Виды и формы воображения
Активное воображение
Репродуктивное воображение (воссоздающее)
Пассивное воображение
Продуктивное воображение (творческое)
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивномвоображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивноевоображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся:
сновидения,
галлюцинации
грезы
мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинацияминазывают фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтойназывают форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Активное воображение– характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.
Продуктивное воображение– отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатамитворческого воображениямогут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Репродуктивное воображение– при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Виды воображения
Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия).
Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.
Особенности активного вида воображения
Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.
Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями.
Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства.
Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.
Воссоздающее воображение
В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.
Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.
Антиципирующее воображение
В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий.
Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.
Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.
Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.
Интеллектуальные операции
Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию.
Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.
Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.
Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации.
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение
Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения.
Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.
Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.
Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
- агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
- гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
- схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Активное воображение » Центр Юнга в Эшвилле
Описание
К. Г. Юнг использовал воображение и создание образов как ключевые черты своей психотерапевтической работы с пациентами. Среди юнгианских психотерапевтов это продолжает оставаться важным методом работы с содержимым бессознательного, включая комплексы, коренящиеся в травмирующих жизненных переживаниях, и архетипические мотивы, возникающие в снах и фантазиях. На этом семинаре будет описана роль активного воображения в юнгианской психотерапии с особым вниманием к созданию образов и интерпретации их значения. Семинар ответит на вопрос, почему юнгианские психотерапевты продолжают использовать активное воображение и создание образов как важные методы в своей клинической практике. На семинаре также будет рассмотрен практический вопрос о том, как юнгианские психотерапевты работают с таким материалом в реальных случаях.
Доктор Мюррей Штайн и доктор Пол Брутше, известные юнгианские аналитики из Цюриха, подробно изучают юнгианскую технику, известную как активное воображение.
В классической форме юнгианского психоанализа активное воображение играло ключевую роль как метод вовлечения бессознательного и продвижения более продвинутых стадий процесса индивидуации. Важным инструментом в практике активного воображения было и остается «создание картинок». С помощью карандаша, ручки, краски, глины и других выразительных средств практикующий придает конкретную реальность и воплощение образам, рожденным в активном воображении. На этом семинаре рассматривается, как возник этот метод, как он используется и как за последние несколько десятилетий он эволюционировал в свои современные формы. Мюррей Стейн представляет метод активного воображения, а Пол Брутше показывает, как интерпретируется создание образов в контексте долговременной юнгианской психотерапии.
Докладчики:Мюррей Стейн, доктор философии. — обучающий аналитик и президент Международной школы аналитической психологии в Цюрихе, Швейцария (ISAP Zurich). Он является автором «Принципа индивидуации» и многих других книг и статей в области юнгианского психоанализа. Он является одним из основателей Межрегионального общества юнгианских аналитиков и Чикагского общества юнгианских аналитиков. С 2001 по 2004 год он был президентом Международной ассоциации аналитической психологии. Он очень востребованный международный лектор и в настоящее время живет в Швейцарии.
Пол Брутше, доктор философии. изучал философию и психологию и получил степень доктора философии в Цюрихском университете. Он обучался в C.G. Институт Юнга, Цюрих. Он бывший президент Швейцарского общества аналитической психологии, C.G. Институт Юнга и ISAP в Цюрихе. Его особыми интересами являются искусство и интерпретация изображений
Цели обучения:- Достичь понимания юнгианского мышления об активном воображении и использовании образов в психотерапии.
- Научиться практическому применению юнгианского активного воображения в психотерапии.
- Понять значение таких продуктов бессознательного как символическое.
- Узнать о личном и архетипическом уровнях образов и их значении.
Интервью с Полом Брутше.
«Введение в активное воображение как психотерапевтический метод: история и современные формы». – Мюррей Стейн. Далее вопросы и обсуждение.
«Работа с картинками в психотерапевтической обстановке» — Пол Брутше.
Далее вопросы и обсуждение.
Вопросы и обсуждение с Мюрреем Штейном и Полом Брутше.
Чтения
Abt, T. 2005. Интерпретация изображений согласно К. Г. Юнгу. Цюрих: Живое человеческое наследие.
Цвик, А. 1995. «Активное воображение: синтез в анализе», Юнгианский анализ, 2-е издание (под редакцией Мюррея Штейна). Чикаго: Открытый суд.
Ханна, Б. 2001. Встречи с душой: активное воображение, разработанное К.Г. Юнг. Уилметт, Иллинойс: Публикации Хирона.
Юнг, К.Г. Видения: заметки о семинаре, проведенном в 1930–1934 годах (изд. Клэр Дуглас). Принстон: Издательство Принстонского университета.
Рафф, Дж. 2000. Юнг и алхимическое воображение. Йорк-Бич, Мэн: Николас-Хейс.
Шаверейн, Дж. «Искусство, мечты и активное воображение», в JAP 50: 2 (2005), стр. 127–153.
Шламм, Леон. «К.Г. Визионерский мистицизм Юнга», в Harvest Vol. 52, № 1, 2006.
Суонн, Венди. «Анализ Тины Келлер с C.G. Юнг и Тони Вольф, 19 лет15-1928», в JAP 51:4 (2006), стр. 493-510.
Как использовать активное воображение при ведении дневника
Люди во всем мире обнаруживают, что ведение дневника — это способ узнать о себе и вырасти как личность. Ведение дневника — мощный метод для приобретения самопознания. Одинокий акт письма от руки создает честный и мощный опыт, позволяющий узнать о себе то, чего вы никогда не знали.
Одним из таких способов узнать о себе с помощью ведения дневника является активное воображение. Активное воображение — это новый способ записи в дневнике, который поможет вам узнать больше о себе и развиваться разными способами. Используя глубинную психологию, вы можете узнать больше о своей темной стороне, своем внутреннем ребенке и своем творчестве.
Что такое активное воображение?
Активное воображение — это метод, с помощью которого содержимое бессознательного переводится в образы, повествование или персонифицируется как отдельная сущность. Техника была разработана психологом Карлом Юнгом в начале 20 века. Он использует различные формы самовыражения, чтобы сделать бессознательные желания, убеждения и черты личности сознательными.
Конечным продуктом активного воображения может быть что угодно. Это может быть рисунок, живопись, скульптура, танец или даже музыка. Мы фокусируемся на том, как вы можете использовать активное воображение в своем дневнике, чтобы создать впечатляющее и продуктивное влияние на вашу жизнь. Чтобы активное воображение работало так, как задумано, вам нужно отпустить любое сопротивление. Пришло время дать голос частям себя, которые обычно не слышат.
Как использовать активное воображение при ведении дневника
Мы собираемся пройти 5 шагов, чтобы новичок мог использовать активное воображение при ведении дневника.
Шаг 1
Первая фаза активного воображения — просто расслабиться! Вы хотите достать свой дневник и погрузиться в сосредоточенное, расслабленное, почти медитативное состояние. Вы хотите выделить от двадцати до сорока минут, чтобы просто сосредоточиться на себе.
Шаг 2
Затем вы выбираете, на чем сосредоточиться. Это будет тема, о которой вы будете писать. Есть несколько вещей, которые вы можете использовать в качестве предмета для своего активного воображения. Выберите то, что имеет для вас психологическую глубину. Карл Юнг чаще всего использовал Активное Воображение со сновидениями. Использование недавнего сна в качестве точки фокусировки практики. Но вы можете использовать воспоминания, архетипы или даже настроение.
«В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто улавливая его и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться выяснить, какой фантазийный образ он вызовет или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно изменяется, так как сам факт созерцания оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно записывать, так как они отражают психические процессы на бессознательном фоне, проявляющиеся в виде образов, состоящих из сознательного материала памяти. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ». (Карл Юнг: Соединение, CW 14, пар. 706.)
Ключевые точки:
- Выберите сон, архетип, эмоцию или чувство, образ или символ.
- Запишите это вверху своего журнала и начните концентрироваться на этом и на том, что это значит для вас.
Шаг 3
Теперь у вас есть недавний сон, осмысленный образ или чувство, и вы хотите начать делать глубокие, расслабляющие вдохи. Сосредоточьтесь на сне, ощущении или образе и позвольте любым возникающим мыслям подняться. Вы хотите просто расслабиться и сделать небольшую медитацию, глядя на верхнюю часть своей страницы, где вы написали, на чем вы будете сосредоточены.
Представьте, что вы написали. Если это образ, просто визуализируйте его и посмотрите, куда заведет вас ваше воображение. Если это чувство или слово, представьте, как бы это выглядело, если бы это было изображение? Какой была бы эта эмоция, если бы она была изображением? Вы даже можете представить персонажа и то, что он сказал бы, если бы у вас был разговор.
Мы хотим ослабить наше внимание ровно настолько, чтобы «подсознание» начало думать и представлять другие вещи, связанные с этой центральной темой или точкой фокусировки. Мы не должны слишком отвлекаться и начинать думать о задачах, которые нам нужно сделать, или о других посторонних, неважных вещах!
Шаг 4
Теперь вы начинаете писать. Вы хотите создать артефакт образов и мыслей, которые приходили к вам. Пиши, рисуй, пой! Делайте все, что считаете нужным, чтобы выразить образы и мысли, исходящие из центрального фокуса.
Если вы не знаете, что написать, просто дождитесь любой мысли, связанной с точкой фокусировки, и запишите ее. Вам не нужно быть Пикассо! Просто важно, чтобы вы что-то записали и позволили своему бессознательному разуму и ментальным ассоциациям представить себя в вашем дневнике.
Шаг 5
Последний шаг — проанализировать, какие мысли и образы возникли в ходе вашего активного воображения. Возможно, вам захочется выпить кофе и на минутку заняться чем-то другим, чтобы вы были в своем обычном повседневном интеллекте.
Просмотрите все, что вы записали, и начните анализировать, что, по вашему мнению, означают слова и изображения. Посмотрите, есть ли «послание» или смысл за любым из изображений и надписей. Что вы можете узнать о себе и своих мыслительных процессах из этого? Вы можете начать писать на следующей странице, что вы испытали и подумали, и может ли это говорить о ваших целях, о том, как вы справляетесь с эмоциями, чувствами, которые вы испытываете к человеку или воспоминанию, или о чем-то еще, что важно для вас.
Заключение
Активное воображение может помочь нам ослабить наше обычное жесткое внимание к повседневным задачам, которые делают нас слепыми к многим лежащим в основе мыслям и процессам, происходящим в нашем бессознательном. Использование наших зрительных способностей и воображения позволяет нам свободно смотреть за пределы нашего обычного повседневного интеллекта и видеть скрытые психологические влияния, которые воздействуют на нас изо дня в день.
Я искренне надеюсь, что сегодня вы узнали что-то о себе, и желаю вам всего наилучшего в ваших путешествиях! С открытым сердцем относитесь к тому, что говорит вам ваш разум и мысли, и продолжайте вести дневник!
Биография автора: KT — страстный владелец бизнеса, она управляет Goldspot Pens, магазином, специализирующимся на продаже высококачественных перьевых ручек и бутылочек с чернилами для перьевых ручек.