Интеллектуальная интуиция в философии это: интуиция интеллектуальная | это… Что такое интуиция интеллектуальная?

Содержание

интуиция интеллектуальная | это… Что такое интуиция интеллектуальная?

        ИНТУИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть и intellectus — познание, понимание, ум) — способность непосредственного познания интеллектом без обращения к чувствам; умозрение, созерцание рассудком. Интуитивное познание, как непосредственное, традиционно противопоставляется дискурсивному, как опосредованному. Несмотря на то что в немецкой терминологии 18— 19 вв. для обозначения И. и. чаще использовался термин «интеллектуальное созерцание (intellektuelle Anschauung)», ныне уместно говорить лишь о синонимии интеллектуального созерцания и И. и., но не о синонимии созерцания и интуиции как таковых. Если в 18 в. созерцание традиционно приписывается чувственности, а в случае признания И. и. — и рассудку, то оно рассматривается как рациональный процесс познания; со второй же половины 19 в. можно встретиться с представлениями об интуиции как о мистической или иррациональной способности познания, которая далеко не всегда приписывается интеллекту или рассудку; и в этом случае интуиция уже не находится в рамках противопоставления созерцание—понятие.

        Классическую трактовку И. и. дал Р. Декарт, хотя и без использования самого термина: интуиция есть «не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем»; «несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом» (Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 84). Сходным образом И. и. истолковывали Б. Спиноза, Д. Юм и иные мыслители Нового времени. Дж. Локк, как и Декарт, подчеркнул связь интуиции с дедукцией, или доказательством, определяя ее следующим образом: ум «воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он на нее направлен» (ЛоккДж.

Сочинения: В 3 т. М., 1985. Т. 2. С. 8). Таким образом, характерными чертами И. и. для философии Нового времени были очевидность, непосредственность, ясность, отчетливость, достоверность, отсутствие сомнения, невозможность неприятия, фундаментальность для всего остального знания и познания.

        И. Кант проводит различение между чувственностью как производным способом созерцания и интеллектуальным созерцанием как его первоначальным способом: если первый присущ конечному мыслящему существу, то второй — первосущности. Интеллектуальному созерцанию Кант приписывает некую божественную творческую силу, ибо с его помощью не только происходит познание, но и творится сам предмет познания, причем как со стороны материи, так и со стороны формы: «Сознание самого себя (апперцепция) есть простое представление о Я, и если бы через одно это представление самодеятельно было бы дано все многообразное в субъекте, то внутреннее созерцание было бы интеллектуальным»

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 66). Если бы человек обладал интеллектуальным созерцанием, то он был бы способен познавать ноумены в положительном смысле, и для него не существовало бы принципиальной разницы между явлением и вещью самой по себе (см. Вещь в себе).

        Вопрос о непризнании у человека И. и. явился одним из водоразделов между Кантом и последовавшим за ним немецким идеализмом: уже И. Г. Фихте пытается приписать человеку интеллектуальное созерцание: «Созерцание самого себя при выполнении акта, благодаря которому у него возникает Я, я называю интеллектуальным созерцанием. Оно есть непосредственное сознание того, что я действую, и того, что за действие я совершаю; оно есть то, чем я нечто познаю, ибо это нечто я произвожу»

Фихте КГ. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 489). Эти идеи развил в дальнейшем Ф. Шеллинг: понимая интеллектуальное созерцание как «знание, которое одновременно есть продуцирование своего объекта», он объявил его «органом трансцендентального мышления» Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 257, 258). Однако спекуляции представителей немецкого идеализма привели к тому, что само понятие интеллектуального созерцания было серьезно дискредитировано. Со временем вновь стала доминировать кантовская точка зрения, согласно которой человек не обладает способностью интеллектуального созерцания; интуиция же в 20 в. все чаще стала интерпретироваться не как интеллектуальная, или рациональная, а как иррациональная, или сверхразумная, способность познания.

        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Интеллектуальная интуиция | Интеллектуальное познание: VIKENT.RU

«Приведённое выше исследование интуиции и интуитивизма подсказывает следующие выводы:

1. Интеллектуальная интуиция — это род психических явлений, промежуточных между чувственной интуицией и разумом или участвующих и в том, и в другом.

Виды этой интуиции представляют одинаковый интерес для психологии мышления, теории познания и теории правдоподобных (недоказуемых) умозаключений.

Однако простое существование этого класса явлений скорее ставит проблемы, чем разрешает их. Сказать «Интуитивно понятно, что р», или «Интуитивно понятно, что q вытекает из р» — не значит разрешить вопросы о достоверности р и достоверности умозаключения; кроме того, этим поднимается вопрос, почему определённые лица в данных обстоятельствах находят определённые положения и аргументы интуитивными.

А существование многочисленных видов интуиции не доказывает существования метода непосредственного добывания надёжного знания. Не даёт оно также никому права проповедовать интуитивистскую философию, точно так же, как неоспоримого существования и полезности аналогии и индукции недостаточно для доказательства существования методов аналогии и индукции, понимаемых в качестве наборов непогрешимых, аккуратно сформулированных правил процедуры добывания истины.

Кроме того, всякая теория представляет собой рациональное построение, и, если мы желаем получить адекватную теорию интуиции, нам не следует обращаться за помощью к философам, поносящим разум.

Последовательный интуитивист откажется строить убедительную теорию интуиции, пример тому Ле Руа, писавший, что «интуиция» не поддаётся определению и о ней можно иметь только интуитивные представления. Интуитивист, если он последователен, воздержится от анализа слова «интуиция» и от исследования различных его значений.

Собственная его, враждебная анализу философия не даст ему поступать подобным образом.

Рассчитывать на создание интуитивистской теории интуиции так же наивно, как и на создание мистической теории мистического общения или шизофренической теории шизофрении. А пока нет в наличии никакой научной теории различных видов интеллектуальной интуиции, нам следует проявлять рассудительность при пользовании словом «интуиция», которое, как сказал бы какой-нибудь философ XVIII века, слишком часто бывает лишь одним из прозвищ нашего невежества.

2. Интуиция плодотворна в той степени, в какой она уточнена и переработана разумом.

Плоды интуиции приблизительны до такой степени, что бесполезны; их надо разъяснить, разработать, усложнить. Интуитивное «озарение», прозрение может представлять интерес, если имеет место в уме человека знающего и если оно очищено и включено в теорию или, по крайней мере, в совокупность обоснованных мнений. Именно так наша интуиция приобретает ясность и компетентность. Преобразованную в сформулированные понятия и положения, её можно  анализировать, разрабатывать и логически связывать с дальнейшими понятийными построениями. Плодотворная интуиция — та, которая включена в основное содержание рационального познания и тем самым перестала быть интуицией.

В исторической эволюции всякой науки первой была стадия «интуитивная», или досистематическая. Но это не значит, что в начале всякой теории можно найти только интуицию и что она полностью изгоняется прогрессирующей формализацией теории. В науке не бывает интуиции без логики, хотя изредка кое-какие идеи действительно «приходят на ум» вполне созревшими, и сомнительно, может ли вообще когда-либо быть достигнута безусловная логическая чистота […]. Тут, как и в отношении гигиены, о том, что достигнуто, на каждом этапе судят в соответствии с господствующими стандартами, которые обыкновенно становятся все более и более требовательными.

3. Построение абстрактных теорий сопровождается почти полным устранением из них интуитивных элементов.

Распространение как в логике, так и в математике абстрактных теорий, состоящих из знаков, не имеющих конкретного значения, показывает плодотворность последовательного логического рассуждения, созидающего абстрактные конструкции, такие, как абстрактные пространства и абстрактные группы, то есть просто пространства и группы, не пространства и группы tout court (чего-нибудь). Элементы или члены этих структур не имеют ни какой определённой «природы» и, следовательно, дают нам возможность приписывать им a posteriori множество интерпретаций. Что в таких теориях имеет значение — так это скорее отношения между элементами, чем сами элементы, совершенно неопределимые вне отношений, которым они удовлетворяют.

Подобные чистые структуры строятся, однако, не при помощи интуиции, наоборот, их создают, удаляя как можно тщательнее интуитивное содержание (арифметическое, геометрическое или кинематическое), присутствующее обычно в первоначальных представлениях, и пуская в ход «принципы», противоречащие интуиции, вроде отношения изоморфности или соответствия между элементами и отношениями гетерогенных систем. Не интуиция, но чистый разум в состоянии выявить «сущность» различных абстрактных математических теорий, потому что, как ни парадоксально это, возможно, звучит и как ни противоречит интуиции — существенна в них их логическая форма.

Простое существование абстрактных теорий сужает сферу интуиции и опровергает, между прочим, тезис о том, что всякий знак что-нибудь обозначает. Понимание того, что наука использует знаки, не имеющие реального значения или, если угодно, имеющие потенциальные значения, существенно важно для адекватной оценки формальных наук и для осознания ограниченности интуиции. (С другой стороны, очевидно, что чувственная интуиция необходима для восприятия физических знаков, изображающих не поддающиеся описанию сущности, встречающиеся в абстрактных теориях)».

Марио Бунге, Интуиция и наука, М., «Прогресс», 1967 г., с. 152-155.

Интеллектуальная интуиция | Размышляя над Wissenschaftslehre: темы из ранней философии Фихте

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии ФихтеФилософия 17-18 веков Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии ФихтеФилософия 17-18 веков Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Бризил Дэниел,

«Интеллектуальная интуиция»

,

Продумывание через Wissenschaftslehre: темы из ранней философии Фихте

(

Оксфорд,

2013;

онлайн Edn,

Oxford Academic

, 23 января 2014

9000), HTT doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199233632.003.0008,

, по состоянию на 27 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии ФихтеФилософия 17-18 веков Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Thinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии Фихте Философия 17-18 веков19Философия th-CenturyМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Целью этой главы является разъяснение значения термина «интеллектуальная интуиция» путем выделения четырех различных значений термина «интеллектуальная» (или «внутренняя») интуиция в сочинениях Фихте о Йене и сопоставления всех их с « разумная интуиция». Этими четырьмя чувствами являются: (1) «актуальная интеллектуальная интуиция» морального долга и свободной способности человека определять себя в соответствии с долгом; (2) «интеллектуальная интуиция» как обозначение чистой структуры самосознания или «я-бытия», в котором субъект и объект находятся в непосредственном единстве друг с другом как факт/акт

Татандлунг ; (3) «интеллектуальная интуиция» как свободно производимый факт (философского) сознания; и (4) «интеллектуальная интуиция» как центральный компонент «наблюдательного» или «описательного» метода генетического конструирования философов-трансценденталистов. Из этих четырех типов только первый встречается как таковой в обычном сознании, а остальные относятся исключительно к «точке зрения философии». В этой главе также рассматриваются некоторые трудности, связанные с фихтевским методом интеллектуальной интуиции.

Ключевые слова: интеллектуальная интуиция, внутренняя интуиция, актуальная интеллектуальная интуиция, факт/действие, наблюдение, генетический метод, точка зрения философии

Предмет

Философия 17-18 веков Метафизика Философия 19 века

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Размышление о Wissenschaftslehre: темы из ранней философии Фихте

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Breazeale, Daniel,

Thinking Through the Wissenschaftslehre: Themes from Fichte’s Early Philosophy

(

Oxford,

2013;

online edn,

Oxford Academic

, 23 Jan. 2014

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199233632.001.0001,

по состоянию на 22 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии ФихтеФилософия 17-18 веков Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThinking Through Wissenschaftslehre: Темы из ранней философии ФихтеФилософия 17-18 веков Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Это критическое исследование ранней философии И. Г. Фихте, т. е. версии Wissenschaftslehre или «доктрина науки», которую он разработал в Йене между 1794 и 1799 годами. Она призвана помочь читателям в их попытках понять философию Фихте в контексте своей эпохи и сориентировать их в непрекращающихся научных дебатах о Характер и значение первой системы Фихте. Основное внимание уделяется объяснению того, что Фихте пытался (и не пытался) осуществить, и именно того, как он предлагал это сделать, а также трудностям, подразумеваемым в его проекте, и его часто новым стратегиям их преодоления. В томе рассматривается множество конкретных тем, вопросов и проблем, которые знакомы любому исследователю ранних работ Фихте и которые продолжают ожесточенно обсуждаться его интерпретаторами. К ним относятся: отношение конечного человеческого Я к чисто самополагающему Я, трансцендентальная философия как «прагматическая история духа», «синтетический» метод философствования Фихте, точка зрения жизни против точки зрения умозрения, внефилософские предпосылки и следствия Wissenschaftslehre , различные смыслы «интеллектуальной интуиции» в ранних сочинениях Фихте, спорное учение о «проверке» ( Anstoß ) свободных действий Я, различные теоретические и практические задачи философии, опровержение догматизм и «выбор» философской точки зрения, отношение трансцендентального идеализма к скептицизму, интересы разума, проблематичный «примат практического» в мышлении Фихте.

Ключевые слова: идеализм, реализм, интеллектуальная интуиция, Anstoß, скептицизм, теоретический и практический разум, точка зрения философии, интересы разума

Предмет

Философия 17-18 веков Метафизика Философия 19 века

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Преданность
    • Предисловие
    • Благодарности
    • Список сокращений
  • 1 Принятие желаемого за действительное и постулаты практического разума
  • 2 Обзор Aenesidemus и трансформация немецкого идеализма
  • Расширять 3 «Реальное синтетическое мышление» и принцип определяемости
    • Расширять 4 «Прагматическая история человеческого разума»
      • Расширять 5 Дух раннего Wissenschaftslehre
        • Расширять 6 Разделенное Я и задачи философии
          • Расширять 7 Anstoß , Абстрактный реализм и конечность I
            • Расширять 8 Интеллектуальная интуиция
              • Расширять 9 Скептицизм и Wissenschaftslehre
                • Расширять 10 Круги и площадки
                  • Расширять 11 Идеализм против догматизма
                    • Расширять 12 Интересы разума
                      • Расширять 13 Точка зрения жизни и точка зрения философии
                        • Расширять 14 Проблемное первенство практического
                          • Конечная Материя

                            • Приложение: Сочинения Фихте в английском переводе
                            • Показатель

                          Войти

                          Получить помощь с доступом

                          Получить помощь с доступом

                          Доступ для учреждений

                          Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                          Доступ на основе IP

                          Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                          Войдите через свое учреждение

                          Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                          1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                          2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                          3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                          4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                          Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                          Войти с помощью читательского билета

                          Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                          Члены общества

                          Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                          Войти через сайт сообщества

                          Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                          1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                          2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                          3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                          Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                          Войти с помощью личного кабинета

                          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                          Личный кабинет

                          Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                          Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                          Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                          • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts