К свойствам внимания относят: Характеристики свойств внимания

Содержание

Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена классификации свойств внимания. В статье они рассматриваются как неотъемлемые элементы человеческого сознания. Также, в статье раскрывается идея возможности их проявления у индивидов в разной степени и возможности влияния свойств внимания на повседневную деятельность людей.

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»

Abstract
This article devoted to the classification of properties of attention. In the article they are treated as integral elements of human consciousness. Also, the article reveals the idea of ​​their possible manifestations in individuals in varying degrees and the ability to influence the properties of attention to the daily activities of people.

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/02/2776 (дата обращения: 24.02.2023).

Внимание — это произвольная или не произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. К функциям внимания обычно относят отбор значимых воздействий, регуляцию и контроль деятельности, а также удержание данной деятельности до момента завершения акта поведения. Внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное. Некоторым людям свойственна такая черта личности, как внимательность, связанная с большим развитием свойств внимания. По внимательности, которая проявляется не в целом ко всему, а к определенным предметам и явлениям, можно судить о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует в какой-то степени человека в целом как индивидуальность.

Если мы видим, что кто-то любознателен, находчив, схватывает всё налету, а кто-то в свою очередь, сосредоточен на чем-то строго определенном, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.
Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.

Опираясь на знания, полученные из житейского опыта, можно заметить, что внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени; его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. В силу того, что внимание проявляется в огромном разнообразии явлений и обладает множеством свойств, систематизировать составные части и характеристики этого понятия довольно сложно.

Рассмотрим основные свойства внимания.

Условно, свойства внимания можно разделить на те, которые направлены на один объект и на те, которые отличаются направленностью на несколько объектов. К первым относятся такие свойства, как концентрация и устойчивость, ко вторым — распределение, переключаемость и объем внимания. Свойство избирательности, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений, другими словами – возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, занимает промежуточное положение между двумя подгруппами свойств.

Рисунок 1 – Свойства внимания

Рассмотрим поподробнее первую группу свойств.

Свойства, направленные на один объект различаются между собой. Когда человек сосредотачивает внимание в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости.

Под концентрацией внимания (или же под сосредоточенностью) обычно понимают выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Невозможно однозначно оценить роль концентрированного внимания. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания — это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. Опытным путем доказано, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя даже это является довольно утомительным. В дальнейшем интенсивность внимания снижается, причем чем менее натренирован и усидчив человек, тем менее устойчивым вниманием он обладает.

Сосредоточенность и устойчивость внимания напрямую связаны с вероятностью достижения успеха в какой-либо деятельности. Эти свойства характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Высокие показатели концентрации и устойчивости внимания отличают людей увлекающихся, готовых ради своего дела абстрагироваться от внешних раздражителей. Вниманию как таковому присущи кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности, называемые колебаниями внимания. Они сохраняются даже при самом устойчивом и сосредоточенном внимании. Чтобы так или иначе уравновесить эти колебания, надо научиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Что касается второй группы свойств внимания, для которых характерна направленность на несколько объектов, то к ним можно отнести объем, распределение и переключаемость.

Объем внимания – это количество объектов, осознаваемое человеком в одно время при восприятии в связи с какой-либо одной задачей.

Одновременно можно охватить не более десятка объектов, но это во многом зависит от свойств самих предметов. Разные объекты охватываются человеческим вниманием по-разному. Многое зависит от опыта человека и его профессиональной подготовки. Это дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный. Существуют профессии, для которых высокая интенсивность и огромный объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, но для большинства всё же эти свойства внимания нужны лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий, или же умение индивида удерживать в центре внимания определенное число различных объектов и одновременно совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Ни один человек не может одновременно делать два дела, не умея делать каждое из них в отдельности.

Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида активности в одно время. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизированным и не требующим внимания. То есть, осуществимость функций такого свойства внимания как распределение, связана с физиологическими особенностями головного мозга, а именно с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться такими участками коры, которые находятся вне очага оптимального возбуждения.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания, а именно в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Как показывает жизненный опыт и как уже было сказано ранее, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения сразу нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов, как индивидуальная черта темперамента, позволяет легко и быстро переводить свое внимание с одного объекта на другой. В таких случаях говорят о гибком и подвижном внимании.

Если же у человека недостаток динамики нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Это значит, что у человека инертное внимание. Очень плохая переключаемость внимания у человека называется «липким вниманием». Иногда плохая переключаемость у людей происходит из-за плохой подготовки к работе.

Помимо всего, сказанного выше, хочется добавить пару слов о внимательности и рассеянности, как свойствах человеческой личности.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности. Она делится на два типа. Первый — это результат общей неустойчивости внимания. Он характерен для маленьких детей и для взрослых, не имеющих привычки работать сосредоточенно. Он также может появиться вследствие слабости нервной системы или хронической усталости. Второй вид рассеянности возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то конкретном и поэтому не замечает ничего другого.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, избирательности, устойчивости, переключаемости. Внимательность как черта личности имеет колоссальное значение в общем облике человека, ведь тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. C этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Изучать внимание и его свойства достаточно трудно. Внимание имеет объект и субъект, но при анализе самого результата внимания исследователи сталкиваются с неопределенностью и неоднозначностью. Тем не менее, психологические исследования в области внимания сложно переоценить, ведь применение на практике их результатов имеет огромное значение в повышении производительности труда и повседневной деятельности любого человека.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

Основные свойства внимания. Основы общей психологии

Основные свойства внимания

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.

Концентрированностьвнимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивностьэтой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка в общем правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объемевнимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4–5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2–3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

С объемом внимания тесно связана и распределяемостьвнимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.

Устойчивостьвнимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н.Ланге, равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость — в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.

Подтверждение этого положения имеется еще в одном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону» (см. рис. выше). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.

На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютонответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювьеопределяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметногосознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемостьвнимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкостьвнимания — весьма важное и часто очень нужное качество.

Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.

Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленностипсихической деятельности, как выражение избирательногохарактера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень— в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональныхфакторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительныхпроцессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.

Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет Маркс, — необходима во все время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». 154 Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.

В психологической литературе Рибоподчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА

ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА Одним из важнейших понятий древнего мистицизма и магии, традиционных систем целительства является жизненная сила или энергия. Это то самое главное действующее начало, без которого любой обряд и

Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы

Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы ВведениеПсихологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим

Основные свойства толпы

Основные свойства толпы По сути, можно выделить два основных свойства толпы. Первое главное свойство толпы — в ней легко распространяется циркулярная реакция (ее еще называют эмоциональным кружением), про которую мы уже подробно говорили. А если кратко, то это быстрая,

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных

Свойства внимания

Свойства внимания • Концентрированность – степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем

32.

 Свойства внимания

32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ

54.  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.Непроизвольное внимание является

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем

Основные виды внимания

Основные виды внимания При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольноеи так называемое произвольноевнимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными

Основные свойства внимания

Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в

СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:– построение отношений;– познание;– переживание.Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.

16. Свойства внимания

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Избирательное внимание: определение, примеры и тесты

🎒 Распродажа «Снова в школу»: СКИДКА 30% на + Получите бесплатный семейный план !

Когда мы фокусируем свое внимание на чем-либо, мы на самом деле предпочитаем игнорировать многие вещи. Например, представьте, что вы идете в книжный магазин. Есть конкретная книга, которую вы хотите купить, и вы идете между книжными полками, чтобы найти эту книгу.

Возможно, вы пролистываете сотни книг, не замечая ни одной из них. С другой стороны, ваши глаза на самом деле видят их все и, возможно, записывают глубоко в ваш разум, но вы даже не осознаете этого. Вот отличный пример избирательного внимания.

Теперь, когда вы поняли концепцию, мы можем перейти к определению избирательного внимания.

Что такое избирательное внимание?

Если нам нужно определить избирательное внимание, мы можем назвать его процессом сосредоточения внимания на определенном объекте в окружающей среде в течение определенного периода времени. Наше внимание ограничено. Поэтому, чтобы использовать этот ограниченный ресурс, нам необходимо избирательное внимание, позволяющее игнорировать несущественные детали.

Если вы хотите осознать все детали вокруг вас и сосредоточиться на том, что вы хотите, Умственные игры MentalUP специально для вас. Не забывайте, что мощных навыков внимания поддерживают школьные оценки детей и помогают взрослым добиться большего успеха в повседневной жизни. 🏆

Улучшение вашей избирательной внимательности позволит вам достичь отличных результатов в деятельности с высокой концентрацией и оставаться впереди игры. Более 10+ миллионов пользователей улучшают свои навыки внимания с помощью игровых упражнений на внимание на MentalUP. 🎮

НАЧАЛО

Примеры избирательного внимания

Эффект вечеринки с коктейлем

Как мы упоминали ранее, хотя в людных и шумных местах, таких как вечеринки, вокруг много раздражителей, наш мозг выбирает определенные стимулы и фокусируется на них.

Обезьянье дело

Как и в самом известном тесте на избирательное внимание, «Гориллое дело», о котором мы упомянем далее в нашей статье, если у вас есть конкретная цель, на которой нужно сосредоточиться, ваш мозг просто следует за ней. Поэтому он не замечает никаких других необычных раздражителей. Вот версия Gorilla Business:

Избирательное визуальное внимание

Возможно, каждый день по пути на работу или в дороге мы сталкиваемся с миллионами рекламных объявлений. Мы даже не осознаем, что видели многие из них. Но некоторым, с другой стороны, удается привлечь наше внимание, особенно если они отвечают нашим текущим потребностям или вкусу. Это показывает, что эти рекламные объявления вошли в контакт с нами в качестве стимула, проходя через наше избирательное восприятие.

Приложение MentalUP Attention Games помогает укрепить многие умственные способности, от визуального до математического интеллекта. Развитие умственной деятельности позволяет лучше концентрироваться и дольше удерживать внимание.

Играть в игры для тренировки мозга

Тест избирательного внимания

В эксперименте с невидимой гориллой, проведенном Саймонсом и Чабри в 1999 году, участникам показывают видео. На видео две отдельные группы людей, одна в черных рубашках, а другая в белых рубашках, передают мяч друг другу. Участникам предлагается посчитать, сколько раз игроки в белых футболках передавали мяч.

В середине игры на экран выходит горилла. Он проходит сквозь игроков, встает посередине, бьет себя в грудь и снова уходит с экрана.

«Вы видели гориллу?» В конце видео на вопрос оказывается, что больше половины испытуемых даже не заметили гориллу.

На основании этого эксперимента можно сказать, что мы пропустили большую часть того, что происходит вокруг нас, и что мы понятия не имеем обо всех этих событиях и раздражителях, которые мы пропустили, даже не осознав.

Как работает избирательное внимание?

Термин « коктейльный эффект » также используется для описания психологии избирательного внимания, особенно в модели выбора памяти. Потому что, пока мы на вечеринке, есть много вещей, которые могут отвлечь нас, например, музыка, свет и множество других разговоров. Однако мы все же можем сосредоточиться на одном разговоре с близким другом. С другой стороны, когда наше имя произносится среди всех интенсивных раздражителей на этом фоне, это привлекает наше внимание.

Итак, что из следующего является причиной избирательности человеческого внимания?

Доказано, что способность нашего мозга заботиться обо всем вокруг нас очень ограничена, поэтому мы не можем уделять внимание каждому из этих сенсорных ощущений. Поэтому, в то время как наш мозг сосредотачивает наше внимание на некоторых важных элементах нашего окружения, он отодвигает все остальные раздражители на задний план.

✅ Развитие: Избирательное внимание
✅ Особенности: Испытания и примеры
✅ Подход: Академический и развлекательный
✅ Подходит: для всех возрастов

Теории избирательного внимания

В когнитивной психологии существует несколько теорий избирательного внимания, которые сосредоточены на том, когда наш мозг реагирует и взаимодействует со стимулирующей информацией извне.

Модель фильтра Бродбента

Эта модель была определена Дональдом Бродбентом в 1958 году. Он использовал фильтрующую метафору обработки информации для описания внимания. Бродбент предположил, что наша фильтрация информации происходит в начале 9-го века.0003 процесс восприятия . Физические характеристики, такие как цвет, громкость или направление стимуляторов, обработанных ранее, использовались для выбора или отклонения стимула в более поздних операциях.

Теория ослабления Трейсмана

Трейсман предложил в своей теории избирательного внимания, что вместо метода фильтрации, указанного в модели Бродбента, внимание работает с использованием аттенюатора , который определяет стимулятор на основе физических свойств или значения .

Вы можете думать об аттенюаторе как о контроллере или селективных фильтрах. Вы можете отключить другие источники стимула, чтобы присоединиться к одному стимулу. Хотя интенсивность других раздражителей невелика, они все же существуют.

Модели выбора памяти

Согласно модели выбора памяти, стимулы, на которые мы будем обращать внимание, и стимулы, на которые мы не будем обращать внимание, проходят через первый фильтр. Затем он ранжируется на втором этапе в соответствии с фактическим значением содержания сообщения. Стимуляторы, которые привлекают наше внимание, проходя через смысловые критерии, переносятся в кратковременную память.

Ресурсные теории избирательного внимания

Более поздние теории предполагают, что человеческое внимание может взаимодействовать с ограниченными стимулами, и пытаются объяснить, как эти ресурсы распределяются между конкурирующими стимулами. Следовательно, теории источников представляются гораздо более эффективной метафорой для объяснения феномена внимания, разделенного на сложные стимулы и задачи.

СДВГ и избирательное внимание

СДВГ и избирательное внимание тесно связаны, поскольку родители детей с СДВГ замечают, что их дети колеблются и не уделяют внимания выполнению таких задач, как домашнее задание или работа по дому, тратя часы после работы на другие развлечения. и приятные занятия.

Эта ситуация заставляет родителей предполагать, что их дети намеренно откладывают более сложные задачи или избегают своих обязанностей, поскольку они не имеют полного понимания того, почему их дети могут сосредоточиться на одном деле, а не на другом.

Детям с СДВГ легче сосредоточиться на занятиях, которые им нравятся, потому что они обеспечивают большую стимуляцию их мозга . Например, компьютерные игры обеспечивают повышенную слуховую и визуальную стимуляцию, которые являются элементами, привлекательными для детей с СДВГ, поскольку их мозг удовлетворяет все их потребности в стимуляции.

С другой стороны, такие действия, как домашнее задание или работа по дому, вызывают меньшую стимуляцию, поэтому мозг продолжает искать другие способы самостимуляции. В результате дети с СДВГ склонны «выбирать» стимулирующие задачи вместо менее стимулирующих. Если вам нужно узнать больше о детях с СДВГ, не пропустите нашу страницу с интересными вопросами о СДВГ.

Сравнение избирательного и разделенного внимания

Избирательное внимание Разделенное внимание
Умственное внимание сосредоточено на одной задаче или идее одновременно, игнорируя другие Умственное внимание сосредоточено на нескольких задачах или идеях одновременно, уделяя некоторое внимание каждой
Увеличьте количество внимания, уделяемого задаче или идее, потому что есть единая точка фокусировки Уменьшить количество внимания, уделяемое любой задаче или идее, если одновременно происходит несколько фокусов
Превосходство в отключении отвлекающих факторов и переключении задач Проблемы с отключением отвлекающих факторов и переключением задач
Усиливает когнитивные способности Ослабляет когнитивные способности
Снижает количество ошибок Повышает скорость совершения ошибок
Выше у людей с СДВГ Ниже у людей с СДВГ
Может привести к отсутствию важной дополнительной информации Предотвращает отсутствие важной дополнительной информации

Часто задаваемые вопросы

Что такое избирательное внимание в психологии?

Сосредоточение внимания на определенных раздражителях в окружающей среде путем обеспечения того, чтобы важные раздражители отличались от периферийных или случайных. Избирательное внимание обычно измеряется путем инструктирования участников присоединяться к некоторым источникам информации, но в то же время игнорировать другие, а затем определять их эффективность при этом.

Какой экспериментальный результат вызвал проблемы для модели фильтра избирательного внимания Бродбента?

Результат эксперимента «Дорогая тетя Джейн».

Какой классический психологический эксперимент использовался для оценки избирательного внимания?

Физический эксперимент под названием «Тест невидимой гориллы» использовался для оценки избирательного внимания.

Что это значит, когда беспорядочные мысли возникают в результате нарушения избирательного внимания?

Неуместные мелкие раздражители могут отвлечь внимание от более крупного события. Эта трудность избирательного внимания является одним из десятков когнитивных различий, связанных с шизофренией.

Как измерить избирательное внимание?

Избирательное внимание можно измерить с помощью теста повседневного внимания (TEA), используя повседневные материалы. Тест, обнаруженный в 1994 году, можно проводить на людях в возрасте от 18 до 80 лет.

Почему избирательное внимание важно?

Избирательное внимание важно, потому что оно позволяет человеческому мозгу работать более эффективно. Избирательное внимание действует как фильтр, гарантирующий, что мозг лучше всего работает в соответствии со своими задачами.

Знаете ли вы, что вы можете добиться гораздо большего, чем вы думаете, потратив всего 15 минут удовольствия в день? Приложение MentalUP Attention Exercises поможет вам улучшить избирательное внимание и повысить концентрацию внимания с помощью игровых упражнений, разработанных академиками и педагогами.

Начните сейчас

Когда большинство людей осваивают стратегии обучения, такие как повторение и выборочное внимание?

Большинство людей осваивают стратегии обучения, такие как повторение и выборочное внимание, в начальной школе.

Как избирательное внимание управляет нашим восприятием?

Мы выборочно участвуем и обрабатываем очень ограниченную часть поступающей информации, которая имеет слишком много препятствий и переводит наше внимание с одного на другое. Когда мы тщательно сосредотачиваемся на задаче, мы часто проявляем небрежную слепоту к другим событиям.

Какие результаты эксперимента дали научные доказательства селективного внимания?

А. Припоминание было одинаково плохо для обоих ушей.
B. Припоминание было хуже для обслуживаемого уха.
C. Припоминание было одинаково хорошим для обоих ушей.
D. Припоминание было лучше для обслуживаемого уха.

Какие раздражители привлекают наше избирательное внимание?

Необычные раздражители или интенсивные раздражители привлекают наше избирательное внимание.

Избирательное внимание — хорошо это или плохо?

Избирательное внимание имеет свои преимущества, поскольку оно дает нам возможность работать более продуктивно, поскольку мы можем создавать зону, отсекать визуальный слуховой шум и фиксировать важные вещи для нашей задачи. Однако избирательное внимание также может проявиться во время стресса, который может быть разрушительным.

Если вы сдавали экзамен, например, экзамен 7 плюс, и сосредоточили на нем все свое внимание, вам может быть трудно отступить, чтобы посмотреть на общую картину и понять, что время истекло. Точно так же, если вы находитесь в кемпинге и замечаете, что к вам приближаются волки, опасаясь нападения, ваше внимание может быть настолько сосредоточено на наблюдении за волками во время бега, что вы не замечаете своего транспортного средства (режим побега). ) достаточно близко, чтобы уйти.

Перед уходом…

Вы можете проверить свое избирательное внимание и начать улучшать свои навыки с помощью подходящих игровых упражнений благодаря MentalUP, но если вам этого недостаточно, у нас есть хорошие новости. 🎉 🎈

MentalUP предлагает сотни игр на концентрацию и память для людей разных возрастных групп. Чем больше вы практикуетесь, тем больше расширяются ваши умственные способности. ✅ 💪

ПЕРЕЙТИ В ПРИЛОЖЕНИЕ

27 марта 2020 г.

Дата последнего обновления: 09 мая 2022 г.

Лоран Коул

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / БЛОГ / Избирательное внимание: что это такое? Как вы можете проверить и улучшить избирательное внимание?

видов внимания | Внимание, не я

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAttention, Not SelfPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAttention, Not SelfPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Ганери, Йонардон, «Разновидности внимания», Внимание, а не я (

Oxford

, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 января 2018 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780198757405.003.0011, по состоянию на 7 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAttention, Not SelfPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAttention, Not SelfPhilosophy of MindOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Фундаментальной особенностью изложения, которое будет разработано в этой главе, является то, что существует множество различных видов сознательного внимания. Основным (то есть нередуцируемым) видом внимания является намерение, когда человек приступает к действию, к напряжению или напряжению, которое наполняет «психическое пространство» решимостью. В главе утверждается, что другими основными видами внимания являются интроспекция, особый способ внимания к миру, а не квазиперцептивное осознание своей внутренней жизни, и внимательное внимание, своего рода повторение или удерживающее внимание. Выяснится, что одними из наиболее важных аспектов сознательного ума являются феномены внимания.

Ключевые слова: философия ума, буддийская философия, намерение, самоанализ, осознанность, разделенное внимание

Предмет

Философия ума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts