Интересы в психологии это: Психологическая характеристика интересов

Психологическая характеристика интересов

Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждаются в развернутом объяснении).

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

— активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

— большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности; расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Ответьте на предложенные ниже вопросы.

  1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ.

  2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то, при каких условиях?

  3. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то, в каких случаях?

  4. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В. Берестова?

Любил тебя без особых причин,

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш, за то, что растешь, за то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

  1. Направленность личности определяют разные авторы по-разному: как «совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих направление и ее поведение» (Р.С. Немов), как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций». (Краткий психологический словарь), в некоторых учебниках и словарях это свойство личности и вовсе не рассматривается. Сравните два приведенных определения: есть ли в них разница?

  2. Сравните следующие определения личности:

  1. «Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность». (Немов)

  2. «Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного и не умалишенного) – так сказано в учебнике «Общая психология», под ред. А.В. Петровского.

  3. «Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания». (Психологический словарь)

  4. «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». (Краткий психологический словарь)

      • Прочтите и другую литературу, где даются определения понятию личности, и, сравнив их с приводимыми выше, проанализировав заложенное в них научное содержание, ответьте на следующие вопросы:

      • Можно ли подвести под определение личности, данное Немовым, любого индивида, в том числе умалишенного или новорожденного?

      • Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии?

      • Попытайтесь сформулировать свое определение (исходя их имеющихся в литературе) более лаконично и более точно.

      • Чем отличается понятие «личность» от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»? Или, по-вашему, они тождественны?

        1. Решите такую задачу: «Пяти военнослужащим (или милиционерам или сотрудникам службы охраны – все равно) предложили, чтобы трое из них добровольно пошли на выполнение важного, но рискованного (даже, возможно, опасного) задания по обезвреживанию забаррикадированного в служебном помещении (офисе) вора, который мог быть вооружен. Изъявили желание только двое, а остальные не решились. Мотивы отказа были разные: один сказал: «Боюсь, у меня маленький ребенок», второй объяснил отказ тем, что дело это добровольное, и он просто не желает, а третий отмолчался. Между тем, первый из них неоднократно выполнял довольно опасные задания, когда был холостяком, а вторые двое никогда не проявляли особой активности в таких ситуациях».

          • Ответьте: подходит ли поведение первого под определение, данное в «Кратком психологическом словаре»?

          • А можно ли охарактеризовать поведение всех троих как проявление направленности одного, другого и третьего как личностей? Если да, то какова она у каждого из них? Отличается ли направленность личности двух добровольцев от направленности личности оставшихся троих?

    Данная ситуация условная, но она моделирует одну из возможных реальностей.

    § 3. Направленность личности

    Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

    Как уже указывалось, активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
    Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище как средствах защиты от неблагоприятных температурных влияний и создания элементарных удобств существования. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом).
    Даже потребность в пище у человека социализирована: «…голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» .
    Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Очень важное значение имеет потребность в труде. Особо отметим и такую потребность, свойственную людям, воспитанным в коммунистическом духе, как потребность в добросовестном выполнении своего долга. Отсюда следует, что в процессе воспитания ребенка, школьника надо постепенно, настойчиво и тактично добиваться того, чтобы выполнение требований, предъявляемых ему, выполнение правил поведения стало потребностью, привычкой, когда ребенок выполняет соответствующие действия без принуждения, охотно, отчетливо сознавая их необходимость.
    Условием этого, является, во-первых, понимание ребенком значения определенных требований и правил и, во-вторых, длительная тренировка в их неуклонном выполнении.
    Потребности человека — продукт общественно-исторического, развития человеческого общества. Они бывают различными в разные эпохи, в условиях различного общественно-исторического строя. В процессе исторического развития возникали, изменялись и усложнялись и естественные, и духовные потребности людей.
    Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки. Мотивом может быть и желание порадовать родителей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице, и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в приобретении знаний. Поэтому; оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в Другом — стремлением получить обещанную награду.
    Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают Желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.
    Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.
    По содержанию интересы определяются теми объектами, па которые они направлены (интерес к технике, музыке, Театру, шахматам и т. д.). Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные Моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.
    Для интересов советских людей характерна глубокая идейность и общественная ценность, эти интересы порождаются великой задачей строительства коммунистического общества.
    Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного — двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.
    Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.
    Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
    Действенными интересами называют интересы, глубоко воздействующие на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес, не побуждающий к такого рода деятельности. К сожалению, интерес к спорту у школьников порой носит именно такой характер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая перестройка пассивных интересов совершенно необходима.
    Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека (например, школьник интересуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамоделирования, которым мальчик очень увлечен).
    Воспитание косвенных интересов имеет большое значение. Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость. Для этого в убедительной форме раскрывают значение в важность -неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в ней увлекательные и занимательные стороны.
    Человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувством долга, общественными обязанностями и т. д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.
    Моральный (или нравственный) идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Каждая историческая эпоха имеет свой идеальный образ, в котором воплощаются наиболее значимые черты и устремления людей этой эпохи. Советскому общественному строю соответствует нравственный идеал человека, в образе которого воплощаются лучшие, передовые черты строителя коммунизма. Наша повседневная жизнь рождает множество передовых людей, самоотверженных строителей коммунизма, примеру которых подражает и следует наша молодежь. Такими людьми являются Герои Социалистического Труда — труженики заводов и полей, крупнейшие ученые нашей страны. Примерами для подражания служат общественные и государственные деятели нашей страны, виднейшие деятели мирового коммунистического движения, Герои Советского Союза, наши летчики-космонавты.
    Важный мотив поведения — убеждения, тесно связанные с идеалами. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.
    Нравственные убеждения лежат в основе поступков и действий человека, его общественного поведения. Убеждения людей в нашем обществе, строящем коммунизм, отражают правила и принципы коммунистической морали.
    Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Мировоззрение всегда носит классовый характер. В нашем обществе господствует коммунистическое, марксистско-ленинское мировоззрение, которое отражает объективные законы развития природы и общества и служит интересам всех трудящихся.
    Коммунистическое мировоззрение лежит в основе формирования коммунистической направленности каждой отдельной личности — ее убеждений и чувств, ее воли и характера, ее поведения и деятельности, ее отношения к труду. Поэтому типичным представителем советского общественного строя является гармонически развитая личность, сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, отличающаяся целым рядом высоких моральных качеств, из которых важнейшие — коммунистическая идейность, принципиальность и целеустремленность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, коллективизм и социалистический гуманизм.

    Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

    Главная страница =>библиотека=>оглавление

    областей исследований | Департамент психологии и неврологии

    Наша приверженность исследованиям


    Среди наших преподавателей есть опытные исследователи, которые внесли существенный вклад в развитие науки в нашей области. Факультет психологии и неврологии неизменно входит в четверку лучших факультетов Колледжа с точки зрения внешнего грантового финансирования, генерируемого факультетом, и недавно мы заняли 1-е место в опросе Национального научного фонда по общему финансированию исследований и разработок. Узнайте больше о нашей репутации и достижениях.

    Мы определили ряд сквозных тем, которые оказались особенно успешными в обеспечении внешнего финансирования и, таким образом, в повышении престижа нашего Департамента: исследования злоупотребления наркотиками и алкоголем; психология здоровья, включая изучение стресса и иммунной системы, а также психологических аспектов медицинских заболеваний; наука о развитии, включая изучение ухода за детьми в раннем возрасте; познание на протяжении всей жизни, включая исследования памяти у маленьких детей и пожилых людей, а также когнитивную неврологию. Наш отдел имеет шесть подполей психологии и неврологии; каждый из них представлен в исследовании ниже.

    Поведенческая и интегративная неврология


    Основное внимание в поведенческой и интегративной нейронауке уделяется пониманию биологических основ поведения. Центральной темой исследования в нашей программе является понимание биологических механизмов, лежащих в основе наркомании, включая нейронные механизмы, опосредующие поведение, связанное с поиском наркотиков, фармакологические механизмы, лежащие в основе обезболивающих и вознаграждающих свойств веществ, которыми злоупотребляют, а также влияние веществ, которыми злоупотребляют, на иммунную систему. В связи с этим преподаватели проводят исследования с использованием самых современных экспериментальных подходов, включая сложные поведенческие анализы, методы молекулярной и клеточной биологии, нейровизуализацию, электрофизиологию, электрохимию и молекулярно-генетические инструменты. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Клиническая психология


    Факультетские исследования в области клинической психологии охватывают широкий круг тем, от причин психологических расстройств и психологических механизмов, лежащих в основе симптомов, до прикладных областей, включающих разработку и оценку инструментов вмешательства и оценки. В исследованиях факультета возникает несколько основных тем, включая изучение природы психопатологии, эффективность психотерапевтических вмешательств, профилактику и терапию, психологию здоровья, межличностные отношения и изучение проблем этнических меньшинств, связанных с психологическим здоровьем. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Когнитивная психология


    Когнитивная психология — это научное исследование психических процессов, лежащих в основе поведения, широкая область исследований, охватывающая изучение внимания, восприятия, памяти, языка, рассуждений и решения проблем. Эти области исследований широко представлены преподавателями Программы когнитивной психологии наряду с исследованиями когнитивного старения и когнитивной нейробиологии. Основным методом исследования являются поведенческие эксперименты с людьми (как со взрослыми студенческого возраста, так и со здоровыми пожилыми людьми). В других важных методах используются технологии нейровизуализации (такие как фМРТ и ERP), которые позволяют нам соотносить нейронную обработку с когнитивной функцией, технологии отслеживания взгляда, которые позволяют изучать чтение и визуальное восприятие, а также эксперименты с особыми неврологическими популяциями, чьи когнитивные функции дефицит может сообщить нам о влиянии повреждения мозга на нормальное познание. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Психология развития


    Преподаватели программы «Психология развития» интересуются многими из тех же когнитивных и социальных явлений, что и наши коллеги по другим программам, но с особым акцентом на то, как эти явления возникают, стабилизируются и изменяются в зависимости от взросления и опыта. Таким образом, мы проводим исследования младенчества, детства и юности, используя либо перекрестные планы, в которых возраст является независимой переменной, либо лонгитюдные планы, в которых люди оцениваются в течение дней, месяцев, лет или поколений. Мы поместили наше исследование в физиологический контекст нервного, гормонального и физического созревания, а также в такие контексты окружающей среды, как диада родитель-ребенок, семья, класс и общество. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Количественная психология


    Известный во всем мире своими исследованиями и обучением количественным и статистическим методам психологических исследований, наш факультет количественной психологии проявляет методологический интерес к теории измерений, методам опросов и методам анализа корреляционных данных. Наши методологические исследования сосредоточены на разнообразии образования, структуре личности, проблемах психологии здоровья, статистических методах изучения изменений во времени, а также на разработке и адаптации инструментов моделирования и анализа, которые подходят для оценки моделей линейных и нелинейных динамических систем. Все наши преподаватели активно участвуют в междисциплинарных предметных исследованиях в различных областях, включая образовательное тестирование, злоупотребление психоактивными веществами, развитие детей, психопатологию развития и разнообразие в образовании. В этой работе эти преподаватели привносят свой количественный и существенный опыт для улучшения разработки и анализа эмпирических исследовательских проектов. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Социальная психология


    Факультетские исследования в области социальной психологии охватывают многие основные области этой области, с особой силой в аффективных процессах, связанных с благополучием, отношением и стереотипами, а также социальными суждениями и принятием решений. Исследовательские интересы преподавателей широки и включают отношения и изменение отношения, принятие решений, социальное познание, эмоции, стереотипы и предубеждения, межличностные процессы и групповые взаимодействия. Узнайте больше об исследовательских интересах нашего факультета.

    Направления исследований | Психология

    Несмотря на то, что группа выпускников не разделена на формальные подобласти, преподаватели в группе выпускников психологии имеют исследовательские интересы, которые можно в общих чертах разделить на следующие две области:

    Клиническая, позитивная и социальная психология

    Группа выпускников-психологов предлагает широкий спектр возможностей для исследований в области мозга и когнитивных наук. Преподаватели и аспиранты изучают нейронные и когнитивные механизмы, лежащие в основе восприятия, внимания, обучения, памяти, языка, процессов принятия решений, поиска пищи и нейрорегуляторных механизмов.

    Обучение в магистратуре основано на модели ученичества в научных исследованиях, но также может включать сотрудничество между главными исследователями в разных лабораториях. Докторанты участвуют в богатом кампусе сообщества исследователей из разных отделов и центров, предлагая широкий спектр коллоквиумов и неофициальных серий семинаров. Аспиранты-психологи, изучающие мозг и когнитивные науки, также тесно взаимодействуют с аспирантами в области неврологии, биоинженерии и лингвистики.

     

    Группа выпускников психологии предлагает широкий спектр возможностей для исследований в области клинической, позитивной и социальной психологии. Преподаватели и аспиранты в этих областях изучают множество тем, выходящих за традиционные рамки психологии.

    Клиническая психология имеет славную историю в Пенсильванском университете, начиная с Лайтнера Уитмера, который основал первую психологическую клинику в Соединенных Штатах в Пенсильвании в 1896 году. Программа клинической подготовки направлена ​​​​на подготовку высококвалифицированных, творческих ученых-клиницистов.

    Центр позитивной психологии находится в авангарде новой области под названием «Позитивная психология», чья миссия состоит в том, чтобы понять и развить эмоции, сильные стороны и добродетели, которые позволяют отдельным людям и сообществам процветать.

    Ученые, работающие в области социальной психологии, изучают широкий спектр областей, от индивидуального принятия решений до крупномасштабных явлений, таких как социальные сети.

    Ниже приведен список областей, представляющих интерес для исследований. Нажав на каждую ссылку, вы найдете преподавателей, которые интересуются каждой областью. Многие преподаватели также поддерживают веб-сайты лабораторий, которые предоставляют более подробную информацию об их исследовательских программах.

    • Обучение и поведение животных
    • Поведенческая и когнитивная неврология
    • Суждение, принятие решений и процессы
    • Индивидуальные различия и генетика поведения
    • Психология развития
    • Язык и общение
    • Память и обучение
    • Ощущение и восприятие

     

    Ниже приведен список областей, представляющих интерес для исследований.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts