Интервью в психологии: Интервью (в психологии)

Метод интервью | это… Что такое Метод интервью?

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Виды интервью
    • 2.1 По степени формализации
    • 2.2 По стадии исследования
    • 2.3 По количеству участников
  • 3 Рекомендуемая литература
  • 4 См. также

Общие сведения

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

  • Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Рекомендуемая литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0
  • Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью. — М.: Никколо-Медиа, — 320 с. ISBN 5-901488-03-2
  • Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ. Т. Н. Федоровской под ред. С. А. Белановского. — М., 1991.
  • Квале С. Исследовательское интервью /Пер. с англ. М. Р. Мироновой. — М.: Смысл, 2003. — 301 с. ISBN 5-89357-145-2 — архив

См. также

  • Клиническое интервью в психотерапии
  • Вербально-коммуникативные методы
  • Метод опроса
  • Диалог
  • Экспериментальная психология

Метод интервью

Метод интервью в социологии

Определение 1

Интервью называют такой метод сбора социальной информации, который основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии респондента (респондентов) и интервьюера для того, чтобы получить данные, которые интересуют исследователя.

По сравнению с анкетированием интервью обладает своими достоинствами и недостатками. Главное различие двух этих методов заключается в форме контакта исследователя и опрашиваемого. В случае с интервью контакт между ними осуществляет интервьюер (который непосредственно общается с респондентом, задает вопросы, направляет и организует беседу, а также записывает полученные ответы в соответствии с инструкцией). Однако, для того, чтобы получить такой же объем информации, как при проведении анкетировании, интервьюер должен затратить намного больше средств и времени. Дополнительных затрат потребует подготовка интервьюеров, которая включает в себя их отбор и обучение, а также контроль качества выполняемой ими работы. Тем не менее, при интервьюировании становится больше возможностей для повышения надежности собираемых данных из-за того, что снижается число не ответивших и ошибок при заполнении опросников. При этом содержательность и глубина получаемой информации часто возрастают, т.к. если респондент не понимает смысл вопроса, то интервьюер всегда может прийти к нему на помощь. 

Виды интервью

В рамках социологии выделяют следующие виды интервью: формализованное (стандартизированное) с открытыми и закрытыми вопросами, фокусированное и свободное.

В таблице 1 представлены различия между видами формализованного интервью.

Таблица 1 — Виды формализованного интервью

Формализованное интервью с закрытыми вопросамиФормализованное интервью с открытыми вопросами
Это самый распространенный вид интервью. В нем взаимодействие интервьюера м респондента строго регламентировано вопросником, который детально проработан, и инструкцией. При данном интервью к минимуму сведено влияние самого интервьюера на качество данных, а надежность собираемой информации доведена до самого высокого уровня  У данного вида интервью меньше степень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Строго обязательно наличие плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок в открытой форме (варианты ответов не нормированы). Интервьюер озвучивает вопросы без отклонений от формулировок, заданных исследователем, а респондент отвечает в свободной форме. Фиксация ответов происходит стандартным образом и предусматривается инструкцией

В случае, если мы выбираем фокусированное интервью, то его целью будет извлечь информацию, узнать мнение, оценку конкретной проблемы, явления или события. При этом оно требует меньшей стандартизации поведения респондента и интервьюера.

При свободном интервью интервьюер и респондент общаются без какой-либо строгой детализации вопросов. Основная характеристика данного вида – минимальная стандартизация. Подобные беседы можно проводить на разведывательной стадии, для того, чтобы уточнить проблему исследования. При нем определяется лишь тема беседы, а все остальное, включая направление интервью, его логическую структуру, последовательность вопросов и их формулировки, будет зависеть от того, кто опрашивает. Полученную информацию не подвергают обработке с помощью методов статистического анализа, и она представляет ценность ввиду своей уникальности.

При этом количество опрашиваемых обычно небольшое (редко превышает 10-20 человек). Для того, чтобы обобщить ответы принято применять традиционные методы анализа текстов.

Существуют ситуации, в которых интервью нельзя заменить на анкетирование. К ним относят:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, которые необходимы во время разработки теоретической модели предмета изучения и в процессе выдвижения гипотез; 
  • пилотажное (пробное) исследование. В процессе данного исследования проверяют качество методического инструментария.

На сегодняшний день широко распространено телефонное интервью. К плюсам данного метода можно отнести оперативность, небольшие издержки на то, чтобы подготовить полевую документацию (иногда не требуется ее размножать), а также, по сравнению с традиционным интервью – снижение личностно-психологического, субъективного влияния интервьюера на респондента. Тем не менее, в случае если опрос выходит за пределы одного населенного пункта, то стоимость проведения такого интервью резко возрастает.

Проблемы со связью также могут ограничивать применение данного метода. Более того, обычно телефонное интервью является кратковременным, в связи с чем ограничивается круг вопросов, которые можно задать респонденту.

Психология собеседования

к небесный пол

Мэрили мало чем отличается от большей части вселенной тем, что ей искренне не нравятся собеседования при приеме на работу. Если вас попросят выбрать между интервью и жеванием стакана, вы сможете угадать ее ответ.

Это имеет смысл, потому что так же, как большинство людей не любят сдавать тесты, собеседование при приеме на работу является тестом. Даже те, кто уверен в своем профессиональном прошлом, в курсе требований к работе и не обладает многими потенциальными обязательствами, все еще боятся столкнуться с неизвестным — например, в пугающих вопросах и запугивающих интервьюерах.

Если вам нужна помощь в личном развитии, вам может помочь профессиональный консультант!

Если бы только Мэрили могла получить работу каким-то другим способом, кроме как ставить себя в скороварку на собеседовании, она бы с радостью это сделала. Но она не может. Итак, ей придется потрудиться, чтобы хорошо стоять на ногах, поскольку ее засыпают такими вопросами, как:

  • Зачем тебе эта должность?
  • Что дает вам право на это?
  • В чем ваша самая сильная сторона? слабость?
  • Почему мы должны вас нанять?

И так далее. В то же время каждая прошлая неудача — связанная с работой или нет — добавляет еще один шрам к ране, которая никогда не заживала. Пытаясь продемонстрировать обратное, Марили окутана негативными эмоциями и страхами.

Как правило, интервьюер менее подготовлен, менее заинтересован и менее заинтересован в предстоящем собеседовании, чем кандидат, сидящий напротив него.