Избирательность внимания и его направление определяют: 401 Authorization Required

Содержание

Внимание

Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!

С. Маршак.

Актуальные, личностно-значимые сигналы выделя­ются вниманием. Выбор осуществляется из мно­жества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, свя­занного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить посту­пающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Центральные ме­ханизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Если сигналы о втором объекте появляются во время реак­ции на предыдущий, то обработка новой информации не производится, пока эти механизмы не освободятся.

Поэтому если некоторый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем время реакции на него при отсутствии первого. Так, В. Д. Глезер [82] обнаружил, что если в поле зрения человека находится несколько объектов, то опознание второго объекта начинается прак­тически лишь после того, как первый уже опознан.

Каналы центральных механизмов обработки могут быть заняты не только восприятием внешних сигналов, но и контролем за ответными действиями. Это также может являться сдерживающим моментом для реакции на новый сигнал. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа.

Упомянутые ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сиг­налов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой

52

внимания – его фиксированным объемом. Важной и оп­ределяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Например, пытались обучить лет­чиков вести самолет очень низко (на высоте 50–100 м над землей) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения вни­мания между двумя указанными независимыми действия­ми, поскольку каждое из них требовало максимального внимания. Затруднения летчика заключались в практичес­кой невозможности так переключать внимание и организо­вывать сбор информации, чтобы обеспечить выполнение обеих задач. Преодолеть это затруднение путем трениров­ки не удавалось [309].

Ограниченность объема воспринимаемого и перераба­тываемого материала заставляет непрерывно дробить на части поступающую информацию и определять после­довательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление? Выделяют две группы факторов.

К первой относят факто­ры, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека, т. е. структуру внешнего поля. К ним причисляют физические параметры сигнала, напри­мер интенсивность, его частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле. Ко второй группе относят факторы, характеризующие деятельность само­го человека, т. е. структуру внутреннего поля. Действи­тельно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсив­ностью, чем другие (например, звук выстрела или вспышка света), либо большей новизной (например, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель авто­матически привлечет внимание.

Факт, что некоторые физические параметры сигнала явно обусловливают направленность внимания, был пер­вым включен в теоретические представления о структуре этого процесса. Так, Бродбент [44], [327] описывал вни­мание как фильтр, отбирающий информацию уже на вхо­дах. В его первой модели внимания селекция осуще­ствлялась на основе только физических параметров по принципу «все или ничего». Здесь человек понимался как пассивный приемник информации. Такая позиция

53

базировалась на обнаруженном им факте, что если чело­веку подавали одновременно информацию в оба уха и согласно инструкции он должен был воспринимать лишь информацию, поступающую в левое ухо, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью им игнорировалась.

Дальнейшие исследования обратили взгляд ученых на факторы центрального (внутреннего) происхождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют дей­ствия, недостаточно автоматизированные, а также не до­веденные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т. п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произ­несенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро пере­ключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интенсивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменения направления вашего вни­мания.

Эксперименты Трейсман [по 126], [398] уточнили и расширили первоначальные представления и показали, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров сигналов, но и по семантическим характеристикам текста. Если на оба уха одновременно подавали разную информацию с инст­рукцией слушать, например, только левым, а затем не­ожиданно для человека дали продолжение «левого» рас­сказа на правое ухо, то он переключался на инфор-

54

мацию справа и даже не сразу это замечал. Учитывая эти данные, предположили, что вся пропущенная на входах информация приходит в центры, после чего выделенная там часть сохраняется в памяти, а остальная очень быстро забывается. Таким образом, было введено представление еще об одном фильтре – центральном. В построенной с учетом этого модели входной фильтр уже не полностью блокирует неактуальную, не связанную с инструкцией информацию, а лишь несколько ослабляет ее. При этом ограничение потока перерабатываемой информации может происходить в двух ключевых позициях: периферический фильтр осуществляет отбор по физическим характерис­тикам, а центральный производит селекцию по катего­риальным и семантическим признакам. Это представление уточняет Найссер [194].

Периферическое внимание он на­зывает предвниманием и связывает его с относительно грубой и параллельной обработкой информации, допуская, что оно выполняет функции выделения фигуры из фона и слежения за внезапными изменениями во внешнем поле. Центральное внимание он называет фокальным и сопо­ставляет его с детальной последовательной и осознанной обработкой, в том числе и вербальной.

Следующим шагом на пути учета все более сложных механизмов в динамике организации внимания явилось представление о нем как об активном предвосхищении результатов восприятия с теми же двумя уровнями обработки информации: грубыми и быстрыми параллель­ными оценками – с помощью предвнимания, и медленны­ми детальными последовательными – с помощью фокаль­ного внимания. Отличительной особенностью модели стал циклический характер процесса. Он может быть про­иллюстрирован с помощью разработанного Найссером и Беклином визуального аналога методики избирательного слушания. Они записали на видеомагнитофон две разные спортивные игры с мячом и смогли осуществить с по­мощью зеркала полное наложение двух передач, как если бы на телевизионном экране они демонстрировались одновременно.

Испытуемых просили наблюдать за одной игрой и игнорировать другую, нажимая на ключ при каждом ударе по мячу в наблюдаемой игре. При темпе до 40 ударов в минуту по мячу испытуемые легко следили за игрой независимо от того, демонстрировалась она вместе с другой или отдельно. Результаты ухудшались,

55

когда испытуемые должны были следить за обеими играми одновременно. Выполнение этого задания сопровождалось многочисленными жалобами на трудность его выполнения и приводило к большому числу ошибок. Циклическая мо­дель восприятия позволяет объяснить эти результаты. Только эпизод, на который обращено внимание, включен в цикл предвосхищения, обследований и сбора информа­ции, лишь он и воспринимается. Тогда внимание – это такая организация восприятия, при которой человек вы­бирает то, что он хочет видеть, предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. Таким образом, здесь в структуре внимания учитываются не только центральные и периферические фильтры, но вклю­чается в рассмотрение и динамика их взаимовлияния.

Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чувств. При­слушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувстви­тельность. При очень сильном звуке натяжение барабан­ной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи чрезмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачка устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматри­ваясь, человек производит целый ряд операций: конверген­цию (сведение осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если необходимо видеть боль­шую часть сцены, то фокусное расстояние укорачивается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части сцены выделяются и становятся свободными от влия­ния побочных деталей.

Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекста, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окружение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участок может приобретать разное зна­чение в зависимости от цели или установки наблю­дателя.

Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы периферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импульсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному

56

нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих входов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания характерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встре­чающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил представления о центральных механизмах внима­ния. Моторные теории внимания он объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Основополагающим для этой точки зрения яв­ляется тот факт, что каждое восприятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, человек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.

Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объема внимания, поэтому более «силь­ные» представления вытесняют из него более «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представ­ления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила представления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и актив­ности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового материала, для его «усиле­ния» желательно призвать на помощь «сходные части» прошлого опыта.

Третью группу составляют теории, связывающие вни­мание с мотивацией: привлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообщает объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается яс­ность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную конкретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь, но связанную с этой про­блемой, которая ускользнет от другого человека, не прояв­ляющего интереса к этому вопросу.

Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением внимания как результата дополнительно­го нервного возбуждения, исходящего из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Его динамика представляется следующим образом: на­встречу возбуждению, поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает сигналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раз-

57

дражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В частности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяется по нервной системе не­равномерно, и каждый вид деятельности при определенной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают домини­рующий характер. Эти доминантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбуждение и дли­тельно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникновения преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят другие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усиливаться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельности.

Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и очень важный принцип – возникнове­ние в центральной нервной системе дополнительного воз­буждения, усиливающего восприятие конкретного объек­та – привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбуждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в другом – определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем – связано с системой интересов личности и эмо­циональным настроением человека. Уделять внимание – значит воспринимать некоторую вещь с помощью вспомо­гательных механизмов. Внимание всегда предполагает не­сколько физиологических и психологических вставок (раз­личной природы и разного уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкретное.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, анализ окружающей среды. По­скольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выде­ляется ее часть– поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифици­руя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатология. Часть I››

3.1. Психология внимания

До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Из большого числа возможных движений он совершает лишь некоторые, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. Возникает большое число ассоциаций, но он сохраняет немногие и абстрагируется от посторонних, мешающих целенаправленному потоку мышления. Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их осуществлением называется вниманием (Лурия, 1975).

Различают следующие основные свойства внимания: объем, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость (Рубинштейн, 1946). Под объемом внимания понимают то число поступающих сигналов или ассоциаций, которые одновременно удерживаются в поле ясного сознания. Считается, что объем внимания равен емкости короткой памяти и составляет 7± 2 единиц информации. Концентрация или избирательность внимания характеризуется интенсивностью его сосредоточения на объекте деятельности. Избирательность внимания — это степень помехоустойчивости какого-либо вида деятельности. Чрезмерная концентрация внимания (гиперпрозексия) проявляется рассеянностью, излишней поглощенностью чем-либо, когда не замечаются иные важные стимулы, как внешние, так и внутренние. Распределяемость внимания тесно связана с его объемом, однако речь в данном случае идет о возможности не одного, а, по крайней мере, двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе разнородных фокусов. Под устойчивостью внимания принято понимать ту длительность, с которой выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер. Переключаемость внимания состоит в способности быстро выключиться из одних установок и включиться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Существует по меньшей мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов: структура внешних раздражителей (структура внешнего поля) и различные внутренние факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля). К первой группе факторов, определяющих направление, объем и устойчивость внимания, относятся интенсивность раздражителя, его новизна, и структурная организация внешних раздражителей. Ко второй группе факторов, определяющих направление внимания, относится то влияние, которое потребности, интересы и установки субъекта оказывают на его восприятие и деятельность.

Различают два основных вида внимания — непроизвольное, пассивное и произвольное, активное. О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда око привлекается сильным, новым либо интересным (соответствующим потребности) раздражителем. Механизмы непроизвольного внимания у человека и животных являются общими, их основу составляет ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание свойственно лишь человеку Оно обнаруживается в том, что субъект может намеренно сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте. Механизмы произвольного внимания социальны по своему происхождению и опосредованы внутренними речевыми процессами.

Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния и его исследование может внести важные данные в диагностику мозговых поражений (Лурия, 1975). При массивном поражении глубоких отделов мозга (верхнего ствола, стенок третьего желудочка, лимбической системы) могут наблюдаться явления выпадения или угасания ориентировочного рефлекса, а также его инертности. Клинически это проявляется в том, что больные обнаруживают резкие признаки вялости, аспонтанности, вообще не реагируют на происходящее либо проявляют признаки повышенной возбудимости и чрезмерной отвлекаемости на любые раздражители. Наиболее типичные примеры нарушения высших форм внимания дают больные с поражением лобных долей мозга (особенно медиальных его отделов). Выпадения ориентировочного рефлекса у боль-ных часто не наблюдается, однако сосредоточить их на выполнении какого-либо задания речевой инструкцией оказывается невозможно, речевая регуляция ориентировочного рефлекса грубо нарушается.

3.2. Психопатология внимания

При психических заболеваниях могут возникать такие нарушения внимания, как сужение объема, уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменения направленности внимания, парапрозексия, апрозексия, ослабление распределяемости внимания.

Сужение объема внимания. Проявляется неспособностью удерживать в кругу произвольной целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно оперировать ими. При выполнении какой-либо работы легко теряются из виду те или иные требования к ней, учитываются одни и не принимаются в расчет другие обстоятельства. Больные становятся рассеянными, забывчивыми. По их словам, стоит им немного отвлечься в беседе, как они теряют мысль, которую хотели высказать. Отправляясь за нужным предметом в соседнюю комнату, по дороге отвлекаются и забывают, зачем пошли. При счете, особенно в уме, начинают ошибаться, как только количество цифр и операций с ними становится больше, чем они могут удержать в зоне активного внимания. Яркий пример резкого сужения объема внимания приводит Е. Блейлер (1920). Больной прогрессивным параличом прыгает из окна за увиденным на земле окурком, забывая, что находится на втором этаже здания и прыжок опасен. Сужение объема внимания характеризует астенические состояния разного, чаще органического генеза.

Уменьшение глубины внимания. Характеризуется преобладанием пассивного внимания над активным. Клинически это выражается повышенной отвлекаемостью, ослаблением наблюдательности, поверхностным характером и неустойчивостью внимания. Больные оказываются не в состоянии центрировать внимание на чем-то одном, долго сосредоточиться на каком-нибудь деле, не доводят начатое до конца, отвлекаясь «а что-либо другое. Им трудно развить мысль до логического завершения, ограничиться рамками темы разговора. Вопросы выслушиваются невнимательно, их приходится повторять, ответы даются невпопад, не продумываются, больные все время отвлекаются посторонними вещами, воспоминаниями, соображениями. Тяжелая степень отвлекаемости внимания — гиперметаморфоз — проявляется полной утратой способности к активному сосредоточению. Внимание распыляется на случайные внешние раздражители и, не задерживаясь на одном объекте, тотчас переводится на любой другой, оказавшийся в поле зрения.

У детей, которым вообще свойственно преобладание пассивного внимания над активным, нередко встречаются состояния, во время которых они могут подолгу заниматься интересными для них вещами, но при всем том неспособны к делу, требующему волевого усилия. Например, их трудно усадить за уроки, заставить делать что-нибудь скучное. Снижение способности концентрировать внимание (гипопрозексия) наблюдается при астенических состояниях.

Чрезмерная истощаемость внимания. Выражается снижением способности к длительному сосредоточению на определенном явлении или деятельности в силу свойственной больным повышенной утомляемости. После непродолжительного периода работы в достаточно высоком темпе появляется чувство усталости, повышенная отвлекаемость, теряется интерес к занятию, возникает потребность в отдыхе или перемене деятельности, сонливость, непоседливость.

Тугоподвижность внимания. Проявляется неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного явления или деятельности на другие, инертностью установок, прилипчивостью, застреваемостью в беседе на какой-либо теме, затруднениями в смене целевых направлений.

Нарушение направленности внимания. Это проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни. Так, при патологической рефлексии внимание поглощено самоанализом, постоянными размышлениями о своих поступках, мыслях, отношениях с людьми. Часто ведутся дневники, где скрупулезно описываются переживания, рассуждения о смысле жизни, отражается наивное стремление понять себя или, по выражению больного, «найти сущность своего «Я». Рефлексия становится самоцелью и основным содержанием внутренней жизни, все прочее отодвигается на второй план. При ипохондрической фиксации внимания оно целиком сосредоточено на самочувствии, болезненных ощущениях, вопросах здоровья: «Мой мир сузился, в нем нет ничего, кроме болезни. Я думаю только о ней и ни о чем другом. Все остальное отдалилось и потеряло всякий смысл», — так описывает больной свое состояние. Внимание депрессивных больных обычно привлечено к безрадостным сторонам жизни. Вспоминаются неприятные эпизоды прошлого, в настоящем выделяются, в основном, мрачные события, восприятие будущего окрашено тонами безысходности. Нередко внимание обращено преимущественно в прошлое. Весьма характерно, что внимание часто бывает приковано к навязчивым переживаниям, галлюцинациям, бреду до такой степени, что отвлечься от них пациенты не могут. Очевидно, что указанные нарушения сопровождаются выключением высших, произвольных форм внимания.

Своеобразие нарушений внимания больных шизофренией состоит в том, что оно часто рассеивается по мелочам, на несущественные детали происходящего. В беседе с врачом больной может небрежно отвечать на вопросы, оставить их без внимания, не обнаруживает никакого интереса к тому, что решается, быть может, его судьба. Он занят, главным образом, тем, что разглядывает пятна на стене, вытягивает из одежды и скручивает нитки, чистит ногти, вертит пуговицы, перебирает на столе бумаги, что-то рисует, рассматривает обувь. Как указывает В. А. Гиляровский (1954), одновременно с ослаблением активного внимания пассивное внимание больных шизофренией может сохраняться на достаточно высоком уровне. Больные как будто не обращают на присутствующих никакого внимания, не дают ориентировочных реакций и вообще как бы не реагируют на окружающее. Между тем оказывается, что все происходящее не прошло мимо их внимания, причем ими были подмечены некоторые тонкие, совсем не бросающиеся в глаза детали. Существует гипотеза о связи нарушения внимания при шизофрении с тенденцией больных реагировать на недоминантные стимулы (Broen, Storms, 1966). По мнению D. Shachov (1962), «отклоняющееся внимание» выступает как фундаментальное когнитивное (познавательное) нарушение у больных шизофренией.

Парапрозексия. Своеобразное нарушение внимания, характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.

Апрозексия. Выключение как произвольного, так и непроизвольного внимания, полное отсутствие интереса к происходящему и невозможность пробудить этот интерес с помощью внешнего поощрения.

Ослабление способности к распределению внимания. Связано с ограничением объема внимания. Пациент оказывается не в состоянии заниматься одновременно двумя или большим числом разных дел. Например, он не может отсчитывать от 200 по 13 и называть вслух каждый третий результат, то есть, считать и одновременно следить за порядком называния цифр.

Расстройства внимания в виде истощаемости, неустойчивости, повышенной отвлекаемости являются характерным признаком астенических состояний. При органических нарушениях психики нередко выявляется, помимо этого, значительное сужение объема внимания, его инертность, тугоподвижность. Гиперметаморфоз наблюдается при острых нарушениях психической деятельности, сопровождающихся растерянностью, может возникать на высоте маниакального возбуждения. Патологическая рефлексия чаще всего встречается в начале шизофрении, дебютирующей в подростковом и юношеском возрасте. Ипохондрическая фиксация внимания является одним из важных признаков ипохондрического синдрома. «Отклоняющееся внимание» наблюдается при шизофрении.

Избирательное внимание к цвету и направлению движущихся стимулов: электрофизиологические корреляты выбора иерархических признаков

  • Олбрайт, Т. Д. (1984). Избирательность направления и ориентации нейронов в зрительной области МТ макаки. Журнал нейрофизиологии , 52 , 1106–1130.

    ПабМед Google ученый

  • Эллисон А. Т., Беглейтер А., Маккарти Г., Ресслер Э., Нобре А. К. и Спенсер Д. Д. (1993). Электрофизиологические исследования обработки цвета в зрительной коре человека. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 88 , 343–355.

    Артикул Google ученый

  • Батлер, С.Р., Джорджиу, Г.А., Гласс, А.А., Хэнкокс, Р.Дж., Хоппер, Дж.М., и Смит, К.Р.Х. (1987). Корковые генераторы КИ-компонента зрительного вызванного потенциала с началом паттерна. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 68 , 256–267.

    Артикул Google ученый

  • Кларк, В.П., Фан, С., и Хиллард, С.А. (1995). Идентификация генераторов раннего зрительного вызванного потенциала с помощью ретинотопического и топографического анализов. Картирование человеческого мозга , 2 , 170–187.

    Артикул Google ученый

  • Clark, VP, & Hillyard, SA (в печати). Пространственное избирательное внимание влияет на ранние экстрастриарные, но не полосатые компоненты зрительного вызванного потенциала. Журнал когнитивной неврологии .

  • Корбетта, М., Миезин, Ф.М., Добмейер, С., Шульман, Г.Л., и Петерсен, С.Е. (1991). Избирательное и разделенное внимание во время визуального различения формы, цвета и скорости: функциональная анатомия с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Journal of Neuroscience , 11 , 2383–2402.

    ПабМед Google ученый

  • Корбетта М., Миезин Ф. М., Шульман Г. Л., Петерсен С. Э. (1993). ПЭТ-исследование зрительно-пространственного внимания. Journal of Neuroscience , 13 , 1202–1226.

    ПабМед Google ученый

  • DeYoe, E. A., Bandettini, P., Neitz, J., Miller, D., & Winans, P. (1994). Функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ) головного мозга человека. Journal of Neuroscience Methods , 54 , 171–187.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Дункан, Дж., и Хамфрис, Г.В. (1989). Визуальный поиск и сходство стимулов. Психологический обзор , 96 , 433–458.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Дункан, Дж., и Хамфрис, Г. [В.] (1992). Вне поверхности поиска: визуальный поиск и привлечение внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 , 578–588.

    Артикул Google ученый

  • Исон, Р. Г., Хартер, М. Р., и Уайт, К. Т. (1969). Влияние внимания и возбуждения на зрительно вызванные корковые потенциалы и время реакции у человека. Физиология и поведение , 4 , 283–289.

    Артикул Google ученый

  • Eriksen, C.W., &St. Джеймс, JD (1986). Зрительное внимание внутри и вокруг поля фокуса внимания: модель зум-объектива. Восприятие и психофизика , 40 , 225–240.

    Артикул Google ученый

  • Феллеман, Д. Дж., и Ван Эссен, округ Колумбия (1987). Свойства рецептивного поля нейронов области V3 экстрастриарной коры макак. Журнал нейрофизиологии , 57 , 889–920.

    ПабМед Google ученый

  • Гомес Гонсалес, К.М., Кларк, В.П., Фан, С., Лак, С.Дж., и Хиллъярд, С.А. (1994). Источники чувствительных к вниманию зрительных событийных потенциалов. Топография головного мозга , 7 , 41–51.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Хансен, Дж. К., и Хиллард, С. А. (1983). Избирательное внимание к многомерным слуховым стимулам. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 9 , 1–19.

    Артикул Google ученый

  • Хартер, М. Р., и Эйн, К. Дж. (1984). Мозговые механизмы зрительного избирательного внимания. В R. Parasuraman & DR Davis (Eds.), Разновидности внимания (стр. 293–321). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Harter, M.R., & Aine, CJ (1986). Обсуждение модели нейронной специфичности избирательного внимания: ответ Хилларду, Мангуну и Няэтэнену. Биологическая психология , 23 , 297-311.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Harter, M.R., Aine, C. [J.], & Schroeder, C. (1982). Полушарные различия в нейронной обработке местоположения и типа стимула: влияние избирательного внимания на зрительные вызванные потенциалы. Нейропсихология , 20 , 421–438.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Хартер, М. Р., и Гвидо, В. (1980). Внимание к ориентации паттерна: отрицательные корковые потенциалы, время реакции и процесс выбора. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 49 , 461–475.

    Артикул Google ученый

  • Harter, M.R., & Previc, F.H. (1978). Информационные каналы, зависящие от размера, и избирательное внимание: визуальный вызванный потенциал и поведенческие показатели. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 45 , 628–640.

    Артикул Google ученый (1991). Диссоциация путей обработки объектов и пространственных изображений в экстрастриарной коре человека. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 88 , 1621–1625.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Хайнце Х. Дж., Мангун Г. Р., Бурхерт В., Хинрихс Х., Шольц М., Мюнте Т. Ф., Гос А., Шерг М., Йоханнес С., Хундешаген Х. , Газзанига, М.С., и Хиллард, С.А. (1994). Комбинированная пространственная и временная визуализация мозговой активности при зрительном избирательном внимании у людей. Природа , 372 , 543–546.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Hillyard, SA, Anllo-Vento, L., Clark, VP, Heinze, HJ, Luck, SJ, & Mangun, G.R. (в печати). Конвергентные операции в исследовании зрительного избирательного внимания. В М. Коулз, А. Крамер и Г. Логан (ред.), Подходы нейровизуализации к изучению визуального внимания: учебник. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

  • Хиллъярд, С.А., и Мангун, Г.Р. (1986). Нейронная основа зрительного избирательного внимания: комментарий к Хартеру и Айне. Биологическая психология , 23 , 265–279.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Hillyard, S. A., Mangun, G.R., Woldorff, M.G., & Luck, SJ (1995). Нейронные системы, опосредующие избирательное внимание. В MS Gazzaniga (Ed.), , когнитивные нейробиологии, (стр. 661–681). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Hillyard, S. A., & Münte, T. F. (1984). Избирательное внимание к цвету и местоположению: анализ потенциалов мозга, связанных с событиями. Восприятие и психофизика , 36 , 185–198.

    Артикул Google ученый

  • Джеффрис, Д. А., и Эксфорд, Дж. Г. (1972). Расположение источников паттерн-специфических компонентов зрительных вызванных потенциалов человека: I. Компоненты полосатого коркового происхождения. Экспериментальные исследования мозга , 16 , 1–21.

    Google ученый

  • Джонстон, В. А., и Дарк, В. Дж. (1982). В защиту интраперцептивных теорий внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 8 , 407–421.

    Артикул Google ученый

  • Канеман, Д., и Трейсман, А. (1984). Изменение взглядов на внимание и автоматизм. В Р. Парасураман и Д. Р. Дэвис (ред.), Разновидности внимания (стр. 29–61). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Кенеманс, Дж. Л., Кок, А., и Смолдерс, Ф. Т. (1993). Связанные с событием потенциалы сочетаний пространственной частоты и ориентации в зависимости от параметров стимула и требований к ответу. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 88 , 51–63.

    Артикул Google ученый

  • Лаберж Д. и Браун В. (1989). Теория операций внимания при идентификации формы. Психологический обзор , 96 , 101–124.

    Артикул Google ученый (1994). Влияние пространственных ориентиров на обнаруживаемость яркости: психофизические и электрофизиологические доказательства раннего отбора. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 20 , 887–904.

    Артикул Google ученый

  • Mangun, G.R., & Hillyard, S.A. (1990). Распределение визуального внимания на пространственные местоположения: функции компромисса для потенциалов мозга, связанных с событиями, и производительности обнаружения. Восприятие и психофизика , 47 , 532–550.

    Артикул Google ученый

  • Мангун, Г. Р., Хиллъярд, С. А., и Удача, С. Дж. (1993). Электрокорковые субстраты зрительного избирательного внимания. В DE Meyer & S. Kornblum (Eds.), Внимание и производительность XIV: Взаимодействие в экспериментальной психологии, искусственном интеллекте и когнитивной нейронауке (стр. 219–243). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Маккарти, Г., и Вуд, К.С. (1985). Скальповые распределения потенциалов, связанных с событиями: неоднозначность, связанная с анализом моделей дисперсии. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 62 , 203–208.

    Артикул Google ученый

  • Мериган, У. Х., и Маунсел, Дж. Х. (1993). Насколько параллельны зрительные пути приматов? Ежегодный обзор неврологии , 16 , 369–402.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Накамура Х., Гаттасс Р., Десимоне Р. и Унгерлейдер Л. Г. (1993). Модульная организация проекций из областей V1 и V2 в области V4 и ТЭО у макак. Journal of Neuroscience , 13 , 3681–3691.

    ПабМед Google ученый

  • Невилл, Х. Дж., и Лоусон, Д. (1987). Внимание к центральному и периферическому зрительному пространству в задаче обнаружения движения: связанное с событием потенциальное и поведенческое исследование: I. Взрослые с нормальным слухом. Исследование мозга , 405 , 253–267.

    Артикул пабмед Google ученый (1993). Временной ход и локализация мозговой вызванной активности, связанной с обработкой цветовых раздражителей у человека. Neuroscience Letters , 150 , 9–12.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Познер, М. И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 32 , 3–25.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Превик, Ф. Х., и Хартер, М. Р. (1982). Электрофизиологические и поведенческие показатели избирательного внимания к многоэлементным решеткам. Восприятие и психофизика , 32 , 465–472.

    Артикул Google ученый

  • Пробст, А.Т., Плендл, Х., Паулюс, В., Вист, Э.Р., и Шерг, М. (1993). Идентификация области визуального движения (область V5) в мозге человека с помощью анализа дипольного источника. Экспериментальные исследования мозга , 93 , 345–351.

    Артикул Google ученый

  • Риттер, В., Симсон, Р., и Воан, Х.Г. (1983). Событийные потенциальные корреляты двух стадий обработки информации в тестах на физическую и семантическую дискриминацию. Психофизиология , 20 , 168–179.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Серено, М.И., Дейл, А.М., Реппас, Дж.Б., Квонг, К.К., Белливо, Дж.В., Брэди, Т.Дж., Розен, Б.Р., и Тутелл, Р.Б.Х. (1995, 12 мая). Границы множественных зрительных зон у человека, выявленные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Наука , 268 , 889–893.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Тутелл, Р. Б. Х., Реппас, Дж. Р., Квонг, К. К., Малах, Р., Борн, Р. Т., Брейди, Т. Дж., Розен, Б. Р., и Белливо, Дж. В. (1995). Функциональный анализ МТ человека и связанных с ним зрительных областей коры с использованием магнитно-резонансной томографии. Journal of Neuroscience , 15 , 3215–3230.

    ПабМед Google ученый

  • Трейсман, А. [М.] (1993). Восприятие черт и предметов. В AD Baddeley & L. Weiskrantz (Eds.), Внимание: отбор, осведомленность и контроль: дань уважения Дональду Бродбенту (стр. 5–35). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, Кларендон Пресс.

    Google ученый

  • Трейсман, А. М., и Геладе, Г. (1980). Особенности интеграции теории внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Трейсман, А. [М.], и Гормикан, С. (1988). Анализ признаков в раннем видении: данные асимметрии поиска. Психологический обзор , 95 , 15–48.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Цал Ю. и Лави Н. (1988). Внимание к цвету и форме: особая роль местоположения в выборочной визуальной обработке. Восприятие и психофизика , 44 , 15–21.

    Артикул Google ученый

  • Цал, Ю., и Лави, Н. (1993). Место доминирования в отношении цвета и формы. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 19 , 131–139.

    Артикул Google ученый

  • Унгерлейдер, Л. Г., и Хаксби, Дж. В. (1994). «Что» и «где» в человеческом мозгу. Текущее мнение по нейробиологии , 4 , 157–165.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Ван дер Хейден, AHC (1992). Избирательное внимание в видении . Лондон: Рутледж.

    Google ученый

  • Ван Воорхис, С., и Хиллъярд, С.А. (1977). Зрительные вызванные потенциалы и избирательное внимание к точкам пространства. Восприятие и психофизика , 22 , 54–62.

    Артикул Google ученый

  • Васи, М. В., и Тайер, Дж. Ф. (1987). Продолжающаяся проблема ложных срабатываний при повторных измерениях ANOVA в психофизиологии: многомерное решение. Психофизиология , 24 , 479–486.

    Артикул пабмед Google ученый (1993). Область V5 головного мозга человека: данные комбинированного исследования с использованием позитронно-эмиссионной томографии и магнитно-резонансной томографии. Кора головного мозга , 3 , 79–94.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Wijers, A.A., Lamain, W., Slopsema, J.S., Mulder, G., & Mulder, L.J.M. (1989). Электрофизиологическое исследование пространственного распределения внимания на цветные стимулы в условиях сосредоточенного и разделенного внимания. Биологическая психология , 29 , 213–245.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Wijers, A.A., Mulder, G., Okita, T., & Mulder, LJM (1989). Событийные потенциалы при поиске в памяти и избирательном внимании к размеру букв и сочетаниям размера и цвета букв. Психофизиология , 26 , 529–547.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Уилсон, Ф. А., О’Скалайд, С. П., и Гольдман-Ракич, П. С. (1993, 25 июня). Диссоциация доменов объектной и пространственной обработки в префронтальной коре приматов. Наука , 260 , 1955–1958.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Волдорфф, М. Г. (1993). Искажение средних значений ERP из-за перекрытия во времени соседних ERP: анализ и коррекция. Психофизиология , 30 , 98–119.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Вудс, Д. Л., и Ален, К. (1993). Обработка признаков при высокочастотном слуховом избирательном внимании. Восприятие и психофизика , 53 , 391–402.

    Артикул Google ученый

  • Вудс Д.Л., Алхо К. и Альгази А. (1994). Этапы соединения слуховых признаков: исследование потенциала мозга, связанное с событием. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 20 , 81–94.

    Артикул Google ученый

  • Зеки, С., Уотсон, Дж. Д., Люк, С. Дж., Фристон, К. Дж., Кеннард, К., и Фраковяк, Р. С. (1991). Прямая демонстрация функциональной специализации зрительной коры человека. Journal of Neuroscience , 11 , 641–649.

    ПабМед Google ученый

Скачать ссылки

Психология избирательного внимания. Как использовать силу теории избирательного внимания для повышения коэффициента конверсии

    • Опубликовано в Оптимизация коэффициента конверсии, UX

    Это правда.

    Посетители, которые совершают покупки, подписываются на планы или заказывают ваши услуги, делают это, потому что они сосредоточены на выполнении задачи для достижения жизненных и деловых целей.

    Этот четкий фокус заставляет посетителей видеть и взаимодействовать только с ограниченными разделами вашей страницы, в зависимости от их целей при каждом посещении.

    В связи с непреднамеренной слепотой, слепотой к изменениям и избирательным игнорированием за такое поведение отвечает явление, называемое избирательным вниманием.

    Узнайте больше об этом человеческом поведении, о том, как оно может повлиять на коэффициент конверсии вашего сайта и как с этим бороться, чтобы увеличить конверсию.

    Что такое психология избирательного внимания?

    Избирательное внимание — это наш механизм адаптации для обработки информации вокруг нас .

    Благодаря огромному предложению сенсорных стимулов в мире наш мозг приспособился фильтровать то, что важно в каждый момент времени. А на остальных просто не обращайте внимания.

    В секунду наши глаза в среднем получают 10 000 000 бит (наименьший возможный фрагмент) информации, но сознательный мозг может обрабатывать только 40 бит в секунду. Ниже вы можете увидеть огромную разницу между данными, доступными вокруг нас, и объемом, который наш мозг способен обработать.

    Источник изображения: InvisionApp

    Эта способность концентрироваться помогает нам оставаться живыми и продуктивными.

    Имея ограниченные ресурсы внимания, мы научились направлять наши чувства как на восприятие угроз в окружающей среде, так и на более быстрое выполнение задач, чтобы освободить наш мозг и сосредоточиться на новых проектах.

    Давайте попробуем. Быстрым взглядом на веб-сайт ниже, что вы можете увидеть?

    Взгляд, вероятно, дает вам только изображение обуви и ее название, выделенное белым цветом, в верхнем левом углу основного изображения.

    Но если бы у вас была задача, скажем, вы хотели купить черные шорты для игры в футбол, ваше внимание было бы сосредоточено на задаче, а не на ярком красном фоне на странице.

    В этом случае вы, вероятно, сначала посмотрите вверху страницы, справа, чтобы найти панель поиска. Верхний правый угол по-прежнему находится там, где 17% посетителей ожидают найти поиск.

    Источник изображения: UXplanet

    Это избирательное внимание. Вы сосредотачиваетесь на важных элементах, которые помогают вам выполнить задачу. 906:26 Все остальные элементы игнорируются, потому что они только отвлекают и замедляют вас.

    Графики взгляда ниже показывают, как посетители сосредотачиваются на информации, относящейся к задаче, которую они хотят выполнить.

    Каждая точка на графике глазури показывает части страницы, на которых посетители фиксировали больше времени, чтобы прочитать текст или рассмотреть детали изображения. Чем крупнее точки, тем дольше фиксация. Долгие фиксации могут быть признаком интереса или, напротив, признаком замешательства. Линии между точками представляют саккады между фиксациями. Во время движения глаз, которое происходит очень быстро, посетители не могут регистрировать какие-либо визуальные данные.

    Выполняя задание просто «взглянуть на страницу», вы можете видеть, что участники не тратят время впустую и не сосредотачиваются на слишком многих вещах.

    Источник изображения: NNGroup

    Но когда участников попросили выяснить, «куда идут эти побеги», участники сосредоточились на названиях разделов:

    Источник изображения: NNGroup

    Фокус переключился на изображения пакетов когда участников спросили: «Какое место кажется вам самым красивым?»

    Источник изображения: NNGroup

    При сканировании веб-сайтов в поисках информации у посетителей есть цель. Имея в виду цель, они не обращают внимание на все элементы на странице, они скорее сосредотачиваются на элементах, полезных для задачи, чтобы мозг мог обрабатывать только полезную информацию .

    Прежде чем читать дальше, посмотрите следующее видео, чтобы понять, что мы имеем в виду.

    Источник: The Invisible Gorilla

    Половина людей, смотревших это видео, также пропустили парня, пересекающего экран в костюме гориллы в ходе эксперимента, проведенного Кристофером Чабри и Дэниелом Саймонсом. Участников попросили посмотреть видео и молча подсчитать количество проходов, сделанных людьми в белых рубашках. Горилла провела на экране девять секунд, но, поскольку люди сосредоточились на подсчете проходов, они не могли видеть разрушительного вторжения.

    Если эксперимент вам не помог, попробуйте еще раз. Но теперь, когда вы знаете о горилле, возможно, это все, что вы видите на видео. Вы будете ждать появления гориллы. Итак, вы можете проверить этот эксперимент, используя видео ниже на близком человеке. Помните: попросите их вести молчаливый подсчет количества проходов, сделанных людьми в белых рубашках.

    В этом нет ничего удивительного. Мы делаем это все время. Нам нравится думать, что мы поглощаем все раздражители вокруг нас, но правда в том, что мы даже не увидим призрака рядом с собой. Когда Тони Корнелл, исследователь парапсихологии, оделся призраком и прошел по сцене кинотеатра, только 50% зрителей видели что-либо из внешнего вида призрака, и многие не могли точно его описать из-за слепоты внимания. .

    Просто чтобы иметь представление о том, как многого нам не хватает вокруг себя, вы можете посмотреть начало этого видео, посвященного эксперименту о том, как люди видят произведения искусства, из проекта по отслеживанию взгляда Музея Ван Гога. Вы можете следить за тем, на чем фокусируется участник, и определять, что упущено. Вы также можете проверить, как глаза фокусируются на задаче, которую необходимо выполнить.

    Напомним, средства избирательного внимания :

    • У нас ограниченные ресурсы для обработки сенсорных стимулов , поэтому мы концентрируем свое внимание на том, что важнее всего для задачи, которую мы выполняем в данный момент.
    • Когда посетители уже знают расположение необходимых им элементов на веб-сайте , они игнорируют другие элементы страницы.
    • Когда у посетителей есть ожидания относительно макета веб-страницы , они сосредотачиваются на определенных разделах страницы и упускают из виду другие части.
    • Если посетители считают, что элемент страницы кажется бесполезным из-за его грубого вида , воспринимаемые боковым зрением, они игнорируют данный пункт (проще говоря, посетители страдают баннерной слепотой).

    Вы можете проверить избирательное внимание посетителей, следя за движением глаз участников этого отслеживания взгляда на Delta.com. Как участники, выполняющие разные задачи, вы можете видеть, как меняется фокус в зависимости от задачи и сколько игнорируется на каждой странице.

    Источник изображения: Eye Tracking на Delta.com

    Как селективное внимание может повлиять на коэффициент конверсии

    Если посетители игнорируют важные ссылки, пути навигации и разделы страницы, вы можете сказать, что им будет трудно конвертировать.

    Вот несколько распространенных способов, которыми посетители игнорируют информацию на вашей странице.

    1. Баннерная слепота

    Поскольку посетители сосредотачиваются на выполнении задачи на веб-сайте, они, естественно, игнорируют элементы, похожие на рекламу. В основном баннеры.

    Мозг ожидает найти рекламу на баннерах и воспринимает эту рекламу как отвлечение от выполнения задачи.

    Итак, баннеры часто игнорируются. В целом, более 70% посетителей не обращают внимание на баннерную рекламу в Интернете. Это, конечно, влияет на ваши коэффициенты конверсии в рекламе PPC, но также и на ваших страницах, если вы отображаете контент в дизайне, похожем на баннер.

    Источник изображения: tobiipro

    2. Правосторонняя слепота

    Поскольку посетители привыкли находить рекламу в правой колонке веб-сайтов, а мы читаем слева направо, в игру вступила правосторонняя слепота.

    По большей части посетители игнорируют информацию, отображаемую в правой части страниц. С появлением мобильных экранов правая колонка даже на грани исчезновения.

    Это может повлиять на коэффициент конверсии, поскольку люди могут игнорировать важную информацию, которую вы показываете справа, даже если она не выглядит как баннер.

     Источник изображения: NNGroup

    3. Слепота к изменениям

    Визуальные изменения обычно привлекают внимание посетителей. Однако, если переход между изменениями прерывается каким-либо образом, посетители могут игнорировать изменения, поскольку мозг заменяет новое поле зрения мысленным представлением старого поля.

    Прерывания могут быть мерцанием страниц, перезагрузкой страниц, морганием глаз и саккадами между взглядами, и это лишь некоторые из них.

    Более 90% посетителей могут обнаруживать изменения без визуального нарушения, но когда экран мерцает, вращается или приходит push-уведомление, изменения остаются незамеченными.

    Это влияет на ваши коэффициенты конверсии, например, если посетители не могут легко увидеть поля, которые им нужно повторно ввести, чтобы заполнить форму, если посетители не могут быть уверены в прогрессе или изменении на странице после нажатия кнопок и ссылки, или если посетители не понимают, что параметры фильтрации работают хорошо, когда параметры меняются после перезагрузки (как показано на изображении ниже).

     Источник изображения: Baymard

    4. Поведение при поиске

    Посетители веб-сайта могут следовать доминирующему поведению при поиске или навигации.

    Посетители, доминирующие в поиске, перейдут прямо к строке поиска и проигнорируют большинство других способов поиска информации и продуктов на вашем сайте.

    Посетители, доминирующие в навигации, будут использовать меню и ссылки для просмотра опций на вашем сайте и обычно игнорируют функции поиска.

    Каждое преобладающее поведение может повлиять на коэффициент конверсии. Если посетитель, доминирующий в поиске, не может быстро найти поиск на вашем сайте, он уйдет без конверсии. Если посетитель, доминирующий в навигации, не может понять ваше меню и навигацию, он также уйдет, не совершив конверсию.

    Ниже вы можете видеть, что посетители использовали меню и навигацию и полностью игнорировали окно поиска в правом верхнем углу.

    Источник изображения: Юзабилити

    Как обойти избирательное внимание посетителей, чтобы повысить коэффициент конверсии?

    Чем лучше вы понимаете посетителей своего веб-сайта, тем лучше вы будете обращаться с избирательным вниманием, чтобы оптимизировать свой сайт для конверсий.

    Ваш сайт работает хорошо, когда посетители могут успешно найти то, что им нужно, и успешно игнорировать все остальное.

    Вот несколько способов повысить коэффициент конверсии, помогая посетителям сосредоточиться на нужных элементах страницы.

    1. Проведение исследований юзабилити

    Вам необходимо понять:

    • цели ваших посетителей при использовании вашего сайта
    • поведение ваших посетителей при использовании вашего сайта

    Вы можете выбрать метод юзабилити, который имеет больше смысла с точки зрения доступного времени и ресурсов, но убедитесь, что результаты предоставляют правильные данные для анализа того, почему ваши посетители приходят на ваш сайт, как они просматривают и конвертируют.

    Вы можете выполнить шаги, описанные в этой дорожной карте, чтобы гарантировать эффективное исследование удобства использования.

    В зависимости от цели вашего исследования, вы можете получить отличную информацию, проводя опросы.

    2. Сосредоточьтесь на целях посетителей

    После того, как вы узнаете цели посетителей вашего веб-сайта, вам нужно максимально упростить их достижение.

    • Убедитесь, что дизайн сайта выделяет пути для основных посетителей, занимающихся поиском и навигацией.
    • Оцените, имеет ли информационная архитектура вашего сайта смысл для ваших посетителей. Измените его, если вы видите, что другая структура может помочь им быстрее находить нужную информацию.

    Источник изображения: Cludo

    3. Наведите порядок и используйте пробелы

    Чтобы помочь вашим посетителям сосредоточиться на нужной информации, вам следует:

    • Уменьшить беспорядок и шум.
    • Разумно используйте пустое пространство.

    Беспорядок оказывает доказанный эффект на слепоту к изменениям. Как показывает это исследование, обнаружение изменений уменьшается по мере увеличения количества значков на экране.

    Вы можете ознакомиться с нашим примером того, как расхламление и выделение поощрений увеличили количество конверсий на 13,9.8% на страницах товаров и 17,75% на странице корзины. Беспорядок на этих страницах мешал посетителям распознавать поощрения и конвертировать.

    Источник изображения: Invesp

    4. Будьте осторожны с баннерами и содержимым правого столбца

    Поскольку баннеры часто игнорируются, будьте осторожны при добавлении баннеров на свой сайт или содержимого, похожего на баннер.

    • Если у вас есть важная информация для отображения на странице, дважды подумайте, действительно ли вам нужно оформлять ее в формате баннера. Все, что похоже на баннер, не привлечет особого внимания посетителей.
    • Избегайте использования содержимого, похожего на баннер.
    • Оцените, как ваши посетители используют правую колонку на вашем веб-сайте, с помощью исследований удобства использования. Отрегулируйте содержимое, отображаемое в этом столбце, в соответствии с поведением пользователей на вашем сайте.
    • Если у вас есть баннеры, убедитесь, что они расположены вдали от важного контента, необходимого вашим посетителям на каждой странице.
    • Внутри ваших баннеров выберите изображения, которые несут полезную информацию посетителям.
    • Используйте эмоциональный таргетинг. Почти половина взрослых американцев в возрасте от 39 лет-45 считают, что онлайн-рекламу можно было бы улучшить, если бы сообщения были смешнее или больше говорили о ценностях аудитории. То же самое касается контента на вашей странице. Сделайте его эмоциональным, чтобы посетители заметили то, что им нужно.

    5. Используйте функциональную анимацию

    Функциональная анимация — отличный способ привлечь внимание посетителей и объяснить изменения в интерфейсе.

    • Убедитесь, что у ваших анимаций есть цель. После проведения исследований юзабилити вы сможете оценить, может ли переходная анимация помочь решить конкретную проблему, с которой могут столкнуться ваши посетители.
    • Выберите анимацию, которая поможет вашим посетителям выполнить задачу, которую они хотят выполнить на вашем сайте. Анимации, которые отвлекают посетителей от их цели, не будут хорошо приняты.
    • Будьте осторожны при использовании анимации, потому что анимация без функционального назначения может быстро надоесть.

    Target.com использует тонкую анимацию в результатах поиска с вращающейся стрелкой и скользящим меню для фильтрации вариантов продукта. Этого тонкого изменения достаточно, чтобы помочь посетителям в поиске и обнаружении изменений в меню.

    6. Используйте визуальную иерархию

    Как только вы поймете цель ваших посетителей на вашей странице, вы сможете лучше организовать контент, чтобы помочь посетителям выполнять задачи на вашем сайте. Визуальная иерархия упорядочивает информацию, поэтому посетители могут быстро определить, на каком разделе, ссылке или кнопке на сайте им нужно сосредоточиться, чтобы достичь своей цели.

    • Рассмотрим F-образный и Z-образный шаблоны чтения.
    • Обратите внимание на элементы, влияющие на визуальную иерархию:
      • Размер
      • Цвет
      • Контраст
      • Выравнивание
      • Повторение
      • Близость
      • Белое пространство
      • Текстура
      • Стиль с помощью визуальной иерархии.

      Panike.com, португальская пекарня, использует визуальную иерархию для отображения своего меню.

      7. Используйте всплывающие окна и модальные окна

      Наконец, всплывающие окна и модальные окна — это верный способ привлечь внимание посетителей к выполнению их задач и взаимодействию с вашим сайтом.

      • Определите назначение всплывающих окон и модальных окон. Они должны служить общей цели — помочь посетителям достичь своей цели на вашем сайте, привлекая внимание к задачам, которые выполняют посетители.
      • Некоторые из лучших практик для модальных окон включают:
        • размер
        • расположение
        • четкие инструкции для кнопок UPS. Как форма рекламы, они получают ужасную репутацию. Около 70% интернет-пользователей классифицируют всплывающие окна как навязчивую и наиболее нелюбимую рекламу.
        • Как бы они ни раздражали, всплывающие окна и модальные окна помогают повысить конверсию.

        Walmart.com использует модальное окно для содержимого корзины после того, как посетители нажимают «Добавить в корзину» на страницах продукта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts