Природный дар: шесть качеств настоящего лидера
- Карьера и свой бизнес
- Наталья Курантова Автор
На первый взгляд лидер и руководитель — одно и то же, но на самом деле разница огромна
Я придерживаюсь мнения, что с талантом лидера надо родиться. Руководителем же, напротив, может стать каждый, кто имеет мотивацию и сильную внутреннюю дисциплину. Да, есть масса программ, которые учат лидерству, но на выходе человек получает лишь некоторые навыки управления людьми.
Всегда было интересно сравнить ключевые качества лидера и руководителя. На первый взгляд кажется, что они одинаковы, просто названы разными словами. Но если вдуматься, разница огромна — такая же, как между руководителем и лидером.
Способность рисковать/способность «организовать принятие решений»Лидер умеет работать с рисками и не отказывается от идеи из-за неопределенностей. Например, перед лидером стоит вопрос: запустить новое фармацевтическое производство в России или ограничиться контрактным производством. Лидер грамотно оцифрует все риски или хотя бы те, которые можно просчитать, и докажет, что компания в случае запуска производства получит возможность стать лидером рынка. Руководитель проанализирует ситуацию и обязательно организует принятие решения, собрав совет директоров для этого случая.
Это своего рода проявление эмоционального интеллекта. Легко шутить над окружающими. Но совсем немногие умеют посмотреть на себя со стороны, еще меньше — признать свои ошибки прилюдно, и только единицы — сделать это в позитивной манере, не посыпая при этом голову пеплом. К примеру, если проигран тендер, руководитель, как правило, собирает своих подчиненных, чтобы указать на их ошибки, при этом может пошутить по поводу чужих недоработок. Лидер же в ироничной форме проанализирует те ошибки, которые он сам допустил, а когда дойдет время до разбора полетов команды, у сотрудников уже не будет страха и напряжения. Без самоиронии вообще сложно управлять людьми, а тем более и мотивировать. Потому что личный пример по-прежнему производит неизгладимое впечатление на команду. Руководителю же будет достаточно чувства юмора для разрядки сложных конфликтных ситуаций.
- Плохой босс: какое поведение убивает в сотрудниках желание работать
Часто слышу, что время харизматичных лидеров в прошлом. Может быть, где-то в Европе это так, но не в России. Если ты не умеешь зажигать, за тобой не то что не пойдут подчиненные, они даже не услышат задач. И дело здесь не в ораторских способностях, а в умении вкладывать энергию в свои слова. Для лидера способность «энергизировать» людей и пространство необходима как воздух, а вот руководителю нужно уметь общаться: слушать и правильно слышать, грамотно презентовать свои идеи.
Лидер сам должен уметь управлять сложными проектами. При управлении проектом есть возможность выступить в роли «играющего тренера», который сам ведет проект, делясь при этом своей экспертизой с командой. Руководитель, как правило, должен уметь грамотно распределить роли сотрудников в проекте и спокойно делегировать задачи. Например, нужно подобрать большое количество персонала на новый завод эффективнее. Лидер на начальном этапе грамотно выстроит коммуникацию на всех уровнях проекта, которая станет залогом успеха. Руководитель же соберет отдел персонала и распределит роли и зоны ответственности, что не гарантирует необходимого вовлечения линейных менеджеров на старте проекта.
Еще одна способность лидера — умение работать в матричной структуре, которая сейчас доминирует в крупных и средних компаниях. Мы привыкли работать в структурах с вертикальным подчинением: руководитель управляет своими прямыми подчиненными. Матричная структура подразумевает совместную работу по функциям или проектам. То есть кроме прямого руководителя появляется еще и матричный, с которым нужно работать в рамках проекта или функции (закупки, продажи и т. д.). Например, запускается проект по аутсорсингу контактных центров в пяти европейских странах, и назначен ответственный из России. В каждой стране свои рыночные условия, разная экспертиза в выстраивании бизнес-процессов контактных центров. Что сделает сначала лидер: потратит время, чтобы понять мотивацию участников проекта, и постарается вовлечь их в проект по-настоящему, а не формально.
Много нужно современному лидеру, но скажу честно, есть одна материя совершенно необходимая — способность мечтать и заражать других своими мечтами. Именно мечты все время заводят наш внутренний мотор на движение вперед. Например, лидер мечтает создать гаджет, чтобы сделать жизнь миллионов людей более комфортной, он объединяет вкруг себя людей мечтой, которую разделяет каждый член команды. Руководитель будет вести проект по запуску нового продукта, скрупулезно отслеживая все сроки, не поощряя новые идеи, которые могут вызвать сбой сроков, потому что им руководит амбиция получения повышения по службе как можно скорее.
- Цена ошибки: четыре признака мнимого лидера
- Всему голова: почему отлаженная система важнее яркого управленца
Наталья Курантова
Автор
#лидерство #личная эффективность #руководитель #психология руководителя #советы бизнесменам
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Основные качества присущие лидеру: как выглядит руководитель, какой он и в чем его суть
Основные лидерские качества личности – список
Современный мир давит на человека со всех сторон, требует от него постоянной активной позиции, умения гибко и дипломатично мыслить, оперативно реагировать на изменения ситуации, последовательно и решительно действовать.
Не все люди способны соответствовать таким жестким требованиям, но достаточно, чтобы на одну группу был хотя бы один такой товарищ. Обычно именно он показывает способность принять на себя ответственность за действия всего коллектива и становится руководителем.
Важно подходить своей общественности. От тренера футбольной команды потребуются одни навыки, от капитана корабля – другие. Есть и общие, необходимые в обществе умения.
Давайте разберем, кто же такой лидер и его основные личностные качества в списке:
- ответственность;
- честность и порядочность;
- готовность рисковать;
- уверенность в себе и своих силах;
- желание проявлять инициативу;
- последовательность в действиях и решениях.
Чтобы добиться успеха в каком-либо деле не обязательно быть таким человеком. Но у такого человека гораздо больше шансов быстрее добиться желаемого результата. Поэтому целесообразно развивать в себе подобные умения, это поможет в жизни и бизнесе. Давайте рассмотрим их подробнее.
Важно быть уверенным в том, что делаешь. Но при этом нельзя допускать, чтобы вера была слепой. Следует адекватно оценивать свои способности и силы коллектива, на этом уже строить возможные цели. Работнику необходимо проявлять сильные волевые способности и иметь хорошую самооценку. Если человек в себе не уверен, то руководить он не сможет.
Поставленные цели обязаны быть достижимыми, нельзя ставить перед людьми нереальные задачи и ждать выполнения. Так быстро растеряется мотивация, а руководителя перестанут уважать и слушать.
Активная позиция в жизниПридется всегда стремиться быть в центре происходящего, находиться рядом с рассказчиком и постоянно общаться с каждым членом коллектива. Если знать новости и изменения раньше всех, то становится реально оказаться на шаг впереди.
Моральная готовность рисковатьНеобходимо чувствовать в себе решимость идти на риск при необходимости. Придется это делать довольно часто, но при условии, что это приведет к позитивным переменам. Не нужно бросаться во все авантюры без разбора.
Но и останавливаться из-за того, что одно из действий привело к негативным последствиям, нельзя. Следует внимательно анализировать ошибки и планировать новое движение с корректировкой, чтобы не допустить повторения ошибок.
Проявление инициативыБез этой характеристики построить лидерство не получится. Следует быть инициативным, предлагать решения проблем и нестандартные пути движения организации. Он не боится выходить за пределы зоны комфорта и начинать принципиально иное. Такой человек не будет ждать, когда все произойдет само.
МотивацияОн знает, зачем он делает свою работу, так ка кзамотивирован на результат или на процесс, притом, не всегда зарплатой. Иногда это желание завоевать новую высоту, добиться определенной цели или изменения. Он может мотивировать себя и коллектив в равной степени.
Порядочный и честныйЭто база, без которой не получится построить хорошие отношения с подчиненными. Руководство, которое врет и ведет себя неправильно, не получит авторитета среди работников. Даже мелкая, но частая ложь способна уничтожить доверие сотрудников.
Такие люди не просто действуют, они идут по размеченному плану, руководствуются им и сверяются, отмечая выполненные пункты. Обычно это продуманные списки, которые способствуют в достижении успеха.
ОтветственныйЭто обязательная, базовая способность. Если человек не способен отвечать за предстоящие и произошедшие события, компания развалится. Если же он будет пытаться переложить ответственность на других, то репутация быстро растеряется.
Но личность – это не все. Необходимо также быть организатором, дипломатом и кое-что еще. Давайте рассмотрим это подробнее.
Управленческие и организационные качества лидера
Что умеет настоящий руководитель:
- Вести за собой – все подчиненные не просто выполняют работу, но и чувствуют свою значимость, хотят помочь общему делу.
- Организационные способности – каждый занят отдельной частью целого, нет путаницы и повтора циклов. Важно упорядочивать действия команды, воодушевлять и делегировать.
- Видение перспективы – он заранее знает, как может закончиться любое начинание. Надо ясно представлять себе развитие дела, доносить это в радужных красках до подчиненных. Следует вычленять главное среди мелочей и выбирать курс.
- Гибко и маневренно двигаться – серьезный навык своевременно менять планы, принимать правильные решения. Этот тип планирования должен помогать «огибать острые углы» и подбирать безопасный путь.
- Дипломатичное руководство – раздавать задачи и общаться так, чтобы людям в подчинении нравилось работать, а с партнерами строились дружественные отношения.
- Умение поддерживать – иногда самые талантливые работники не могут избавиться от страха перед выполнением каких-то пунктов, от этого страдает общая цель и производительность, поэтому важно обладать умением подбодрить всех подчиненных.
Этот человек обязан выдерживать любой стресс и заставлять своих людей верить в то, что поставленная цель легко будет достигнута общими силами. Нужно быть личностью, которая умеет вести конструктивно диалог и выводить его в подходящее русло.
Необходимые личные качества, присущие руководителю:
- чувство юмора;
- рациональность;
- воображение;
- открытость к новым знаниям;
- готовность учиться и меняться;
- харизматичность.
Важно умело управлять собственной группой, для этого потребуется совокупность нескольких личностных и социальных характеристик.
Психологические и социальные характеристики
Это способность строить качественные и доверительные отношения внутри коллектива. Задача «главного» – выполнять свою роль и функции так, чтобы взаимоотношения между людьми при этом только налаживались.
Какие качества современного успешного лидера должны быть у руководителя:
- Коммуникабельнность – умение любить общаться с персоналом, находить общий язык со всеми вне зависимости от их роли, должности, пола и возраста.
Это помогает упрочнить позиции команды.
- Справедливость – ни один человек не простит несправедливости от своего начальника. Все споры и сложности необходимо решать так, как будет правильно. Каждому члену группы требуется уверенность в том, что с любым вопросом он может обратиться к начальству и получит грамотный, честный и объективный ответ.
- Командность – настоящему руководителю предстоит отстаивать интересы своих работников перед вышестоящими или проверяющими органами, внешними и внутренними, защищать их от угроз и штрафов.
- Создающий все условия для реализации и самореализации – он сделает все, чтобы его персоналу было удобно и комфортно работать, а фирма работала как часы. Он занимается обучением, дает все необходимое для морального и карьерного роста новых кандидатов на лидирующие позиции. За это обычно их ценит весь коллектив компании.
Лидерские таланты руководителя
Осталось разобраться с несколькими характеристиками, без которых любому будет сложно контролировать ситуацию. Важно развивать их в себе, чтобы принять на себя руководство.
Какой он, самый лучший лидер:
- умеет следить за собственными эмоциями, держать под контролем и не показывать их;
- пунктуальный, не опаздывает на службу и приходит вовремя на совещания и встречи;
- способен уговорить партнера или работника сделать то, что необходимо для развития предприятия должным образом;
- концентрируется на задаче и может все организовать, чтобы выполнить ее;
- позитивно мыслит и общается;
- четко выражает мысли;
- настойчивый, иногда жесткий, но при этом открыт общению и новым идеям;
- харизматичный, заинтересованный в результате;
- грамотно планирующий время – личное и подчиненных.
Формальное и неформальное лидерство
В любом коллективе может образоваться сразу два человека, которые будут лидировать формально или неформально.
Первый вид руководит официально, в соответствии с должностной инструкцией и должностью. Он не всегда оказывается приятным для отдела, не в каждом случае может завоевать уважение людей, которым раздает задачи.
Второй вид командиров возникает самостоятельно, без назначения от владельца фирмы. Это просто кто-то из работников, который может отстоять интересы коллег, высказать предложение, вести за собой. Ему верят и за ним идут, доверяют и советуются. Но его мнения и решения будут контролироваться вышестоящими менеджерами.
Неформально кто-то начинает лидировать, если руководство начинает руководить авторитарно. В данном раскладе реальные начальники воспринимаются тиранами, их назначения и приказы воспринимаются в штыки.
Если же фирмой руководят в либерализированном или демократичном стилях, то неформальное лидерство возникает изредка. Начальство не боятся, нет нужды добиваться отстаивания интересов.
Демонстрация лидерских качеств
Необходимо показать свои возможности не только словами, но и действиями. Взгляд держать уверенным, твердым, как и позицию. Мимика и жесты – под контролем. Взгляд не отводить и не прятать во время разговоров. К собеседнику относиться только с уважением, не повышать голос.
Следует соблюдать осанку, внешний вид: как в одежде, так и во всем образе. Одеваться в соответствии с занимаемой должностью. Не стоит приходить на руководящий пост в свитере с пирожными или вызывающим макияжем.
Суть личностных качеств лидера и его виды
Стремление лидировать отличает человека, который хочет занять более высокое место в жизни. Это желание есть у всех людей, но большинство об этом не задумываются или не собираются действовать, предпочитая оставаться на своем месте.
В зависимости от того, какой стиль управления принят в компании, есть три вида лидерства. Давайте рассмотрим их подробнее.
АвторитарныйПри этом типе руководства человек получает возможность анонимно принимать решения – персонал не знает, кто конкретно отдал этот приказ. Выполнение задачи часто контролируется сразу несколькими начальниками. Он получает возможность критиковать, наказывать и лишать премии тех, кто не выполняет показатели. Все это не добавляет ему репутации и положения среди коллег.
Недостатки:
- нередко принятые решения оказываются ошибочными, ведь начальство сильно оторвано от реальной ситуации в фирме;
- сотрудники безынициативные и пассивные;
- неудовлетворенная и недовольная общественность;
- морально тяжело работать всем в подчинении.
Советуем пользоваться стилем лишь в опасных ситуациях – при авариях или если есть угроза жизни человека. Таким способом можно подавить массовые волнения, но если постоянно двигаться в таком ритме, то это завершится развалом и полной потерей мотивации коллектива.
ЛиберальныйНет тотального контроля, но нет и четкости в планировании. Меры наказания могут оказаться непредсказуемыми.
Довольно часто персонал не мотивированный, есть тенденции к регрессу и потере стимула. Сотрудники не довольны начальством, потому что не понимают их действий и приказов. Климат не самый благоприятный, люди влияют на коллег негативно, происходят постоянные склоки и обсуждения за спиной.
Здесь человек не принимает решения сам, он привлекает к обсуждению коллектив. В результате получается решить сразу несколько проблем – люди заинтересованы в получении результата, понимают, почему именно так нужно действовать и в чем сложности пути. Если удается превратить работу в цельно действующий организм, мотивированы будут все. Рабочая активность постоянно стимулируется и выходит на новые уровни.
Это наиболее оптимизированная и эффективная модель руководства, но для ее воплощения нужен истинный и профессиональный руководитель, формальный и неформальный одновременно. Психологически людям так проще работать, а начальство знает обо всех трудностях и тонкостях действительности.
Как выглядит лидер: основные признаки
Определить такого индивидуума просто – достаточно найти в нем следующие навыки:
- способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте;
- информированность во всем, что происходит вокруг;
- есть все личные качества для лидерства;
- желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то;
- навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы;
- активность и желание что-то менять;
- постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса;
- видит ситуацию за границей признанной нормы.
Бывших лидеров не бывает. Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности.
Какие функции выполняет в коллективе
Любая группа людей это своя налаженная система, которая не может нормально функционировать без вожака. Зачем он нужен:
- организует жизнь отдела во всех сферах сразу;
- создает правила, в которых будет всем комфортно работать, затем следит, чтобы они выполнялись;
- официально разговаривает с начальством от лица всех людей;
- отвечает за результаты деятельности всей общественности, следит за тем, какими будут итоги;
- координирует и меняет при необходимости задачи, которые будет выполнять определенный сотрудник, чтобы добиться максимальной производительности.
Как развивать в себе лидерские качества — список способов
Не так просто взять и стать лидером, если вы не родились им. Это труд и работа над собой, а главное – желание измениться и поменять свою жизнь. Мало иметь хорошую физическую форму и здоровье, многое зависит от характера.
Что обязательно следует сделать:
- записаться на специальные курсы, где помогут исправить все ошибки речи и неверную дикцию – сложно быть убедительным оратором с дефектами;
- больше читать, особенно классики – это влияет на разговор и словарный запас;
- каждый день 5-10 минут разговаривайте и спорьте с зеркалом – только первые несколько дней это выглядит странно, затем помогает стать убедительнее.
Можно записаться в школу танцев или в тренажерный зал. Это поможет прийти к хорошей физической форме, добавит уверенности в себе. Кроме того, это расслабляет и снимает эмоциональное напряжение.
Компания business-result поможет развить в себе все необходимые способности – мы комплексно подходим к каждой задаче, помогаем выявить главные и второстепенные цели, чтобы не распыляться в попытках сделать сразу все. Мы занимаемся обучением менеджеров и разработкой схем мотивации, чтобы ваш коллектив начал достигать любых, даже самых смелых высот.
Заключение
Мы рассмотрели, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, чтобы его подчиненные принимали его в качестве руководителя, начали прислушиваться и действовать в соответствии с его грамотным руководством. Это необходимо, чтобы организация постоянно добивалась новых позиций на рынке, пока не станет там наиболее популярной и крупной по сравнению с конкурентами.
20 качеств и умений, которыми должен обладать настоящий лидер
8 декабря 2020Мотивация
Работайте над собой, чтобы за вами тянулись.
Поделиться
0Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Преданность делу
Обладать этим качеством одинаково важно как лидеру, так и его подчинённым. Если вы верны идее, то и команда переймёт подобный настрой. Тогда результативное сотрудничество вам обеспечено.
2. Простота
Часто за высокомерным поведением и запутанными идеями скрывается неуверенность в себе и профессиональное невежество. Однако высокие показатели при выполнении задач достигаются именно благодаря чётко сформулированным решениям, которые понятны и лидеру, и его команде.
3. Самоконтроль
Нельзя управлять людьми, когда вы не можете управлять собой. Если руководитель часто теряет самообладание и в общении с подчинёнными переходит на крик, вряд ли команда будет сплочённой, а сотрудничество продуктивным.
4. Чувство такта
Умение подобрать уместные слова и действия — основа взаимоотношений команды и руководителя. Сочувствие, доброта, великодушие и, самое главное, уважение прав и мнений других являются основой для формирования тактичности.
5. Энергичность и энтузиазм
Бездействие ведёт к неудаче. Даже в случае провала настоящий лидер должен уметь ободрить команду, поселить веру в успех и мотивировать сотрудников на движение вперёд.
6. Проницательность
Лидер, чётко знающий действия подчинённых в различных ситуациях, быстро принимает правильные решения. Он раздаёт нужные указания, грамотно делегирует обязанности и пользуется уважением в команде.
7. Честность и открытость
Лицемерие и блеф легко распознать. Настоящему лидеру необходимо быть честным, ведь он — гарант доверия для подчинённых. Не стоит умалчивать о проблемах компании и формировать ложное представление о себе. Рано или поздно правда всплывёт — можно оказаться в очень щекотливой ситуации и потерять авторитет.
8. Справедливость и беспристрастность
Умение ко всем относиться одинаково — важное качество для того, кто руководит людьми. Степень уважения или даже восхищения коллег определяется наличием его у лидера. Выделение любимчиков, поощрение некомпетентных членов команды только из-за дружеских с ними отношений — признаки профессиональной несостоятельности, которая разрушает коллектив.
9. Готовность взять на себя ответственность
Лучше сделать и в случае неудачи попробовать ещё раз, чем не сделать вовсе. Бездействие и перекладывание ответственности за принятые решения хуже, чем неверный шаг и признание ошибки. Однако брать на себя ответственность не значит пренебрегать идеями подчинённых и выполнять всю работу в одиночку.
10. Инициативность и предусмотрительность
Эти качества всегда идут рядом: мало только проявлять инициативу, важно ещё и просчитывать последствия. От руководителя зависит успех всей команды, поэтому, проявляя инициативу, он мотивирует остальных и подаёт отличный пример, как нужно работать. При таком подходе компания развивается и достигает новых высот. Лучше предложить сырую идею и затем доработать её, чем молча искать идеал.
11. Надёжность
Это качество не помешает любому человеку. Команде важно чувствовать, что на руководителя можно положиться и обратиться к нему за помощью. Лидеру же необходимо быть уверенным в коллегах и знать, что его поручения выполняются в соответствии с требованиями.
12. Упорство и выносливость
Способность неуклонно следовать цели и справляться с трудностями на пути к желаемому результату отличает хорошего руководителя от посредственного. Сила воли, твёрдость и смелость придерживаться выбранного курса помогают достичь цели. Выносливость позволяет бороться с усталостью и чувством дискомфорта.
13. Моральное мужество
Это качество помогает преодолеть страх неудачи и осуждения. Развивайте его в себе, чтобы смело смотреть в лицо неизвестности и стойко переносить невзгоды на профессиональном поприще. Сохраняя спокойствие в непредвиденных ситуациях, вы справляетесь с паникой и предотвращаете её распространение в команде.
14. Умение выглядеть достойно
Внешний вид для лидера важен так же, как и качества характера. Надменности и показушности — нет, достоинству и уверенности — да. Внешний образ руководителя должен соответствовать занимаемой должности и формировать положительное мнение о нём.
15. Осведомлённость и внимательность
Хороший руководитель должен быть в курсе всех дел компании. Это позволяет быстро реагировать в нестандартных ситуациях и принимать верные решения. Внимательность же помогает быть на шаг впереди, тем самым задавая правильный тон для всей команды.
16.

Юмор может спасти ситуацию, которая выходит из-под контроля. Иногда достаточно одной шутки, чтобы разрядить обстановку.
17. Чёткость действий
Люди должны знать, чего ожидать от лидера команды. Если же существует неопределённость и цель его действий размыта, то подчинённые могут стать раздражительными, а указания руководителя будут восприниматься как капризы.
18. Умение подать хороший пример
Будьте тем человеком, на которого подчинённые захотят равняться. Покажите, как нужно работать, лично задайте планку, которой нужно соответствовать. Проявите те качества и умения, которые хотите видеть в команде.
19. Профессионализм
Постоянно совершенствуйте имеющиеся знания и умения, чтобы всегда оставаться профессионалом в своей сфере. Получайте актуальные знания, применяйте их на практике, развивайтесь и повышайте свой уровень.
20. Умение делиться опытом
Важно не только обладать знаниями и иметь богатый профессиональный опыт, но и делиться этим с командой. Объясняйте подчинённым знакомые вам, но новые для них методики. Консультируйте их, по возможности помогайте и советом, и делом — они отблагодарят вас качественной работой.
Читайте также 🧐
- 6 правил, которых ежедневно придерживаются настоящие лидеры
- Чтобы быть эффективным лидером, постоянно перестраивайте себя
- Как распознать неформального лидера и общаться с ним: советы руководителю
7 Навыки лидерства для менеджеров на современном рабочем месте
Почти каждый, кто проработал какое-то значительное время, в тот или иной момент ссорился со своим начальником. На самом деле опыт настолько универсален, что концепция беспокойного менеджера привела к одной голливудской комедии за другой.
В то время как конфликты с менеджерами могут быть отличным поводом для смеха на экране, плохое управление губительно для прибыли. На самом деле, по данным Гэллапа, во всем мире это обходится в 7 миллиардов долларов в год9.-10% мирового ВВП.
Почему важны лидерские качества для менеджеровВ отдельных компаниях многие затраты на неэффективных лидеров неосязаемы. Например, как вы можете измерить доход, который могла бы получить ваша компания, если бы только ваши менеджеры были лучше стратегами или наставниками, которые выявляли скрытые таланты?
Другие затраты легче измерить. В опросах о вовлеченности сотрудников восприятие сотрудниками своих менеджеров выходит на первое место как основной фактор влияния, ответственный за до 70% разницы в уровнях вовлеченности между бизнес-подразделениями. А поскольку вовлеченность влияет на все, от производительности до текучести кадров, компании должны обратить внимание на этот показатель.
Тем не менее, немногие компании уделяют своим методам управления должное внимание. Грово обнаружил, что шокирующие 98% менеджеров считают, что менеджеры их компаний нуждаются в дополнительной подготовке по всему, от стратегического мышления до разрешения конфликтов; 87 % из них сообщили, что хотели бы сами пройти больше обучения лидерству. Возможно, наиболее важно то, что 98 % респондентов также заявили, что, по их мнению, такие ключевые показатели эффективности, как удержание сотрудников и доход, улучшатся с повышением уровня обучения.
Важный Лидерские навыки для менеджеровКакие навыки окажут наибольшее влияние на прибыль? В то время как технические навыки являются ключевыми для отдельных участников, успех в качестве лидера, как правило, требует также солидного набора навыков межличностного общения.
Вот семь ключевых навыков лидерства для современных менеджеров. Вы можете использовать этот список навыков менеджера, чтобы взвесить потребности вашей организации в повышении квалификации или повысить свой профессиональный уровень самостоятельно.
1. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — способность понимать и контролировать свои эмоции, читать эмоции других и правильно реагировать на них, а также управлять отношениями — может показаться простым. Но согласно Harvard Business Review , это составляет почти 90% того, что выделяет высокоэффективных сотрудников.
2. Навыки общения
Сильные лидеры могут эффективно донести свое видение как до своей команды, так и до вышестоящих. Но более того, они должны быть в состоянии корректировать и адаптировать свои коммуникации к широкому кругу ситуаций и людей, часто вне зависимости от культуры и поколения.
3. Делегирование
Никто не может сделать все сразу. Руководителям, которые изо всех сил пытаются делегировать полномочия, скорее всего, будет трудно достичь целей производительности своего отдела и выполнить работу самого высокого качества. Но более того, они также могут обескураживать своих сотрудников. Эффективные менеджеры определяют подходящего члена команды для выполнения конкретной задачи и гарантируют, что у него есть знания и инструменты, необходимые для выполнения работы.
4. Мотивация других
Мотивированная команда — продуктивная команда. Но движущие силы мотивации очень индивидуальны. Способные менеджеры способны определить, что мотивирует каждого члена их команды — будь то возможности для роста или простое признание — и использовать эти знания, чтобы поддерживать их энтузиазм в работе. Они также понимают, что уважительное и справедливое отношение к сотрудникам само по себе является мощным мотиватором.
5. Стратегическое мышление
Современный рынок быстро переходит от потребительского спроса к технологиям. Менеджеры должны уметь видеть общую картину и мыслить стратегически, чтобы привести свои команды к успеху. В этом контексте стратегическое мышление включает в себя способность оценивать ситуацию, ставить реалистичные цели и разрабатывать план их достижения. Стратегические мыслители могут адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и сообщать о своей важности своей команде и собственному руководству.
6.

Никому не нравится, когда с ним обращаются несправедливо, и сотрудники, которые чувствуют, что их не уважает их руководитель или что они не могут доверять своему руководителю, скорее всего, быстро уйдут. С другой стороны, лидеры, которые действуют честно, отдают приоритет справедливости и честности, создавая атмосферу доверия в своей команде.
7. Гибкость
Как показала пандемия, неожиданные обстоятельства могут изменить нашу работу в любое время. Сильные лидеры могут быстро оценить новые вызовы и изменить ситуацию по мере необходимости, даже если это неудобно. Гибкие менеджеры понимают, что работу и процессы всегда можно улучшить, и не цепляются за определенные способы ведения дел просто так.
Великолепное лидерство зависит от сложного взаимодействия навыков менеджера и обстоятельств, но оно не возникает само по себе. Компании, стремящиеся улучшить свою прибыль и повысить вовлеченность сотрудников, должны в первую очередь обратить внимание на то, как они обучают своих менеджеров. Если они не обеспечивают тщательное обучение лидерству и поддержку новых и существующих менеджеров, они упускают ключевую возможность улучшить корпоративную культуру по всем направлениям.
Рэйчел Хастингс
Emeritus предлагает комплексные программы, предназначенные для развития лидерских навыков для менеджеров в различных областях, от стратегического мышления до управления глобальной мобильной рабочей силой. Узнайте больше о том, как наша корпоративная группа оказывает всестороннюю поддержку организациям, готовым повысить уровень своих управленческих команд.
Вы также можете просмотреть наши онлайн-курсы по лидерству для индивидуальной регистрации.
16 основных качеств хорошего менеджера и лидера [издание 2022 г.]
В нашей статье В чем разница между лидерством и менеджментом? Мы обозначили различия между лидером и менеджером. Подводя итог, можно сказать, что люди следуют за менеджерами, потому что должны. Люди следуют за лидерами по своему выбору, и идеально, чтобы один человек обладал обоими качествами.
Хотите стать профессионалом в области управления проектами? Наш сертификационный курс по управлению проектами — это все, что вам нужно, чтобы стать им. Узнайте больше о программе прямо сейчас.
Лучшие качества хорошего менеджера
1. Ожидайте совершенства
Для менеджера важно установить высокие, но реалистичные стандарты и ожидать, что сотрудники будут им соответствовать. В конечном счете, лучшие менеджеры — это не те, кто самый приятный или самый жесткий, а те, кто добивается цели и демонстрирует ощутимые результаты. Как только сотрудники поймут, что менеджер ожидает совершенства — не только своего собственного, но и других, — они, скорее всего, начнут улучшать свою игру и работать лучше, и это считается одним из лучших качеств хорошего менеджера.
2. Регулярно общайтесь, предоставляя содержательную обратную связь в режиме реального времени
Поначалу эффективное общение может показаться немного банальным, но оно имеет основополагающее значение для надежного управления. Лучшие и самые сильные менеджеры — это те, кто отлично общается. Способность давать как положительные, так и отрицательные отзывы является ключевым навыком и компетенцией менеджеров.
3. Не избегайте конфликтов, а решайте их прямо и честно
Каждый профессионал знает, что рабочее место является питательной средой для конфликтов. Неизбежно возникнут такие вопросы, как компенсация, межличностные проблемы, сокращение расходов, признание, отношения между руководством и сотрудниками, увольнения и многие другие конфликтные моменты. Никогда не бывает недостатка в муках слона, из которых можно создать горы.
Хотя заманчиво оставаться глухим, лучшие менеджеры не избегают конфликтов и вместо этого справедливо решают любые возникающие проблемы. Сотрудники соблюдают ответственность, а кто нет. Они, скорее всего, будут проявлять больше уважения к тем менеджерам, которые решают проблемы немедленно, чем к тем, кто игнорирует проблему или не действует быстро.
4. Будьте открыты для нового взгляда на вещи
Приспособляемость, гибкость и умение приспосабливаться к окружающей среде — вот некоторые из качеств хорошего менеджера. Они всегда ищут новые возможности, слушая, что говорят другие. Важно уметь слушать, независимо от вашей роли. Тем не менее, довольно часто лучшие идеи по улучшению процессов исходят от сотрудников, которые находятся относительно низко в организационной иерархии. Хороший менеджер никогда не боится отказаться от обычного «Мы всегда так делали».
5. Примите тот факт, что вам еще предстоит многому научиться
Достигнув руководящей должности, менеджеры иногда забывают, что они тоже находятся в процессе обучения. У вас может быть многолетний опыт работы в этой области, но важно сохранять открытость для новых идей. Постоянный процесс обучения способствует профессиональному росту, и как только менеджер примет это и установит непрерывное совершенствование в качестве стандарта, он станет лучшим менеджером, чем раньше.
6. Подавайте хороший пример
Если у руководителя замкнутый склад ума, он может с трудом понимать подчиненных и сталкиваться с трудностями, пытаясь заставить их соблюдать правила. Тот же профессионализм, целеустремленность и самоотверженность, которые руководитель требует от подчиненных, должен поддерживать и он.
7. Будьте решительны
Руководителю важно принимать решения и придерживаться их. Сотрудникам, как правило, некомфортно с кем-то, кто постоянно меняет свое мнение по вопросам. Уверенный менеджер — это тот, кто не боится ошибаться. Лучшие менеджеры используют плохие ситуации как кривые обучения и как примеры того, чего не следует делать. Работников обычно отталкивают те работодатели, которые отрицают последствия принятых ими решений.
8. Будьте терпеливы к себе
Чтобы развить сильные навыки руководства и управления, требуется время. Имейте в виду все вышеперечисленные советы. Поговорите с большим количеством людей, которые были в этой роли, и учитесь у них. Это улучшит ваши навыки менеджера.
Изучив основные качества хорошего менеджера, давайте двигаться дальше и изучить некоторые качества хорошего лидера.
Высшие качества хорошего лидера
1. Будь скромным
Существует огромная разница между лидерством и боссом. Лидер — это тот, кто обычно находится в центре внимания и благодарит последователей за работу, которую они проделали как команда. Требуется больше уверенности, чтобы быть скромным, чем купаться в лучах славы достижений. Клиенты и сотрудники ценят скромность и лидеров, которые отдают должное там, где это необходимо!
2. Пример
Лидерам важно подавать пример. Они не могут быть лицемерами. Если руководитель хочет, чтобы подчиненные были пунктуальными, им необходимо выработать привычку быть пунктуальными. Лидеры должны задавать тон, и последователи будут автоматически следовать за ними.
3. Общайтесь эффективно
Как и в случае с менеджерами, лидеры также должны иметь возможность эффективно общаться — как на работе, так и вне ее. Помимо того, что великие лидеры могут быть услышаны и поняты, они также осознают важность умения слушать. Руководители понимают, что общение — это улица с двусторонним движением.
4. Знай свои пределы
Лидерам важно устанавливать для себя ограничения. Лидеры должны знать, что и сколько они могут терпеть, спасая весь офис от множества разочарований. Сохранение четких границ помогает предотвратить любую путаницу.
5. Поддерживайте продуктивность совещаний
Время — деньги! Избегайте посторонних дискуссий и других источников непродуктивности во время совещаний. Лидеры должны доверять своей команде, чтобы делать свою работу правильно — без необходимости микроуправления.
6. Будьте эмоционально осведомлены
Общеизвестно, что в офисе не должно быть никаких эмоций. Однако забывается, что бизнес — это больше отношения между людьми. А чтобы строить и поддерживать прочные отношения, хороший лидер должен быть эмоционально образованным.
7. Учитесь у прошлого
Такова человеческая природа, мы все учимся на своем прошлом. Одно из главных качеств хорошего лидера — никогда не забывать свое прошлое и всегда стремиться извлечь из него уроки, будь то ошибка или мудрое решение.
8. Никогда не прекращайте совершенствоваться
Великие лидеры постоянно учатся и совершенствуют свои знания. Они никогда не останавливаются. Они постоянно работают, чтобы улучшить себя и стать лучше. Всегда есть новый навык, который нужно освоить, или новый проект, над которым нужно поработать. Великие лидеры держат свой разум открытым для новых возможностей и свежих идей.
Познакомившись с качествами хорошего менеджера и лидера, давайте взглянем на различия между лидерством и менеджментом.
Разница между лидерством и управлением
Заключение
Качества хорошего менеджера и хорошего лидера приходят с большой работой и опытом на уровне земли. И менеджеры, и лидеры важны, и вы можете сорвать профессиональный джекпот, если будете хорошим менеджером и лидером по отношению к своим коллегам и коллегам. Вы изучите методы управления и лидерства на сертификационном тренинге Simplilearn PMP.
Ждете ли вы успеха в области управления проектами? Если да, зарегистрируйтесь в программе «Основы управления проектами» прямо сейчас и станьте на шаг ближе к своей карьерной цели!
12 Лидерские качества, на которые следует обращать внимание при приеме на работу менеджера
Менеджеры могут создать или разрушить свою организацию. В то время как великие лидеры поощряют своих сотрудников полностью раскрывать свой потенциал и помогают своим организациям превзойти их цели, ужасные диктаторы отговаривают рабочих до такой степени, что они хотят бежать с корабля.
И многие из них. По данным Wall Street Journal , почти половина сотрудников, увольняющихся с работы, делают это, чтобы уйти от своего начальства.
Поскольку вы не хотите терять своих лучших сотрудников, очень важно сделать все возможное, чтобы с первого раза занять руководящие должности нужными людьми.
Великие менеджеры способны руководить командами, помогать им расти и в то же время сохранять полный контроль над своим бизнесом и его эффективностью. Это люди, которым удается постоянно адаптироваться к новым ситуациям, побуждать других полностью раскрывать свой потенциал, а также выполнять свою работу наилучшим образом.
Проще говоря, великие лидеры не просто подают пример. Они всегда держат в уме свои главные цели, следя за тем, чтобы они и их команда никогда не отклонялись от этих целей. Они также исполняют и корыстны, прилагая все усилия для выполнения своих собственных задач. Прежде всего, они сосредоточены на развитии собственных лидерских качеств.
«Самый действенный способ повлиять на организацию — сосредоточиться на развитии лидерских качеств. Потенциал организации, которая набирает хороших людей, воспитывает их как лидеров и постоянно развивает, практически безграничен». — Джон Максвелл
Приступая к поиску нового менеджера, имейте в виду, что великие люди обычно обладают этими 12 лидерскими качествами.
Что делает хорошего менеджера великим?
Любой хороший менеджер, который серьезно относится к развитию своего лидерства, обладает рядом общих навыков и черт, которые могут определить, добьется ли он успеха и станет ли он настоящим лидером, а не просто еще одним начальником. Вот 12 из этих навыков.
1. Честность
В тот момент, когда команда перестает верить, что ее лидер говорит правду, все начинает разваливаться. Почему рабочие должны следовать за своими боссами с какой-либо степенью уверенности, если они пришли к выводу, что этот человек был менее чем честен?
В ходе одного из наших прошлых исследований мы выяснили, что 61% работников считают, что доверие к своим руководителям имеет первостепенное значение для удовлетворения сотрудников своей работой. К сожалению, только 33% этих людей действительно довольны уровнем доверия в своей компании.
В деловом мире честность имеет решающее значение. Нанимая менеджера, ищите кандидатов, которые понимают важность открытости и прозрачности. Показывая пример, честные менеджеры вдохновляют остальных своих сотрудников быть такими же правдивыми.
2. Навыки общения
Наше исследование вовлеченности сотрудников показало, что плохая коммуникация со стороны руководства является одной из самых больших проблем, когда речь идет о снижении производительности.
Одно дело, когда менеджеры знают, что нужно делать. Совсем другое дело, когда они могут четко донести эти приоритеты до каждого члена своей команды, каждый из которых отвечает за разные задачи.
Отличные коммуникативные навыки — еще одна характеристика великих лидеров. Лучшие менеджеры могут заставить свою команду работать на одной волне, так что все работают над достижением одной цели, а не семи различных интерпретаций этой цели.
Менеджеры должны уметь общаться устно. Но лучшие из них также могут общаться с помощью письменного слова так же эффективно.
3. Решительность
Независимо от того, работают ли они на себя или управляют огромными отделами, в дополнение к рутинным решениям всем менеджерам приходится регулярно делать трудный выбор.
Чтобы сделать ваш бизнес более эффективным, ищите кандидатов, которые понимают, что ответственность ложится на их рабочий стол, и не боятся действовать быстро, когда это необходимо. Сильные лидеры способны быстро принимать сложные решения после должной осмотрительности и оценки всех возможных вариантов.
В среднем человек принимает до 35 000 различных решений каждый день. Руководители, вероятно, делают как минимум еще несколько, так как большая часть процесса принятия решений на работе ложится на их плечи. Выберите нерешительного менеджера, и ваша компания будет двигаться медленнее — все просто.
На самом деле, это один из лучших лидерских навыков, которым должен обладать каждый, или, как выразился Брайан Трейси: «Решительность — это характеристика высокоэффективных мужчин и женщин. Почти любое решение лучше, чем отсутствие решения вообще».
4. Уверенность
Чтобы сохранить поддержку своей команды, менеджеры должны быть уверены, что решения, которые они принимают, являются правильными. После принятия трудного решения менеджеры должны быть в состоянии убедить свои команды двигаться вперед — даже сотрудников, которые сделали бы другой выбор, если бы они были ответственными. Кандидаты, которые излучают уверенность, с большей вероятностью вдохновят всех своих сотрудников, включая тех, кто с ними не согласен.
Время от времени все предприятия терпят неудачи. Суд может вынести решение против вас. Новый конкурент может выйти на рынок и завоевать популярность. Выпуск нового продукта может не понравиться вашим клиентам. В любой такой ситуации менеджеры должны сохранять уверенность, чтобы вести свои команды вперед.
Однако твердая самооценка не является врожденной. Великим лидерам и генеральным директорам, таким как Уоррен Баффет, Билл Гейтс и Марк Цукерберг, приходилось постепенно развивать этот навык. Сьюзан Кейн описала Гейтса как временами «тихого и книжного», пока он не показал свою откровенную сторону.
5. Ответственность
Великие менеджеры понимают, что именно они несут ответственность за работу каждого — за успехи и за неудачи. С этой целью они следят за всеми своими сотрудниками, чтобы увидеть, что они могут сделать, чтобы помочь им стать лучше и развиваться профессионально.
Согласно нашему отчету о вовлеченности сотрудников за 2019 год, более половины сотрудников заявили, что их продвижение по службе и карьерный путь им непонятны. Эта цифра оставляет желать лучшего, поскольку многие работники придают большое значение профессиональному развитию.
Руководители, которые заботятся о своих сотрудниках и стремятся помочь им в профессиональном росте, почти наверняка сохранят вовлеченность своих сотрудников.
6. Эмпатия
Вернемся к статистике о людях, увольняющихся со своих начальников: если сотрудники тонут в работе — а 70% из них так и считают, согласно нашему исследованию, — менеджеры должны проявить понимание. Им нужно уметь поставить себя на место своих сотрудников и представить, каково это выполнять их работу.
Ищите кандидатов на руководящие должности, которые понимают важность эмпатии. Когда менеджеры не слушают своих сотрудников и не понимают, откуда они взялись, могут произойти такие плохие вещи, как уход сотрудников из вашей компании или потеря вашего доверия.
Фактически, колоссальный 91% руководителей видят связь между этой часто упускаемой из виду характеристикой и финансовыми показателями их организации.
7. Фокус
Любая компания имеет огромное количество конкурирующих приоритетов. Многие инициативы продвигаются одновременно, и есть за чем следить.
Для успеха бизнеса менеджеры не должны упускать что-то из виду, потому что они слишком заняты чем-то другим.
Этот фокус, которого часто так трудно достичь, имеет ряд других преимуществ, таких как помощь вам:
- Повышение вашего творчества
- Всегда помните о своем клиенте
- Выделиться среди конкурентов
- Достигайте своих целей — личных и деловых
- Создание более прочных сетей и партнерских отношений
Это исследование Harvard Business Review показало, что эффективность лидеров не зависит от большого количества часов работы. Вместо этого он основан на том, насколько хорошо они могут оставаться сосредоточенными на своих задачах и целях.
ПОДРОБНЕЕ: 14 ОПРОСОВ СОТРУДНИКОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Само собой разумеется, что менеджеры должны знать общую картину. Но они также должны иметь лазерный фокус и на меньших вещах.
Ищите кандидатов, которые продемонстрировали, что могут носить несколько шляп одновременно. У хороших менеджеров есть опыт успешного ведения нескольких проектов от замысла до завершения.
8. Творчество
Хотите вывести свою компанию на новый уровень? Наймите менеджера, который умеет мыслить нестандартно и предлагать потрясающие идеи.
Решения не всегда бывают такими уж черно-белыми. Иногда для решения проблем требуются творческие решения.
При поиске кандидатов на руководящие должности ищите кандидатов, которые продемонстрировали свою способность находить творческие решения сложных проблем. Это одно из основных качеств всех великих менеджеров. Они известны тем, что думают о новых способах улучшения операций и лучшего обслуживания клиентов, а также делают своих сотрудников счастливее.
Если вы рассматриваете кандидатов, которые руководили проектами, помогали разрабатывать новые продукты или услуги и находили способы повышения производительности, вы, скорее всего, получите отличного менеджера.
«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время это показалось им очевидным». — Стив Джобс
9. Оптимизм
Экономический оптимизм руководителей падает с каждым кварталом. С широкой точки зрения, это мнение является общим взглядом на деловой мир. Есть также крошечные кусочки позитива, которые менеджеры могут демонстрировать изо дня в день во всем, что они делают.
Каждый человек время от времени испытывает трудности на работе. А в некоторых случаях большинство работников могут бороться одновременно. Просто подумайте о компании, которая перестраивает свою технологическую инфраструктуру и обо всех связанных с этим головных болях.
На работе легко разочароваться. Когда менеджеры открыто выражают свое отвращение к чему-то, когда все остальные борются, это может еще больше разочаровать команду. Великие менеджеры понимают это, поэтому они изо всех сил стараются всегда оставаться оптимистичными и позитивными.
10. Приверженность
Менеджеры, которые рассматривают свои роли исключительно как ступеньки к другим, более прибыльным позициям, вероятно, не сделают много для поднятия морального духа команды, когда через 18 месяцев они возьмутся за новую работу.
Великие лидеры склонны оставаться рядом. Они в этом надолго.
Они привержены своим командам, целям, заинтересованным сторонам, культуре и экономике в целом. Может быть, они нацелились на восхождение по лестнице. Но они не стремятся получить следующую работу, которую смогут найти. Они преданы одному делу и хотят получить повышение и продвинуться по служебной лестнице. Самое главное, они настраивают себя на успех и становятся образцом для тех, кто следует за ними.
«Люди не следуют за безответственными лидерами. Приверженность может проявляться в целом ряде вопросов, включая часы работы, которые вы решили сохранить, как вы работаете над улучшением своих способностей или что вы делаете для своих коллег, жертвуя собой. » —Стивен Грегг, председатель и главный исполнительный директор Ethix Corp.
11. Делегирование
Делегирование — это не только качество лидера, но и сила в целом. Это способность избавиться от менее насущной работы, чтобы получить больше времени, чтобы сосредоточиться на важных задачах, требующих полного внимания менеджера.
Многие лидеры не решаются делегировать работу, потому что думают, что это нанесет ущерб их имиджу, выставит их слабыми, равнодушными или неквалифицированными — все это ложные утверждения.
Делегирование — это не просто процесс, когда вы перекладываете свою работу на кого-то другого, потому что не хотите ее выполнять. Речь идет о том, чтобы знать, что есть люди, которые лучше подготовлены к выполнению одной задачи, чем вы, ценить эту реальность и освобождать свой календарь, чтобы вы могли сосредоточить свое внимание на тех обязанностях, где ваши собственные навыки могут проявить себя.
Вот некоторые из лучших задач и процессов, которые вы можете делегировать нужному человеку:
- Административные задачи, от финансов до отдела кадров
- Обязанности по обучению и адаптации
- Сбор отзывов
- Управление проектами и временем
- Повторяющиеся задачи принятия решений
- Приоритеты приближаются к сроку выполнения, когда вы не готовы справиться с ними вовремя
- Все виды деятельности, в которых кто-то из вашей команды обладает большими знаниями и опытом, чтобы позаботиться о них
- Задача, которую вы знаете, мотивирует сотрудника и подготовит его к более высокой ответственности
- Любое из ваших заданий, которое понравится другим людям с такими же навыками, как у вас
12.

Каким был бы мир без зрения? Все, что мы видим вокруг себя, существует потому, что у кого-то однажды возникла безумная идея, которую он хотел воплотить в жизнь.
Лидеры начинают свой путь с видения. В зависимости от того, насколько высоко они стремятся, их видение может включать помощь всему человечеству в продвижении вперед. Нет, это не просто громкие пустые слова. Это действительно то, что может сделать хорошее зрение.
Конечная цель сильного лидера — принять собственное видение, поделиться им с другими и помочь всей команде достичь невозможного.
При найме менеджера вы, вероятно, захотите, чтобы он следовал видению вашей компании. Именно здесь соответствие между кандидатом и вашим собственным брендом становится критически важным. Правильный кандидат разделит ваше видение. Так почему бы не отблагодарить их и не помочь им вытащить из шкафа собственные идеи и воплотить их в жизнь?
Должен ли кандидат на руководящие должности обладать всеми этими лидерскими качествами?
Возможно, будет трудно найти человека, обладающего всеми 12 характеристиками лидера.