Интегративный подход это: Интегративный подход и его значение в психотерапии

Содержание

Интегративный подход и его значение в психотерапии

статьи по психологии


  • Все статьи
  • Психотерапия
  • Личность
  • Отношения
  • Советы психолога
  • Самооценка
  • Фобии и страхи
  • Депрессия
  • Бессонница
  • Стресс
  • Контакты
  • Вакансии



Основной принцип психотерапии – не навредить пациенту. Специалист, ставящий своей задачей интеграцию личности клиента, отыскивает позитивный ресурс внутри самого человека и помогает личности раскрыться наиболее полно, а значит, улучшить качество жизни.

Интегративный подход в психологии

Что означает понятие «интегративный подход в психологии»? Дело в том, что человеческая психика – сложная многокомпонентная система, поэтому при работе с пациентом психотерапевт разрабатывает и решает индивидуальную, предназначенную только для этого конкретного случая задачу.

Личность человека –это внешнее проявление глубинных психических процессов. Психическое здоровье любой личности наиболее полно проявляется в умении интегрировать опыт, осознавать и оценивать конфликтные ситуации. Недостаточное обладание навыками интеграции – прямой путь к формированию иррациональных реакций, а в крайних проявлениях – к развитию симптомов девиантного поведения и других психических патологий.

Методика психосоциальной работы, опирающаяся на интегративный подход, использует разнообразные психотерапевтические техники. Все они имеют общий момент: задействование личностных ресурсов.

Интегративный подход – чрезвычайно старое явление в историческом плане, но в западной психологической практике принципиально новое направление как для специалистов, так и для людей, обращающихся за психологической помощью.

Зигмунд Фрейд

В новом тысячелетии особую актуальность приобрели направления, которые трактуют психику личности как сложную систему, состоящую из многих уровней и способную к саморегуляции. Родоначальником подобных подходов по праву считается Зигмунд Фрейд, ведь именно ему принадлежит идея тесной созависимости всех составляющих психики, а также взаимодействия их с окружающей действительностью.

Большой вклад в развитие интегративного метода внес швейцарец Карл Густав Юнг, разработав принцип структурности человеческого сознания и обозначив комплексы и архетипы.


Карл Густав Юнг

Архетипы – символы, отображающие пережитый личный либо коллективный опыт. Они связывающие сознание индивида с совокупным эмоциональным опытом всех проживавших на планете людей. В основе психики Юнг поставил так называемую самость – архетип, объединяющий сознательное с неосознаваемым и выделяющий индивидуальность из всего окружающего мира. В результате интеграции комплексов и архетипов личность достигает «самости» (целостности), то есть максимально полно реализует свои потенциальные возможности.


Роберто Ассаджиоли

Сторонниками интегративного подхода были знаменитые психологи: итальянец Роберто Ассаджиоли, чех Станислав Гроф, американец Кен Уилбер. Все они работали над сложными картами человеческой психики, включающими надличностную сферу и раскрывающими взаимосвязь сознательного и бессознательного. Особенно преуспел в этом деле Станислав Гроф, составив наиболее полную модель карты неосознанного. Этот труд явился результатом скрупулезного изучения различных феноменальных состояний психики, которое ученый вел на протяжении трех десятков лет.

Метод интегративного подхода базируется на следующих принципах:

1. Целостность.

Психика рассматривается как необычайно сложная система, для которой характерна многоуровневость. Система эта способна к самоорганизации и саморегуляции, поддержанию и восстановлению динамического равновесия. Также она в состоянии формировать новые варианты организации. Принцип целостности хорошо выражен в знаменитой врачебной аксиоме о приоритетности лечения самого больного, а не его заболевания.


Альфред Адлер — австрийский психолог

Альфред Адлер, известный австрийский психолог, провозглашал важность понимания каждой личности как целостной интегрированной системы.

Учение Адлера строится на таких постулатах как целостность, единство индивидуального жизненного стиля, социальное поведение, целенаправленность действий.

Из этого следует, что принцип целостности нужно рассматривать как необходимое условие сложного внутреннего процесса развития и преобразования личности.

2. Генетика.

Наша психика обладает способностью «выбирать» приоритетные направления своего развития. Этот потенциал заложен в людях генетически.

Как правило, выбор делается в критические моменты, когда система вынуждена определять дальнейший путь и следовать в заданном направлении.


Практикующие психологи знают, что человеку, находящемуся в ситуации выбора, требуется помощь и поддержка на уровне эмпатии. Когда возможности определены и человек готов воплощать намеченное в жизнь, то клиент продолжает нуждаться в поддержке, ведь система теперь будет функционировать в новом, непривычном режиме.

С учетом интегративного подхода подобное состояние выбора как нельзя лучше способствует применению высокоэффективных психотехнологий, используемых для погружения в измененное состояние сознания.

3. Обусловленность.

Психика человека – это, по сути, сложная система осознаваемых и неосознаваемых сфер. Обусловленность как принцип предполагает наличие не одних только прямых причинно-следственных связей внешнего мира, понятных каждому здравомыслящему. Существуют еще и взаимообусловленные (каузальные) внутрипсихические процессы, которые одновременно связаны и с внешним миром.

Пребывая в депрессии, человек видит все события с позиции своего негативного состояния. Такая трактовка событий, искажающая линейную сферу, является следствием состоянием всей системы. Уровень искажений зависит от силы и яркости эмоциональных переживаний.

Удивительно, но в действительности каждый имеет то, во что верит («воздается» по вере). Нередко та или иная концепция становится действенной не из-за ее научной обусловленности, а в силу безусловной веры в нее. Именно поэтому проповеди священника зачастую приносят неизлечимо больному гораздо больше пользы, нежели работа психолога.

4. Позитивность.

Подразумевается концентрация специалиста и клиента на позитивном опыте. На первом же этапе работы необходимо находить положительные моменты в состоянии пациента. Таким образом человек получает возможность рассмотреть происходящее с ним «с другой колокольни».

Отметим, что речь идет не о постоянном подбадривании и успокаивании. Скорее здесь имеет место принцип активного сопереживания: психолог четко ограничивает область своих возможностей в связи с состоянием конкретного клиента и исходит в работе именно из этого.

Позитивность предусматривает ряд этапов во взаимодействии с пациентом:

– процесс рефлексии состояния: клиент осознает свою проблему и факторы, которые на нее повлияли;

– эмоциональное подключение психолога к проблеме клиента, «прокручивание» ситуации специалистом в своем сознании и вживание в нее; установка «обратной связи» между специалистом и клиентом;

– формулирование цели совместной психосоциальной работы, разъяснение пациенту собственного видения проблемы, озвучивание своей концепции, обоснование выбранных техник;

– помощь клиенту в интеграции нового личностного опыта: направление на осознание переживаний и оценку открывающихся возможностей, а также каждодневное конструктивное применение этих возможностей;

– организация наблюдения за социальным поведением клиента и обеспечение поддержки после завершения курса психосоциальной работы.


Ценность принципа позитивности в том, что подключение человека к положительному эмоциональному состоянию гарантирует «вливание» в него энергии, необходимой для задействования творческого потенциала, обретения навыков саморегуляции, открытия возможностей проявления себя в обществе.

Пациент, усвоивший принцип позитивности, начинает понимать, что страдание – совершенно необязательное условие для продуктивной жизни, соответствующей потребностями возможностям.


5. Соотнесенность.

Данный принцип подразумевает наличие соответствия между:

  • видом и интенсивностью применяемых техник;
  • степенью эмоциональной зрелости и уровнем чувствительности психики клиента.

Опираясь на принцип соотнесенности, определяют ряд условий, необходимых для организации и ведения курса:

– теоретическая подготовленность специалиста к ведению психосоциальной работы, наличие практического опыта, умение эффективно воздействовать на психофизическое состояние клиента; все техники специалист обязан сначала опробовать на себе;

– чувство меры в применении сильнодействующих психотехник: превышение разумного максимума ведет к нарастанию сопротивления со стороны клиента, снижению уровня его адаптации. В то же время занижение степени интенсивности психологического воздействия, неоправданное «урезывание» или упрощение курса лишает пациента возможности глубокой трансформации личностного опыта.

В итоге сводится на нет эффективность всей работы. Не стоит забывать: универсальных техник, способных помочь в любой ситуации, не существует, но главное, чтобы специалист воплощал в себе гармонию, целостность, сопереживание и любовь;

– пациент должен понимать суть и смысл проводимой с ним работы и внутренне принимать его. Например, если клиент является убежденным материалистом, не стоит предлагать ему идеалистические концепции о существовании души и заниматься практиками, связанными с реинкарнацией (прошлыми земными «воплощениями»). 

Даже если специалист сам уверен, что корень нынешних проблем клиента кроется именно в его «предыдущих жизнях», эффекта такая работа не даст. Если пациент – ярко выраженный астеник и находится в беспомощном депрессивном состоянии, ему противопоказаны сильнодействующие эмпирические методы, если они применяются без предварительной тщательной подготовки;

– задачи, которые ставит перед собой специалист, не должны противоречить целям клиента. Если проблема клиента достаточно проста, решать следует именно ее, не предлагая углубляться в «дебри».

6. Потенциальность.

Для понимания сути принципа потенциальности приведем следующий пример. Ментальность русских людей имеет особенность: пространство воспринимается и переживается ими как беспредельный простор, освобождение от неволи, свободное дыхание, иными словами, полноценная, нестесненная духовная жизнь.


Принцип можно эффективно использовать для мобилизации человеком своих внутренних ресурсов. Такая мобилизация способствует выходу из кризисного состояния, преодолению чувства страха, тревоги и отчаяния, ставших следствием отсутствия адекватной поддержки со стороны окружающих и неумения поддержать самого себя.

Любой человек потенциально способен к саморазвитию, поэтому в наших силах достичь состояния целостности и внутренней свободы.

Ресурс потенциальности может быть задействован на различных уровнях: не всегда это высший духовный уровень. Различаются между собой и способы раскрытия потенциальности.

Психосоциальное взаимодействие предполагает следующие формы раскрытия потенциальности:

  • знакомство со структурой разными сторонами собственной личности, выявление своих способностей, характеристик, качеств и т. д.;
  • осознание своих возможностей как в духовном, так и в материальном и социальном плане;
  • соотношение с главными элементами собственного «Я», выявление сходства и различий;
  • наиболее полное раскрытие своего внутреннего потенциала, ресурса;
  • усиление главных направлений и характеристик личности, особенно динамического равновесия и конативной функции;
  • обретение навыков контроля над элементами структуры собственной личности, то есть своего «Я», отказ от полного отождествления себя с ними;
  • развитие творческого потенциала, достижение высоких уровней психического состояния сознания, определение смысла существования.

Основная цель принципа потенциальности – раскрытие эффективных направлений дальнейшего развития, взаимодействия с обществом.


7. Многомерность истины.

Универсальных, применимых к абсолютно любым жизненным ситуациям теорий, учений и концепций не существует. Все они справедливы лишь при определенных условиях и имеют только некоторую долю вероятности. Даже самые знаменитые психологические теории – это прежде всего стремление сконцентрировать и озвучить свой собственный психологический опыт. Точно также поступают проповедники банальных концепций о реальности «сглаза» и «порчи».

8. Все известные психотерапевтические системы основываются на принципе интеграции, единения и гармонизации внутренних возможностей и способностей, осознаваемых или бессознательных. Интегративный подход базируется на постулате о том, что ресурсы психики каждого человека гораздо богаче того потенциала, который используется в повседневности.


Традиционные психологические практики используют вербальный диалог, поэтому глобальная коррекция психики, способствующая избавлению от глубоких внутренних конфликтов, немыслима без долгой скрупулезной психотерапевтической работы. Длительность психотерапии.

Представители ортодоксальных школ не могут и объяснить быстрых (иногда в течение нескольких дней или даже часов) глубинных изменений в структуре личности. Они не в состоянии воспринять, что трансформация возможна и без строгого следования выбранной теории и технике, и что иногда гораздо эффективнее действует доверие ко всему происходящему в процессе интегрирования. А ведь это вполне реально, потому что в процессе общения клиента с психологом, использующим интегративный подход, происходит самораскрытие личности и познание ею собственных возможностей. Последователи же традиционных школ стремятся пользоваться универсальными рецептами и сценариями.

Интегративный подход учитывает прежде всего способность человеческой психики меняться и совершенствоваться. Пациент в процессе взаимодействия с психологом осознает, что в состоянии помочь себе сам. Интегративный подход можно сравнить с лучом фонарика, неожиданно высвечивающим определенную часть пространства. Кто-то способен увидеть в свете этого луча ситуацию с максимальной четкостью, а кому-то его свет представляется тусклым или рассеянным. Все зависит от воли человека и его способности к концентрации.

Рекомендуем

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Цель когнитивно-поведенческой терапии – изменить эмоциональные реакции индивида, откорректировав его взгляды, убеждения, принципы. В конечном итоге меняется поведение человека, а значит, жизнь его улучшается, взаимодействие с окружающими становится более продуктивным.


системная терапия

Семейная системная психотерапия

Семейная системная психотерапия (ССТ) – это особый вид психологического консультирования, который практикуют относительно недавно.
Системный семейный психотерапевтический подход во многом отличается от других видов психотерапии, в качестве пациента рассматривается не отдельный человек, со своим запросом, а вся семья в целом (включая детей).


Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальное направление в психотерапии (existential therapy) определяет своей задачей сподвигнуть пациента к осознанию своих жизненных установок и выстраиванию дальнейшего пути в соответствии с этими установками.


Психоаналитическая психотерапия

Что представляет собой психоаналитическая психотерапия, какие цели перед ней стоят и кому она показана. Отличия от психоанализа и юнгианской терапии.
Разбираемся в особенностях одного из направлений психотерапии – психоаналитическая терапия.



Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее

Ермакова Лидия Алексеевна
Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии и кормления животных

Аннотация
Статья посвящена проблеме становления интегративного подхода в обучении на разных уровнях образования. Приведен анализ состояния проблемы в разные исторические периоды. Показана роль выдающихся дидактов-педагогов прошлых веков и наших современников. Изучены практические аспекты интегративного подхода в обучении на разных ступенях образования — от дошкольного до высшего образования. Выявлен системообразующий характер интегративного подхода в обучении. Определена позиция интегративного подхода в модернизации образовательного процесса в будущем.

Ermakova Lidiya Alekseevna
Oryol state agricultural university named after N. V. Parakhin
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of biochemistry and feeding

Abstract
Article is devoted to a problem of formation of integrative approach in training at the different education levels. The analysis of a condition of a problem is provided to the different historical periods. The role of outstanding didaktov-teachers of the last centuries and our contemporaries is shown. Practical aspects of integrative approach in training at different steps of education — from preschool to the higher education are studied. Backbone nature of integrative approach in training is revealed. The line item of integrative approach in upgrade of educational process in the future is determined.

Библиографическая ссылка на статью:
Ермакова Л.А. Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (дата обращения: 24.01.2022).

История возникновения идеи интегративного подхода в обучении своими корнями уходит в начало семнадцатого века,  во времена великого дидакта Я.А.Коменского. Этот период связан с поиском  решения проблемы отражения целостности природы в содержании образования. И первое упоминание о взаимосвязи явлений в обучении можно найти   в трудах  Я.А.Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[1,с.287]. Знамениты его   «Общие требования обучения и учения…  в «Дидактике». В  одном  из них говорится, «как в природе всё сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе».

На необходимость целостности познавательного процесса и  обобщенного познания указывал в своих трудах К.Д.Ушинский.[3, с.117]. Более ста пятидесяти лет прошло с той поры, когда выдвигал свои педагогические идеи К.Д. Ушинский, но и по сей день   актуальными остаются его  взгляды на  формирование в процессе обучения целостных представлений об окружающем нас материальном мире.  За основу межпредметных связей в обучении К.Д. Ушинский предлагал ведущие  идеи   о преемственности в содержании отдельных дисциплин, об опоре при изучении и закреплении материала на полученные знания  по другим предметам, о  сближении родственных предметов.
Базу для интегративного подхода в обучении составляет   интеграция, то есть  взаимосвязь наук и учебных дисциплин.  Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров. Он рассматривал становление проблемы взаимодействия наук с эпохи Возрождения. Изначально науки были разобщены, и связь  их между собой, по мнению Б.М. Кедрова, «выступала как простое их соположение» [4]. Б.М.Кедров рассматривал взаимосвязь наук через «органические переходы», которые обнаруживаются  между науками. Такие переходы Б.М.Кедров видел и внутри одной определенной науки, а также между неродственными науками. [4]. «Интеграция наук, – пишет академик Б.М. Кедров, – есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [4]. Но, бесспорно, развитию и внедрению интегративного подхода в обучении в образовательную практику способствовали научные изыскания М.С.Пак. По мнению М.Пак, «интегративный подход – методологический подход, в основе которого целостное объединение ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов [5].

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integer – целый и понимается как процесс создания единого целого. Поэтому «интеграция как более объемном значении понимается не только как процесс, но и как  и результат создания неразрывно целостного» [6].  М.Пак  создала понятийный аппарат интегративного подхода в обучении [6,7], выделила  функции, которые выполняет  интегративный подход в обучении. К таким функциям относятся   методологическая и образовательная,  воспитывающая, а также  развивающая и  конструктивная [6, 7].

Интеграция наук определяется такими параметрами, как природа взаимосвязанных дисциплин, их число, тип языка, степень развития, особенность организации, роль  каждой из дисциплин, конечными целями  и задачами  интеграционного взаимодействия.

М. Пак  обозначила основные аспекты проблемы интеграции в обучении(9): методологический, общепедагогический, психологический, дидактический,  методический, личностно – деятельностный.

М.Пак выделила  интегративный  подход в самостоятельный дидактический принцип. При этом за основу были взяты принципы социальной направленности и  всеобщности, а также функции  организационно – управленческие, функции отражения целостности  процесса обучения, взаимосвязанности его функций, которые  проявляются при совместной деятельности учителя  и ученика[8].

Также М.Пак дала рекомендации по  выделению социально и дидактически значимых тем и вопросов, изучение которых требует интеграции химических знаний и каких-то других знаний, по  применению и развитию интегрированных знаний, обобщенных умений, компонентовсодержания разных учебных предметов.

Проблемой интеграции занимались и другие ученые. Так, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк  определили факторы, которые выполняли  интегрирующую функцию: усложнение объектов исследования, применение новых эффективных методов исследования, общие идеи, понятия, методы, комплексные науки и проблемы, категории [9], определили формы интеграции научного знания —  общие теории, а также комплексные науки и  системы наук, которые объединились в  научные конгломераты.

А.Д. Урсул и другие авторы выделили десять типов интеграции научного знания [10]: редукционизм,  генерализующая интеграция, экстенсивная и комплементарная интеграция, структурная и методологическая интеграция, концептуальная интеграция, метанаучная, комплексирующая, социокультурная интеграция.

В настоящее время педагоги – практики широко применяют теоретические основы интегративного подхода в обучении. Накоплен богатейший опыт по применению интегративного подхода в обучении на самых разных ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.  По мнению многих исследователей, обучение на основе интегративного подхода  формирует у детей целостное видение мира, дает возможность  совершенствовать природные данные на самых ранних этапах своего развития, демонстрирует навыки общения  и умения свободно ориентироваться в окружающей обстановке.  Ведь у детей дошкольного возраста проявляется детерминирование  интегративных процессов  над процессами анализа и синтеза.

Поэтому формирование у детей целостной картины мира  нельзя  дробить на отдельные куски, необходимо  развивать представление о целостности   интегративно – через внутреннюю связь содержательного аспекта образования и деятельности ребенка.

В образовательном процессе школы интегративный подход к обучению осуществляется посредством межпредметных связей: химия и русский язык, химия и математика, химия и иностранный язык, история и русский язык, история и литература и т.д. Для реализации интегративного подхода используют и внутрипредметную связь между содержанием отдельных тем, общими понятийными категориями, средствами и методами обучения. Практика показывает, что применение интегративного подхода к обучению в средней школе способствует разностороннему развитию личности школьника, профессионально ориентирует, помогает развитию  творческого мышления, аналитического ума, повышает самооценку школьника. Такой ученик, получивший образование на основе интегративного подхода в средней школе, легче адаптируется к вузовской жизни, к новым требованиям и правилам.

В вузах также многие преподаватели берут на вооружение при организации учебного процесса интегративный подход.

Исходя из собственной образовательной деятельности и анализируя опыт коллег из разных вузов, мы приходим к выводу об универсальности интегративного подхода.

В настоящее время известно несколько методологических подходов к обучению: компетентностный, комплексный, системный, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, технологический и др.

Но базовым для них является интегративный подход.

Интегративный подход рассматривается как  одно из условий усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе [11], профессиональной мотивации студентов [12]. С помощью интегративного подхода составляются рабочие программы и учебно-методические пособия дисциплин, направленных на  формирование компетенций [13]. Интегративному  подходу  отводится роль модернизатора учебного процесса в  вузах [14]. Интегративный подход хорошо сочетается с понятием «фрактала», которое активно в настоящее время внедряется в образовательный процесс,  помогает адаптироваться первокурсникам к различным дисциплинам  и т. д.

Таким образом, методологическая система обучения на разных ступенях образовательного процесса в настоящее время претерпевает различные изменения, сопровождающиеся многочисленными разработками стандартов и программ. Но будущее в дидактике останется за интегративным подходом, как универсальной методологической категорией.

Библиографический список

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.,1955. С.287
  2. Коменский Я. А.  «Великая дидактика» (избр.  главы( по хрестоматии М.: Просвещение, 1988)).
  3. Ушинский К.Д. Сочинения. М.;Л.,1948,Т.3,с.117.
  4. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 20ое изд.-М.: Наука, 1967.-253с.
  5. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
  6. Пак М.Теория и методика обучения химии: учебник для вузов/ М.С.Пак – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.-306 с.
  7. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
  8. Пак М. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе.-1991.-№3.-С.5-9.
  9. Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки.-М.:Высшая школа,1983.-420с.
  10. Урсул А.Д. и др. Категории современной науки: (становление и развитие).-М.,1984,-234с.
  11. Ермакова Л.А. Интегративный подход в преподавании учебных дисциплин как условие усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе. Материалы научно-практической конференции с международным участием  «Образование и развитие научной школы П.Н. Кулешова – Н.Д. Потемкина – Ю.Д. Рубана» 4 марта2009 г., Харьковская государственная зооветеринарная академия.
  12. Ермакова Л.А. Усиление профессиональной мотивации на основе интегративного подхода к обучению. Материалы Ш Международной Интернет-конференции.» Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству:- Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2010
  13. Ермакова Л. А., Воронкова М.В. Курс «Химия в животноводстве» на основе интегративного подхода как компетентностно-формирующая дисциплина при подготовке зооинженеров-бакалавров в аграрных вузах. Материалы докладов V Международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки». 24-25 февраля2015 г, North Charleston, USA. Том 2.
  14. Ермакова Л.А. Формирование профессиональной компетентности студентов на основе интегративного подхода в преподавании химии как одно из условий модернизации учебного процесса аграрных вузов при двухуровневой системе образования. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012.-№5.


Все статьи автора «lidiya1969»

Интегративная психотерапия

За последние несколько десятков лет интегративная психотерапия начала привлекать многих исследователей и практиков к освещаемым ею проблемам, а также возможностям ее развития.

В отличие от других видов психотерапии, интегративная психотерапия предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии, а не сочетает в себе приемы различных психотерапевтических направлений.

Определение 1

Интегративный подход в психотерапии – это такой подход, при котором психотерапевт в своей работе не является ортодоксом какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от различных обстоятельств может применять эти знания.

Начиная с середины шестидесятых годов прошлого века немецкий психолог Иларион Петцольд активно начал развивать интегративную психотерапию. Петцольд был убежден, что «интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Интегративная психотерапия расширяет принцип классической гештальт-терапии и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом промежутки времени, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

Большой вклад в развитие интегративной психотерапии внесли американский философ Кен Уилбер и итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в девяностых годах прошлого века. Их труды были направлены на исследование способов выработки у человека навыков и умений, которые помогут ему избегать конфликтов, стать более собранным и избавиться от несоответствия мыслей и поведения. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить свои проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Целостный подход интегративной психотерапии

Известно, что человек – самостоятельное, целостное создание, имеющее способность к саморазвитию и самообразованию. Человек не может быть отделен от его сознания, так как они являются единым целым.

Целостный подход предполагает не только системный взгляд на различные предметы и явления, но и целостное видение картины мира окружающей действительности и людей. Немецкий философ Иммануил Кант упоминал в своих работах о целостности природы человека.

Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек. Таким образом, человек является целостностью, но в то же время он и часть по отношению к природе. Согласно интегральному подходу мир — это «единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей». Человек может полагать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как существуют особые чувственные импульсы, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен, и каждый человек обладает своей собственной «картиной мира». И в интегративном подходе на мир фокус перемещается с объекта к форме, поэтому большее внимание начинает уделяться процессу.

Понятие «целостности личности» представляет собой все её проявления: интерперсональные, социогенетические, персоногенетические, трансперсональные. Человек, будучи целостной личностью, также может испытывать внутренний конфликт, что может провоцировать ещё большее напряжение. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Разделение заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше подвергалось сомнению. Развитие способности к разделению, он учится заботиться о здоровье своей психики.

Подходы интегративной психотерапии

Интегративная психотерапия существует на основе следующих подходов:

  1. Применение эклектической модели, связывающей разнообразные методы психотерапии, отталкиваясь от нужд лечебной практики.
  2. Интеграция научных дисциплин, поддающихся сопоставлению, например, медицина, социология, психология, педагогики, философия, нейрофизиология, психолингвистика и многие другие.
  3. Синтез теоретических сведений всевозможных психотерапевтических ориентации с учетом основной концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии

Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии.

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии:

  1. Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике.
  2. Неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов.
  3. Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий.
  4. Приблизительно одинаковая действенность лечения независимо от методов психотерапии.
  5. Акцент на значительной роли взаимоотношений специалист—пациент в рамках любых методов психотерапии.
  6. Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее специалистов действие.

Учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии.

Что такое интегративный подход? (с картинками)

`;

Интегративный подход — это идея интеграции или объединения аспектов нескольких различных школ мысли для улучшения здоровья. Этот термин часто используется в психотерапии для описания того, как некоторые терапевты выполняют свою работу, но он также может использоваться в медицине, особенно в том, что касается сочетания лучших теорий традиционной западной медицины и альтернативных практик. Первый термин более распространен, хотя второй набирает силу по мере роста интереса людей к альтернативному лечению.

При интегративном подходе к медицинскому обслуживанию медицинские работники часто работают с различными практикующими врачами, которые могут быть или не быть врачами. Например, врач общей практики может направить пациентов к массажисту, мануальному терапевту, шаманскому целителю или иглотерапевту для некоторых видов лечения. Идея, лежащая в основе этого типа интеграции, заключается в том, что никакое лечение само по себе не обязательно является подходящим, и во всех лечебных практиках есть хорошие методы лечения, которые могут лучше способствовать благополучию пациента. Количество конфигураций врачей общей практики и альтернативных целителей может сильно различаться.

Точно так же обсуждение этого подхода в психотерапии не всегда означает одно и то же. Многие терапевты идентифицируют себя как эклектики, что означает, что они проводят лечение, основанное на нескольких школах мысли. Они могут адаптировать зависимость от различных терапевтических школ в зависимости от очевидных потребностей клиентов. Для терапевта-эклектика нет ничего необычного в том, что он предлагает краткосрочную терапию для одних клиентов, виды когнитивно-поведенческой терапии для других и юнгианскую работу с песком или более глубокое «психоаналитическое» лечение для некоторых людей.

Другая распространенная конфигурация интегративной терапии — это когда люди больше всего подвержены влиянию одной школы, но иногда берут идеи из других терапевтических моделей, если это кажется уместным. Поскольку у большинства терапевтов есть регулярный спрос на выполнение требований непрерывного образования, они могут найти новые методы лечения, которые они применяют время от времени, чтобы помочь клиентам.

Интегративный подход может быть гораздо более жестким, когда люди комбинируют терапию определенных школ мысли и работают только с ними. С другой стороны, психотерапевты могут отметить общие черты в большинстве терапевтических идей и разработать индивидуальную терапию, которая выражает эти общие черты. Часто именно так возникают новые терапевтические школы; Терапевты видят шаблоны в предыдущей работе, собирают и представляют их как новый способ ведения дел, возможно, с дополнительными идеями. Как правило, предыдущие терапевтические школы полностью признаются, а новый подход действительно представляет собой интеграцию многих методов.

Многих людей привлекает один вид психотерапии, но клиенты могут найти пользу и в комбинированных подходах, особенно если они эклектичны. Когда терапевт хорошо обучен нескольким методам, он или она предлагает клиентам большую приспособляемость. Даже небольшая гибкость со стороны человека, работающего в традиционной «школе» и иногда отклоняющегося от своего обычного пути, может означать больший выбор в том, как проводится терапия. Также важно отметить, что те терапевты, которые привержены определенной школе мысли, могут быть отличными практиками и полезными для клиентов.

Триша имеет степень по литературе Университета штата Сонома и часто появлялась на TheHealthBoard. соавтор на протяжении многих лет. Она особенно увлечена чтением и письмом, хотя ее другие интересы включают медицина, искусство, кино, история, политика, этика и религия. Триша живет в Северной Калифорнии и в настоящее время работает над своим первым романом.

Триша Кристенсен

Триша имеет степень по литературе Университета штата Сонома и часто появлялась на TheHealthBoard. соавтор на протяжении многих лет. Она особенно увлечена чтением и письмом, хотя ее другие интересы включают медицина, искусство, кино, история, политика, этика и религия. Триша живет в Северной Калифорнии и в настоящее время работает над своим первым романом.

Работы по интегративной психотерапии — PMC

  • Список журналов
  • Фронт Психол
  • PMC4707273

Передний психол. 2015 г.; 6: 2021.

Опубликовано онлайн 2016 январь 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.02021

, 1, * , 2 , 1, 3 и 1 3 и 1

94444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444448 444444444444444444444444444444448 44444444444444444487777 примечания Информация об авторских правах и лицензии Заявление об ограничении ответственности

Ряд подходов к психотерапии был признан эффективным и даже предпочтительным методом лечения в ряде категорий психиатрической диагностики (например, см. https://www.nice.org.uk/guidance/cg123 или https://www.nice.org.uk/guidance/conditions-and-diseases/mental-health-and-behavioural-conditions). Однако в клинической практике выбор наиболее эффективной психотерапии для каждого психического расстройства осложняется существованием более 400 разновидностей психотерапевтических подходов, которые могут быть определены и классифицированы несколькими способами в соответствии с их теоретической моделью (т. когнитивный, психодинамический и т. д.), формат (т. е. индивидуальный, семейный, групповой), временная продолжительность и частота сеансов, а также любая возможная комбинация этих элементов (Гарфилд и Бергин, 19).94). Из-за их различных эпистемологий и попыток создать жесткие границы вокруг теорий диалог между этими моделями был ограничен.

Частично для того, чтобы преодолеть это историческое разделение, ряд лидеров в этой области предложили интегративный подход к психотерапии, который с 1990-х годов получает более широкое признание (Norcross and Goldfried, 2005). Например, Общество изучения психотерапевтической интеграции (SEPI; http://www.sepiweb.org/) является международной организацией с растущим числом членов, в которую входят некоторые из мировых лидеров психотерапевтической практики и исследований.

Чаще всего психотерапевты выбирают одну теоретическую модель и гибко и интегративно применяют ее в своей терапевтической практике. В последние десятилетия все большее число психотерапевтов не предпочитают полностью идентифицировать себя в рамках одного подхода, а предпочитают определять себя как интегративных или эклектичных (Feixas and Botella, 2004). В недавнем крупном опросе более 1000 психотерапевтов только 15% указали, что они использовали только одну теоретическую ориентацию в своей практике, а среднее количество теоретических ориентаций, используемых на практике, равнялось четырем (Tasca et al., 2015). Согласно интегративному психотерапевтическому движению, новая область исследований развивается в направлении поиска общих целей, направленных на выбор теорий и методов среди моделей психотерапии и развитие новой области в совместной и интегративной манере. Движение интегративной психотерапии не стремится объединить все психотерапевтические модели в одну, но его целью является разработка новой основы для диалога между различными подходами (Feixas and Botella, 2004).

Термин «интеграция» может иметь различные значения. Так называемая «интегративная перспектива» указывает на общее гибкое и инклюзивное отношение к различным психотерапевтическим моделям (Greben, 2004). Он направлен на то, чтобы увидеть, что можно узнать и внедрить с разных точек зрения на практике. Интеграция в психотерапии включает четыре возможных подхода: теоретическую интеграцию (т. аспекты других, когда это необходимо), и подход с общими факторами (т. е. сосредоточение внимания на эффективных терапевтических практиках, общих для всех подходов; Козарич-Ковачич, 2008; Castonguay et al., 2015).

Интегративная психотерапия подходит для разных пациентов, проблем и контекстов

Среди психотерапевтов и исследователей растет согласие в том, что ни один психотерапевтический подход не может быть эффективным и подходящим для всех пациентов, проблем и контекстов. Каждая существующая психотерапевтическая модель и подход неадекватны для некоторых людей (Norcross and Goldfried, 2005). Исследования, основанные на фактических данных, показали, что психотерапевтические методы лечения, которые являются интегративными по своей природе (например, межличностная психотерапия, схема-терапия, когнитивно-аналитическая терапия), эффективны при некоторых психических расстройствах (например, депрессии, послеродовой депрессии, социальных тревожных расстройствах, генерализованной тревожности). расстройства, расстройства личности, диссоциативная идентичность) (Reay et al., 2003; Kellett, 2005; Hamidpour et al., 2011; Stangier et al., 2011; Masley et al., 2012; Roediger and Dieckmann, 2012; Clarke et al. ., 2013; Миниати и др., 2014).

Интегративная психотерапия включает эффективные общие факторы

В основе интеграции психотерапии лежат важные результаты исследований, согласно которым, несмотря на различные теоретические обоснования и подходы различных школ психотерапии, они дают схожие результаты (Barth et al. , 2013). То, что побудило психотерапевтов интегрировать психотерапевтические модели, — это свидетельство того, что общие факторы в разных психотерапевтических подходах (например, терапевтический союз, ожидания клиентов, эмпатия терапевта и т. д.), вероятно, объясняют большую дисперсию результатов, чем специфические эффекты, приписываемые каждому психотерапевтическому подходу (например, интерпретации в динамической терапии или когнитивной реструктуризации в когнитивно-поведенческой терапии) (Wampold and Imel, 2015). На специфические терапевтические методы приходится около 7 % вариации результатов психотерапии, в то время как на общие факторы приходится почти 20 % вариаций результатов (Lambert and Bergin, 19).92). В последние десятилетия клиницисты и исследователи пришли к растущему консенсусу в отношении существования общих факторов, присущих нескольким психотерапевтическим подходам (Norcross and Goldfried, 1992; Wampold and Imel, 2015). Общие факторы среди психотерапевтических подходов, которые были связаны с положительными результатами и терапевтическими изменениями, включают: способность терапевта вселять надежду и обеспечивать альтернативный и более правдоподобный взгляд на себя и мир; способность давать пациентам корректирующие эмоциональные переживания, помогающие им устранить травматическое влияние своего предыдущего жизненного опыта; терапевтический альянс; ожидания позитивных изменений; и полезные качества терапевта, такие как внимание, эмпатия и позитивное отношение (Stricker and Gold, 2001; Feixas and Botella, 2004; Norcross and Goldfried, 2005; Constantino et al. , 2011; Horvath et al., 2011). Среди приведенных общих факторов терапевтический альянс имеет наибольшее количество доказательств в качестве предиктора изменений пациента (Feixas and Botella, 2004).

Интегративная психотерапия гибка к потребностям пациентов и чувствительна к терапевтическому альянсу

Одной из ключевых ценностей интегративной психотерапии является ее индивидуальный подход (Norcross and Goldfried, 2005). Модель интегративной психотерапии направлена ​​на то, чтобы реагировать на человека, уделяя особое внимание аффективному, поведенческому, когнитивному и физиологическому уровням функционирования, а также духовным убеждениям. Интегративная психотерапия позволяет лучше адаптировать терапию к отличительным характеристикам и потребностям каждого клиента, позволяя терапевту адаптировать свои знания о методах лечения и подходах, основанных на доказательствах. Основной акцент интегративной психотерапии делается на индивидуальных характеристиках пациента и на терапевтических отношениях, которые считаются ключевыми элементами терапевтических изменений (Feixas and Botella, 2004), а также на мотивации клиента. Этот подход соответствует недавним рекомендациям Американской психологической ассоциации о том, что представляет собой доказательная практика (American Psychological Association, 2006). В этих руководствах EBP определяется на основе данных исследований, клинического суждения и факторов клиента. В соответствии с этим определением, интегративная психотерапия — это не техника, применяемая к пассивному пациенту, клиент рассматривается как активный участник терапии, и терапевт корректирует свой подход в зависимости от характеристик и предпочтений клиента. Именно в контексте терапевтических отношений можно способствовать изменениям, и клиенты могут получить наибольшую пользу от заботливого и эмпатического терапевта (Feixas and Botella, 2004).

Психотерапевты обычно практикуют различные типы психотерапевтической интеграции, применяя подход общих факторов, а также ассимиляционную интеграцию или теоретическую интеграцию. Подход с общими факторами имеет тенденцию преуменьшать важность конкретных эффектов или техник психотерапии (т. терапевтический альянс, эмпатия терапевта, ожидания клиентов и т. д.; Norcross and Goldfried, 2005). С другой стороны, ассимиляционная интеграция предполагает работу в основном с одним теоретическим подходом (например, когнитивно-поведенческой терапией), но также и с включением техник из других психотерапевтических подходов по мере необходимости для любого данного клиента или контекста (например, интерпретация переноса; Stricker and Gold, 2001). Наконец, теоретическая интеграция направлена ​​на объединение теоретических концепций из нескольких различных психотерапевтических подходов и на разработку «Великой единой теории» психотерапии (Stricker and Gold, 2001).

Движение за интеграцию психотерапии подчеркивает, что интеграция психотерапии — это не только процесс взятия некоторых техник из различных моделей и применения их по мере необходимости (т. е. технический эклектизм), но и акцент на связи между теорией, доказательствами и техникой. (Норкросс и Голдфрид, 2005 г.). Другими словами, интегративная психотерапия отличается от технической эклектики. Эклектический терапевт выбирает технику, потому что она может работать или может быть эффективной, не заботясь о ее теоретической основе или данных исследований. Если клиент эклектичного психотерапевта испытывает положительные результаты после применения определенной техники, терапевт не обязательно исследует, почему произошло положительное изменение, чтобы разработать обобщаемую модель лечения. Напротив, психотерапевтическая интеграция фокусируется на отношениях между эффективной практикой и ее теоретической и эмпирической основой (Norcross and Goldfried, 2005). Например, практики психотерапевтических отношений, основанные на доказательствах (т. е. союз, эмпатия терапевта, конгруэнтность, позитивное отношение и т. д.), которые интегративны по своей природе и основаны на общих факторах, были в центре внимания недавнего отчета рабочей группы APA (Norcross). , 2011).

В заключение, данные указывают на то, что интеграция в общую психотерапевтическую практику желательна, даже если требуется уточнение на уровне теории. Чтобы преодолеть это ограничение психотерапевтической интеграции, психотерапевтические направления должны культивировать интеграцию и тесно сотрудничать, сохраняя при этом свою самостоятельную идентичность. Международные организации, такие как SEPI или Общество психотерапевтических исследований (http://www.psychotherapyresearch.org/), представляют собой хороший пример возможностей сотрудничества и интеграции между психотерапевтами разных направлений. Более того, тесное сотрудничество между интеграционистами и исследователями психотерапии может привести к созданию единого фона знаний и действий, что, в свою очередь, будет способствовать развитию многообещающей области интегративной психотерапии (Castonguay et al., 2015).

Мы заявляем, что рукопись была просмотрена и просмотрена всеми авторами, внесшими существенный вклад в нее.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

  • Американская психологическая ассоциация (2006 г.). Доказательная практика в психологии. Являюсь. Психол. 61, 271–285. 10.1037/0003-066X.61.4.271 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Барт Дж., Мундер Т., Гергер Х., Нюеш Э., Трелле С., Зной Х. и др. (2013). Сравнительная эффективность семи психотерапевтических вмешательств у пациентов с депрессией: сетевой метаанализ. ПЛОС Мед. 10:e1001454. 10.1371/journal.pmed.1001454 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Castonguay L.G., Eubanks C.F., Goldfried M.R., Muran JC., Lutz W. (2015). Исследования интеграции психотерапии: опираясь на прошлое, глядя в будущее. Психотер. Рез. 25, 365–382. 10.1080/10503307.2015.1014010 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Кларк С., Томас П., Джеймс К. (2013). Когнитивно-аналитическая терапия расстройства личности: рандомизированное контролируемое исследование. бр. Дж. Психиатрия 202, 129–134. 10.1192/bjp.bp.112.108670 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Константино М. Дж., Арнкофф Д. Б., Гласс С. Р., Аметрано Р. М., Смит Дж. З. (2011). Ожидания. Дж. Клин. Психол. 67, 184–192. 10.1002/jclp.20754 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Feixas G., Botella L. (2004). Интеграция психотерапии: размышления и вклад конструктивистской эпистемологии. Дж. Психотер. интегр. 142, 192–222. 10.1037/1053-0479.14.2.192 [CrossRef] [Google Scholar]
  • Гарфилд С., Бергин А. (1994). Введение и исторический обзор в Справочнике по психотерапии и изменению поведения, ред. Бергин А., Гарфилд С. (Чичестер: Wiley; ), 3–18. [Google Scholar]
  • Гребен Д. Х. (2004). Интегративные аспекты психотерапевтического обучения. Можно. Дж. Психиатрия 49, 238–248. [PubMed] [Google Scholar]
  • Хамидпур Х., Долашай Б., Шахбаз А. П., Дадхах А. (2011). Эффективность схемы терапии при лечении генерализованного тревожного расстройства у женщин. Иран. Дж. Психиатрия, клин. Психол. 16, 420–431. [Академия Google]
  • Хорват А.О., Дель Ре А.С., Флюкигер К., Саймондс Д. (2011). Альянс в индивидуальной психотерапии. Психотерапия (Шик). 48, 9–16. 10.1037/a0022186 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Келлетт С. (2005). Лечение диссоциативного расстройства личности с помощью когнитивно-аналитической терапии: экспериментальные свидетельства внезапных успехов. J. Травматическая диссоциация 6, 55–81. 10.1300/J229v06n03_03 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Козарич-Ковачич Д. (2008). Интегративная психотерапия. психиатр. Дунай. 20, 352–363. [PubMed] [Академия Google]
  • Ламберт М.Дж., Бергин А.Е. (1992). Достижения и ограничения психотерапевтических исследований, в History of Psychotherapy: A Century of Change, ed Freedheim D.K. (Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; ), 360–390. [Google Scholar]
  • Масли С. А., Гилландерс Д. Т., Симпсон С. Г., Тейлор М. А. (2012). Систематический обзор доказательной базы схема-терапии. Познан. Поведение тер. 41, 185–202. 10.1080/16506073.2011.614274 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Миниати М. , Каллари А., Калуджи С., Руччи П., Савино М., Маури М. и др. (2014). Межличностная психотерапия послеродовой депрессии: систематический обзор. Арка Женский мент. Здоровье 17, 257–268. 10.1007/s00737-014-0442-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Norcross JC (ред.). (2011). Психотерапевтические отношения, которые работают: доказательная отзывчивость. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. [Google Scholar]
  • Norcross J.C., Goldfried M.R. (1992). Справочник по интеграции психотерапии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги. [Академия Google]
  • Norcross JC, Goldfried MR (2005). Справочник по интеграции психотерапии, 2-е изд. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. [Google Scholar]
  • Рей Р., Стюарт С., Оуэн С. (2003). Внедрение и эффективность межличностной психотерапии в психиатрической службе по месту жительства. Аус. Психиатрия 11, 284–289. 10.1046/j.1440-1665.2003.00574.x [CrossRef] [Google Scholar]
  • Roediger E., Dieckmann E. (2012). Схематерапия: интегративный подход к расстройствам личности. Психотер. Психосом. Мед. Психол. 62, 142–148. 10.1055/s-0032-1304615 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Станжер У., Шрамм Э., Хайденрайх Т., Бергер М., Кларк Д.М. (2011). Когнитивная терапия против межличностной психотерапии при социальном тревожном расстройстве: рандомизированное контролируемое исследование. Арка Общая психиатрия 68, 692–700. 10.1001/archgenpsychiatry.2011.67 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Stricker G., Gold JR (2001). Введение в психотерапевтическую интеграцию. психиатр. Times 28. Доступно в Интернете по адресу: http://www.psychiatrictimes.com/articles/introduction-psychotherapy-integration
  • Таска Г. А., Сильвестр Дж., Бальфур Л., Чюрлия Л., Эванс Дж., Фортин-Лангелиер Б. и др. (2015). Чего хотят клиницисты: результаты опроса сети исследований психотерапевтической практики. Психотерапия (Шик). 52, 1–11. 10.1037/a0038252 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Wampold B. E., Imel Z.E. (2015). Великие дебаты о психотерапии: доказательства того, что заставляет психотерапию работать. Лондон: Рутледж. [Google Scholar]

Статьи из Frontiers in Psychology предоставлены здесь с разрешения Frontiers Media SA


Интегративное консультирование — Справочник консультирования

Написано Ребекка Райт

Ребекка Райт

Группа содержания каталога консультирования

Последнее обновление: 24 сентября 2018 г. | Срок следующего рассмотрения 25 марта 2020 г.

Прыгать на: Что такое интегративное консультирование? Какова цель интегративного консультирования? Как работает интегративная терапия? Преимущества интегративного консультирования

Интегративное консультирование — это комбинированный подход к психотерапии, объединяющий различные элементы конкретных видов терапии.

Интегративные терапевты считают, что не существует единого подхода, который мог бы лечить каждого клиента во всех ситуациях. Скорее, каждого человека нужно рассматривать как единое целое, и методы консультирования должны быть адаптированы к его индивидуальным потребностям и личным обстоятельствам.


Что такое интегративное консультирование?

Консультант Карен Джанас объясняет, что такое интегративное консультирование; различные модальности, включенные в подход (такие как внимательность и когнитивно-поведенческая терапия), и то, как это может принести вам пользу.

Интегративное консультирование поддерживает идею о том, что существует множество способов изучения и понимания человеческой психологии — ни одна теория не дает ответа на этот вопрос. Все теории считаются ценными, даже если их основополагающие принципы противоречат друг другу — отсюда и необходимость их интеграции.

Интегративный подход также относится к включению личности и потребностей человека – интеграции аффективных, поведенческих, когнитивных и физиологических систем внутри одного человека, а также к социальным и духовным аспектам. По сути, интегративные консультанты озабочены не только тем, что работает, но и тем, почему это работает — подстраивая терапию под своих клиентов, а не клиента под терапию.


Какова цель интегративного консультирования?

Интегративное консультирование направлено на содействие исцелению и облегчению целостности, обеспечивая максимальное раскрытие потенциала всех уровней личности и функционирования (психическое, физическое и эмоциональное здоровье). Клиенты должны быть привержены самоисследованию и открыты для определения того, какие факторы в их жизни увековечивают проблемы и/или вызывают текущие опасения.

В частности, интегративный подход помогает клиентам встречать каждый момент открыто и достоверно, не формируя заранее мнение, ожидание или отношение. Это позволяет им лучше сосредоточиться на страхах и обидах, которые ограничивают их психологическую свободу, и распознавать конкретные триггеры, которые могут вызывать разрушительные модели поведения.

Благодаря этому осознанию интегративная терапия помогает создать здоровый союз между разумом и телом, позволяя клиентам начать ставить цели и практиковать новые модели поведения, которые позволят им преодолеть свои ограничения и обрести большее удовлетворение от жизни. Это будет достигнуто наряду с другими целями, которые вовлекаются в терапию посредством интеграции других подходов. Все они будут адаптированы к личным ограничениям клиента и внешним ограничениям.


Как работает интегративная терапия?

Роль консультанта в рамках интегративной терапии заключается в адаптации терапевтического опыта к каждому отдельному клиенту с использованием конкретных техник и ключевых концепций, взятых из различных подходов, которые считаются подходящими для клиента и его потребностей.

Интеграция подходов 

Центральная предпосылка интегративного консультирования заключается в том, что существует множество способов изучения и понимания человеческого функционирования.

Интеграция может происходить посредством различных модальностей/систем перспективы, включая:

  • гуманистическую терапию
  • психоаналитическая и психодинамическая терапия
  • когнитивная и поведенческая терапия

Каждый подход предлагает объяснение и понимание человеческого поведения, а также уникальное понимание ключевых факторов, которые приведут к изменениям в поведении и других областях функционирования, таких как познание и эмоции. Они могут быть усилены при избирательной интеграции с другими элементами терапии.

Если интегративный терапевт работает с клиентом, у которого есть поведенческие проблемы, он может начать терапию с корректировки поведенческого функционирования и уменьшения симптомов. Это может включать применение когнитивно-поведенческих техник, чтобы помочь клиенту установить некоторый контроль над своим функционированием, прежде чем переходить к следующему этапу терапии (т. е. работа над улучшением и понимание поведения, эмоций и мыслей клиента).

На этой стадии терапевт может использовать психоаналитические техники, которые напоминают детские переживания и интерпретацию, анализ сновидений или анализ переноса.

Отношения между клиентом и терапевтом 

Отношение и присутствие интегративного консультанта — еще один важный элемент интегративной терапии. Обычно считается, что наиболее эффективная модель требует, чтобы терапевт был непредвзятым, межличностным и стремился установить отношения поддержки и сотрудничества со своим клиентом. Они также должны заниматься глубоким, внимательным слушанием без предпосылок, которые могут исказить понимание.

Этот значимый контракт между равными, как полагают, расширяет возможности клиентов, помогая им исследовать и распознавать модели поведения, которые необходимо устранить посредством изменений и постановки новых целей. Этот аспект интегративной терапии часто называют личной интеграцией терапевтов — они полностью посвящают себя клиенту и своему исследованию себя.


Преимущества интегративного консультирования

Основным преимуществом интегративной терапии является ее гибкость и сосредоточенность на человеке в целом. Интеграция различных подходов означает, что терапию можно адаптировать для удовлетворения различных потребностей и проблем, что, возможно, делает ее более гибким и инклюзивным подходом к лечению, чем более традиционные, уникальные формы психотерапии.

Интегративный подход может со временем развиваться, чтобы учитывать изменения в жизни или события, которые могут возникнуть в ходе терапии.

— Д-р Корнилия Гивисси пишет в статье «Какая терапия мне подходит?».

Это может быть особенно полезно для тех, кто хочет преодолеть негативные модели поведения, вызванные тревогами, страхами или фобиями. Он может быть одинаково эффективен для любой другой проблемы психического здоровья, которая сильно влияет на удовлетворенность жизнью, например:

  • наркомания
  • впадина
  • прошлые и текущие травмы
  • тяжелая утрата
  • низкая самооценка

Было также обнаружено, что он полезен для улучшения повседневной деятельности у детей с аутизмом и трудностями в обучении, что может повлиять на четыре аспекта человеческого функционирования — аффективную, поведенческую, когнитивную и физиологическую системы.

Методы интегративной психотерапии могут быть включены практически в любой вид терапевтической работы с детьми, подростками и взрослыми в индивидуальной или групповой практике.

Из-за глубокого изучения проблем и постановки целей интегративное консультирование обычно требует значительных затрат времени со стороны клиента.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts