Интеллект | Понятия и категории
ИНТЕЛЛЕКТ (INTELLIGENCE). Большая или меньшая способность решать проблемы, иначе говоря, способность понимать новое и сложное.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 223
КУБИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (от лат. structures — взаиморасположение и intellectus — ум). Теория структуры интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом (Guilford J. P., Hopfner R. Analysis of Intelligence. N. Y., 1971) и построенная на основе факторных исследований. В отличие от теории K. Терстоуна, в которой факторный анализ был средством выявления первичных способностей, в теории Дж.
Tags:
Психология
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellects — ум, рассудок, разум). Система когнитивных процессов, которые имеют индивидуальную выраженность. Характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Tags:
Психология
ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — ум, рассудок, разум) — в общем смысле способность мыслить; в гносеологии — способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания — чувственному и интуитивному; в психологии — рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики — эмоциям, воображению, воле и т. д. В истории философии понятие «интеллект» совершило длительную эволюцию.
Tags:
Философия
ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ — высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда др. высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.
Tags:
Психология
ИНТЕЛЛЕКТ — система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать своё поведение и деятельность в нём, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности. Таково самое общее определение понятия интеллект, которое разными авторами определяется по-разному. Обратимся к западноевропейской тестологии, которой в течение столетия принадлежала монополия в изучении интеллекта. Прежде всего предоставим слово В.
Tags:
Психология
АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — в схоластике высшая и низшая способности (части, стороны или функции) познающего человеческого разума: пассивный разум работает с чувственными данными от отдельных вещей, упорядочивает их, систематизирует, но не может выявить общие идеи (универсалии) в глубине опытных данных; активный разум своим естественным светом освещает образы вещей и извлекает из них универсальное содержание. По Фоме Аквинскому, активный интеллект необходим для понимания подобно тому, как свет необходим для того, чтобы видеть.
Tags:
Философия
ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ — 1) условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека; 2) совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины (компьютера) решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории искусственного интеллекта составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров…Tags:
Философия
Информатика
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Иное понятие И. определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и т.
Tags:
Психология
Философия
УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellects — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире.
Важнейший источник информации, перерабатываемой и преобразуемой умом, и объект приложения выработанных им знаний, решений и целей — объективный мир.Tags:
Психология
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — психическая способность к сознаваемому нестереотипному поиску и узрению адекватных содержанию форм мышления и целесообразных способов поведения, основанных на опыте и знаниях и в то же время имеющих тенденцию к опережению событий и опыта. И. проявляется как конкретная форма единства рациональных созидательных способностей и орудий интеллектуальной деятельности, к которым относятся: память и интеллектуальные орудия труда (технические и информационные средства, методики, научные теории и др.). И.
Tags:
Психология
Философия
44.Понятие интеллекта, его структура, функции
Интеллект-совокупность всех познавательных процессов от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект является основной формой познания действительности, включ. в себя индивидуальные особенности личности с предпосылками умственной деятельности. Интеллектуальные способности не являются врождёнными. Пиком интеллектуальных способностей является возраст 35 лет.
Функции интеллекта:
1 способность к обучению, 2 оперирование символами, 3 способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности
Структура интеллекта по Х. Айзенку — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.
45. Коэффициент интеллекта
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Тесты
IQ разрабатываются так, чтобы результаты
описывались нормальным
распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким
разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ
между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше
110. Средний IQ выпускников вузов составляет
115,
47. Понятие способностей и задатков, их взаимосвзять
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях( уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
48. Виды способностей
Способности различают общие и специальные способности.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов
деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
Интеллект и IQ: понятие и определения — RajRAS
Интеллект — один из основных параметров, используемых для понимания того, чем люди отличаются друг от друга. В более широком смысле термин Интеллект используется для обозначения наличия таких качеств, как бдительность, быстрота ума, уровень академических успехов, статус в профессии или достижение выдающегося положения в определенной области деятельности и так далее.
Интеллект в психологии
Интеллект был важной и противоречивой темой на протяжении всей истории психологии. Помимо вопросов о том, как именно определить интеллект, по сей день продолжаются споры о том, возможны ли вообще точные измерения.
Определения интеллекта:
Общие определения:
- Оксфордский словарь объясняет интеллект как способность восприятия, обучения, понимания и знания .
- В Индийские системы мысли buddhi (интеллект) — определяется как nischayatmikabuddhih (принимающий решения) описывается как внутренний инструмент ( antahkarana ), который обладает мудростью, благоразумием, эмоциями, социальными ценностями и отношениями.
Определения психологов:
- Альфред Бине был одним из первых психологов, которые работали над интеллектом. Он определил ее как способность хорошо судить, хорошо понимать и хорошо рассуждать 9.0017 .
- Wechsler понимал интеллект с точки зрения его функциональности, т. е. его значения для приспособления к окружающей среде. Он определил ее как глобальную и совокупную способность человека мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой .
- Роберт Штернберг определил это как « способность адаптироваться, формировать и выбирать окружающую среду для достижения своих целей, а также целей своего общества и культуры ».
Общим элементом нескольких определений является адаптация , способность изменять свое поведение в соответствии с требованиями окружающей среды. Вторым общим элементом является способность мыслить абстрактно, используя символы. Способность получать новую информацию или учиться на собственном опыте также является третьим общим элементом. Однако представляется, что поиск удовлетворительного определения — это бесконечный поиск.
Концепция IQ
Под впечатлением книги Чарльза Дарвина « Происхождение видов » его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон уделял все больше внимания измерению антропологических и психологических явлений. Он ввел термин ментальный тест и изобрел первые методы психологических тестов для измерения интеллекта и способностей.
В 1905 году французский психолог Альфред Бине вместе с Виктором Анри и Теодором Симоном завершили свой первый тест со списком из 30 задач, касающихся способности ребенка понимать и рассуждать с объектами в окружающей среде. В 1908 была внесена доработка, в которой предметы были расположены по возрастным уровням. Наивысший возрастной уровень, который ребенок мог успешно выполнять, назывался его умственным возрастом .
Термин «коэффициент интеллекта», или IQ, был впервые введен немецким психологом по имени Уильям Штерн . В 1912 году он предложил разделить этот умственный возраст ( MA ) на хронологический возраст ( CA ) для каждого ребенка, который, умноженный на 100, стал IQ. Число 100 используется в качестве множителя, чтобы избежать десятичной точки.
С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, что привело к разработке многих других тестов навыков и способностей.
Присоединяйтесь к каналу Telegram
Пользовательский поиск
Отказ от ответственности
RajRAS не является государственным веб-сайтом . Это частная инициатива и не имеет отношения или принадлежности к какой-либо государственной организации.
Последние сообщения
Значение, природа и характеристики интеллекта
Одной из наиболее важных переменных, влияющих на обучение в школе, является интеллект. Интеллект – это способность приобретать и применять знания. Успехи в школе и колледже, в собственной профессии, социальная адаптация, владение общей информацией и т. д. — все это связано с понятием «интеллект». Слово интеллект происходит от латинского глагола «intellegere» , что означает понимание.
Согласно Альфреду Бине интеллект — это способность к суждениям или здравому смыслу. Торндайк определяет интеллект как «способность человека эффективно справляться с ситуациями». Для Жана Пиаже «интеллект — это способность приспосабливаться к окружающей среде». По словам Сирила Берта, «Интеллект — это способность гибко приспосабливаться». По словам Дэвида Векслера (1977): «Глобальная способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой». сложные идеи, чтобы быстро учиться и учиться на собственном опыте. Это не просто изучение книг, узкий академический навык или ловкость при сдаче тестов.
Проще говоря, интеллект — это не что иное, как мыслительные способности и способность адаптироваться к повседневному жизненному опыту и учиться на нем.
Кто умнее? Инженер, проектирующий мост, менеджер, мотивирующий своих сотрудников, профессор, ведущий занятия, скрипач в симфоническом оркестре, писатель, пишущий рассказ, африканский бушмен, ищущий воду в пустыне?
Природа и характеристики интеллекта и его развитие:
Интеллект не приобретается в результате длительного труда. Это подарок природы. Интеллект — это не память. У умного человека может быть плохая память. Интеллект — это не навык, который рабочий приобретает после планомерной практики. Интеллект не является гарантией хорошего поведения человека.
Чтобы понять природу интеллекта, нам нужно знать классификацию интеллекта, данную Э.Л. Торндайк и Гаррет:
1. Конкретный интеллект – Способность человека понимать реальные ситуации и адекватно реагировать на них. Конкретный интеллект проявляется в различных действиях повседневной жизни. Этот тип интеллекта применим, когда человек имеет дело с конкретными предметами или лекарствами. Инженеры, механики и архитекторы обладают этим типом интеллекта.
2. Абстрактный интеллект – Это способность реагировать на слова, цифры и символы. Абстрактный интеллект требуется в обычных академических предметах в школе. Это приобретается после интенсивного изучения книг и литературы. Хорошие учителя, юристы, врачи, философы и т. д. обладают этим типом интеллекта.
3. Социальный интеллект – Означает способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Адекватная адаптация в социальных ситуациях является показателем социального интеллекта. Обладатели этого типа интеллекта владеют искусством завоевывать друзей и влиять на них. Лидеры, министры, члены дипломатических источников и социальные работники имеют его.
Таким образом, мы видим природу интеллекта как способность приспосабливаться к окружающей среде, способность воспринимать отношения между различными объектами и методами, способность решать проблемы, способность мыслить независимо, способность учиться максимуму за минимальное время, способность извлекать пользу из собственного опыта и опыта других.
Таким образом, интеллект является врожденной способностью человека, распределение интеллекта неодинаково среди всех людей. Существуют широкие индивидуальные различия, которые существуют между людьми в отношении интеллекта.
Характеристики Интеллекта:
Основные характеристики Интеллекта следующие:
- Интеллект является врожденным естественным даром ребенка.
- Помогает ребенку максимально усвоить материал за минимальное время.
- Ребенок способен предвидеть будущее и соответственно планировать.
- Ребенок может воспользоваться своим предыдущим опытом.
- Ребенок смотрит в будущее с согласием.
- У него развивается чувство различения между правильным и неправильным.
- Период развития интеллекта – от рождения до подросткового возраста.
- Существует небольшая разница в развитии интеллекта между мальчиками и девочками.
- Существуют индивидуальные различия в отношении интеллекта между мальчиками и девочками.
- Интеллект в основном определяется наследственностью, но для его улучшения необходима подходящая среда.
Развитие интеллекта:
Почти все психологи согласны с тем, что интеллект повышается до подросткового возраста и снижается в старости. По Пинтеру, развитие интеллекта происходит быстрыми темпами до 14 лет, а затем останавливается на каком-либо этапе в возрасте от 14 до 22 лет.
По мнению Термана, учащиеся и взрослые достигают предела роста своего интеллекта в возрасте 16 лет. По мнению Бине, этот предел достигается в возрасте 15 лет.
По словам Оттиса, интеллект растет к 18 годам. Исследователи Торндайка обнаруживают, что способность к обучению развивается у человека до 22 лет и продолжает действовать до 45 лет.
По мнению некоторых психологов, интеллект тупых детей растет только до 14 лет, а нормальных — до 16 лет.
В случае с гениальными детьми категория продолжает расти до двадцатилетнего возраста.
Однако точный возраст, до которого растет интеллект, не определен. Эта проблема остается и сегодня, как и раньше.
Заключение: Можно справедливо сказать, что интеллект — это способность приспосабливаться, думать, понимать, рассуждать и действовать наилучшим образом. Мы также можем заключить, что в раннем детстве наблюдается период относительно быстрого роста интеллекта, за которым следует более медленный поздний подростковый возраст.