Интегративный подход — Психолог Ирина Зиновьева
Интегративный подход в психотерапии
«Каждый человек — уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к прокрустову ложу той или иной
гипотетической теории человеческого поведения». Милтон Эриксон
В мире современной психологии огромное количество подходов и направлений работы. Даже сами психологи не всегда знают обо всех из них. Здесь я расскажу об интегративном подходе, который предпочитаю сама в работе. Оба моих базовых образований в сфере психологии, и первое в виде переподготовки, и то направление, где я сейчас учусь гипнотическим техникам, связаны с интегративным подходом.
Интегративный подход — система концепций, методов и техник из разных психологических направлений, которую использует психолог для работы с конкретным клиентом. Т.е. интегративный психолог не придерживается одного направления в психотерапии, а сочетает разные подходы и идеи для достижения наибольшей эффективности в работе с клиентом.
Само по себе слово «интеграция» означает связывание отдельных частей в целое. Оно переводится с латинского языка как «восстановление», «целое». Идея интегративного подхода, с одной стороны, в восстановлении человеческой целостности. А с другой — в возможности «подружить» в своей работе разные психологические школы, смотреть на разные концепции и видеть общее, а не отличия. Под обретением целостности здесь имеется ввиду признание вытесненных чувств, опыта, мыслей, частей личности.
Чем мне импонирует интегративный подход?
В интегративном подходе мы акцентируем свое внимание на процессе клиента, его особенностях. Мы не стремимся вписать человека в концепцию своего подхода, а ищем индивидуально подходящие способы работы. У кого-то хорошо развито воображение, и мы можем опираться на работу с образами, а для других такая работа непривычна, не получается или вызывает сопротивление, и тогда психолог может предложить поработать на когнитивном уровне. Третьим важна глубокая саморефлексия, и мы будем много обсуждать процессы клиента в рамках аналитических концепций. В такой работе много творчества, исследования и гибкости, и мне как специалисту это нравится.
Выбор подхода или методики зависит от личных предпочтений специалиста, от его образования, опыта работы в личной терапии, философских взглядов на жизнь. Применяя разные методики, я всегда анализирую реакцию клиента и результат работы. Делаю выводы о том, какие инструменты хорошо работают в моих руках, какие из них лучше подходят разным клиентам в зависимости от их личных особенностей и запросов.
Также вы можете встретить вариативное название интегративной психотерапии — полимодальная психотерапия. Здесь психолог может выбирать два-три направления психотерапии, которые возьмет за основу в работе. Есть еще одно схожее слово «мультимодальная терапия», но это уже совершенно другое направление, базирующееся на идеях Лазаруса.
Если вы захотите узнать больше про интегративный подход, то вот тут есть отличная статья на эту тему.
Я как интегративный психолог регулярно обогащаю свой запас знаний, теорий, упражнений, формируя свое собственное представление о процессе психотерапии, создавая уникальный творческий процесс с клиентом. Помимо уже изученных методов (о моем образовании можно прочитать здесь) сейчас мое внимание направлено в сторону изучения работы с травмой (поливагальная теория, соматический подход), экзистенциальной психотерапии и системной семейной терапии.
Автор поста: Ирина Зиновьева
Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее
Ермакова Лидия Алексеевна
Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии и кормления животных
Аннотация
Статья посвящена проблеме становления интегративного подхода в обучении на разных уровнях образования. Приведен анализ состояния проблемы в разные исторические периоды. Показана роль выдающихся дидактов-педагогов прошлых веков и наших современников. Изучены практические аспекты интегративного подхода в обучении на разных ступенях образования — от дошкольного до высшего образования.
Ermakova Lidiya Alekseevna
Oryol state agricultural university named after N. V. Parakhin
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of biochemistry and feeding
Abstract
Article is devoted to a problem of formation of integrative approach in training at the different education levels. The analysis of a condition of a problem is provided to the different historical periods. The role of outstanding didaktov-teachers of the last centuries and our contemporaries is shown. Practical aspects of integrative approach in training at different steps of education — from preschool to the higher education are studied. Backbone nature of integrative approach in training is revealed. The line item of integrative approach in upgrade of educational process in the future is determined.
Библиографическая ссылка на статью:
Ермакова Л.А. Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (дата обращения: 24.02.2023).
История возникновения идеи интегративного подхода в обучении своими корнями уходит в начало семнадцатого века, во времена великого дидакта Я.А.Коменского. Этот период связан с поиском решения проблемы отражения целостности природы в содержании образования. И первое упоминание о взаимосвязи явлений в обучении можно найти в трудах Я.А.Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[1,с.287]. Знамениты его «Общие требования обучения и учения… в «Дидактике». В одном из них говорится, «как в природе всё сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе».
На необходимость целостности познавательного процесса и обобщенного познания указывал в своих трудах К. Д.Ушинский.[3, с.117]. Более ста пятидесяти лет прошло с той поры, когда выдвигал свои педагогические идеи К.Д. Ушинский, но и по сей день актуальными остаются его взгляды на формирование в процессе обучения целостных представлений об окружающем нас материальном мире. За основу межпредметных связей в обучении К.Д. Ушинский предлагал ведущие идеи о преемственности в содержании отдельных дисциплин, об опоре при изучении и закреплении материала на полученные знания по другим предметам, о сближении родственных предметов.
Базу для интегративного подхода в обучении составляет интеграция, то есть взаимосвязь наук и учебных дисциплин. Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров. Он рассматривал становление проблемы взаимодействия наук с эпохи Возрождения. Изначально науки были разобщены, и связь их между собой, по мнению Б.М. Кедрова, «выступала как простое их соположение» [4]. Б.М.Кедров рассматривал взаимосвязь наук через «органические переходы», которые обнаруживаются между науками. Такие переходы Б.М.Кедров видел и внутри одной определенной науки, а также между неродственными науками. [4]. «Интеграция наук, – пишет академик Б.М. Кедров, – есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [4]. Но, бесспорно, развитию и внедрению интегративного подхода в обучении в образовательную практику способствовали научные изыскания М.С.Пак. По мнению М.Пак, «интегративный подход – методологический подход, в основе которого целостное объединение ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов [5].
Термин «интеграция» происходит от латинского слова integer – целый и понимается как процесс создания единого целого. Поэтому «интеграция как более объемном значении понимается не только как процесс, но и как и результат создания неразрывно целостного» [6]. М.Пак создала понятийный аппарат интегративного подхода в обучении [6,7], выделила функции, которые выполняет интегративный подход в обучении. К таким функциям относятся методологическая и образовательная, воспитывающая, а также развивающая и конструктивная [6, 7].
Интеграция наук определяется такими параметрами, как природа взаимосвязанных дисциплин, их число, тип языка, степень развития, особенность организации, роль каждой из дисциплин, конечными целями и задачами интеграционного взаимодействия.
М. Пак обозначила основные аспекты проблемы интеграции в обучении(9): методологический, общепедагогический, психологический, дидактический, методический, личностно – деятельностный.
М.Пак выделила интегративный подход в самостоятельный дидактический принцип. При этом за основу были взяты принципы социальной направленности и всеобщности, а также функции организационно – управленческие, функции отражения целостности процесса обучения, взаимосвязанности его функций, которые проявляются при совместной деятельности учителя и ученика[8].
Также М.Пак дала рекомендации по выделению социально и дидактически значимых тем и вопросов, изучение которых требует интеграции химических знаний и каких-то других знаний, по применению и развитию интегрированных знаний, обобщенных умений, компонентовсодержания разных учебных предметов.
Проблемой интеграции занимались и другие ученые. Так, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк определили факторы, которые выполняли интегрирующую функцию: усложнение объектов исследования, применение новых эффективных методов исследования, общие идеи, понятия, методы, комплексные науки и проблемы, категории
А.Д. Урсул и другие авторы выделили десять типов интеграции научного знания [10]: редукционизм, генерализующая интеграция, экстенсивная и комплементарная интеграция, структурная и методологическая интеграция, концептуальная интеграция, метанаучная, комплексирующая, социокультурная интеграция.
В настоящее время педагоги – практики широко применяют теоретические основы интегративного подхода в обучении. Накоплен богатейший опыт по применению интегративного подхода в обучении на самых разных ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.
По мнению многих исследователей, обучение на основе интегративного подхода формирует у детей целостное видение мира, дает возможность совершенствовать природные данные на самых ранних этапах своего развития, демонстрирует навыки общения и умения свободно ориентироваться в окружающей обстановке. Ведь у детей дошкольного возраста проявляется детерминирование интегративных процессов над процессами анализа и синтеза.Поэтому формирование у детей целостной картины мира нельзя дробить на отдельные куски, необходимо развивать представление о целостности интегративно – через внутреннюю связь содержательного аспекта образования и деятельности ребенка.
В образовательном процессе школы интегративный подход к обучению осуществляется посредством межпредметных связей: химия и русский язык, химия и математика, химия и иностранный язык, история и русский язык, история и литература и т.д. Для реализации интегративного подхода используют и внутрипредметную связь между содержанием отдельных тем, общими понятийными категориями, средствами и методами обучения.
В вузах также многие преподаватели берут на вооружение при организации учебного процесса интегративный подход.
Исходя из собственной образовательной деятельности и анализируя опыт коллег из разных вузов, мы приходим к выводу об универсальности интегративного подхода.
В настоящее время известно несколько методологических подходов к обучению: компетентностный, комплексный, системный, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, технологический и др.
Но базовым для них является интегративный подход.
Интегративный подход рассматривается как одно из условий усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе [11], профессиональной мотивации студентов [12]. С помощью интегративного подхода составляются рабочие программы и учебно-методические пособия дисциплин, направленных на формирование компетенций [13]. Интегративному подходу отводится роль модернизатора учебного процесса в вузах [14]. Интегративный подход хорошо сочетается с понятием «фрактала», которое активно в настоящее время внедряется в образовательный процесс, помогает адаптироваться первокурсникам к различным дисциплинам и т.д.
Таким образом, методологическая система обучения на разных ступенях образовательного процесса в настоящее время претерпевает различные изменения, сопровождающиеся многочисленными разработками стандартов и программ. Но будущее в дидактике останется за интегративным подходом, как универсальной методологической категорией.
Библиографический список
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.,1955. С.287
- Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы( по хрестоматии М.: Просвещение, 1988)).
- Ушинский К.Д. Сочинения. М.;Л.,1948,Т.3,с.117.
- Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 20ое изд.-М.: Наука, 1967.-253с.
- Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
- Пак М.Теория и методика обучения химии: учебник для вузов/ М.С.Пак – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.-306 с.
- Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
- Пак М. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе.-1991.-№3.-С.5-9.
- Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки.-М.:Высшая школа,1983.-420с.
- Урсул А.Д. и др. Категории современной науки: (становление и развитие).-М.,1984,-234с.
- Ермакова Л.А. Интегративный подход в преподавании учебных дисциплин как условие усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе. Материалы научно-практической конференции с международным участием «Образование и развитие научной школы П. Н. Кулешова – Н.Д. Потемкина – Ю.Д. Рубана» 4 марта2009 г., Харьковская государственная зооветеринарная академия.
- Ермакова Л.А. Усиление профессиональной мотивации на основе интегративного подхода к обучению. Материалы Ш Международной Интернет-конференции.» Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству:- Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2010
- Ермакова Л.А., Воронкова М.В. Курс «Химия в животноводстве» на основе интегративного подхода как компетентностно-формирующая дисциплина при подготовке зооинженеров-бакалавров в аграрных вузах. Материалы докладов V Международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки». 24-25 февраля2015 г, North Charleston, USA. Том 2.
- Ермакова Л.А. Формирование профессиональной компетентности студентов на основе интегративного подхода в преподавании химии как одно из условий модернизации учебного процесса аграрных вузов при двухуровневой системе образования. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012.-№5.
Все статьи автора «lidiya1969»
Как преподавать, используя интегративный подход
КИМ БЕНТЛИ
КЛАСС
… Ableimages/Stockbyte/Getty Images
Использование интегративного подхода к обучению объединяет многие предметы в отдельные уроки. Идея, лежащая в основе теории, заключается в том, что учащиеся получают максимальное обучение, приобретая знания и навыки более чем в одной области за один и тот же период времени. Интегрировать уроки можно с любыми предметами, такими как сочетание словесности с искусством путем исследования известных художников и последующего написания отчета или математики и физического воспитания, когда учащиеся играют в баскетбол, присваивая разные удары с одинаковым количеством очков. Возможности интегрированных уроков безграничны.
Сотрудничайте с другими учителями вашего класса. Обсудите школьные стандарты по их предмету и проведите мозговой штурм, чтобы вместе объединить учебный план. Эти совместные занятия с коллегами — отличный способ интегрировать различные предметы в ваш класс и заставить других учителей делать то же самое, создавая целые учебные блоки, которые перетекают друг в друга.
Создавайте планы уроков с учетом деталей совместной работы. Обратите внимание на стандарты для каждого класса и проявите творческий подход. Не все предметы легко совмещать, но можно. Сначала спланируйте свой основной материал, а затем расширите действия, которыми занимаются учащиеся. Большая часть интеграции происходит после того, как основной контент был доставлен. Например, если вы преподаете о коренных американцах на уроках обществознания, предоставьте материалы по этому предмету, а затем создайте задание, объединяющее другой предмет. Идеи для этого могут заключаться в том, чтобы учащиеся использовали математику для расчета среднего размера племен или количества земли, которую племя использует для ведения сельского хозяйства, или используя искусство для создания карты индейской деревни.
Проведите урок для учащихся и попросите их принять участие в запланированных мероприятиях. Проверьте сохранение своих знаний, интегрировав словесные искусства. В этой части урока попросите их исследовать и написать отчет по аспекту материала. Это можно сделать практически по любой теме, от известных ученых до Декларации независимости. Используя эти шаги, вы успешно интегрируете как минимум три предмета в один урок, что принесет учащимся гораздо большую пользу, чем просто предоставление материала по предмету.
Встретьтесь с другими учителями вашей группы, чтобы узнать, как идут уроки. Узнайте, что они делают, чтобы эффективно использовать интеграцию в своем классе. Скорректируйте свои планы уроков в соответствии с тем, что было успешным, а что нет.
ссылки
- 1 PE Central: Интегрированный список уроков
Об авторе
Ким Бентли начала свою профессиональную писательскую карьеру в 2010 году. развитие, обучение сотрудников и медицинское выставление счетов и кодирование. Бентли имеет степень бакалавра наук в области послесреднего образования Университета Акрона.
Похожие статьи
словосочетание интегративный подход | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с подходом.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Целевая статья предлагает интегративный подход к психозу и галлюцинациям, объединяющий результаты психофизических и поведенческих измерений.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Чтобы разработать более интегративный подход , мы позаимствовали суть теоретико-игрового аппарата и несколько либерально модифицировали его.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Интегративный подход , однако, имеет важное значение для понимания вопросов расы и этнической принадлежности в связи с развитием молодежи из числа меньшинств.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Целевая статья представляет собой оригинальный интегративный подход как традиционных аргументов, так и современных вызовов эволюции изокортекса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В этой статье приводятся доводы в пользу контекстно-зависимого, интегративного подхода к исследованиям чтения, письма и связанных с ними текстовых практик при овладении вторым языком.
Из Кембриджского корпуса английского языка
С 1990-х годов комплексный подход , в котором портфолио изучающего язык служит основой для многофункциональной оценки, сочетающей внешние и внутренние формы оценки.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Целевая статья Бернса завораживает своим интегративным подходом , рассматривающим шизофрению как биологически детерминированную патологию тех способностей, которые лежат в основе социальных отношений и поведения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Интегративный подход к классификации болезней, облегчаемый молекулярными данными, но не сводимый к ним, представляет собой приемлемую исследовательскую стратегию для продвижения таксономии по множеству направлений адекватности.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Создание нового общественного пространства вокруг здания и установка защитной стеклянной стены — это лишь два следствия этого интегративный подход .
От Europarl Parallel Corpus — английский
Многие психологи используют интегративный подход к формулировке.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
интегративный Подойдите к , чтобы выявить слияния генов-драйверов по данным секвенирования парных концов при раке.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он предпочитает комплексный подход к этим вопросам, сравнивая литературные, лингвистические и археологические свидетельства для решения исторических загадок.
От
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Специалисты в области психического здоровья часто используют эклектичный или комплексный подход .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Они продвигают Интегративный подход к здоровью, который включает пищевые добавки, функциональное питание и другие изменения образа жизни, которые, как они утверждают, снизят расходы на здравоохранение до устойчивого уровня.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Невозможно переоценить потребность в интегративных подходах в нейронауках.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя ей ясно, что сегодня она работает в более широкой области, включающей гуманистический и интегративный подходы, эта первоначальная ориентация по-прежнему влияет на интерпретацию и описанные практики.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Ген и контекст: интегративный подход к анализу генома.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Его миссия состоит в расширении знаний в области комплексных подходов к восстановлению исторических, экологических ресурсов и ресурсов городской инфраструктуры.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.