Качества человека как личности: Качества человека как личности проявляются прежде всего ва)особенностях мышления и памятиб)участии в жизни обществав)протекании психических…

Содержание

Биосоциальное в человеке

§ 3-4. Биологическая и социальная сущность человека

Личность  — человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

Человек  — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Сходства человека с животными:

1. биологическое существо (клеточное строение)

2. инстинкт самосохранения

3. необходимые условия обитания

4. ограничен во времени существования

5. приспособление к окружающей среде ( адаптация)

Отличие человека от животных:

1. способность создавать и использовать орудия труда

2. речь

3. мышление

4. целеполагание

5. преобразование окружающего мира

6. способность к творчеству

7. самореализация в процессе деятельности

8. прямохождение

Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и укажите цифры, под которыми они даны.

 

1) преобразовывать окружающую среду

2) видеть цель своих действий

3) адаптироваться к природным условиям

4) мыслить

5) производить потомство

6) чередовать периоды активности и отдыха

Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Человек — биопсихосоциальное существо.

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей. В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

Духовные ориентиры личности

Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности—положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины « антиценности » или «отрицательные ценности ». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Пути формирования мировоззрения

типы мировоззрения

Структура мировоззрения

духовные ценности

религиозное

принципы

стихийный

осознанный

философское

знания

научное

идеалы

житейское (обыденное) мировоззрение

убеждения

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

 

1) порядочность

2) сообразительность

3) законопослушность

4) трудолюбие

5) начитанность

6) быстрота реакций

?

Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

 

1) особенности внешности; 2) любознательность; 3) темперамент; 4) ответственность; 5) трудолюбие; 6) самоотверженность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

?

Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Развитие человека как личности и индивида

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Камалова Я.С. 1


1Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Челябинска»

Лапина О.В. 1


1Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Челябинска»

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Споры о сущности и природе человека имеют свою длительную историю. Не только понятие, но и сама природа человека в своем развитии и формировании прошли значительный путь эволюции. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физическими, химическими и биологическими понятиями. Также разработаны и различные философские концепции и мировоззрения о природе и сущности человека. Существование различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что есть человек – это непростая проблема.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле [1, с. 74]. Каждый человек с момента его рождения является уникальным индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально своеобразных черт. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества [3, с. 38]. Поэтому понятие «индивид» употребляется для обозначения только уникального человека, который отличается от других людей.

Индивид не просто один представитель их всего человечества, а всегда один из этого человеческого общества. И при характеристики такого индивида обществоведы используют описание его уникальных неповторимых качеств, черт, особенностей. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности [6, с. 15]. Понятие «индивидуальность» употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. [3, с. 39].

Также человека определяют как биосоциальное существо, в этом его

2

сущность проявляется не только как природное, но и социальное (общественное) существо, живущее в особом мире – в обществе, которое формирует и развивает человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он формирует язык, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые нормы и ценности, регулирующие социальные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли. Все его природные задатки, эмоции и чувства становятся общественно-культурными ориентированными качествами, чертами и особенностями. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам морали и нравственности, которые сложились и данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные, духовные, практические и творческие проявления чувств. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности, коммуникабельности. Все вместе эти качества, как врожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Личность – это особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении, а также это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами [3, с. 55]. Такой индивид является субъектом только сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых качеств, черт, свойств. Именно это личность и реализует в своей общественной жизни. Также любой человек является субъектом общественно-исторической деятельности общества и создателем материальной культуры [5, с.142].

Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация – это освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества[3, c.114].

3

Такой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, умений, различных культурных норм, традиций, обычаев, а также личного и коллективного социального опыта необходимы для жизнедеятельности и реализации личности в обществе.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности [см.7, 126].

Становление личности представляет собой процесс социализации человека, который состоит в освоении им социальной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторической ситуации жизнедеятельности человека. Формирование личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, норм и правил поведения, с коммуникацией с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме [2, с. 6].

Становление индивидуальности представляет собой процесс индивидуализации человека. Этот процесс связан с самоопределением и обособлением личности, ее выделяемостью из общества, развитием ее уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек[7, с. 120].

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разная духовно-нравственная сущность человека. Например, со словом «личность» можно назвать такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», показывая тем самым ее деятельностную составляющую. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду уникальные самостоятельные качества.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: [8]

Первый тип – «деятели» – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,

4

земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Второй тип – «интеллектуалы». Это люди, оценивающие мир и происходящие в нем процессы в духе свободного научного творчества. Смыслом существования подобных личностей является осмысление многообразия проявления действительности мира и поиск путей его развития. Третий тип – «эстеты». К ним относятся представители различного рода искусств, люди, которые тонко чувствуют происходящие вокруг них события и выражающие свое к ним отношение через произведения искусства. Четвертый тип – «гуманисты». Они наделены глубоким чувством сострадания к невзгодам жизни других людей, по мере сил и возможностей они стараются помочь нуждающимся людям. Они всегда занимают активную жизненную позицию и направляют свою энергию на милосердие и совершение добрых дел.

Каждый из обществоведов выделяет большое и разнообразное количество факторов, которые формируют человека как индивида и личность. Например, можно выделить всесторонние проявления взаимодействий этих двух понятий: [см. 6, с.127]

природное взаимодействие состоит в обмене генетической информацией;

деятельностное взаимодействие заключается в обмене результатами человеческой деятельности;

речекоммуникационное взаимодействие связано с обменом разнообразной информации между людьми;

чувственное взаимодействие показывает полноту переживаний людей;

правовое взаимодействие связано с взаимными условиями общественного договора;

субъективно-смысловое взаимодействие связано с субъективными действиями людей и ориентацией на них.

Также в качестве факторов, формирующих в человеке индивида и

5

развивающих личность можно говорить о его определенных жизненных ценностях и ориентирах. Обществоведы утверждают, что их можно приобрести, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Зачем я?» [4, c.36]. Не стоит исключать, что в качестве фундамента и движущей силы формирования и развития личности выступает совместно организованная деятельность и общение людей, приобщение их к духовной и материальной культуре и ценностям.

Таким образом, человек – существо особенное. Он включается в систему общественных отношений и может видоизмениться в процессе деятельности, а также человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

В отличие от индивида, личность не представляет собой однородной целостности и не обусловлена только генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального статуса «Я». А в качестве содержания такого процесса можно отметить взаимодействие к себе подобными людьми. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в жизни общества. Результатом этого процесса является созданная зрелая личность. Главными опорными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальный этап социализации и усиливается формирование личности.

Все люди обладают общими чертами, но в то же время каждый человек имеет только ему присущие черты, качества и особенности. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное сочетание, которое тоже формирует личность. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям. Не всякий человек является личностью. Личностью становятся только в процессе социализации.

6

Список литературы:

Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Апрель, 2016.

Ерушкина, Л.В. Человек и общество. Конспект лекций / Л.В. Ерушкина. – Нижний Новгород, 2014.

Обществознание. Школьный словарь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.

Петров, И.Ф. Человек как субъект общественно-исторической деятельности // международный научный журнал «Символ науки», 2017. №2.

Смирнов П.И. Основные социальные типы личности // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2005, №4.

Соболь, Н.В., Плотникова Е.Г. Индивидуальность – основа профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2.

https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socialnye_tipy_lichnosti/

7

Просмотров работы: 2991

Устойчивость: что такое устойчивость и как ее повысить?

​Отказоустойчивость: что такое отказоустойчивость и как ее повысить?

Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Устойчивость — это то, что помогает нам справляться с этими переживаниями, восстанавливаться после них и процветать после этого. Таким образом, повышение устойчивости является ключом к построению нашего благополучия. Вот как его построить.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

В жизни у всех нас бывают стрессовые, сложные или даже травмирующие ситуации. Может быть, мы переживаем взлеты и падения, когда начинаем свой собственный бизнес, основанный на миссии, или, может быть, у нас развивается болезнь, связанная со стрессом, от которой нам нужно вылечиться. Устойчивость — один из самых важных инструментов, которые помогают нам справляться с этими событиями, восстанавливаться после них и процветать после этого. Таким образом, повышение устойчивости является ключом к построению нашего счастья и благополучия.

Что такое отказоустойчивость?

Устойчивость — это способность справляться с проблемами, быстро восстанавливаться после них и даже расти и совершенствоваться в результате этих проблем. Именно стойкость позволяет нам двигаться вперед после тяжелого расставания, превратить потерю работы в новую возможность или преодолеть стресс или травмирующие события.

​Вы можете узнать немного больше о том, что такое отказоустойчивость, в этом видео:

Почему важно сопереживать?

Когда вы можете понять, откуда исходят другие люди, становится легче относиться к людям с состраданием и добротой, что может привести к более крепким и более удовлетворительным отношениям , основанным на взаимопонимании. Если у нас мало эмпатии, мы можем в конечном итоге сосредоточиться только на себе и своем счастье, что, как правило, не способствует благополучию. Но когда вы работаете над улучшением опыта других, вы, скорее всего, испытаете более полноценный вкус счастья.

Признаки сопереживания

Некоторые люди от природы более чуткие, чем другие. Вот несколько признаков того, что вы очень чуткий человек:

  • Вы внимательно слушаете, что говорят другие.
  • Обычно вы можете сказать, когда кто-то чувствует грусть, тревогу, злость или просто не в духе.
  • Вы часто впитываете эмоции других людей и в конечном итоге чувствуете то же, что и другие.
  • Вы пытаетесь понять, что чувствуют другие люди.
  • Другие люди приходят к вам за советом.
  • Вам тяжело общаться с ненастоящими людьми.
  • Вы чувствуете себя истощенным или подавленным эмоциональными ситуациями.
  • Люди часто делятся с вами своими проблемами или просят совета.

У чуткости есть как плюсы, так и минусы. Это может способствовать крепким отношениям, потому что вы действительно заботитесь о понимании людей и о том, чтобы быть рядом с ними. Но повышенная эмпатия также может привести к трудностям в регулировании эмоций и перегрузке ими.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

​Как развивать эмпатию

​1. Будьте любопытны к другим. Чтобы понимать людей как мысленно, так и эмоционально, нам нужно проявлять к ним любопытство. Задавайте вопросы, чтобы узнать больше о других и о том, как они пришли к тому, во что верят.

2. Ходить в чужой обуви. Нам трудно понять, откуда пришел другой человек, пока мы не вступим на его место. Мы можем преодолеть это, участвуя в экспериментах. Например, вы можете ходить на религиозные службы другой религии или попробовать жить на минимальную заработную плату, чтобы посмотреть, как это будет себя чувствовать.

3. Присутствовать во время прослушивания. Так часто у нас в голове миллион мыслей, но мы не слушаем их полностью. Но если мы полностью присутствуем при слушании, мы можем лучше понимать и действительно слышать то, что люди говорят нам.

Мероприятия по развитию эмпатии

Список благодарностей

Выражение благодарности как за полученный опыт, так и по отношению к людям помогает вам ценить их больше. В результате вам будет легче поставить себя на их место.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts