Постановка звука Р при горловом произношении
Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.
СодержаниеСвернуть
- Общая информация
- Важные моменты
- Подготовительный этап
- Дыхательная гимнастика
- Слуховое восприятие
- Способы вызывания звука
- Введение в речь
После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.
Общая информация
Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.
Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:
- высокое небо;
- узкое небо;
- массивный язык.
Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.
Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.
Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.
Исправление такого дефекта займет много времени.
Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.
Важные моменты
Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:
- лексика;
- грамматика;
- речевой слух.
Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.
При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.
В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.
Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
Подготовительный этап
Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:
- рот широко улыбается;
- зубы обнажены;
- кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.
Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.
В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».
Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.
На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.
На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:
- рот широко открыт;
- язык касается неба;
- челюсть неподвижна.
Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.
Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.
Дыхательная гимнастика
Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.
Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.
Слуховое восприятие
Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.
Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.
Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.
Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.
Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.
Способы вызывания звука
После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».
Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.
Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.
Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.
Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.
Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.
Введение в речь
Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.
Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.
Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.
Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.
Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.
чем опасен горловой «Р» и нужно ли его исправлять
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Далеко не все родители расценивают горловой «р» (разновидность картавости) как нарушение. Детей с таким произношением ласково называют «наш француз»/«наша француженка», не осознавая, что неправильный звук «р» может стать не только «изюминкой», но и причиной многих проблем в будущем. О том, почему возникает это нарушение, чем оно грозит и как его исправить, рассказывает специалист центра Mylogoped Эльвира Торба.
Почему появляется горловой «р»
Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители считают, что они появятся сами собой, но по ряду причин с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:
- У ребенка слабые артикуляционные мышцы/язык/речевой выдох.
- У ребенка короткая подъязычная уздечка.
- Есть нарушения фонематического слуха: малышне слышит различия между горловым и обычным «р».
- Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
Это «упражнение» очень вредно: язык ребенка может быть еще не готов к произношению звука «р», и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение.
Чем горловой «р» опасен
С этим нарушением к логопеду приходят и дошкольники, и школьники, и взрослые. Исправить его можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. И вот почему:
- Детей с неправильным произношением часто дразнят.
- Это мешает карьере.
Горловой «р» — разновидность картавости. С ней придется отказаться от профессии актера, диктора и многих других специальностей, которые связаны с голосом и речью. - Это приводит к стойким психологическим проблемам.
Дети с горловым «р» иногда стараются заменять слова, чтобы избежать сложного для них звука. В моей практике была клиентка, которая сохранила эту привычку во взрослом возрасте и разговаривала, стараясь избегать слов со звуком «р». Поставить правильный звук ей удалось довольно быстро, а вот избавиться от многолетней привычки и перестать бояться слов с «р» оказалось гораздо сложнее.
Как исправить это нарушение
Избавиться от горлового «р», как правило, не очень сложно. Обычно для этого нужен курс на два-три месяца, с двумя-тремя занятиями в неделю. Иногда логопед дополнительно направляет ребенка к другим специалистам. Например, к ортодонту в случае с короткой уздечкой или на физиотерапию, массаж.
Очень важно, чтобы родители помогали ребенку: делали с ним домашние задания, артикуляционную и дыхательную гимнастику. А самая главная проблема, с которой я сталкиваюсь при работе с родителями — неверие в своего ребенка. Побороть это недоверие — главная задача логопеда, без этого все прочие усилия не принесут результатов.
Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:
— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.
Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.
Записаться
С какими заблуждениями родителей я чаще всего встречаюсь на своей практике:
- «Это наследственное».
Картавость наследственная, родителю ее исправить не смогли, поэтому он испытывает вполне объяснимый скепсис к работе логопеда.На самом деле определить, наследственное нарушение или нет, очень сложно. Часто ребенок начинает картавить потому, что с пеленок слышит горловое произношение от родителей. В любом случае, даже если наследственность имеет место, это совершенно не значит, что ее нельзя исправить.
- «Нам уже поздно».
Например, ребенку уже девять лет, и родители считают, что поезд ушел.Как говорилось выше, это неправда: картавость можно исправить даже у взрослого человека.
- «Ничего не получается».
Родители бросают занятия из-за того, что долго (по их мнению) не видят результата. Например, прошло пять уроков, а горловой «р» никуда не делся.Нужно быть готовым к тому, что у кого-то звук встает на место быстро, а кому-то потребуется гораздо больше времени. Никаких «правильных», стандартных сроков в работе горловым «р» нет.
- «Все равно это вернется».
Часто родители боятся, что после окончания занятий с логопедом картавость проявится снова.Логопед видит, когда звук укреплен, когда происходит автоматизация произношения. Он дает домашние задания для закрепления результата. Если вы не бросите занятия на полпути, вероятность, что горловой «р» вернется, ничтожно мала.
- «Исправить горловой „р“ онлайн невозможно».
Это не так. Есть миф, что, если отвести ребенка к логопеду, он залезет ему в рот палочкой и все там волшебным образом «исправит». Действительно, есть логопедические проблемы, при которых нужно работать с логопедом очно. Но горловой «р» к ним не относится.
Материалы по теме:
- 5 неочевидных признаков того, что у ребенка есть нарушения речи
- Можно ли заниматься с логопедом в онлайне? Памятка для родителей
- Чек-лист для родителей дошкольников: готовимся к онлайн-занятию с логопедом
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Наши лучшие 10 исправлений для Stubborn R Sound
23.04.2015 0 комментариев
Ох уж этот Р! Этот упрямый звук Р! Это проклятие существования логопеда! Вот наши уловки, чтобы заставить вашего ребенка произносить звук Р. 1. Важно начать с того, чтобы показать ребенку анатомию рта и то, где именно произносится звук Р. Как лучше всего это сделать? Ну, с гигантским ртом, конечно! Нам также нравится эта малышка, чтобы у детей была своя собственная, пока мы им показываем. 2. Нас часто спрашивают, какие есть книги или ресурсы. Наше любимое руководство по терапии для обучения упрямому звуку Р. 3. Если нет аллергии, любим работать с арахисовым маслом. Попросите ребенка положить на нёбо немного арахисового масла. Теперь попросите их использовать кончик языка, чтобы попытаться очистить и протолкнуть арахисовое масло в заднюю часть рта. Это поможет им с подвижностью языка и найти правильное положение языка для воспроизведения звука R. 4. Назад к арахисовому маслу! Мы используем нук-щетку или депрессор для языка, чтобы нанести немного арахисового масла на внутреннюю поверхность верхних коренных зубов. Затем мы просим детей попробовать попробовать арахисовое масло только боковой поверхностью языка. Это помогает им научиться сплющивать язык и правильно располагать язык сбоку.
5. Слова, которые мы любим, чтобы помочь нам преподавать R! Мы используем «Эврика» и «Карла» тонну для размещения R. Посмотрите, как этот терапевт использует его в действии здесь. Мы используем слово «Эврика», чтобы научить детей, где крепить язык к верхним коренным зубам. 6. Потренируйтесь покусывать боковые стороны языка, чтобы почувствовать, куда должны двигаться боковые стороны языка, чтобы издать звук Р. После того, как они это сделают, попросите их высунуть язык из места укуса и сказать «гы-гы-гы», чтобы язык оставался прижатым к коренным зубам. Следующий шаг — заставить их сказать «greee, greee, greee». Если звук превращается в «гви», я обычно говорю: «Ой! Ваши стороны вашего языка ускользнули! Давайте вернём его на место и попробуем ещё раз!» 7. Иногда детям нужна визуальная подсказка, где нужно разместить звук. К сожалению, наши рты непрозрачны, поэтому вы можете попросить своего терапевта использовать палатометр. Он сидит во рту и дает немедленную обратную связь на экране компьютера при размещении R. Вот видео, в котором показана история успеха Palatometer. Похоже на ретейнер, и ваш логопед вместе со стоматологом изготовит его для вас. Это дороже, чем традиционная логопедия, но имеет огромный успех! 8. Попробуйте произнести звук «ееееее» и теперь работайте над звуком «р», поднимая кончик языка и опуская его заднюю часть. 9. Поработайте над некоторыми минимальными парами, чтобы помочь понять разницу, например, «вытереть/созреть, проснуться/сгребать, проветрить/стереть» 10. сказать «ш-ш-ш» и не опускать середину языка вниз, когда я спрашиваю вы говорите «шир». Не забудьте попытаться приклеить края языка к верхним коренным зубам! Удачи! Помните, что звук Р может не воспроизводиться должным образом до 7 лет, но это не значит, что вы не должны начинать работать над ним рано, чтобы отвыкнуть! 0 комментариев | A2 Therapy WorksЕжемесячные советы, рекомендации и идеи для занятий от наших терапевтов! Архив март 2022 г. Категории Все Новостная лента |
Помощь детям в произношении звуков /r/
Малоизвестный факт: звук /r/ — один из самых распространенных звуков в английском языке. На самом деле, он используется в словах чаще, чем любой другой звук.
А еще это один из самых сложных звуков для воспроизведения!
Речевые ошибки со звуком /r/ очень распространены у детей. У некоторых детей нарушения звуков речи со временем устраняются естественным образом. Для других эти препятствия могут сохраняться во взрослой жизни.
Дети, которые борются со звуком /r/, могут казаться менее «зрелыми», чем их сверстники. Например, они могут заменить звук /w/ на звук /r/, говоря «крыло» вместо «кольцо». Или они могут издавать искаженные звуки /r/, произнося «fath-uh» вместо «father» или «dee-uh» вместо «deer».
Как вы понимаете, это влияет не только на разборчивость речи ребенка, но и на его уверенность в себе и самооценку. Этот эффект можно усилить, как только они поступят в школу. Дети внимательно наблюдают за своим окружением, и как только они внезапно оказываются в окружении сверстников, они могут начать застенчиво относиться к тому, как они говорят и говорят.
Давайте рассмотрим, когда дети должны быть в состоянии точно произносить звук /р/, почему надоедливый звук /р/ так сложно произнести и как помочь улучшить артикуляцию вашего ребенка.
Когда дети должны правильно произносить звук /р/?
Каждый ребенок развивается по собственной временной шкале. Речевые ошибки и неправильное произношение распространены у всех детей по мере их роста и развития. Однако существуют вехи развития и возрастные диапазоны, когда дети должны овладеть определенными звуками.
Вот хорошее эмпирическое правило: если ваш ребенок пошел в детский сад и испытывает трудности с /r/ постановками, но в целом его могут понять незнакомые люди, существует более высокая вероятность того, что со временем он естественным образом улучшится. практики.
Однако с клинической точки зрения дети должны уметь правильно произносить звук /r/ в словах примерно к 7 годам или во втором классе.
Это не обязательно означает, что вам нужно «подождать и посмотреть», пока ему не исполнится 7 лет, прежде чем помогать решать проблему, особенно если ваш ребенок явно испытывает трудности. Целесообразно начинать работать над исправлением звуков /р/ уже в возрасте 5 лет. Во многих случаях, чем раньше ребенок получает профессиональную помощь логопеда, тем большего прогресса он достигает в достижении своих коммуникативных целей.
Почему звук /р/ так трудно произнести?
Для правильного воспроизведения звука требуется несколько шагов. Хотя это может быть естественным для вас, на самом деле за кулисами происходит много анатомической координации. Для правильного воспроизведения звука требуется понимание желаемого звука речи, а также способность координировать движения рта (челюсти, языка и губ) с дыханием для получения точной вокализации.
Давайте рассмотрим несколько распространенных причин, по которым звук /r/ может быть таким сложным!
Существуют разные способы воспроизведения звука /r/.
Давайте сделаем быстрое упражнение. Потренируйтесь произносить звуки /b/ и /f/. Обратите внимание, как со звуком /b/ ваши губы соприкоснулись? А со звуком /ф/ ты прикусил нижнюю губу? Независимо от того, где эти звуки расположены в слове, движения рта остаются относительно постоянными. Это облегчает объяснение детям. Кроме того, вы можете обратить пристальное внимание на движения рта, чтобы увидеть, где происходит ошибка.
Звук /r/, однако, может воспроизводиться по-разному в зависимости от положения языка. Обычно они делятся на две категории: ретрофлексные и сгруппированные. При ретрофлексном положении языка кончик языка загибается и указывает назад к горлу. При сложенном положении язык напрягается по направлению к задней части неба. Нет правильного или неправильного пути; все разные. Тем не менее, это немного усложняет объяснение и наблюдение за положением языка вашего ребенка.
На звук /r/ влияет его положение в слове.
Попробуйте последовательно произнести эти три слова: «круглый», «кукуруза» и «лазер». Вы заметили, что /r/ звучит по-разному в зависимости от того, находится ли он в начале, в середине или в конце слова? Теперь попробуйте посмотреть в зеркало и произнести каждое из слов медленно, продлевая звук /р/. Это показывает, как много возможных вариаций звука /r/ существует на самом деле!
На звук /r/ также влияет следующая за ним гласная.
Чтобы добавить еще один уровень сложности, гласный звук, следующий за /r/, также может влиять на его произношение. Попробуйте произнести вслух шесть различных сочетаний вокальных звуков /r/: ar, air, ear, er или ire . Каждый из них издает совершенно разные звуки, при этом / r / приобретает характеристики гласного и меняет его произношение в слове.
Все это говорит о том, что не существует одного способа произношения звука /r/ — их много. На самом деле, если объединить эти вокальные комбинации, а также положение /r/ в слове и несколько других факторов, получится более 30 различных и отдельных звуков /r/. Это много! Это объясняет, почему овладение звуком /р/ приходит намного позже в цикле развития ребенка и почему так много детей испытывают трудности с точным воспроизведением.
Как помочь ребенку со звуком /р/
Поскольку существует более 30 различных вариантов звука /р/, важно сначала определить и выделить, какие из них вызывают проблемы у вашего ребенка. Например, им может быть легко смешивать звук /r/ с согласными, такими как /br/ или /dr/, но у них возникают проблемы с определенными сочетаниями гласных. Без надлежащего скрининга или оценки может быть трудно определить проблему.
Это легко определить, просто проработав вместе с ребенком различные сценарии /r/. Тем не менее, обычно рекомендуется, чтобы родители и опекуны обращались за помощью к логопеду. Эти эксперты по коммуникациям проведут всестороннюю оценку, чтобы точно определить, какие продукты /r/ являются неточными. Они также определят, как ваш ребенок координирует движения челюсти, языка и губ. Они будут использовать эту информацию для создания индивидуального плана лечения, который будет направлен на исправление ошибок речи вашего ребенка.