Источники движущие силы и условия психического развития: Источники, движущие силы и условия психического развития

Источники, движущие силы и условия психического развития

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Историко-филологический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Источники, движущие силы и условия

психического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: студент1 курса 4 группы

Качегина Юлия Александровна

Проверил: канд. псих. наук, доцент

 Землянухина Т. М.

 

 

 

 

 

 

Борисоглебск 2013

Оглавление

Введение 2

1. Источники психического развития 4

2. Движущие силы психического развития 6

3. Условия психического развития личности. 8

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

Введение

Развитие  личности — это, прежде всего, ее социальное развитие. Социальное развитие ведет  за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает  будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство  социального и психического развития личности при ведущем значении социального  развития отчетливо выявляется при  попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются  наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что  личность развивается через включение  в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие  социально-психологическое 

развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя  не отметить, что в психологических  исследованиях формирования и развития личности , разных нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам с менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоционально-интуитивные уровни внутреннего мира личности формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированно начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социально-физического окружения: застроек, сооружений, зданий.

Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

 

1. Источники психического развития

В психологических  теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают  источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское.

Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения.

Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим  теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология  придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора  конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении  биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в  основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

2. Движущие силы психического развития

Теория  психического развития личности в отечественной  психологии базируется на признании  того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях  между потребностями, которые постоянно  изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями  их удовлетворения.

Движущие  силы психического развития – это  противоречия: между потребностями  личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими  способностями, духовными запросами  и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и  навыками.

Преодоление противоречий в деятельности через  овладение соответствующими способами  ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в  овладении новыми эффективными способами  удовлетворения потребностей принадлежит  обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных  заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни  человека и характеризуется рядом  особенностей.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.

  • Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
  • Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни  психического развития – степень  и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его  личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить  самостоятельно, но с чем справляется  с небольшой помощью других.

Рис. Движущие силы психического развития личности.

3. Условия психического развития личности.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития

Развитие  личности – сложный процесс, в  котором уровни развития постоянно  изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и  чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и  самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и  привычек находится в сложном  межэтaпном взаимодействии.

Высшие  уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих  этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как  личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально  грамотное применение принципа, утверждающего  ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка  на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития. 

Иными словами, обучение должно быть ориентировано  не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и  составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».

Зона  ближайшего развития определяется содержанием  тех задач, с которыми ребенок  еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это  тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка  чему-то новому, взрослый помогает ему  решить ту самую задачу, к пониманию  и овладению которой он уже  готов, но самостоятельно с ней еще  не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

В становлении  личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.

Возрастные  особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и  то, что характерные для определенного  возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом  ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают  от него. Это обусловливается врожденными  анатомо-физиологическими особенностями  организма, но преимущественно причинной  отставания являются условия жизни  и воспитания ребенка: они или  способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и  преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному  развитию, и устранять все, что  негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.

В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают  как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения  к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется  у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют  собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям  взрослых и механически повторяют  их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности  дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают  только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.

Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)

Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология

Тема 2: Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (6 часов)
Вопросы для обсуждения:

  1. Источники, движущие силы психического развития.
  2. Условия психического развития.
  3. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.
  4. Сензитивные периоды развития, новообразования.
  5. Кризисы возрастного развития.
  6. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.
  7. Биогенетические направления психологии (теории: С. Холла, К. Бюллера, В. Штерна).
  8. Психоаналитическое направление в психологии (стадии З. Фрейда).
  9. Психосоциальная теория развития Э. Эриксона.
  10. Концепция развития Ж. Пиаже.
  11. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и ее основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис.
  12. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
  13. Концепция Д.И. Фельдштейна.
  14. Теория развития ребенка Л.И. Божович.
  15. Современные отечественные периодизации психического развития (В. И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).

Задания для самостоятельной работы 1.
Перечислите особенности возрастного кризиса:
1. Главные изменения при кризисе внутренние

2. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов
А. Гезелла. Найдите упоминания о схеме организации исследования и  методах  изучения детского  развития, использованных
А. Гезеллом
.
«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разговаривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тетрадку все, что она рассказывала ему. Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стеклянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что происходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов. Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликлинике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы – сначала просто о моем самочувствии, а потом, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них. Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон
Б.Е. , Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 36-37).
3. Приведите примеры сензитивности на разных возрастных этапах:
Возрастной период Пример сензитивности

Психолого-педагогические практические задания и задачи
1. Приведите поговорки, пословицы, притчи о стадиальности
жизненного пути человека
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………… …………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
2. Прочитайте произведение Д.И. Фельдштейна «Психология развивающейся личности», опишите уровни развития личности в онтогенезе.
…………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. .………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………….

2. Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов)


Периодизации
отечественных
психологов

Стадии развития и их критерии

Плюсы и минусы периодизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизации зарубежных психологов

Стадии развития и их критерии

Плюсы и минусы периодизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания для самопроверки
1. Принято выделять несколько типов периодизации, к какому из них относится периодизация Д.Б. Эльконина:
а) периодизация по внешнему признаку
б) периодизация по внутреннему признаку
в) периодизация по нескольким существенным признакам
2. Построение периодизации развития на основе одного внешнего критерия:
а) для периодизации В. Штерна
б) для периодизации П.П. Блонского
в) для периодизации Л.С. Выготского
г) для периодизации Д.Б. Эльконина

  1. Перечислите недостающие критерии, характеризующие любой возрастной период: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности ………………………………………..
  2. Каким термином, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, обозначается период онтогенеза, когда ведущим видом деятельности выступает учение?

а) подростковый возраст
б) дошкольный возраст
в) младший школьный возраст
5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а) для периодизации З. Фрейда
б) для периодизации В.Штерна
в) для периодизации Д.Б. Эльконина
г) для периодизации П.П. Блонского
6. Определите фамилию американского психолога, который в США в начале 20 века различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную:
а) У. Уотсон
б) К. Роджерс
в) А. Маслоу
г) Г. Болдуин
7. Основой взглядов Л.С. Выготского является:
а) теория поэтапного формирования
б)  теория умственных действий
в) теория деятельности
г) культурно-историческая теория
д) генетическая теория
8. Назовите фамилию русского психолога (19 в.), который понимал развитие человека как диалектику внутренних (субъектных) и
внешних (объектных) свойств
а) А. Вессель
б) Б. Лесгафт
в) В. Пирогов
г) Г. Ланге
д) Д. Басов
9. Назовите фундаментальную работу Э. Эриксона, в которой изложена суть его эпигенетической концепции:
а) «Детская психология»
б) «Детство и общество»
в) «Педагогическая антропология»
10. Кто из отечественных психологов сделал ряд важных заключений о психологии детского возраста, наблюдая за развитием
двух своих сыновей-близнецов?
а) А. Мухина
б) Б. Холодная
в) В. Лисина
г) Г. Обухова
11. Сколько ступеней выделения субъективности человека выделяет В.И. Слободчиков?
а) 2
б) 5
в) 8
г) 4
12. Сколько ступеней детского развития выделяет в своей теории
К. Бюллер
а) 3
б) 4
в) 6
г) 9
13. В каком веке появилась французская генетическая психология?
а) 20
б) 19
в) 18
г) 17
14. В каком году в России А.П. Нечаевым была создана первая
лаборатория по экспериментальному изучению психологии детей
в условиях их обучения и воспитания?
а) 1901
б) 1920
в) 1970
г) 1952
15. С конца каких годов 19 в. в России изучение психологических
проблем детства стало систематическим?
а) 70
б) 80
г) 60
д) 50
Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Обоснуйте необходимость создания новой периодизации с точки зрения Л.С. Выготского.
  2. Л.С. Выготский – выдающийся отечественный психолог.
  3. Особенности развития в период молодости
  4. Психологические особенности зрелых людей.
  5. Психологические особенности пожилых людей.

Терминологический тезаурус:
Движущие силы психического развития, наследственность, природная реальность, реальность социального пространства, среда, социальный фактор, природный фактор, онтогенез, филогенез, сензитивные периоды, ведущая деятельность, высшие психические функции, возраст, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, возрастные новообразования развития, кризисный период развития, критерии периодизации.

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.
Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета

Здоровая жизнь с серьезными психическими заболеваниями

Что такое серьезные психические заболевания?

Что такое серьезные психические заболевания?

При своевременном и последовательном лечении люди с серьезными психическими заболеваниями могут управлять своим состоянием, преодолевать трудности и вести полноценную и продуктивную жизнь.

Психические заболевания — это расстройства, влияющие на мышление, настроение и/или поведение человека, и они могут варьироваться от легких до тяжелых. По данным Национального института психического здоровья, почти каждый пятый взрослый человек страдает психическим заболеванием.

Психическое заболевание, которое мешает жизни человека и его способности функционировать, называется серьезным психическим заболеванием (ТПЗ). При правильном лечении люди с ТПЗ могут жить продуктивной и приятной жизнью.

Существует множество видов серьезных психических заболеваний. Наиболее распространенные из них включают

  • Биполярное расстройство — это расстройство головного мозга, которое вызывает сильные изменения в настроении, уровне энергии и активности. У людей бывают маниакальные эпизоды, в которых они чувствуют себя чрезвычайно счастливыми или эйфоричными и полными энергии. Обычно у них также бывают депрессивные эпизоды, когда они чувствуют себя глубоко грустными и у них низкая энергия.
  • Большое депрессивное расстройство (БДР) является одним из наиболее распространенных психических расстройств. Симптомы варьируются от человека к человеку, но могут включать грусть, безнадежность, тревогу, пессимизм, раздражительность, бесполезность и усталость. Эти симптомы мешают человеку работать, спать, есть и наслаждаться жизнью.
  • Шизофрения — это хроническое и тяжелое психическое расстройство, которое заставляет людей неправильно интерпретировать реальность. Люди могут испытывать галлюцинации, бред, чрезвычайно беспорядочное мышление и сниженную способность функционировать в повседневной жизни.

Несмотря на распространенное заблуждение, наличие ТПЗ не является выбором, слабостью или недостатком характера. Это не то, что просто «проходит» или может быть «вырвано» силой воли. Конкретные причины неизвестны, но различные факторы могут увеличить риск психического заболевания, включая семейный анамнез, биохимию мозга и важные жизненные события, такие как травма или смерть близкого человека.

Узнайте, как системы поддержки и связи помогают людям справляться с серьезными психическими заболеваниями.

Узнайте, как лечение помогает людям с серьезными психическими заболеваниями жить здоровой и полноценной жизнью.

Ресурсы

Симптомы биполярного расстройства у Фила проявились в старшей школе, но ему не ставили диагноз, пока ему не исполнилось 30 лет. После работы по поиску подходящего лекарства и терапевта жизнь Фила стала более ровной. Узнайте больше об истории Фила.

Майк В. с детства боролся с тяжелой депрессией. Но во время своего продолжающегося выздоровления он создал «инструментарий» стратегий преодоления трудностей. Сегодня Майк дает надежду людям, борющимся с проблемами психического здоровья. Узнайте больше об истории Майка.

Виктория А. страдает шизофренией. После того, как ей поставили диагноз, она решила узнать о своем состоянии и продолжить лечение. Сегодня, благодаря сочетанию лекарств, терапии и поддержки, Виктория живет полноценной жизнью. Узнайте больше об истории Виктории.

Дэн пережил свой первый серьезный депрессивный эпизод в возрасте 40 лет, и это повлияло на все аспекты его жизни — от семейных отношений до карьеры. Благодаря поддержке сверстников, терапии, лекарствам и здоровому образу жизни Дэн живет успешно. Узнайте больше об истории Дэна.

Информация для использования

Информация для использования

Видео находятся в свободном доступе для публичного использования без разрешения или взимания платы со стороны Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS) и SAMHSA. Поэтому их использование кем-либо не должно рассматриваться как одобрение взглядов, мнений, программ или действий по использованию, а также как отражение взглядов HHS или SAMHSA.

Проблемы с доступом к видео? Попробуйте щелкнуть ссылку правой кнопкой мыши и сохранить ее в предпочитаемом месте на вашем устройстве.

Последнее обновление

Последнее обновление: 24.04.2023

Обзор всеобщего медицинского обслуживания

Всеобщее медицинское страхование (UHC) предназначено для обеспечения того, чтобы люди имели доступ к необходимому медицинскому обслуживанию, не испытывая при этом финансовых затруднений. Это ключ к достижению двойной цели Группы Всемирного банка (ГВБ) по искоренению крайней нищеты и повышению справедливости и всеобщего процветания, и поэтому он является движущей силой всех инвестиций ГВБ в здравоохранение и питание.

ВОУЗ позволяет странам максимально эффективно использовать свой самый сильный актив: человеческий капитал. Поддержка здоровья представляет собой фундаментальное вложение в человеческий капитал и экономический рост: без хорошего здоровья дети не могут ходить в школу, а взрослые не могут ходить на работу. Это один из крупнейших секторов мировой экономики, обеспечивающий 50 миллионов рабочих мест, большинство из которых занимают женщины.

Глобальное движение к ВОУЗ

Здоровье также является неотъемлемой частью Целей устойчивого развития (ЦУР). Например, задача ЦУР 3.8 направлена ​​на « обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, включая защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медицинским услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех ». Кроме того, ЦУР 1, которая призывает « покончить с бедностью во всех ее формах повсюду », может оказаться под угрозой без ВОУЗ, поскольку ежегодно почти 90 миллионов человек обеднеют из-за расходов на здравоохранение.

Доступ к доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи является краеугольным камнем всеобщего медицинского обслуживания, но многие люди во всем мире по-прежнему с трудом удовлетворяют свои основные медицинские потребности. Психическое здоровье, о котором часто забывают, также является важным элементом ВОУЗ, поскольку оно имеет решающее значение для способности людей вести продуктивную жизнь.

В последние годы движение за ВОУЗ набрало глобальный импульс: в сентябре 2019 года состоялось первое в истории Совещание высокого уровня ООН по ВОУЗ. Государства-члены единогласно приняли Политическую декларацию, подтверждающую их политическую приверженность ВОУЗ на высоком уровне. и наметив ряд необходимых действий. Двенадцать сторон, подписавших его, включая ГВБ, также запустили Глобальный план действий по здоровому образу жизни и благополучию для всех (GAP) для совместной поддержки стран в достижении целей ЦУР 3. В январе 2020 года в Бангкоке был проведен второй Форум ВОУЗ, целью которого было придать политический импульс ВОУЗ на международных форумах.

Предоставление доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи

Предоставление доступных и качественных медицинских услуг населению, в частности женщинам, детям, подросткам и людям с проблемами психического здоровья, представляет собой долгосрочную инвестицию в человеческий капитал.

Первичные медико-санитарные услуги являются фундаментальным элементом ВОУЗ, однако исследования предупреждают, что при сохранении нынешних тенденций до 5 миллиардов человек по-прежнему не смогут получить доступ к медицинской помощи в 2030 г. Материнская и детская смертность остается высокой в ​​некоторых частях мира . Более четверти девочек и женщин в странах Африки к югу от Сахары не имеют доступа к услугам по планированию семьи, что приводит к незапланированной беременности и материнской, младенческой и детской смертности и заболеваемости. В 2015 году ГВБ и партнеры создали Global Financing Facility (GFF), многосторонняя инициатива, направленная на оказание помощи странам в улучшении услуг по охране здоровья матерей, детей и подростков.

Во многих странах с быстрым ростом населения есть молодые люди, которые могут способствовать экономическому росту и сокращению бедности. Но чтобы раскрыть преимущества демографического дивиденда, страны должны инвестировать в здоровье и благополучие своего народа, чтобы наращивать человеческий капитал и стимулировать инклюзивный рост.

Улучшение репродуктивного здоровья, здоровья матерей, новорожденных, детей и подростков (RMNCAH) и лечение психических расстройств имеет решающее значение для достижения ВОУЗ. Основные проблемы сохраняются, среди них:  

  • Материнская смертность : Большинство из случаев материнской смертности в мире приходится на развивающиеся регионы: в наименее развитых странах риск материнской смертности в течение жизни для женщин составляет в среднем один к 56 по сравнению с одним к 7800 в странах с высоким уровнем дохода как Австралия или Новая Зеландия. В странах Африки к югу от Сахары, только на которые приходится две из трех материнских смертей (66%), риск составляет одна из 37. Еще 20% материнских смертей приходится на Южную Азию. Большинство этих смертельных случаев можно предотвратить, если беременные женщины своевременно получают необходимую медицинскую помощь.
  • Детская смертность: Уровень смертности среди детей в возрасте до пяти лет сократился более чем вдвое с 12,5 млн до 5,2 млн в период с 1990 по 2018 год, согласно совместному отчету за 2020 год, опубликованному ГВБ, ВОЗ и ЮНИСЕФ. Тем не менее, шансы ребенка на выживание по-прежнему зависят от того, где он родился: во всем мире ежедневно умирает 15 000 детей в возрасте до пяти лет. В странах Африки к югу от Сахары один ребенок из 13 умирает, не дожив до пяти лет, по сравнению с одним из 199 детей в странах с высоким уровнем дохода. ГВБ, ВОЗ и ЮНИСЕФ также совместно подготовили еще одну публикацию 2020 года, в которой освещалась проблема мертворождения, которая до сих пор остается в значительной степени не замеченной. Каждый год в мире рождается 2 миллиона мертворожденных детей, и прогресс в сокращении этого числа не поспевает за снижением смертности детей в возрасте до пяти лет. В 2000 г. отношение числа мертворождений к числу смертей детей в возрасте до пяти лет составляло 0,30; к 2019 году, во всем мире он вырос до 0,38. В странах Африки к югу от Сахары число мертворождений увеличилось с 0,77 миллиона в 2000 году до 0,82 миллиона в 2019 году. Однако все еще есть несколько стран со стабильно высокой рождаемостью, таких как Нигер (7,0), Мали (6,0) или Демократическая Республика Конго (6,0). В других странах с более низкой рождаемостью, таких как Эфиопия, рождаемость различается в разных регионах. Он колеблется от 1,7 в Аддис-Абебе, столице, до 6,4 в Сомали, региональном штате. Страны со стабильно высокой рождаемостью часто сталкиваются с высоким бременем материнской, младенческой и детской смертности.
  • Подростковая фертильность: Больше девочек-подростков рожают в странах с высоким уровнем рождаемости. В странах Африки к югу от Сахары коэффициент подростковой фертильности составляет 102 рождения на 1000 девочек. У несовершеннолетних матерей чаще возникают осложнения во время беременности, такие как затрудненные роды и эклампсия, что увеличивает риск их смерти. Дети, рожденные подростками, также чаще имеют низкий вес при рождении, слабое здоровье, задержку роста и другие последствия плохого питания.
  • Психические, неврологические расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (ПНВ):   Эти распространенные расстройства с высокой степенью инвалидности связаны со значительной преждевременной смертностью и влекут за собой человеческие, социальные и экономические потери. Каждые 40 секунд человек совершает самоубийство где-то в мире.

Чтобы полностью реализовать цель всеобщего охвата услугами здравоохранения и улучшить показатели человеческого капитала во всем мире, программы охраны психического здоровья должны быть интегрированы с предоставлением услуг на уровне сообщества и охвачены механизмами финансовой защиты. По оценкам, около 1 миллиарда человек живут с психическими расстройствами.

В странах с низким уровнем дохода более 75% людей с психическими расстройствами не получают лечения. Примерно половина всех психических заболеваний возникает к 14 годам, и около 20 % детей и подростков во всем мире страдают тем или иным типом психического расстройства.

В странах, затронутых нестабильностью, конфликтами и насилием, более чем каждый пятый человек (22,1%) страдает психическим заболеванием. Женщины и дети, подвергшиеся насилию, солдаты, вернувшиеся с войны, мигранты и беженцы, перемещенные в результате конфликта, бедняки и другие уязвимые группы общества страдают непропорционально сильно.

Пандемия Covid 19 вызвала глобальный рост психических заболеваний из-за различных факторов, включая тревогу, блокировки, потерю работы, а также нарушила или даже остановила работу критически важных служб охраны психического здоровья в 93% стран мира.

Поскольку ПНВ проявляются в раннем возрасте — часто в детстве или раннем подростковом возрасте — и широко распространены среди населения трудоспособного возраста, они приводят к экономическим потерям производства, которые оцениваются в размере 2,5–8,5 триллионов долларов США во всем мире, и, по прогнозам, почти удвоятся к 2030 году.

Мобилизация ресурсов для всеобщего медицинского обслуживания

В июне 2019 года председательство Японии провело первое в истории совместное заседание министров финансов и здравоохранения G20. Дискуссия была направлена ​​на то, чтобы побудить страны G20 к достижению общей цели финансирования ВОУЗ в развивающихся странах. Об этом сообщает отчет Всемирного банка, показывающий, что люди в развивающихся странах ежегодно тратят полтриллиона долларов — более 80 долларов на человека — из собственного кармана, чтобы получить доступ к услугам здравоохранения. Такие расходы сильнее всего бьют по бедным и угрожают многолетнему прогрессу в области здравоохранения.

Исследование Всемирного банка/Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенное в 2019 году, показывает, что страны должны увеличить расходы на первичную медико-санитарную помощь как минимум на 1 % от своего валового внутреннего продукта (ВВП), если мир хочет ликвидировать вопиющие пробелы в охвате и выполнить требования здравоохранения. задачи, согласованные в рамках ЦУР. Отсутствие всеобщего доступа к качественным и недорогим медицинским услугам ставит под угрозу долгосрочные экономические перспективы стран и делает их более уязвимыми перед рисками пандемии.

Без принятия срочных мер развивающиеся страны, столкнувшиеся со старением населения и растущим бременем неинфекционных заболеваний, столкнутся с необходимостью сокращения разрыва между потребностью в расходах на здравоохранение и доступными государственными ресурсами и будут продолжать полагаться на внебюджетные ресурсы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts