихся в компьютерной технике можно привести такую упрощенную аналогию, сравнивающую значимость рефлексов и инстинктов: рефлекс — это сравнительно простая подпрограмма реакции на прерывание (событие), а инстинкт — это комплексный бот, управляющий активностью всего программного комплекса при вызове. Более общая аналогия: рефлекс — это действия по определённому сигналу светофора на дороге (стимулу), а инстинкт — это маршрутная карта, проложенная навигатором для автопилота. Отклонения от инстинктивной программы, её перекосы — практически невозможное явление в живой природе. Птицы и рыбы всегда танцуют перед партнёром один и тот же брачный танец, от первой до последней фигуры; копытные не могут отказаться от драки в сезон случки; маршруты птичьих перелётов и гнездовий зафиксированы и проверены веками, а не нашедшая привычного гнездовья перелётная птица обычно гибнет или, во всяком случае, не оставляет потомства. Но…

У человека инстинктов нет!

У самосознающего человека со здоровой психикой нет ни одной программы поведения, минующей стадию разума и личного опыта, которую он выполнял бы без консультации с собственной психикой. Даже стадию базового рефлекторного акта можно преодолевать личной свободной волей: мотивированный психическими соображениями человек не отстраняется от источника боли, смеётся над собственными кошмарами и страхами, управляет реакциями вегетативной нервной системы и т. д. Даже самые недвусмысленные наборы стимулов, порождающие у высших животных однозначную инстинктивную реакцию — страх смерти, позывы к размножению и т.п. — не являются «общим местом» для большинства людей и управляются как личным опытом, так и ситуативной логикой. При этом самые важные функции биологического поведения — инструментальная деятельность, ходьба, речь, размножение, уход за потомством и самосохранение — отнюдь не «даны» человеку природой, а являются результатом научения, передачи персонального опыта.

За примерами далеко ходить не надо. У человеческих женщин нет никакой «родовой программы», женщина не умеет от природы перегрызать пуповину плода и облизывать новорождённого. Как человек, не раз принимавший роды и много шлявшийся по акушерским отделениям, замечу также, что женщина не умеет от природы правильно держать младенца, правильно спать с ним, давать грудь и т.д. — для научения этим вещам раньше обычно прибегали к опыту старших родственниц и подруг, а в цивилизованные времена стали устраивать «курсы будущей матери», что очень правильно, так как позволяет избежать передачи гнуснейших суеверий. Напротив, сосание и плач у ребёнка — не инстинкты, а рефлексы, причём довольно простые: попало что-то в рот — сосём, если невкусно или холодно — выплюнем каку, стало дискомфортно хоть где-нибудь — напрягаем связки и издаём вопль. Такие рефлексы, как дефекация и мочеиспускание, с развитием тела становятся всё сложнее, неподъёмнее для детской психики — поэтому с ними тоже имеют дело путём научения, высаживая на горшок. Самым же сложным из детских рефлексов, граничащим с инстинктом по сложности и значимости, является, внезапно, рефлекс подражания — именно с его помощью дети учатся и ходить, и говорить, и курить, и материться, и брать неопределённые интегралы… И всё же, это тоже не инстинкт — простое волевое усилие сознания прерывает его работу, а другие осознанные усилия вносят в любую подражательную деятельность элементы новаторства, эксперимента. Настоящим инстинктам, как мы видели из примеров выше, свойственна чистота исполнения, доведённая поколениями предков до автоматизма. (Кстати, возможно, что именно во время припадков психического автоматизма на фоне эмоционально-волевого дефекта у психически больных мы видим следы инстинктивного поведения, свойственного дальним предкам людей).

Какие ещё «инстинкты» приписывают людям? Размножение? Да ладно, мало ли на свете чайльд-фри, гиков, половых извращенцев и обыкновенных детоненавистников, не желающих с этим связываться! Инстинкт, по определению, есть свойство вида, а не личности (о политических следствиях из этого определения я ещё напишу потом), и преодоление этого инстинкта столь значимым числом формально здоровых людей в популяции было бы невозможным. Отделённый от размножения секс? Позвольте, но всем нам известно, что сексуальные практики и приёмы человек осваивает только через научение и личный опыт. Жажда жизни? Она весьма рациональна — и через неё легко и часто переступают именно по соображениям рациональности, рассудочного долга, прикрывая собой амбразуры и тараня вражеские поезда. Наконец, последним и наиболее частым «инстинктом» называют «стремление к власти», якобы присущее людям «генетически». Но, даже оставив в стороне сомнительное качество этологических исследований на эту тему, ставшее в последнее время очевидной проблемой, мы всё равно вынуждены будем признать, что сущность человека есть сущность социального существа, и, таким образом, инструменты и способы достижения власти (доминирования) динамически меняются вместе с развитием общества. Ни один инстинкт не может перепрограммировать поведение людей с такой скоростью, которая нужна для успешного контроля этих изменений!

Критика биологизаторства в отношении «инстинктов человека»

Итак, мы подошли к самому важному пункту: мы выяснили, почему нельзя всерьёз рассуждать об «инстинктах у человека», но, между тем, на наших глазах эти рассуждения превращаются постепенно в нескончаемый источник морализаторских выводов о «неизменности человеческой природы». Такая точка зрения — человек-де «животное», управляемое «инстинктами» и легко собирающееся в «толпу», над которой так удобно «доминировать» — свойственна была сами знаете кому, и их последователи в наше время тоже рассуждают, не покладая рук и языков, о том, что природа человека несовершенна и предопределяет его судьбу. Таким образом оправдываются самые ужасающие свинства, скотства и другие зверства — ведь это «в человеческой природе», управляемой «инстинктами», а значит, самым «естественным» из состояний для людей являются капитализм, национализм, абсолютизм, крепостничество, рабство, патриархальная семья, матриархальный клан, берлога одинокого выживальщика и т. п., и уж с несомненной точностью — «война всех против всех», ведущаяся за счёт тех же самых «инстинктивных» потребностей.

С другой же стороны к этому омерзительному хору присоседились некоторые лица левой ориентации, ведущие ту же самую песню, но на свой лад. Да, люди — это скоты, находящиеся в плену самых примитивных инстинктов, они хотят ничего не делать, вкусно жрать, размножаться в своё удовольствие, хозяйничать в своём обиталище и даже — о ужас! — умирать без боли и, при возможности, как можно позже! Но ведь есть и другие люди: эти сумели  «преодолеть животное», поставить себя выше размножения и жратвы, найти «великую цель» (обычно так или иначе выражающуюся через концепцию «жертвенного служения»), да и вообще — люди ли они, или же герои и титаны, возвысившиеся наконец-то над серой массой скотов? Неудивительно, что такая «левая» по фразе идеология быстро приводит её проповедников к концепции «вождей», давно и эффективно вытравивших из себя «инстинктивное» и приобщившихся к «абсолютному духу» (а что у них по джвадцать дач, так это для работы и для здоровья надо), к концепции «безымянной жертвы» во имя великого подвига, и, как феерический финал — к полному отрицанию истории и современности, к призывам уничтожить «несовершенную» расу людей и заменить её какой-то неопределённой расой «далёких потомков», которым всё это скотство и зверство будет чуждо. Такая идеология, априорно человеконенавистническая, всегда содержит в своей основе биологизаторство и морализаторство. Даже трансгуманизм, с его простым (негативным) отрицанием человеческой природы, выглядит на этом фоне прогрессивнее.

Мораль такова — рассуждая об инстинктах у человека:

а) проверьте, не путаете ли вы инстинкты с рефлексами или стимулами, незаслуженно приписывая людям «запрограммированное» поведение и лишая их скопом свободной воли;
б) проверьте также, не льёте ли вы воду на мельницу человеконенавистников, готовых бросить вызов «порочной человеческой природе» лишь для того, чтобы утвердить своё право главенствовать над «бессмысленной толпой»?

Если по любому из этих пунктов вы попали в ловушку, то лучше не лезьте в неё дальше. Не надо служить компостом, на котором растёт мелкобуржуазное самолюбие маленьких фюреров!

инстинкты и рефлексы

Почему-то в науке нет четкого разделения между инстинктами и рефлексами. И то, и другое определяется как ответные автоматические реакции организма.   Хотя разделение между ними, по мнению автора, прямо “бьет в глаза”.

Рефлекс – это ответная единичная бессознательная  реакция биоорганизма на действие какого – либо раздражителя. Представляет собой простое единичное срабатывание группы мышц или одной мышцы.

Инстинкт – это уже сложный ответ биоорганизма. Это уже целая поведенческая реакция в ответ на действие раздражителя. И представляет собой гармоничное, пусть и бессознательное, согласованное действие целого комплекса рефлексов.

Инстинкт – более позднее эволюционное “приобретение” биоорганизма. Поставившее биоорганизмы на более высокую ступень выживания.

И, если рефлексов в биорганизме человека – огромное множество, то инстинкты объединяют их в четыре основные группы – четыре основных инстинкта:

  1. инстинкт самосохранения;
  2. ориентировочный инстинкт;
  3. пищевой инстинкт;
  4. инстинкт продолжения рода.

Иерархия рефлексов имеет морфологическую основу:

  • безусловные (врождённые) рефлексы имеют главенство над условными (неврождёнными, приобретёнными в процессе жизнедеятельности) рефлексами.
  • Среди двух любых рефлексов, более главным будет являться тот рефлекс, чьи аксональные окончания имеют тормозные синапсы на нервных путях второго рефлекса. Иначе говоря: этот, более главный рефлекс имеет морфологическую основу затормозить этот второй рефлекс.

Эта морфологическая основа иерархии рефлексов распространяется и на инстинкты.

Рассмотрим вопрос о месте каждого инстинкта и рефлекса в жизнедеятельности человека.

Инстинкты и рефлексы, по сути – это бессознательные реакции организма на какие-то раздражители. Это известно любому студенту медицинского учебного заведения. Инстинкты и рефлексы имеют свою базу – морфологические структуры в головном мозге . И здесь наступает весьма тонкий момент.

Нельзя путать инстинкт или рефлекс с его морфологической структурой в головном мозге.

  • Головной мозг – это “база” – морфологическая структура инстинктов и рефлексов.
  • Инстинкт и рефлекс – это функция головного мозга. То есть то, что производят эти морфологические структуры. 

Говоря компьютерным языком:

  • головной мозг – это биологический компьютер;
  • инстинкт и рефлекс – это “программа” биологического компьютера.

И здесь, чтобы не путаться, введём термин: “соматический ум”.

Поясним: под соматическим умом автор определяет всю рефлекторную деятельность головного мозга. То есть: все те, запрограммированные многомиллионолетним естественным отбором, врожденные ответные действия головного мозга в ответ на раздражители. (А также и неврождённые – условные – действия. Поскольку любой условный рефлекс всегда базируется на врождённом рефлексе. Это великолепно доказал И. П. Павлов.).

Головной мозг – есть совершеннейший биокомпьютер, построенный природой в результате многомиллионолетнего естественного отбора. Соматический ум – есть “программа” этого “биокомпьютера”.

Наука не рассматривает такого понятия “соматический ум”. То есть: не проводит четкого разграничения между структурой головного мозга и его функцией. В этом её огромная ошибка, не позволившая науке достичь истинных глубин в познании Человека.

Иерархия инстинктов и рефлексов четко прослеживается при одновременном воздействии на организм раздражителей разных рефлексов. Тот рефлекс и инстинкт, который сработает в первую очередь, тормозя при этом другие рефлексы и инстинкты, будет более важным для организма, чем рефлексы и инстинкты, действие которых было заторможено или не наступило совсем, несмотря на воздействие раздражителей.

Например: человек стоит, ест бутерброд и видит в этот момент падающий на него предмет. Если он уже начал глотательное движение, то он делает громадный глоток, проглатывая всю находящуюся во рту пищу, и отпрыгивает в сторону. Если он еще не начал глотательного движения, то выплевывает пищу, одновременно отпрыгивая в сторону.

Здесь мы видим очень четкую картину главенства инстинкта самосохранения над пищевым инстинктом: действие всех рефлексов пищевого инстинкта мгновенно подчинилось действию инстинкта самосохранения.

Составляя таким образом иерархию инстинктов и рефлексов, надо учитывать, что любой рефлекс или инстинкт, в своем крайнем проявлении, превращается в инстинкт самосохранения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Состояние крайнего голода, к примеру, соматический ум  – “программа” головного мозга – рассматривает как смертельную угрозу организму, в этом состоянии человек готов пойти на любой риск, чтобы добыть пищу, например: вступить в схватку с опасным хищником.

В этом примере мы видим, якобы главенство пищевого инстинкта над инстинктом самосохранения: как же, человек рискует жизнью ради удовлетворения пищевого инстинкта. Однако это не так: неудовлетворение пищевого инстинкта, в данном примере, для соматического ума – “программы” головного мозга – означает верную смерть, тогда как схватка с хищником может закончиться победой. В случае, когда действия по добыванию пищи ведут к явной гибели, человек, как правило, предпочтет умереть от голода.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы определить, что вторым, по значимости, после инстинкта самосохранения, является ориентировочный инстинкт.

Действие ориентировочного инстинкта проявляется в переключении и концентрации всего внимания биоорганизма в сторону источника сигналов, которые могут нести угрозу, но пока не определённы головным мозгом как опасные.

Раздражителями рефлексов ориентировочного инстинкта являются:

  • все неизвестные органам чувств раздражители,
  • раздражители рефлексов инстинкта самосохранения, имеющие подпороговую силу воздействия – то есть: ещё не вызывающие срабатывание его рефлексов.

Оно и понятно: игнорирование этих раздражителей может оказаться весьма плачевным для индивидуума.

Поскольку мы знаем, что действие далеко не каждого раздражителя вызывает срабатывание рефлекса, то здесь мы можем ввести понятия “главного”, “первостепенного” и “второстепенного” раздражителей рефлексов.

  • Главный раздражитель рефлекса – это всегда “врождённый” раздражитель (точнее: врождённая рефлексогенная зона, на которую воздействует раздражитель), воздействие которого всегда вызывает действие рефлекса. Главный раздражитель рефлекса принадлежит только врождённому (безусловному) рефлексу.
  • Первостепенный раздражитель рефлекса – условный (приобретённый в процессе жизнедеятельности) раздражитель, воздействие которого всегда вызывает действие рефлекса. Первостепенный раздражитель принадлежит только приобретённому (условному) рефлексу.
  • Второстепенный раздражитель рефлекса – условный (приобретённый в процессе жизнедеятельности) раздражитель, воздействие которого вызывает только понижение порога возбудимости рефлекса. Второстепенный раздражитель принадлежит также только приобретённому (условному) рефлексу.

Функция ориентировочного инстинкта заключается в подготовке организма к воздействию главного или первостепенного раздражителя рефлекса .

Аналогичные рассуждения приведут и к понятию главенства пищевого инстинкта над инстинктом продолжения рода. Разумеется, не учитывая состояния обжорства – психического отклонения от нормы, не учитывая патологии функции размножения или психического расстройства, и не учитывая состояния крайнего голода, когда пищевой инстинкт становится частью инстинкта самосохранения.

Таким образом, иерархия инстинктов в соматическом уме (“программе” головного мозга) будет представлять следующую картину, в порядке убывания значимости:

  1. Инстинкт самосохранения.
  2. Ориентировочный инстинкт.
  3. Пищевой инстинкт.
  4. Инстинкт продолжения рода.

Исполнение инстинктов, при одновременном воздействии их раздражителей, будет исполняться именно в этом порядке: сначала человек убежит от опасности, затем убедится в отсутствии опасности, затем станет набивать себе брюхо чем-нибудь съестным, и только в последнюю очередь займется любовью.

Особняком стоит инстинкт родительской защиты. присущий не только человеку, но и всем высшим животным.

Инстинкт родительской защиты действует только в период младенчества и детства человека. Более подробно его действие описано в отдельной статье “Инстинкт родительской защиты”. Но можно сказать, что значение приравнивается к значению инстинкта самосохранения.

Более точно: инстинкт родительской защиты полностью заменяет инстинкт самосохранения в период младенчества. И постепенно заменяется инстинктом самосохранения по мере накопления опыта в виде условных рефлексов. Инстинкт родительской защиты полностью заменяется инстинктом самосохранения по достижении человеком отрочества. Именно с этим моментом связано явление “кризис подросткового возраста” – когда человек, физиологически, становится самостоятельной взрослой особью.

Инстинкт самосохранения требует отдельного рассмотрения. Абсолютно вся поступающая в организм информация извне и изнутри оценивается, в первую очередь, с точки зрения безопасности. Например, при недостатке химических веществ в организме для обменных процессов, человек испытывает чувство голода, и тогда срабатывает пищевой рефлекс. Этот рефлекс, по сути, есть защитная реакция организма на недостаток питательных веществ и направлен на выживание организма. В своем крайнем проявлении, когда организм находится на грани голодной смерти, человек готов на все, лишь бы утолить чувство голода. Это ли не проявление инстинкта самосохранения?

По сути, инстинкт самосохранения представляет собой проявление закона выживания – главного закона биожизни на планете. Если  закон выживания гласит, что любой акт жизнедеятельности живых существ подчиняется единственной и главной цели: «Выживай! Выживай, чего бы это тебе ни стоило!», то инстинкту самосохранения можно дать точно такое же определение. Любой акт жизнедеятельности организма подчиняется, прежде всего, инстинкту самосохранения, и наоборот, все, что ему противоречит, отметается эволюцией жизни. В противном случае организм обречен на смерть.

Таким образом, Инстинкт самосохранения можно охарактеризовать как главную составляющую системы рефлекторной деятельности биоорганизма, направленную на выживание организма, которой подчиняются все его рефлексы и инстинкты.

Продолжение темы читатель может найти в статьях :”Чувственное восприятие. НЦ раздражителя. Образы первого, второго и третьего порядка“,  “Ориентировочный рефлекс” , “Что такое инстинкт“, “Сенсорные нервные центры”  “Функции раздражителей рефлекса“, “Главный раздражитель рефлекса” , “Угасательное торможение“, Рефлекс удовольствия“, “Раздражители рефлекса. Нервный след и нервное замыкание” на сайте автора.

Что такое обучение? | Введение в психологию – Райнке

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять, чем усвоенное поведение отличается от инстинктов и рефлексов
  • Определение обучения
  • Распознать и определить три основные формы обучения — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение через наблюдение

Птицы строят гнезда и мигрируют с приближением зимы. Младенцы сосут грудь матери. Собаки стряхивают воду с мокрой шерсти. Лосось плывет вверх по течению для нереста, а пауки плетут сложную паутину. Что общего у этих, казалось бы, не связанных между собой действий? Им всем разучился моделей поведения. И инстинкты, и рефлексы являются врожденными формами поведения, с которыми организмы рождаются. Рефлексы представляют собой двигательную или нервную реакцию на определенный раздражитель в окружающей среде.

Они, как правило, проще, чем инстинкты, включают активность определенных частей и систем тела (например, коленный рефлекс и сужение зрачка при ярком свете) и затрагивают более примитивные центры центральной нервной системы (например, спинной и продолговатый мозг). Напротив, инстинкты — это врожденное поведение, которое вызывается более широким спектром событий, таких как старение и смена времен года. Это более сложные модели поведения, связанные с движением организма в целом (например, сексуальная активность и миграция) и задействующие высшие мозговые центры.

И рефлексы, и инстинкты помогают организму адаптироваться к окружающей среде, и им не нужно учиться. Например, у каждого здорового человеческого младенца есть сосательный рефлекс, присутствующий при рождении. Младенцы рождаются, зная, как сосать соску, будь то искусственная (из бутылочки) или человеческая. Никто не учит ребенка сосать, как никто не учит вылупившуюся морскую черепаху двигаться к океану.
Обучение, подобно рефлексам и инстинктам, позволяет организму адаптироваться к окружающей среде.

Но, в отличие от инстинктов и рефлексов, усвоенное поведение требует изменений и опыта: обучение — это относительно постоянное изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта. В отличие от врожденного поведения, о котором говорилось выше, обучение предполагает приобретение знаний и навыков на основе опыта. Оглядываясь назад на наш сценарий серфинга, Джулиану придется провести гораздо больше времени, тренируясь со своей доской для серфинга, прежде чем он научится кататься на волнах, как его отец.

Обучение серфингу, как и любой сложный процесс обучения (например, изучение дисциплины психологии), включает сложное взаимодействие сознательных и бессознательных процессов. Обучение традиционно изучалось с точки зрения его простейших компонентов — ассоциаций, которые наш разум автоматически создает между событиями. Наш разум имеет естественную склонность связывать события, которые происходят близко друг к другу или последовательно. Ассоциативное обучение происходит, когда организм устанавливает связи между стимулами или событиями, которые происходят вместе в окружающей среде.

Вы увидите, что ассоциативное обучение занимает центральное место во всех трех основных процессах обучения, обсуждаемых в этой главе; классическое обусловливание, как правило, включает бессознательные процессы, оперантное обусловливание имеет тенденцию включать сознательные процессы, а обучение через наблюдение добавляет социальные и когнитивные слои ко всем основным ассоциативным процессам, как сознательным, так и бессознательным. Эти процессы обучения будут подробно обсуждаться далее в этой главе, но будет полезно сделать краткий обзор каждого из них, когда вы начнете исследовать, как обучение понимается с психологической точки зрения.

При классическом обусловливании, также известном как обусловливание по Павлову, организмы учатся связывать события — или стимулы — которые постоянно происходят вместе. Мы переживаем этот процесс на протяжении всей нашей повседневной жизни. Например, вы можете увидеть вспышку молнии в небе во время грозы, а затем услышать громкий раскат грома. Звук грома, естественно, заставляет вас подпрыгивать (громкие звуки вызывают рефлекторный эффект). Поскольку молния надежно предсказывает надвигающийся раскат грома, вы можете связать эти два события и подпрыгнуть, когда увидите молнию. Исследователи-психологи изучают этот ассоциативный процесс, сосредотачиваясь на том, что можно увидеть и измерить — на поведении. Исследователи задаются вопросом, если один раздражитель вызывает рефлекс, можем ли мы обучить другой раздражитель вызывать тот же самый рефлекс?
При оперантном обусловливании организмы снова учатся связывать события — поведение и его последствия (подкрепление или наказание). Приятное последствие поощряет такое поведение в будущем, в то время как наказание сдерживает такое поведение. Представьте, что вы учите свою собаку Ходора сидеть. Вы говорите Ходору сесть и даете ему угощение, когда он это делает. После повторного опыта Ходор начинает ассоциировать акт сидения с получением угощения. Он узнает, что в результате сидения он получает собачье печенье ([ссылка]). И наоборот, если собаку наказывают за какое-либо поведение, она приучается избегать этого поведения (например, получать небольшой удар током при пересечении границы невидимого электрического забора).

При оперантном обусловливании реакция связана с последствием. Эта собака усвоила, что определенное поведение приводит к получению угощения. (кредит: Кристал Рольфе)

Обучение через наблюдение расширяет диапазон действия как классического, так и оперантного обусловливания. В отличие от классического и оперантного обусловливания, при котором обучение происходит только через непосредственный опыт, обучение через наблюдение представляет собой процесс наблюдения за другими и последующего имитации их действий. Большая часть обучения людей и других животных происходит в результате обучения через наблюдение. Чтобы получить представление о том, какой дополнительный эффективный диапазон дает обучение через наблюдение, вспомните Бена и его сына Джулиана из введения. Как наблюдение может помочь Джулиану научиться серфингу, а не учиться только путем проб и ошибок? Наблюдая за своим отцом, он может подражать движениям, приносящим успех, и избегать действий, ведущих к неудаче. Можете ли вы вспомнить что-то, чему вы научились, наблюдая за кем-то еще?

Все подходы, описанные в этой главе, являются частью особой психологической традиции, называемой бихевиоризмом, которую мы обсудим в следующем разделе.

Однако эти подходы не представляют собой всего исследования обучения. Отдельные традиции обучения сформировались в различных областях психологии, таких как память и познание, поэтому вы обнаружите, что другие главы завершат ваше понимание темы. Со временем эти традиции имеют тенденцию к сближению. Например, в этой главе вы увидите, как познание стало играть более важную роль в бихевиоризме, наиболее крайние сторонники которого когда-то настаивали на том, что поведение вызывается окружающей средой без вмешательства мысли.

Резюме

Инстинкты и рефлексы являются врожденными формами поведения — они возникают естественным образом и не требуют обучения. Напротив, обучение — это изменение поведения или знаний, возникающее в результате опыта. Существует три основных типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и наблюдательное обучение. Как классическое, так и оперантное обусловливание являются формами ассоциативного обучения, при которых ассоциации создаются между событиями, которые происходят вместе.

Обучение через наблюдение, как оно и звучит: обучение, наблюдая за другими.

Глоссарий

ассоциативное обучение форма обучения, которая включает соединение определенных стимулов или событий, происходящих вместе в окружающей среде (классическое и оперантное обусловливание)

инстинкт  невыученное знание, включающее сложные модели поведения; считается, что инстинкты более распространены у низших животных, чем у людей

обучение  изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта

рефлекс  необученный, автоматический ответ организма на раздражитель в окружающей среде

 

[Сравнение рефлекторного и инстинктивного поведения человека (авторский перевод)]

. 1977 г., февраль; 45 (2): 128–40.

[Статья в немецкий]

J Gschwend

  • PMID: 584174

[Статья в немецкий]

Дж Гшвенд. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb. 1977 фев.

. 1977 г., февраль; 45 (2): 128–40.

Автор

Дж. Гшвенд

  • PMID: 584174

Абстрактный

На основе особенностей экстероцептивных рефлексов и инстинктов было показано, что инстинктивное поведение развивается из рефлекторных признаков (локальная характеристика раздражителей, положительное и отрицательное таксис, привыкание, обусловливание). Наибольшее сходство обнаруживается между рефлекторным и инстинктивным поведением избегания (инстинкты выделения, терморегуляции, ухода за телом, избегания боли и безопасности). Кроме инстинкта безопасности, все остальные реагируют на раздражители, характеризующиеся локализацией рецепторов.

В инстинкте безопасности структура стимула становится важной вместе с растущим значением третьего измерения. Этот инстинкт также впервые показывает изменчивость порога, который спонтанно остается низким в течение некоторого времени после раздражения системы. Обратные инстинкты усиления (пищевой, половой и социальный инстинкты). Здесь порог спонтанно падает при отсутствии раздражителей и повышается при их наличии. Спонтанным моторным выражением снижения порога является аппетит. Это означает поиск стимулов, которые будут получены с помощью элементов начального и конечного успешного поведения. Успешное пищевое и сексуальное поведение останавливается торможением успеха, в то время как социальный инстинкт остается в терминальном успешном поведении с групповой динамической иерархией, с подражательным и помогающим поведением. Чрезмерная смена инстинктов приобретения провоцирует поведение избегания с постоянным порогом. Нервные системы большинства рефлексов распределены в спинном мозге и стволе головного мозга, инстинктов — в лимбической части мозга, пищевого и полового инстинктов — с гипоталамическим водителем ритма.
Одновременная активация двух или многих инстинктивно-мотивационных систем приводит, не сравнимое с прямым рефлекторным взаимодействием, к взаимодействиям на уровне глобального взаимодействия, к взаимодействиям на уровне глобальной интеграции (суммирование, смешение, синтез, покой, колебание, интенция). ), который проецирует паттерны активности через моторную кору на периферические нейроны. Там он завершается рефлексами. Вместо этого гормональные и вегетативные проекции идут непосредственно к конечным органам. Мотивация отвечает за субъективный опыт, доминирующая интеграция с его моторной проекцией — за инстинктивное поведение.

Похожие статьи

  • Нарушения инстинктивного поведения человека при поражениях гипоталамуса (авторский перевод).

    Гшвенд Дж. Гшвенд Дж. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb. 1977 март; 45(3):187-93. Fortschr Neurol Psychiatr Grenzgeb. 1977. PMID: 585365 Немецкий.

  • Электрофизиологическая характеристика облегченного рефлекса отдергивания позвоночника на повторяющиеся электрические раздражители и его модуляция центральным рецептором глутамата у спинномозговых анестезированных крыс.

    You HJ, Mørch CD, Arendt-Nielsen L. Вы HJ и др. Мозг Res. 2004 29 мая; 1009 (1-2): 110-9. doi: 10.1016/j.brainres.2004.02.053. Мозг Res. 2004. PMID: 15120588

  • [Рефлексы, инстинкты, эмоции и страсти].

    Санчес А.П. Санчес АП. An R Acad Nac Med (Madr). 2008;125(2):377-84; обсуждение 384-6. An R Acad Nac Med (Madr). 2008. PMID: 18924359 Испанский язык.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts