Что такое эмоциональный интеллект и как он определяет нашу жизнь
Что такое эмоциональный интеллект
В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя исследования американских ученых. В тот момент они активно искали ингредиент успешности, анализируя достижения разных людей в детском и взрослом возрасте, их когнитивные и социальные навыки. Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей. Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий. Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь. И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.
Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.
© JakeOlimb; erhui1979 / istockphoto.com
На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
— Осознание себя —Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни. Исходя из эмоций он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции. Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса. Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.
— Саморегуляция —Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых. Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров. Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям. Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.
— Мотивация —Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее. Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.
Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям. Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше. В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время. Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни все работает примерно так же. Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.
— Эмпатия —В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание. В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия. Менеджер, который слышит подчиненных и дает им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.
— Социальные навыки —Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию. Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе. И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции. Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.
Как улучшить эмоциональный интеллект: 5 действенных шагов
В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.
© Vijay Patel; erhui1979 / istockphoto.com
— Шаг первый —
Ставить себя на место другого человека
Для начала неплохо бы изучить человека, на место которого мы хотим себя поставить. Плачущий маленький ребенок чаще всего устал или голоден. Раздраженная соседка могла не выспаться из-за стройки под окном. Недовольный коллега переживает трудное расставание. На маму свалилось слишком много новой работы. Жена устала, разрываясь между домом и работой. У босса похмелье, он хмурый и дает резкие комментарии.
— Шаг второй —
Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. Один из лучших способов — пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. Так вы, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход: неслучайно от гнева советуют активные виды спорта и пробежки, а тревогу не советуют заедать сладким. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам. И навсегда отделите эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных: не нужно осмысливать поведение раздраженного в общественном транспорте человека, а вот постоянные претензии партнера стоит принять во внимание.— Шаг третий —
Расширять кругозор
Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. В мировой литературе и кино обнаружатся скромники и карьеристы, аферисты и идеалисты, и у каждого из них будет своя захватывающая история. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
— Шаг четвертый —
Думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. Подумайте, какая жизнь вам важна и комфортна и какие действия вас к ней приведут. Адаптируйте бюджет под свои цели и учитесь экономить. Откладывайте деньги на продуманную покупку.
— Шаг пятый —
Пройти тренинг или психотерапию
Очень часто для глубоких изменений трудно найти ресурсы и знания, чтобы совершить резкий качественный скачок в понимании себя и других. В таком случае психологический тренинг или психотерапия могут быть очень полезным инструментом на пути познания себя. Тренинг рекомендуется психологически здоровым людям, без проблем с аппетитом и сном, в устойчивом позитивном состоянии для достижения карьерных и личных целей с персональным коучем по мотивации.
Психотерапия — более глубокое и долгосрочное предприятие, требующее переоценки себя, своих достижений, окружения и образа жизни. Часто она сопровождается приобретением новых привычек, расставанием с токсичным окружением, сменой работы и даже места жительства, и ни один хороший терапевт не подскажет, в какой пункт назначения терапия вас приведет. И тренинги, и терапия направлены на расширение эмоционального интеллекта, развитие способности определять и контролировать эмоции, работать со страхами и негативными установками и преодолевать негативные паттерны через принципиально новый набор действий. Не ссориться, когда хочется. Выслушать, когда тянет поговорить. Прийти на помощь, когда попросили об этом. Видеть большую картину за рамками привычного. Всему этому учат хорошие тренинги и психотерапия, когда попадают на благодатную почву — человека, готового работать над собой.
Теги: психология
Социальный интеллект как психологический феномен
Войтко Вероника Тимуровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка факультета иностранных языков педагогического института
Аннотация
Данная статья посвящена такому понятию, как социальный интеллект, и его влиянию на интеллектуально – творческую способность.
Ключевые слова: интеллект, интеллект как социальный статус, интеллектуально-творческая способность
Библиографическая ссылка на статью:
Войтко В.Т. Социальный интеллект как психологический феномен // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8520 (дата обращения: 05.12. 2022).
Социальный интеллект как интеллектуально-творческая способность определяет успешность общения посредством социального интереса, который трактуется как процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных отношений с другими людьми посредством общения. Более того, основной составляющей социального интеллекта является социальный интерес, объединяющий и регулирующий коммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, и способствующий правильному пониманию поведения людей в межличностном взаимодействии.
По мнению ученых, личность, обладающая социальным интеллектом, характеризуется следующими качествами: развитым чувством социального, способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности положительные взаимоотношения.
Термин “социальный интеллект” был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения “дальновидности в межличностных отношениях”. Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый “социальный дар”, обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания [1, с.67].
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. По мнению Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:
1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению “фигуры из фона” в гештальт-психологии).
2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
5. Познание преобразований поведения – способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.
6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации [2, с.112].
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности [3, с.119]. В российской психологии понятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под ним устойчивое, основанное на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также
других людей. Социальный интеллект включает в себя сензитивность – особую имеющую эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагает эмпатию – способность сочувствовать, проявление эмоционального резонанса на переживания другого.
Е.С. Михайлова определяет социальный интеллект как интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление.
Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий [4, с.22].
По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Х.Гарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев) социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является, используемое В.А. Лабунской, понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека [5, с. 66].
Таким образом, социальный интеллект – относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе белее «формального» мышления, проверяемого тестами интеллекта. Мы выяснили, что социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия.
Библиографический список
- Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения М: Наука 1978. – 67с.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд.МГУ., 1982. – 112с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. // М.: Педагогика-пресс. – 1999 г. – 119с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер. 1999. – 22с.
- Емельянов, Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Психология социальных ситуаций/сост. и общ. ред. Н.В.Гришиной. СПб.:Питер. 2001., – 66с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Верховенко Вероника Тимуровна»
Лидерство с психологическим интеллектом
- ESMT Берлин
- Исполнительное образование
- Открытые программы
- Лидерство
- Лидерство с психологическим интеллектом
Программа Executive Education на английском языке
- Описание
- Загрузки
- Инсайты
- Познакомьтесь с персоналом
ОписаниеДаты программыЗагрузкиИнтересная информацияЗнакомство с персоналом
Ваш профиль
- Руководители различных лиц или групп, чья способность мобилизовать таланты и усилия других непосредственно влияет на успешное достижение целей компании.
Преимущества
- Лучшее понимание принципов человеческого поведения в организациях
- Растущее признание ваших идей и рабочих запросов
- Установление более продуктивных рабочих отношений
- Понимание собственных мотивов лидерства и поведения
Темы
- Эмоциональные и социальные компетенции лидеров
- Работа с психологически сложными ситуациями, связанными с работой
- Борьба с необходимым злом
- Преодоление внутренних барьеров к изменениям
- Стойкость и настойчивость перед лицом невзгод
- Стили руководства
Ваш профиль
- Руководители разных людей или групп, чья способность мобилизовать таланты и усилия других непосредственно влияет на успешное достижение целей компании.
Преимущества
- Лучшее понимание принципов человеческого поведения в организациях
- Растущее признание ваших идей и рабочих запросов
- Установление более продуктивных рабочих отношений
- Понимание собственных мотивов лидерства и поведения
Темы
- Эмоциональные и социальные компетенции лидеров
- Работа с психологически сложными ситуациями, связанными с работой
- Борьба с необходимым злом
- Преодоление внутренних барьеров к изменениям
- Стойкость и настойчивость перед лицом невзгод
- Стили руководства
Интервью
Интервью с Кэрол Кауфман, Институт коучинга (Гарвардская медицинская школа)
Свидетельство
Марсьяль Дантуа о «Лидерстве с психологическим интеллектом»
Программ было
разработали и будут возглавлять
преподаватели ESMT
и приглашенные преподаватели ESMT.
Они также будут направлять и
консультировать вас на протяжении всей
учебы.
Эту программу также можно пройти в рамках учебной программы последипломного образования по менеджменту . Поднимите свою карьеру на новый уровень и получите официальное признание своего профессионального развития с помощью этого сертификата университетского уровня.
Получите сертификат
Дополнительные программы
Der von Ihnen ausgewählte Inhalt ist nur auf Englisch verfügbar. Möchten Sie фортфарен?
Я.
Неин.
Auswahl speichern.
Какие тесты интеллекта пропускают | BPS
Как в психологии, так и среди неспециалистов высокие баллы по тестам интеллекта считаются признаком хорошего мышления. Это не безосновательно. Прошло уже более 100 лет с тех пор, как Спирмен впервые сообщил об одном общем факторе интеллекта, известном как g или «положительное многообразие» — тенденции результатов различных когнитивных тестов коррелировать. Действительно, когнитивный процесс или феномен редко оказывается независимым от g (Кэрролл, 19).93), поэтому разумно предположить, что конструкция общего интеллекта охватывает большую часть познания.
Показательно, что, когда критики тестов IQ пытаются утверждать, что такие тесты не в состоянии оценить многие важные области психологического функционирования, они часто указывают на некогнитивные области, в том числе: социально-эмоциональные способности, мотивацию, эмпатию, мораль и межличностные отношения. навыки. Ориентируясь на эти некогнитивные области, эти критики косвенно подтверждают предположение о том, что тесты IQ исчерпывающе охватывают когнитивную область.
IQ ? RQ
Наша исследовательская группа поставила под сомнение тесты IQ гораздо более фундаментально, чем средний критик. Наш аргумент состоит в том, что интеллект, как его обычно измеряют, не учитывает важные когнитивные области — области самого мышления.
Мы пришли к такому выводу благодаря нашему давнему интересу к программе исследования эвристики и предубеждений, начатой Канеманом и Тверски несколько десятилетий назад (Kahneman & Tversky, 1972, 1973; Tversky & Kahneman, 19). 74). В 2002 году Канеман получил Нобелевскую премию по экономике (Тверски умер в 1996 году). В пресс-релизе Шведской королевской академии наук внимание ученых было обращено на то, что корни отмеченной наградами работы заключаются в «анализе человеческих суждений и принятия решений когнитивными психологами». Канемана цитировали за то, что он открыл, «как человеческое суждение может использовать эвристические сокращения, которые систематически отходят от основных принципов вероятности». Его работа вдохновила новое поколение исследователей в области экономики и финансов на то, чтобы обогатить экономическую теорию, используя идеи когнитивной психологии для внутренней человеческой мотивации» 9.0015
Одна из причин того, что работа Канемана и Тверски оказала такое влияние, заключалась в том, что в ней затрагивались глубокие вопросы, касающиеся человеческой рациональности. Как отмечалось в заявлении Нобелевской премии, «Канеман и Тверски обнаружили, что суждения в условиях неопределенности систематически расходятся с той рациональностью, которая постулируется в традиционной экономической теории». Таким образом, мыслительные ошибки, обнаруженные Канеманом и Тверски, не являются тривиальными ошибками в салонной игре. Быть рациональным означает действовать для достижения собственных жизненных целей, используя наилучшие возможные средства. Нарушение правил мышления, исследованных Канеманом и Тверски, имеет практическое последствие, заключающееся в том, что мы становимся менее довольными своей жизнью.
Работа Канемана и Тверски, наряду с работой многих других исследователей, показала, как базовая архитектура человеческого познания делает всех нас склонными к этим ошибкам суждений и принятия решений. Но склонность к этим ошибкам не означает, что мы всегда их совершаем. Каждый человек в некоторых случаях преодолевает склонность к этим ошибкам в рассуждениях и вместо этого дает рациональный ответ. Что еще более важно, наша исследовательская группа показала, что между людьми существуют систематические различия в склонности к ошибкам в суждениях и принятии решений.
Тот факт, что существуют систематические индивидуальные различия в суждениях и ситуациях принятия решений, изученных Канеманом и Тверски, означает, что существуют различия в важных атрибутах человеческого познания, связанных с рациональностью – насколько мы эффективны в достижении наших целей. Любопытно, что ни один из этих важнейших атрибутов человеческого мышления не оценивается с помощью тестов IQ (или их заменителей, таких как тесты академических способностей), учитывая, что тип «хорошего мышления», изученный Канеманом и Тверски, был признан достойным Нобелевской премии. Эта аномалия тем более странна, что большинство неспециалистов и ученых склонны думать, что тесты IQ — это тесты на «хорошее мышление».
Что такое рациональность?
Думать рационально означает предпринимать соответствующие действия с учетом своих целей и убеждений (инструментальная рациональность) и придерживаться убеждений, соизмеримых с имеющимися данными (эпистемическая рациональность). В совокупности многие задачи программы эвристики и предубеждений — и еще более обширная литература по науке принятия решений — составляют рабочее определение рациональности в современной когнитивной науке (Stanovich, 2011). Психологи тщательно изучили аспекты инструментальной рациональности и иррациональности, а также эпистемологической рациональности и иррациональности (примеры см. во вставке) 9.0015
Короче говоря, у нас есть обширный и богатый набор операционализации концепции рациональности в современной когнитивной науке. Ни один из этих операционных показателей не оценивается с помощью обычных тестов IQ. Тем не менее люди (включая ученых) часто говорят так, как если бы они были таковыми. Например, многие концепции интеллекта определяют его как адаптивное принятие решений. Адаптивное принятие решений — это квинтэссенция рациональности, но элементы, используемые для оценки интеллекта в общепринятых тестах, не имеют ничего общего с показателями принятия решений.
Однако здесь есть важная оговорка. Хотя тесты не могут напрямую оценить рациональное мышление, можно утверждать, что процессы, которые выявляются тестами IQ, в значительной степени перекрываются с различиями в способности рационального мышления. Возможно, интеллект тесно связан с рациональностью, хотя задачи, затрагивающие последнюю, не оцениваются непосредственно в тестах. Вот тут-то и появляются эмпирические исследования, некоторые из которых были проведены нашей собственной исследовательской группой. Мы обнаружили, что многие задачи на рациональное мышление обнаруживают удивительную степень диссоциации от когнитивных способностей в университетских выборках. Смещение Myside, например, практически не зависит от интеллекта (Stanovich et al., 2013). Люди с более высоким IQ в университетской выборке не менее склонны обрабатывать информацию с эгоцентрической точки зрения, чем люди с относительно низким IQ. Многие классические эффекты из литературы по эвристикам и предубеждениям — пренебрежение базовым уровнем, эффекты фрейма, эффекты конъюнкции, предвзятость привязки и предвзятость результатов — также совершенно не зависят от интеллекта, если их запускать в планах между субъектами (Stanovich & West, 2008). Были обнаружены корреляции с интеллектом (например, Bruine de Bruin et al., 2007; Станович, 2009).; Stanovich & West, 1998, 2000) примерно (по абсолютной величине) в диапазоне от 0,20 до 0,35 для задач вероятностного рассуждения и задач научного рассуждения, измеряющих различные рациональные принципы (обнаружение ковариаций, проверка гипотез, систематическая ошибка подтверждения, дизъюнктивное исследование). рассуждение, пренебрежение знаменателем и байесовское рассуждение). На самом деле, даже после поправок на надежность и ограничение дальности, это величина корреляции, которая допускает существенные расхождения между интеллектом и рациональностью. Таким образом, интеллект не является прививкой от многих источников иррационального мышления.
Разработка теста на рациональность
Если мы хотим оценить различия в рациональном мышлении, нам нужно непосредственно оценить компоненты рационального мышления с помощью теста RQ (коэффициент рациональности). Практически, с точки зрения когнитивной технологии, которая сейчас существует, это выполнимо. Ничто концептуально или теоретически не мешает нам разработать такой тест. Нам известны типы мыслительных процессов, которые можно было бы оценить с помощью такого инструмента, и у нас есть прототипы типов задач, которые можно было бы использовать в областях как инструментальной рациональности, так и эпистемологической рациональности. Таким образом, нет никаких серьезных препятствий, препятствующих разработке теста RQ. Именно этим занимается наша исследовательская лаборатория благодаря трехлетнему гранту от Фонда Джона Темплтона. В частности, мы пытаемся создать первый прототип инструмента оценки, который будет всесторонне измерять индивидуальные различия в рациональном мышлении.
Рациональное мышление может быть разделено на текучие и кристаллизованные компоненты по аналогии с текучими и кристаллизованными формами интеллекта, описанными в теории интеллекта Кеттелла/Хорна/Кэрролла (Carroll, 1993; см. Таблицу 1, стр. 82, версия в формате PDF). Текучая рациональность включает в себя процессную часть рационального мышления — мыслительные установки рефлексивного разума, ведущие к рациональному мышлению и действию. Кристаллизованная рациональность охватывает все структуры знания, относящиеся к рациональному мышлению.
В отличие от изменчивого интеллекта, изменчивая рациональность, скорее всего, многогранна и состоит из множества различных когнитивных стилей и склонностей. Будучи многогранной концепцией, подвижная рациональность не может быть оценена с помощью одного типа элементов, как, например, однородные прогрессивные матрицы Равена, обеспечивающие хорошую меру подвижного интеллекта.
Концепция кристаллизованной рациональности имеет два подразделения, как показано в таблице 1. Структуры знаний, способствующие рациональному мышлению, называются кристаллизованными фасилитаторами. Структуры знаний, препятствующие рациональному мышлению, называются кристаллизованными ингибиторами. Каждая из этих подкатегорий кристаллизованной рациональности, подобно текучей рациональности, многогранна. Без изучения кристаллизованных фасилитаторов людям будет не хватать декларативных знаний, необходимых для того, чтобы действовать рационально. Однако не все кристаллизованные знания полезны — либо для достижения наших целей (инструментальная рациональность), либо для наличия точных убеждений (эпистемическая рациональность). Отсюда и категория выкристаллизовавшихся ингибиторов (например, астрология) в таблице.
Таблицу 1 не следует путать со списками «хороших стилей мышления», которые появляются в учебниках по критическому мышлению. С точки зрения предоставления основы для системы оценки рационального мышления, она значительно превосходит такие списки по ряду причин. Во-первых, многие попытки составления этих списков в учебниках имеют дело только с аспектами изменчивой рациональности и обходят вниманием кристаллизованные базы знаний, необходимые для рационального мышления и действия. Напротив, наша схема оценки рациональности подчеркивает, что кристаллизованное знание лежит в основе многих рациональных реакций (кристаллизованные фасилитаторы) и что кристаллизованное знание также может быть прямой причиной иррационального поведения (кристаллизованные ингибиторы).
Что еще более важно, концептуальные компоненты характеристик флюидов и кристаллизованные базы знаний, перечисленные в таблице 1, основаны на задачах или парадигмах когнитивной науки. То есть они не только потенциально измеримы, но и фактически применялись и измерялись по крайней мере один раз в научной литературе, и во многих случаях (например, влияние контекста на принятие решений; вероятностное рассуждение) они широко изучались.
Таким образом, большинство парадигм, которые будут использоваться в нашем оценочном устройстве, хорошо известны большинству когнитивных психологов. Например, существует множество парадигм, которые использовались для измерения устойчивости к «скупой обработке информации», первому важному измерению текучей рациональности в таблице 1. Например, в тесте на когнитивное отражение, разработанном Шейном Фредериком (2005), например, самый известный предмет гласит: «В общей сложности бита и мяч стоят 1,10 фунта стерлингов». Бита стоит на 1 фунт больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? При ответе на эту задачу многие дают первый пришедший в голову ответ — 10 пенсов — не задумываясь дальше и понимая, что это не может быть правильным. Тогда летучая мышь должна была бы стоить 1,10 фунта стерлингов, и тогда общая стоимость составила бы 1,20 фунта стерлингов, а не требуемые 1,10 фунта стерлингов. Люди часто не думают достаточно глубоко, чтобы осознать свою ошибку, а когнитивные способности (измеряемые коэффициентом интеллекта) не являются гарантией от совершения ошибки. Фредерик (2005) обнаружил, что большое количество избранных студентов университетов Массачусетского технологического института, Принстона и Гарварда были когнитивными скрягами — они ответили, что стоимость составляет 10 пенсов, а не правильный ответ… 5 пенсов.
Склонность к когнитивной скряге представляет собой проблему обработки человеческого мозга – это проблема текучей рациональности. Вторая широкая причина того, что люди могут быть менее чем рациональными, проистекает из проблемы содержания — когда инструменты рациональности (вероятностное мышление, логика, научное рассуждение) представляют декларативное знание, которое часто изучено не полностью, неточно или вообще не приобретено. Чтобы проиллюстрировать, насколько важным аспектом рационального мышления является присвоение событиям правильных вероятностных значений, рассмотрим следующую проблему, в которой часто оказываются застигнутыми врасплох как медицинский персонал, так и неспециалисты:
Представьте, что вирус XYZ вызывает серьезное заболевание, которое встречается у 1 из 1000 человек. Существует тест для диагностики заболевания, который всегда правильно показывает, что у человека, у которого есть вирус XYZ, он действительно есть. Тем не менее, тест имеет 5% ложноположительных результатов — тест ошибочно указывает, что вирус XYZ присутствует в 5% случаев, когда его нет. Теперь представьте, что мы случайным образом выбираем человека и проводим тест, и он дает положительный результат (указывает на то, что человек является XYZ-положительным). Какова вероятность того, что у человека действительно есть вирус XYZ?
Дело не столько в том, чтобы получить точный ответ, сколько в том, чтобы убедиться, что вы находитесь на правильном уровне. Ответы многих людей не являются. Самый распространенный ответ – 95 процентов. На самом деле, правильный ответ составляет примерно 2 процента! Почему ответ 2 процента? Из 1000 человек только один будет XYZ-положительным.
Если будут протестированы остальные 999 человек, тест неправильно покажет, что примерно у 50 из них есть вирус (0,05 умножить на 999) из-за 5-процентного процента ложноположительных результатов. Таким образом, из 51 пациента с положительным результатом теста только один (примерно 2 процента) будет на самом деле XYZ-положительным. Короче говоря, базовая ставка такова, что подавляющее большинство людей не имеют вируса. Этот факт в сочетании со значительной долей ложноположительных результатов гарантирует, что в абсолютных цифрах большинство положительных результатов будут у людей, у которых нет вируса.
Ошибки рационального мышления из-за таких пробелов в знаниях могут возникать в потенциально большом наборе областей, включая вероятностные рассуждения, причинно-следственные рассуждения, знание рисков, логику, практический счет, финансовую грамотность и научное мышление (важность альтернативных гипотез и т. д. ).
В других публикациях (например, Станович, 2011) мы предоставили многочисленные примеры задач, подобных описанным выше, которые измеряют каждую из концепций рационального мышления в таблице 1. Наша схема иллюстрирует основу нашей позиции, согласно которой не существует концептуального барьера для создания испытание рационального мышления. Однако это не означает, что это будет легко с точки зрения логистики. Наоборот, мы подчеркивали, что как текучая, так и кристаллизованная рациональность, вероятно, более разнообразны, чем аналогичные им интеллектуальные построения. Точно так же мы не утверждаем, что в настоящее время существуют всесторонние инструменты оценки для каждого из этих компонентов. Действительно, уточнение и масштабирование многих небольших лабораторных демонстраций, описанных в литературе, будет главной задачей нашего исследования. Наше настоящее утверждение состоит лишь в том, что в каждом случае лабораторные задания, появившиеся в опубликованной литературе, дают нам, как минимум, намек на то, как будет выглядеть всесторонняя оценка того или иного компонента.
Способность измерять индивидуальные различия в рациональном мышлении может иметь глубокие социальные последствия. В недавно опубликованной книге (Stanovich, 2011) мы показали, как недостатки в каждом из подкомпонентов рационального мышления связаны с практически важным результатом в реальной жизни, в том числе: выбор врачами неоптимального лечения; люди, не способные точно оценить риски в окружающей их среде; неправомерное использование информации в судебных разбирательствах; миллионы долларов, потраченные на ненужные проекты правительством и частным бизнесом; родители не вакцинируют своих детей; ненужная операция; миллиарды долларов, потраченные впустую на шарлатанские лекарства; и дорогостоящие финансовые ошибки (Барон, 2008; Станович, 2009). ).
Аналогичным образом, поток недавних книг таких исследователей, как Дэн Ариели, Ричард Талер и Касс Санстейн, описывает области практического, реального мышления, в которых люди получают неоптимальные результаты, потому что совершают ошибки рационального мышления. Например, неоптимальные инвестиционные решения были связаны с самоуверенностью, тенденцией чрезмерно объяснять случайные события и позволять эмоциям затуманивать суждения — все компоненты нашего теста на рациональное мышление. Крайне важно осознать, что интеллект оказался недостаточной прививкой от этих ошибок мышления и их негативных последствий.
Таким образом, у нас есть последовательные и хорошо операционализированные концепции рационального действия и формирования убеждений (например, работа Канемана, получившая Нобелевскую премию, и многие связанные с ней исследования). У нас также есть последовательная и хорошо функционирующая концепция разведки. Слияние этих понятий не служит никакой научной цели, потому что они очень разные. Наоборот, научный прогресс осуществляется путем дифференциации понятий. У нас есть многолетняя история измерения концепции интеллекта. Настало время вложить равную энергию как дисциплину в измерение не менее важного ментального качества — рациональности.
Box Text ( стр. 81, см. PDF )
Рациональное и иррациональное мышление
Инструментальная рациональность/иррациональность предвзятость по умолчанию
замена интуиции трудными оценками
переоценка краткосрочных вознаграждений за счет долгосрочного благополучия
выбор под влиянием ярких стимулов
решения, на которые повлиял нерелевантный контекст
Эпистемическая рациональность/иррациональность
склонность демонстрировать непоследовательные оценки вероятностей
чрезмерная уверенность в суждениях, основанных на знаниях
игнорирование базовых показателей
склонность не пытаться фальсифицировать гипотезы
склонность пытаться объяснить случайные события
корыстные личные суждения
оценка доказательств с предубеждением против моей стороны
Кит Э. Станович работает на кафедре прикладной психологии и человеческого развития Университета Торонто
[электронная почта защищена]
Ричард Ф. Уэс t находится в Университете Джеймса Мэдисона, Харрисонбург, Вирджиния
Ссылки
Барон, Дж. (2008). Думая и решая (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Брюн де Брюин, В., Паркер, А.М. и Фишхофф, Б. (2007). Индивидуальные различия в компетентности взрослых в принятии решений. Журнал личности и социальной психологии, 92, 938–956.
Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Фредерик, С. (2005). Когнитивное размышление и принятие решений. Журнал экономических перспектив, 19, 25–42.
Канеман, Д. и Тверски, А. (1972). Субъективная вероятность: оценка репрезентативности. Когнитивная психология, 3, 430–454.
Канеман Д. и Тверски А.