ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ | это… Что такое ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ?
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Соотнесенность иррационального с возможностями разума влечет его разделение на до-рациональное и сверх-рациональное: первое выступает как неразумное-в-себе, второе — как непостижимое лишь для актуального состояния человеческого разума, но, возможно, доступное уяснению через “преображение” разума, переходу его на качественно более высокую степень бытия.
В истории философии иррациональное явно или неявно составляет фон рациональных конструкций бытия, познания и этики. Напр., в античной мысли — это соотнесенность бытия и видимости (Парменид), сущего и пустоты (Демокрит), истинно сущего и постижимого только “незаконным умозаключением” (Платон), формы и материи (Аристотель). В христианской мысли противопоставление рационального и иррационального принимает особую форму — как противопоставление разума и веры.
В. Н. Катайте
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Иррациональное | Понятия и категории
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — не постигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях. Понятием «иррациональное» Маркс в «Капитале» обозначает превращенный характер преходящих форм, в которых проявляются при определенных социальных условиях глубинные сущностные связи в экономике, культуре и т. п. В иррационализме иррациональное — это особые противоразумные силы, лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 168.
Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то, лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. К этому относятся элементарные факты, как, например, что у Земли есть Луна, что хлор есть элемент, что вода при четырех градусах Цельсия достигает своей наибольшей плотности и т.д. Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность.*
Tags:
Психология
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — неразумное) — в узком смысле — философское течение XIX — начала XX вв., отвергающее разум как единственную основу человеческого бытия. В широком смысле И. — характеристика различных философских концепций, авторы которых существенно ограничивают место разума в мире и в человеческой жизни и предлагают в связи с этим изменить основные способы человеческой познавательной деятельности. Он имеет много оттенков. За И. принимают отсутствие строгой логической выстроенности философского дискурса, использование элементов художественной образности, метафор, многозначность текста, отсутствие авторской позиции как выражения «привилегированной» интерпретации. И. часто называют учение о непознаваемости мира. И. тем самым сближается со скептицизмом и агностицизмом. И. — это также декларирование существования иной логики, отличной от традиционного «бинаризма». Этическая форма И. — признание абсурдности, бессмысленности человеческого существования в нечеловеческом, неразумном мире, безнадежность попыток гармонизации отношений между человеком и миром. И. может быть также связан с признанием существования в самом человеке противоположных сил, не подчиняющихся единой логике…
Tags:
Философия
ИРРАЦИОНАЛИЗМ — философское учение, так или иначе ограничивающее возможности разума, логики в познании мира, отвергающее безграничные познавательные возможности человеческого интеллекта. Иррационализм утверждает, что рациональное познание должно дополняться познанием внерациональным, т. е. с помощью чувств, художественных образов, интуиции, инстинктов, тайной символики, религиозных догматов и т. д.
Словарь терминов и понятий по обществознанию.
Tags:
Философия
ИРРАЦИОНАЛИЗМ [лат. irrationalis — бессознательное, неразумное] — философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента.
Tags:
Философия
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (IRRATIONNEL). Не соответствующее научному разуму; то, чего научный разум не может ни познать, ни понять. Если разум всегда прав, как утверждают рационалисты, с которыми я согласен, иррациональное — не более чем иллюзия или переход к крайнему пределу.
Мы называем иррациональным (т. е. недоступным теоретическому пониманию) только то, чего не в состоянии практически понять. Следовательно, иррационального не существует. Этого признака достаточно, чтобы отличать иррациональное от неразумного, каковое, напротив, существует в чрезмерном объеме.Tags:
Философия
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — принципиально недоступное рациональному познанию и постижению в рамках логического мышления, лежащее за пределами разума и несоизмеримое с его возможностями, противоположное рациональному. Как философская категория специфична для идеализма и агностицизма, в которых И. понимается как нечто противостоящее разуму, полагающее разум неспособным объять все богатство и разнообразие духовной и материальной действительности; нечто темное, бессознательное, алогичное. И.
Tags:
Философия
«Иррациональные эмоции» и их когнитивная непроницаемость — OpenLearn
Автор: Раами Маджид
Обновлено, вторник, 30 января 2018 г.
Иррациональность эмоций
«Иррациональные» или «непокорные» эмоции — это те эмоции, которые противоречат нашим оценочным суждениям. Например, вы боитесь летать, несмотря на то, что считаете это безопасным, вы злитесь на коллегу, хотя знаете, что ее замечания были безобидными, и так далее. Большая часть современной философской работы, посвященной этим эмоциям, связана с разъяснением точной природы конфликта. Некоторые утверждают, что такие эмоции включают рациональный конфликт, когда субъекты, испытывающие такие эмоции, поддерживают два противоречивых суждения, например. что летать одновременно безопасно и небезопасно. Напротив, другие утверждают, что субъекты подвергаются какой-то другой форме конфликта, например, одобряют суждение, которое противоречит оценочному чувству, например. считая, что летать безопасно, и все же относиться к этому отрицательно.
Рациональность и непокорность, однако, два понятия, которые могут расходиться. Вопрос о том, является ли эмоциональный эпизод иррациональным, не зависит от того, является ли он непокорным, т. е. упрямым или мстительным. Например, скажем, вы в сальса-клубе, и человек, с которым вы встречаетесь, начинает танцевать с красивым незнакомцем. Вы также знаете клубные условности о торговых партнерах и о том, что с этим не связано ничего романтического. Ваш приступ ревности был бы (возможно) иррациональным, но что сделало бы его также непокорным, так это если бы он продолжал сохраняться, несмотря на ваше здравое суждение. То, что философы называют «непокорными эмоциями», отражает эмоциональные эпизоды, которые являются одновременно иррациональными и непокорными. Но чем они пренебрегают, так это тем, что дало этим эмоциям их название, т.е. их непокорность.
Теория аффективной программы
Почти двадцать лет назад Пол Гриффитс (1997) попытался объяснить «иррациональные эмоции», используя свою теорию аффективной программы. Короче говоря, эмоциональные реакции могут быть вызваны двумя способами: механизмами оценки, которые являются быстрыми и автоматическими и «более или менее» когнитивно непроницаемыми, и механизмами медленными, неавтоматическими и когнитивно проницаемыми. Грубо говоря, механизм оценки когнитивно проникнут, если он обрабатывает информацию сверху вниз: то, как он обрабатывает информацию, т.е. о внешних раздражителях, находится под влиянием когнитивных процессов более высокого порядка, включая убеждения и суждения. Основная идея Гриффитса заключается в том, что иррациональные эмоции возникают, когда эмоции вызываются механизмами оценки, которые не поддаются когнитивному анализу.
Теория аффективной программы потеряла популярность, отчасти потому, что она смешивается с противоречивыми утверждениями Гриффитса о том, какие эмоции формируют естественные виды, а какие нет. Более того, современные философы эмоций пренебрегают его изложением, потому что оно не может объяснить точную природу конфликта vis-a-vis рациональности. Тем не менее двухпутевая модель генерации эмоций, которая лежит в основе теории аффективной программы, оказалась плодотворной и популярной моделью. Леду (1996) подтвердил нейробиологический подход к реакциям страха с двумя путями, и есть данные, позволяющие предположить, что другие эмоции также могут вызываться разными путями, некоторые из которых более когнитивно проницаемы, чем другие.
Не придерживаясь полностью его теории эмоций, мы должны поручиться за эффективность модели генерации эмоций Гриффитса. То, в чем он ошибся, для наших целей является объяснительной целью. Двухпутевая модель генерации эмоций, сформулированная в терминах когнитивного проникновения, не может уловить, каким образом определенные эмоциональные эпизоды могут быть иррациональными — то есть предполагается, что эмоции вообще можно назвать иррациональными. Но это может помочь уловить непокорный характер таких эмоциональных эпизодов. Я утверждаю, что непокорные эмоции непокорны в той мере, в какой они когнитивно непроницаемы. Я делаю это, опираясь на недавние эмпирические данные Макрея 9.0014 и др. др. (2012), которые показывают, что эмоции, порожденные оценочными механизмами, не пронизываемыми когнитивно, более устойчивы к когнитивному влиянию, чем те, которые когнитивно проникают.
Эмоциональное сопротивление и когнитивная психология
Многое из этого является подготовительной работой. Но связывая понятие эмоциональной непокорности с понятием когнитивной непроницаемости, мы получаем возможность обогатить наше понимание эмоциональной непокорности посредством научных исследований. Например, одна из находок McRae и др. др. заключалась в том, что когнитивная переоценка в случаях, когда эмоции генерировались снизу вверх, имела обратный эффект: они усиливали негативные эмоциональные реакции, а не уменьшали их. Это говорит о том, что с непокорными эмоциями, когда они оказываются вредными, лучше всего бороться с помощью других средств, а не обучения пациентов тому, как их подавлять.
Первоначально эта статья появилась в блоге Imperfect Cognitions
Каталожные номера
Гриффитс, ЧП (1997). Что такое эмоции на самом деле . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета.
Макрей, К., Мишра, С., Прасад, А.К., Перейра, С.К., Гросс, Дж.Дж. (2012). «Генерация эмоций снизу вверх и сверху вниз: значение для регуляции эмоций». Социальная когнитивная и аффективная неврология 7: 253-62.
Леду, Дж. Э. (1996). Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
«Я знаю, что это иррационально, но я не могу избавиться от этого чувства». — Терапия в реальном мире
Терапевт и автор Кортни Армстронг объясняет, почему наши эмоции могут взять верх над нашими мыслями и как вы можете исцелиться.
Испытывали ли вы когда-нибудь ноющую неуверенность в себе или неуверенность в себе, которые, как вы знаете, иррациональны, но не можете избавиться? Часто это происходит потому, что мы все еще носим с собой то, что я называю негативным воплощенным убеждением , которое непреднамеренно растворилось в нашем самоощущении.
Например, Джон был 48-летним мужчиной, который был разочарован необъяснимым опасением, которое он испытал, не соглашаясь со своим отцом. Когда я помогла Джону проследить эти чувства до более раннего воспоминания, он вспомнил случай, когда его отец, чемпион по гандболу, одним махом руки швырнул пищащую мышь в кухонную стену. Позже Джон вспомнил еще одно воспоминание о том, как его отец нанес аналогичный удар ему в лицо, когда Джон набросился на него в подростковом возрасте. Позже отец Джона извинился за то, что так сильно ударил его, и никогда больше не бил его, но Джон все еще чувствовал себя неловко рядом с ним после всех этих лет.
Пока мы изучали убеждения Джона, связанные с этими детскими переживаниями, он сказал: «У меня сложилось впечатление, что если ты перейдешь к папе, он тебя врежет! Несмотря на то, что я рационально знаю, что мой отец не ударит меня сейчас, я думаю, что на каком-то уровне я все еще чувствую это».
Как формируются эмоциональные воспоминания
Неадекватные реакции, подобные реакции Джона, обычно формируются в ответ на предшествующие эмоционально заряженные события. Когда происходит событие, связанное с интенсивным эмоциональным возбуждением, эмоции действуют как клей, который мгновенно закрепляет опыт в заученном пути, поэтому для этого не требуется много повторений. Ваш разум, вероятно, сделал то же самое, когда вы впервые коснулись горячей плиты. Это неизгладимое знание предназначено для того, чтобы защитить вас и не дать вам причинить себе вред.
Часто процесс извлечения событий из нашего прошлого и помещения их в надлежащий контекст происходит со временем без терапии. Например, вы научились не прикасаться к плите, когда она горячая, но поняли, что вам не нужно совсем избегать плит. Когда мы помещаем событие в этот сознательный контекст, оно называется явной памятью . Явная память — это память, которую мы можем извлечь сознательно и описать без особого эмоционального возбуждения, потому что мы сохранили ее в рамках адаптивной структуры. С другой стороны, имплицитная память – это память, которая хранится в виде прочувствованного опыта, который не был полностью интегрирован сознательно в текущий контекст, время или пространство. Имплицитные воспоминания включают поведенческое обучение, эмоциональные реакции и телесные ощущения, в которых отсутствует ощущение прихода из прошлого. Что касается эмоционального мозга, поведение, которое вы использовали, чтобы пережить неразрешенное событие, по-прежнему актуально и необходимо для вашего выживания.
Травмы «малой Т» могут быть хуже, чем травмы «большой Т»
По иронии судьбы, я обнаружил, что травмы «маленькой Т» часто имеют более навязчивый и коварный эффект, чем «травмы большой Т». В случае травм типа «Большая Т», таких как катастрофа, война или изнасилование, клиенты часто лучше понимают, что они не были причиной события и делали то, что делали, чтобы выжить. С небольшой Т-травмой, такой как опыт неодобрения, предательства или пренебрежения, люди часто чувствуют, что они были причиной чьего-то поведения. Клиенты, пострадавшие от малых травм, часто испытывают повторяющиеся чувства стыда, вины, ненависти к себе, беспокойства или депрессии без ясной причины. Точно так же они часто считают себя недостойными, непривлекательными, ущербными или просто «плохими», не понимая почему. Я называю это воплощает убеждения , потому что они проявляются скорее в виде чувств, а не рациональных мыслей. Воплощенное убеждение ощущается как неотъемлемая истина о личности, от которой невозможно отказаться.
Каковы ваши воплощенные убеждения?
К счастью, вы можете исцелить и изменить свои воплощенные убеждения. Первый шаг — определить, где вы их узнали. Загрузите мой рабочий лист «Обнаружение воплощенного убеждения », чтобы сделать это. Следующий шаг — определить, во что вы хотите верить вместо этого. Что вы знаете сейчас, чего не знали тогда? Например, Джон понял уже во взрослом возрасте, что отец больше его не ударит. Он хотел, чтобы его эмоциональный мозг понял, что его отец теперь был безопасным человеком, чтобы быть рядом с ним физически. Более того, несмотря на то, что отец Джона по-прежнему имел склонность критиковать Джона или не соглашаться с его мнением, Джон знал, что отец в основном уважал его. Он не хотел, чтобы его эмоциональный мозг путал несогласие с мнением с неодобрением того, кем был Джон как личность.
Изменение вашего воплощенного убеждения
Как только вы определили, каким должно быть ваше новое воплощенное убеждение, вы должны показать свой эмоциональный мозг через опыт . Вы не можете просто придумать его существование или уговорить себя на это. Почему? Потому что эмоциональная часть нашего мозга не говорит словами и не понимает логики. Он учится только через опыт. К счастью, эмоциональный мозг может учиться на опыте управляемых образов. Вы можете учить свой эмоциональный мозг, живо представляя «эмоциональную правду», которую вы хотите, чтобы он знал сейчас. Для этого вы вызываете воспоминание об исходном событии, когда вы узнали негативное убеждение, и обновляете это воспоминание новым опытом, используя образы.
Джон сделал это, вспомнив, как его отец ударил его, а затем представил, как он вступает в эту сцену во взрослом состоянии. Он обнял себя 11-летнего себя в воображаемой сцене, чтобы утешить его и оттащить от отца в более безопасную часть дома. Затем он представил, как его «старшее я» объясняет своей младшей части, что его отец позже признает, что он слишком остро отреагировал и никогда больше не ударит Джона. Он показал моменты «младшего Джона» в будущем, когда его отец будет выражать свою гордость за него, например, когда он закончил колледж, а позже заботился о своем отце в больнице. Благодаря этим воображаемым сценам Джон внезапно смог увидеть, насколько уязвимым был его отец. Он понял, что его отец, возможно, боялся, что Джон не уважает его, и реагировал из-за собственных обид. Как только Джон смог передать это знание своему эмоциональному мозгу через образы, его воплощенные убеждения тоже изменились. Он не боялся находиться рядом с отцом. Он воспринимал свою критику менее лично. Он начал видеть в своем отце уязвимого человека со слабостями и неуверенностью, как и все мы! И когда Джон расслабился рядом с отцом, его отец тоже начал расслабляться. Невысказанный стыд и напряжение, которые были там в течение многих лет — в течение 9 лет. 0014 оба из них – постепенно растворяются. И они оба восстановили свои личности.
Кортни Армстронг, LPC, частный терапевт и автор книг The Therapeutic «Ага!» и Трансформация травматического горя .
«Из всех семинаров, которые я посетил за последнее время, этот семинар был наиболее информативным. Я узнал много новых навыков и подходов к терапии – то, что я действительно могу использовать. Я обнаружил, что этого фрагмента часто не хватает на семинарах, на которых я был. Отношение Кортни, стиль преподавания, использование ролевых игр, средств массовой информации и т. д. было здорово!»
— Бекки Дэвидсон LCSW, Чаттануга, Теннесси
«Я посещала многочисленные тренинги Кортни. от нейробиологии и делает все это понятным и интересным. Любой, кто получит возможность потренироваться с ней, увидеть ее профессионально или прочитать одну из ее книг, будет рад, что они сделали это!»
— Тара Дикхербер LPC, Сент-Чарльз, Миссури
«Позвольте мне воспользоваться этой возможностью, чтобы сказать, что посещение онлайн-курса Кортни было — бесспорно — одним из лучших решений, которые я принял как в профессиональном плане и лично.