Измерение это в психологии: Измерения в психологии | Psylist.net

Измерения в психологии | Psylist.net

Словари ↓

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Измерения в психологии — процедуры получения числовых характеристик для свойств изучаемых в психологии явлений, напр. моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе.

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Типология шкал сложна и безгранична. Широко известна простая типология, предложенная американским психологом-психофизиком С.

Стивенсом (1946). шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т.д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения эквивалентности еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование. Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют собой примеры интернатных шкал.

В психологии к таким шкала относят шкалы измерения различны субъективных феноменов, полученные методом парного сравнения.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр. массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина.

Из других типов отметим абсолютную шкалу, допускающую лишь тождественные преобразования и отображающую количество неделимых и однородных объектов, напр. количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т.д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась благодаря не просто лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти и т. д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями. Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить правила это деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в социальных и поведенческих науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов. Из признания этого факта ни в коем случае не следует необходимость отказа от существующих методов измерения (равно как и методов обработки исходных данных), поскольку их ценность определяется не только предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать другие наблюдаемые факты, в т.

ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.

Похожие материалы в разделе Словари:

  • Бильшовского метод
  • Психологический словарь Буква П
  • Расстройства памяти как мнестической деятельности
  • Импульсивность
  • Энтопические явления
  • Валидность очевидная
  • Бред
  • Ассортативные браки
  • Опросники одномерные
  • Гипотеза

36. Измерение в психологии. Виды измерительных шкал.

Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов.

Измерение может быть самостоятельным исследовательским мето­дом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для ис­следования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и струк­туры индивидуального опыта.

Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состоя­ния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения.

1. Психолог мо­жет измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определен­ному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сход­ства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением ис­пытуемых.

2. Исследователь может использовать измерение как задачу испытуе­мого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжиру­ет, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внеш­него мира, собственные состояния.

Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

3. Процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что «сти­мулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуе­мого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации. Подоб­ная процедура применяется при тестировании знаний и задач по Кумбсу, Гуттману или Рашу.

В строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь из­мерение поведения испытуемых, т. е. измерение в первом значении этого понятия.

Основой психологических измерений является математическая теория измере­ний — раздел психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном вза­имодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел математической психологии.

С математической точки зрения, измерением называется операция установле­ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част­ный случай — чисел).

Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения.

Шкала измерения — это множество обозначений, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалой можно назвать результаты измерения, полученные в исследовании, а также инструмент измерения (т.е. систему вопросов, опросник, тест).

Приписывание чисел объектам создает шкалу. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, произ­водимых над реальными объектами.

Числовая система является множеством элементов с реализованными на нем от­ношениями и служит моделью для множества измеряемых объектов.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения. Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер). Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности.

Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, кото­рые могут быть применены для обработки данных измерения.

Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интерва­лов, отношений. Ряд специалистов выделяет также абсолютную шкалу и шкалу раз­ностей. ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ. nonmetric scaling)вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п. Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента. На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.

Др. разновидностью неметрического шкалирования. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б. метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б. отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д.

Номинативная шкала (неметрическая), или шкала наименований (номиналь-ное измерение). В ее основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с из-мерением. Пользуясь определенным правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.

ПРИМЕРЫ

Примеры номинативных признаков: «пол» (1 — мужской, 0 — женский), «нацио-нальность» (1 — русский, 2 — белорус, 3 — украинец), «предпочтение домашнихживотных» (1 — собаки, 2 — кошки, 3 — крысы, 0 — никакие) и т. д. В последнем случае если одному испытуемому присвоена 1, а другому 2, то это обозначает толь-ко то, что у них разные предпочтения: у первого — собаки, у второго — кошки. Из того, что К 2, нельзя делать вывод, что у второго предпочтение выражено больше,

чем у первого, и т. д,

Заметим, что в этом случае мы учитываем только одно свойство чисел — то,что это разные символы. Остальные свойства чисел не учитываются. Привычные операции с числами — упорядочивание, сложение-вычитание, деление —при измерении в номинативной шкале теряют смысл. При сравнении объектов мы можем делать вывод только о том, принадлежат они к одному или разным классам, тождественны или нет по измеренному свойству. Несмотря на такие ограничения, номинативные шкалы широко используются в психологии, и к ним применимы специальные процедуры обработки и анализа данных.

Ранговая, или порядковая шкала (неметрическая) (как результат ранжирования). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

Мы можем ранжировать всех испытуемых по интересующему нас свойству на основе экспертной оценки или по результатам выполнения некоторого задания и приписать каждому испытуемому его ранг. Или предложить испытуемым самим определить выраженность изучаемого свойства, пользуясь предложенной шкалой (5-,7- или 10-балльной).

Существует множество способов получения измерения в порядковой шкале. Но суть остается общей: при сравнении испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать,

насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уж тем более — во сколько раз больше или меньше. При измерении в ранговой шкале, таким образом, из всех свойств чисел учитывается то, что они разные, и то, что одно число больше, чем другое.

ПРИМЕР

Четверым бегунам присвоены ранги в соответствии с тем, кто раньше достиг «финиша» (ранг 1 — самый быстрый):

Основываясь только на этих данных, мы можем судить о том, кто раньше прибежал, а кто позже. Но мы не можем судить, насколько каждый из них пробежал быстрее или медленнее другого. Глядя на эти ранги, можно было бы предположить,

что бегуны А и В различаются меньше, чем бегуны В и D, так как 2—1 = 1, а 4-2 = 2.

Однако такой вывод — следствие «пленяющей магии чисел»: бегун А мог быть тренированным спортсменом, пробежавшим дистанцию в 2 раза быстрее, чем бегуны В, С и D — «увальни», пришедшие к «финишу» с минимальными различиями во

времени.

Интервальная шкала (метрическая). Это такое измерение, при котором числа отражает не только различия между объектами в уровне выраженности свойства (характеристика порядковой шкалы), но и то, насколько больше или меньше выражено свойство. Равным разностям между числами в этой шкале соответствуют равные разности в уровне выраженности измеренного свойства. Иначе говоря, измерение в этой шкале предполагает возможность применения единицы измерения (метрики). Объекту присваивается число единиц измерения, пропорциональное выраженности измеряемого свойства. Важная

особенность интервальной шкалы — произвольность выбора нулевой точки: ноль вовсе не соответствует полному отсутствию измеряемого свойства. Произвольность выбора нулевой точки отсчета обозначает, что измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства. Следовательно, применяя эту шкалу, мы можем судить, насколько больше или насколько меньше выражено свойство при сравнении объектов, но не можем судить о том, во сколько раз больше или меньше выражено свойство.

ПРИМЕР

Наиболее типичный пример измерения в интервальной шкале — температура по шкале Цельсия (°С). Важная особенность такого измерения заключается в том, что нулевая точка на шкале не соответствует полному отсутствию измеряемого свой-ства (О °С — это точка замерзания воды, но не отсутствия температуры, тепла).

И если сегодня +5 °С, а вчера было +10°С, то можно сказать, что сегодня на 5 градусов холоднее, но неверно утверждать, что сегодня холоднее в два раза.

Интервальные измерения широко использ в психологии: тестовые шкалы Векслера (по интеллекту), стены, Т-шкалы.

Абсолютная шкала, или шкала отношений (метрическая). Измерение в этой шкале отличается от интервального только тем, что в ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

В отличие от температуры по Цельсию, температура по Кельвину представляет собой измерение в абсолютной шкале. Более привычные примеры измерения в этой шкале — это измерения роста, веса, времени выполнения задачи и т. д. Общим в этих примерах является применение единиц измерения и то, что нулевой точке со-

ответствует полное отсутствие измеряемого свойства. В силу абсолютности нулевой точки, при сравнении объектов мы можем сказать не только о том, насколько больше или меньше выражено свойство, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов и т. д.) больше или меньше оно выражено. Измерив время решения задачи парой испытуемых, мы можем сказать не только о том, кто и на сколько секунд (минут) решил задачу быстрее, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов) быстрее. Следует отметить, что, несмотря на привычность и обыденность абсолютной шкалы, в -психологии она используется не часто. Из редких примеров можно привести измерение времени реакции (обычно в миллисекундах) и измерение абсолютных порогов чувствительности (в физических единицах свойств стимула).

В психологии абсолютные шкалы не используются. Данные, полученные с помо­щью абсолютной шкалы, не преобразуются, шкала тождественна сама себе. Любые статистические меры допустимы.

Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Полнота шкалы измерения – это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее.

Понимание психологических измерений – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 5: Психологическое измерение

  1. Дайте определение измерения и приведите несколько примеров измерения в психологии.
  2. Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
  3. Отличать концептуальные определения от операционных, приводить примеры каждого из них и создавать простые рабочие определения.
  4. Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.

— это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики отдельных лиц. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения эти переменных), а затем перемножить их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.

Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологическое измерение часто называют .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.

Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры.  требуется некоторая систематическая процедура для присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.

Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются  (произносится  CON-structs ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).

Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что конкретная студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.

«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, которые охватывают большую часть вариаций человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструкций, называемых «гранями» (Costa & McCrae, 1992) [1] .

Таблица 5.1. Большая пятерка личностных параметров.
Открытость опыту Фэнтези Эстетика Чувства Действия Идеи Значения
Добросовестность Компетентность Заказать Исполнение долга Достижение/Стремление Самодисциплина Обсуждение
Экстраверсия Тепло Общность Напористость Деятельность Поиск волнения Положительные эмоции
Приятность Траст Прямолинейность Альтруизм Соответствие Скромность Нежный ум
Нейротизм Беспокойство Гнев Уныние Самосознание Импульсивность Уязвимость

Психологическая конструкция описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.

Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.

 – это определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как в случае со шкалой самооценки Розенберга. это те, в которых наблюдается и записывается какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, физиологических показателей  – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и артериальное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, электрическую активность и кровоток в головном мозге.

Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько операционных определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.

Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда баллы, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это служит хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их показатели белой крови».

Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица в забеге на 100 м могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первый, второй и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько  больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре различных  (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которую можно передать с помощью набора оценок.

Измерение используется для категориальных переменных и включает в себя присвоение оценок, которые являются ярлыками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .

Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. Измерение включает в себя присвоение баллов, чтобы они представляли порядок ранжирования отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.

С другой стороны, порядковые шкалы не отражают важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы изучаем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (точно так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегунами на первом и втором месте). бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, на которой основаны измерения. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить. )

Измерение включает присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).

Однако

Интервальные шкалы не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя соотношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» применялась к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два отношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение зависело бы от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.

Наконец,  измерение включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. То же самое относится и к подсчету отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же соотношение в двух местах шкалы (см. табл. 5.2).

Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и поэтому не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.

Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.

Уровни измерений Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить грубым ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно на их основе сделать. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении баллов. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.

Таблица 5.2 Сводка уровней измерений
Уровень измерения Этикетки категорий Ранг ордена Равные интервалы Истинный ноль
НОМИНАЛ х
НОМЕР х х
ИНТЕРВАЛ х х х
ОТНОШЕНИЕ х х х х
  • Измерение – это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики людей. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
  • Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные модели поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
  • Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
  • Переменные могут быть измерены на четырех различных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном — которые сообщают возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.
  1. Практика: заполните шкалу самооценки Розенберга и подсчитайте свой общий балл.
  2. Практика: придумайте три рабочих определения сексуальной ревности, решительности и социальной тревожности. Рассмотрите возможность самоотчета, поведенческих и физиологических показателей. Будьте максимально точны.
  3. Практика: Для каждой из следующих переменных решите, какой уровень измерения используется.
    • Преподаватель университета измеряет время, затрачиваемое ее студентами на сдачу экзамена, просматривая стопку экзаменов в конце. Она присваивает тому, что внизу, 1 балл, тому, что сверху, — 2 и так далее.
    • Исследователь получает доступ к медицинским картам своих участников и подсчитывает, сколько раз они посещали врача за последний год.
    • Участников исследования спрашивают, правши они или левши.

  1. Коста, П.Т., младший, и Маккрей, Р.Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO. Психологическая оценка, 4 , 5–13. ↵
  2. Бандура А., Росс Д. и Росс С. А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63 , 575–582. ↵
  3. Segerstrom, SE, & Miller, GE (2004). Психологический стресс и иммунная система человека: метааналитическое исследование 30-летнего исследования. Психологический бюллетень, 130 , 601–630. ↵
  4. Стивенс, С.С. (1946). К теории весов измерений. Наука, 103 , 677–680. ↵
  5. Уровни измерения. Получено с http://wikieducator.org/Introduction_to_Research_Methods_In_Psychology/Theories_and_Measurement/Levels_of_Measurement ↵

4.1 Понимание психологических измерений – методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение измерениям и приведите несколько примеров измерений в психологии.
  2. Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
  3. Отличать концептуальные определения от операционных, приводить примеры каждого из них и создавать простые рабочие определения.
  4. Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.

Что такое измерение?

Измерение  – это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики людей. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения эти переменных), а затем перемножить их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.

Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологические измерения часто называют психометрическими .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. время. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.

Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры.  требуется некоторая систематическая процедура для присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.

Психологические конструкции

Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются  конструирует  (произносится  CON-структуры ) и включает черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).

Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что конкретная студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.

концептуальное определение психологической конструкции описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она связана с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.

Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такие понятия, как самооценка или невротизм, они просто не ищут их в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.

Рабочие определения

Рабочее определение  – это определение переменной с точки зрения того, как именно ее следует измерять. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. Измерения  самоотчета – это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как и в случае со шкалой самооценки Розенберга. Поведенческие показатели  – это те, при которых наблюдается и регистрируется какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, физиологических показателей  – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и артериальное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, электрическую активность и кровоток в головном мозге.

Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько рабочих определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.

Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют операций схождения . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда баллы, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это служит хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их показатели белой крови».

Уровни измерения

Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица в забеге на 100 м могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первый, второй и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько  больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре разных уровня измерения (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которая может быть передана набором баллов.

Номинальный уровень измерения  используется для категориальных переменных и включает присвоение оценок, которые являются метками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .

Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. порядковый уровень измерения  включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы они представляли ранговый порядок отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.

С другой стороны, порядковые шкалы не позволяют получить важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы исследуем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (точно так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегунами на первом и втором месте). бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, на которой основаны измерения. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить.)

Интервальный уровень измерения включает присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).

Однако шкалы интервалов не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя соотношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» применялась к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два отношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение зависело бы от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.

Наконец, уровень коэффициента  измерения включает присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. То же самое относится и к подсчету отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же отношение в двух местах шкалы (см. табл. 4.1).

Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и поэтому не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.

Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.

Уровни измерений Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить грубым ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно на их основе сделать. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении баллов. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.

Таблица 4.1 Сводка уровней измерений
Уровень измерения Этикетки категорий Порядок рангов Равные интервалы Истинный ноль
НОМИНАЛ х
НОМЕР х х
ИНТЕРВАЛ х х х
ОТНОШЕНИЕ х х х х

Ключевые выводы

  • Измерение — это присвоение баллов отдельным лицам, чтобы баллы представляли некоторые характеристики людей. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
  • Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные модели поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
  • Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
  • Переменные могут быть измерены на четырех различных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном — которые сообщают возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts