Интеллигентность что значит: интеллигентный | это… Что такое интеллигентный?

что это такое, примеры, как развить

Одним из тех качеств, которые стоит развивать в себе, является интеллигентность. Она представляет собой гармоничное сочетание образованности, развитого ума и разумного отношения к другим людям и окружающему миру вообще. Сегодня мы поговорим о том, что такое интеллигентность и как она проявляется, а также выясним, можно ли развить в себе эту черту и как это сделать.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это свойство личности, представляющее собой совокупность таких черт как рассудительность, образованность, высокая культура поведения, скромность и уважение к окружающим. Многим людям кажется, что интеллигентом может быть только человек с высшим образованием, но это не так. Образованность – это лишь один из элементов интеллигентности, но решающую роль играет поведение человека в обществе.

Термин «интеллигентность» образован от латинского слова «intelligentis», которое переводится как «разумный» или «понимающий». При этом он характеризует не разум человека, а его модель поведения в обществе, верность своим принципам и способность сохранять адекватность в любых обстоятельствах.

Интеллигентность имеет множество проявлений, таких как вежливость, тактичность, скромность, толерантность, уважение к другим людям, умение слушать собеседника, умение воспринимать чужую культуру, способность сопереживать другим, радуясь их успехам и сочувствуя неудачам. При этом интеллигентному человеку совершенно не свойственно агрессивное поведение, нетерпимость и конфликтность.

В повседневной жизни слово «интеллигентность» обычно используют для обозначения таких свойств личности как честность, благородство, принципиальность, порядочность, тактичность и совестливость. При этом интеллигентный человек не обязательно должен обладать исключительным умом и высоким уровнем образования, и всё же интеллектуальные способности коррелируют с интеллигентностью.

Признаки интеллигентности

Как мы уже выяснили, высокий интеллект и уровень образования не являются неотъемлемыми атрибутами интеллигентности, хотя и сопутствуют ей довольно часто. При этом у интеллигентного человека обязательно должны присутствовать такие признаки как:

  • умение ценить произведения искусства и другие культурные достояния, накопленные человечеством;
  • понимание общечеловеческих ценностей;
  • чувство социальной справедливости, стремление защитить права ущемляемой личности или социальной группы;
  • честность, совестливость и личная порядочность;
  • толерантность, терпимость, миролюбие и тактичность;
  • стремление разрешать любой конфликт словами, умение идти на компромисс;
  • способность к сопереживанию, развитая эмпатия;
  • принципиальное следование собственным правилам и принципам, сочетающееся с терпимостью к чужим ошибкам.

Как проявляется интеллигентность?

Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.

Примеры проявления интеллигентности:

Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.

Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.

Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.

Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.

Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).

Что значит «интеллигенция»?

Словом «интеллигенция» называют общность людей, которые занимаются интеллектуальным трудом, стремятся к накоплению знаний и их передаче другим людям. Интересно, что хоть об этом явно и не говорится, к интеллигенции относят преимущественно представителей гуманитарных профессий: писателей, поэтов, художников, литературных критиков, историков.

Представителям интеллигенции свойственен высокий уровень нравственности и морально-этических качеств. При этом они, независимо от масштаба личности и степени известности, стремятся сделать мир лучше, передавая знания и убеждения, поэтому часто занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

В качестве наиболее известных представителей русской интеллигенции можно назвать таких выдающихся деятелей науки и искусства как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Михаил Глинка и Пётр Чайковский. Каждый из них оказал колоссальное влияние на науку, литературу или культуру своего времени. При этом к интеллигенции их принято относить не благодаря образованности или эрудиции, а благодаря их особому взгляду на мир и упорному стремлению сделать его лучше.

Можно ли развить интеллигентность?

Одной из лучших работ по данной теме считается статья советского и российского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен». В ней он рассуждает о том, всякий ли человек может быть интеллигентным, а также перечисляет основные требования, которые необходимо выполнить, чтобы развить в себе данную черту.

Лихачёв отмечает, что идеальный случай – это когда интеллигентность привита ребёнку в детстве его родителями и другими близкими родственниками. И даже обычные рабочие или колхозники могут вырастить в своей семье будущего интеллигента. Но и без этого любой человек, независимо от предпосылок, может воспитать в себе интеллигентность, главное – неустанно работать над собой. Это свойство личности определяется не количеством знаний, а стремлением к их получению и развитию вообще.

Как развить интеллигентность?

Интеллигентными людьми не рождаются. Эта черта личности формируется благодаря воспитанию и усердной работе над собой. И каждый человек, независимо от того, какие предпосылки заложены в нём темпераментом и воспитанием, может стать гораздо более интеллигентным. Для этого нужно принять в качестве своих принципов и неукоснительно соблюдать несколько простых правил:

  1. Уважайте окружающих. Речь здесь не только о тех людях, с которыми у вас деловые или рабочие отношения. Следите за тем, насколько уважительно и почтительно вы относитесь к знакомым, друзьям и родным. Подразумевается уважение не только к личности, но и к чувствам, желаниям, проблемам и заботам. Не забывайте уважительно относиться ко всем незнакомцам, независимо от их социального статуса, профессии, уровня образования, внешности и прочих факторов. Избегайте панибратского отношения и исключите любые пренебрежительные высказывания о других людях.
  2. Ведите себя скромно. Скромность – главный признак интеллигентного человека. Он не создаёт суеты, ведёт себя спокойно и ненавязчиво, не перебивает собеседников и говорит только тогда, когда есть что сказать. Также он не пытается привлечь внимание окружающих слишком яркими поступками, не хвастается и не откровенничает в неуместных для этого ситуациях.
  3. Никогда не лгите. Кому-то враньё кажется чем-то обычным и повседневным, кому-то – вынужденной мерой, а кто-то считает, что никогда не врёт, хотя сам часто прибегает к лицемерию и лести, пускает пыль в глаза и рассказывает небылицы о своих успехах. Но сильный человек, полностью контролирующий свою жизнь, способен вообще не создавать ситуаций, о которых ему приходилось бы кому-либо лгать. Поэтому, если вам кажется, что обойтись совсем без вранья не получится, возможно, вам стоит поработать над другими сферами жизни.
  4. Помогайте другим людям бескорыстно. Интеллигентный человек всегда благожелательно настроен по отношению к окружающим. А лучшим «упражнением» для развития благожелательности являются как раз бескорыстные поступки на благо окружающих. Не обязательно становиться крупным меценатом, просто попробуйте поучаствовать в благотворительной акции, займитесь волонтёрской деятельностью.
  5. Учитесь ценить красоту. Интеллигент это не просто образованный человек, а тот, который умеет ценить стройность мысли в прозе и красивую рифму в поэзии, изящество в скульптуре и утонченность образов в живописи. Для того, чтобы чувствовать эстетику произведений искусства, вовсе не обязательно быть профессиональным искусствоведом или художником. Настоящая красота всегда на поверхности и доступна каждому.
  6. Стремитесь к внутренней свободе.
    Интеллигент – это человек, свободный от множества вещей, оказывающих влияние на других людей. Он не позволяет устоявшимся стереотипам влиять на своё мнение, а собственную нравственность ставит выше морали, навязываемой обществом. У него отлично развито критическое мышление, благодаря которому он ведёт себя свободно и независимо в обстоятельствах, в которых другие демонстрируют конформизм.

Заключение

Интеллигентность – это черта сильного духом человека, постоянно работающего над собой и готового прикладывать усилия к тому, чтобы сделать лучше не только себя, но и весь окружающий мир. Интеллигентную личность отличает способность сопереживать любому живому существу. Соответственно, она не склонна совершать плохие и бесчестные поступки по отношению к окружающим, а оказавшись перед тяжелым выбором, поступит скорее в ущерб себе, чем кому-то другому.

Что такое интеллигентность? — Интеллигентность

С одной стороны, «интеллигентность — это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры»[1], с другой, — это свойство личности, в котором проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры[2], качеств, способных обеспечить ему сохранение своего собственного[3], гражданского[4] и профессионального[5] достоинства.

Поэтому, основным признаком интеллигентности является способность ее носителя иметь в себе и ценить в других качества, образующие кластеры порядочности[6], патриотизма[7] и профессионализма[8], в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности[9]:

______________________
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
2. Исторически русская культура создавалась под влиянием трех культур: древнеславянской, византийской и европейской. Соответственно, большое влияние на формирование ее идеалов оказали образы Ильи Муромца, Иисуса Христа и Дон Кихота. Но не только.
3. Собственное достоинство — достоинство личности как индивида.
4. Гражданское достоинство — достоинство личности, отраженное в достоинстве (имидже, авторитете) социальных систем (семьи, класса, школы, бригады, предприятия, государства и др.), элементом которых человек является.
5. Профессиональное достоинство — достоинство личности и социальных систем, элементом которых человек является, отраженное в результатах их жизнедеятельности (учебы, труда, конкурсов, соревнований, выпускаемой продукции и др. ).
6. Кластер патриотизма, кроме патриотизма, образуют альтруизм, бережливость, бескорыстие, благодарности (чувство), благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, преданность, приветливость, радушие,  самоотверженность, соборность, сопричастности (чувство), сострадания (чувство), справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость.  
7. Кластер порядочности, кроме порядочности, образуют автономия, адекватность, аккуратность, воли (наличие), воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, достоинство (чувство), духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, чести (наличие), честность.
8. Кластер профессионализма, кроме профессионализма, образуют активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, культуры (наличие), любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, талант (наличие), творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, ум (наличие), целеустремленность, эрудиция (наличие), юмора (чувство).
9. См. Что такое комплекс интеллигентности?

Олег Михайлов
29 августа 2011

Интеллект — определение, значение и синонимы

Интеллект — это ваша способность что-то понимать, например, исчисление или почему растения растут по направлению к солнцу.

Интеллект происходит от латинского слова intelligere , «понимать», что имеет смысл, поскольку относится к чьей-либо способности понимать вещи. Ваш интеллект помогает вам пройти урок математики и выучить французский язык. Это означает ум — то, что вам нужно хотя бы немного, чтобы закончить школу.

Разведка ведет захватывающую двойную жизнь: она также относится к тому, что пытаются получить шпионы — информацию от врага. Вы можете родиться с ним или приобрести его, особенно если вы работаете в ЦРУ.

Определения интеллекта

  1. существительное

    способность понимать; понять и извлечь пользу из опыта

  2. существительное

    секретная информация о противнике (или потенциальном противнике)

    «мы отправили самолеты для сбора разведка об их радиолокационном покрытии»

    синонимы: разведывательная информация
  3. существительное

    информация о последних и важных событиях

    синонимы: новости, известия, слово
  4. существительное

    подразделение, ответственное за сбор и интерпретацию информации о противнике

    синонимы: спецслужба, служба разведки
  5. существительное

    операция по сбору информации о противнике

    синонимы: разведывательная деятельность, разведывательная операция

Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.

com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса. Начать

Как лучше определить интеллект

«Действие — это реальная мера интеллекта». — Наполеон Хилл

Я нашел определение интеллекта, которое меняет мой взгляд на интеллект.

Этот пост не столько об определении интеллекта или о том, что такое интеллект, сколько о том, почему вообще существует другое определение интеллекта.

Проще говоря, я думаю, что то, как мы видим интеллект и то, как мы видим себя, может ограничивать или способствовать.

И я поклонник того, что вы даете возможность и расширяете ваши возможности… с умением.

Интеллект — это способность делать более тонкие различия

Вот несколько способов думать об «интеллектах»:

  1. способность учиться или понимать вещи или справляться с новыми или трудными ситуациями (Мерриам Вебстер)
  2. чем больше у вас отличий для данной концепции, тем больше у вас интеллекта

В книге «Богатый папа, бедный папа » Роберт Кийосаки говорит: «интеллект — это способность проводить более тонкие различия».

   А Тони Роббинс говорит, что «интеллект — это мера количества и качества различий, которые у вас есть в данной ситуации».

Интеллект — это способность учиться

Один мой словарь определяет интеллект как:

«способность приобретать и применять знания и навыки»

Другой словарь определяет интеллект как:

«способность учиться или понимать или справляться с новыми или сложными ситуациями: Разум, а также: умелое использование разума… и способность применять знания, чтобы манипулировать своим окружением или мыслить абстрактно, что измеряется объективными критериями».

Традиционное определение интеллекта ограничено

На мой взгляд, эти определения интеллекта интересны, но ограничены.

Мне нравится то, что возможно, когда мы пытаемся расширить наше понятие интеллекта и определить его для других областей или аспектов нашей жизни, таких как лидерский интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, культурный интеллект, духовный интеллект и позитивный интеллект.

Вау, тут столько информации.

Как множественный интеллект расширяет ваше представление об интеллекте

Мне действительно нравится теория множественного интеллекта Говарда Гарднера . Мне нравится работа Ховарда по нескольким ключевым причинам. Во-первых, мне нравится тот факт, что он придерживается широкого междисциплинарного взгляда на разведку. Это выходит далеко за рамки идеи пройти тест, и ваш показатель IQ говорит о том, насколько вы умны или глупы.

Мне особенно нравится тот факт, что Howard связывает интеллект с ценностью, обществом и высшим благом . Это создает интересную причину наличия интеллекта в первую очередь, которая выходит за рамки личности.

Еще мне очень нравится, что Ховард связывает интеллект с развитием навыков:

«Строго говоря, каждый интеллект влечет за собой развитие навыков».

В книге «Изменение мышления: искусство и наука нашего собственного и чужого разума» Говард Гарднер проделал большую работу по определению интеллекта и помог нам найти новые способы взглянуть на наш интеллект, оценить его и развить.

Определение интеллекта Гарднера

Что мне нравится в определении интеллекта Ховарда, помимо междисциплинарного взгляда, так это то, что он связывает его с решением проблем, созданием продуктов и созданием ценности.

Говард пишет:

«Я определяю интеллект как биопсихологический потенциал для обработки определенных форм информации определенными способами. Люди развили разнообразные способности обработки информации — я называю это «интеллектом», — которые позволяют им решать проблемы или создавать продукты. Чтобы считаться «интеллектуальными», эти продукты и решения должны быть оценены по крайней мере в культуре или сообществе».

Интеллект меняется в зависимости от времени и места

Значение является ключевой переменной интеллекта. То, что ценится, зависит от времени и места. То, что ценно в одной сфере, может не цениться в другой. То, что ценится в один момент времени, может не цениться в другой. Говард пишет:

«Последнее утверждение о том, что нас ценят, очень важно. Вместо того чтобы утверждать, что интеллект одинаков во все времена и во всех местах, я признаю, что люди ценят разные навыки и способности в разное время и при разных обстоятельствах.

Действительно, такие изобретения, как печатный станок или компьютер, могут весьма радикально изменить способности, которые считаются важными (или уже не имеют значения) в культуре. Таким образом, люди не одинаково «умны» или «глупы» при любых обстоятельствах; скорее, у них разный интеллект, который можно по-разному ценить или игнорировать в разных обстоятельствах. С точки зрения изложенного здесь аргумента, каждый вид интеллекта представляет собой отдельную форму ментального представления».

Типы интеллекта

Вот несколько видов интеллекта, которые Говард Гарднер определил в своей работе:

  • Лингвистический интеллект
  • Логико-математический интеллект
  • Музыкальный интеллект
  • Пространственный интеллект
  • Телесно-кинестетический интеллект
  • Интеллект натуралиста

Вы можете узнать больше об этих типах интеллекта в книгах Говарда Гарднера: «Структура разума: теория множественного интеллекта», «Множественный интеллект: новые горизонты в теории на практике» и «Переосмысление интеллекта: множественный интеллект для двадцать первого века».

Теория множественного интеллекта

Работа Ховарда с Норманом Гешвиндом, новаторским американским поведенческим неврологом, и его коллегами убедила его в неэффективности единственного взгляда на интеллект. В частности, Говард больше не верил в следующие представления об интеллекте:

«1) Интеллект — это единое целое. 2) Люди рождаются с определенным уровнем интеллекта, 3) Уровень нашего интеллекта трудно изменить — это, так сказать, «в наших генах». 4) Психологи говорят вам, насколько вы умны, проводя тесты IQ или подобные инструменты».

В ответ Ховард разработал теорию множественного интеллекта на основе своей работы с Гешвиндом, исследований мозга и своего большого опыта преподавания различных тем, от антропологии до игры на фортепиано, для людей от детского сада до колледжа. Говард пишет:

«Отвергая чрезмерную зависимость от психометрических инструментов, я вместо этого разработал представление об интеллекте, которое было преднамеренно мультидисциплинарным.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts