Интонация средство общения: Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи

Невербальные средства общения — ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Главная
  2. Университет
  3. Структурные подразделения
  4. Структурные подразделения
  5. Отделы
  6. Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы
  7. Школа общения

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса.

Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Расширьте свое восприятие

Чтобы, научиться лучше, понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, к ним относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство. Рассмотрим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика-это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушарие мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев — широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опушенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может, как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь.

Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высоту голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. 

Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна над другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движения, встряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо протирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимания ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

Межличностное расстояние (от 0,5м – до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

Социальное расстояние (от 1,2м – до 3,7м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границе, тем отношения формальней.

Публичное расстояние (более 3,7м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других. Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.

В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. 

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в изучении невербального общения, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств, поэтому следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение.

Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

Читайте также

  • Учимся выступать публично
  • Эффективное общение во взаимодействии
  • Выпускнику и работодателю
  • Барьеры общения и пути их преодоления

Университет

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Международное сотрудничество
  • Доступная среда

Факультеты

  • Аграрно-технологический факультет
  • Естественно-географический факультет
  • Медицинский факультет
  • Факультет педагогики и психологии
  • Факультет физической культуры и спорта
  • Физико-математический факультет
  • Филологический факультет
  • Экономический факультет

Филиалы

  • Бендерский политехнический филиал
  • Рыбницкий филиал

Институты

  • Инженерно-технический институт
  • Институт государственного управления, права и социально-гуманитарных наук

Презентация на тему «Интонация как средство общения и воздействия.

«

ИНТОНАЦИЯ как средство общения и воздействия.

ИНТОНАЦИЯ

УДАРЕНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

РЕЧЬ

МАНЕРА

ГОЛОС

ЗВОН

ТОН

ЗВУК

ИНТОНАЦИЯ

тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи.

Для чего нужна ИНТОНАЦИЯ ?

  • Помогает слушателю понять смысл произносимых слов;
  • … отношение говорящего к содержанию текста;
  • Помогает понять характер говорящего и почувствовать его настроение на момент общения.

Простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных лад о в. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с которыми они произнесены.

КОМПОНЕНТЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Эмоциональная окраска голоса (ТЕМБР)

ПАУЗА

Скорость произнесения звуков (ТЕМП)

Новые слова

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Однородные чл. предл.

Определения (прил.)

Противопоставления и сопоставления

1)  В нашем саду созрел  виноград 2)  В нашем саду  созрел  виноград 3)  В  нашем  саду созрел виноград .

Выделите слова, на которые падает логическое ударение .

  • Еще вчера морозило, а нынче – оттепель.
  • Ползали и летали слова, тревожные и злые, вдумчивые и веселые.
  • Грамматика представляет собой систему.

ПАУЗЫ?

ПАУЗЫ

Очень короткие

Разделяют слова

Короткие

, — :

(/)

Средние

. ; ! ?

(//)

, красная строка (///)

Длительные

Летнее солнце плывет над полями. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Темп речи = скорость произношения слов + паузы.

Быстрый

Средний

Медленный

Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стен, стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон.

ТЕМБР

Радость

Волнение

Восхищение

Недовольство

Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется  от своих четок или книги и говорит:

      — Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

      Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он  не понимает,  зачем ему, отличнику,  пересаживаться к  Авдеенко, который  плохо учится.

      — Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

      Авдеенко  тупо  смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы  не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

      — Авдеенко думает, что он лебедь, — поясняет Харлампий Диогенович. — Черный  лебедь,  — добавляет  он  через  мгновение, намекая  на  загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.  

— Сахаров, можете продолжать,  — говорит Харлампий

Диогенович.

Потренируйтесь в ясном и отчетливом произношении. Прочитайте следующие скороговорочные рассказы, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров, нужно дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Таскали, таскали да перетаскали. Где вместе возьмутся – толку добьются.

Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши. А он всем говорил, что я молодец-удалец, съел холодец да еще тридцать три пирога с пирогом и все с творогом, да еще один пирог с грибами, да один с потрохами. Болтал, болтал, молол, молол, язык болтает, а голова не знает.

Прочитайте предложение вслух, сделав логическое ударение на первом слове. Перечитайте предложение, сделав ударение на втором слове, затем – на третьем и т.д.

К вечеру родители уехали, и ребятам стало грустно.

Прочитайте стихотворение несколько раз, все убыстряя темп, но сохраняя ясное и отчетливое произношение.

Прочитайте, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук, стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».

Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.      Иван, как бревно, провалился в болото,      А пудель в реке утонул, как топор.      Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.      Иван повалился бревном на болото,      А пудель в реке перепрыгнул забор.      Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель в реке провалился в забор.      Иван, как бревно, перепрыгнул болото,      А пудель вприпрыжку попал на топор.

Прочитайте стихотворение С. Маршака в соответствии с интонационными указателями.

Вышли мышки как-то раз

(таинственно, тихо, медленно)

Поглядеть, который час.

(с любопытством, тихо, медленно)

Час,

(четко, чуть громче)

Два,

Три,

(четко, еще громче)

(четко, громко)

Четыре,

(четко, громко)

Мыши дернули за гири.

(решительно, громко, энергично)

Вдруг раздался страшный звон,

(с угрозой, очень громко)

Убежали мышки вон!

(испуганно, снижая громкость, убыстряя темп)

С. Я. Маршак «ПЕРЧАТКИ»

Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!

Итоги урока

Подготовить выразительное чтение текста-описания из учебника, письменно обозначить паузы и логическое ударение.

Что такое интонация? Типы интонации в разговорном английском

/ Аудирование и разговорная речь / Что такое интонация? Типы интонации в разговорном английском

  (5/5, 18 голосов)

Интонация – это использование тона и его изменение в зависимости от ситуации и типа общения. Утверждения и вопросы звучат неодинаково, и это потому, что для этих двух очень разных целей используются разные интонации.

Что такое интонация?

Повышение и понижение вокального звука или тона в речи интонация . При точном использовании интонации речь и слушание станут более эффективными, точными и надежными. Интонация не требует специальной практики, но обучение беглой речи на любом языке приведет к автоматической точности.

Типы интонации

В разговорном английском языке существует три типа интонации: —

Восходящая интонация

Повышение интонации относится к повышению тона в конце предложения. Вопросы типа «да-нет» обычно заканчиваются повышенным тоном.

                      ↗

Это ваша рубашка?

                                    ↗

Вы любите курицу?

Падающая интонация

Тон голоса падает на последний ударный слог фразы, это и есть Падающая интонация. Вопросы WH имеют тенденцию заканчиваться падающей интонацией.

                                      ↘ 

Куда вы направляетесь?

                                                  ↘

Как ты до сих пор это делаешь?

Падающая интонация вступает в игру, когда в речи есть уверенность и определенная ясность.

                                   ↘

Вот журнал, который вы просили.

                                           ↘

Вас только что переиграли.

Циркумфлексная интонация

При циркумфлексной интонации голос падает, а затем повышается. Этот вариант интонации слышен, когда кто-то не уверен в утверждении или использует в нем предварительную формулировку.

               ↘                                        ↘↗

В данный момент мне не нужна помощь.

                                                                             ↘↗

Каждый день шел дождь день в течение первой недели.

Эта циркумфлексная интонация используется в вопросах, запрашивающих информацию и предлагающих кому-то что-то сделать или иметь. В этом случае при правильном интонационном рисунке вопрос звучит более вежливо.

                                   ↘↗

Это ваша камера?

                                               ↘↗

Хочешь кофе?

Зачем заботиться об интонациях?

Без надлежащего использования интонации люди часто неправильно понимают в своей повседневной жизни, не говоря уже о том, когда речь идет о формальной обстановке или публичном выступлении. Расшифровка речи того, кто полностью избегает правильного использования тонов, часто бывает слишком сложной для обеспечения плавного общения.

Вот почему для носителей второго языка крайне важно выучить и отработать правильные интонации. Новым пользователям или изучающим язык потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к используемым в нем интонациям, но при этом нужно слушать носителей языка и практиковаться, чтобы имитировать аналогичную речь.

Интонация абсолютно необходима для эффективного общения. Обучение правильному их использованию окажет прямое влияние на язык, который вы используете, и на свободное общение на нем. Тщательное следование приведенной выше статье должно устранить большую часть ваших заблуждений относительно интонации в английском языке и того, как вы можете их использовать, не делая слишком много ошибок.

 

Опубликовано LearnGrammar.Net

Обзор – устное общение для тех, для кого английский язык не является родным

Перейти к содержимому

Интонация используется носителями английского языка на уровне 1 для передачи значения на фразовом уровне. В то время как согласные, гласные и ошибки в словесном ударении могут привести к потере разборчивости на уровне слова, ошибки в интонации редко вызывают потерю разборчивости на этом уровне, то есть слушатели могут понять произносимые слова, но смысл слов может ошибаться в зависимости от интонации (особенно если интонационный рисунок вообще отсутствует). Когда мы говорим об интонации, мы говорим о передаваемом значении, которое может быть либо , либо .

Носители многих языков по всему миру указывают не грамматическое значение или отношение через интонацию, а некоторые другие языковые особенности (например, грамматические и определяющие отношение «суффиксы» китайского языка) . Таким образом, многие носители английского языка L2 могут иметь представление о том, сколько эмоций они могут выразить надлежащим образом. Кроме того, поскольку диапазон высоты тона многих носителей английского языка на уровне 2 уже, чем могут ожидать слушатели американского языка на уровне 1, эти слушатели потенциально могут интерпретировать относительно монотонный английский язык на уровне 2 как выражение скуки, холодности или даже враждебности. Слушателей L1 также может раздражать «певчая» интонация некоторых говорящих на L2, которая не может передать смысл слушателю L1.

С другой стороны, учащиеся могут интерпретировать более широкий диапазон высоты тона носителей английского языка на уровне L1 как чрезмерно эмоциональный или мелодраматичный по сравнению с их уровнем на уровне L1. Это приводит к тому, что некоторые учащиеся в восторге от того, как изменения в их интонационном паттерне могут привести к тому, что они будут звучать больше как носитель языка, в то время как другим трудно выйти за рамки норм своего Я1.

Диапазон шага Использование  
4 сверхвысокий используется для выражения акцента/контрастности и сильных эмоций, например удивления или энтузиазма
3 высокий используется для выражения фокуса по умолчанию и/или конца группы мыслей |
| Интонационный диапазон
| для обычного
| разговор
|
2 средний используется в качестве базовой линии или «нейтральной» высоты звука, от которой поднимается и опускается контур интонации
1 низкий используется по умолчанию для обозначения конца группы мыслей

Примечание: С педагогической точки зрения может быть полезно представить интонационный диапазон английского языка как характеризуемый 4 уровнями высоты тона – хотя музыкальный тон отличается от фонетического тем, что 1) каждый говорящий имеет свою собственную базовую или «нейтральную» фонетику высота тона, 2) допустима определенная степень вариации в том, насколько широк или узок интонационный диапазон, и 3) говорящие  скользить от одной фонетической высоты к другой вместо того, чтобы прыгать с одной отдельной ноты на другую, как в музыке.

Когда мы думаем об интонации, есть три аспекта, которые важны для разборчивости: диапазон, мелодия и относительная заметность. Диапазон относится к музыкальной диаграмме выше, которая имеет четыре различных уровня от 1 (низкий) до 4 (очень высокий). Мелодия относится к направлению интонации и обычно называется падением, уровнем, повышением или падением-подъемом. Наконец, относительная известность относится к слову, которому уделяется внимание, и обычно бывает либо слабой-сильной, либо сильной-слабой.

Относительная известность
Слабый-сильный Сильный-слабый
Мелодия Падение

Восходящий

 

Лицензия

Устное общение Тимоти Кохема, Моники Гош, Лили Комптон и Елены Котос для лиц, не являющихся носителями английского языка, находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts