Интервью это в психологии: Интервью (в психологии)

Содержание

Интервью | Понятия и категории

ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview — встреча, беседа, интервью). Целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью позволяет: учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса; гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы; ставить дополнительные вопросы и т. д. Проведение интервью предполагает определенную последовательность: 1. Установление первого контакта для создания благоприятной атмосферы. 2.

Tags: 

Психология

ИНТЕРВЬЮ. Один из методов социологического исследования. Выполняет важную роль в получении первичной информации. Оно бывает свободное, полу-стандартизированное и стандартизированное. Свободное интервью представляет собой беседу, которая может продолжаться несколько часов.

В этом виде интервью опросный лист заранее не готовят, не предусмотрен также и разработанный план беседы. Определяются только тема и ориентировочные представления о проблеме. Применяется, как правило, на стадии разведывательного исследования.

Tags: 

Социология

ИНТЕРВЬЮ (в психологии) — способ получения социально-психо-логической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме.

Tags: 

Психология

ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.

Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме.

Tags: 

Психология

ИНТЕРВЬЮ – (англ. interview – встреча, беседа). Жанр в СМИ, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом и т.п. В телевизионной журналистике употребляется также термин синхрон. К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего цельное произведение…

Tags: 

Литература

ИНТЕРВЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы оказывается важным способом проникновения во внутренний мир клиента и понимания его затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям и искажениям, к ведущему И. Д. предъявляются высокие требования: он должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, несогласие, понимание и т. п. Диагност должен хорошо знать словарь своего клиента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого…

Tags: 

Психология

ИНТЕРВЬЮ (англ. interview — встреча, беседа) — в психологии способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Различают два вида И.: 1) И. свободные — не регламентированные темой и формой беседы; 2) И. стандартизированные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов…

Tags: 

Психология

Литература

Вопросы интервью: Psychology OnLine.Net

Вопросы интервью
Добавлено Psychology OnLine.Net
5.10.2006 (Правка 19.02.2010)

Исследовательское интервью протекает скорее как обычный разговор, но имеет специфические цели и структуру: для него характерна определенная систематизированная форма постановки вопросов. Вопросы интервьюера должны быть короткими и простыми. В рассматриваемом здесь типе интервью, направленном на описание жизненного мира, можно задать первый вопрос о конкретной ситуации, а затем уделить внимание различным аспектам явления, затронутым в ответе. Решающим фактором является способность интервьюера ощутить непосредственный смысл ответа и диапазон возможных смыслов, которые раскрываются за ним. А это требует знаний и интереса как к обсуждаемой теме, так и к самому взаимодействию в ходе интервью. Решение о том, который из множества аспектов, затронутых в ответе собеседника, нужно развивать, зависит как от цели и содержания интервью, так и от социального взаимодействия в ситуации интервью.



Типы вопросов интервью

А. Вводный вопрос: «Не могли бы вы мне рассказать о …?»; «Не припомните ли случая, когда …?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать, как можно более подробно, ситуацию, в которой вы чему-то научились?», — такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос.

Б. Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, относящихся к тому, что только что было сказано. Можно использовать с этой целью и кивки, и «м-м-м», и просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе — такие, как необычные слова, усиленные интонации и тому подобное, которые могут сигнализировать о целом комплексе важных для собеседника тем. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта.

В. Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?», — в данном случае интервьюер следует за ответом собеседника, проясняя содержание, но не акцентируя конкретные аспекты высказывания.

Г. Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Когда интервью содержит множество общих высказываний, интервьюер может попытаться получить более точные описания, спросив: «Вы сами это тоже испытали?».

Д. Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь получали деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули о соревнованиях, вы имели в виду состязания вроде спортивных или деструктивную конкуренцию?». Такие прямые вопросы желательно отложить и не задавать в первые моменты интервью. Их следует задать после того, как собеседник уже высказал свой собственный спонтанный взгляд и показал, таким образом, какие аспекты данного явления имеют для него важное значение.

Е. Косвенные вопросы. В данном случае имеются в виду проективные вопросы, типа: «Как, вам кажется, воспринимают другие ученики соревнование за получение оценок?». Ответ может содержать мнение об отношении других учеников, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Для того, чтобы проинтерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно.

Ж. Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. Интервьюер может вежливо прямо пресечь многословный ответ, который не соответствует теме исследования, сказав, например: «Сейчас я бы хотел перейти к другой теме…».

3. Молчание. Вместо того, чтобы превращать интервью в перекрестный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать нечто важное.

И. Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может использоваться в виде простого перефразирования ответа, например: «То есть вы считаете, что…?», или же попыток прояснить высказывание: «Если я правильно понял, вы почувствовали, что…?», «Можно ли то, о чем вы сейчас говорили, описать такими словами: …?». Возможна и более непосредственная интерпретация сказанного учеником: «Правильно ли я понял, что в основном ты тревожишься об оценках из-за возможной реакции твоих родителей?». Более абстрактный вопрос можно задать, например, таким образом: «Не кажется ли вам, что между ситуацией соревнования с другими учениками из-за оценок в классе и отношениями, которые у вас сложились дома, с вашими братьями и сестрами, есть какая-то связь?».

Кроме тематического и динамического аспектов вопросов, интервьюеру следует стараться помнить и о последующем анализе, верификации и написании отчета. Интервьюер, четко представляющий, о чем и зачем он расспрашивает собеседника, будет в процессе беседы добиваться недвусмысленности высказываний, проясняя значения и смыслы, соответствующие проекту, и обеспечит таким образом более прочный плацдарм для последующего анализа. Такой процесс прояснения смыслов в ходе интервью может еще показать собеседнику, что интервьюер действительно слушает его, ему интересно то, что говорит интервьюируемый. В идеале, в момент окончания интервью заканчивается и проверка гипотез и интерпретаций, так как в процессе расспрашивания интервьюер находит им подтверждение или опровергает их.

Если предполагается написание отчета или цитирование интервью, то стоит, если получится, попытаться воспроизвести социальный контекст интервью и, там, где это возможно, эмоциональную окраску взаимодействия, дабы то, что было сказано, стало понятно читателям, которые не были свидетелями живой ситуации интервью. Умению воспроизводить обстановку и настроение разговора можно поучиться у журналистов и писателей.

Пока речь шла в основном о вопросах интервьюера. Умение интервьюера активно слушать то, что говорит собеседник, может, однако, оказаться важнее, чем искушенность в специальных техниках расспрашивания. В обучении терапевтов акцент делается на мастерстве слушателя, на развитии эмпатического активного слушания, чуткого к нюансам и многослойности смысла того, что говорят им их пациенты. 3. Фрейд  рекомендовал терапевтам слушать своих пациентов с «неослабевающим вниманием», дабы постичь смысл их слов (глава 4, «Порождение психоаналитического знания»).

Важность слушания подчеркивается и в феноменологическом и в герменевтическом подходах к интервьюированию (глава 3, разделы «Герменевтическая интерпретация» и «Феноменологическое описание»). Существует феноменологический идеал непредубежденного слушания, при котором собеседнику предоставляют возможность развертывать описания своих переживаний, не прерывая его вопросами и не сбивая предубеждением, которое заключено в вопросах. Герменевтический подход предполагает слушание и интерпретирование многочисленных слоев смысла, заключенного в высказывании интервьюируемого, принимая во внимание возможность постоянных реинтерпретаций в рамках герменевтического круга интервью. Внимание обращают и на предубеждения, содержащиеся как в ответах интервьюируемого, так и в вопросах интервьюера.

Психология собеседования

к небесный пол

Мэрили мало чем отличается от большей части вселенной тем, что ей искренне не нравятся собеседования при приеме на работу. Если вас попросят выбрать между интервью и жеванием стакана, вы сможете угадать ее ответ.

Это имеет смысл, потому что так же, как большинство людей не любят сдавать тесты, собеседование при приеме на работу является тестом. Даже те, кто уверен в своем профессиональном прошлом, в курсе требований к работе и не обладает многими потенциальными обязательствами, все еще боятся столкнуться с неизвестным — например, в пугающих вопросах и запугивающих интервьюерах.

Если вам нужна помощь в личном развитии, вам может помочь профессиональный консультант!

Если бы только Мэрили могла получить работу каким-то другим способом, кроме как ставить себя в скороварку на собеседовании, она бы с радостью это сделала. Но она не может. Итак, ей придется потрудиться, чтобы хорошо стоять на ногах, поскольку ее засыпают такими вопросами, как:

  • Зачем тебе эта должность?
  • Что дает вам право на это?
  • В чем ваша самая сильная сторона? слабое место?
  • Почему мы должны вас нанять?

И так далее. В то же время каждая прошлая неудача — связанная с работой или нет — добавляет еще один шрам к ране, которая никогда не заживала. Пытаясь продемонстрировать обратное, Марили окутана негативными эмоциями и страхами.

Как правило, интервьюер менее подготовлен, менее заинтересован и менее готов к предстоящему собеседованию, чем кандидат, сидящий напротив него.