Адекватность — Психология человека
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.Джордано Бруно
Когда у людей возникают какие-то проблемы, а они у всех время от времени возникают, то неизбежно встает [должен вставать] вопрос адекватности их поведения, как до возникновения этих проблем, так и вовремя их решения. Ведь у всего есть свои причины, в том числе и у любой возникшей проблемы, и все проблемы можно решить определенным образом, если действовать правильно, зная, какими скорее всего будут последствия этих действий. Это и будет адекватным поведением человека, когда он делает все так, как надо делать, с его точки зрения, чтобы получить желаемый результат. Адекватность нам для этого и нужна, чтобы наши решения, наши действия соответствовали нашим ожиданиям, чтобы в нашей жизни не было неприятных сюрпризов и нежелательных последствий, с которыми мы не хотим сталкиваться, но сталкиваемся, если ведем себя неадекватно. Оказавшись в определенной ситуации, в частности, в проблемной, нужно понимать [насколько это возможно], как она возникла и что именно и почему надо делать, чтобы изменить эту ситуацию нужным нам образом. То есть, надо действовать предельно адекватно своим желаниям. А для этого, соответственно, нужно быть адекватным человеком. А значит, что такое адекватность и от чего она зависит. Вот об этом я вам в этой статье и расскажу.
Что такое адекватность
Что же такое адекватность? В словаре я прочитал, что с точки зрения психологии, адекватность – это соответствие поведения человека известным моделям поведения. Но почему соответствие должно быть именно таким? Почему модель поведения должна быть известной и, получается, общепринятой? Вероятно, потому, что считается, что если большинство людей ведут себя в определенных ситуациях определенным образом, то это правильно. Нарушать такой общий для всех порядок непринято. И поскольку у людей есть определенные ожидания в отношении друг друга, то считается, что человек ведет себя адекватно, когда оправдывает эти ожидания.
Допустим, один мужчина протягивает руку другому мужчине при встрече, чтобы пожать ее, то есть, поздороваться с ним, и адекватным ответом на это будет считаться протягивание другим мужчиной своей руки навстречу для осуществления рукопожатия. Так принято, такая традиция в обществе есть, так все нормальная люди делают, чтобы продемонстрировать друг другу свою дружелюбность, уважение, признание. Вероятно, когда-то этот жест показывал, что у человека в руке нет оружия и он не представляет опасности для другого. А может и еще какой-то смысл в такой ритуал заложен. Неважно. Главное, что такого поведения люди от нас ждут в подобных ситуациях. И это поведение, которое всеми считается правильным и которого люди ожидают друг от друга в подобных случаях, считается адекватным. А если в ответ на протянутую руку, скажем, протянуть ногу или укусить человека за его руку, то это будет считаться неадекватной реакцией, то есть, не той, которую от человека ожидают, необъяснимой, нелогичной, неуместной, бессмысленной. Человека, который так себя ведет, назовут неадекватным.
Я вот для себя решил уточнить этот момент и уточню его теперь для вас. Я считаю, что под адекватностью [адекватное поведение, адекватная реакция, адекватный ответ] мы можем понимать соответствие поведения человека тем целям, которые в конкретной ситуации считаются наиболее приемлемыми, прежде всего для него. То есть, эти модели поведения, которые вписываются в определенные известные человеку закономерности, благодаря которым его ожидания должны оправдаться и будут считаться адекватными. Другие люди могут об этом думать, что угодно. Но я считаю, что нам необязательно оправдывать ожидания других людей в отношении нашего поведения, чтобы считаться адекватными. Потому что, адекватность, это не угодничество, не подстройка под общество, а логичность поведения человека, смысл которого в том, чтобы достигать своих целей, осуществлять свои желания. Ведь нам нужно прежде всего свои ожидания оправдывать, своих целей достигать, которые мы перед собой ставим. Иначе, если мы все время стремимся угодить другим, в ущерб своим интересам, то разве это разумно? А адекватность человека должна отражать его разумность, при которой он согласовывает свои интересы с чужими, но не отказывается от них. Ибо зачем нам соответствовать чужим ожиданиям, если при этом будет страдать наши интересы? Тогда наше адекватное поведение одновременно будет считаться каким-то неразумным или проявлением слабости.
Таким образом, можно еще сказать, что адекватность – это логически обоснованное и объяснимое самим человеком поведение, когда он может аргументированно объяснить правильность всех своих действий, с учетом своих интересов и целей. Я поступил так-то и так-то, потому что в таких условиях, имея такое представление о своей ситуации, имея соответствующие возможности, я сделал такой-то расчет, и он мне показал, что именно такие действия необходимо предпринять, поскольку они для меня самые разумные. Логично? Я, получается, согласую свое решение, свои действия со своими целями, которые наилучшим образом, как я считаю, отражают мои интересы. В таком случае, я человек адекватный. У меня нет каши в голове, из-за которой я хочу одного, а делаю другое и при этом даже не могу толком объяснить, почему я так делаю. Допустим, я не хочу, чтобы грабли били мне по лбу, но упорно продолжаю на них наступать, совершая, получается, одни и те же неправильные с точки зрения соответствия моему желанию действия. Выходит, что-то с моей адекватностью не так. Я в этом моменты определенно буду выглядеть неадекватным человеком.
Тут сразу следует заметить, что действовать адекватно, не значит действовать правильно. Можно и ошибиться, во-первых, потому, что известные модели поведения не всегда одинаковый результат дают, даже если они и вправду правильные по многим критериям. Все равно, в тех или иных ситуациях они могут подвести человека и сами по себе не всегда являются самыми лучшими, разумными и результативными, просто люди привыкли поступать определенным образом и не желают менять свои привычки. А во-вторых, потому что человек, руководствуясь даже самой железной логикой при принятии решений, с его точки максимально рациональных, логически обоснованных и потому адекватных, может просто о чем-то не знать и не учитывать этого в своих расчетах. Мы ведь всегда действуем в каких-то ситуациях определенным образом, имея о них определенное представление. А оно может быть неполным, неточным, а иногда и вообще не знаешь, как поступить, нет знаний о ситуации, нет опыта пребывания в ней, она для тебя совершенно новая. И принимая решение на основе своих всего лишь предположений об этой ситуации, мы формально поступим адекватно, потому что это будет обдуманный поступок, но при этом можем ошибиться и очень сильно, ибо просто не знали того, что должны знать, чтобы получить желаемый результат.
Вот поэтому, с точки зрения философии следует учитывать, что одно и то же событие может восприниматься разными людьми по-разному, в зависимости от их знаний, опыта, размышлений. Соответственно и представления об адекватности у всех разное. Подойди к одному человеку и ударь его по одной щеке, и он подставит другую, и будет считать это адекватной реакцией. А другой, наоборот, такую реакцию сочтет неадекватной и ударит агрессора в ответ, и будет считать такой свой поступок адекватным. Третий поступит еще каким-то образом, четвертый другим и так далее. А как правильно вообще? А нет одной, единственно верной реакции, единственно верной модели поведения в такой ситуации. Надо учитывать массу нюансов, чтобы понять, как лучше поступить с конкретным человеком в таком случае, чтобы последствия были для нас приемлемыми. Поэтому, адекватное поведение в подобных случаях – это обдуманное поведение, а не шаблонное. Когда надо – мы отвечаем на агрессию, причем разными способами. В других случаях не делаем этого, терпим, чтобы не получить более существенный ущерб. Так что, какие тут могут быть заготовки.
Мы также всегда должны помнить о том, что чего-то не знаем, причем даже о таких вещах, которые хорошо, как нам кажется, знаем. Поэтому, принимая решение и совершая какие-то действия, человек может рассчитывать на одно, а получит совершенно другое, поскольку просто не учтет всех особенностей ситуации, в которой он находится. Или не учтет всех особенностей вопроса, по которому принимает решение. Всегда и всего знать невозможно. А значит определенная вероятность ошибки будет всегда. Принимая решения, мы имеем определенное представление о последствиях этого решения, о том, к чему оно может нас привести, как в краткосрочной, так и в средне и долгосрочной перспективе. Хотя нередко люди не задумываются именно о средне и долгосрочных последствиях. Но откуда у нас эти представления? И достаточно ли их? Вот эти вопросы остаются открытыми, как я считаю, всегда. Даже если вы сто раз делали известное вам дело каким-то определенным образом и получали ожидаемый результат, это не означает, что такое же решение в этом деле, принятое в сто первый раз окажется таким же результативным. В сто первый раз ваши привычные действия в привычной для вас ситуации могут вас сильно удивить. Потому что изменится ряд условий, о которых вы даже не имели представления и потому не учитывали их. А теперь они повлияли на итоговый результат, и он оказался неожиданным для вас.
Вот и получается, что с точки зрения вашей убежденности в своей правоте вы действовали совершенно адекватно, логически обоснованно. А с точки зрения объективной реальности, вы поступили неадекватно. И попробуй эту объективность постигни, учитывая сложность этого мира и, пожалуй, бесконечную вариативность происходящих в нем событий.
Получается, что адекватное поведение – это поведение, максимально соответствующее известным нам закономерностям. Мы делаем что-то, зная, как нам кажется, о том, к чему это приведет. Объективно, это может быть не так. Но если человек лично для себя логически обосновал свои решения, обдумал их, учел известный ему опыт других людей, имевших дело с такой же или похожей ситуацией, и уже потом принял свое решение, то язык не повернется назвать его неадекватным человеком, даже если его решение окажется ошибочным. Оно ведь принималось с учетом всех известных человеку вещей, поэтому, он вправе был ожидать желаемого результата. Поступить адекватно, это как найти самый разумный ответ на поставленный перед тобою вопрос, использовав для этого доступную тебе информацию и логику, с помощью которой ты эту информацию обработал. Тогда как неадекватный человек поступает по непонятной даже для него самой логике, руководствуясь не всегда обоснованными мотивами и преследуя размытые цели. Неадекватные люди вообще могут вести себя хаотично, делая, говоря что-то, без всякого понимания того, что они делают, зачем они что-то говорят. Что в голове взбрело, то и выдают. Давайте теперь посмотрим, как адекватность человека отражается на его жизни.
Проявление адекватности
В жизни адекватность или неадекватность человека проявляется прежде всего в том, насколько успешные для себя решения он принимает и насколько грамотно взаимодействует с другими людьми. Вот, простой пример: человек хочет быть финансово успешным и это его осознанное желание, с его слов. Но при этом его поведение приводит его к противоположным результатам. Он не занимается тем, что будет его развивать, чтобы получить возможность больше зарабатывать, работать в более удобных для него условиях, повышать свой статус, совершенствовать профессиональные навыки. И в то же время он неграмотно обращается со своими финансами – не экономит, не копит средства, не вкладывает их ни во что, а просто прогуливает, да еще и в кредиты влезает по самые уши. Возникает вопрос – по какой такой волшебной формуле он собирается свое желание осуществлять? Нет, она, может быть, и есть, но известна ли она ему? Пока, все, что он делает, не столько приближает его к своему желанию, сколько отдаляет от него. Следовательно, либо он врет относительно своего желания стать богатым человеком, либо он неадекватен. Ну, может быть, дело еще в том, что он знает что-то такое, чего никто не знает, но это вряд ли.
Обоснованность наших решений и нашего поведения – вот что указывает на нашу адекватность. Человек заявляет о своем желании или действиями своими показывает, чего он хочет, и мы спрашиваем его о том, почему он именно этого хочет и почему именно так действует. Если он человек адекватный, он сможет обосновать и свое желание, и способы его достижения. Пусть он и ошибается в чем-то, чего-то не знает, но в рамках известной ему информации, в рамках того понимания, которым он обладает, этот человек действует адекватно, потому что поступает разумно, логично. А если он неадекватный, то сам не будет понимать, почему именно этого он хочет и почему именно таким способом желает это получить. Им движут неподконтрольные ему мысли, он руководствуется противоречивой логикой, находится под воздействием внешних факторов и собственных эмоций, его картина мира беспорядочна, хаотична, в ней много пробелов, из-за которых поведение такого человека будет нестабильным, обрывистым. Чем ниже уровень понимания человеком того, что он делает, что хочет, о чем думает, тем менее он адекватен.
Адекватность или неадекватность человека определяется не столько его информированностью, иногда человек может искренне заблуждаться, даже зная очень многое, ведь не можем же мы знать все, что нужно, сколько его способностью работать с имеющейся у него информацией, то есть, думать. Например, придерживается человек каких-то убеждений, опирается в своих рассуждениях на какие-то знания, а ты ему задаешь вопросы, которые помогают в этом разобраться, которые помогают понять, насколько эти убеждения верны, насколько информация может быть правдивой, насколько логичными являются выводы человека, сделанные из нее. Вот адекватный человек нормально реагирует на просветляющие его разум вопросы, а неадекватный, он как какой-нибудь фанатик, упираясь в непонимание того, что знает, начинает раздражаться и проявляет агрессию к тому, кто задает ему неудобные вопросы, которые ставят его в тупик. Причем, придерживаться своих неправильных убеждений может быть не в его интересах, но он все равно это делает, потому что так проще. Он все равно стоит на своем, упрямится и проявляет агрессию ко всем, кто с ним не согласен, кто не принимает его убеждения без всяких доказательств. Вот это неадекватные люди, которые в целом могут выглядеть вполне нормальными до поры до времени, они же не психи, не умственно отсталые люди, а просто люди, не понимающие себя и свои мотивы, не понимающие, как их эго мешает им что-то увидеть и понять. Их реакция на внешние раздражители – не обдуманная! Поэтому она и может быть неадекватной, когда неуместна.
Как стать адекватным человеком
Прежде, чем начать стремиться к адекватности, нужно понять, зачем это необходимо, какую пользу от этого можно извлечь. Ведь иной раз и в иллюзиях можно всю жизнь жить, летать в облаках и не спускаться на землю, ибо незачем, ежели и так хорошо. А тут какая-то корректировка восприятия, оценка собственных суждений, рефлексия в конце концов, чтобы все понимать правильно и грамотно на это реагировать – зачем? К тому же, человек уже может считать себя вполне адекватным, несмотря на обилие доказательств обратного. Это вообще, закон законов, касательно поведения людей – чем более человек ненормален, тем сильнее он считает себя нормальным. Влияние на нас нашего эго тут никто не отменял. Это как с психами, которые считают себя самыми нормальными людьми.
Поэтому, я считаю, что здесь полезно не задумываться над тем, адекватный вы человек или неадекватный, кто бы и что бы вам не говорил по этому поводу. Вместо этого, лучше стремиться к повышению своей адекватности, делая то, что нужно для этого делать. Все равно надо делать то, что позволяет повысить уровень своей адекватности, каким бы человеком вы себя не считали. А что позволяет это сделать? Мышление! Да, именно оно. Оно же работает с имеющимися у нас знаниями, с имеющейся информацией. Соответственно, тренируя свое мышление, развивая его, ту же логику, критические мышление, аналитическое, прочее вы повышаете уровень своей адекватности. Кто-то любит говорить об осознанности, от которой зависит наша адекватности, но я предпочитаю слово мышление, ибо мышление – это инструмент познания нового, грамотной оценки уже известного, а также генератор новых мыслей. А осознанность – это уже вроде как готовый результат работы мышления. Нам важен процесс.
Мышление важнее знаний. И не только в вопросе адекватности, а вообще во всем, что связано с пониманием человека этого мира и себя самого. Потому что знания к вам могут прийти какие угодно и откуда угодно. Без обдумывания этих знаний, никогда не сможешь быть достаточно адекватным, сколько всего не знай. Знания меняются, знания имеют свой срок жизни, они могут быть некачественными, неполными и откровенно лживыми. Если их не обдумывать, можно далеко уйти от реальности. А как обдумывать знания? Задавая вопросы и задаваясь вопросами, вот как. Простой вопрос: почему оно так, а не иначе? Или почему происходит то, что происходит? Причину наблюдаемых явлений, причину известных и видимых фактов надо искать. Полезно также об источнике тех или иных знаний задуматься, чтобы понять, что их породило и с какой целью. Вопросов может быть много, вопросов должно быть много, ибо пока они есть, человеку думает, мыслит. И они должны связывать различные моменты, различные вещи, имеющиеся и происходящие в жизни между собой, превращать их в целую систему, в одну общую картину, которая позволяет целостно смотреть на какие-то события. Тогда будет и целостное понимание того, что человек видит и знает. А не такое, когда человек мыслит отдельными разрозненными кусками информации, когда одно не стыкуется с другим и человек не знает, как ему поступить или просто поступает неправильно, неправильно реагирует на внешние раздражители и не понимает этого. Я всегда связываю адекватность реакции с целостностью мышления, чем более общую картину видит человека, а не отдельные ее моменты, тем адекватнее он мыслит и действует.
Вы когда-нибудь сталкивались с людьми, которые являются достаточно образованными, начитанными, многое знают, но при этом в нестандартных для себя ситуациях поступают нелогично и даже странно, так, что потом и сами не могут объяснить мотивы своих поступков? Я думаю, что-то подобное многие из вас наблюдали, может быть даже за самими собой. Вроде и знания есть, а вот стоит столкнуться с чем-то, что находится за пределами известного и человек уже выглядит неадекватным, хоть и вменяемым. А потому что, знания есть, а мышление плохо работает, если такое происходит. Оно не умеет комбинировать этими знаниями, не может что-то новое, нестандартное произвести на их основе, чтобы человек подстроил свое поведение под существующую реальность, а не под тот шаблон, который хранится в его памяти в виде этих самых знаний. Это как иметь деньги и не уметь ими грамотно пользоваться. Ты их равномерно не распределишь, чтобы тебе их хватило на нужный период времени, не вкладываешь ни во что, чтобы приумножить, ты их просто тратишь, причем обычно бестолково, на всякие красивые побрякушки, ради удовольствия, причем сиюминутного. Люди иногда даже не могут питаться хорошо, с пользой для здоровья, имея для этого средства. Потому что не умеют распоряжаться своими деньгами. Вот и знания, сколько бы их не было, можно просто раскидывать, к месту и не к месту, но не грамотно ими управлять, если неразвито мышление и не получать от них пользы. Поэтому знающий человек и выглядит порой неадекватно, так как свои знания не может грамотно применить.
Так что, именно это и ведет к адекватности – мышление. Именно оно, родимое. Можно не знать чего-то, но думая, прийти к нужному знанию. А можно, зная что-то и даже многое, но не думая достаточно хорошо, вообще не к месту свое знание применить. Либо не применить его вовсе, по той же самой причине. Хотите быть адекватным человеком – развивайте свое мышление, путем грамотной постановки вопросов перед собой, чтобы по цепочке, за счет внутреннего диалога двигаться от одной информации к другой и составлять для себя полную картину изучаемого вопросы, возникшей ситуации. А знания в данном случае, вещь второстепенная и действительно хорошо образованный человек знает, что их всегда бывает мало. На все ситуации, какие могут возникнуть в жизни, знаний не напасешься.
кто это такой и что такое адекватность?
Мир требует от нас соответствия каким-то нормам, которым мы соответствовать совсем не обязаны. Окружающие ждут адекватного поведения, воспитания, восприятия, решения. Так ли необходимо перестраивать внутренний мир под внешние ожидания? Адекватный – это нормальный или не очень? И как адекватно реагировать на неадекватное поведение собеседника?
В статье рассказываем о проявлениях и степени адекватности, девиантном поведении, способах противодействия токсичным людям.
Кто такой адекватный?
Адекватный — это понятие, которое подчеркивает соответствие объекта окружающей действительности, ситуации, ожиданиям, стандартам отношений и взглядов, нормам и правилам. Слово «адекватность» происходит от латинского «Adaequatus» – «приравненный». В теории познания – это полное или предположительно полное соответствие чему-либо. Абсолютная адекватность в определенной мере гипотетическая величина такая же, как абсолютная истина и критерий истины.
Адекватность в клинических условиях диагностирует психиатр, а в быту – кто угодно. Субъективность понятия подчеркивается тем фактом, что вложенный в него смысл меняется вместе с развитием общества и самого человека. Например, у людей в необразованности, в порыве страсти или религиозной благости понятия об адекватности и неадекватности могут сильно отличаться. Возможно, поэтому неадекватность часто используют как ярлык, который можно навешать практически любому, если его слова или поступки не вписываются в чужую картину мира.
Невозможно быть «адекватным вообще». Можно быть «адекватным чему-то». Поэтому адекватность бывает дополнительной характеристикой живого или неживого объекта, абстрактного понятия:
- Адекватный человек — тот, кто понимает, где находится, выглядит, выражается и ведет себя соответственно писаным и неписаным нормам морали, моделям или стереотипам поведения. Тот, кто умеет самовыражаться так, как нравится, но при этом не доставлять неудобства другим.
- Адекватность как качество личности — мерило психологического состояния, позволяющее человеку быть нормальным членом общества.
- Адекватная точка зрения — проявление здравого смысла, сосредоточенное в личном мнении, оценке происходящего и высказываниях.
- Адекватное поведение — не противоречащее здравому смыслу поведение, которое является продуманным и приемлемым в конкретном обществе. Это способность руководить своими действиями, выбирать вписывающиеся в социально-правовые нормы средства достижения цели.
Понятия адекватности/неадекватности применяется в математике, теории вероятности, философии, психиатрии.
Пройти тест на социофобию
Степени проявления адекватности.
Крайне неадекватное поведение, противоречащее сложившимся или установленным в обществе нормам, называется девиантным поведением. Единого объяснения такому поведению нет. Одни объясняют отклонения резкими переменами в обществе, другие связывают с недостатками воспитания. Основные формы проявления – преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, сексуальные извращения, суицид, самоистязание, чрезмерная агрессия.
Но есть и менее явные проявления неадекватности, проявляющиеся странным поведением людей, которые:
- Держат в городских квартирах много животных, больших собак, крупных или опасных животных (змей, например).
- Присваивают чужие вещи, единолично занимают общее пространство.
- Ругаются, обсуждают, критикуют, обвиняют во всех своих бедах других людей.
- Обманывают, притворяются, симулируют, пытаются ложной ситуацией вызвать к себе снисхождение.
- Проявляют агрессию вместо любых аргументов, используют физические меры воспитания.
- Проявляют чрезмерную религиозность, неприятие к представителям других религий.
- Высматривают в каждом поступке признаки гендерного неравенства или способ это неравенство подчеркнуть.
- Уничтожают окружающую среду: вырубают деревья, отравляют водоемы, занимаются охотой чисто из спортивного интереса.
Большая часть таких поступков объясняется не психическими отклонениями, а эгоизмом. Причем свое поведение эти люди считают абсолютно нормальным. Иногда они просто раздражают, иногда буквально высасывают из других энергию и отравляют жизнь. Психологи даже придумали для них общее название – «токсичные люди».
Токсичные люди: адекватные или не очень?
Токсичность — это сбой, но не в генетике, а в мироощущении и отношении к окружающим. Токсичные люди смотрят на все через фильтр скепсиса и неудовольствия. Они живут в негативе и распространяют негативную энергию вокруг себя. Они никогда не говорят, что чувствуют, но обвиняют и требуют от других соответствия своим представлениям об адекватности. Они живут в своей реальности и щедро делятся своей токсичностью с окружающими.
Как распознать токсичного человека?
С первого взгляда – никак. Но есть несколько признаков, которые помогут определить токсичную личность.
Токсичный человек:
- Никогда не останавливается перед тем, чтобы жестко раскритиковать собеседника.
- Уверен: все, что говорят и делают другие люди – только ему назло.
- Активно принимает участие в поиске и наказании виновных.
- Отрицает свои негативные стороны, закрываясь обесцениванием и обвинением.
- Вселяет ужас даже на расстоянии, поскольку может испортить настроение в телефонном разговоре.
- Всегда находит оправдание своему поведению.
- Не сомневается в своей правоте даже без единого аргумента.
- Не ценит, а обесценивает все, к чему прикасается.
- Плетет интриги, обожает сталкивать лбами окружающих.
- Собирает и концентрирует в себе обиды, неприятные воспоминания.
- Открыто унижает собеседника в глазах других.
И главное – токсичные люди умеют требовать и добиваются своего, поскольку уверены в своей правоте. Общение с ними отбирает столько энергии, что иногда проще подчиниться. Но это не выход. Как же сказать им «нет», чтобы защитить свои интересы?
Пройти тест на характер человека
Как противостоять неадекватному поведению?
Проверенный способ – свести общение к минимуму. Если прекратить поток негатива не получается, поможет соблюдение таких правил:
- Помнить, что адекватность и неадекватность – понятия субъективные, связанные с конкретным человеком и его представлениями о морали.
- Распознать в себе черты, привлекающие энергетического вампира.
- Избавиться от чувства вины, которые насаждают токсичные люди.
- Научиться отличать конструктивную критику от желчных оскорблений.
- Не вестись на их жалобы, нытье, сплетни.
- Не скатываться в аналогичное поведение: не критиковать, не жаловаться, не обижаться.
- Не вести с ними слишком личные разговоры, не делиться сокровенным.
- В разговорах использовать максимум фактов и минимум эмоций.
- Не бояться безвозвратных потерь или разрыва отношений.
- Научиться отстаивать свои границы, говорить четкое и ясное «НЕТ».
И главное – смириться с мыслью, что токсичных людей вокруг достаточно много. Поэтому если внутренний диалог продолжается после встречи с обидчиком – лучше прокачать самооценку. Или лечиться самостоятельной диетой: минимум токсинов и максимум общения с хорошими людьми.
Выводы:
- Адекватный в буквальном переводе – эквивалентный, подобный.
- Характеристика «адекватный», примененная к человеку, – субъективная оценка, которая зависит от мировосприятия оценивающего.
- Неадекватное поведение не всегда обусловлено психическими отклонениями. Чаще это проявление человеческого эгоизма.
Пройти тест на самооценку
10 советов, как стать более общительным
Перейти к разделу
Что такое социальные навыки?
Преимущества наличия хороших социальных навыков
Как я могу улучшить свои социальные навыки?
Есть ли у меня проблемы с социальными навыками?
Итог
У всех нас бывают моменты, когда наши социальные навыки подводят нас. Возможно, ваша шутка была встречена неловким молчанием. Или в ресторане вы с энтузиазмом сказали официанту, что он тоже должен насладиться едой.
Странное происшествие с друзьями вряд ли вызывает тревогу. Смущение вскоре превратится в внутреннюю шутку, углубляющую вашу связь с другими.
Но если вы будете слишком часто возиться, это может сказаться на вашей самооценке и психическом здоровье. Если вы не знаете, как улучшить свои социальные навыки, это может сдерживать вас в обществе и на работе. Некоторое поведение может показаться антиобщественным или даже вредным для других, в то время как простая застенчивость может восприниматься как отчужденность, сдержанность или высокомерие. Знание этого может не успокоить вас, но может помочь вам понять реакцию других людей.
Теперь, когда компании начинают собирать команды лично, многие люди испытывают некоторую социальную тревогу. Просто потому, что это неудобно, не чувствовать себя уверенным в своей способности провести более 5 минут в чате с коллегами — это не вариант. Хорошие новости? Последние два года никому не помогли почувствовать себя социально ровным. Многие люди чувствуют себя неловко. Плохие новости? Многие люди ведут себя неловко, и случаются недоразумения.
Вам не нужно менять себя. Но вам, возможно, придется изменить свой подход не только для того, чтобы казаться более общительным, но и для того, чтобы избежать самых ненужных моментов трения, которые подрывают вашу уверенность. Это не только улучшит то, как вас воспринимают другие, но и принесет вам пользу в других отношениях.
Если вы чувствуете себя не в своей тарелке, развитие социальных навыков поможет вам чувствовать себя более комфортно с коллегами. Это также может повысить вашу уверенность, чувство принадлежности и способность сотрудничать на работе — все важные навыки, которые повлияют на ваше психическое здоровье, мотивацию и способность к успеху.
Развитие социальных навыков может быть трудным. Но мы знаем, что вы можете это сделать.
Вот как улучшить социальные навыки на работе, с незнакомцами и во всех других сферах жизни.
Социальные навыки — это вербальные и невербальные коммуникативные навыки, необходимые для налаживания связей и правильной навигации в социальных сетях. Подумайте о социализации щенка: чем больше он общается с другими щенками в молодости, тем лучше он знает, как вести себя, когда станет старше. Люди похожи.
Большую часть времени, когда люди думают о «социальных навыках», они думают о своем повседневном общении. Это то, как они получают признание от своих коллег или сверстников, и включает в себя умение чувствовать себя комфортно, разговаривая с незнакомцами, легко заводить друзей и завоевывать уважение ваших коллег.
Эти вещи не всегда приходят сами собой. Например, у людей с социальной тревожностью могут возникнуть проблемы с общением с другими людьми. Интроверты или застенчивые люди, которые любят держаться особняком, могут активно избегать социальных взаимодействий и в результате выглядеть грубыми. Или, иногда, мы чувствуем себя некомфортно среди людей, которых не знаем, и теряем часть нашей социальной уверенности.
Как бы то ни было, приятно иметь несколько основных принципов, на которые можно опереться. Знание того, как развивать свои социальные навыки, поможет вам в долгосрочной перспективе.
Преимущества хороших социальных навыков
Итак, что это значит для вас? Ну, много. Улучшение ваших социальных навыков имеет важное значение для вашего социального здоровья и общего благополучия.
С точки зрения психического здоровья люди с сильными социальными связями имеют более низкие показатели тревоги и депрессии. Они также имеют более высокую самооценку, большую эмпатию и более склонны к сотрудничеству.
Еще в 1988 году исследователи знали, что для вашего физического здоровья отсутствие социальных связей более вредно, чем ожирение, курение и высокое кровяное давление. А совсем недавно они узнали, что изоляция связана с увеличением риска развития деменции на 50% с возрастом.
Оттачивая свои социальные навыки, вы также окупитесь в виде социального капитала. Целые университетские программы посвящены изучению этого понятия. Но для простоты мы можем определить социальный капитал как сумму всех выгод от принадлежности к социальной группе.
Социальный капитал имеет свой собственный список преимуществ:
- Людям понравится работать с вами. Социальный капитал часто означает доброжелательность ваших коллег; если с вами легко работать, люди будут в вашем углу, когда вам это нужно — например, когда вы готовитесь к следующему большому продвижению.
- Когда вы просите о помощи, люди ее оказывают. Что посеешь, то и пожнешь. Если вы добры и помогаете другим, они сделают то же самое для вас.
- Другие поймут ваши ограничения. Не хотите идти на светское мероприятие? Будет легче отказаться, когда люди верят, что нет никаких обид. Когда вы используете свои социальные навыки, вы можете помочь другим понять, откуда вы пришли, и лучше выразить свои чувства.
- Клиенты будут любить вас. Независимо от того, являетесь ли вы фрилансером, продавцом или специалистом по обслуживанию клиентов, социальные навыки необходимы для привлечения и удержания клиентов. Людям нравится хорошая работа с хорошим отношением.
- Вы успешно пройдете собеседования. Собеседования о приеме на работу — это произвести хорошее впечатление. Это идеальная среда для развития ваших социальных навыков. Используйте открытый язык тела, зрительный контакт и дружелюбное выражение лица, чтобы произвести впечатление на интервьюеров.
В современной гиг-экономике социальный капитал имеет решающее значение. Это может принести вам более высокую заработную плату, привлечь больше интересных проектов и может стать решающим фактором в вашем следующем заявлении о приеме на работу. Рассмотрите возможность сотрудничества с коучем BetterUp, чтобы улучшить эту область своей карьеры.
Как улучшить свои социальные навыки?
Мы рады, что вы спросили! Вы определенно можете научиться или улучшить свою социальную жизнь. Вот несколько общих рекомендаций для начала:
1. Развить свой эмоциональный интеллект
Поставьте себя на их место. Представьте, через что они могут пройти, и попытайтесь понять их чувства. Вы лучше поймете их точку зрения, что поможет вам правильно реагировать.
2. Смотреть внутрь
Обратите внимание на свои эмоции, мысли, поведение и триггеры. Тогда будет легче контролировать их во время взаимодействия с другими.
3. Практикуйте эффективные коммуникативные навыки
Используйте такие тактики, как активное слушание и открытый язык тела, чтобы продемонстрировать внимательность. Это открывает двери для более позитивных взаимодействий.
4. Притворяйтесь, пока не получится
Попробуйте вести себя как ваши более общительные сверстники, даже если это просто светская беседа. С каждым разом будет легче.
5. Больше спрашивайте, чем говорите
Вам не нужно беспокоиться о том, чтобы говорить открыто; задавайте открытые вопросы и используйте активное слушание. Люди любят говорить о себе.
6. Говорите комплименты
Каждый любит хороший комплимент. Скажите кому-нибудь, что он был великолепен на этой встрече или что его проект был первоклассным. Быть конкретной.
7. Будьте вежливы
Хорошие манеры имеют большое значение. Такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо», — небольшие, но действенные способы смягчить просьбы.
8. Используйте открытый язык тела и невербальную коммуникацию
Повернитесь лицом к собеседнику. Обратите внимание на свой тон голоса. Зрительный контакт. Используйте язык тела, чтобы показать, что вы присутствуете и уделяете внимание.
9. Читайте новости
Так много разговоров вращается вокруг текущих событий; постарайтесь не отставать, чтобы вы могли вмешаться.
10. Не позволяйте своим мыслям взять верх над вами
Небольшое волнение — это нормально, но не позволяйте ему взять над вами верх. Вы — это не ваши мысли. Сделайте глубокий вдох и попытайтесь отпустить их; это поможет вам расслабиться в социальной ситуации.
11. Начните с малого
Начните с того, что проведите время в кафе или попрактикуйтесь в общении с членами семьи. Затем вы можете легко перейти в более крупные социальные сети. Прежде чем вы это узнаете, вы заведете новых друзей на следующей встрече.
У меня проблемы с социальными навыками?
Многим людям с тревогой или СДВГ трудно общаться с другими. Интроверты или очень застенчивые люди также могут испытывать трудности.
Вот несколько признаков того, что у вас нет хороших социальных навыков:
- Вы прокручиваете на своем телефоне, пока люди разговаривают с вами.
- Вы никогда не снимаете наушники. Конечно, вы можете поставить музыку на паузу, пока кто-то с вами разговаривает. Но они этого не знают. Выньте наушники, чтобы показать, что вы слушаете.
- Вы никогда ничего не делаете лично. В эти дни вы можете заказать что угодно к вашей двери. Но при этом это дико удобно, но отрезает вас от внешнего мира. Не позволяйте себе стать социально изолированным.
- Вы заставляете себя пошутить, когда это может быть неуместно. Возможно, вы захотите разрядить тревогу юмором, но это не всегда лучшее время. Научитесь читать комнату и используйте шутки только тогда, когда это имеет смысл.
Итог
Неловкие моменты — это нормально. Вы можете сказать сотруднику кинотеатра, чтобы он посмотрел фильм, который они не собираются смотреть, или рассказать анекдот, над которым никто не смеется. Бывает; дайте себе слабину.
Но плохие социальные навыки выходят за рамки случайных ошибок. В лучшем случае вы кажетесь отчужденным. В худшем — откровенная грубость. Хорошо оценить свои социальные навыки и посмотреть, какие из них вы можете улучшить, чтобы стать лучше.
Это не значит, что вы можете научиться преодолевать застенчивость или что вы должны быть социальной бабочкой. Но приятно знать, что когда тебе хочет, чтобы завел разговор — будь то на работе или вне работы — вы будете чувствовать себя комфортно, делая это.
Если вам нужна помощь, BetterUp здесь. Мы предоставим вам инструменты, необходимые для того, чтобы научиться улучшать свои социальные навыки, чтобы облегчить свой социальный дискомфорт или улучшить навыки общения. Мы можем помочь вам найти все, что вам нужно.
Как быть вежливым | SkillsYouNeed
Быть вежливым означает понимать и уважать чувства других людей. Мы можем не всегда замечать вежливость, но обычно мы замечаем грубость или невнимательное поведение.
Эта страница делает шаг назад и раскрывает некоторые основы построения и поддержания отношений с другими людьми. Мы приводим примеры наиболее распространенных форм поведения, которые считаются вежливыми.
Вежливость может и будет улучшать ваши отношения с другими людьми, способствовать установлению уважения и взаимопонимания, повышать вашу самооценку и уверенность в себе, а также улучшать ваши коммуникативные навыки.
Многие вопросы, поднятые на этой странице, могут показаться очевидными (в большинстве случаев они основаны на здравом смысле), но слишком часто социальные манеры игнорируются или забываются. Найдите время, чтобы прочитать следующие пункты и подумать о том, как вежливость и демонстрация хорошего социального этикета могут улучшить ваши отношения с другими.
Легко распознать, когда люди грубы или невнимательны, но часто труднее распознать эти черты в себе. Тщательно подумайте о впечатлении, которое вы производите на других, и о том, как легко избежать того, чтобы вас сочли невоспитанным или невежественным.
Вы можете применить следующее (где это уместно) к большинству взаимодействий с другими людьми — друзьями, коллегами, семьей, клиентами, всеми!
Всегда руководствуйтесь здравым смыслом и старайтесь вести себя максимально корректно, принимая во внимание любые культурные различия.
Приветствуйте людей – приветствуйте людей соответствующим образом, устанавливайте зрительный контакт и естественно улыбайтесь, пожимайте руки или обнимайте, где это уместно, но здоровайтесь, особенно с коллегами и другими людьми, которых вы видите каждый день. Будьте доступны. Не закрывайте глаза людям только потому, что у вас плохой день.
Найдите время, чтобы немного поговорить — возможно, упомяните о погоде, спросите о семье другого человека или расскажите о чем-то, что есть в новостях. Постарайтесь завязать легкий разговор, проявите интерес, но не переусердствуйте. Оставайтесь дружелюбным и позитивным и воспринимайте вербальные и невербальные сигналы другого человека.
Постарайтесь вспомнить фактов о другом человеке и прокомментируйте его соответствующим образом — используйте имя супруга, его день рождения, любые значимые события, которые произошли (или вот-вот произойдут) в его жизни. Всегда помните о чужих проблемах и трудных жизненных событиях.
Всегда используйте «пожалуйста» и «спасибо». Убедитесь, что вы благодарите людей за их вклад или вклад и всегда говорите «пожалуйста», когда просите что-то. Если кто-то предлагает вам что-то, используйте Да, пожалуйста ‘ или ‘ Нет, спасибо ‘.
Хвалите и/или поздравляйте других с их достижениями. Похвалу нужно воспринимать как искреннюю — это может быть сложно, если вы чувствуете зависть или гнев.
На работе будьте вежливы и готовы помочь своим подчиненным и начальству. Уважайте и признавайте позиции, роли и обязанности других.
Используйте соответствующий язык — уважайте пол, расу, религию, политические взгляды и другие потенциально спорные или сложные темы. Не делайте уничижительных или потенциально подстрекательских комментариев.
Учитесь внимательно слушать — обращайте внимание на других, пока они говорят, — не отвлекайтесь во время разговора и не перебивайте. (Дополнительную информацию см. на наших страницах о навыках слушания.)
Уважайте чужое время. Старайтесь быть точными и точными в объяснениях, не показывая спешки.
Будьте настойчивы , когда это необходимо, но уважайте право других тоже быть настойчивыми. (Подробнее см. на наших страницах об уверенности в себе.)
Избегайте сплетен. Постарайтесь говорить о других людях что-то хорошее.
Извините за свои ошибки. Если вы скажете или сделаете что-то, что может быть сочтено грубым или смущающим, извинитесь, но не перестарайтесь. (См. нашу страницу: Извинение | Извинение)
Избегайте жаргона и лексики, которые могут быть трудны для понимания другими – тщательно объясняйте сложные идеи или инструкции. Не показывайся высокомерным.
Уважайте и будьте готовы выслушать идеи и мнения других.
Одевайтесь соответственно ситуации. Не носите открытую одежду в общественных местах и не смотрите на других, кто носит открытую одежду. Старайтесь не одеваться слишком небрежно для данной ситуации. (См. нашу страницу: Внешность)
Осторожно используйте юмор. Старайтесь не оскорблять и знать границы допустимого языка для разных ситуаций. (См. нашу страницу: Развитие чувства юмора)
Соблюдайте правила личной гигиены. Регулярно мойте и чистите зубы, меняйте одежду и пользуйтесь дезодорантом. Избегайте сильных духов, средств после бритья или одеколонов.
Будьте пунктуальны. Если вы договорились встретиться с кем-то в определенное время, убедитесь, что вы пришли вовремя или даже на несколько минут раньше. Если вы собираетесь опоздать, сообщите об этом другому человеку/людям как можно раньше. Не полагайтесь на слабые или преувеличенные оправдания, чтобы объяснить опоздание. Уважайте чужое время и не тратьте его попусту. (См. нашу страницу: Тайм-менеджмент для получения дополнительной информации.)
Всегда соблюдайте правила поведения за столом. При приеме пищи в присутствии других избегайте продуктов с сильным запахом, не разговаривайте с полным ртом и не жуйте с открытым ртом, ешьте тихо.
Не ковыряйте в носу или ушах, не грызите пальцы и не грызите ногти в общественных местах. Также избегайте чрезмерной игры с волосами.
Хорошие манеры ничего не стоят, но могут иметь большое значение для того, как другие люди относятся к вам или к организации, которую вы представляете. Когда вы вежливы и демонстрируете хорошие манеры, другие, скорее всего, будут вежливы и обходительны в ответ.